АВИАЦИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

Форум о военной авиации

Re: АВИАЦИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

Сообщение гришу » 27 мар 2017, 21:16

гришу писал(а):
Hs-129
.вотЪ от куда - во "бородавочник, вышел :?

Палестинский Казак
"Бородавочник" он же А-10 наследник В-25 "Митчелл"

Ну, тебе лучше знать...
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 10894
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: АВИАЦИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

Сообщение Палестинский Казак » 28 мар 2017, 13:38

Хеншель - это конкурент ИЛ-2.
Недостатков много, самый главный - лёгкая добыча для ястребителей
Поэтому летал низенько т.к. имел приличное бронирование, а также два движка повышали живучесть и не боялся пехотных калибров....
Выпущено машин было мало, конкурента было выпущено на два порядка! больше:-)))
Немцы их применяли в основном в паре с ФВ-190, фокеры выполняли функцию прикрытия как истребитель-бомбардировщик, а Хеншели с бреющего полёта расстреливали в заднюю полусферу танки...
А такие танки, как Т-60, Т-70 и их разновидности просто не имели шансов!
Вообщем, это был самолёт "пожарник", который применялся для борьбы с прорывами
Американцы не имели самолётов поля боя т.к. вели совершенно другую войну. Имели хорошие ястребители-бомбардировщики!!! и далее по списку....
Палестинский Казак
 
Сообщения: 1389
Зарегистрирован: 24 май 2012, 03:53
Откуда: родился в Новороссии, служил в ГСВГ - Baumwolle

Re: АВИАЦИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

Сообщение гришу » 28 мар 2017, 16:05

Принято!
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 10894
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: АВИАЦИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

Сообщение гришу » 09 апр 2017, 17:56


компакто
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 10894
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: АВИАЦИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

Сообщение EvMitkov » 07 май 2017, 00:20

Строители Керченского моста подняли со дна пролива советский истребитель времен Великой Отечественной войны. Об этом сегодня, 6 мая, сообщает информационный центр «Крымский мост».

Сообщается, что со дна Керченского пролива поднят истребитель «Кертисс Р-40» американского производства, который поставлялся в СССР по программе ленд-лиза.

Истребитель был обнаружен в шести километрах от таманского берега поисковой экспедицией «Большой десант — 2017». Руководитель экспедиции Александр Елкин сообщил, что самолет был подбит в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции в 1943 году.

«Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил», — считает поисковик.

После обнаружения самолета поисковики обратились к строителям Керченского моста с просьбой поднять истребитель. Те с радостью сделали это.

Фюзеляж весом 3,5 тонны был поднят со дна Керченского пролива при помощи спецтехники. По оценке экспертов, для самолета, который пролежал в море более 70-ти лет, «Кертисс Р-40» сохранился очень неплохо.

«Практически идеально сохранившийся самолет… Когда мы раскапывали, расчищали его, видели даже прекрасно сохранившиеся фрагменты краски», — рассказывает заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев.

По его словам, боевая машина будет размещена на территории 29-й береговой батареи Керченского укрепленного сектора береговой обороны Черноморского Флота СССР.
Строительство Керченского моста.

https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire ... 7-bpll.htm
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 17464
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: АВИАЦИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

Сообщение гришу » 07 май 2017, 00:33

гришу писал(а):
компакто

А я в :shock: :? бще не понял!
У них "движок в низ головой" раз выхлоп так расположен ?!
Клапанная крышка с низу... а где потдон с маслом?
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 10894
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: АВИАЦИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

Сообщение EvMitkov » 07 май 2017, 01:30

Серега,у "мессеров" этой линейки практически все движки - в варианте "перевернутых".
В том числе и на Бф-109 и на Бф-110, и даже на "Макки", где тоже частично ставили Даймлер-Бенцы DB линейки 601. :mrgreen:

Нет у этих двтжков поддона в "класссичнеском" понимании,да и не может быть, покольку поддон или картер мокрого типа подразумевает УРОВЕНЬ масла. А какой такой уровень масла в авиационном движке, который вместе с самолетиком в прочтранстве крутится во всех плоскостях?
Там реализован принцип сухого картера.

Впрочем - вот несколько эскизов и схем этого самого Даймлер-Бенца в обычном нашем форумном разрешении, а ниже я приведу ссылк на материал, гда и разрешение шикарное, и описание понятное.

Масляная система (даже применительно к более позднему DB605A)
Как и многие подобные двигатели и самолеты времени, DB605 перенес проблемы с образованием пены в масле при возвращении к маслобаку. Это было проблемой, поскольку это могло вести к потере масла через сапун а также в низком уровне масла. Это могло привести к низкому давлению масла, поскольку пена поступала в моторную масляную подачу. Меры, чтобы уменьшить образование пены включали введение Olschluder (de-aerator/pump – насос-деаэратор) и большого масляного бака.

Эти меры были вероятно эффективны, поскольку они были введены в стандарт. В действительности я полагаю, что первичной проблемой было слабое сопротивление масла к образованию пены. Сегодня масла содержат антипенящиеся добавки. При обслуживании "Black 6", с его полностью оригинальным двигателем и системами, я никогда не видел больше чем крошечное количество масляной пены, используя современное масло. Это было с оригинальным маленьким маслобаком и без Olschluder.
605D имеет дополнительный, убирающий мусор насосы перед клапанными крышками. Это стало причиной выпуклостей в клапанных крышках и последовательному перенаправлению горячего хладагента по обратным линиям к радиаторам и следовательно создало потребность в выпуклости в нижнем капоте! Конечно, главная причина насыщения масла воздухом лежит с убирающимися мусор насосами, поскольку они должны иметь большую производительность чем главный масляный насос и, следовательно, они будут качать некоторое количество воздуха!

Интересно, отклонение высокой температуры масла в этих 601-605 было ниже на большой высоте. Это происходило из-за сцепления привода турбокомпрессора, используя меньшее проскальзывание и поэтому, передавая больше мощности нагнетателю на высоте.

Цилиндры смазывались разбрызгиванием от коленвала. Гидравлический удар масляного дренажа, стекающей в камеру сгорания - это не большая проблема с 605. Она даже не упомянута в машинных руководствах!
Немного масла действительно иногда входит в камеру сгорания и так что предупредительная прокрутка с шестью лопастями (имеется в виду два оборота винта)- мудрая предосторожность при холодном двигателе. Остерегайтесь! Это - опасное действие и должна всегда быть предварительная проверка! НИКОГДА не поворачивайте залитый или горячий двигатель! Если это все же необходимо, выньте сначала штепсели!

С радиальными двигателями, поворачивая лопасти вручную, (зажигание конечно выключено) масло удаляется без проблем. Это работает также и для перевернутого V.

Вопрос: Скажите, если масляное разбрызгивание от кривошипа был дополнительным от главных и шатунных подшипников, и это было просто сожжено, или это становилось направленным к крышке рокеров, охватывая некоторых как для того, чтобы убрать мусор?
- Итак, с 55 литрами - норма подачи масла в минуту, масло конечно распространена!!!!!
Разбрызгивание - от главных\шатунных подшипников и это происходит между внутренним “V” блока цилиндров. Сзади масло течет на дно заднего корпуса редуктора и через систему трубок к насосам очистки в клапанных крышках.
Масло не было конечно предназначено, чтобы сжечься, но, потребление - приблизительно 8 литров в час.

Масляный насос внутри мотора

Производитель – Даймлер-Бенц
Конструкция – шестеренчатый насос.

Внимание! При горизонтальном полете при 2500 об\мин и температуре масла 75 град. давление масла не должно быть меньше 2,1 кг\см3.
Производительность (минимум) - 58 л\мин при 2600 об\мин и температуре масла 75 град.

Масляный насос снаружи мотора

Производитель – Даймлер-Бенц
Кол-во – 1 на клапанную крышку (Всего – 2 шт.)
Производительность: 55л\мин на двойной насос при 2600 об\мин
Конструкция – двойной шестеренчатый насос









Ну, а подробнее, по ссылке:
http://bf109.ucoz.ru/publ/4-1-0-2
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 17464
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: АВИАЦИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

Сообщение John Warner » 07 май 2017, 02:11

Вставлю своих пять копеек.
Да даже наш родной, краснознамённый, гвардейский и геройский танковый В2 стал сухокартерным отнюдь не потому, что он танковый - а именно потому, что изначально хотели сделать его авиационным.
А потом это уже стало традицией и танковой - ибо позволяет лучше скомпоновать мотоотсек.
Сибиряк безгранично любит свою угрюмую природу; он черпает в ней силу. ©
Аватара пользователя
John Warner
 
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 15 фев 2016, 18:29
Откуда: Хакасия - центр Сибири

Re: АВИАЦИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

Сообщение EvMitkov » 07 май 2017, 19:42

Думаю, В2 создавался именно как танковый дизель изначально, для авиадизеля и вообще авиамотора у него слишком расширена развесовка да и обороты недостаточны на максимуме.

А преимущество сухого картера в первую голову в том, что, не смотря на усложнение общей конструкции и обслуживающих механизмов у него на любых режимах работы масло находится в зоне высоких температур и агрессивной среды намного меньше.
И срок службы маслица увеличивается, хотя бы за счет меньшего окисления и меньшшего воздействия свободных радикалов тех же картерных газов, и возможности вентиляции гартера много выше. Именно потому практически все серьезные дизель-моторы от высокооборотных до больших крейцкопфных двухтактников - с сухим картером.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 17464
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: АВИАЦИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

Сообщение EvMitkov » 20 июл 2017, 20:11

На днях перечитывал "Антисуворова" Алексея Исаева, эту работу иногда называют "Десять мифов о Второй Мировой".
Оценки и выводы Исаева (особенно в заклепочном аспекте) часто спорны, часто - очень спорны. Но всегда крайне любопытны.
И перечитывая, уперся в подглаву о Ме-262 "Атака, которой не было", в которой Алексей Исаев описывает возможность воздействия управляемого авиаоружия немцев при операции союзничков "Оверлорд", высадке в Нормандии.

