Тяжелые танки СССР

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Тяжелые танки СССР

Сообщение GT-500 » 06 июн 2011, 19:31

Тяжёлый танк Т-35



Это была пятибашенная боевая машина с двухъярусным расположением вооружения. В центральной верхней башне устанавливались 76,2-мм пушка и пулемет, здесь также находились три члена экипажа: командир (он же наводчик), пулеметчик и радист, он же заряжающий. В двух башнях размещались 45-мм пушки и пулемет, и по два члена экипажа - наводчик и пулеметчик. В пулеметных башнях располагалось так же по одному пулеметчику. Центральная башня отделялась от остальной части боевого отделения перегородкой. Передние и задние башни попарно сообщались между собой, отделение управления было в передней части и соединялось с боевым через боковой люк в перегородке. Отдельные узлы машины унифицированы с узлами танка Т-28.



В процессе производства в конструкцию Т-35 неоднократно вносились изменения. Его масса возросла с 49 до 55 тонн. Число членов экипажа сократилось с 11 до 9. Последние образцы машин выпускались с коническими башнями. Иной стала конструкция бортовых экранов, усилили элементы подвески, заменили пушки.

Тяжелый советский пятибашенный танк Т-35 был спроектирован специалистами опытного конструкторско-механического отдела машиностроительного завода №174 имени Ворошилова Н.В. Барыковым, С.А. Гинзбургом, С.О. Ивановым и Л.С. Трояновым. В 1933 году его серийный выпуск организовали на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна.

Т-35 имел классическую компоновочную схему корпуса. Отделение управления размещалось впереди, боевое - в середине, а моторно-трансмиссионное - в корме. Тем самым обеспечивался хороший обзор местности, и значительно сокращалось непростреливаемое пространство в направлении движения вперед.

На подбашенной коробке корпуса на щариковых опорах устанавливались центральная башня, вокруг нее по диагонали две башни с пушечно-пулеметным вооружением (справа налево) И две с пулеметным. Все они имели цилиндрическую форму. Центральная башня была снабжена подвесным поликом, на котором размещалась часть боекомплекта, что в значительной степени улучшало условия работы экипажа, и имело круговое вращение в горизонтальной плоскости. У остальных секторы обстрела ограничены углами в 165°-235°.

Бронирование танка обеспечивало защиту экипажа и внутреннего оборудования на всех дистанциях от огня крупнокалиберных пулеметов и осколков снарядов, мин и бомб. Броневые катаные листы толщиной 20-30 мм (крыша - 10 мм) соединялись электросваркой и частично заклепками. В передней части корпуса они были наклонены под сравнительно большими углами к вертикальной плоскости, что повышало их защитные свойства.

Вооружение состояло из трех пушек и пяти пулеметов. Короткоствольная 76,2-мм танковая пушка КТ-28 устанавливалась в маске центральной башни, а две 45-мм танковые пушки - в передней правой и задней левой башнях. Два 7,62-мм танковых пулемета ДТ были спарены с 45-мм пушками, ешё три находились в шаровых опорах центральной и пулеметной башен. Пушка и пулемет, установленные в центральной башне, составляли верхний ярус вооружения, а пушки и пулеметы башен, расположенных вокруг центральной - нижний.

Тактико-технические характеристики обр.1938 г.:
масса в снаряженном состоянии: 55 000 кг;
экипаж: 11 чел;
длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 6500 мм;
ширина траков: 500 мм;
удельное давление на грунт: 0,78 кг/см2;
вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28, две 45-мм пушки обр. 1932 г,
шесть 7,62-мм пулеметов ДТ;
углы вертикального наведения : -5° ; +25°;
углы поворотов 45-мм башен: 192° - левая ; 184° - правая;
боекомплект: 96 выстрелов калибра 76,2 мм, 220 выстрелов
калибра 45 мм и 10080 патронов;
двигатель: М-17Т, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный,
жидкостного охлаждения;
количество передач: 4 вперед, 1 назад;
ёмкость топливного бака: 910 л.;
расход топлива по шоссе на 100 км.: 600 л.;
мощность двигателя: 500 л.с. при 2200 об/мин;
скорость по шоссе: 30 км/ч.;
скорость по пересеченной местности: 20 км/ч.;
запас хода по шоссе: 150 км;
запас хода по пересеченной местности: 70 км;
Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, они собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)
Аватара пользователя
GT-500
 
Сообщения: 479
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:53
Откуда: Волгоград

Тяжелый танк КВ-1

Сообщение GT-500 » 07 июн 2011, 15:02



В августе 1939 года танки СМК и КВ изготовили в металле. В конце сентября оба танка приняли участие в показе новых образцов бронетанковой техники на НИБТ полигоне в подмосковной Кубинке, а 19 декабря тяжелый танк КВ был принят на вооружение Красной Армии. Несколько ранее опытные тяжелые танки передали 20-й тяжелой танковой бригаде, учувствовавшей в боях на Карельском перешейке. Первый бой они приняли 17 декабря при попытке прорыва Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма. При этом танк СМК подорвался на мине и был оставлен экипажем. Танк КВ показал себя с лучшей стороны, однако очень быстро выяснилось, что 76,2-мм пушка Л-11 слаба для борьбы с дотами. Поэтому в сжатые сроки разработали и построили танк КВ-2 с башней увеличенного размера, вооруженный 152,4-мм гаубицей М-10. К 5 марта 1940 года три КВ-2 были отправлены на фронт.



Фактически серийное производство танков КВ-1 и КВ-2 началось в феврале 1940 года на Ленинградском Кировском заводе. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня к выпуску КВ должен был подключиться и ЧТЗ. 31 декабря была произведена опытная сборка первого КВ уральского производства. Одновременно в Челябинске началось строительство специального корпуса для сборки тяжелых танков. Следует отметить, что начиная с ноября, в танк КВ-1 вместо пушки Л-11 начали устанавливать 76,2-мм пушку Ф-32 производства Горьковского завода №92. Планом на 1940 год предусматривалось создание новых образцов танка КВ. Так к 1 ноября предполагалось построить два КВ с бронированием толщиной в 90 мм: один с пушкой Ф-32, другой с 85-мм пушкой, а к 1 декабря - два КВ со 100-мм броней и аналогичным вооружением. Эти танки были построены и получили обозначение КВ-3 (объекты 220, 221, 222).

План производства на 1941 год предусматривал выпуск 1200 таких машин. Из них 1000 (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-3) на Кировском заводе и 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако поражения первых месяцев внесли свои коррективы, в частности к производству КВ-3 так и не приступили. Что же касается выпуска КВ-1 на ЧТЗ, то до 22 июня там собрали всего несколько танков. Всего же в 1940 году было построено 243 машины, а в первом полугодии 1941 года - 393. Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Башня изготавливалась в двух вариантах - сварном и литом. Максимальная толщина брони сварных башен - 75 мм, литых - 95 мм. В 1941 году толщину брони башни довели до 105 мм. На танках более раннего выпуска броневую защиту усиливали 25-мм экранами, которые крепились к корпусу и башне болтами (не совсем понятно, для чего это делалось - в 1941 году бронирование КВ-1 было и без того избыточным). На танках первых выпусков устанавливалась 76,2-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с осени 1941 года - 76,2-мм пушка ЗИС-5. Кроме того танк вооружался тремя пулеметами - спаренным, курсовым и кормовым. На части танков ставился и зенитный пулемет ДТ.

