Подъём со дна Невы танка БТ -7

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Подъём со дна Невы танка БТ -7

Сообщение EvMitkov » 13 ноя 2010, 20:06


Доброго времени суток всем!
Несколько дней назад получил письмо от своих старых друзей из Питера, от ребят, которых знаю давно. И по жизни, и по службе. Несколько лет назад ими была осуществлена уникальная операция по подъёму со дна Невы легендарной "бэтушки". Сам факт сразу же получил достаточно яркое освещение в центральных СМИ, затем, как у нас водится, был подзабыт, оброс разного рода небылицами до неузнаваемости. Материалы были раздерганы по различным сайтам и ресурсам. А уж о сопутствующих трактовках и комментариях я вообще умолчу.
Поскольку я располагаю достаточно подробными и достоверными данными из "первых рук"; по просьбе своих друзей хочу выложить эти материалы именно в том виде, который они имели первоначально.
С уважением,
Е.Митьков.
1.
Подъём со дна Невы танка БТ -7
/ Подъём со дна Невы танка БТ -7
Отчет о выполнении работ
по подъему со дна Невы затонувшего в годы Великой Отечественной войны танка.

По инициативе сотрудника Музея-заповедника “Прорыв блокады Ленинграда” Игоря Девятникова специалистами проекта «Тайны затонувших кораблей» Андреем Лукошковым и Дмитрием Агеевым в апреле 2007 года проведена гидроакустическая съемка дна реки Невы в районе «Невского пятачка» с целью уточнения ранее обнаруженных ими объектов.
Один из гидроакустических контактов был интерпретирован как легкий танк. Водолазная станция ЗАО «Искатель» в составе Айвара Степанова, Александра Капустина, Александра Стасенко и Виталия Полищука 22.04.07 произвела обследование дна реки Невы в районе точки с координатами 59°51,215? СШ, 30°57,360? ВД и установила, что затонувший объект является советским легким танком БТ.
"Ударный колесно-гусеничный танк дальнего действия" был наиболее популярной машиной периода 30-х годов, его называли «летающим танком», танкисты соревновались, кто дальше на нем пролетит над землей после прыжка со специально насыпанных трамплинов. Разработан на базе колёсно-гусеничого танка М.1931 американского конструктора У. Кристи. Танк мог передвигаться как на гусеничном ходу, так и на колёсном (при этом гусеницы снимались и танк двигался на опорных катках), развивая достаточно высокую скорость для бронированной техники. БТ-7 предназначался, в соответствии с теорией глубокой наступательной операции, для развития прорыва в глубину обороны противника и ведения быстрых наступательных операций без поддержки пехоты. Он хорошо себя зарекомендовал в боях на Халхин-голе. Виктор Суворов писал про эту машину: «БТ — это танк-агрессор. По всем своим характеристикам БТ похож на небольшого, но исключительно мобильного конного воина из несметных орд Чингисхана».
Найденный на дне Невы танк вероятно принадлежит семейству БТ-7 первой серии 1935 года, со сварным корпусом как у БТ-5, цилиндрической башней типа Т-26 без поручневой антенны, но уже с двигателем М-17.
Габаритные характеристики БТ-7 обр.1935г.: масса - 13тн, длина - 5645мм, ширина - 2230мм, высота - 2374мм, клиренс - 400мм.
Танк затонул на глубине 15 метров в 120 м от левого берега Невы на левой кромке фарватера на 1328км в районе стыка н.п. Красные сосны и г. Кировска. Грунт песчаный, с валунами. Танк стоял на гусеницах, носом к левому берегу. Правый борт, нижний по течению, частично замыт песком. Люки открыты, в них видно, что песком замыто все боевое отделение (по низ башни) и отделение управления. Ходовая часть видимых повреждений не имела. Доступ до буксирных крюков, размещенных в носовой части корпуса, и кормовых буксирных рымов свободный. Состояние кормовых буксирных рымов из-за окисления неважное. Носовые буксирные крюки предназначены только для горизонтальной продольной тяги. Доступ до осей ведущих шестерней и ленивцев левого борта свободный, на правом борту сохранилась надгусеничная полка.
Факторами, затрудняющими выполнение работ по подъему танка, являлись: значительная глубина и сильное свыше 2 м/с течение. В связи с этим потребовалось принимать дополнительные меры для увеличения безопасности и эффективности выполнения подводных работ.
Берега Реки Невы в этом месте представляют собой крутой склон, плотно застроенный частными домами, подступы к урезу воды отсутствуют, буксирование танка на берег было признано нецелесообразным.
Подъем танка решили провести плавающим краном.

1.Подготовительные мероприятия.

14.06.07 водолазный бот "Искатель" был установлен на якорь так, чтобы водолазный трап оказался в 7м выше по течению над танком. Лебедкой заведен спусковой трос с балластом в 50 кг с закрепленным на нем ходовым концом длиной в 10 м.
Водолаз Александр Капустин начал работу с поиска в кромешной темноте стоящей где-то рядом с вибрирующей от силы течения баластиной. Надо отметить, что сила сопротивления течению такая, что при увеличении парусности за счет спускающегося по 8 мм тросу водолаза балластину отрывает от грунта и водолазу приходится «полоскаясь» в толще воды последние два метра спускаться, придерживаясь уже за ходовой конец, горизонтально идущий от баластины.
Боевая машина оказалась в 2-х метрах от спускового конца. После осмотра объекта Саша, потребовав слабину спускового конца, перенес чугунную тяжесть в кормовую часть танка, привалив его к ходовой части верхнего по течению борта. Теперь все, что спускается сверху вниз, будь то водолаз или оборудование, попадет непосредственно на танк. Приступаем к спуску гидроэжектора. Удобная модель, ее подогнали нам ростовские друзья. Одновременно разрыхляя перед собой грунт, он выбрасывает его через гофрированный рукав. Но обычная процедура превратилась в эпопею, которая вымотала Александра и съела оставшееся время бездекомпрессионного погружения. Скользящие скобы, на которых должен был скользить по наклонному тросу напорный рукав, создавали такое трение, что никаких усилий не хватало для опускания оставшейся на поверхности части рукава.



