ВЕРХОМ НА РЕАКТОРЕ: АТОМНЫЙ САМОЛЕТ

Форум о военной авиации

ВЕРХОМ НА РЕАКТОРЕ: АТОМНЫЙ САМОЛЕТ

Сообщение EvMitkov » 18 июл 2012, 01:53

Доброго времени всем!

...Пару суток тому как мне позвонил зять и спросил: - А это правда, что в СССР был построен атомный самолет?

По чести сказать - меня зацепило.
Сам я о таких штуковинах никогда не слышал и всерьез полагал, что "атомные самолеты" и "атомные пули" - вещицы из фантастики 40-х Хаггарда, Гаррисона и т.д.
Но зная о том, что если в СССР реальностью были и "Крым-2", и "Конденсатор", и прототип боевого инфразвукового излучателя "Иерихонская труба"...
В общем, ответил, что не знаю точно. Узнаю - перезвоню.
А сам начал копать.

И вот что накопалось.

Атомные самолеты были хороши всем, кроме гигантской радиации


Появление атомной бомбы породило у обладателей этого чудо-оружия искушение выиграть войну всего несколькими точными ударами по промышленным центрам противника. Останавливало их только то, что эти центры располагались, как правило, в глубоком и хорошо защищенном тылу. Все послевоенные силы сосредоточились как раз на надежных средствах доставки «спецгруза». Выбор оказался невелик – баллистические и крылатые ракеты и сверхдальняя стратегическая авиация. В конце 40-х весь мир склонился к бомбардировщикам: на развитие дальней авиации были выделены такие гигантские средства, что последующее десятилетие стало «золотым» для развития авиации. За короткое время в мире появилось множество самых фантастических проектов и летательных аппаратов. Даже обескровленная войной Великобритания блеснула великолепными стратегическими бомбардировщиками Valient и Vulcan. Но самыми невероятными проектами были стратегические сверхзвуковые бомбардировщики с атомными силовыми установками. Даже спустя полстолетия они завораживают своей смелостью и безумием.

Атомный след

В 1952 году в США взлетает легендарный B-52, через год – первый в мире сверхзвуковой тактический бомбардировщик A-5 Vigilante, а еще через три – сверхзвуковой стратегический XB-58 Hustler. СССР не отставал: одновременно с B-52 в воздух поднимается стратегический межконтинентальный бомбардировщик Ту-95, а 9 июля 1961 года весь мир шокирует показанный на авиапараде в Тушино гигантский сверхзвуковой бомбардировщик М-50, который, промчавшись над трибунами, сделал горку и растворился в небе. Мало кто догадывался, что это был последний полет супербомбардировщика.

Дело в том, что радиус полета построенного экземпляра не превышал 4000 км. И если для США, окруживших СССР военными базами, этого было достаточно, то для достижения американской территории с советских аэродромов требовалась дальность не менее 16 тыс. км. Расчеты показывали, что даже при двух заправках топливом дальность М-50 со «спецгрузом» массой 5 т не превышала 14 тыс. км. При этом такой полет требовал целое озеро топлива (500 т) для бомбардировщика и топливозаправщиков. Для поражения же удаленных целей на территории США и свободного выбора трассы полета для обхода районов ПВО требовалась дальность в 25 тыс. км. Обеспечить ее на сверхзвуковом полете могли только самолеты с ядерными силовыми установками.

Подобный проект только сейчас кажется диким. В начале 50-х он казался не более экстравагантным, чем размещение реакторов на подводных лодках: и то и другое давало практически неограниченный радиус действия. Вполне обычным постановлением Совета Министров СССР от 1955 года ОКБ Туполева было предписано создать на базе бомбардировщика Ту-95 летающую атомную лабораторию, а ОКБ Мясищева – выполнить проект сверхзвукового бомбардировщика «со специальными двигателями главного конструктора Архипа Люльки».

Специальные двигатели

Турбореактивный двигатель с атомным реактором (ТРДА) по конструкции очень сильно напоминает обычный турбореактивный двигатель (ТРД). Только если в ТРД тяга создается расширяющимися при сгорании керосина раскаленными газами, то в ТРДА воздух нагревается, проходя через реактор.



Активная зона авиационного атомного реактора на тепловых нейтронах набиралась из керамических тепловыделяющих элементов, в которых имелись продольные шестигранные каналы для прохода нагреваемого воздуха. Расчетная тяга разрабатываемого двигателя должна была составить 22,5 т. Рассматривалось два варианта компоновки ТРДА – «коромысло», при котором вал компрессора располагался вне реактора, и «соосный», где вал проходил по оси реактора. В первом варианте вал работал в щадящем режиме, во втором требовались специальные высокопрочные материалы. Но соосный вариант обеспечивал меньшие размеры двигателя. Поэтому одновременно прорабатывались варианты с обеими двигательными установками.

Первым в СССР самолетом с атомным двигателем должен был стать бомбардировщик М-60, разрабатываемый на основе существующего М-50. При условии создания двигателя с компактным керамическим реактором, разрабатываемый самолет должен был иметь дальность полета не менее 25 тыс. км при крейсерской скорости 3000-3200 км/ч и высоте полета порядка 18-20 км. Взлетная масса супербомбардировщика должна была превысить 250 т.


М-60 с двигателями соосной схемы

Летающий Чернобыль

При взгляде на эскизы и макеты всех атомных самолетов Мясищева сразу бросается в глаза отсутствие традиционной кабины экипажа: она неспособна защитить летчиков от радиационного излучения. Поэтому экипаж ядерного самолета должен был располагаться в герметичной многослойной капсуле (преимущественно, свинцовой), масса которой вместе с системой жизнеобеспечения составляла до 25% массы самолета – более 60 т! Радиоактивность внешнего воздуха (ведь он проходил через реактор) исключала возможность использования его для дыхания, поэтому для наддува кабины использовалась кислородноазотная смесь в пропорции 1:1, получаемая в специальных газификаторах путем испарения жидких газов. Аналогично противорадиационным системам, применяемым на танках, в кабине поддерживалось избыточное давление, исключающее попадание внутрь атмосферного воздуха.