Во втором полугодии 1941 года выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. К производству многих узлов и агрегатов подключились такие крупные ленинградские предприятия, как Ижорский и Металлический заводы, завод "Русский дизель" и другие. Из-за отсутствия дизелей В-2 танки КВ-1, так же как и Т-34, некоторое время выпускались с бензиновыми двигателями. Однако в условиях блокады продолжать массовый выпуск танков было невозможно, поэтому с июля по декабрь в несколько этапов проводилась эвакуация Кировского завода из Ленинграда в Челябинск. 6 октября Челябинский тракторный был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома - ЧКЗ, ставший единственным заводом-изготовителем тяжелых танков вплоть до конца Великой Отечественной войны.

Тяжелые танки КВ принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до ее завершающего этапа.

Тактико-технические характеристики КВ-1:
боевая масса: 47,50 т;
экипаж: 5 чел.;
длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 4330 мм;
ширина траков: 650 мм;
двигатель: В-2К, 12-цилиндровый, 4-тактный,
V-образный дизель, жидкостного охлаждения;
мощность двигателя: 600 л.с.;
вооружение: 76,2-мм пушка Л-11обр. 1939г (Ф-32 обр.1940г),
четыре 7,62-мм пулемета ДТ;
боекомплект: 135 снарядов, 2772 патронов;

Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, они собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)
Аватара пользователя
GT-500
 
Сообщения: 479
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:53
Откуда: Волгоград

Тяжелый танк КВ-2

Сообщение GT-500 » 07 июн 2011, 19:11



Кроме гаубицы, КВ-2 был вооружен еще и тремя 7,62-мм танковыми пулеметами ДТ (спаренный с гаубицей; в шаровой опоре кормовой стенки башни; в лобовом листе подбашенной коробки слева от механика-водителя). Гаубица имела по тому времени сравнительно высокие показатели. Ее бронебойный снаряд (морская граната) массой 52 кг с начальной скоростью 436 м/с пробивал броневую плиту толщиной 72 мм на дистанции 1500 м под углом встречи 60°. Для стрельбы по железобетонным укреплениям имелся бетонобойный снаряд массой 40 кг с начальной скоростью 530 м/с. Углы наведения гаубицы по горизонтали 360°, по вертикали от -5° до +12°. Для вертикальной наводки применялся секторный механизм. Стрельба велась с использованием телескопического прицела Т-5 (ТОД-9) или перископического прицела ПТ-5 (ПТ-9). Боекомплект танка состоял из 36 артиллерийских выстрелов раздельного заряжания и 3087 патронов к пулеметам ДТ (49 магазинов).

В кормовой части башни располагался люк для загрузки боеприпасов, на крыше имелись люки для посадки экипажа, приборы наблюдения и вентиляторы. На боковых стенках - скобы для подъема на крышу и амбразуры для стрельбы из личного оружия, закрываемые изнутри коническими пробками. Такая же амбразура была на дверце кормовой стенки башни. Управление поворотом башни осуществлялось при помощи механического и электрического приводов.

Бронирование танка было изменено по сравнению с КВ-1. Оно состояло из броневых катаных листов толщиной 75 мм (лобовая часть борта и башня), 60 мм (кормовая часть), 40 мм (днище) и 30 мм (крыша), соединяемых электросваркой. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть, а также средства внешней и внутренней связи унифицированы с КВ-1. При боевой массе 52 тонны танк отличался неплохой для его типа профильной проходимостью, сопоставимой с КВ-1. Его запас хода по топливу по шоссе составлял 250 км, средняя скорость движения - 20 км/ч.

Экипаж состоял из шести человек: командира, механика-водителя, замкового, младшего механика-водителя и стрелка-радиста. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в передней части корпуса (отделении управления), а остальные члены экипажа - в башне (боевом отделении).

Несколько танков КВ-2 в середине февраля 1940 года проходили испытания при прорыве линии Маннергейма. С помощью артиллерийского огня ими были сделаны проходы в гранитных надолбах и разрушены с близкого расстояния доты, мешавшие продвижению стрелковых подразделений. Броня танков выдержала при этом сильный противотанковый огонь противотанковой артиллерии противника. В частности, один из танков получил 48 вмятин от попадания снарядов, но остался в строю. После успешного завершения испытаний КВ-2 был принят на вооружение и находился в серийном производстве до 22 июня 1941 года (после рокового воскресенья танк стал ненужным: ближайшие линии обороны находились в Восточной Пруссии, а, когда стало ясно, что вторжение на территорию противника временно откладывается, естественно, что таким неповоротливым махинам в оборонительной войне не нашлось применения).

Тактико-технические характеристики:
боевая масса: 52 т .;
экипаж: 6 чел.;
длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 4330 мм;
ширина траков: 650 мм;
удельное давление на грунт: 0,82 кг/см кв;
мощность двигателя: 600 л.с.;
двигатель: В-2К, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель,
жидкостного охлаждения;
вооружение: 152,4-мм пушка МЛ-20С, три 7,62-мм пулемета ДТ;
боекомплект: 36 выстрелов, 087 патронов;

Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, они собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)
Аватара пользователя
GT-500
 
Сообщения: 479
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:53
Откуда: Волгоград

Тяжелый танк КВ-85

Сообщение GT-500 » 08 июн 2011, 13:59



В конструкторском бюро Ж.Я.Котина решили пойти на модернизацию танка KB-1C, установив на него танковую пушку Д-5Т Ф.Ф.Петрова калибром 85 мм. Воистину, это было соломоново решение. Была расширена подбашенная коробка, в которой с трудом расположили увеличенный в диаметре погон танковой башни улучшенной формы. Боекомплект из 70 выстрелов разместился в измененной боеукладке. Пушка Д-5Т, несмотря на плотную компоновку, для установки на танк была слишком сложна и трудоемка в производстве, имела невысокую скорострельность и посредственные баллистические характеристики (начальная скорость снаряда - 792 м/с).

В конечном итоге, именно чрезмерная сложность конструкции пушки, не позволявшая заводу №9 развернуть ее массовое производство, предопределила небольшое количество выпущенных КВ-85. При размещении пушки и боеукладки пришлось пожертвовать пятым членом экипажа - стрелком-радистом, для которого просто не осталось места. Курсовой пулемет ДТ зафиксировали в одном положении, заварив подвижную шаровую установку. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть остались полностью от KB-1C.

Таким образом, танк КВ-85 был временной машиной компромиссов и нисколько не претендовал на звание "зверобоя" новых немецких танков. При создании этой модификации KB ставилась задача опробовать 85-мм пушку в боевых условиях, в борьбе с "Тиграми" и "Пантерами", чтобы выработать требования к калибру и компоновке орудия нового перспективного танка, который должен был вскоре сменить серию KB в Красной Армии.