Второму водолазу, автору этого отчёта Айвару Степанову пришлось раздать полугайки и, освободив эжектор, затащив его в отделение управления, организовывать блоковую протяжку напорного рукава с поверхности, переложив на плечи товарищей, находящихся в 15 метрах над ним, основную нагрузку.
Получилось. Для начала удалялся грунт из отделения управления, через люк механика – водителя. Затем из боевого отделения через люк механика-водителя, но эжектор стал застревать за спинкой сидения механика-водителя. Стало ясно, что дальнейший размыв придется вести через люк башни. Это самое неприятное, ибо свежи воспоминания, когда пытался с видеокамерой снять внутренности башни, при этом скидывало течением два раза, получилось только на третий. Однако опыт … Точно рассчитанными движениями удалось с первого раза вставить эжектор в командирский люк. Песок быстро убывал. Из внутрибашенной мути показалось до крайности обеспокоенное своей дальнейшей судьбой тело налима. Капустин был не прав, конечно налим был не с него ростом, а с меня (я толще). Громадина повернулась и снова скрылась в замученной работой эжектора глубине башни. Желание схватить рыбину за жабры отбивала простая мысль - не хотелось кувыркаться по течению с налимом в руках, надо держаться всеми конечностями за броню, а усилием воли перемещать эжектор.
Вот казалось бы и все. Корпус очищен от песка. Но Александр Стасенко сообщил, что песок осаживается с подволока – верхних плоскостей корпуса танка, потеряв опору снизу. Ему пришлось еще час размывать корпус и правый, нижний по течению борт машины, где благодаря турбуленции накопился метровый песчаный бархан. В это время Андрей Герасименко, наш подводный оператор, снял свой сюжет под водой. Вот кому пришлось нелегко. Подводный бокс надо держать двумя руками. В ластах, без «медали» в 16 кг, которая помогает (помимо грузового пояса) водолазу «Искателя» удерживаться против течения, мягко говоря, Андрей удовольствия от процесса не получил.
Разбирать эжектор и подавать наверх его элементы - напорный рукав и эжектор с выбросным рукавом - пришлось уже Виталию Полищуку. Виталий завел четыре 4-х метровых стропа за оси передних «ленивцев» и задних ведущих шестерней. Пришлось помахать ломом, расчищая от остатков ржавого переднего правого крыла место остропки. По спусковому тросу уходят одна за одной стропы вниз, а из динамика слышатся четкие военные команды – «есть стропа», «я на задней правой оси, строплю, готово», «подавай» «пошел смотреть», «есть стропа».
Все готово к подаче «паука» строп краном. Завести «паук» на течении тоже дело непростое. Утро вечера мудренее.

2. Подъем.

16.06.07 с утра дул сильный ветер, прогноз – до 20 метров в секунду. Оптимизма никакого. Кран пол дня боролся с ветром пока не убедился, что не совладать. А ночью кран ушел на разгрузку аварийного парохода на Ладоге. Все отложено до понедельника.
18.06.07 генеральный директор ЗАО «Искатель» Петр Кабатов предложил завести длинные стропы и цеплять гак крана на поверхности. 15 метров, 2,5 м высота борта крана с леерным ограждением, гак с вертлюгом и цепями – 3 метра, а ведь и правда влезет. Затраты времени на подготовку строп не идут ни в какое сравнение с проблемами делать это на броне под водой.
После заведения Александром Капустиным двух длинных строп под водой и заведения гака п/крана за огоны Виталием Полищуком на поверхности начат подъем.

«Летающий танк» из под воды просто «вылетел», но из-за не успевавшей слиться воды остановлен на поверхности конечным выключателем нагрузки крана.

После слива воды танк был установлен Игорем Девятниковым с командой крана на палубе плавкрана.


Разгрузка, разоружение и реставрация танка будут проводиться на Невском судостроительном-судоремонтном заводе в городе Шлиссельбург, а «Искатель» пошел на «Морской фасад» выполнять рутинную работу.



Член президиума Конфедерации подводной деятельности России(КПДР),
член научного комитета КПДР,
водолазный специалист ЗАО "Искатель",
инструктор CMAS-КПДР***
А.В. Степанов
Ниже я привожу те фотоснимки, которыми располагаю из "первых рук"

Люк механика-водителя





Помывка и отчистка



Выгрузка боекомплекта

2.
Утром 19 сентября 2007 года закончены восстановительные работы. Танк БТ-5 готов занять место у музея-диарамы "Прорыв блокады"
Восстановление проводилось на Невском судостроительно-судоремонтном заводе в ШлиссельбургеАдрес: д.Марьино, левобережный подход Ладожского(Марьинского) автодорожного моста через Неву по трассе М-18 "Кола" (мурманка). Примерно 25км от СПб. Мемориальное танковое семейство увеличилось. К Т-34, КВ-1, Т-26, Т-38, КВ-1С прибавился танк БТ-7Это модернизированный БТ-5. По первым фотографим этого танка, где была видна лишь башня и крыша моторного отсека, специалисты опознали этот танк как БТ-7. В заблуждение ввели выхлопные трубы, торчащие сверху моторного отсека. Но на этой фотографии видно, что на задней стенке моторного отсека заварены отверстия выхлопных труб "родного" двигателя БТ-5. У БТ-5 броеневые листы соединяются клепкой, и нос не имеет скругления. Экипаж: 3 чел, масса: 11,9 т, длина: 5,80 м, ширина: 2,23 м, высота: 2,34 м, вооружение: 45-мм пушка 20К обр. 1932 г., 7,62-мм пулемет ДТ, запас хода по шоссе: 300 км (на колесах), 120 км (на гусеницах), скорость по шоссе: 72 км/ч (на колесах), 52 км/ч (на гусеницах). Выражаю благодарности:- клубу "Открытое море" и лично Александру Першанину,- ЗАО "Искатель",- администрации Кировского района и лично Киптиковой Галине,- коллективу Невского судостроительно-судоремонтного завода,- коллективу музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда" и лично Игорю Девятникову,- специалистам по танковому делу, которые прокомментировали различия в конструкции БТ-5 и БТ-7.
3.
Река Нева, 12 км от истока у крепости Орешек.