Впрочем - вот эта подглава.

Атака, которой не было


... Пролета вечером 6 июня 1944 г. одиночного разведчика на большой высоте
никто не заметил. "Me.262" с двумя фотокамерами отснял всю зону высадки, и
вскоре был готов план операции.

-- Подход к цели -- на высоте 8 тысяч метров, -- бесстрастно говорил
командир эскадры. -- Далее пологое пикирование и сброс бомбы на высоте не
более 2 тысяч.
Он прекрасно понимал, что подробных объяснений нескольким опытным
пилотам, выбранным для столь важной и опасной миссии, не требуется. Все они
имели опыт пилотирования двухмоторных бомбардировщиков, провели более тысячи
часов за штурвалом в воздухе.
В седьмом часу вечера следующего дня шесть теней со свистящим гулом
поднялись в воздух с бетонки аэродрома. Спокойствия в воздухе пилотам
прибавляло ощущение практически полной неуязвимости. Они неслись на огромной
скорости над облаками на звенящей высоте. Под приборной доской тускло
светился экран телевизионного прицела. В носу самолета была установлена
управляемая небольшим рычажком камера, дававшая отличный обзор вниз-вперед.
Под брюхом каждого из реактивных бомбардировщиков дремала управляемая бомба.
При подходе к цели самолеты один за другим стали нырять вниз, туда, где в
дымке то и дело мелькали вспышки разрывов на узкой светлой полоске пляжа,
отделявшей сушу от залива густого синего цвета. Их целью были две тянувшиеся
от берега змеи, возле которых были видны рыбообразные очертания транспортов.
Поймав в телевизионный прицел цепочку металлических конструкций, пилот
сбрасывал бомбу, которая, оставляя белесый след реактивного двигателя,
неслась вниз. Для управления ей у него была ручка-"кнюппель". На несколько
секунд оставив управление двигателем, летчик направлял ракету в цель и затем
снова взмывал ввысь.
Из пяти бомб в цель попали две, по одной в каждую из змей. Остальные
три подняли огромные столбы ила и песка рядом с наплавными пирсами. Разбитые
пирсы начало сносить в море. Растерянные пилоты истребителей,
барражировавшие в воздухе над зоной высадки, даже не успели понять, что же
случилось.

На следующее утро девятка реактивных бомбардировщиков атаковала
транспорты. С низким гулом они неслись над водой, сбрасывая бомбы и пролетая
в нескольких метрах над мачтами транспортов. Один из неизвестных самолетов
был сбит удачно спикировавшим на него "Темпестом". Двухмоторный самолет
неловко перевернулся и упал в воду. Пилот "Темпеста" растерянно сказал по
радио своим менее удачливым товарищам: "У него нет винтов..." Следующую
атаку странных самолетов встретили уже в большей готовности и сбили сразу
три из девятки, подловив их на выходе из атаки в наборе высоты. Но жертвы
среди нападавших были уже слабым утешением. Это была катастрофа. Основной
механизм снабжения зацепившегося за полоску берега десанта был прерван.
-- Это второй Дьепп! -- с досадой говорили канадские солдаты на
английском плацдарме. У них уже был печальный опыт осени 1942 г., когда
английское командование бросило в самоубийственную атаку на занятое немцами
побережье "малоценных" представителей Содружества из Канады.
Рисковать крупными силами элитных соединений не стали. Вскоре должны
были последовать атаки плацдарма крупными силами немецких войск,
находившимися под командованием хорошо знакомого англичанам и американцам
Эрвина Роммеля. Без устойчивого снабжения и господства в воздухе
(пошатнувшегося от ударов неизвестных самолетов) открытие второго фронта в
Европе могло стать кровавой мясорубкой. Без шума и пыли, сохранив тяжелое
вооружение, союзники эвакуировались обратно в Англию...

Так или примерно так могли развиваться события в том случае, если бы
приближенные Гитлера и руководство фирмы "Мессершмитт АГ" внимательнее
слушали своего фюрера. Адольф Гитлер был неуравновешенным, физически и
психически нездоровым человеком, но ему нельзя отказать в умении
почувствовать правильное направление действий. Целенаправленная работа над
"Me.262" в качестве ударного самолета могла принести больше дивидендов, чем
утешение нескольких десятков асов ощущением почти полной неуязвимости в
кабине реактивного истребителя.

Полностью книга бесплатно и онлайн лежит тут
http://lib.ru/HISTORY/ISAEW_A/antisuv_10mifs.txt

Мне стало крайне любопытно уточнить эфффективность боеприменения управляемого германского авиавооружения тех лет, тем более, что образцы действиельно были созданы и с успехом применялись.
Возможна ли была та ситуация, которую описал в качестве "альтернативки" Алексей Валерьевич?
И так ли все было гладко с управляемым вооружением?

И вот что нашлось.
Особо значимое и любопытное на мой взгляд - я выделю.

Применение немецких управляемых бомб

Евгений Грановский, Мирослав Морозов



Можно представить себе некоторую растерянность немецких летчиков 100-й бомбардировочной эскадры, получивших приказ нанести удар по кораблям своих бывших союзников итальянцев. Между тем, обстановка требовала решительных действий. По условиям перемирия, заключенного правительством маршала Бадольо с англо-американским командованием, ВМФ Италии должен был перейти на Мальту, то есть попасть в руки противника, что никак не входило в планы немцев.

Основные силы итальянского флота базировались в Специи и Генуе.
Днем 8 сентября 1943 г., вслед за сообщением о перемирии по радио, командующий флотом адмирал Бергамини получил приказ немедленно следовать в Ла-Маддалену и ожидать там дополнительных указаний. Выход задержался до 03:00 9 сентября.

К 15:10 корабельное соединение в составе трёх линкоров, шести крейсеров, 14 эсминцев и миноносцев находилось уже вблизи пролива Бонифачо. Первый удар по кораблям бывшего союзника нанесли обычные германские бомбардировщики, которые безрезультатно сбросили бомбы с высоты 5000 6000 м. Появление еще одной группы самолетов, шедших на большой высоте, не вызвало особого беспокойства у итальянских моряков. Однако то, что произошло дальше, превзошло самые плохие предположения...

Небезынтересно, что еще 7 сентября штаб KG 100 приступил к разработке секретной операции против итальянского флота в гавани Специи. Донесение о выходе эскадры Бергамини в море нарушило размеренную жизнь авиабазы Марсель-Истр. В 10:00 первая ударная волна 11 самолетов Do217K-2 из состава HI/KG 100 поднялась в воздух.

Перелет в район цели занял полтора часа. В 15:40 самолет командира группы майора Йопе атаковал первым и добился попадания в корму линкора "Рома".


ЛК "Рома"

Тяжелая бронебойная бомба прошила корабль насквозь и взорвалась под ним в районе котельных отделений 7 и 8, что существенно снизило ход итальянского корабля. Однотипный с "Ромой" линкор "Италия" также получил прямое попадание.

Бомба, прошив две броневые палубы и обшивку противоположного борта, также взорвалась уже в воде. Через пробоину внутрь поступило несколько тысяч тонн воды, но корабль лишь незначительно осел на нос и впоследствии смог своим ходом дойти до Мальты.

Спустя десять минут последовало еще одно попадание в среднюю часть корпуса линкора "Рома". Бомба разорвалась в нижней средней части носового машинного отделения и стала гибельной для итальянского флагмана. Была разрушена броневая защита погреба боезапаса 6-дюймовых снарядов, который тут же сдетонировал.
Этот взрыв в свою очередь вызвал детонацию артпогребов носовых башен главного калибра. Корабль окончательно потерял ход и стал стремительно заполняться водой. Отчаянные усилия экипажа в борьбе за живучесть не дали результатов. Корпус ╚Ромы╩ переломился. В 16:18 линкор затонул, увлекая с собой на дно адмирала Бергамини и 1250 членов экипажа. Так всего лишь одиннадцати бомбардировщикам Do217 удалось добиться крупнейшего успеха, выпавшего на долю Люфтваффе во Второй Мировой войне.

Конечно, здесь присутствовал немалый элемент везения (состоявшаяся вечером атака второй ударной волны из семи Do217 прошла безрезультатно), сыграло, безусловно, свою роль высокое мастерство штурмана унтер-офицера Ойгена Дегана из экипажа обер-фельдфебеля Курта Штайнборна, нанесшего роковой удар итальянскому флагманскому линкору. Но главное состояло в конструкции самих авиабомб планирующих и управляемых с самолета-носителя по радио.

Несмотря на все многообразие типов управляемых авиабомб (далее в тексте УАБ), созданных германскими конструкторами, в боях активно применялись только две из них: фугасная Hs293A и тяжелая бронебойная FX1400.

Работы по проектированию УАБ Hs293 начались в 1939 г.



Первый прототип Hs293V-1 так и остался на бумаге, но уже к февралю 1940 г, специалисты фирмы ╚Хеншель╩ под руководством профессора Герберта Вагнера создали так называемую модель FZ21, иначе Hs293V-2. В июле 1940 г. начались испытания третьего прототипа, а в 1941 г. в производство была запущена предсерийная модель Hs293A-0. В январе 1942 г в серию пошла Hs293A-1, однако на вооружение строевых подразделений Люфтваффе этот боеприпас начал поступать только в 1943 г.

Новое оружие представляло собой стандартную немецкую фугасную бомбу SC500 с добавленными несущими плоскостями и жидкостным ракетным двигателем ╚Вальтер╩ 109-107В.
Вследствие этого некоторые западные авторы относят Hs293 к разряду крылатых ракет.

Реактивный двигатель начинал работать через 1 -1,5 секунды после сбрасывания бомбы и действовал в течение 10 секунд. Это давало увеличение скорости на 165 км/ч. Корпус бомбы прекрасно выдерживал трансзвуковые скорости. Однако, в боевых условиях бомбардировщики-носители УАБ наносили удар, как правило, с малых и средних высот, в результате чего конечная скорость бомбы редко превышала величину, соответствующую 0,5- 0,6 М.

Самолет-носитель оснащался радиоприбором наведения FUG203 ╚Киль╩. Управление УАБ осуществлялось посредством специальной рукоятки по одному из 18 радиоканалов. Радиосигналы передавались в диапазоне УКВ и принимались смонтированным на Hs293 устройством FuGE230 ╚Страсбург╩.
От него команды поступали к механизму управления рулем высоты.
Руль направления на Hs293 отсутствовал, что налагало серьёзные ограничения на применение и требовало от экипажей определённой точности выхода на цель, причём под возможно более острым курсовым углом.

В апреле 1943 г. на авиабазе Грац началось формирование первого боевого ракетоносного подразделения II/KG100. Взамен прежних Не111Н группа получила бомбардировщики Do217E-5, предназначенные для подвески двух УАБ Hs293A-1. Отработкой методов применения Hs293 занималось 36-е учебно-испытательное командование, сформированное в июле 1943 г на базе 13-й эскадрильи KG 100.

Другой новинкой явилась более простая в конструктивном отношении радиоуправляемая планирующая УАБ FX1400 (или, как ее еще называли, Fritz X), разработанная доктором Максом Крамером. Именно такой бомбой был потоплен линкор ╚Рома╩ и поврежден ╚Италия╩.





Опыты по созданию планирующей бомбы на базе авиабомбы SC250 доктор Крамер начал в 1938 г В 1940 г. разработками Крамера заинтересовалось командование ВВС и передало проект фирме ╚Рурстг АГ╩, причем в качестве боевой части была выбрана гораздо более тяжелая бронебойная авиабомба PC 1400,

Снабженный крестообразными стабилизаторами Fritz X мог при менятся с высот не менее 4000 м. Бомба имела корпус из закалёна стали с толщиной стенок в оживальной части до 15 см. С высоты ~ 6000 м она пробивала 130-мм палубную броню. Взрыватель 6t ударного действия с задержкой инициирования заряда ВВ на время проникновения бомбы внутрь цели. Ускоритель подобный тому, какой был на Hs293, у FX1400 отсутствовал. Бомба имела хвостовой огонь-трассер, служивший для обозначения ее курса в условиях пониженной видимости. Это создавало ошибочно впечатление наличия ракетного двигателя.

Испытания FX1400 начались в феврале 1942 г. в Карлсхафене, но из-за потребности в ╚чистом небе╩ спустя два месяца были перенесены в солнечную Италию на учебный полигон Фоджа. Могли ли тог да итальянцы догадываться, какие потери их флоту нанесут эти бомбы полтора года спустя!

Для отработки методов применения Fritz X на авиабазе Грац Е сентябре 1942 г. было сформировано 21 -е учебно-испытательное командование на самолетах НеШН и Do217K. Впоследствии оно вошло в состав 100-й бомбардировочной эскадры в качестве его III группы. И уже в 20-х числах июля 1943 г. перелетевшее на аэродром Фоджа звено HI/KG 100 предприняло две безрезультатные попытки нанести удар по английским судам на рейде Аугусты и у Сиракуз. Согласно данным британского историка С.Роскилла, опытные экземпляры FX1400, запускавшиеся с самолетов Do217, применялись и для нанесения ударов по Мальте.

К концу лета 1943 г. дислокация групп бомбардировщиков-носителей планирующих бомб была следующей: HI/KG 100 под командованием гауптмана Бернарда Йопе входила в состав 2-й авиадивизии и базировалась на аэродроме Марсель-Истр, и II/KG100 майора Франца Холльвека, временно находились в подчинении авиационного командования ╚Атлантика╩ и действовала с аэродрома Коньяк против английских сил ПЛО в Бискайском заливе.

В первый же свой боевой вылет 25 августа самолеты II/KG100 повредили близкими разрывами авиабомб Hs293 два английских шлюпа из состава 40-й эскортной группы, осуществлявшей противолодочное патрулирование в районе мыса Финистерре. Двумя днями позже жертвами планирующих бомб стали флагман 1-й группы поддержки британский шлюп ╚Эгрет╩, который был потоплен и получивший тяжелейшие повреждения канадский эсминец ╚Этабаскан╩. Так англичане впервые столкнулись с губительным воздействием планирующих бомб. Но всего этого оказалось, по-видимому, слишком мало, чтобы в Адмиралтействе всерьез занялись поиском способов борьбы с ними.

Между тем, всё новые части Люфтваффе оснащались планирующими бомбами. 25 октября 1943 г. на авиабазу Бордо-Мериньяк пришла группа II/KG40 (бывшая I/KG50), вооруженная дальними бом-1рдировщиками Хейнкель Не177А-5 ╚Гриф╩. Первый свой морской боевой вылет II/KG40 совершила 21 ноября, когда 25 машин, каждая которых несла по две УАБ Hs293, вылетели на поиск английского конвоя SL 139/MKS 230, идущего из Англии в порты Северной Африки Сьера-Леоне. Два самолета из-за неполадок преждевременно вернулись на аэродром, три были сбиты, а оставшиеся 20 сбросили противника 40 планирующих бомб. Результат атаки был довольно скромным: потоплен транспорт ╚Марса╩ и поврежден прямым бомбовым попаданием пароход ╚Делиус╩.

26 ноября 14 машин группы II/KG40, возглавляемых майором Монсом, стартовали для атаки английского каравана в районе Бужи. За потопление войскового транспорта ╚Рона╩ немцы заплатили четырьмя бомбардировщиками, в т.ч. командирским, сбитыми в стычке с истребителями союзников. Ещё три самолета потерпели аварию при посадке. В дальнейшем II/KG40 (в ее составе осталось только семь боеспособных машин) перешла исключительно к ночным вылетам, которые, однако, не были отмечены какими-либо успехами.

Еще хуже обстояло дело с использованием УАБ в III/KG40, которой командовал майор Роберт Ковалевски, летавшей на четырехмоторных бомбардировщиках FW200C ╚Кондор╩. Эта часть также входила в состав авиакомандования ╚Атлантика╩. Планирующими бомбами Hs293 оснащались ╚Кондоры╩ модификации С-6 и более поздней С-8. Всего произведено 33 машины обеих модификаций. Однако дальше испытательных и учебных полетов дело фактически не пошло. Причиной, по всей видимости, стали недостаточные к тому времени лётные характеристики этой машины. Единственная известная нам попытка боевого применения FW200 в качестве ракетоносца была предпринята 28 декабря 1943 г. и сорвалась из-за того, что английская патрульная летающая лодка ╚Сандерленд╩ перехватила четырёхмоторный бомбардировщик с двумя подвешенными Hs293 прежде, чем тот вышел в район цели.

Кроме названных уже машин в списке носителей УАБ Hs 293A значатся также НеШН-12, Не177А-3, Do217K-2/K-3, Do217M-11, Do217R, а также гигантские четырёхмоторные Не277В-5 и Ju290A-7. Часть этих самолетов использовалась в различного рода испытательных командованиях, другие служили в строевых частях и предполагались к полетам с планирующими бомбами. Так, самолеты Ju290A-7 стояли на вооружении 5-й дальней разведывательной группы, действовавшей в составе авиационного командования ╚Атлантика╩, несколько Do217M и Do217R в HI/KG 100. Однако сведениями об их боевом использовании в качестве носителей УАБ (кроме Do217K, действовавших в составе HI/KG 100) мы не располагаем.

Главным театром боевого применения планирующих бомб стало Средиземное море.
Руководство морскими операциями Люфтваффе в Западном Средиземноморье осуществлялось штабом 2-й авиационной дивизии. В ее состав входили части из состава KG26, KG30 и KG 100. Командовал дивизией кавалер Рыцарского креста генерал-лейтенант Йоханнес Финк.

Местом базирования KG 100 стала авиабаза Истр. С 10 сентября 1943 г. в командование эскадрой вступил кавалер Рыцарского креста майор Бернард Йопе, который днем раньше атаковал линкор ╚Рома╩. Свою высокую награду он получил ещё в 1940 г. за потопление гигантского лайнера ╚Эмпресс оф Бритен╩, который он уничтожил, летая на FW200 в составе KG40. 24 марта 1943 г. к Рыцарскому кресту командира KG 100 добавились дубовые листья (Eichenlaub). Группами 100-й эскадры с 10 сентября командовали гауптманы Хайнц Молинус (II/KG100) и Герард Делер (III/KG100).

С наибольшим размахом бомбардировщики-носители УАБ использовались у Салерно и Анцио против корабельных десантных группировок с сильной ПВО, в условиях которой налеты самолетов других типов часто не имели успеха, а также против конвоев, идущих вдоль северо-африканского побережья английских KMS, KMF и американских UGS.

В ходе высадки у Салерно массовое применение УАБ застало союзников буквально врасплох. Только американские истребители ╚Лайтнинг╩ могли своевременно перехватывать самолёты с УАБ, осуществлявшие сброс средств поражения выше потолка эффективной стрельбы корабельной зенитной артиллерии. ╚Дорнье╩ II и III/KG 100 атаковали почти безнаказанно.

Например, в английский крейсер ╚Югэнда╩ 13 сентября 1943 г. бомба FX1400 попала прежде нем успели объявить воздушную тревогу.
Пронзив шесть палуб, она разорвалась под днищем. Крейсер принял около 1300 тонн воды и полностью лишился хода. 16 сентября тяжелые повреждения в результате попадания бронебойной планирующей бомбы в машинное отделения и близких разрывов двух других УАБ, очевидно, фугасных, получил ран боёв на Средиземном море линейный корабль ╚Уорспайт╩.

Вместе с тем выявился ряд недостатков FX1400. Бомба не мс пользоваться в условиях низкой облачности, т. к. минимальная ее сбрасывания равнялась 4000 м. Высокая бронепробиваемость сыгравшая свою положительную роль в случаях с ╚Ромой╩ и ╚Уорспайтом╩ оказалась излишней даже для крейсеров, не говоря уже об эсминцах и торговых судах. Как правило, ╚Фриц╩ прошивал корабль насквозь взрывался только в воде под ним. В итоге, немцы отказались от применения боеприпасов этого типа, и 19 ноября 1943 г. группа III/KG 100 прибыла в Германию перевооружаться на Hs293.

Опыт показал, эффект от взрыва 295-кг фугасной боевой ╚Хеншеля╩ оказывался куда более разрушительным. Так, вечер января 1944 г. у Анцио, где действовали подразделения из ее II/KG40 и II/KG100, от попадания одной-единственной Hs293 английский легкий крейсер ╚Спартэн╩.

╚Мы были всего в нескольких кабельтовых от ╚Спартэна╩, планирующая бомба попала в него, вспоминал позже Уильям Дональд, в то время командир эскадренного миноносца, я видел, она падала, подобно комете, неумолимо направляемая в цель салетом-носителем. Она поразила крейсер в центр корпуса, и мгно венно огромное пламя вырвалось наружу. С трудом верилось, но было правдой: на следующее утро он лежал, опрокинувшийся, мелководье, похожий на огромного выбросившегося на берегкита. Удивительно, что одна бомба, попавшая в корабль, могла уничтожить его так быстро...╩


Однако недостатки имелись и у Hs293.
В частности, в момент отделения бомбы от самолета-носителя наблюдалась яркая вспышка, производимая ракетным ускорителем, что демаскировало ╚Хеншель╩ на фоне вечернего неба. На ней тут же сосредотачивался огонь всех зенитных орудий. В одном из конвоев при отражении налета ракетоносцев американский эсминец ╚Тиллмэн╩ сбил сразу три Hs293.
К тому же, навести планирующую бомбу в маневрирующий корабль было довольно сложно. Если в действиях против десантов, когда большое число целей сосредотачивалось на узких якорных стоянках, где возможность маневрировать и уклоняться от УАБ сводилась к нулю, на долю ракетоносцев выпадал основной успех, то в операциях против конвоев в открытом море им отводилась роль часто только вспомогательная отвлечь на себя корабли охранения и тем самым создать условия для атаки торпедоносцев.

С 4 октября 1943 г. по 30 апреля 1944 г. ракетоносцы KG 100 приняли участие в 12 противоконвойных операциях совместно с торпедоносцами из состава KG26 и KG77, в ходе которых авиационными торпедами было уничтожено 14 судов (106.166 брт) и два американских эскадренных миноносца. Успехи носителей планирующих бомб выглядят куда более скромно: поврежден один английский транспорт ╚Сэмайт╩

Показательными для оценки боевой эффективности УАБ являются действия 5-й эскадрильи KG100 против английского флота в Эгейском море. Оперируя с аэродрома Каламаки (Греция), в период с 7 по 17 ноября 1943 г. это подразделение осуществило восемь ночных рейдов (всего 22 самолето-вылета). Из 40 примененных планирующих бомб цель поразили только две (или 5%) не слишком высокий для управляемого оружия процент попаданий3. Правда, оба попадания оказались для кораблей роковыми.

В ночь на 11 ноября ракетоносцы нанесли удар по отряду английских эсминцев, обстреливавшему остров Кос. Эскортный миноносец ╚Роквуд╩ был прошит неразорвавшейся бомбой Hs293. Полученные повреждения оказались, однако, достаточно серьезными, чтобы англичане сочли его ремонт нецелесообразным. А через сутки настала очередь эскортного миноносца ╚Далвертон╩. Не имея возможности отбуксировать поврежденного ╚собрата╩ на базу, эсминцы ╚Эхо╩ и ╚Бельвуар╩ сняли с него экипаж и добили торпедами. Конец активному использованию ракетоносцев над Эгейским морем положил налет союзной авиации 15 ноября 1943 г., в ходе которого на аэродроме Каламаки было выведено из строя сразу семь Do217.

Общие результаты применения планирующих бомб за период с июля 1943 г. по апрель 1944 г. в статистическом виде выглядят следующим образом:
использовано 392 бомбы Hs293 и 108 FX1400, из них применено над целью соответственно 259 и 60 (в остальных случаях применение по разным причинам было затруднено или погибал самолет-носитель).

В цель, по немецким данным, попало 171 Hs293 и 44 FX1400, при этом только KG100 претендует на уничтожение одного линкора, двух крейсеров, девяти эсминцев, одного шлюпа и 10 торговых судов, а также нанесение различных повреждений четырём линкорам, шести крейсерам, 12 эсминцам и 29 торговым судам. Реальные результаты применения УАБ отражены в таблице и надо признать, что они достаточно внушительны.

М.К.Агапов в статье ╚Гибель линкора ╚Рома╩ указывает, что вероятность попадания FX1400 на дистанциях 4-5 км составляла примерно 20-30%, на дистанции 7 км 13%. Трудно согласиться и с этими цифрами, т.к. нам достоверно известно лишь семь случаев прямого попадания FX1400. Относительно Hs293 можно говорить примерно о 20-25 случаях прямого попадания и 10-15 случаях близкого разрыва бомбы с серьезными последствиями для корабля). Таким образом, вероятность прямого попадания для FX1400 равняется 6,5% от общего числа использованных и 11,5% от числа выпущенных над целью; для Hs293 порядка 6% и 9% соответственно.

При этом не следует забывать, что успех германской авиации в борьбе с флотом западных союзников в значительной мере зависел не только от совершенства противокорабельного оружия и методов его применения, но и от силы противовоздушной обороны атакуемых целей.
Последняя же на протяжении войны неуклонно возрастала. Поэтому по своей результативности применение планирующих бомб в 1943 начале 1944 г. сопоставимо с использованием обычных бомб с горизонтального полета в 1939 1941 гг. и с бомбометанием с пикирования в 1941 1942 гг.


По мере дальнейшего совершенствования западными союзниками своей системы ПВО и средств радиоподавления, эффективность применения немецких УАБ все более снижалась.

В феврале 1944 г. для защиты района высадки у Анцио союзники сосредоточили большое число кораблей ПВО, ставших на якорь вблизи берега. Появились также корабли, создававшие радиопомехи системе наведения бомбы. К тому же, прохождение каждого конвоя стало обеспечиваться специальным судном наведения истребителей и береговыми РЛС, заранее извещавшими о приближении немецких самолетов. Благодаря этому потери от воздействия германской авиации заметно сократились.

Несколько слов о радиоподавлении.
Дело в том, что немцы сразу учитывали возможность такого рода противодействия и создали альтернативную систему наведения УАБ по проводам.
Катушки с проводом крепились на законцовках крыльев самолета-носителя и бомбы, причем общая длина провода равнялась 30 км. Самолет оснащался передающим устройством FuG207 ╚Дормунд╩, а бомба приемником FuG237 ╚Дуйсбург╩. В целом же система функционировала аналогично системе ╚Киль-Страсбург╩.

Существовала также телевизионная система наведения УАБ. Однако ни теленаведение, ни управление по проводам не были применены в боевых условиях.


Что касается самого радиоподавления, то относительно его эффективности имеются самые различные оценки.
Историки британского ВМФ указывают, что радиопомехи являлись весьма действенным средством защиты от управляемых бомб. Во всяком случае, западные союзники уделили ему достаточно много внимания.

Немцы же, напротив, относились к радиоподавлению довольно скептически, очевидно, вследствие того, что их оценки результативности применения УАБ были явно завышенными. Причем, несмотря на то, что общая реальная эффективность планирующих бомб постепенно снижалась, донесения об успехах продолжали оставаться вполне обнадеживающими. Эффективность вражеских помех так и осталась до конца не выясненной, так что готовая система управления бомбой по проводам осталась не востребованной.

Весной 1944 г. группа II/KG100 (без 6-й эскадрильи) убыла в Германию перевооружаться с Do217 на Не 177, a MI/KG 1PO (командир гауптман Герберт Пфеффер) в феврале вернулась во Францию и обосновалась на аэродроме Тулуза-Франказаль. 8-я эскадрилья KG 100 также перевооружалась на ╚Грифы╩, но остальные две эскадрильи III группы и 6-я эскадрилья II группы сохранили Do217.

В июне 1944 г. все силы 2-й авиационной дивизии, в том числе 6, 7-я и 9-я эскадрильи KG 100 вместе со II/KG40, были брошены на борьбу с флотом вторжения у побережья Нормандии. Планирующими бомбами здесь были уничтожены американский эскадренный миноносец ╚Мередит╩ и английский фрегат ╚Лофорд╩.

К концу лета 1944 г. использование УАБ практически прекратилось. Парадоксально, но факт: немцам пришлось отказаться от своего ╚высокоточного оружия╩, тогда как торпеды и обычные бомбы продолжали оставаться на вооружении противокорабельных частей Люфтваффе.

Дело в том, что для успешного применения Hs293 требовалось совпадение двух факторов благоприятные погодные условия и отсутствие сильного истребительного противодействия, а такое совпадение на завершающем этапе войны имело место лишь в редких случаях.

Союзные десанты, проводившиеся, в пределах радиуса действия их истребителей прикрытия, были наиболее доступными объектами налетов ракетоносцев, однако и здесь положение изменилось не в пользу Люфтваффе.

Состоявшаяся в августе высадка на юге Франции прикрывалась девятью английскими и американскими эскортными авианосцами, причем истребители ╚Хеллкэт╩ не только дежурили над районом высадки, но и совершали полеты большими группами над всей территорией Южной Франции.

К этому моменту немцы располагали всего 15 бомбардировщиками-носителями УАБ из III/KG100. Попытка противодействия десанту, по сути, провалилась.

╚Лебединой песней╩ ракетоносцев стало потопление 15 августа у Сан-Рафаэля американского танкодесантного корабля ╚LST282╩. Предпринятые весной 1945 г. 200-й бомбардировочной эскадрой, в которую влились остатки 36-го испытательного командования, попытки применить Hs293 на советско-германском фронте для разрушения мостов также не имела успеха.

http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/uab/uab.html

Так что ДАЛЕКО НЕ ФАКТ, что гипотетический налет блицбомберов с УАБ мог хоть на что-то повлиять.
Это, кстати, относится и к ПТРК "Красная Шапочка"
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 17464
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Пред.След.

Вернуться в Военная авиация

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1