Боевое приминение.
По архивным данным было выпущено 148 танков КВ-85, которые с сентября 1943 года стали поступать на фронт. Одновременно до декабря 1943 года продолжался и выпуск танков КВ-1С. Большая часть КВ-85 в составе Гвардейских танковых полков прорыва попала на Южный (2-го формирования), позже - 4-й Украинский фронт, где участвовала в освобождении Украины и Крыма. Так как КВ-85, в целом, не превосходил немецкие тяжелые танки, бои шли с переменным успехом. Результаты зависели преимущественно от подготовки экипажей противоборствующих сторон и от выбранной ими тактики действий.

В состав 28-й Армии 4-го Украинского фронта входил 34-й Гв. ТПП (20 танков КВ-85), который совместно с 40-м ТСАП (тяжелый самоходно-артиллерийский полк), имевшим 9 СУ-152, 20-25 ноября вел бои в районе поселка Екатериновка. 20 ноября оба полка в двухэшелонном порядке атаковали позиции противника, который кроме артиллерии имел в обороне зарытые танки PzKpfw IV Ausf. Н и САУ Marder II (до 18 штук). В течение дня танкистам и самоходчикам удалось захватить первые линии немецких окопов, потеряв при этом 6 танков КВ-85 (оставлены на территории противника) и 6 СУ-152. Во второй день боев до 10 танков PzKpfw IV Ausf. H предприняли контратаку на позиции советских войск. Силами пехоты и обоих танковых полков атака была отбита, противник потерял 5 танков, с советской стороны потерь не было.

23 ноября 1943 года все исправные машины полка опять атаковали германские позиции, прорвали его оборону и продвинулись на 5 км. В этой операции было подбито еще 2 танка, а 1 сгорел.

23 ноября 1943 года 34-й Гв. ТПП был отведен на ремонт в тыл, боевые действия до 28 ноября 1943 года продолжал только 40-й ТСАП, терявший в боях одну-две машины ежедневно. В освобождении Крыма наряду с 19-м танковым корпусом участвовал отдельный 1452-й самоходно-артиллерийский полк (САП), который имел в своем составе 11 КВ-85, 5 КВ-1С, только 6 СУ-152, а также 3 СУ-76. Видимо, из-за того, что самоходок остро не хватало, САП решили укомплектовать танками KB - они имели самое внушительное вооружение среди имевшихся в Крыму танков. В 19-м ТК были только Т-34/76 и легкие танки, а у противника - две бригады штурмовых орудий: 191-я и 279-я под командованием майора Мюллера и капитана Хоппе (всего в составе 17-й немецкой армии находилось 215 танков и САУ, преимущественно StuG III с 75-мм пушками). Но по ряду причин, связанных с руководством операцией, полк вел бои с мастерски отступающей немецкой пехотой в основном на минных полях, где мины “неизменно побеждали танкистов”. 8 апреля 1944 года, согласно приказу командира 3-й гвардейской стрелковой дивизии, которому был оперативно подчинен полк (11 КВ-85, 5 KB-1C, 2 СУ-152), танкисты и пехотинцы, сосредоточившись на 1,6 км южнее Турецкого вала, атаковали позиции противника с задачей захватить г.Армянск. Через несколько минут после начала атаки полк наскочил на минное поле, не указанное на карте. Саперы, назначенные для разминирования, находились в танках (?) и не могли их покинуть, так как немцы открыли ураганный огонь из всех видов оружия. Как ни парадоксально, через три часа после начала атаки проходы все же удалось разминировать и 1452-й САП прорвал оборону противника, потеряв сожженным 1 КВ-85, подорванными на минах 3 КВ-85 и 5 КВ-1С, а также 4 КВ-85 и 2 СУ-152, подбитыми артогнем противника. Потерь в личном составе не было, раненых - 6 человек (2 офицера и 4 рядовых).

8 апреля 1944 года в 14 часов 00 минут 3 оставшихся КВ-85 с десантом 3-й ГСД достигли г.Армянска. Полк поставленную задачу выполнил. По итогам этого боя уничтожено 11 ДОТов, 5 противотанковых пушек и до 200 солдат и офицеров противника. Даже подбитые советские танки вели огонь по огневым точкам немцев. Таким образом, основные потери личного состава и материальной части были обусловлены недостаточной компетентностью руководства, которое не смогло организовать взаимодействие различных родов войск при прорыве немецкой обороны.

До 10 апреля 1944 года полк ремонтировал свою матчасть и уже 11 апреля 1944 года танковая группа (3 КВ-85, 2 СУ-152, 2 СУ-76) 1452-го САП вновь атаковала немецкую оборону в районе Ишуни. Танки поддерживала пехота 3-й ГСД. Из-за того, что разведка не была проведена, танки провалились в 8-метровый противотанковый ров и специальные ловушки, похожие на ямы. Атака не удалась, пару КВ-85 и СУ-76 вытаскивали из ям с помощью тракторов. После такого печального опыта применения тяжелых танков, командованием 2-й Гв. армии было решено в корне изменить тактику использования этой части. Тем более, что немцы 10-11 апреля начали организованный отвод своих войск к Севастополю. Приказом командарма 2-й Гвардейской армии материальная часть 1452-го САП и 512-го ООТБ (отдельного огнеметного танкового батальона) распределялась по армейским подвижным отрядам. Они состояли из пехоты на "Студебеккерах", а также из танков и САУ и имели задачу как можно быстрее прорваться в Севастополь. В эти отряды вошли и танки КВ-85. Столкновений со StuG III было крайне мало - немцы отходили под прикрытием артиллерии и минных полей. Группой под командованием Героя Советского Союза Гвардии полковника Пузанова (Т-34, 8 ОТ-34, 4 КВ-85) были освобождены города Евпатория, Саки, Бахчисарай. 6 мая 1944 года вновь сведенный в часть 1452-й САП, имея в составе всего один КВ-85 и две СУ-152, подошел к Севастополю и вел бои в районе Мекензиевых гор, поддерживая 37-ю Гвардейскую стрелковую дивизию. Девятого мая две уцелевшие машины полка - КВ-85 и СУ-152 с 264-м Гв. стрелковым полком прорвались в Севастополь. При освобождении Крыма КВ-85 редко вступали в дуэль с танками и САУ противника и использовались преимущественно в качестве самоходных орудий для поддержки пехоты. Применение КВ-85 против тяжелых танков PzKpfw VI Ausf. H "Тигр" имело место в полосе боевых действий 38-й Армии 4-го Украинского фронта 28 января 1944 года. При этом советские танкисты действовали грамотно и решительно, не строя напрасных иллюзий о подготовке танкистов и качестве немецкой танковой техники.