На левом берегу высится корпус ГЭС №8, откуда немцы вели прицельный огонь по переправе на Невский Пятачок
Подъем 15 июня был отменен из-за штормового ветра, плавкран ушел спасать судно на ЛадогуУтро 18 июня. Дождь, легкий туман над водой. К полудню дождь утих. Кран и судно "Искатель" стоят на позиции. Первый танк из Невы - КВ-1 нашли во время остановки судоходства на Неве (из-за аварии у Литейного моста). Сейчас суда идут, прижимаясь к правому берегу, на "Искателе" подняты знаки "Веду водолазные работы".На середине Невы в этом месте глубина 13 метров, быстрое течение. Водолаз работает с "пуповиной", по которой ему подается воздух и осуществляется связь."14.06.07 г водолазный бот "Искатель" был установлен на якорь так, чтобы водолазный трап оказался в 7 м выше по течению над танком." Танк затонул на глубине 15 метров в 120 м от левого берега Невы на левой кромке фарватера на 1328км на границе н.п.Красные сосны и г.Кировска. Грунт песчаный, с валунами. Танк стоял на гусеницах носом к левому берегу. Правый борт, нижний по течению, частично замыт песком. Из-за не успевавшей слиться воды подъем был остановлен на поверхности выключателем нагрузки крана. На заднем плане видны дома Невской (Выборгской) Дубровки. Оттуда этот танк начал переправу осенью 1941 года. Катки танка обрезинены для скоростного движения по дорогам в колесном варианте, без гусениц
Возвращение с войны
Со днва Невы поднят советский легкий танк БТ-5
Жители поселков, расположенных на берегах Невы, уже привыкли к «осколкам прошлого»: время от времени здесь появляются то корпус мины, то каска, то листы понтона или россыпь проржавевших патронов… За подобными «сувенирами» давно уже перестали нагибаться, но для того чтобы добраться до действительно исторически ценных реликвий, хранимых рекой, надо приложить немалые усилия. Танк, о котором пойдет речь, был обнаружен специалистами «Балтийского морского общества» при сканировании дна реки в районе бывших переправ Невского пятачка
Водолазы впервые пошли на дно для проверки находки в последние дни мая. Спуски проводили совместно с МЧС Ленобласти и ЗАО «Искатель» (эта организация занимается достаточно специфическими работами, в частности очисткой акватории от взрывоопасных предметов). Первый же спуск принес удачу: это действительно был танк, стоявший на дне, на глубине около 14 м, на собственных гусеницах. Благодаря торчащим из кормы выхлопным трубам его первоначально опознали как советский «быстроходный танк» - БТ-7. Если судить по расположению объекта, перед затоплением танк шел перпендикулярно речному руслу от правого берега к левому. В результате течение реки шлифовало его левый борт, одновременно нанося холм из песка в гидродинамической «тени» у правого.



ИНСТРУМЕНТ ПОИСКА
Гидролокатор бокового обзора (ГБО) формирует изображение справа и слева от приемника при его движении вдоль дна. То есть ГБО посылает ультразвуковой импульс и затем принимает отраженный сигнал. Таким образом производится ультразвуковое сканирование, по данным которого составляется изображение, похожее на телевизионное. Благодаря слабому затуханию акустических волн в воде полоса обзора акустической съемки может превышать 1 км. Прозрачность воды при этом не имеет значения.


Подготовка

Для начала водолазам пришлось размывать донные отложения вокруг танка и значительный слой «балласта» на дне корпуса машины (нанесен за 65 лет через открытые люки). В общей сложности было удалено около трех кубометров песка. Причем если предыдущие найденные машины просто с помощью лебедок вытащили на берег, то в данном случае крутой склон и сплошная застройка вынудили отказаться от этого варианта. Пришлось обратиться за помощью на Невский судостроительный завод (НССЗ) с просьбой предоставить плавучий 16-тонный кран. Тросы для подъема опустили на дно, и водолазы пропустили их под осями ведущих и направляющих колес танка (случаи обрыва штатных буксирных крюков, изъеденных коррозией, уже бывали). В общей сложности подготовка заняла около двух недель. За это время водолазы провели под водой почти сутки. Но это и понятно: под толщей быстротекущей воды абсолютно простые и понятные операции оказались сильно растянутыми во времени.

МЫ ДЕЛАЛИ ЭТО С УДОВОЛЬСТВИЕМ


Знаете, чем отличаются водолазы от дайверов? Водолазы погружаются не ради развлечения... Их будни -это тяжелая, кропотливая работа, а не разглядывание рыб на Красном море. Отсюда и отличия в подводном снаряжении. Дело в том, что водолазы зачастую работают в сильных течениях, в которых плавать практически невозможно. Например, на фарватере Невы, в месте, где лежал танк, скорость течения составляла 2 м/с. Именно поэтому на водолаза навешивается большое количество грузов и надеваются тяжелые водолазные боты для уверенного хождения по дну. Газовые смеси подаются с поверхности по шлангу из баллона, подключенного к компрессору. За спиной у водолаза только маленький семилитровый баллон на случай поломки компрессора. Через второй шланг поступает питание для источника света, а третий служит для двухсторонней голосовой связи с руководителем спусков. Этот жгут из трех силовых кабелей и является страховочным концом водолаза, за который его поднимают на поверхность и который гарантирует, что человек не окажется по воле стихии под винтами проплывающего рядом судна. Глубина залегания танка была всего 15 метров. С одной стороны, это совсем немного. Но если помножить эти метры на дикое течение, видимость до 40 сантиметров (практически все делается на ощупь), вертиго из-за отсутствия визуальных ориентиров, работу с размывочным насосом, понимаешь, какой это титанический труд и какое мужество требуется, чтобы провести в таких условиях больше суток. В общем, это была отлично выполненная работа профессиональных водолазов. Более того, по признанию руководителя водолазных спусков Айвара Степанова, команда совершала погружения с удовольствием.