Вариант компоновки гидросамолета М-60М

Отсутствие визуального обзора должно было компенсироваться оптическим перископом, телевизионным и радиолокационными экранами.

Катапультная установка состояла из кресла и защитного контейнера, ограждающего экипаж не только от сверхзвукового воздушного потока, но и от мощного радиационного излучения двигателя. Задняя стенка имела 5сантиметровое свинцовое покрытие.

Понятно, что поднять в воздух, а тем более посадить 250-тонную машину, прильнув к окуляру перископа, было практически невозможно, поэтому бомбардировщик оборудовался полностью автоматической системой самолетовождения, которая обеспечивала автономный взлет, набор высоты, заход и наведение на цель, возвращение и посадку. (Все это в 50-х годах – за 30 лет до автономного полета «Бурана»!)

После того как выяснилось, что самолет сможет решать практически все задачи сам, появилась логическая идея сделать беспилотный вариант – легче как раз на те самые 60 т. Отсутствие громоздкой кабины также уменьшало на 3 м диаметр самолета и на 4 м – длину, что позволяло создать аэродинамически более совершенный планер по типу «летающее крыло». Однако в ВВС проект поддержки не нашел: считалось, что беспилотный самолет не в состоянии обеспечить маневр, необходимый в создавшейся конкретной обстановке, что приводит к большей поражаемости беспилотного аппарата.

Пляжный бомбардировщик

Наземный комплекс обслуживания атомных самолетов представлял собой не менее сложное сооружение, чем сами машины. Ввиду сильного радиационного фона практически все работы были автоматизированы: заправка, подвеска вооружения, доставка экипажа. Атомные двигатели хранились в специальном хранилище и монтировались на самолете непосредственно перед вылетом. Мало того, облучение материалов в полете потоком нейтронов приводило к активации конструкции самолета. Остаточное излучение было настолько сильным, что делало невозможным свободный подход к машине без применения специальных мер в течение 23 месяцев после снятия двигателей. Для отстоя таких самолетов в аэродромном комплексе отводились специальные площадки, а конструкция самих машин предусматривала быстрый монтаж основных блоков посредством манипуляторов. Гигантская масса атомных бомбардировщиков требовала особых взлетных полос, с толщиной покрытия около 0,5 м. Ясно было, что такой комплекс в случае начала войны был чрезвычайно уязвим.


Гидросамолет М-60М

Именно поэтому под индексом М-60М параллельно разрабатывался сверхзвуковой гидросамолет с атомным двигателем. Каждый район базирования таких самолетов, рассчитанный на обслуживание 10-15 гидросамолетов, занимал участок побережья в 50-100 км, что обеспечивало достаточную степень рассредоточения. Базы могли располагаться не только на юге страны. В СССР был тщательно изучен опыт Швеции по поддержанию в 1959 году водных акваторий круглый год в незамерзающем состоянии. Используя несложное оборудование для подачи воздуха по трубам, шведам удалось обеспечить циркуляцию теплых слоев воды со дна водоемов. Сами базы предполагалось строить в мощных прибрежных скальных массивах.


Береговая база атомных гидросамолетов

Атомный гидросамолет был довольно необычной компоновки. Воздухозаборники были удалены от поверхности воды на 1,4 м, что исключало попадание в них воды при волнении до 4-х баллов. Реактивные сопла нижних двигателей, расположенные на высоте 0,4 м, в случае необходимости наполовину перекрывались специальными заслонками. Впрочем, целесообразность заслонок подвергалась сомнению: гидросамолет должен был находиться на воде только с включенными двигателями. Со снятыми реакторами самолет базировался в специальном самоходном доке.
Для взлета с водной поверхности применялась уникальная комбинация выдвижных подводных крыльев, носовой и подкрыльевых гидролыж. Подобная конструкция на 15% снижала площадь поперечного сечения самолета и уменьшала его массу. Гидросамолет М-60М, как и сухопутный родственник М-60, мог находиться с боевой нагрузкой в 18 т на высоте 15 км более суток, что позволяло решать основные поставленные задачи. Однако сильное предполагаемое радиационное загрязнение мест базирования привело к тому, что в марте 1957 года проект был закрыт.

По следам подводных лодок

Закрытие проекта М-60 вовсе не означало прекращение работ над атомной тематикой. Был поставлен крест только на атомных силовых установках с «открытой» схемой – когда атмосферный воздух проходил напрямую через реактор, подвергаясь сильному радиационному заражению. Надо отметить, что проект М-60 начинал разрабатываться, когда еще не было даже опыта создания атомных подводных лодок. Первая АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» была спущена на воду в 1957-м – как раз в год прекращения работ над М-60. Реактор К-3 работал по «закрытой» схеме. В реакторе происходил нагрев теплоносителя, который потом превращал воду в пар. Ввиду того, что теплоноситель постоянно находился в замкнутом изолированном контуре, радиационного заражения окружающей среды не происходило. Успех такой схемы во флоте активизировал работы в этой области и в авиации. Постановлением правительства от 1959 года ОКБ Мясищева поручается разработка нового высотного самолета М-30 с атомной силовой установкой «закрытого» типа. Самолет предназначался для нанесения ударов бомбами и управляемыми ракетами по особо важным малоразмерным целям на территории США и авианосным ударным соединениям на океанских просторах.