В качестве подтверждения приводим справку-отчет о боевых действиях бронетанковых и механизированных войск 38-й Армии с 24 по 31 января 1944 года по 7-му Отдельному гвардейскому танковому полку (7-й ОГТТП), который прикрывал отход частей 17-го стрелкового корпуса, попавших в полуокружение в результате немецкого контрнаступления:
"Согласно боевого распоряжения штаба 17-го корпуса, оставшиеся 5 танков и САУ (3 танка КВ-85 и 2 СУ-122) к 7.01.44 г. заняли круговую оборону в совхозе им.Тельмана в готовности к отражению атак танков противника в направлении Росоше, совхоза "Коммунар", совхоза "Большевик". Около танков заняли оборону 50 пехотинцев и 2 противотанковых орудия. У противника было отмечено скопление танков южнее Росоше. В 11.30 противник, силою до 15 танков Т-6 и 13 средних и малых в направлении Росоше и пехотой с юга, предпринял атаку на совхоз им.Тельмана. Занимая выгодные позиции, из-за укрытий строений и стогов, подпустив танки противника на расстояние прямого выстрела, наши танки и САУ открыли огонь и расстроили боевые порядки противника, подбив при этом 6 танков (из них З "Тигра") и уничтожив до взвода пехоты. Для ликвидации прорвавшейся немецкой пехоты из состава советской группировки был выделен КВ-85 лейтенанта Кулешова, который огнем и гусеницами выполнил свою задачу.

К 13 часам того же дня немецкие войска, не решаясь атаковать советский полк в лоб, обошли совхоз им.Тельмана и завершили окружение советской группировки. Бой наших танков в окружении против превосходящих сил противника характеризуется чрезвычайным умением и героизмом наших танкистов. Танковая группа (3 КВ-85 и 2 СУ-122) под командованием командира роты гвардии ст.лейтенанта Подуста, обороняя совхоз имени Тельмана, одновременно не давала немецким войскам перебрасывать войска в другие районы боев. Танки часто меняли огневые позиции и вели прицельный огонь по немецким танкам, а СУ-122, выходя на открытые позиции, расстреливали пехоту, посаженную на транспортеры и двигавшуюся по дороге на Ильинцы, чем преграждали свободу маневра немецким танкам и пехоте, а, главное, способствовали выходу из окружения, частей 17-го стрелкового корпуса.

До 19.30 танки продолжали вести бой в окружении, хотя пехоты в совхозе уже не было. Маневр и интенсивный огонь, а также использование укрытий для ведения огня позволило почти не понести никаких потерь (кроме 2 раненых), нанеся противнику ощутимый урон в живой силе и технике. За 28.01.44 подбито и уничтожено: танков "Тигр" - 5 штук, PzKpfw IV - 5 шт., PzKpfw III - 2 шт., бронетранспортеров - 7 шт., противотанковых орудий - 6 шт., пулеметных точек - 4, повозок с лошадьми - 28, пехоты - до 3-х взводов. В 20.00 танковая группа предприняла прорыв из окружения и к 22.00 после огневого боя вышла в расположение советских войск, потеряв 1 СУ-122".

Немногочисленные примеры использования танков КВ-85 показали, что 85-мм пушка является эффективным оружием против немецкой тяжелой техники (танков "Пантера" и "Тигр") и должна быть установлена на среднем танке Т-34, что впоследствии и было сделано. Еще во время операции по освобождению Крыма командиры подвижных отрядов преследования жаловались на то, что КВ-85 и СУ-152 недостаточно быстроходны и отстают от грузовиков с пехотой. Оно и понятно: КВ-85 - это тяжелый танк. Однако его меньшая маневренность и динамичность должна быть компенсирована мощным бронированием и вооружением. И, если защищенность KB считалась вполне достаточной, то орудие требовалось значительно более мощное, чтобы с максимальных дистанций поражать немецкую технику. По результатам боевых действий КВ-85 конструкторы и военные сделали следующие выводы: дальнейшая модернизация танков семейства KB нецелесообразна; 85-мм пушка достаточна для противодействия немецким танкам, хотя уступает артистемам последних по бронепробиваемости при стрельбе с больших дальностей; так как советские тяжелые танки слабее бронированы, чем их немецкие аналоги, концепция средних и тяжелых танков (Т-34 и KB), вооруженных пушкой одного калибра устарела - необходимо иметь тяжелый танк с мощной артсистемой, по всем основным параметрам превосходящей немецкие пушки калибра 88-мм. Данные положения учитывались при создании танка ИС-2 со 122-мм орудием в 1944 году и при развертывании производства 85-мм пушек для танков Т-34/85. Как указывалось выше, крупносерийное производство 85-мм пушек конструкции Ф.Ф.Петрова наладить не удалось, и основная часть Т-34/85 вооружалась другой 85-мм артистемой - ЗИС-53. Что касается КВ-85, то ввиду небольшого их количества, уже к середине 1944 года в войсках остались лишь единичные танки этой модификации.

Тактико-технические характеристики КВ-85:
масса в снаряженном состоянии: 46000 кг;
экипаж: 4 чел.;
длина: 6,9 м;
ширина: 3,25 м;
высота: 2,83 м;
длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом:
4,33 м;
ширина траков: 670 мм;
бронирование: до 100 мм;
вооружение: 85-мм пушка Д-5Т, три 7,62-мм пулемета ДТ;
боекомплект: 70 снарядов, 3276 патронов;
двигатель: В-2К, 12-цилиндровый, 4-тактный,
V-образный дизель, жидкостного охлаждения;
мощность двигателя: 600 л.с.;
количество передач: 5 вперед, 1 назад;
скорость по шоссе: 34 км/ч.;
запас хода по шоссе: 250 км;
Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, они собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)
Аватара пользователя
GT-500
 
Сообщения: 479
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:53
Откуда: Волгоград

Тяжёлый танк ИС-1 ("Иосиф Сталин")

Сообщение GT-500 » 08 июн 2011, 19:25



Все это наталкивало на мысль, что необходимы танки с мощной броневой защитой, обеспечивающей ведение боя в условиях, когда обстрел возможен не только с фронта, но и с бортов, с кормы, притом с близких дистанций. Огневая мощь такой машины должна преобладать над вооружением любых огневых средств и танков противника и обеспечивать их надежное подавление и уничтожение. Скорость же имеет второстепенное значение, так как от подобных машин не потребуется быстрый маневр в глубину боевых порядков противника, обход его флангов, перехват отходящих частей и подразделений. Отдельные батальоны и полки таких танков, возглавляя наступление, могут без больших потерь сблизиться с огневыми средствами врага, дезорганизовать огонь его орудий и других противотанковых средств. Действуя как неотвратимый таран, тяжелые машины пробивают брешь в обороне противника и уступают дорогу крейсерским танкам, которые на полной скорости устремляются в прорыв, нанося быстрые и неожиданные удары по вражеским боевым порядкам.

В Советской Армии уже были на вооружении тяжелые танки прорыва серии KB. Стремясь противопоставить им равную машину, немецкие конструкторы после поражения на Курской дуге делают отчаянные попытки создать новые тяжелые машины и “сверхтанки”. Ярким примером сверхтяжелого танка служит 100-тонный танк Maus. В окончательном варианте он весил более 188 т. Его лобовая броня составляла 200 мм, кормовая и часть бортовой — 175 мм. Каждый борт танка опирался на 24 катка. В вооружение танка входили 128-мм и одна 75-мм пушки, один 7,92-мм пулемет. Предусматривалась установка 40-мм автоматической зенитной пушки. Однако при такой высокой огневой мощи и хорошей броневой защите его максимальная скорость едва достигала 20 км/ч. По пересеченной местности танк проходил с большим трудом, а большинство мостов оказалось для него непреодолимым препятствием. Всего было выпущено три таких машины. Одну из них советские танкисты захватили на территории испытательного полигона под Куммерсдорфом. Вторую и третью, охранявшие штаб сухопутных войск под Цоссеном и рейхсканцелярию в Берлине, взорвали их экипажи, так и не сделав из танков ни одного выстрела.