Крановое хозяйство

Стандартная методика работы плавучего крана на акватории предполагает подводку подъемного механизма буксиром на место работы, его якорение и соответственно сами работы. В первый день именно так и пытались поступить. Но неустойчивая погода в верховьях Невы внесла свои коррективы - когда кран уже стоял над танком, усиливающийся с каждой минутой ветер прервал операцию (к тому моменту, когда кран сорвало с якорей, Нева напоминала отрезок разбушевавшегося моря с белыми барашками пены на сизых волнах). Ветер стих только к вечеру, и на следующий день солнце сияло посреди чистого небосвода. Но... кран ушел разгружать севшую на мель баржу. Следующую попытку поднять танк предприняли 18 июня. На этот раз все было по-другому - руководитель водолазных спусков проекта Айвар Степанов предложил новый план подъема без закрепления крана. Подъем начался рано утром. Водолазы снова спускались на грунт для прикрепления троса лебедки судна «Искатель» к лежащим на дне тросам («Искатель» удерживался на месте работой винтов). Лебедка подняла тросы вертикально вверх, и они были зацеплены за крюк подошедшего подъемного крана (для сопротивления ветровой нагрузке на нем закреплен «болван» массой в одну тонну). При этом не и-меющий собственных ходовых винтов кран мог перемещаться с помощью буксира.
На пределе возможностей

Вообще надо сказать, что операция по подъему танка была грамотно организована на всех уровнях: от Ладожского технического участка водных путей, обеспечивавшего управление движением по реке, не прерывавшимся, кстати, ни на минуту, до крановщика, оказавшегося на вершине этой «пирамиды» из людей и техники. Уникальность операции заключалась в том, что кран весом 50 тонн маневрировал малым ходом на расстоянии 2-3 метров от легкого водолазного бота. Малейшее неправильное движение, и бот или водолаз были бы раздавлены. Особую остроту моменту придавал и тот факт, что танк весил более 12 тонн, а кран 16-тонный. То есть, учитывая вес песка в танке и необходимость оторвать танк от грунта, подъем проводился на пределе возможностей механизма. Как только кран приподнял танк над поверхностью дна, буксир застопорил машину, и вся связка тихо пошла по течению. Таким образом давление воды на танк было снято, и крановщик вновь начал подъем.
Сюрприз из прошлого

Как ни готовились к этому моменту, но все равно миг, когда башня показалась из воды, стал неожиданностью. И только спустя несколько секунд раздались крики и аплодисменты людей, наблюдавших за подъемом танка с бортов кораблей и берега. Крановщик дал стечь воде, и вот уже танк завис над настилом палубы крана. После проверили хронометраж по видеосъемке: чистое время подъема - 50 секунд.
После первичного осмотра на воздухе стало ясно, что поднятый танк даже более уникальный, чем считалось. Нельзя сказать, что у нас в стране изобилие БТ-7, но по всем музеям с десяток наберется. Поднятая же машина относится к предыдущей модификации - БТ-5 (см.: БТ-5: единство и борьба противоположностей. С. 56), к тому же, судя по всему, она прошла модернизацию после 1938 года. Обычных «пятерок» сохранилось всего три (по одному в подмосковной Кубинке - в музее БТВТ, в Испании и Монголии), а таких версий просто больше нет. Одно плохо - серийный номер или документы машины найти не удалось, и поэтому часть, к которой был приписан танк, и фамилии членов экипажа остаются пока неизвестными.
Внутри танка

Первым внутрь БТ-5 забрался сотрудник МЧС Валентин Рыбаков. Оказалось, затвор орудия сохранил работоспособность, а в укладках стоят снаряды (на вид - почти как новые). Реакция зрителей была весьма предсказуемой: «Наверное, и выстрелить можно!» Но меланхолично соскабливавший саперной лопаткой ил с башни сотрудник спецотдела милиции сказал в сторону: «Уже нельзя». Сказал тихо, но все услышали... Снарядов, кстати, оказалось больше, чем положено, -125 штук. Видимо, экипаж перед переправой запасся по максимуму. К сожалению, группа разминирования МЧС по прибытии на завод мгновенно изъяла для уничтожения все боеприпасы, включая действительно редкие образцы, которых нет и в коллекциях центральных музеев. С другой стороны, саперов тоже можно понять: при долгом контакте взрывчатки с металлом образуются неустойчивые соединения, детонирующие совершенно непредсказуемо. Прецеденты, увы, бывали...
PS. Поднятый танк сохранился достаточно хорошо. Боевых повреждений нет, да и ржавчина не успела проесть броню машины до дыр. После восстановительного ремонта на территории НССЗ он снова отправится в путь - осенью БТ-5 предстоит стать пятой боевой машиной в коллекции музея «Прорыв блокады Ленинграда».
Бригада благодарит за помощь в подготовке материала Бориса СЕРГЕЕВА (клуб «Белый тюлень»), Евгения МИТЬКОВА (клуб ДВИМ) и Андрея ГЕРАСИМЕНКО (студия «Открытое море»)
текст: Андрей АКСЕНОВ
Виктор ЛЯГУШКИН
фото: Андрей АКСЕНОВ
Виктор ЛЯГУШКИН
Ещё несколько фотоснимков:

Восстановительная бригада

На пути домой

Установка


http://img-fotki.yandex.ru/get/5001/evm ... 183e018_XL


Остальные фото, снимки ходовой, кое-что другое, можно глянуть тут:
http://fotki.yandex.ru/users/evmitkov/album/132878/
Я не стал перегружать форум - кому любопытно, милости прошу.
Еще раз с уважением,
Е.М.
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13863
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Подъём со дна Невы танка БТ -7

Сообщение EvMitkov » 01 фев 2014, 21:52

phpBB [video]


В одном автор НЕ ПРАВ: это НЕ ЕДИНСТВЕННАЯ ЖИВАЯ БЭТУШКА...
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13863
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Подъём со дна Невы танка БТ -7

Сообщение EvMitkov » 12 апр 2015, 23:04

Доброго времени суток всем.

Наш новый коют-кампанеец, slider2000 - Игорь Шевченко переслал мне фото, касаемые подъема и реставрации питерской бэтушки.

Доброго времени суток, Евгений.
Увидел на форуме Вашу тему "Подъём со дна Невы танка БТ -7" и вспомнил что в далёком 2008 году, когда был в гостях питерского журналиста Леонида Питерского, он поделился со мной фотографиями этой машины снятыми во время её установки в экспозиции музея "Прорыв блокады Ленинграда". Думаю что Вас заинтересуют эти фото.

С уважением, Шевченко Игорь.


Во многих темах я уже говорил, КАК лично я отношусь и к самой этой машине.
Как я отношусь к тому, что техника только кажется "железной", на самом же деле - она имеет душу, состоящую из частичек душ тех людей, кто хоть когда-нибуть прикасался к ней своей ладонью, кто доверял этой технике свою надежду, свою жизнь.

