“Кобра” для ближнего боя

Форум о военной авиации

“Кобра” для ближнего боя

Сообщение GT-500 » 21 фев 2011, 17:39

Сколько уже прошло? Шесть лет... Казалось, совсем недавно был этот великий для города праздник — 100-летие Всероссийской художественно-промышленной выставки. Все флаги в гости были к нам...

Для любителей авиации праздник был вдвойне. Все самолеты были в гости к нам...

Нижегородцы могут честно похвастаться, что первыми видели “Черную акулу” — новейший ударный вертолет Ка-50 — и все разом пилотажные группы “Русских витязей”, “Стрижей” и “Русь”.

Летчики работали в небе по полной программе. Город, который долгое время производил современные самолеты, должен был наконец увидеть, на что они способны.

В исполнении авторов, лучших летчиков-испытателей России, мы увидели и “кобру Пугачева” и “колокол Квочура”...

Который год в нашем небе тихо. Выставку российского оружия у нас успешно перехватили, и самолеты теперь летают совсем в других местах. Нам остались лишь воспоминания, но и они могут быть поводом для разговора о необычном оружии, которое мы иногда воспринимаем всего лишь как мастерство летчиков.
“Темная лошадка”

К показательным выступлениям авиаторов быстро привыкаешь. Отрепетированная до мелочей, отточенная “показуха” воздушных шоу делает авиацию панибратски доступной. Уже невозможно обойтись без этого шумного приложения к любому празднику.

И кажется, что те фигуры высшего пилотажа, которыми нас всегда удивляют летчики, придуманы специально, чтобы удивить зрителей и пощекотать им нервы.

К счастью, это не так. Авиация даже по праздникам остается боевой, и каскад с блеском исполняемых фигур есть оружие, которое летчики лишь слегка адаптировали под всеобщее веселье.

Мы даже не догадываемся, какая борьба в авиационном мире разворачивалась за обладание этим оружием.

К середине 70-х годов прошлого века вдруг стало ясно, что реактивный самолет, ощетинившийся ракетами, еще не боец. Это показали войны, которые то и дело вспыхивали на Ближнем Востоке.

Вооружив истребители ракетами, их пытались развести на большие расстояния. Не вышло. Ближний бой на поражение остался в арсенале летчиков.


И тут вспомнился опыт прежних войн. Во времена винтовых самолетов воздушный бой длился десятки минут. Противоборствующие истребители предпринимали попытку за попыткой поймать в прицел противника. Реактивная авиация этого себе позволить не могла. Бой ее скоротечен. Первая попытка захвата самолета должна быть и последней. Летчики выжимали из машин все, на что они были способны. Но даже после победы не каждый самолет возвращался на базу. Статистика говорит, что у каждого пятого истребителя заканчивалось горючее и летчик был вынужден покидать целехонькую и исправную машину. Выйти из боя, когда зажигалась красная лампочка предупреждения, летчик тоже не мог. Показав хвост, он тут же получал ракету.

Воздушный бой становился для истребителей и западней, поэтому они уклонялись от массовых схваток и искали одиночных встреч. А вот тогда победа доставалась тому, чей самолет оказывался более маневренным.

Само время подвело авиаконструкторов к созданию сверхманевренного самолета. Третье поколение истребителей, стоявшее тогда на вооружении, исчерпало все резервы “поворотливости”. Концепция сверхманевренности стала общей для стран с развитой авиационной промышленностью.

А показателем ее реализации стали международные автосалоны, где постоянно происходили сенсационные показы новейших военных истребителей. Знатоки авиации могли сравнивать самолеты, могли видеть и воплощение передовых идей.

Единственной “темной лошадкой” для них оставалась одна страна, которая с методичным упорством выставляла лишь гражданские самолеты.

Прорыв случился в 1998 году на авиасалоне в английском городке Фарнборо. Авиационный мир впервые увидел МиГ-29 и шоковую фигуру высшего пилотажа — “колокол” — в исполнении летчика-испытателя Анатолия Квочура.

