Истребитель И-15бис разработан в ЦКБ бригадой №2 под руководством Н.Н.Поликарпова. Он является дальнейшим развитием истребителя N-15. По требованию ВВС верхнее крыло выполнено прямым (хотя сам Поликарпов был против такого решения). На самолёте был установлен более мощный двигатель М-25В, изменена форма его капота, установлен маслорадиатор и новые колёса шасси, увеличена площадь крыла и принят новый профиль - "Кларк-YH". Серийное производство началось в 1938 году. И-15бис представлял собой расчалочный полутораплан смешанной конструкции.
Шасси трёхопорное, неубирающееся, с задним костылём. На некоторых самолётах колёса шасси закрывались обтекателями. Зимой могли устанавливаться обтекаемые лыжи с резиновыми амортизаторами. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного 9-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения М-25В. Цилиндры закрывались капотом NASA. Вооружение состояло из 4 пулемётов ПВ-1. На некоторых самолётах устанавливались крупнокалиберные пулемёты БС. В перегрузку мог брать на борт до 150 кг бомб (обычно 4 бомбы по 25 или 32 кг). В варианте штурмовика под крылом монтировались направляющие для реактивных снарядов РС-82. Лётно-технические характеристики Модификация И-153 И-153БС Двигатель М-25В М-62 Мощность, л.с.:
размах верхнего крыла размах нижнего крыла длина высота 10,0 7,5 6,275 3,425 10,0 7,5 6,275 3,425 Площадь крыла, м2 22,14 22,14 Масса, кг:
пустого взлётная нормальная 1348 1859 1348 1859 Запас топлива, л. 316 316 Скорость максимальная, км/ч:
у земли на высоте посадочная 365 415 110 366 444 110 Время набора высоты 5000 м, мин. 5,8 5,3 Дальность полёта максимальная, км 625 740 Практический потолок, м 10700 11000 Время виража, с 11,4-12,4 13,0-13,5 Длина разбега, м
пробега, м 200 - 106 - Экипаж, чел. 1 1 Вооружение: 4х7,62 2х12,7 2х7,62
Когда людям надоело воевать, они устали от войны, они собрались вместе и пришли с претензией к Богу: как же Он допускает войну? Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили: мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне? (Древняя притча)
"Чайка" - незаслуженно забытая и опороченная машина, с судьбой, схожей с Т-28. Приняв на себя тяжесть первых дней Второй Мировой, сойдясь в воздухе с такими машинами, как БФ-109, и не просто сойдясь, а ДОСТОЙНО! И-153 был оболган поденщиками от истории. Хотя даже такие асы, как Ворожейкин, вспоминали о "Чайке" с теплотой. Реплика истребителя Поликарпова И-153.
Я не буду останавливаться сейчас на истории этой поликарповской машины, не буду выкладывать снимки поверженных в первые дни войны машин - сбитых или брошенных. Если кого интересуют подробности - есть удивительно удачная книга: "Боевой Ишак Сталинских соколов". Я хочу обратить внимание на некоторые факты: самый удачливый ас Финляндии (более 70-ти побед) летал на трофейной "Чайке". Самый удачливый британский пилот( более 50-ти побед) дрался на "Гладиаторе" (тоже - биплане, хотя качественно на порядок ниже И-153). О том же, КАКОВО ЭТО - драться на таких машинах против скоростного моноплана, пожалуй, лучше всего рассказал в своей автобиографической повести "Дело Чести" Джеймс Олдридж, писатель, знакомый по работам "Морской Орел", "Дело чести" и фильму "Последний дюйм". Этот человек в качестве пилота-истребителя RAF дрался с итальянцами в Африке и Греции, и с немцами над Критом и над Проливом. Был ранен, но потерял ногу - но снова летал. (Правда, над Проливом он летал уже на "Харрикейне")
Поэтому в который раз хочу повторить: ВОЮЕТ НЕ ТЕХНИКА. ВОЮЮТ ЛЮДИ.