Снимки эти, дающие представление о о самой машине, и о работах по ее восстановлению, и главное, - О ЛЮДЯХ, это свершивших я размещаю ниже.
Чего стоит найти, поднять и восстановить машину - я знаю по своему опыту.
И ЕСТЬ И СЛАВА этим ребятам, внешне - обычным нашим людям, способным на подобный подвиг.

Именно подвиг, пусть это и прозвучит выспаренно - но возвращение из небытия самого главного, что есть на свете - ДУШИ и ПАМЯТИ - это действительно подвиг.
И - очень непростая работа, выполнить которую может только человек, для которого эта работа превращается в СМЫСЛ.

И пусть эти снимки станут НАЧАЛОМ новой темы.
Темы - важнее которой лично я на сегодня просто не вижу.
Темы - о нашей Великой Победе.
О ее 70-летии.
Об этом рубеже - именно РУБЕЖЕ! - который сегодня предельно четко разделяет людей на СВОИХ и ЧУЖИХ.












































Снимков, пересланных Игорем, почти в два раза больше. Они - в отменнейшем качестве и разрешении, сжатые в ЗИП-архив, лежат тут
https://yadi.sk/d/PfyCjWaNfvrvA

СПАСИБО за эти снимки, дружище!
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13863
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Подъём со дна Невы танка БТ -7

Сообщение EvMitkov » 27 апр 2016, 23:36

Только-только получил наводку от нашей Аллы Станиславовны на материал, касаемый танков линейки БТ и людей, которые на них дрались.

Вот он: ВНИМАНИЕ.
Мои слова - ниже.


Чтобы помнили. Письмо погибшего солдата

Сегодня, 06:25

Спустя четверть века после войны в глухом лесу под Вязьмой был найден вросший в землю танк БТ-5 с хорошо заметным тактическим номером 12. Люки были задраены, в борту зияла пробоина.



Когда машину вскрыли, на месте механика-водителя обнаружили останки младшего лейтенанта-танкиста.
У него был наган с одним патроном и планшет, а в планшете — карта, фотография любимой девушки и не отправленные письма.

"25 октября 1941 г Здравствуй, моя Варя !

Нет, не встретимся мы с тобой. Вчера мы в полдень громили еще одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил я машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока.

Похоронил я Василия Орлова в березовой роще. В ней было светло. Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова, ничего не передал своей красивой Зое и беловолосой Машеньке, похожей на одуванчик в пуху.

Вот так из трех танкистов остался один. В сутемени въехал я в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо.

Очень обидно, что мы не всё сделали. Но мы сделали всё, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь.

Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.

Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов.

У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить.

А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.

Твой Иван Колосов."

Отсюда
http://mpsh.ru/10283-chtoby-pomnili-pis ... ldata.html
Со ссылкой на первоисточник тут
http://politikus.ru/articles/75059-chto ... ldata.html

Материал уже пошел гулять по сети. Надо думать, ко Дню Победы он будет подхвачен и растиражирован.
Но меня напрягло навскидку следующее:

Снимок, приведенный в качестве иллюстрации, взят с нашего форума. Вернее - с файлообменника, которым я пользовался, когда выкладывал материал о подъему бэтушки со дна Невы. Об этом - в начале этой темы. Можете поглядеть и сравнить сами.
Часть снимков мне тогда пересылали ребята непосредственно на почту, но именно с нишах "Псов" они и пошли по сети в общий доступ.
Я - не возражаю в таких случаях. Снимки подобного - дело святое. Действительно СВЯТОЕ.

Но однако на поднятой бэтушке был свой экипаж.
И даже невоенному видно, что берег Невы - это не "глухой лес под Вязьмой"
Так что твакие вот казалось бы невинные косяки-небрежности "публикаторов" сразу заставляют относиться с недоверием к тому, что они публикуют.

Это чем-то сродни немецкой или американской технике на полакатах ко дню Победы, о которых мы говорили и негодовали МНОГО.
Если уж ВЗЯЛСЯ писать о подобном - делай это срупулезно и ДОСТОЙНО, не оскорбляя памяти тех, кто дрался в той войне.
А надергать видеоряда или фоток из Сети... это по меньшей мере пошлое равнодушие и неуважение.
А по большей... сами понимаете, други мои.

И я попытался проверить хотя бы по своим каналам. По знакомым поисковикам (не поисковым машинам, а по людям, занимающимся поиском). Благо - не все связи растерялись, когда я ушел из ДВИМа.
Логика такого поиска проста:
Находка подобной машины, тем более в таком состоянии (раз даже краска на башеньке сохранилась!), а уж тем более сохранившихся останков танкиста и неразложившихся и читабельных бумаг в его планшете не могда пройти без фотофиксации. Это - азбука и аксиома.
О каждой подобной находке составляются фотоотчеты и так и далее.
Мои знакомые о такой находке не слыхивали и снимков не видели. Ни в междусобое, ни в сети.

Помимо перепевок о "БТ под Вязьмой" сопровождающихся следующими снимками этой якобы найденной машины - в доступе ничего нет.
Снимки различные - но знакомые.

Это и ...


На деле являющемся обрезанным снимком макета БТ с фестиваля "Поле Боя" в Подмосковье
Вот оригинал снимка:



Это и ...



Кадр из великого фильма К.Шахназарова "Белый Тигр", который я знаю ПОКАДРОВО, как и истории всей техники, которая в ней была задействована. Да у нас в рубрике о бронетехнике есть темы, посвященные созданию этих машин для фильма. Причем - от тех людей, кто эту технику делали своимируками. С полной фотовыкладкой.
А бэтушка - сделена ребятами тут
http://bushuev-motors.ru/?from=2Psk.ru

И я начал сомневаться и попытался проанализировать текс письма.
Не сочтите кощунством, други мои - но - орагинчески ненавижу подделки и подтасовки.

Итак: предпосылка:
вросший в землю танк БТ-5 с хорошо заметным тактическим номером 12.

Найден вглухом лесу... Не в болоте, в котором ил и торф - великолепные консерванты, в том числе для металла и краски.
Как бэтушка пробрадлась в "глухой лес"... не на край леса, а в чащу...
Ладно. Предположим, что глухой непроходимый (раз с 1941-го не нашли) лес разросся уже после войны.
Нереально - но допустим.