Его МиГ на глазах изумленной публики вертикально вонзился в небо и... остановился. Скользнув на хвост, самолет описал дугу и спокойно вышел в горизонтальный полет.

Но больше зрителей были поражены диспетчеры на пункте руководства полетами. На какое-то мгновение МиГ исчез с экрана локаторов. Военные специалисты сразу поняли, что перед ними русские демонстрируют возможность нового оружия и невиданный прорыв в сверхманевренность.

Годом позже в Ле-Бурже летчик-испытатель Виктор Пугачев на Су-27 показал свою знаменитую “кобру”. И вновь самолет исчез с экранов локаторов. В воздушном бою, где счет идет на доли секунды, исчезнувший даже на мгновение из поля видимости локаторов самолет уже “обречен” на победу.

Авиационный мир замер. Он понял, что те гигантские усилия, которые прилагались для создания сверхманевренного истребителя, уже успешно реализованы. “Темная лошадка” преподнесла сюрприз.
Мы на хвосте

А усилия действительно предпринимались немалые. В 1987 году США и ФРГ начали совместно реализовывать программу разработки специального самолета для изучения маневренности за пределами обычных летных параметров. Говоря популярнее, на экспериментальном самолете должны были отрабатываться приемы ближнего боя, когда противник поражается не только ракетами, но и огнем пушек.

Для строительства самолета были выбраны компании “Рокуэлл” и “МВВ”. Чтобы уменьшить затраты, самолет решили собирать из узлов, которые прошли проверку. Так, катапульты взяли с F/A-18, бортовые компьютеры с С-130, шасси от А-7.

Программа создания самолета была рассчитана на несколько лет, но после появления советского Су-27 ее начали форсировать, и 11 сентября 1990 года новый самолет, Х-31 поднялся в воздух.

Специалисты сразу же отличили уникальность самолета. В ходе летных испытаний Х-31 легко выиграл бой с истребителем F/A-18. Летчики-испытатели отметили ряд новых маневров и пилотажных фигур, которые до сих пор не выполняет ни один истребитель в мире.

Программа испытаний завершилась после потери одного из экспериментальных самолетов. Она была признана успешной.

Карьера же Х-31 на этом не закончилась. Она перешла в разряд “эстрадных” На очередной Парижской авиационной выставке было решено затмить российские Су-35 и МиГ-29. По словам очевидцев, это удалось, хотя наш Су-35 крутил свою показательную программу на меньшей высоте.


Экспериментальному самолету по силе оказались и “кобра Пугачева”, и “колокол Квочура”, он добавил в зрелищную программу приемы боя, которые получили название “мангуст” и “разворот Хербаста”.

Казалось бы, господство российских самолетов на авиационных шоу закончилось. Но почему-то на демонстрационной площадке зрители недолго задерживались у Х-31 и спешили к нашим “сушкам” и “мигам”.

Все отлично понимают, что Х-31 — всего лишь воздушная игрушка, он слеп в бою и полностью безоружен. А за Су-27 уже числятся конкретные победы над американскими “Фантомами”.

В 1992 году, когда летчики российского Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС гостили на авиабазе в Лэнгли, американская сторона, похоже, сгоряча согласилась на проведение учебного боя. Правда, место выбрала подальше от любопытствующих глаз — над океаном. Схватка шла между Су-27 и F-15. Вначале уходил от преследования американский летчик, а потом российский.

Пилот F-15 несколько раз терял из виду Су-27 и запрашивал о нем землю: “Где русский?” И всякий раз ему отвечали: “Он у тебя на хвосте”.

Так что быть на хвосте в авиации считается первым делом.

А разбор полетов показал, что даже боевые летчики участники операции “Буря в пустыне” на своих “Фантомах” не рискуют выходить на виражах за угол атаки в 18 градусов. У Су-27 было в запасе еще 8 градусов маневра.
Случай и расчет

Всегда интересно знать, как возникает идея создания чего-то нового. В нашем случае интересно появление пилотажных фигур, которые стали оружием самолета.