Советские конструкторы пошли по другому пути. Их задачей было создание танка прорыва, обладающего скоростью “тридцатьчетверки” и не выходящего за габариты уже имевшегося КВ-85. При этом необходимо было устранить недостатки трансмиссии танка KB, улучшить возможности наблюдения и управления огнем, обеспечить превосходство огневой мощи и броневой защиты. Работу по созданию нового тяжелого танка возглавил генерал-полковник Ж.Я.Котин. Вместе с ним работал талантливый конструктор Н. Л. Духов. Уже в 1943 году новый тяжелый танк стал проходить испытания. К этому времени было налажено производство литых башен и отдельных частей корпуса, что значительно повышало возможности создания броневой защиты с рациональными углами брони. Поступили к тому времени и новые мощные средства вооружения: 85-мм пушка Д5-Т85 и 122-мм пушка А-19. Конструкторы двигателей вложили немало труда в создание дизельного двигателя В-2-10 мощностью 520 л. с., более надежного, чем у КВ.

Несколько изменились принципы компоновки танка. На место радиста-пулеметчика установили дополнительные топливные баки, сиденье механика-водителя передвинули к центру, расположив симметрично продольной оси машины, что позволило несколько сузить верхнюю часть корпуса спереди. Функции радиста передали командиру, для чего радиостанцию перенесли в башню. Как и на КВ-85, новый танк оснастили командирской неподвижной башенкой для улучшения кругового обзора. Этот танк получил индекс ИС-1.

7 августа постановлением ГКО танк ИС-1 был принят на вооружение, и его серийное производство началось в конце октября. В начале 1944 года производство танка ИС-1 было прекращено. Общий выпуск танков ИС-1 составил 107 машин.

Конструкция танка.
Тяжелый танк ИС-1 имел классическую компоновку. Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались сиденье механика-водителя, два топливных бака, приводы управления танком, контрольные приборы, два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливный насос, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП. За сиденьем механика-водителя в днище имелся аварийный люк. Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть корпуса танка. Здесь находились сиденья заряжающего, наводчика, командира танка, а также курсовой пулемет, основная часть боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели, ВКУ и часть ЗИП. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком. Над боевым отделением на двухрядной шариковой опоре устанавливалась башня, в которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения и часть ЗИП.

Моторное отделение шло за боевым через перегородку. В середине его на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, находились: справа - топливный, слева - масляный баки, над ними - масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения, по бортам, - воздухоочистители "мультициклон". Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка. В нем размещались главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями, над вентилятором, устанавливались водяные радиаторы. Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Литые детали корпуса - носовая часть и подбашенная коробка. Днище, борта, корма и крыша корпуса - катаные. В верхнем лобовом листе был смонтирован смотровой люк-пробка механика-водителя. В передней части крыши корпуса имелись два перископических смотровых прибора, предназначавшихся для наблюдения за местностью при закрытом люке-пробке. Доступ в отделение управления был возможен только через люки башни. В подбашенную коробку вваривался подбашенный пояс, к которому крепился нижний погон башни. Углубленное расположение этого пояса исключало возможность ее заклинивания. К нижним вертикальным бортовым листам корпуса снаружи с обеих сторон приваривались шесть кронштейнов торсионных валов, шесть упоров для ограничения хода опорных катков, по три бонки для крепления поддерживающих катков и по две бонки для грязеочистителей, цапфа и стопор для монтажа натяжного механизма. В задней части корпуса крепился картер бортовой передачи. Корма корпуса состояла из трех наклонных листов - верхнего, среднего и нижнего. При этом средний лист был выполнен откидным на петлях, верхний - съемным, а нижний приваривался к бортам и днищу корпуса.

В мае 1944 года носовая часть корпуса была изменена, при этом люк-пробку механика-водителя заменили смотровой щелью со стеклоблоком. Башня - литая, обтекаемой формы. В ее лобовой части имелась амбразура, закрываемая подвижной бронировкой с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета и телескопического прицела. В задней части башни с левой стороны находился прилив, где крепилась шаровая установка кормового пулемета. По бортам башни имелись лючки для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками. В крышу была вварена командирская башенка с входным люком и шестью смотровыми щелями. Справа от командирской башенки имелся люк для посадки и высадки экипажа. Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота башни достигала 2,4 об/мин. На ИС-1 устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т (или Д-5-Т85) с длиной ствола 48,8 калибра (по другим данным - 52 калибра). Масса пушки - 1530 кг. Предельная длина отката - 320 мм. Вертикальная наводка - в пределах от -5 до +25 град. Пушка имела клиновой затвор и полуавтоматику копирного типа.

Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника и располагались над стволом: с правой стороны - накатник, с левой - тормоз отката. Выстрел из пушки производился электроспуском, кнопка которого находилась на рукоятке маховика подъемного механизма. В танке устанавливались три 7,62-мм пулемета ДТ, из них два в башне и один курсовой - в корпусе. Один из пулеметов, размещенных в башне, был спарен с пушкой, другой - смонтирован в шаровой установке в кормовом листе. Курсовой пулемет жестко закреплялся параллельно оси танка в вваренном в корпус патрубке. Для ведения стрельбы прямой наводкой из пушки Д-5Т и спаренного с ней пулемета применялись телескопический прицел ЮТ-15 и перископический прицел ПТ4-15. Для стрельбы по закрытым целям пушка оборудовалась боковым уровнем. На кормовом пулемете предусматривалась установка снайперского оптического прицела типа ПУ. Боекомплект ИС-1 состоял из 59 выстрелов (унитарные патроны 53-УО-365 с осколочной гранатой и 53-УБР-365 с бронебойно-трассирующим снарядом) и 2520 патронов к пулеметам.

Выстрелы укладывались в башне, в корпусе сзади передних топливных баков, в подбашенной коробке и в ящиках на днище боевого отделения. На танке устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Диаметр цилиндра 150 мм. Ход поршней левой группы 180 мм, правой - 186,7 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60 град. Степень сжатия 14 - 15. Масса двигателя 1000 кг. Топливо-дизельное, марки ДТ или газойль марки "Э" по ОСТ 8842. Общая емкость трех топливных баков 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Подача топлива принудительная, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса НК-1. Система смазки - циркуляционная, под давлением. Циркуляция масла осуществлялась шестеренчатым трехсекционным масляным насосом (одна секция нагнетающая, две откачивающие). В бак системы смазки был встроен циркуляционный бачок, обеспечивавший быстрый прогрев масла и возможность пользоваться методом разжижения масла бензином. Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два, пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над центробежным вентилятором. Для подогрева охлаждающей жидкости к системе подключались два бачка калорифера устройства термосифонного обогрева. Они подогревались керогазами. Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа "мультициклон". В головки воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха зимой.

Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и электрический привод, или с помощью баллонов со сжатым воздухом. Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), коробки передач, планетарных механизмов поворота и бортовых передач. Коробка передач - четырехходовая, восьмискоростная, с демультипликатором. Механизмы поворота - двухступенчатые, планетарные, с блокировочными фрикционами, расположены на концах главного вала коробки передач. Бортовые передачи - двухступенчатые, с планетарным рядом. Соединение механизмов поворота с бортовыми передачами осуществлялось при помощи зубчатой муфты полужесткого соединения.

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550 мм.

Подвеска - индивидуальная торсионная. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 14 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки штампованные, шириной 650 мм, шаг трака 162 мм.

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Источники: генератор ГТ-4563А мощностью 1 КВт, две аккумуляторные батареи 6-СТЭ-128 емкостью 128 А.ч каждая. Потребители: электромотор инерционного стартера СА-189 мощностью 0,88 кВт, электромотор поворота башни, радиостанция и ТПУ, электромотор вентилятора, контрольные приборы, лампы освещения шкал и перекрестий прицелов, приборы звуковой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, электроспуски пушки и пулеметов. Все танки ИС оснащались приемопередающей симплексной телефонно-телеграфной радиостанцией ЮР или 10РК и внутренним переговорным устройством ТПУ-4-бисФ на четыре абонента.

Тактико-технические характеристики ИС-1:
масса в снаряженном состоянии: 44000 кг;
экипаж: 4 чел.;
длина: 6,7 м;
ширина: 3,07 м;
высота: 2,73 м;
бронирование: до 100 мм;
вооружение: 85-мм пушка Д-5Т, три 7,62-мм
пулемета ДТ;
боекомплект: 59 снарядов, 2520 патронов;
двигатель: В-2-ИС, 12-цилиндровый, дизельный;
мощность двигателя: 520 л.с.;
скорость по шоссе: 37 км/ч.;
запас хода по шоссе: 240 км;
Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, они собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)
Аватара пользователя
GT-500
 
Сообщения: 479
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:53
Откуда: Волгоград

Тяжёлый танк ИС-2 ("Иосиф Сталин")

Сообщение GT-500 » 09 июн 2011, 21:44



В октябре 1943 года под руководством Н.Ф. Шамшурина была осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой пушкой Д-25 калибра 122-мм. После успешного завершения государственных испытаний танк был отправлен на испытательный полигон под Москвой, где из данной пушки с расстояния 1500 м произведен обстрел развёрнутой вправо башни немецкого танка PzKpfW V "Panther". Согласно отчёту №314 от 21 ноября 1943 года, первый же снаряд (122-мм тупоголовый) пробил бортовую броню развёрнутой вправо башни танка "Panther". Этот немецкий танк уже был неоднократно обстрелян и горел.

Под маркой ИС-2 в октябре 1943 года, танк был принят в серийное производство, которое было развернуто в начале 1944 года. При массе в 44 тонны, незначительно превосходившей массу танка КВ-1С, новая боевая машина имела более толстую броню. Башня, лобовая деталь и подбашенная часть корпуса выполнялись литыми. Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции А.И.Благонравова позволила уменьшить ширину корпуса ИС-2 на 18 см по сравнению с КВ-1С.

В 1944 году танк был модернизирован. Новый образец имел наклонную лобовую часть корпуса, вместо смотрового люка механика-водителя - щель, закрытую стеклоблоком. На кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, установили крупнокалиберный зенитный пулемет. Ходовая часть состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.

Принят на вооружение Красной Армии в октябре 1943 г. Танки ИС-2 поступали на вооружение тяжелых танковых бригад и полков прорыва и превосходили новые германские танки Т-V ("пантера") и Т-VI ("тигр"). В апреле 1944 г. под Тернополем вступили в бой с "тиграми" ИС-2 из 11-го гвардейского тяжелого танкового полка. Части, вооруженные боевыми машинами ИС, получали гвардейское звание сразу при формировании. ИС-2 стали неприятным сюрпризом для немцев благодаря способности пробивать броню немецких тяжелых танков на дальностях до 2 тыс. м. Германское командование издало специальный приказ, запрещающий своим танкистам вступать в бой с танками ИС-2.

Вот какие наблюдения и выводы сделал немецкий офицер-танкист, получивший опыт боёв с ИС-2:
1. "Сталины" почти всегда отступают при численном превосходстве "тигров".
2. "Сталины" открывают огонь с расстояния свыше 2 000 м.
3. Экипажи стараются незамедлительно покинуть подбитую машину.
4. Если подбитый танк невозможно эвакуировать, то его подрывают, чтобы избежать попадания в руки противника.
5. "Тигры" способны подбить ИС-2 прямым попаданием с 500 м.
6. ИС-2 следует окружать с флангов и с тыла, ведя прицельный огонь.
7. Ни при каких обстоятельствах не стоит ввязываться в бой со "Сталиными", не имея подавляющего численного превосходства. На одного ИС-2 должен приходиться взвод "тигров".
8. Для того, чтобы лишить видимости экипаж ИС-2 следует сопровождать бронебойный снаряд фугасным.

В начале 1945 г. было сформировано несколько тяжелых танковых бригад, одна из которых - 7-я гвардейская - отличилась при штурме Берлина. Помимо Красной Армии ИС-2 состояли на вооружении в Войске Польском, в армиях ЧССР, КНР, ДРВ, КНДР и Кубы. В послевоенный период ИС-2 и его модернизированный вариант ИС-2М принимали участие в войне в Корее и в боевых действиях против французских войск в Индокитае в 1950-е гг. На вооружении Советской Армии боевые машины этого типа состояли до начала 1960-х гг.

Тактико-технические характеристики ИС-2:
масса в снаряженном состоянии: 46000 кг;
экипаж: 4 чел.;
длина: 9,8 м;
ширина: 3 м;
высота: 2,7 м;
длина участков ленты, соприкасающейся с
грунтом: 4360 мм;
ширина траков: 650 мм;
бронирование:
лоб корпуса/угол наклона: 120 мм/30-60°;
башня/угол наклона: 160-90 мм/70-72°;
борт/угол наклона: 90 мм/75-90°;
корма/угол наклона: 60 мм/49°;
крыша: 20-30 мм;
днище: 20-30 мм;
вооружение: 122-мм пушка Д-25Т обр. 1943 г,
три 7,62-мм пулемета ДТ, 12,7-мм пулемет ДШК;
боекомплект: 28 выстрелов, 300 патронов калибра 12,7мм,
1920 патронов калибра 7,62 мм;
двигатель: В-ИС, 12-цилиндровый, 4-тактный,
V-образный дизель, жидкостного охлаждения;
мощность двигателя: 520 л.с.;
количество передач: 4 вперед, 1 назад;
скорость по шоссе: 37 км/ч.;
скорость по пересечённой местности: 19 км/ч.;
запас хода по шоссе: 240 км;
Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, они собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)
Аватара пользователя
GT-500
 
Сообщения: 479
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:53
Откуда: Волгоград

Тяжелый танк ИС-3 ("Иосиф Сталин")

Сообщение GT-500 » 10 июн 2011, 16:28



Главной особенностью проекта, предложенного серийным заводом, была оригинальная приплюснутая башня со 122-мм пушкой Д-25, разработанная конструктором Г.В.Крученых. Большие углы наклона броневых стенок башни способствовали рикошету бронебойных снарядов, а удачная внутренняя компоновка обеспечивала минимальные ее размеры, что позволило без излишнего утяжеления машины повысить толщину лобовой брони до 250 мм, против 100 мм на тяжелом танке ИС-2.