Разработка двигателя для нового самолета была поручена ОКБ Кузнецова. При проектировании конструкторы столкнулись с неприятным парадоксом – падением тяги атомного двигателя с понижением высоты. (Для обычных самолетов все было в точности наоборот – тяга падала с набором высоты.) Начались поиски оптимальной аэродинамической схемы. В конце концов остановились на схеме «утка» с крылом переменной стреловидности и пакетным расположением двигателей. Единый реактор по мощным замкнутым трубопроводам должен был доставлять жидкий теплоноситель (литий и натрий) к 6 воздушно-реактивным двигателям НК-5. Предусматривалось дополнительное использование углеводородного топлива на взлете, выходе на крейсерскую скорость и выполнении маневров в районе цели. К середине 60-го года предварительный проект М30 был готов. В связи с гораздо меньшим радиоактивным фоном от новой двигательной установки, существенно была облегчена защита экипажа, а кабина получила остекление из свинцового стекла и плексигласа общей толщиной 11 см. В качестве основного вооружения предусматривались две управляемые ракеты К-22. По планам подняться в воздух М-30 должен был не позже 1966 года.



Кнопочная война

Однако в 1960 году произошло историческое совещание по перспективам развития стратегических систем оружия. В результате Хрущев принял решения, за которые его до сих пор называют могильщиком авиации. По правде говоря, Никита Сергеевич тут ни при чем. На совещании ракетчики во главе с Королевым выступили куда более убедительно, чем разобщенные авиастроители. На вопрос, сколько времени требуется на подготовку вылета стратегического бомбардировщика с ядерным боеприпасом на борту, самолетчики ответили – сутки. Ракетчикам потребовались минуты: «Нам бы только гироскопы раскрутить». К тому же им не требовались многокилометровые дорогостоящие взлетно-посадочные полосы. Преодоление бомбардировщиками средств ПВО также вызывало большие сомнения, тогда как эффективно перехватывать баллистические ракеты не научились до сих пор. Вконец сразила военных и Хрущева красочно описанная ракетчиками перспектива «кнопочной войны» будущего. Результат совещания – самолетостроителям было предложено взять на себя часть заказов по ракетным темам. Все самолетные проекты были приостановлены. М-30 стал последним авиационным проектом Мясищева. В октябре ОКБ Мясищева окончательно переводится на ракетно-космическую тематику, а сам Мясищев отстраняется от должности руководителя.



Будь авиаконструкторы в 1960 году более убедительны, как знать, какие бы самолеты летали сегодня в небе. А так, нам остается только любоваться смелыми мечтами и восхищаться сумасшедшими идеями 60-х.

Автор: Александр Грек

http://www.popmech.ru/article/5004-verhom-na-reaktore/
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14763
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ВЕРХОМ НА РЕАКТОРЕ: АТОМНЫЙ САМОЛЕТ

Сообщение EvMitkov » 25 июл 2012, 22:19

Доброго времени всем.

Может, в тему "атомного самолета", может - и нет, но уж точно созвучно со словами Александра Грека:
А так, нам остается только любоваться смелыми мечтами и восхищаться сумасшедшими идеями 60-х.


И - не только идеями. Прежде всего - ЛЮДЬМИ. Смелостью и силой их духа. Людьми,не только фантастически свободными мыслью и творческим духом в "Империи Зла", - учеными и конструкторами мыслившими так широко, что фантасты зачастую просто отставали от них. Но и теми ЛЮДЬМИ, которые становились испытателями этих технических чудес. Испытателями "подземных атомоходов", о которых я рассказывал на форуме, испытателями космических аппаратов, подводных лодок, новых типов самолетов...
Людей, детством и юностью которых стала ВОЙНА. ( Может быть, именно от этого такая несгибаемость характера у наших отцов, которой сегодня нужно многим учиться и завидовать?)
Когда проходил отбор на пилотирование советского лунного корабля с экипажем из одного человека - шансы навозвращение оценивались как 30/70. И ребята, пилотяги из Отряда Космонавтов боролись за ПРАВО участвовать в этом проекте... А выход Леонова в космос?

И потому полагаю, и на "атомолет" нашлись бы пилоты. Не просто нашлись - а стояла бы ОЧЕРЕДЬ.

Вот что опубликовал у себя на страничке мой друг Рандом.
http://a-katashev.ya.ru/

( ссылка не работает, потому привожу материал полностью)

Наткнулся сегодня на Bigpicture вот на это фото:



Валентина Комарова, вдова советского космонавта Владимира Комарова, целует его портрет 26 апреля 1967 года во время официальных похорон космонавта на Красной площади в Москве. Комаров погиб во время своего второго полета в космос на борту «Союза-1» 23 апреля 1967 года, когда корабль разбился, возвращаясь на Землю. Он стал первым человеком, который погиб во время космической миссии, и первым советским космонавтом, который был в космосе более одного раза. (AFP/Getty Images)

..и вспомнил о фотографии из своего архива.Таким он вернулся на Землю..


Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14763
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ВЕРХОМ НА РЕАКТОРЕ: АТОМНЫЙ САМОЛЕТ

Сообщение Dvu.ru-shnik » 16 фев 2013, 02:44

Кстати, в США тоже велись работы над Б-52 с атомным двигателем.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7143
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: ВЕРХОМ НА РЕАКТОРЕ: АТОМНЫЙ САМОЛЕТ

Сообщение EvMitkov » 05 мар 2013, 23:42

Доброго времени всем!

Ох, и задолбался я от своей же присказки "Я - не авиатор"; предваояющей мой каждый пост в авиа-рубрике.
Но - факт есть факт, и из песни слов не выкинешь. :mrgreen:

В общем-то снова развязать язык в этой теме меня подтолкнул материал нашей Аллы Коротковой, размещенный тут
http://korotckowa-alla2013.ya.ru/replie ... tem_no=764

Вот этот материал:
4 марта 2013, 00:01 | Армия | Алексей Михайлов
Самолет КБ Туполева не сможет развивать высокую скорость из-за особенностей конструкции

Командование ВВС утвердило проект перспективного самолета дальней авиации — бомбардировщика пятого поколения, который должен заменить современные ядерные ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160.