Так “колокол” считают визитной карточкой летчика-испытателя Анатолия Квочура. Сам летчик к “именным” фигурам относился отрицательно. В одном из интервью он сказал, что ни один летчик не решится выполнить новую фигуру спонтанно: придумал — сделал. Это будет последнее, что он вообще сделал в небе. Его тут же спишут из авиации. Время лихих авиаторов и безумной самодеятельности прошло. Новая пилотажная фигура — это работа многих авиационных специалистов, и прежде всего Центрального аэродинамического института.

А вот идеи, как и было во все времена, приходят случайно.

Если быть справедливыми, то “колокол” следует записать в актив летчика-испытателя В. Котлова. А ситуацию, в которой он родился — критической.

Однажды в полете на Су-27 разгерметизировался приемник воздушного давления, и летчик перестал получать информацию о скорости самолета. При резком наборе высоты он вдруг почувствовал, что самолет “завис”. Скорость упала до нуля. Потом самолет скользнул на хвост, в кабине возникла невесомость. Высота в 8000 метров позволяла летчику спокойно оценить обстановку и не спешить с принятием каких-то мер. Между тем самолет клюнул носом и начал штопорить. А тогда (было это двадцать лет назад) считалось, что Су-27 из штопора не выходит. Летчику приказали катапультироваться на высоте 4000 метров.

Приближался момент покидания самолета, но летчик вдруг обнаружил, что машина управляем, и он спокойно посадил ее на аэродром.

Позже испытания покажут, что Су-27 выходит без особых проблем из всех видов штопора.

А случай с летчиком В. Котловым не забылся. Его нулевая скорость при наборе высоты легла в основу эффекта пилотажа фигуры — “колокола”.

Каждый раз, выполняя ее, летчик-испытатель Анатолий Квочур повторяет экстремальный полет своего коллеги.

Су-27 оказался управляем на самых критических углах атаки. Честно говоря, даже конструкторы не могли предсказать это. Выполняя “колокол”, Анатолий Квочур выписывал самолетом дугу почти в 180 градусов.



Было бы странным, если бы на этом летчики остановились. А нельзя ли крутануть все 360 градусов? Оказалось, можно. Это доказал другой летчик-испытатель — Герой России Евгений Фролов, и фигура получила именное название “чакра Фролова”.

“Чакра” — название экспортное. На западе хорошо известно оружие индейцев — заостренный плоский диск. Так что оно еще и с намеком.

Какой летчик не мечтает в воздушном бою любезно пропустить своего преследователя вперед. Ведь так удобнее брать его на прицел. Но какой преследователь согласится поменяться местами.

Надо бы его к этому вынудить. Тормознуть бы самолетом, как это часто делают герои мультфильмов в сумасшедших погонях.

На винтовых самолетах такой прием был нереален, а реактивная авиация это сделать позволяет.

Летчик-испытатель Герой России Виктор Пугачев запросто тормозит свой самолет, закидывая его на критические углы. Прием этот так и называется — аэродинамическое торможение, а если более ярко, то “кобра”. Самолет преследователя проносится в это время мимо, и тут уже все зависит от реакции и мастерства бывшей жертвы.

На авиационных выставках любят показывать самолеты во всей их мощи, выкладывая то вооружение, которым самолет способен владеть. Но, к сожалению, одно из орудий стоящего на земле самолета скрыто — его сверхманевренность, Она проявляется толкло в воздухе и только в ближнем бою.

“Су-27” в атаке.

Приемы воздушного боя.

“Колокол Квочура”.

“Кобра Пугачева”.

“Чакра Фролова”.
Вячеслав Федоров
Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, они собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)
Аватара пользователя
GT-500
 
Сообщения: 479
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:53
Откуда: Волгоград