Как мог сохраниться бортовой номер? Не в земле, не в торфе, не в тине? Краска на атмосферном воздухе долго просто не живет. А уж тем более "четко читаемый бортовой номер"

У него был наган с одним патроном и планшет, а в планшете — карта, фотография любимой девушки и не отправленные письма.
И - больше ничего...
А вот тут - увольте.
Больше в машине, которую не раздраивали с описываемых событий в 1941-го - ничего не нашлось? Ни личных документов танкиста, ни формуляра машины, ни ПТЭ, обязательных для нахождения на борту? Раз сохранились планшет, причем в таком состоянии, что бумаги в нем читабельны (что крайняя редкость) то и другие бумаги обязаны были сохраниться. Машина была задраены изнутри, и не разворована...
Наган с одним патроном... Что за цирк?
Разве танкист вел бой сличным оружием? Но даже если вел бой - наган не имеет системы экстрагирования гильз. И даже если барабан расстрелян - гильзы должны оставаться. Предположить, что у кадрового танкиста 1941-го года (а это - адровый танкист начала войны, раз - в офицерском звании) - чтобы личное оружие было заряжено только одним патрончиком? Не верится.

Далее.
Если установлено, что это именно младший лейтенант - значит, на форме под танкобезом сохранились знаки различия в петлицах. Но кадровый в начале войны носил не только кубари-шпалы-треугольнички-ромбы в петличках. У большинства кадровых тех предвоенных лет предметом особой гордости служили значки и "За меткую танковую стрельбу", и значки ГТО - сколько таких вот сохранившихся значков доводилось находить в моей поисковой работе, вольной или невольной... Ими - гордились, они - поднимали авторитет командира перед бойцами.

Теперь - захотелось проанализировать сам текст письма.Написанного в октябре 1941-го.
Напомню - писал КАДРОВЫЙ танкист. Выдержки из прямой речи:
Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри.

ТАК не то, что кадровый, но даже первогодка-призывник не скажет. Танкис не скажет "боковая броня". У танка нет боков, есть - БОРТА. И броня - бортовая. Сказануть "боковая броня" (да не просто сказать, а написать обдуманно, потому как письма ПИШУТ, а потому слова подираются тщательней, чем в быстрой разговорной речи) - все равно что для шофера-проффессионала сказать "автомашина" или для моряка - "Корабль поплыл"

Далее:
Рана моя жестока.
Похоронил я Василия Орлова в березовой роще. В ней было светло. Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова, ничего не передал своей красивой Зое и беловолосой Машеньке, похожей на одуванчик в пуху.

Вот так из трех танкистов остался один. В сутемени въехал я в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо.
Как может человек, получивший тяжелое ранение - похоронить (выкопать могилу и потом закопать) даже неглубоко? А уж тем более в "березовой роще"? Тот, кто это писал - вообще видел когда-нибуть березовую рощу? С ее корневыми системами, где сложно даже метр на метр что-то выкопать, не подрубая корни? с подлеском?
Но раз человек - твой близкий боевой товарищ (а по иному никак, раз знаешь имена жены и дочери, видел их фото) можно предположить, что "похоронил" - .... схоронил. Но по черно-белым карманным фото вывести эпитет "беловолосой, как одуванчик в пуху" в своем предсмертном письме написать к СВОЕЙ любимой женщине...
Так поэтично и главное - сугубо литературно, как будто молодой парень (раз младший лейтенант) до этого литературный закончил. Хотя и есть попытка "приземлить стиль" - употреблено слово "сутемени", что выпадает ил менталитета всей растекстовки.

Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь.
Младший лейтенант в 1941-м и кадровый танкист на Халхин-Голе в 1939-м?

Такое ощущение, что тот, кто писал, взял за кальку песенку Богушеской "Рио-Рита".
Там есть строки:
"...Миновала его судьба
И в Манчжурии и на Халхин-Голе..."


phpBB [video]


Да и перекличка с фильмом"Офицеры" чуется.
И - с Иваном Дрёмовым.

А это уже - из Льва Николаича нашего Толстого.
Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.
Так мог сказать граф. Так может сказать человк, которому за полтинник. Но сказать так молодой парень-танкист, после боя, смертельно раненый и истекающий кровьбю и при этом думающий о естественной старости... О новых городах...
Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь.
В осень 1941-го мало кто из дерущихся позволял себе думать о том, что "старые города" до Кавказа и Сталинграда будут разрушены. Что сады будут сожжены. Воин редко задумывается, позволяет себе задумываться над подобным.
Я - не хочу приводить в пример себя.
Я - не хочу приводить в пример своих товарищей.
Я хочу привести пример из Симонова, из "Живых и мертвых". Слова - о кадровом танкисте офицере Климовиче.
Вот эти слова. Вчитайтесь в них внимательно:

После августовских и сентябрьских, удачных для нас, наступательных боев под Ельней на Западном фронте установилось относительное затишье. Танковая бригада подполковника Климовича стояла в лесах южней Ельни; ее разведывательный батальон на правах пехоты занимал на переднем крае четырехкилометровый оборонительный участок.

Перед началом войны Климович командовал танковой бригадой, стоявшей под Слонимом. Из людей, с которыми он начал войну, в строю осталось всего семьдесят. Одни погибли, пока бригада пробивалась из окружения лесами на Слуцк и Бобруйск, другие полегли, прикрывая Могилев, третьи вышли из строя уже здесь — под Ельней.

Перед ельнинскими боями бригаду укомплектовали наполовину старыми танками — БТ-7, а наполовину новыми — Т-34, или, как их все сразу стали называть, "тридцатьчетверками". "Тридцатьчетверки" показали себя первоклассными машинами, но именно поэтому на них выпала под Ельней главная тяжесть боев. В каждом батальоне был большой некомплект, но бригаду не отводили в тыл, обещая на днях снова пополнить, прямо на позициях, людьми и танками, на этот раз одними "тридцатьчетверками". Влюбившись во время ельнинских боев в эти машины, Климович ждал их прихода с нетерпением, которое может понять только танкист, уже два раза за эту войну чудом выскакивавший из пылавших, как спичечные коробки, БТ-7. Что у этих легких танков при хорошей скорости слабая броня и вооружение, стало ясно еще к концу халхинголских событий. И все-таки, не дождавшись обещанной замены их "тридцатьчетверками", Климович встретил на западной границе войну именно с этими устаревшими танками.

На пятый день войны он едва не расстрелял перед строем своего командира роты, который в приступе сильной ярости стал кричать в присутствии бойцов, что с этими спичечными коробками нельзя воевать, а через час пошел в бой, подбил немецкий танк и сам сгорел на глазах у Климовича.

Под Ельней Климович испытал двоякое чувство: гордости за своих танкистов, которые на новых машинах, как орехи, кололи немецкие танки, и горечи оттого, что у него в начале войны не было ни одной такой машины и ему приходилось отдавать по два и по три танка за один там, где он мог бы отдать один за два.

Сейчас, во время затишья, он отремонтировал все оставшиеся в бригаде БТ-7 и упорно вдалбливал в сознание подчиненных, что можно воевать и на этих машинах, но в душе ждал новых танков с такой страстью, с какой не ждал еще ничего на свете.

Он думал о своей бригаде и ни о чем другом, потому что ничего другого у него не было.

До войны у него было четыре человека, вместе с которыми он жил; троих он любил, о четвертом считал себя обязанным заботиться: это были его дочь, его сын, его жена и мать его жены. На третий день войны всех четверых убило бомбой в машине, на шоссе, когда он уже считал их спасенными. Когда ему сказали об этом, шел бой, и он даже не смог поехать и посмотреть, как будут хоронить то, что от них осталось. Ему было всего тридцать лет, и если бы кому-нибудь пришло в голову спросить его: "Да, с тобой стряслось такое, страшней чего не бывает, но у тебя впереди жизнь, неужели в ней уже ничего не будет взамен утраченного?" — наверное, несмотря на всю силу своего горя он честно ответил бы: "Нет, будет". Но за все эти месяцы никому из тех, кто слышал его твердый голос и видел выражение его запертого на замок лица, не приходило в голову спросить его, как он, оставшись один, думает жить после войны. А сам он тоже не думал о том, как будет жить после войны. Он сам был — война, и, пока продолжалась война, кроме войны и ее прямых интересов и потребностей, теперь, после гибели семьи, в душе его не оставалось ничего и никого.


Симонов говорит - правду.
О том, что думает и что чуствует человек на войне и в войне - мы говорили не раз и не два. И Викторыч, и я - сами валялись по госпиталям, в том числе с тяжелыми, когда никто не знал - выживем ли. Но вряд ли могло придти в голову писать любимой женщине ТАКОЕ.
Алла меня поймет. А моя Ирка меня вообще в госпитале только живьем в Чеченские увидала. До этого - как-то удавалось её от этого отстранять. Только по шрамам и выяснялось.
А последнее - вообще из сериалов "пра-любофф"
У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить.

А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.


В общем, други мои, простите за кощунство - если я не прав и ошибаюсь.
Но чуйка все же говорит о том, что к сожалению НЕ ОШИБАЮСЬ.
Что это - небрежно смастыренный фэйк ко Дню Победы. "Потому как в тренде"

И потому мне ДИКО ГОРЬКО.

Так же горько, как если бы плакаты с лицами "Бессметрного Полка " шуровал бы на потоке в фотошопе какой-нибуть партиотичный неумелый фуфломёт...с самыми благими намерениями, но на злобу и потеху нашим врагам.
И как оскорбление памяти тех, кто стоял насмерть и не дошел до Победы...
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13863
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Подъём со дна Невы танка БТ -7

Сообщение EvMitkov » 01 май 2016, 18:33

В продолжение разговора о якобы "только недавно найденном в глухом лесу БТ", о современный ура-патриотичных долбоё...дятлах, (хотя вернее было бы назвать их ура-истеричными долбодятлами) и о качестве инфы в соц.сетях.

Всё нижеследующее раскопано нашей Аллой Станиславовной на тосамом "Политикусе", который и разместил фэйк о бэтушке.
Alla Korotkova

После твоих отповедей успела - комменты просмотреть. Их 84 штуки. Только в двух из них человечек позволил себе усомниться в чём-то - и комменты его свернули с объяснением, что большинству пользователей ЭТО НЕ НРАВИТСЯ.
И два последних коммента - их, пожалуй, приведу полностью:

№83 kubanoid Сегодня, 15:08
Танк с экипажем в составе командира младшего лейтенанта Ивана Сидоровича Колосова, башнёра Василия Орлова и мехвода Павла Рудова получил повреждение в начале октября 1941 года на подступах к Вязьме. Командир был контужен, механик-водитель погиб. Колосов и Орлов слили горючее и сняли боеприпасы с других подбитых танков, отремонтировали свою машину и увели её в лес. Определив, что находятся в окружении, танкисты решили пробиваться к своим с боями. 12 октября выскочивший из засады одинокий танк разгромил немецкую колонну. Танкисты соблюдали осторожность и старались действовать наверняка. Однако 24 октября, когда они напали на очередную колонну, немцы успели развернуть пушки. Остальное Иван Колосов рассказал в своём прощальном письме. Варвара Петровна Журавлёва получила адресованные ей письма спустя без малого 30 лет. Эту историю рассказал Евгений Максимов в газете «Правда» за 23 февраля 1971 года. По его сведениям, танк Колосова был установлен в качестве памятника у одной из дорог — однако до наших дней этот памятник, к сожалению, не дожил.


Когда в своей группе СОИ на КРЦ сидела - то да, ни одна буковка, не то, что слово, без лупы не проскакивала. Потому и был доволен и Начразведки А и Командующий Первым пунктом


ПРи этом - иллюстрирующий снимок - снова сделан с той бэтушки, что подняли из Невы и снова - с нашего форума...
Однако действительно в ЦАМО есть упоминания о повиге ребят-танкистов.

За одним маленьким "Но".
Ни о каком "предсмертном письме" в ЦАМО не упоминается.
Далее Алла Станиславовна продолжила:

Alla Korotkova

Опять полезла в комменты, кое-что и добавилось. Кстати, вот те комменты, которые админ Политикуса скрыл с такой подписью:

Этот комментарий получил слишком много голосов против.показать


№51 scoffer29 Вчера, 08:58
Есть у меня очень большие сомнения, что тяжело раненный герой-танкист в литературном стиле мог написать такое предсмертное письмо. Скорее всего это журналисты постарались...


Ты понял, что даже такие сугубо филологические сомнения вызвали у комментаторов бурю негодования. Автор коммента - филолог, поэтому чисто технических деталей даже не касался.




↑ №53 scoffer29 Вчера, 10:49

Вы пробовали В ТАНКЕ хоть строчку написать, в этой ужасной тесноте, в темноте? Да ещё истекающим кровью с тяжёлым ранением?
Никто не умаляет подвига экипажа танка, но очень большая вероятность в том, что предсмертную записку "творчески" отредактировали журналисты. От этой ненужной и вредной ретуши подвиг становится тусклым и теряет своё величие...




№56 shpacks Вчера, 20:25
На посмотри на это письмо филолог, можешь все-таки проникнешься?








↑ №58 AndreHR-V Вчера, 13:01
А Вы не сомневайтесь! А, кстати, перед смертью боль уходит (как он и написал!) и наступает такое просветление, покой и облегчение. А насчет стиля, их так учили, нас так учили (немного хуже, конечно), жаль, что сейчас так не учат!!! ----------


↑ №59 scoffer29 Вчера, 14:48

Вы меня, дипломированного филолога, будете стилю письма учить?
Между прочим, у меня дед-танкист, орденоносец, с Курской битвы прошёл всю войну до Берлина в 1-й гвардейской танковой армии Катукова, так что не надо мне о танках на войне сказки рассказывать! Тем более, самому приходилось полазить по разным танкам и оценить, как там очень тесно. Для меня корявая строчка"Прощайте, родные!..", написанная слабеющей рукой, во сто крат дороже того, что здесь нам показывают...



И вот, что ему ответили:
№62 Дедушка Немец Вчера, 20:57 Пошёл вон тролль поганый! Не погань память... Этот Ваня жизнь свою положил что бы мы жили!



Ага, вот ещё один коммент, и автору по барабану твои сомнения про Халхин-Гол, видать, большой знаток военной техники:

№82 alexbatz Вчера, 13:18 БТ-5 это конечно картонка.
Его в бочину и пулемет разберет, даже снарядов не надо. Экипаж опытный, Халкин-Гол прошли. Таким 34-ку или КВ-1 можно смело было дать. На одном из этих танков, достойном этого экипажа они бы веселуху фашистам крепкую устроили.



И он же:

№84 alexbatz Вчера, 13:24
А еще этот Иван Колосов был хорошим мехводом. Машина 70 лет в лесу гнила, а ходовка на фотографии повторяет контур рельефа, те подвижна и насмерть не проржавела. Это говорит о том, что все было так хорошо смазано и защищено, что осталось функциональна по прошествии стольких лет.



+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Такие вот дела, Старый... :( Вот не знаю - что меня торкнуло тебе целиком всю эту лабуду выложить...Даже о сомнениях писать не стала - всё же ж второпях, но точно что-то зацепило...да и выглядел этот экспонат так, что ну никак не мог прекрасно сохраниться на нём бортовой номер! И при всей моей любви к научной фантастике - ни письма, ни фотографии однозначно не могли сохраниться за почти три четверти века в наших лесах. Может, потому, что больше уважаю ефремовскую школу научной фантастики, а Иван Антонович всегда был больше учёным, нежели фантастом.
(...)
Во-первых, убеждена, что настоящий героизм наших армии и народа не нуждается в фейках и передёргиваниях, так сказать, приуроченных.

Во-вторых, и среди молодой поросли могут найтись въедливые и скрупулёзные исследователи, умеющие анализировать. И как им потом докажешь, что и во всём остальном реальном, не фейковом, нет ни тени лжи?

Да, ты прав, от глупых выдумок вреда может оказаться гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
(...)
Стала просматривать все комменты конкретно. Эмоции, эмоции, эмоции - "слёзы", "ком в горле", "героям слава!"(даже покоробило после 404) и "враг не пройдёт", много о воспитании молодёжи - мол, в том духе надо...
А в каком духе?
Подтасовки и лжефактуры? И, как видишь, даже слабые ростки сомнений некоего филолога - были безжалостно растоптаны патриотичными в своём священном гневе гражданами-пользователями ресурса Политикус...

Как поняла, сам админ сайта и выложил сие. Сам "скрывал" комменты, получившие много отрицательных оценок. Сам не указал ни авторства, ни надёжного источника этой стряпни. Т.е.фактически поддержал и дал распространиться грубой подтасовке. И попробуй упрекни! Всё из лучших побуждений, всё с патриотическим замесом и накалом! Ну и не правда разве, что "зло всегда норовит вести огонь с высокого берега"?(я тебе цитировала в письмах). Нынче этот берег оказался - ПАТРИОТИЗМОМ. Чем не высота?!..


Что я мог бы добавить к Аллочкиным словам?
Касаемо этих патриот-комментаторов - только одно и очень грубо (уж примите пардон - но других слов нету):
"Чем бы дитя ни тешилось - лишь бы бебать не просило".
Именно так характеризуют упертых дураков на флоте.

Обратите внимание на ПОЧЕРК этого "якобы предсмертного письма". ВНИМАТЕЛЬНО поглядите.
Написано - ровно по строчкам. Клетка к клетке.
В полумраке БО слабеющей от потери крови рукой.
В почерке - элементы БЕЗОТРЫВНОГО письма, которому начали учить в отечественных школах ПОСЛЕ войны.
Аккурат в то время, когда журналь-патриот Максимов, известный не только такими фэйками уже в те времена, проходил становление как школьник.

Письмо явно стилизовано, причем клетка тетрадного листа - тоже послевоенная.
Ну, а о том, что "перед смертью боль уходит", об этом канешна, нонешние блоггеры знают куда лучше нашенского...
Человек истекает кровью - на листке ни пятнышка, хотя писано на планшетке простым карандашом - с нажимом. Видимо - в умывальнике руки мыл перед написанием...
Об остальном и говорить не хочется.
Фэйк - он фэйк и есть, даже если сделан в 1971-м. При этом "любимая Варя" ничтоже сумневаясь, отдала заветное письмо мужа, последнюю памятку о нем, предсметрную зкаписку - музею...
Кто из нас отдал бы?

Тошнит меня от всего этого.
Тошнит до такой степени, что ... ладно, опять ненорматив прёт.
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13863
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.


Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 1

cron