И хотя все ждали супербыстрый самолет, а вице-премьер Дмитрий Рогозин даже говорил о скорости перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) в 6 тыс. км/ч, военные из нескольких вариантов выбрали дозвуковой самолет-невидимку.

Как рассказал «Известиям» источник в ВВС, при выборе предэскизного проекта победила разработка КБ Туполева — самолет со схемой «летающее крыло», который из-за огромного размаха крыльев и особенностей конструкции не сможет преодолеть скорость звука, но зато будет невидим для радаров.

— Конкурс аванпроектов был объявлен в начале прошлого года, и кроме КБ Туполева в нем участвовали несколько других конструкторских бюро. Они представили сверхзвуковые и один гиперзвуковой проект, но выбор сделан в пользу радионезаметности, то есть туполевских эскизов, — сообщил «Известиям» высокопоставленный собеседник в Минобороны.

Примечательно, что еще две недели назад оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин рассказывал, что ПАК ДА должен быть гиперзвуковым. По его мнению, России нужен не аналог американского B-2, а самолет со скоростью более 5 Маха, то есть примерно 6 тыс. км/ч.

Однако планы вице-премьера нарушили законы физики. Источник в авиационной отрасли пояснил «Известиям», что для того, чтобы двигаться с гиперзвуковой скоростью, самолет должен быть идеальной аэродинамической формы, с плавными обводами, а чтобы стать невидимым для радаров — наоборот, угловатым. Благодаря особенностям конструкции излучение радаров систем ПВО отражается в сторону, противник не видит отраженный от самолета сигнал и самолет становится невидим для радаров.

— Можно сделать увеличенный Т-50, но такая конфигурация для машины в 120 т приведет к увеличению аэродинамического сопротивления и перерасходу топлива, а значит, к снижению дальности полета, — пояснил собеседник «Известий».

Кроме того, для полета на сверхзвуке двигатель должен получать много кислорода. Для этого воздухозаборник должен быть широкий и прямой. А самолету «стелс» нужен воздухозаборник S-образной формы, чтобы он мог закрыть лопатки двигателя от радиолокационного излучения. Воздух при движении по такому каналу становится разреженным.

Для обеспечения незаметности в тепловом диапазоне двигатели самолета должны быть спрятаны внутрь корпуса, как у дозвукового американского самолета-невидимки Б-2. А для полета на сверхзвуке нужна мощная тяга, которую пока могут создать только двигатели с соплами, вынесенными за пределы корпуса, как на Ту-160, Concorde и B-1.

По словам собеседника «Известий», военные согласились с доводами конструкторов о невозможности «и рыбку съесть, и в дамки влезть». Теперь КБ Туполева должно закончить работы по тактико-техническим характеристикам ПАК ДА, а в начале 2014 года представить бюджет научно-исследовательской работы (НИР). При этом серийное производство перспективных бомбардировщиков должно начаться в 2020 году.

Главный редактор отраслевого журнала «Взлет» Андрей Фомин пояснил «Известиям», что выбор дозвукового варианта бомбардировщика может быть во многом связан не столько с обеспечением малой радиолокационной заметности, сколько с большей экономичностью и возможной сверхбольшой дальностью полета этой машины.

— При выборе варианта проекта могло учитываться несколько факторов, которые зависят от поставленных перед этой машиной задач. Здесь и дальность полета, и грузоподъемность, и прочностные характеристики. Обеспечить малозаметность для радаров сегодня можно не только за счет особой формы, но и за счет радиопоглощающего покрытия, и за счет специальных электронных средств, создающих помехи, — пояснил Фомин.

По его словам, совсем незаметный для радаров самолет сделать невозможно. Но можно в разы уменьшить площадь эффективной отражающей поверхности, от которой и зависит величина засветки на экране радара.

— Если у некоторых истребителей четвертого поколения эта площадь составляет при определенном ракурсе 3 кв. м, то у американских истребителей пятого поколения — всего 0,3 кв. м, а у следующих поколений может снизиться до сотых долей квадратного метра. Одним лишь покрытием этого добиться невозможно, нужны серьезные изменения в конструкции, — пояснил Фомин.

Независимый военный эксперт по авиации Антон Лавров говорит, что на Западе уже отказались от концепции сверхзвуковых самолетов прорыва ПВО.

— Сейчас для прорыва важнее скрытность и дальность, чем скорость. У России нет надежных союзников и крупных зарубежных баз, поэтому нам очень важно иметь стратегическую авиацию, которая со своей территории поражает максимально удаленные цели, — заявил он «Известиям».

По мнению эксперта, для сухопутной России именно авиация, а не флот, должна быть «длинной рукой» для защиты своих интересов в разных точках земного шара.

Ожидается, что проект ПАК ДА обойдется в несколько триллионов рублей. При этом серийных машин для вооружения ВВС понадобится не более нескольких десятков, поскольку стратегические бомбардировщики попадают под российско-американский договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ), а на экспорт такие машины никто поставлять не будет.

При этом новый бомбардировщик планируется оснащать не только ракетами с ядерными боеголовками, но и высокоточными ракетами с неядерной боевой частью, а также корректируемыми и свободнопадающими бомбами.


В комментариях к материалу ( в которых принял участие и ты, Борис Викторыч), я написал:

Насколько я помню, в начале семидесятых у нас в СССР проходили (и достаточно успешливо) НИОКР с закрытием летательного/космического аппарата коконом, вырабатываемым бортовым ПЭМГ- генератором.