Re: “Кобра” для ближнего боя

Сообщение EvMitkov » 21 фев 2011, 23:56

Отличная статья!
Единственное пожелание - несколько б иллюстраций к материалу, тем более, насколько я в курсе у G-500 недостатка в подобном материале нет. Я ежедневно бываю в 200-300 метрах от полетного поля РосВертола им.Нагибина. Теперь, когда не смотря на старания Табуреткина, у наших пилотов с топливом стало немного полегче, полетные дни не ограничиваются одним в неделю - МИ-28 "Ночной охотник" можно увидеть в воздухе практически каждые сутки, да и "аллигаторов", пригоняемых на ремонт и профилактику - тоже. А что они вытворяют в воздухе!!! ЭТО НАДО ВИДЕТЬ!
Никакие ТВ или фото не смогут передать того, что видишь своими глазами.
Иногда, наплевав на возраст, к неудовольствию жены и оторопи окружающих от восхищения начинаю орать командирским голосом: "АХТУНГ! ВЕРТУШКИ ИН ДЕР ЛЮФТ!!!". Мальчишество, конечно, но - ...

Снимок сделан заслуженным летчиком РФ Павлом Галактионовым
С уважением, Ев.Митьков.
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13863
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: “Кобра” для ближнего боя

Сообщение DeFormator » 29 янв 2012, 20:36

Вообще странно это все... Аргументы про срыв радиолокационного сопровождения в БВБ при помощи "Колокола" звучат мало убедительно - там контакт с противником визуальный. С "Коброй" тоже не все однозначно, ее применение означает потерю скорости до минимума, то есть скорее как решение на крайний случай. От ракет с ТГСН эти маневры также не спасут...
Война - это серия катастроф, ведущих к победе. Жорж Клемансо
DeFormator
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 19:43
Откуда: Москва

Re: “Кобра” для ближнего боя

Сообщение Dvu.ru-shnik » 27 фев 2012, 00:01

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=c4XPVvMm4j4&feature=player_embedded[/youtube]
http://youtu.be/c4XPVvMm4j4
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=c4XPVvMm4j4[/youtube]
http://suavia.info/page/64
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 6937
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: “Кобра” для ближнего боя

Сообщение Dvu.ru-shnik » 27 фев 2012, 03:41

Доброго всем времени суток.
Алекс, даже в интернете уже сказано, что "кобру" на настоящий момент могут выполнять:
Су-27
Су-30
Су-33
Су-35
Су-35С
Су-35БМ
Су-37 (с углами атаки до 150-180°)
Су-47
МиГ-29
МиГ-29М
МиГ-29ОВТ
МиГ-35
Saab 35 Draken
F-16 MATV/VISTA
F/A-18 HARV
Boeing F/A-18E/F Super Hornet
F-22
Rockwell-MBB X-31.
Но, ни "кобра", ни "колокол" не являются панацеей в воздушном бою. Преимущества одного самолёта над другим складываются из многих составляющих, которые включают в себя такие основные параметры, как тяговооружённость и нагрузка на крыло. Из этих параметров вытекают такие вещи, как радиус разворота и скороподъёмность. Даже я, не имеющий по своей службе прямого отношения к авиации могу несколько судить о маневренных качествах самолёта. Есть у Евгенича и у меня один общий товарищ. Вы с ним что-то успели не поделить где-то... Это человек, который серьёзно разбирается в авиации. В интернете его можно найти под ником Оленевод Бельдыев. Так скажу - он шурупит в авиации и аэродинамике приблизительно на таком же уровне, как я в разведке и БМП. Если тебе не в падлу будет - обратись к нему с приглашением к дискуссии на эту тему. он нам всем ещё на примере Як-3 и Ме-109 разрисует всю общую картинку по рабоче-крестьянски (на пальцах - при помощи лома и какой-то матери).
От себя могу добавить - только общая совокупность маневренных и скоростных качеств, включающая в себя показатели двигателя, планера, органов управления и програмного обеспечения (на самолётах последних поколений, которые являются самолётами с програмным обеспечением устойчивости - без ПО в принципе не могущими летать), могут дать превосходство в маневренном воздушном бою одному самолёту над другими или другими. Отсюда вывод - наши МиГи и Су изначально стали прорывными и превосходящими зарубежные образцы по всему комплексу этих показателей. Посмотри по последней моей ссылке - все наши (даже тяжёлые СУшки) выигрывали даже у лёгких истребителей поединки как минимум 2 из трёх. А кобра и колокол - это показатель возможностей самолёта. Да, американцы таки научили свои файтинги и иглы с хорнетами в конце концов выполнять кобру. Это значит, что путём доработок они смогли повысить маневренные качества своих самолётов. Однако, кто из них сможет выполнить "Колокол"? Пока что слабовато - ВТД пока что только наши научились делать на своих движках, а это ой как важно. Значит - совокупность маневренных качеств и
тяговооруженность наших самолётов остаётся выше, чем у них.
Что касается боевого применения кобры, то (как мне известно) - это один из элементов преодоления ПВО, который может дать кратковременную потерю самолёта с экранов РЛС и не более. Хотя, если вспомнить, как наши лётчики на И-16 научились использовать бочку с резким сбросом скорости против Ме-109, то вполне возможно, что и кобра может стать подобным тактическим приёмом.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 6937
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: “Кобра” для ближнего боя