Узнав о том, что на ЧКЗ создается новый танк, Ж.Я.Котин немедленно подготовил свой вариант, базировавшийся на разработках Опытного завода по опытным объектам 244, 245 и 248. У этого варианта сразу бросалась в глаза необычная форма носовой части корпуса. Дело в том, что практически на всех танках того периода верхняя лобовая часть как сварных, так и литых корпусов представляла собой поверхность, поставленную перпендикулярно продольной плоскости или же под небольшим углом к вертикали. Такая форма была необходима, пока в передней части танка сидели два человека. С исключением из экипажа стрелка-радиста, когда впереди остался один водитель, к тому же посаженный по центру, появилась возможность срезать углы на лобовой плите. Так, на ИС-2 в литой лобовой детали возникли "скулы". При этом стало возможным не только снизить массу корпуса, но и значительно повысить стойкость броневых деталей в случае обстрела танка спереди. Конструкторы Опытного завода Г.Н.Москвин и В.И.Таротько предложили составить всю верхнюю лобовую часть корпуса из двух соединенных и сильно наклоненных к вертикальной плоскости броневых листов, повернутых в плане под большим углом. Сверху эти листы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. В этой крыше прямо над головой механика-водителя имелся люк, через который он мог садиться в танк и покидать его. Такой двухскатный нос получил у конструкторов название "нос с горбинкой" (впрочем, больше прижилось название "щучий нос").

Переход к полностью сварному корпусу с исключением крупных литых деталей объяснялся, с одной стороны, достижениями сварщиков во главе с академиком Е.О.Патоном, с другой - возможностями литейного производства, которое было полностью загружено изготовлением литых башен для танков ИС.

На рассмотрение наркому танковой промышленности В.А.Малышеву были представлены два самостоятельных проекта, два варианта одного танка. Первый представляли директор ЧКЗ И.М.Зальцман и главный конструктор Н.Л.Духов, второй - директор и главный конструктор Опытного завода Ж.Я.Котин. Рассмотрев проекты, В.А.Малышев принял компромиссное решение: взять форму носовой части корпуса от одного проекта, а башню от другого. Масса же должна была остаться такой же, как у ИС-2.

Так родилась новая модель танка прорыва - плод совместных усилий двух кировских конструкторских коллективов, разделить которые в принципе невозможно. До образования Опытного завода основной состав конструкторов работал в штате и на территории ЧКЗ и лишь позднее был частично переоформлен на Опытный завод. Однако и этот состав в большинстве своем находился и работал на основном заводе, продолжая выполнять проектные и производственные задачи на ЧКЗ.

В рабочем календаре директора ЧКЗ И.М.Зальцмана там, где он помечал выполнение графика работ, новая машина шла под именем "Победа". Но как ни хотелось ему дать "своей" машине громкое имя, танк пошел в серию под уже привычным названием ИС-3. Единственно, чего добился серийный завод, так это того, что объектовый номер танку был присвоен по Челябинскому Кировскому заводу - объект 703.

В последних числах октября 1944 года первый образец объекта 703 вышел из ворот завода и подвергся ходовым испытаниям на Бродокалмакском тракте. После завершения заводских танк отправили на подмосковный полигон для прохождения войсковых испытаний. В декабре он был представлен заместителю командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии маршалу бронетанковых войск П.А.Ротмистрову. Ротмистров полностью одобрил новую машину.

После войсковых испытаний объект 703 представили Г.К.Жукову и А.М.Василевскому. Маршалы доложили о новой машине И.В.Сталину, который и подписал решение ГКО о приеме танка на вооружение Красной Армии и производстве его на Челябинском Кировском заводе.

Конструкция.
Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Лобовые листы корпуса устанавливались с двойным наклоном под большим углом к вертикали. Механик-водитель размещался спереди. За его сиденьем, в днище, находился запасной люк. Башня литая, приплюснутой сферической формы. В крыше башни имелся большой овальный люк, закрываемый двумя крышками. В правой крышке закреплялся смотровой прибор заряжающего МК-4, в левой располагался командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой, в которой находился смотровой прибор ТПК-1.
Ходовая часть ИС-3 состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликтором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.

Механизм поворота башни - планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатым приводами. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать на кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола башня останавливалась.

Двенадцатицилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-11-ИС-3 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 880 см3 и максимальной мощностью 520 л.с. (382,5 кВт) при 2200 об/мин был установлен на кронштейнах, приваренных к бортовым листам корпуса.

В топливную систему танка входили четыре внутренних коробчатых металлических сварных бака общей емкостью 450 л, расположенных по два справа и слева от двигателя, как правая и левая группы. Четыре наружных цилиндрических бака емкостью по 90 л каждый крепились на наклонных листах корпуса по бортам кормовой части и были подключены к внутренним. Баки имели механические приспособления для сброса, состоящие из защелок с тросовым управлением. Рукоятки сброса устанавливались по бортам задней части боевого отделения. 122-мм танковая пушка Д-25Т обр.1943 г. с длиной ствола 48 калибров и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ были установлены в литой маске. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Начальная скорость бронебойного снаряда равнялась 781 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ-17 составляла 5000 м, а с помощью бокового уровня - 15 000 м. Скорострельность 2-3 выстр./мин. На крыше башни на турели находился зенитный 12,7-мм пулемет ДШК.

Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе: 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. Следует отметить, что для облегчения работы заряжающего укладки, предназначенные для размещения бронебойных снарядов, окрашивались в черный цвет, а остальные - в серо-стальной. Боекомплект для пулемета ДТ состоял из 945 патронов, снаряженных в 15 магазинов, а для пулемета ДШК - из 5 лент по 50 патронов, каждая из которых укладывалась в отдельную коробку. Одна коробка устанавливалась на пулемет, остальные размещались в боевом отделении.

На танке устанавливалась радиостанция 10-РК-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-4бисФ.

При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. По башне эту работу осуществлял конструктор Крученых, а по корпусу - конструктор Малинин. При этом следует отметить, что прототип танка ИС-3 имел прямой наклонный лист, как и средний танк Т-34. В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведен до максимально возможного. Толстые 120-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая название "щучий нос". Люк разместили в башне над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем - ее заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту.

Однако при проектировании ИС-3 был допущен целый ряд конструктивных ошибок и просчетов. Поэтому уже в 1946 году была создана комиссия по анализу дефектов этого танка, к которым относились: выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др. С учетом этих недостатков все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков), однако, они так и не были доведены до необходимого уровня эксплуатационных требований. В середине 1946 года танк сняли с производства.

Боевое применение.
Первая опытная партия тяжелых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. В боевых действиях Великой Отечественной войны они участия не принимали. По некоторым данным, ИС-3 применялись при разгроме японской Квантунской армии в августе 1945 года.
7 сентября 1945 года в Берлине состоялся парад союзных войск в честь окончания второй мировой войны. Парад принимали Главнокомандующий советскими оккупационными войсками маршал Г.К.Жуков, командующий 3-й американской армией генерал Джордж Паттон, английский генерал Робертсон и французский Кениг. Кроме того, присутствовало большое количество высших чинов, как советских, так и союзных войск. Парад открыли пешие колонны: перед генеральской трибуной промаршировали пехотинцы из 9-го стрелкового корпуса 5-й советской ударной армии, за ними шли солдаты из 2-й французской пехотной дивизии, альпийские стрелки и зуавы, блеснула выправкой 131-я английская пехотная бригада. Замыкала пеший строй тысяча парашютистов из 82-й американской воздушно-десантной дивизии.

После короткого перерыва к зрителям приблизилась механизированная колонна, которую открывали 32 легких танка М24 "Генерал Чаффи" и 16 бронеавтомобилей М8 из американского 705-го танкового батальона, за ними шли танки и бронетранспортеры французской 1-й танковой дивизии. Англичане выставили на парад 24 танка "Комета" и 30 бронеавтомобилей 7-й танковой дивизии. И, наконец, в заключение парада по Шарлоттенбургскому шоссе прошли 52 танка ИС-3. Сводный танковый полк был сформирован на базе 71-го гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии. Новые советские тяжелые танки произвели сильное впечатление на наших западных союзников.

Впервые на параде в Москве новые танки были показаны 7 ноября 1946 года.

Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). Всего было выпущено 2311 танков. Стоимость одной машины в ценах тех лет составляла 350 000 рублей. ИС-3 поступали на вооружение тяжелых танкосамоходных полков Советской Армии. На экспорт ИС-3 почти не поставлялись.

В 1946 году два танка передали Польше для ознакомления с конструкцией и подготовки инструкторов. По-видимому, предполагалось принятие его на вооружение Войска Польского. В 50-х годах обе машины несколько раз участвовали в военных парадах. Впоследствии до начала 70-х годов одна машина находилась в Военно-технической академии в Варшаве, а затем использовалась в качестве мишени на одном из полигонов. Второму ИС-3 повезло больше - его передали в Высшую офицерскую школу танковых войск имени С.Чарнецкого, в музее которой он хранится до сих пор.

В 1950 году один танк ИС-3 с подобной же ознакомительно-испытательной целью был передан Чехословакии.

Значительно больше танков ИС-3 отправили в КНДР. В 60-е годы в двух северокорейских танковых дивизиях имелось по одному полку тяжелых танков.

Египетская армия получила первые танки ИС-3 в конце 50-х годов. 23 июля 1956 года они приняли участие в параде в честь "Дня независимости" в Каире. Большинство же из 100 ИС-3 и ИС-ЗМ, поставленных Египту, прибыли в эту страну в 1962-1967 годах.

Тактико-технические характеристики ИС-3:
масса в снаряженном состоянии: 45800 кг;
экипаж: 4 чел.;
длина: 6,9 м;
ширина: 3,15 м;
высота: 2,45 м;
длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом:
4,36 м;
ширина траков: 650 мм;
бронирование: до 250 мм;
вооружение: 122-мм пушка Д-25Т, 12,7-мм пулемет
ДШК, 7,62-мм пулемет ДТМ;
боекомплект: 28 снарядов, 250/756 патронов;
двигатель: В-11, 12-цилиндровый, 4-тактный,
V-образный дизель, жидкостного охлаждения;
мощность двигателя: 520 л.с.;
скорость по шоссе: 40 км/ч.;
запас хода по шоссе: 340 км;
Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, они собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)
Аватара пользователя
GT-500
 
Сообщения: 479
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:53
Откуда: Волгоград

Тяжелые танки СССР

Сообщение EvMitkov » 21 янв 2014, 15:14



70 лет назад началось массовое производство ИС-2, вошедшего в Историю, как "Танк Побебы"



70-летие со дня начала массового выпуска тяжелого танка ИС-2 отмечают в январе на Челябинском тракторном заводе, который в настоящее время входит в состав корпорации УВЗ. Ветераны челябинского Танкограда выступают в учебных заведениях города с рассказами об этом событии, в музее ЧТЗ проходят экскурсии, посвященные знаменательной дате. Об этом сообщает пресс-служба "Уралвагонзавода", подчеркивая, что челябинцы назвали новый ИС "Танком Прорыва", а Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин, посмотрев демонстрацию опытных образцов, сказал: "На этом танке и будем заканчивать войну".

С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13863
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Тяжелые танки СССР

Сообщение Andreas » 22 янв 2014, 11:57

Форум "Отвага2004", Бронетехника, Танки из Ленинграда 1, Gur Khan, 22.01.2014, 08:11:51

"Будут ремонтировать и готовить колонну ИСов на юбилейный парад Победы [2015 года]. 29-й КТЦ уже вывез с Челябинска всю КД на них (правда обещал вернуть оригиналы после сканирования). Ремонтом как раз будет заниматься 61-й БТРЗ"
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10965
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: Тяжелые танки СССР

Сообщение EvMitkov » 22 янв 2014, 12:45

Что сказать: молодца мужики!

ИСов по стране - много, к счастью. Большинство, конечно, не на ходу ( или на ходу, но не в штатной комплектации, многие узлы или новоделы, или заимствованные с более поздних моделей машин) - но все едино: душу греет крепко.

Хотя, что касаемо ЛИЧНО меня ( это уже чисто "тараканьи бега" в голове) я, хотя и признаю удачность этой линейки, их своевременность и уместность в период создания, все-таки тяжелые машины - не люблю.
Не понимаю их.
Да, сто двадцать два "нарезных" миллиметра клистира - штуковина могучая даже сегодня. Да, защищенность машины по своему времени - в комплексе непревзойденная. Но...
Но если рассматривать тяжелый танк ( даже в качестве ОБТ) - лично мне всегда не хватало подвижности. Брехать не стану: с линейкой ИСов я сталкивался "ознакомительно": несколько часов за рычагами на полигоне под Волгоградом; кой-кикие особенности в обслуживании ходовой и движка там же, а потом - сталкивался с этими машинами в забугорье, в "теплых краях", где они,как правило, использовались либо в качестве неподвижных огневых точек (Эфиопия), либо вообще в качестве ТДОТов - хотя и эффективно задействованных.

Но вот ощущения "с места механика-водителя" сохраняются до сих пор ( даже в сравнении с ровесницей ИСов - Т-34-85): такое впечатление, что после ГАЗ-66 ("тридцатьчетверка") сел за баранку "Садко"( ИС). Я понимаю, конечно, что тяжелая машина есть тяжелая, но все ж таки...
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13863
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

След.

Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4