В основу легли разработки гансов и янки, в том числе эксперимент с "Элдриджем" в 43-м. Причем - эти НИОКР подводились к разработке т.н. "атомного самолета" у нас.

Предполагалось, что электро-магнитные излучения самой машины будут рассеиваться коконом, а внешнее излучение будет не отражаться, а огибать подобный кокон.

Одно время в ТМ громко трубанули об этих разработках, потом - резко замолчали ( что говорит о том, что НИОКР все-таки вышли из "детской фазы"). По некоторым источникам, эффекта огибания действительно удалось достичь, габариты ПЭМГ-генератора были удовлетворительны для бортового размещения - но дело застопорилось сначала тем, что живые организмы внутри кокона не выдерживали ( об этом косвенно стало известно и во время Филадельфийского эксперимента), кокон был непроницаем для внешней телеметрии и дистанционного контроля за аппаратом, а бортовых ЭВМ, подобных сегодняшним - еще не существовало. Да и сегодняшний ИИ не в полной мере отвечает всему спектру задач в "изолированном варианте".

Ну, а позже от идеи "атомного самолета" попросту отказались.

Опять же - по некорорым источникам, внутри этого кокона пространственно-временной континниум ведет себя чуть иначе, чем вне его - со всеми вытекащими. Кроме того: было неясно, как использовать бортовое вооружение без размыкания этого кокона.

Впрочем - попробую сегодня выложить на форум этот материал подробнее.


Вот и решил попробовать и чуть расширить.

Для начала - несколько слов о т.н. "Филадельфийском эксперименте", который многи считают фантастикой, байкой, выдумкой, уткой - но тем не менее - емли идет дым, то без очага возгорания дело не обошлось - это аксиома. Просто он может быть скрытым или - иного, совсем неожиданного типа...

В годы второй мировой войны ученые ВМС США вели работы по так называемому проекту «Радуга», цель которого — сделать корабль максимально невидимым для противника. В рамках этого проекта в гавани военной судоверфи Филадельфии (Philadelphia Naval Yard) и чуть позже в открытом море летом и осенью 1943 года были проведены эксперименты по маскировке небольшого эсминца «Элдридж». Суть экспериментов сводилась к генерации чрезвычайно мощного электромагнитного поля вокруг корабля, в результате чего предполагалось сильное преломление или искривление световых волн и излучения радара, по аналогии с тем, как разогретый воздух порождает в жаркий день оптические миражи над дорогами и в пустынях.


ЭМ "Элдридж" на ходовых испытаниях.

Можно говорить, что попытки сделать «Элдридж» невидимым в ходе филадельфийского эксперимента завершились полным успехом, но возникла одна очень существенная проблема — корабль на некоторое время не только пропадал из виду наблюдателей, но и вообще исчезал физически, а затем появлялся вновь. Другими словами, экспериментаторы хотели лишь скрыть корабль из поля зрения, а вместо этого получили предположительно дематериализацию и телепортацию.
По свидетельству наблюдавших, после включения на эсминце генераторов корабль в филадельфийской гавани постепенно окутало облако зеленоватого тумана, скрывшее «Элдридж» из виду, после чего туман вдруг исчез, но при этом и судно полностью пропало не только с экрана радара, но и из поля зрения потрясенных наблюдателей. Несколькими минутами позже была подана команда выключить генераторы, вновь появился зеленоватый туман, из которого возник «Элдридж», но быстро стало ясно — что-то пошло не так. Люди на корабле оказались полностью невменяемы, многих рвало, объяснения произошедшему ни у кого не было.

Состав команды полностью сменили, парметры оборудования несколько скорректировали, желая добиться лишь невидимости для радаров, и в октябре того же года провели повторный филадельфийский эксперимент . Поначалу все шло хорошо, после включения генераторов «Элдридж» стал полупрозрачным, но затем последовала яркая голубая вспышка и эсминец полностью исчез из виду. Затем в течение нескольких минут появившийся ниоткуда корабль наблюдали на рейде Норфолка, в полутысяче километров от Филадельфии, а потом судно вновь материализовалось на своем прежнем месте. Но дела у команды оказались на этот раз много хуже — кто-то явно сошел с ума, кто-то бесследно исчез и больше их не видели, а пять человек вообще были обнаружены торчащими из металлоконструкций корабля.
После трагично закончившегося эксперимента дальнейшие работы по проекту «Радуга» в ВМС было решено прекратить и засекретить - оборудование демонтировали, практически все документы, включая Корабельный и остальные бортжурналы корабля изъяли, а сам "Элдридж" передали грекам для их ВМФ.


"Элдридж" под греческим флагом.


На веб-сайте ONR (http://www.onr.navy.mil/foia/PhillyExp.htm)., Управления научных исследований ВМС (Office of Naval Research), помещена специальная страница, посвященная фактам истории филадельфийского эксперимента и причастности к ней военных моряков. История довольно занимательная, так что рекомендую уделить ей немного времени.

В настоящее же время ONR особо подчеркивает то, что сделано все это было по личной инициативе двух сотрудников, которые давно покинули стены заведения.
Что же касаются военно-морского персонала в Филадельфии, говорится на сайте ONR, то что слухи о так называемом «филадельфийском эксперименте» возникли по следам совершенно обычного исследования, проводившегося в годы войны на местной верфи. Эти были эксперименты по размагничиванию (дегауссизации) корабля, что могло бы сделать его «невидимым» для магнитных мин противника.

В завершение же публика официально заверяется, что ONR никогда не проводило никаких исследований по невидимости: ни в 1943 году, ни в какое другое время.
И вообще, в свете современных научных знаний, ученые военно-морских сил не верят, что эксперимент подобный филадельфийскому мог быть возможен где-либо, кроме научно-фантастической литературы. (На эти примечательные фразы финального абзаца имеет смысл обратить внимание, так как позже к ним имеет смысл вернуться.)

Годы шли, вокруг филадельфийского эксперимента накапливалось все Ьольше и больше небылиц без каких-либо реальных доказательств, однако в то же время происходили и события странные, я бы сказал - любопытные.
Так, физикой «филадельфийского эксперимента», которая обсуждается «доктором Райнхартом» в книге Мура и Берлица «Филадельфийский эксперимент: проект невидимость», заинтересовался Маршалл Барнс (Marshall Barnes), имеющий техническое образование и значительный опыт «общественных расследований» всякого рода труднообъяснимых событий.
В ходе изысканий Барнсу удалось обнаружить кое-что примечательное, и свои находки он представил в 1996 году на научном коллоквиуме, спонсорами которого стали биологический и физический факультеты колледжа Колумбус в Огайо.

Барнс решил выбрать в качестве главного свидетеля филадельфийского эксперимента не Карлоса Альенде с его эксцентричными и невнятными рассуждениями о НЛО, а «доктора Райнхарта», поскольку в интервью последнего достаточно конкретно говорилось о создании оптических и радио миражей с помощью интенсивного электромагнитного поля, которое вблизи поверхности воды вызывает диэлектрический пробой и мощные эффекты преломления света.
Барнс обнаружил, что именно этот эффект весьма ярко проиллюстрирован на фотографии обложки американского учебника «Физика, том 2», где показан ускоритель частиц PBFA II исследовательского центра Sandia Labs, расположенный под водой и порождающий диэлектрический пробой воздуха над поверхностью воды. Голубовато-зеленоватое мерцание, возникающее при этом, похоже на то, что видели свидетели ФЭ при первом включении генераторов на корабле.

В этом же учебнике Барнс нашел описание процессов, сопровождающих работу установки: закипание воды, ионизация воздуха, возникновение оптических феноменов («полярное сияние»). И если допустить, что система генераторов на «Элридже» вызвала вращение магнитного поля вокруг корабля, то окружающая морская вода предоставила объемный резервуар для поставки электрически заряженных частиц (ионов), которые подкачивались во вращающееся поле.
При таком развитии процесса и гигантском накоплении заряда диэлектрический пробой становится более чем вероятен.

Как сообщается все в том же учебнике, в экспериментах физики высоких энергий вода иногда используется в качестве диэлектрика, когда требуется за короткий промежуток времени запасти большое количество энергии. Этот способ именуется «ионное решение» и именно он применен в Sandia National Labs, где ускоритель синтеза PBFA II помещен в резервуар с соленой водой.
На воспроизведение подобных физических опытов у Барнса, конечно, не было ни средств, ни возможностей, однако он отыскал другое, значительно более дешевое доказательство принципиальной возможности установки «защитных оптических миражей».

Исследователь решил поискать материал, который преломлял бы свет вокруг предмета таким образом, чтобы создавалась иллюзия его прозрачности. К своему удивлению, Барнс достаточно быстро такой материал нашел — это промышленно изготовляемая пластмасса, именуемая «дифракционной пленкой». Когда через эту пленку смотришь на предмет с близкого расстояния, он выглядит полупрозрачным, если же расстояние увеличивать, то постепенно предмет размывается и исчезает почти совсем.
После публичной демонстрации результатов своих изысканий Маршалл Барнс обрел репутацию авторитетного эксперта по филадельфийскому эксперименту и стал получать приглашения от разного рода телепередач «о непознанном и аномальном». По иронии судьбы, именно эти телепередачи убедили Барнса в том, насколько закрыто в вопросе филадельфийского эксперимента ведут себя власти.
Сначала в небольшом сюжете на канале Sci-Fi Channel телесети Fox, а затем в большой передаче цикла «The Unexplained* (Необъяснимое) телекомпании А&Е Channel повторилась одна и та же по сути история. Каждый раз Барнс объяснял перед камерами свою позицию «беспристрастного искателя истины», после чего демонстрировал обнаруженные свидетельства.

И каждый раз на телеэкраны попадали лишь скептические оценки исследователя, а все самое важное и существенное из программы вырезалось. В недоумении, Барнс пытался добиться у создателей передачи объяснений столь вопиющим купюрам, однако на А&Е Channel в ответ слышал лишь совершенно абсурдные доводы, что эпизоды с демонстрацией пришлось убрать, поскольку, мол, «нет никаких свидетелей, подтверждающих, что Филадельфийский эксперимент имел место»...
Абсурд подобных доводов хотя бы в том, что Барнс ради объективности вовсе и не утверждает, что намерен доказать реальность филадельфийского эксперимента.

Он лишь заявляет и наглядно демонстрирует своими находками, что реальная ситуация в физике и экспериментах с оптическими миражами совершенно не соответствует официальному заявлению ONR о фантастичности подобных историй-
Барнс установил, что после его демонстраций в телестудии компания Towers Productions (владелец А&Е Channel) тоже закупила дифракционную пленку для экспериментов, и самостоятельно воспроизвела опыты с «исчезновением». Поскольку же вместо «сенсационного разоблачения» нечестных властей последовало полное изъятие сюжета из передачи, Барнс пришел к выводу, сделанному до него многими, что на американском телевидении действует мощная государственная цензура. А цензурирование любых материалов о ФЭ - суть того, что эксперимент все-таки ПРОВОДИЛСЯ.

( Продолжу чуть позже - Е.М.)
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14763
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ВЕРХОМ НА РЕАКТОРЕ: АТОМНЫЙ САМОЛЕТ

Сообщение EvMitkov » 07 мар 2013, 03:23

Что ж, продолжу.

Пока наши коммерсанты от чиновничества ставят на поток легальные методы закоса от службы ( причем - предоставляя скидки и бонусы!!!!), министры обороны по сути являются предателями Родины - и при этом даже не находятся под арестом - из нашей памяти намеренно вытравливаются, хоронятся и/или продаются за бугор те наработки наших научников, сделанные еще во времена СССР, которые и позволяли Союзу фактически одному ( еще и содержа армии Варшавского Блока) противостоять НАТе - и причем настолько успешливо, что ни о каком военном решении "русского вопроса" у Запада не шло и речи.
Как-нибуль пойдет разговор у нас на форуме и о задробленном Горбачевым "Скифе-М", и о многих других концептуальных наработках, но сейчас разговор о новой машине, которую создают в противовес "Стеллсам".

Я уже упоминал о том, что в семидесятых годах у нас очень широко озвучивался принцип движения летательных аппаратов в плазменном коконе. Принцип примерно тот же, что и у современных сверхскоростных торпед, движущихся в воздушной суперкавитационной каверне, блгодаря чему достигаются немыслимые ранее скорости. Об этом на форуме у нас много говорил Андрей Васильев в соотвествующей теме. Такое явление вполне осуществимо при движении летательных аппаратов в плазменном коконе. Принцип движения «Мобилюс ин мобилес» известен давно. Принцип лыжной мази, которая дает возможность скользить гораздо быстрее, чем без нее.
В случае с лыжами прослойка состоит из тонкой пленки воды, образующейся между мастикой и снегом. Этот принцип опробован уже тысячи лет. От натиравшихся маслом древних воинов - до ПЛ, у которых в носовую часть подавалась смесь из жидких полимеров, что давало возможность и тем и другим скользить «в среде». Точно такой же принцип заложен и в идее создания «плазмоида» вокруг летательного аппарата, только на этот раз «расходные материалы» не нужны, - «плазмоид» создается из компонентов самой среды.

Подобные аппараты разрабатывались еще в рейхе, знаменитый и считающийся мифом конвертор В.Шаубергера тем не менее существовал в реальности, работал и чертежи его попали как к янки, так и к нам.
Янки, оттолкнувшись от идеи "диска Блонце", как обычно - разменялись на бабки. Когда американцами был изобретен малогабаритный биротативный керамический двигатель с внутренним микропроцессорным управлением отдельными лопатками ротора, этого стало вполне достаточно для создания «летающих тарелок». По-началу американские военные «никак» не реагировали на предпринимателя-энтузиаста «клепавшего» «летающие тарелки» на заказ, - так появились двух- и четырехместные «машины» «Мэрлин-300, -400» достигавшие скоростей 100-150 км/ч. Когда каждый двигатель стал независимым, а машина продолжала летать и управляться с произвольно выведенными из строя 4-мя двигателями из 8, расположенными по-кругу, и скорость возросла до 200-250 км/ч, то начиная с модели «Мэрлин-2000» «летающие тарелки» перестали продаваться частным лицам (стоимость составляла около 1,5 миллионов долларов), а все СМИ срочно «забыли» о существовании данных аппаратов.

Наши «тарелки» известны обывателю только по первоначальным опытам, когда «железо» пытались «подогнать» именно под визуализацию фразы «летающая тарелка». Однако эти аппараты летают давным-давно, но плохо, так как с электроникой у нас благодаря политическим «лидерам» – «никак». Однако, с развитием современного самолетостроения, опыты возобновились на новой конструктивной базе и уже с новыми технологиями. Это были попытки совместить самолет и «боевой плазмоид». В Америке подобная программа «отпочковалась» от программы «Черные самолеты», «продукт» которой – технологии «стэлс» всем известны.

На этом всегда было великое множество спекуляций и неудач, которые всегда с успехом спихивались на «инопланетян». Это выгодно, - на них уже никто не обращает внимания, - самый лучший способ сбить случайных очевидцев с толку. Первоначально за «инопланетные корабли» принимали «боевые плазмоиды» создававшиеся при испытаниях различного оружия на НФП. Это делалось и преднамеренно, - а как еще проверить реакцию иностранного боевого летчика на наш «боевой плазмоид», если не «подсунуть» его своему летчику. Иначе реакция совершенно непредсказуема, более того, нужна статистика – всегда ли реакция такая, и каковы варианты. Так родилось большинство мифов про летающие тарелки, но так произошло и несколько катастроф (отсюда же и россказни космонавта Гречко, которого до сих пор никто не разубеждает в его описаниях "виденных НЛО"). После которых нашим летчикам подкорректировали инструкции, снизив их агрессивность и инициативу (а Гречко пусть болтает про инопланетян, потому как если ему рассказать что это было на самом деле - он будет болтать и об этом; гораздо выгоднее Гречко-уфолог - проблем меньше). Однако, вскоре внутри «боевого плазмоида» действительно оказывался летательный аппарат, вот тогда и появились рассказы очевидцев о «тарелках» с габаритными огнями (дурачки-уфологи - «инопланетянину» «габариты» не нужны – «габариты» нужны обеспечивающему полеты и посадку землянину). Тему пока закрываем, потому как мне еще не ясно что по данному поводу известно "заклятым друзьям" - Интернет забит "зелеными человечками", и поэтому отделить мух от котлет сложновато.

shalygin@bk.ru – as personal post

ICQ: 359-884-735 «Странник», Region: Moscow
Оказалось, что сформированный в пространстве плазмоид можно рассматривать как резонирующую камеру искусственно созданного "плазменного генератора" -ПЭМГ. Что-то вроде оружия, создающего еще большее оружие, где самим оружием становится созданный плазмоид... И я, как специалист по новым видам вооружений, могу сказать совершенно точно - про это оружие еще никто кроме России ничего не знает толком (да и мы мало представляем природу данных процессов, хотя результат на лицо). И за этим оружием может оказаться решающий довод в перевесе сил на планете .

А. Шалыгин "Апокалипсис - религия и наука"

Вообще - основное отличие плазмы от газов это наличие свободных электронов, оторванных от оболочек атомов. В связи с их наличием (их число может быть весьма малым, менее 1%) всего ДВА основных физических свойства отличают плазму: взаимодействие с электромагнитным полем, и электропроводность. И первого и второго вполне достаточно, чтобы обеспечить высокую ЭПР и полностью экранировать радиосредства летательного аппарата. Плазмы без этих двух признаков - НЕ бывает, или это не плазма. Температура и способ генерирования при этом не имеет значения.
Как я понял, речь идет о системе управления пограничным слоем (СУПВ). Конечно, если ионизировать пограничный слой на крыле, а под обшивкой разместить мощные электромагниты, то можно легко ламинизировать поток там и когда это надо, или турбулизировать. Например, на взлете и при больших углах атаки отодвинуть срыв потока и улучшить взлетно-посадочные характеристики и увеличить маневренность. А потом, на пробеге, интенсивно турбулизировать поток, обеспечив функцию интерцепторов.
И даже это вопрос, ибо природа плазмообразования разная, температура плазмы разная, состояние плазмы (соотношение концентраций электронов и ионов в конкретных точках) тоже разное. В качестве примера - отклонение электронного луча (тоже кстати вид плазмы с очень большой степенью ионизации (вакуум не абсолютный, положительные ионы тоже есть) в кинескопе (магнитный) и осциллографе (электростатический). Одной и той же цели добились воздействием на один и тот же объект (поток электронов) разными полями.

( Продолжение - следует)
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14763
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ВЕРХОМ НА РЕАКТОРЕ: АТОМНЫЙ САМОЛЕТ

Сообщение Andreas » 05 дек 2013, 06:16

Авиационные атомные силовые установки:
история развития идеи и конструкции

Кудрявцев В.Ф.

Этот материал был опубликован в соавторстве с Совенко А.Ю. в журнале "Авиация и Время" (№№ 3 и 4/2004 г.) под названием "Атомный самолет: будущее в прошедшем времени". Здесь приводится с некоторыми изменениями.

В середине лета 1947 г. свободная пресса США широко обсуждала нашествие "летающих тарелок", якобы проявлявших слишком навязчивое любопытство в отношении американских авиабаз. На этом фоне выделялась лишь статья в журнале Examiner, утверждавшая, будто неопознанные объекты не имеют к инопланетянам никакого отношения - это таинственные аппараты русских, оснащенные ядерными двигателями. Согласно статье, американские "ученые-ядерщики высшего звена" якобы получили загадочное письмо, содержащее описание "русского блюдца". В нем говорилось об аппарате, внешне похожем на человеческую почку, но имевшем полированную поверхность. Пилот аппарата находился в лежачем положении в кабине со специальной системой охлаждения - "блюдце" сильно нагревалось во время полета с ужасающей скоростью. "Подъемная сила, - гласила статья, - создается на совершенно неизвестном нам принципе, открытом русскими более 10 лет назад"…

Конечно, это был полный бред, причем явно сфабрикованный ФБР с целью превратить интерес обывателей к инопланетянам в страх перед "красной угрозой". Но давайте задумаемся о другом: уже в 1947 г. американцы стали плести небылицы об атомных успехах русских, тем самым оправдывая в глазах общественности собственную разработку летательных аппаратов с ядерными двигателями. Впоследствии они (да и советские пропагандисты) не раз прибегали к подобным приемам. В результате прорвавшиеся сквозь завесу секретности скупые правдивые сведения смешались с ложными и за давностью лет стали почти не отличимы от них. Сегодня, спустя почти 60 лет с начала разработки самолетов на атомной энергии, эта страница авиационной истории остается одной из самых малоизвестных.

Часть 1. Работы в США

http://vfk1.narod.ru/JACU.htm

Часть 2. Работы в СССР

http://vfk1.narod.ru/JACU2.htm
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: ВЕРХОМ НА РЕАКТОРЕ: АТОМНЫЙ САМОЛЕТ

Сообщение EvMitkov » 25 янв 2014, 15:36

Экзамен. Литература.
Вопрос:
— Первая женщина-летчица России?
Ответ:
— Баба-яга!
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14763
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ВЕРХОМ НА РЕАКТОРЕ: АТОМНЫЙ САМОЛЕТ

Сообщение Палестинский Казак » 21 июн 2014, 18:19

Палестинский Казак
 
Сообщения: 1239
Зарегистрирован: 24 май 2012, 03:53
Откуда: родился в Новороссии, служил в ГСВГ - Baumwolle

Re: ВЕРХОМ НА РЕАКТОРЕ: АТОМНЫЙ САМОЛЕТ

Сообщение EvMitkov » 21 июн 2014, 18:26

Как думаешь, Казаче: насколько это применимо в практическом плане - в ближайшие три-пять лет? Если шарик эти три-пять лет протянет...
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14763
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ВЕРХОМ НА РЕАКТОРЕ: АТОМНЫЙ САМОЛЕТ

Сообщение Палестинский Казак » 22 июн 2014, 01:12

Это сейчас, как самолёт братьев РАЙТ...
Научно-технический прогресец развивается с такой скоростью, шо мама не горюй!!!
Я думаю, что это найдёт применение в такие сроки в БПЛ, которым надо сутки барражировать и скорость не треба - как-то так!
Летадла на керосине забралась на нужный эшелон и включила электродвижок для поддержания минимальной скорости и создания подъёмной силы и начала барражировать в заданном районе....
Или другой вариант- летадла движется на керосине и выполняет функции ретранслятора, а для работы ретранслятора использует солнце...
Палестинский Казак
 
Сообщения: 1239
Зарегистрирован: 24 май 2012, 03:53
Откуда: родился в Новороссии, служил в ГСВГ - Baumwolle

След.

Вернуться в Военная авиация

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1