Сообщение Dvu.ru-shnik » 27 фев 2012, 04:23

Здравствуй, Алекс.
Как я понял - вы оба сейчас в позе обиженных.
"Отдавай мою игрушку и не писай в мой горшок."
но это ваши взаимоотношения - я в них не лезу.
Что касаемо Кобры и Колокола - правильнее было бы сказать, что они явились не Российской панацеей, а Российским Ноу-Хау, к которому остальные стали подтягивать свои образцы. Просмотрел всё, что смог найти по выполнению этих фигур другими самолётами и прикладного значения подобного пилотажа в воздушном бою. На некоторых сайтах идут такие стычки, причём чуть ли не со схемами и формулами, что .... клочки по закоулочкам.
В своё время и штопор был панацеей от преследования противника, а обычную бочку воспринимали как обычный выкрутас. Однако, вскоре после Арцеулова штопорить научились практически все, а благодаря бочке, перевороту и боевому развороту столько истребителей противника загнали в землю... Вроде бы всё просто, а в совокупности получается высший пилотаж.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 6937
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: “Кобра” для ближнего боя

Сообщение Палестинский Казак » 27 май 2012, 00:16

Высший пилотаж - это есть хорошо т.е. говорит о Мастерстве Пилота и качестве аэроплана!!!
В современном информационобоевом поле это мало поможет... Для современного ведения воздущных боёв, куда важнее АВИОНИКА и правильное целеуказание, также если вы приближаетесь к линии фронта, то разведка средств ПВО. Никакая фигура пилотажа не поможет, если летит "выключатель света" типа БУК... Может помочь увернуться Высший Пилотаж от ПЗРК т.к. маленький радиус действия.
Если конешно, вдруг у ястребителей кончатся ракетки,. и они вспомнят о фильмах с Брюссом ЛИ, то у ребят есть возможность покрутить "бочки" и пострелять из 23/30мм пушек друг в друга....
Дистанция боя будет в радиусе 1,5км, а эффективное поражение 900-600м!!!
Есть печальный пример, война 08.08.08. Потери авиации высокие, потеряли ТУ 22М3....:-((( про Штурмовики отдельный разговор.
Палестинский Казак
 
Сообщения: 1219
Зарегистрирован: 24 май 2012, 03:53
Откуда: родился в Новороссии, служил в ГСВГ - Baumwolle

Re: “Кобра” для ближнего боя

Сообщение Dvu.ru-shnik » 27 май 2012, 02:47

Господи, да сколько же можно...
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 6937
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: “Кобра” для ближнего боя

Сообщение Палестинский Казак » 27 май 2012, 15:16

Вам не нравится ГШ-30 или ГШ-23 ....??
Палестинский Казак
 
Сообщения: 1219
Зарегистрирован: 24 май 2012, 03:53
Откуда: родился в Новороссии, служил в ГСВГ - Baumwolle

Re: “Кобра” для ближнего боя

Сообщение Dvu.ru-shnik » 27 май 2012, 15:31

Пушки отличные, я о потерях в 08.08.08 - столько уже преговорил на енту тему, что оскомина на языке и мозоли на пальцах.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 6937
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

След.

Вернуться в Военная авиация

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron