ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Темы связанные с армией, вооружением и обществом, военные конфликты и т.д.

Re: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Сообщение EvMitkov » 03 ноя 2013, 21:55

EvMitkov писал(а):...ничего, кроме смеха, в сегодняшней России разговоры о борьбе с коррупцией вызвать не могут...


...И у меня из памяти выпрыгивает старая восточная притча. За дословность не поручусь, но суть ее примерно такова:

...Один тиран распорядился установить налог на воду. Визирь сказал:
- Правитель, люди и так плачут от нищеты...
- Делай, что приказано! распорядился тиран.
...Затем он приказал установить налог на воздух.
Визирь сказал:
- Нельзя, государь! Народ начал роптать и поносить тебя в открытую, недалеко и до бунта!
- Делай, что приказано! распорядился тиран.
...Затем он приказал ввести налог на солнечный и лунный свет. И призвал визиря и спросил:
-Что делается на улицах?
-Повелитель, люди - СМЕЮТСЯ!!!
И тиран ответил:
- Все. Вот ТЕПЕРЬ - это КОНЕЦ. Налог на свет нужно отменить и как можно быстрее. Потому, что когда люди начинают смеяться - это пахнет СМЕРТЬЮ.
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13845
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Сообщение Alla Korotkova » 04 ноя 2013, 06:34

Знаю эту притчу. Только в несколько ином формате, но по сути - то же. Может, и наши власти ждут запаха смерти?...
Истина начинается там, где заканчиваются споры
Аватара пользователя
Alla Korotkova
 
Сообщения: 2360
Зарегистрирован: 16 фев 2013, 23:44

Re: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Сообщение Dvu.ru-shnik » 06 янв 2014, 22:18

Убитые заводы:

Завод «Москвич» (АЗЛК) (род. 1930 – убит 2010)
Завод «Красный пролетарий» (род. 1857 – убит 2010)
Ижевский мотоциклетный завод (род. 1928 – убит 2009)
Ирбитский мотоциклетный завод («Урал») (род. 1941 – н.в. в коме после ранения)
Павловский инструментальный завод (род. 1820 – убит 2011)
Завод «Рекорд» (род. 1957 – убит 1996)
Липецкий тракторный завод (род. 1943 – убит 2009)
Алтайский тракторный завод (Рубцовск) (род. 1942 – убит 2010)
Судостроительный завод «Авангард» (Петрозаводск) (род. 1939 – убит 2010)
Судоремонтный завод ОАО «ХК Дальзавод» (Владивосток) (род. 1895 – убит 2009)
Радиозавод ПО «Вега» (Бердск, Новосибирская область) (род. 1946 – убит 1999)
Саратовский авиационный завод (род. 1931– убит 2010)
Омский завод транспортного машиностроения (род. 1896 – убит 2009)
Челябинский часовой завод «Молния» (род. 1947 – убит 2009)
Угличский часовой завод «Чайка» (род. 1938 – убит 2009)
Пензенский часовой завод «Заря» (род. 1935 – убит 1999)
Второй московский часовой завод «Слава» (род. 1924 – убит 2006)
Чистопольский часовой завод «Восток» (род. 1941– убит 2010)
Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе (род. 1932 – убит 2007)
Завод «Станкомаш» (Челябинск) (род. 1935 – убит 2009)
Рязанский станкостроительный завод (род. 1949 – убит 2008)
Кронштадтский морской завод (род. 1858 – убит 2005)
Завод «Кузбассэлемент» (род. 1942 – убит 2008)
Иркутский завод радиоприемников (род. 1945 – убит 2007)
Завод точного литья «Центролит» (Липецк) (род. 1963 – убит 2009)
Хорский завод «Биохим» (Хабаровский край) (род. 1982 – убит 1997)
Томский приборный завод (род. 1961 – убит 2007)
Завод «Сивинит» (Красноярск) (род. 1970 – убит 2004)
Красноярский завод телевизоров (род. 1952 – убит 2003)
Завод «Динамо» (Москва) (род. 1897 – убит 2009)
Орловский завод управляющих вычислительных машин им. К.Н. Руднева (род. 1968 – убит 2006)
Оренбургский аппаратный завод (род. 1943 – убит 2009)
Хабаровский завод «ЕВГО» (род. 2000 – убит 2009)
Ульяновский радиоламповый завод (род. 1959 – убит 2003)
Завод им. Козицкого (Санкт-Петербург) (род. 1853 – н.в. в коме после ранения)
Завод Сибэлектросталь (Красноярск) (род. 1952 – убит 2008)
Ооренбургский комбинат шелковых тканей «Оренбургский текстиль» (род. 1972 – убит 2004)
Барышская фабрика им. Гладышева (Ульяновская область) (род. 1825 – убит 2005)
Льнообъединение им. И.Д. Зворыкина (Кострома) (род. 1939 – убит 2011)
Камышинский хлопчатобумажный комбинат им. Косыгина (Волгоградская область) (род. 1955 – н.в. в коме после ранения)
Трёхгорная мануфактура (Москва) (род. 1799 – н.в. в коме после ранения)
Дальневосточный радиозавод (Комсомольск-на-Амуре) (род. 1993 – убит 2009)
Велозавод (Йошкар-Ола) (род. 1950 – убит 2006)
Велозавод (Нижний Новгород) (род. 1940 – убит 2007)
Пермский велозавод (род. 1939 – убит 2006)
Пролетарский завод (С.-Петербург) (род. 1826 – н.в. в коме после ранения)
Балтийский завод (род. 1856 – убит 2011)
Завод «Сибтяжмаш» (Красноярск) (род. 1941 – убит 2011)
Завод «Химпром» (Волгоград) (род. 1931 – убит 2010)
Иркутский завод карданных валов (род. 1974 – убит 2004)
Чайковский завод точного машиностроения (Пермский край) (род. 1978 – убит 1998)
Завод «Ижмаш» (Ижевск) (род. 1807 – убит 2012)
Отрадновский льнокомбинат (род.1981 - убит 1994)

и еще около 78 тысяч заводов и фабрик, погибших в неравной схватке с рыночными оккупантами.


И это всё предприятия, погибшие только при Путине.
А какое из них не относилось к военпрому???
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 6928
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Сообщение гришу » 07 янв 2014, 19:45

ООО “Дон-Гипс” - самый крупный производитель гипса и сухих строительных смесей. Его продукция хорошо известна и пользуется спросом как у крупных строительных организаций, так и у частных строителей. Подробнее

Качество продукциии завода подтверждено сертификатами



УСЁ! Банк - Москвы.....
:arrow: Теперь будет "27 этажей "Микрорайон ЕКАТЕРИНЕНСКИЙ"

А зачем? Есть Турция.......... Купи да продай.
А где людям - работать????
я хорошо схожусь с людьми особенно в штыковую
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 7673
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Сообщение гришу » 17 янв 2014, 20:34

14.01.2014 http://rusk.ru/vst.php?idar=64422

В Ростове-на-Дону окрыли мемориальную доску генералу М.Г. Дроздовскому
Открытие памятного знака к 100-летию Первой мировой войны началось с панихиды по знаменитому русскому военачальнику

Сегодня в Ростове-на-Дону при большом стечении народа состоялось торжественное открытие и освящение мемориальной доски в память о знаменитом генерале Белого движения, участнике Русско-японской и Первой мировой войн Георгиевском кавалере Михаиле Гордеевиче Дроздовском, скончавшемся от ран в здании военного госпиталя 1 января 1919 года (ст. стиля), сообщает корреспондент «Русской линии» с места событий.
Памятная доска работы известного ростовского скульптора Дмитрия Лындина была открыта на фасаде здания факультетской хирургии Ростовского государственного медицинского университета и стала первым памятным знаком в юбилейном цикле «Героям Первой мировой», который запланирован Российским военно-историческим обществом в рамках подготовки торжеств в честь 100-летия Первой мировой войны.
Церемония началась панихидой по знаменитому русскому военачальнику. Заупокойное богослужение совершил настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону отец Александр Назаренко, который обратился к собравшийся с проникновенным словом и призывом вознести свои искренние молитвы о человеке, положившем всю свою жизнь на служение Отечеству и оставшемся при этом верным и долгу, и присяге Государю.

После панихиды состоялось торжественное открытие мемориальной доски, возложение цветов и освящение памятного знака. На церемонии присутствовало огромное количество казаков, съехавшихся в Ростов-на-Дону со всей России, а также многочисленные представители военно-патриотических клубов, одетых в форму добровольческих полков марковских, дроздовских и корниловских частей. Историк Михаил Блинов привёз в Ростов-на-Дону оригинал бело-голубого Андреевского знамени с генеральскими погонами одной из Дроздовских дивизий, которое досталось ему из Франции. В качестве почётного караула у памятного знака стояли кадеты Шахтинского кадетского училища.

,.. пишет Анна Зафесова в статье, опубликованной на сайте газеты La Stampa.
http://www.lastampa.it/2014/01/16/blogs ... agina.html
Путин реабилитировал Первую мировую войну. Монархисты возвращаются в Пантеон
С установления доски в память о генерале Михаиле Дроздовском на здании госпиталя в Ростове-на-Дону начинается новая эпоха: со 100-летним опозданием в России восстанавливается память о событиях 1914-1918 годов,
"Деникин, Колчак и компания были отрицательными героями в истории: "белые" - враги революции, преданные царю, убийцы и предатели в школьных учебниках и в национальном сознании. Теперь с установкой доски в память о генерале Михаиле Дроздовском на здании госпиталя в Ростове-на-Дону, где он и умер, открывается новая эпоха: идет работа над досками в память об адмирале Колчаке, генералах Деникине и Денисове. Это можно назвать революцией в отношении непредсказуемого прошлого России, имена людей, фигурировавшие на картах Гражданской войны рядом с голубыми стрелками, будут выбиты в мраморе как имена героев, патриотов, отважно сражавшихся на полях Первой мировой войны", - говорится в материале.
"Учебники истории вновь переписали по указанию Владимира Путина, который в 2012 году решил вернуть в память россиян Первую мировую войну. На протяжении десятилетий эта война характеризовалась как империалистическая война царя, максимум - как прелюдия к революции 1917 года. Для русских "Великой" является Вторая мировая война, если быть точнее, то лишь период с 1941 по 1945 годы, когда Советский Союз воевал с Гитлером. Первая мировая практически не существует в памяти еще и потому, что она стала катастрофой, за которую Россия заплатила полутора миллионами жизней, потерей территорий и концом империи и которая завершилась братоубийственной войной между "красными" и "белыми", - напоминает автор статьи.
"Теперь о войне вспомнили со 100-летним опозданием: 1 августа будет отмечаться как День памяти, а на Поклонной горе будет установлен памятник павшим в 1914-1918 годах. Для кого-то это попытка национального примирения в стране, долгое время остававшейся расколотой, способ восстановления истории без цензуры. Для других - это "реабилитация" героев-монархистов, совпадающая с новым курсом Путина: патриоты, преданные царю, консерваторы-сторонники панславизма и православного христианства, защитники империи. Герои-антикоммунисты отныне будут находиться в Пантеоне рядом с бронзовыми фигурами Ленина, установленными на площадях каждого российского города, и каждый в конечном итоге будет волен выбирать себе для почитания святых, поэтов и кормчих",
- заключает издание.
я хорошо схожусь с людьми особенно в штыковую
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 7673
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Сообщение EvMitkov » 18 янв 2014, 19:31

Что ж, Серега.
гришу писал(а):Герои-антикоммунисты отныне будут находиться в Пантеоне рядом с бронзовыми фигурами Ленина, установленными на площадях каждого российского города, и каждый в конечном итоге будет волен выбирать себе для почитания святых, поэтов и кормчих"


И это - ПРАВИЛЬНО. Это - по чести, и по памяти.

И - удивительным образом твой пост чуть-чуть опередил , но крепко перекликнулся с материалами нашей Аллы
Вот они:

В Ростове-на-Дону установят памятную доску генералу Дроздовскому


16.01.2014

Установят ее в рамках всероссийской кампании увековечивания героев Первой мировой войны.
Лично же я вижу в этом попытку реванша в рамках Гражданской войны 1918-1921 гг. ибо генерал Дроздовский одним из первых сформулировал и декларировал ее беспримерно кровавый характер. И не только декларировал, но и активно внедрял в жизнь.



Вот характерная цитата из его дневника от 15 марта 1918 года:


— В дороге мысль настойчиво вертелась вокруг прошлого, настоящего и дней грядущих; нет-нет да и сожмет тоской сердце, инстинкт культуры борется с мщением побежденному врагу, но разум, ясный и логичный разум, торжествуй над несознательным движением сердца!.. Что можем мы сказать убийце трех офицеров или тому, кто лично офицера приговорил к смерти за “буржуйство и контрреволюционность”? Или как отвечать тому, кто являлся духовным вождем насилий, грабежей, убийств, оскорблений, их зачинщиком, их мозгом, кто чужие души отравлял ядом преступления?! Мы живем в страшные времена озверения, обесценивания жизни. Сердце, молчи, и закаляйся, воля, ибо этими дикими, разнузданными хулиганами признается и уважается только один закон — “око за око”, а я скажу: “два ока за око, все зубы за зуб”, “поднявший меч…”
В этой беспощадной борьбе за жизнь я стану вровень с этим страшным звериным законом — с волками жить…
И пусть культурное сердце сжимается иногда непроизвольно — жребий брошен, и в этом пути пойдем бесстрастно и упорно к заветной цели через потоки чужой и своей крови. Такова жизнь… Сегодня ты, а завтра я. Кругом враги… Мы, как водою остров, окружены большевиками, австро-германцами и украинцами. Огрызаясь на одних, ведя политику налево и направо, идешь по пути крови и коварства к одному светлому лучу, к одной правой вере, но путь так далек, так тернист…


Вот этого принципа «два ока за око» белые и будут придерживаться всю Гражданскую войну и найдут в лице красных достойных соперников и подражателей.
Так что, это будет не память герою Первой мировой, а очередная порция горючего в тлеющий костер Гражданской войны. Тем более что, памятники установят также в честь Александра Колчака, Николая Денисова и Антона Деникина.

http://red-sovet.su/post/17330/in-rosto ... drozdovsky
http://korotckowa-alla2013.ya.ru/replie ... em_no=5431

Лично я - за установку ПАМЯТНИКОВ этим людям, этим - русским офицерам. Колчаку, Деникину, Денисову и многим другим, не пошедшим против нарушения Присяги, искренне, больше жизни! любившим свою Родину и не искавших в этой любви своей - компромиссов.


И - еще один материал от Аллы Коротковой - не менее любопытный.

Новости городской топонимики
16.01.2014


В конце минувшего года господа из администрации СПб решили преподнести согражданам небольшой подарочек в новом году, а именно — присвоить ряд названий новым и безымянным объектам на карте города, а заодно вернуть ряду объектов «исторические названия». Неясно, что же побудило господ из Топонимической комиссии на такую «заботу» о горожанах именно сейчас, но факт остаётся фактом: на заседании Топономической комиссии 24 декабря под председательством вице-губернатора г-на Кичеджи были приняты решения о переименовании набережной Робеспьера в Воскресенскую, а также 8 улиц Колпина: ул.Володарского стала Адмиралтейской, ул.Карла Маркса — Преображенской , ул.Коммуны — Славянской, ул.Культуры — Тихвинской, ул.Труда — Троицкой, ул.Урицкого — Соборной. Лагерное шоссе получило новое название — Вознесенское, а проспект Ленина стал Царскосельским.



То есть, налицо желание власть предержащей буржуазии убрать с карты города и пригородов все названия, напоминающие о славных страницах революционной борьбы и социалистического строительства в нашей стране, о героях, боровшихся за лучшее будущее нашего народа и всего человечества, навязав вместо них старые, зачастую связанные с православной религией, вопреки ст. 14 Конституции РФ фактически ставшей частью государственной идеологии. Надо думать, эти решения готовились не без участия представителей ЗАО «РПЦ», всё более нагло и напористо наступающей на все и вся в нашей стране. Помимо церковников несомненную выгоду от этих переименований имеют и чиновники разных уровней, поскольку общеизвестно, что процесс переименования улиц — отличный способ для разворовывания денежных средств из бюджета.

Конечно, началось это всё не вчера. На протяжении всего ХХ века топонимика в нашей стране и особенно в нашем городе служила инструментом политической пропаганды, и переименования тех или иных географических объектов практически всегда носили политический характер. Ещё в годы царизма улицам, площадям, различным учреждениям и прочим объектам присваивались имена царей и государственных деятелей империи, а также тех деятелей науки и культуры, имена которых эксплуатировались царскими властями для повышения собственного престижа.

После победы Великого Октября советская власть стала называть вышеуказанные объекты в честь борцов за свободу, выдающихся деятелей науки и культуры, революционных праздников, институтов социалистического общества и государства, знаменательных событий социалистического строительства. Однако уже в советское время имели место переименования, противоречащие социалистическому характеру государства и отражавшие стремление послесталинской партийной верхушки убрать из народной памяти неугодные для неё имена и события.

Прежде всего это касается печально известной кампании «десталинизации», проходившей в две волны (при Хрущёве и при Горбачёве), когда переименовывались объекты названные в честь И. В. Сталина и его ближайших соратников, а новые зачастую назывались в честь «невинных жертв сталинизма». Но это было лишь преддверием той вакханалии переименований, охватившей всю страну в начале 90-х годов, когда контрреволюция окончательно восторжествовала.

Именно в эти годы, ознаменованные массовым вандализмом по отношению к памятникам и мемориальным доскам В. И. Ленину и другим революционерам, а также музеям и памятным местам, связанным с революционными событиями, началось переименование всего и вся в интересах новой буржуазии. Эти процессы проходили и продолжают идти во всех бывших социалистических странах с той или иной интенсивностью, в зависимости от политической конъюнктуры.

В нашем городе, вновь названном буржуями Санкт-Петербургом, исчезли с карты имена Карла Маркса, Герцена, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, многих героев революции и Гражданской войны. Станция метро «Комсомольская» была переименована в «Девяткино», «Площадь Мира» — в «Сенную площадь» (вместе с одноимённой площадью), «Красногвардейская» — в «Новочеркасскую». Площадь Декабристов почему-то стала Сенатской, хотя официально никогда так не называлась. Список можно продолжать и продолжать, но ясно одно: буржуазия ведёт целенаправленную политику по уничтожению памяти народа о самых светлых страницах его истории и истории человечества с целью продлить своё господство на максимально возможный срок. Конечно, не забывая при этом увековечивать память своих «героев»: сегодня в нашем городе есть площадь Собчака с памятником ему же, площадь Академика Сахарова, сквер Галины Старовойтовой, библиотека имени Ельцина и т. п.




Правда, встречаются и исключения из этого правила, вызванные, надо думать, недостатком «героев» из числа нынешней российской буржуазии и её приспешников, имена которых не вызывали бы у простых людей откровенную тошноту и омерзение. Наверное, поэтому, а также с целью поспекулировать на славном прошлом нашей страны (особенно советском) на упомянутом заседании Топонимической комиссии приняли решения о присвоении нескольким безымянным улицам имён героев Великой Отечественной войны (ул.Летчика Паршина, ул. Марка Галлая) и труда (ул.Академика Харитона, ул. Никифорова), а также о присвоении нескольким скверам имён выдающихся ленинградцев, не участвовавших в контрреволюционной деятельности.

Но, вместе с тем, увековечиваются имена и тех, кто этого явно не заслуживает с точки зрения пользы, принесённой нашему народу и нашему городу: писателей-фантастов братьев Стругацких, бывших когда-то сторонниками коммунизма и советской власти, а под конец жизни ставших «демократами» (так, Б. Стругацкий в 2005 году подписал письмо, призывающее международное правозащитное сообщество признать Ходорковского политическим заключённым, а в 2010-м — в интервью «Новой газете» назвал результаты десятилетнего правления Путина «возвращением в Совок»); царского ювелира Фаберже, известного своими убогими и безвкусными «яйцами», в честь которого называют Художественно-профессиональный лицей; «великой русской певицы» антикоммунистки и подруги Солженицына Г. Вишневской, именем которой называют музыкальную школу. Надо думать, эти люди имеют немалые заслуги перед нынешней буржуазной властью, раз она отвечает им такой признательностью.




Разумеется, вице-губернатор г-н Кичеджи поблагодарил коллег «за отличную работу»: «В Топонимической комиссии работают энтузиасты — историки, краеведы, петербурговеды, — отметил вице-губернатор. — Их кропотливый, добросовестный труд находит отражение и в адресах новоселов, и в восстановлении исторической справедливости. На них лежит большая ответственность за создание символического пространства города». Вместе с тем он отметил, что решения комиссии носят рекомендательный характер, и решение вступает в силу только после подписания Губернатором Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко соответствующего постановления. Однако само собой разумеется, что ждать от г-на Полтавченко и его подручных серьёзных возражений в таком серьёзном (с идеологической точки зрения) вопросе не приходится, так как они все являются ставленниками класса капиталистов и могут неплохо нагреть руки на этом дельце.
Не приходится сомневаться, что лишь активное сопротивление местного населения может сорвать планы новых градоначальников. Яркий тому пример — успешное отражение атаки на советские названия станций метро петербургского метрополитена — «Улица Дыбенко» и «Проспект Большевиков» в 2008 году. Однако нужно понимать, что пока власть в руках буржуазии, будет сохраняться её господство во всех сферах, в том числе и в информационной. Положить конец этому господству может лишь новая социалистическая революция.
Источник — РКСМ(б)http://rksmb.org/get.php?6120
http://red-sovet.su/post/17325/news-urban-toponymy


Лично я по переименованию "улиц-городов" скажу так: я всегда был противником ЛЮБОГО переименования.
Всё это это должно иметь ТЕ названия, которые были даны при первонаяальном возникновении объекта. Питер - Питером, Самара - Самарой, а "ул. Большая Дворянская" - "Большой Дворянской".
Хотите "увековечить" что-то свое? Да ради Бога, стройте корабль, город или улицу - и называйте в свое удовольствие.

Есть, разумеется, исключения, такие, как тот же Сталинград. Город Царицин был по сути стерт с лица земли. И восстановлен по новому, именно Сталиным и именно как Сталинград.

Еще пример: скажем какая-нибуть "Вторая Малая Тупиковая улица", на которой родился и жил Цезарь Кунников, имеет право быть переименована в его честь. Это - тоже историческая акция, но - не политическая.

Потому - если Питер был создан Петром, - никакого "Ленинграда" быть не должно. Иначе - Таганрог можно переименовывать в "Чеховск", а район "Военвед" в Ростове согласно нынешнему состоянию в "Новобуржуйск" ( поскольку там при Сердюкове большинство квартир для семей комсостава пустили налево, чинушам-нуворишам.)
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13845
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Сообщение EvMitkov » 07 фев 2014, 17:36

По наводке нашего Андрея Сиротенко( САН)

Малые проблемы большого образования
Что мешает военным академиям сохранить костяк научных школ и укрепить престиж профессии военного педагога, научного сотрудника
Юрий Криницкий


Смена государственной формации влечет за собой масштабные перемены во всех сферах общественной жизни. Это в полной мере прочувствовали на себе граждане России, когда после распада СССР коренной ломке были подвергнуты основные государственные институты. Не миновала подобная участь и систему военной безопасности нашей Родины. За четверть века военная реформа прошла столько этапов, что выросло и уходит в запас целое поколение офицеров, не знавших, что такое стабильное развитие армии, целенаправленная боевая и оперативная подготовка, сбалансированная законодательная база в области оборонного строительства.

Бесконечные проекты документов, регламентирующих боевую и повседневную деятельность, «Временные наставления», «Уточнения и дополнения» к ним не поспевали отслеживать замысловатые зигзаги преобразований. От неудобства признать нескончаемость этого процесса сам термин «военная реформа» был заменен словосочетанием «придание Вооруженным Силам нового облика».


Поиском ответа на извечный вопрос «Что делать?» профессионально занялся новый министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу. Имея желание исправить ситуацию, глава военного ведомства уже сделал многое. Приостановка и последующая отмена ряда неэффективных решений предшественника, принятые меры по укреплению ОПК, осуществляемые проверки боевой готовности войск военных округов, начавшееся переоснащение армии и флота на новые образцы вооружения и военной техники – дела глобальные. Но за этими проблемами не всегда видны подводные камни, на первый взгляд мелкие, но мешающие движению вперед. Их много и каждый заслуживает пристального внимания.

Однако ограничим предмет разговора, выделив всего одну группу мелких препятствий. Тех, что накопились в учебно-научном комплексе Министерства обороны. Конкретнее – в военно-учебных заведениях страны. Еще конкретнее – оценим, что мешает военным академиям сохранить костяк научных школ и укрепить престиж профессии военного педагога, научного сотрудника.

Чтобы устранить препятствия, об их существовании надо знать. Для этого представим проблему не как она видится сверху, а изнутри, с позиции рядовых специалистов, которые сталкиваются с ней в процессе повседневной профессиональной деятельности. Выделим наиболее опасные тенденции в структуре этой проблемы.

Первая тенденция – существующий и возрастающий кадровый голод военно-учебных заведений.

Нет, с точки зрения заполнения штатно-должностных списков (ШДС) здесь все гладко. «Клетки» не пустуют, кандидаты на возникающие вакансии находятся. Но вот тех специалистов, которые действительно могут обучить слушателей и курсантов искусству побеждать, остается все меньше. Впрочем, откуда им взяться?

Еще каких-то 15–20 лет назад коллектив кафедр оперативного искусства, тактики рода войск, вида обеспечения боевых действий и других складывался из двух категорий педагогов. Первые обрели бесценный опыт на командных или инженерных должностях, проявили себя в штабной работе, достигли значимых высот в карьерном смысле. Это практики, имеющие за спиной полигоны, боевые стрельбы, учения. Они знают, как планировать боевые действия, и умеют управлять воинскими формированиями в процессе вооруженной борьбы. Получив определенную педагогическую практику, такие профессионалы становились блестящими преподавателями военной академии, военного училища. Среди них были командиры полков и бригад, заместители начальников оперативных отделов объединений, начальники штабов соединений, начальники родов войск и другие опытные офицеры. Вторые проявили способность к исследовательской работе еще при обучении в высшем военно-учебном заведении. Их конкурсные военно-научные работы, изобретения и публикации послужили «пропуском» в адъюнктуру. Далее – защита кандидатской и докторской диссертаций. Накопленные знания в сочетании с методическим мастерством, способность выступать публично и излагать мысли на бумаге, генерировать и обосновывать полезные идеи – вот составляющие успеха будущего военного теоретика и учителя.

Обе категории педагогов взаимно дополняли друг друга на кафедре. Опыт первых и знания вторых не только способствовали гармоничному развитию обучаемых, но и обогащали каждого члена коллектива вуза.

Как удавалось достичь столь представительной комплектации штатно-должностного списка академии?

Профессия преподавателя военно-учебного заведения была престижной.

Во-первых, в военной академии только первичная должность соответствовала категории «Подполковник». Начиная со старшего преподавателя (а на ведущих кафедрах и с преподавателя) все должности были полковничьими. Поэтому перевод, скажем, командира полка, командира бригады или начальника оперативного отдела штаба объединения из войск в академию не становился для него карьерным падением. Более того, защитив диссертацию, дослужившись до начальника профилирующей кафедры или заместителя начальника вуза, офицер получал шанс надеть генеральский мундир.

Во-вторых, денежное довольствие преподавателя военной академии (военнослужащего) было большим, чем денежное довольствие командира полка, денежное довольствие старшего преподавателя – большим, чем командира бригады, и т. д. Поэтому на вакантные должности в вуз существовал конкурс и было из кого выбрать.

В-третьих, имело место разумное дифференцирование окладов. Преподаватель военной академии имел больший оклад, чем преподаватель военного училища. Преподаватель ведущей кафедры имел больший оклад, чем его коллега на непрофилирующей кафедре. А это справедливо.

В-четвертых, разница между денежным довольствием педагога-офицера и заработком его гражданского коллеги, объяснимая рядом дополнительных лишений и тягот военной службы, имела место быть, но все-таки в разумных пределах.

В-пятых, перевод на службу в военно-учебное заведение сулил жизнь семье в большом городе, а не на удаленной «точке», постановку в очередь на постоянное жилье с шансом его дождаться (войсковой офицер, кочующий из гарнизона в гарнизон, на это не рассчитывал), возможность получить ученую степень и ученое звание прямо на своем рабочем месте, возможность не искать работу после увольнения в запас, оставаясь в том же коллективе и практически при тех же функциональных обязанностях педагога, которые освоил в последние годы службы.

Что мы имеем сегодня?

Первое. Нанесен непоправимый удар по научно-педагогическим кадрам. В семь раз сокращен профессорско-преподавательский состав военных академий и училищ. Это не водители автобусов и даже не юристы, которых можно быстро набрать или подготовить по необходимости. Преподаватель военно-учебного заведения – штучный продукт, сочетающий бесценный войсковой опыт, знания и культуру. Среди оставшихся за бортом – доктора и кандидаты наук. Они не только умелые методисты, но и носители славных традиций школы. И этот потенциал легко распущен по дачным участкам, охранным предприятиям, гражданским вузам. Вернуться готовы немногие, даже после возобновления набора слушателей и курсантов. У одних вынужденный простой вызвал чувство неуверенности в себе и расслабление. У других возникла обида на несправедливость. На то, чтобы вырастить замену этим учителям, уйдут десятилетия. Такая антигосударственная политика нанесла непоправимый ущерб учебно-научному комплексу МО РФ на долгие годы.

Второе. В сохранившихся военно-учебных заведениях МО РФ резко понижены штатные категории для тех, кто обучает подрастающее поколение защитников Родины. Сегодня преподаватель (причем и в военном училище, и в военной академии) – майор. Откуда он возьмется? Если из войск – то с должности командира роты (или примерно равной). Для подготовки курсанта (будущего лейтенанта), вероятно, он будет авторитетным преподавателем. Но в военную академию поступают капитаны, майоры и подполковники, офицеры с должностей командиров батальонов, дивизионов, эскадрилий, их заместителей, начальников штабов. Должность предназначения выпускника военной академии – заместитель командира полка. А диапазон служебных ступеней, к которому готовит военная академия, – вплоть до заместителя командира дивизии, командира бригады. Чему же его научит в области тактики, оперативного искусства, управления, всестороннего обеспечения боевых действий офицер, сам не хлебнувший лиха на этих должностях?

Третье. После изменения системы начисления денежного довольствия в 2012 году офицер, проходящий службу в военно-учебном заведении, оказался в невыгодном положении по сравнению с войсковым офицером.

Сегодня командир бригады получает на руки (с учетом всех премий и надбавок) около ста тысяч рублей. Много это или мало – вопрос дискуссионный. Но хотя бы зарплата боевого офицера, управляющего тысячами подчиненных и имеющего сотни единиц современной военной техники, сравнялась с зарплатой машиниста Московского метрополитена, имеющего в подчинении одного помощника и отвечающего за перемещение в замкнутом пространстве 10 вагонов с пассажирами. Не пытаясь вбить клин между представителями разных профессий, все же заметим, что на курсы машинистов принимаются молодые люди со средним образованием, о чем свидетельствуют многочисленные рекламные листы в электропоездах метрополитена. А чтобы стать комбригом, надо поступить в высшее военное училище, пройти школу военной службы, окончить военную академию (это еще один уровень высшего образования). Но даже не это важно. Учитель будущего комбрига, старший преподаватель военной академии, имеет денежное довольствие немногим более 50 тысяч рублей. Это меньше, чем зарплата помощника машиниста того же метрополитена. Закономерен вопрос: по какой мотивации комбриг переведется в академию, чтобы своим опытом растить будущих полководцев?

Четвертое. Даже при таком скромном повышении разница между денежным довольствием педагога-офицера и заработком его гражданского коллеги резко увеличилась. Такой же старший преподаватель, с теми же обязанностями, но снявший погоны, сегодня расписывается в ведомости за 25 тысяч рублей. Он (в материальном смысле) оказался на уровне уборщицы станции метро, прибывшей на заработки из Узбекистана.

Пятое. Не обошлось и без совершенно необъяснимых перекосов в системе оплаты ратного труда. Например, «вес» спортивной категории «Кандидат в мастера спорта» в денежном эквиваленте для преподавателя кафедры физической подготовки оказался больше, чем аналогичный «вес» ученой степени «Кандидат наук» для преподавателя кафедры тактики или оперативного искусства. Надбавка мастеру спорта выше, чем доктору наук. Но преподавателем физической подготовки в военную академию или училище может прийти 22-летний выпускник университета физической культуры, а преподавателем оперативно-тактических дисциплин становится офицер, прошедший через определенные военные должности, «отработавший» боевые задачи на полигонах, окончивший военную академию и защитивший диссертацию. Получается, что борьба за интеллект не стала приоритетной в оборонном строительстве нашего государства? И это в эпоху высокотехнологических бесконтактных войн!

Вторая тенденция – интеллект и способности ученого в учебных заведениях Минобороны используются недостаточно эффективно.

В штате любого военно-учебного заведения есть научные подразделения. Специалисты, проходящие службу на должностях в этих подразделениях, имеют одну задачу – проводить научные исследования по темам, определенным свыше (по линии ГШ ВС РФ, Главного штаба вида ВС, штаба рода войск) либо по инициативно выявленным актуальным направлениям.

Профессиональная деятельность профессорско-преподавательского состава вуза МО РФ складывается из трех составляющих. Во-первых, это учебная работа (подготовка и проведение занятий по расписанию, консультации обучаемых и др.). Во-вторых, методическая работа (написание конспектов лекций, разработка методических материалов, наглядных пособий, заданий и т. д.). В-третьих, научная работа. Вот на последней остановимся подробнее.

Любой офицер-исследователь, любой педагог обладает знаниями и опытом в своей области. Если он к тому же ученый, то способен вносить вклад в науку. У одного этот вклад минимальный, допустим, если преподаватель изредка выступает на научных конференциях, пишет отзывы на поступившие авторефераты, ведет военно-научный кружок в группе обучаемых и т. п. У второго вклад весомый. Его продукт на выходе – научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы на заданные темы, военно-теоретические труды, монографии, статьи для центрального печатного органа МО РФ. Он осуществляет научное руководство будущими кандидатами наук. В чем разница между этими функционерами?

В смысле мотивации разницы почти нет (если не считать ограниченные возможности руководства кафедры, вуза по варьированию премий). И тот, и другой сидят на зарплате (денежном довольствии) и получают в месяц одинаковое жалованье. А раз так, то и ввязываться в серьезную работу готовы немногие.

Решение этой проблемы простое. Необходимо мотивировать вузы и заинтересовать ученых, поставив их в равные условия с работниками хозрасчетных, коммерческих и прочих научно-исследовательских учреждений, выполняющих заказы МО РФ.

Третья тенденция – необоснованное ограничение вузов в подготовке будущих преподавателей и научных сотрудников.

Мало сохранить имеющийся научно-педагогический потенциал. Надо восполнять его нехватку. Ветераны не только уходят из военных академий по причинам, раскрытым выше. Они, увы, старятся, уходят из жизни. При нормальном ритме функционирования учебного заведения на смену ветеранам приходят их ученики. Они же становятся учителями для тех, кто делает первые шаги в науке: адъюнктов, докторантов и соискателей. Так, в три поколения реализуется главный принцип развития научной школы – преемственность.

После трехлетнего застоя в системе военного образования, когда отсутствовал набор обучаемых в академии МО РФ, возник и провал в кадрах. Адъюнктуры были практически расформированы. Диссертационные советы работали от случая к случаю. И сегодня между поколением ветеранов и молодежью возникла кадровая брешь. Потребность в ученых и педагогах возросла в разы.

Но система комплектования адъюнктур оказалась негибкой. При наборе в адъюнктуру и докторантуру военной академии нельзя превышать определенные лимиты. Установлены они не от реальных потребностей в профессорско-преподавательском и научном составе учреждения, а исходя из штатно-должностного списка учебного заведения. В свою очередь число преподавателей в ШДС является производной от числа обучаемых курсантов и слушателей. Что из этого следует?

Допустим, военная академия после долгого перерыва произвела набор обучаемых на первый курс. Их относительно немного. На следующий год (с учетом наличия уже двух курсов) слушателей и курсантов будет в два раза больше. И только через пять лет вуз выйдет на полную мощность, когда одновременно станет осуществлять выпуск специалистов и прием абитуриентов. А значит, только через пять лет он получит полный ШДС и право иметь полную по составу адъюнктуру. Но ведь ученые кадры нужны были все эти пять лет, причем в обратной зависимости: в первый год адъюнктов следовало набрать сверх нормы, чтобы как можно скорее устранить возникший провал в квалифицированных кадрах, а в последующем – сокращать прием рапортов. Это здравая логика с точки зрения государственных интересов. Но ей сопротивляется военно-бюрократическая машина.

Четвертая тенденция – снижение эффективности взаимодействия военных академий с органами военного управления.

В советский и ранний постсоветский периоды военно-учебные заведения были заинтересованы в подготовке квалифицированных специалистов для того рода войск или вида Вооруженных Сил, к которому штатно принадлежали. И органы управления этих структур Министерства обороны были заинтересованы в качестве «продукта» на выходе этих учреждений, поскольку от уровня подготовки выпускников вузов зависела эффективность решения боевых и повседневных задач воинскими формированиями.

Такая взаимная заинтересованность, а главное – понимание взаимной обусловленности между теми, кто обучает, и теми, для кого организовано обучение, создавали предпосылку к взаимодействию. Главный штаб вида ВС четко формулировал квалификационные требования к выпускникам по каждой специальности. Военная академия разрабатывала учебные планы и программы в соответствии с этими квалификационными требованиями. Учебный процесс был целенаправленным. А последующий мониторинг прохождения военной службы выпускников в должностях предназначения позволял вносить корректировки в него.

Для того чтобы военная академия была успешной кузницей кадров, ее деятельность курировалась специально созданными подразделениями Министерства обороны, Главного штаба вида ВС, штаба рода войск. Должностные лица, отвечавшие за работу с военно-учебными заведениями, не только выполняли контрольные функции, но и вникали в проблемы, оказывали всестороннюю помощь. Военная академия всегда своевременно получала свежие руководящие документы по подготовке и применению Вооруженных Сил, боевые уставы, руководства, инструкции, директивы, приказы. Доступность этих документов преподавателю была гарантом того, что разработанные учебники, лекции, групповые упражнения, командно-штабные тренировки и другие методические материалы не будут отставать от времени, окажутся актуальными и полезными по содержанию. Доступность этих же материалов научному сотруднику, адъюнкту, докторанту позволяла проводить исследования на современном оперативно-тактическом фоне, вносить вклад в науку и вырабатывать полезные рекомендации по подготовке, применению и всестороннему обеспечению войск. Органы военного управления также проявляли заботу о снабжении учебных заведений современными образцами вооружения, тренажерами, техническими средствами обучения.

Неудачный эксперимент по отстранению военного ведомства от управления военным образованием привел к нарушению такого взаимодействия. Министерство образования и науки определяло общие государственные образовательные стандарты без учета предназначения будущего специалиста к профессии – защищать Родину. Департамент образования в Министерстве обороны укомплектовывался гражданскими сотрудниками, которые не всегда представляли характер будущей деятельности офицера – выпускника военной академии.

Такая бесхозность вузов негативно сказалась на всей системе подготовки военных профессионалов. Случалось, что офицеры из войск направлялись на курсы повышения квалификации в учебные заведения, неготовые качественно выполнить эту задачу. По отзывам некоторых из них, это было бесполезно потраченное время.

В некоторые академии перестали поступать необходимые документы либо это происходило с большой задержкой.

С приходом в военное ведомство нового министра обороны военно-учебные заведения вернули в подчинение главных командований (командований) видов (родов войск) ВС РФ. Но о полном восстановлении взаимодействия между заказчиком и исполнителем в сфере военного образования говорить пока рано.

Пятая тенденция – переход к непродуктивным методикам определения штатов профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений.

Еще недавно расчет необходимого состава педагогов осуществлялся исходя из объема их труда. А труд этот заключается не только в проведении занятий согласно утвержденному расписанию. Преподаватель (старший преподаватель, доцент кафедры, профессор кафедры) разрабатывает учебные программы, тематические планы, проводит консультации, руководит разработкой курсовых и дипломных работ, пишет учебники, учебные пособия, конспекты лекций, делится своим педагогическим мастерством на научно-методических конференциях и т. д. Плюс обязательная научная работа, о чем было сказано выше. Даже если бы в академии учился один слушатель, все это надо делать.

Новая методика во главу оценки штатного состава профессорско-преподавательского состава поставила не фактическую учебно-методическую и научную нагрузку на преподавательский состав (ППС), а число обучаемых в военно-учебном заведении. Чем чреват такой подход?

Возьмем лишь один пример. Ежегодно в каждой военной академии проводится командно-штабная военная игра с ППС. Цель мероприятия – повысить оперативно-тактический уровень знаний и мастерства преподавателя. На КШВИ задействованы сотни педагогов в течение нескольких недель – от разработки замысла и распределения ролей до подведения итогов игры и написания отчета по исследованиям. Но мероприятие проводится без привлечения курсантов и слушателей. Впрочем, даже если бы они привлекались к КШВИ, это ничего бы не изменило, поскольку численный состав обучаемых от этого не изменится. Поэтому деятельность есть, но ее как бы и нет. На штат ППС это никак не влияет.

И это не все. В последние годы произошло огражданствление ППС. Не в том смысле, что на кафедрах военных академий гражданского персонала стало больше. Просто стало меньше военнослужащих-педагогов. Если обратиться к тому же примеру организации КШВИ с ППС, то людей в погонах не хватает, чтобы заполнить основные «игровые должности». И достаточно нелепо выглядят командующие объединениями, командиры соединений, начальники родов войск и служб, докладывающие свои решения в цивильных пиджаках. Кому нужна такая учеба?

Более того, привлекая гражданский персонал к оперативно-тактическим мероприятиям (тем же военным играм, учениям в войсках, отработке внезапно поступающих заданий вышестоящих штабов), руководитель вуза балансирует на грани закона, поскольку подобная деятельность не предусмотрена трудовым договором, заключенным с сотрудником, идет вразрез с Трудовым кодексом и материально не стимулируется Министерством обороны (гражданский персонал МО РФ не получает надбавку за напряженность, хотя его работа ничем не отличается от того, чем занимается действующий офицер).

Перечисленные и многие не поднятые в статье малые проблемы учебно-научного комплекса складываются в одно большое препятствие, стоящее на пути конструктивного развития военного образования и военной науки. Препятствие это имеет искусственную природу. Его устранение не требует проведения глубоких исследований. Надо просто посмотреть: а как это было когда-то? Необходимо совсем немного – сделать работу над ошибками, как этому учили в старой советской школе.
Юрий Криницкий,
кандидат военных наук, профессор, член ВЭС ВКО

http://vpk-news.ru/articles/18830
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13845
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Сообщение Dvu.ru-shnik » 07 фев 2014, 18:06

Я (кажется) уже рассказывал о том, как мне приходилось готовить рецензии на работы соискателей кандидатских и докторских степеней в адьюнктурах нынешнего времени придания нового облика... Это было нечто сравнимое с анализами г-на Андреаса...
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 6928
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Сообщение EvMitkov » 17 фев 2014, 02:55

К юбилею вывода советских войск из Афганистана, старое, но не утерявшее актуальности интервью бывшего председателя КГБ и незадачливого участника ГКЧП Крючкова.

Интервью Крючкова. 2004 год.

- Решение о вводе войск в Афганистан окружено многими легендами. Говорят, его инициатором стал Юрий Владимирович Андропов, с которым вы до этого проработали уже четверть века... -
Нет, это не соответствует истине. Хотя Андропов выступил за ввод наших войск в Афганистан, но не был тем лицом, которое инициировало этот вопрос, его нельзя однозначно называть деятелем, который проталкивал, настаивал и т.д.
- А кто же тогда?..
- Я бы советовал осторожнее подходить к этой проблеме. Чтобы ее понять, нужно учесть все аспекты... Брежнев, Громыко, Устинов, Пономарев, Андропов и все другие товарищи долго обсуждали этот вопрос, и лишь когда поняли - на основании обширной информации, которую мы получили из Афганистана и других стран, что надо спасать ситуацию, - тогда приняли решение.
- Как долго продолжалось это обсуждение?
- Как таковой афганский вопрос обсуждайся, наверное, года полтора. После революции 1978 года ситуация резко изменилась, и афганская проблема постоянно изучалась на Политбюро, в ЦК, а соответствующие службы получили указание, какую информацию добывать... Вопрос же о вводе войск впервые прозвучал в конце августа - начале сентября 1979 года, причем вскользь.
- Но почему афганская проблема оказалась такой острой?

( - Граница СССР с Афганистаном тянулась на тысячи километров по Средней Азии, региону нестабильному. Начиная с 1921 года наши взаимоотношения, я бы сказал, складывались оптимально. Мы имели выгодные торговые отношения, вели строительные работы, готовили кадры, помогали создавать армию, и афганцы относились к нам очень хорошо. Теперь выбор у нас был таков: или мы будем иметь на нашей границе дружественное государство, или там придет к власти такой режим, что он станет для нас враждебным... Только в декабре 1979 года, когда стало ясно, что без серьезных решений по Афганистану не обойдешься, на первое место вышел вопрос: как вмешиваться? На дипломатическом уровне или же идти на силовой вариант. )

PS. К сожалению, в тот период о котором говорит Крючков, вопросы поддержки Афганистана уже утеряли актуальность в свете поражения СССР в Холодной Войне и развала ОВД. Ну а если рассматривать Афганистан отдельно, то конечно поддержание местного режима было возможно и стоило бы не дороже усилий на укрепление южных границ и борьбу с расползающейся наркотой, которая расползаясь героиновым потоком по России и бывшим республикам СССР ежегодно наносит в демографическом плане больше ущерба, нежели 10 лет войны в Афганистане.

25 лет назад советские воинские части покинули Афганистан...

за 10 лет войны наши потери составили менее 15 тыс.человек...

сейчас в России ежегодно от наркотиков гибнут около 100 тысяч молодых людей...

ну да - это же их либерально-демократический выбор...

свобода...

http://clubs.ya.ru/4611686018427433392/ ... _no=164785
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13845
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Сообщение Alla Korotkova » 17 фев 2014, 07:35

Доброго времени всем! Много сказано уже по выводу советских войск из Афганистана, но очень хотелось добавить не официоз, а в самом деле -живую историю, написанную человеком, наблюдавшим этот самый вывод..
Живая история. 15 февраля 1989 года
Ехидный Douglas написал 14 февраля 2014, 04:04

В этот день мы с моим директором вылетали из Ташкента в Минск, чтобы потом вернуться в Ленинград. В Ташкенте мы проторчали в командировке на авиазаводе около месяца и за событиями в мире особо не следили. Не до того было. Вся поездка из Ленинграда в Ташкент, а потом в Минск и обратно домой у нас была забронирована и оплачена ещё дома, в Питере, поэтому мы не подозревали ничего "худого" до последнего дня, пока уже в Ташкенте, буквально накануне вылета в Белоруссию, не услышали на заводе:
-Товарищи ленинградцы! Вы бы свои билетики-то проверили, на всякий случай. А то останетесь тут у нас надолго:-))
Ташкентский аэропорт находился очень близко от центра города. Я, как младший "товарищ ленинградец", поймал такси и через 20 минут уже был там. Ничего особенного не увидел: аэропорт, как аэропорт! Подошёл к девушке-диспетчеру по билетам и спросил, всё ли в порядке с вылетом на завтра, 15 февраля.
Девушка-узбечка посмотрела на меня недоумённо и спросила:
-А вы что, ничего не знаете?
-Нет, не знаю, — так же недоумённо ответил я.
Она улыбнулась и как-то странно сказала:
— Ну, не знаю, чем вам помочь. Ваши места аннулированы. Боюсь, завтра вы не вылетите в Минск.
— Да что случилось такое? — спросил я, начиная злиться, — Все говорят, намекают на что-то, а толком никакой информации нет!
— Девушка снова подняла наменя свои раскосые глаза и тихо сказала: Да войска наши завтра здесь будут! Афганские! Вы что, не слышали? У нас весь город знает, все только об этом и говорят, а вы как с Луны свалились. Поэтому все рейсы, все места отданы МО СССР. Никаких гражданских пассажиров завтра не будет. Хотите домой — езжайте в Самарканд, Наманган, Бухару, куда угодно, но у нас завтра будет сумасшедший дом. Не улетите!
Потом, видимо, сжалившись надо мной, сказала ещё тише: у ЦК есть своя бронь. Попробуйте с ними договориться как-то, они у нас люди хорошие, с пониманием. Иначе — никак!
Пришлось мне срочно вернуться на завод, там вместе с моим ничего не подозревающим директором пойти к местному руководству и уже оттуда, по вертушке "решать вопрос" с вылетом.
Девушка оказалась права. Узбекские партийные начальники оказались на редкость доброжелательны. Нам выделили два билета на Минск, но на другой, более поздний рейс. И категорически посоветовали придти как можно раньше, поскольку с местами — проблема, и если мы там вовремя не отметимся — улетят другие люди.
Так мы и сделали. В аэропорту на следующий день мы были примерно около двух пополудни, хотя наш рейс вылетал в 6 часов вечера.
Картина того дня стоит у меня перед глазами до сих пор.
Накануне, 14 февраля, это был обычный, довольно типичный по виду, заполненный пассажирами аэровокзал, где сновали, как муравьи, встречающие и вылетающие, местные и приезжие, молодые и старые пассажиры, где работали буфеты и билетные кассы, раздавались громкие объявления об отправлении и прибытии самолётов.
Сегодня, 15-го, здание было не узнать. Ни пассажиров, ни работающих буфетов, ни звонких объявлений, ни привычнoй суеты не было совсем. По крайней мере именно так мне показалось, едва мы переступили порог и удивлённо огляделись.
Повсюду — на ступеньках лестниц, на тележках, на подоконниках, просто на полу стояли, сидели и лежали буквально сотни, если не тысячи солдат и офицеров.
В воздухе стоял ни с чем не сравнимый запах пота, металла, пороха и табака.
Все военные были очень похожи друг на друга. Загорелые до черноты, в распахнутых шинелях, кителях, расстёгнутых на все пуговицы гимнастёрках, под которыми виднелись полосатые тельняшки. Почти у всех на груди позванивали медали или ордена.
Некоторые были с оружием, но основная масса имела при себе лишь вещевые мешки и иногда просторные, крепкие сумки, похожие на те, с которыми очень скоро устремились в Турцию и Египет наши предприимчивые челноки.
Но самым поразительным был даже не вид этой гигантской воинской массы, казалось, только вчера покинувшей поле боя, а полная, неестественая, абсолютная тишина. Никто не произносил ни звука. Не отдавал приказы. Не кашлял. Иногда кто-то из военных, слегка наклонив голову, почти шёпотом говорил что-то на ухо своему соседу. И это было всё. Не было радиотрансляций, никто не пробегал по залу, никто не улыбался.
Обнаружив, что спичек у меня нет, я решил выйти на улицу, чтобы стрельнуть у кого-нибудь огоньку.
Но, едва перешагнув порог, я увидел, как ко входу в здание аэропорта один за другим подъехали примерно 10 автобусов, откуда так же тихо, но споро начали выбираться наружу вновь прибывшие военнослужащие, точно такие же загорелые, суровые и молчаливые.
Несколько человек остановилось рядом со мной, чтобы выкурить по сигарете. В ответ на мою просьбу кто-то молча протянул мне красивую пластмассовую зажигалку. Я курил и украдкой разглядывал ребят рядом со мной. У них были пустые, бесконечно уставшие глаза людей, повзрослевших и состарившихся за очень короткое время. Людей, которые ещё сами не до конца понимали, что с ними случилось.
Будучи в большинстве своём моложе меня по возрасту, эти ребята казались гораздо старше своих лет. Они были неизмеримо взрослее. И не только меня, но и многих других. Они знали войну, и это было видно во всём их облике.

В назначенное время наш рейс вылетел. На борту было только два гражданский пассажира: мы двое. Когда самолёт набрал высоту и прошла команда отстегнуть ремни, мы оглянулись. Все спали крепким сном. Hе храпели и не сопели. А именно спали, закрыв глаза, но готовые проснуться немедленно.
Проводница с подносиком газированной воды появилась из своего закутка, растерянно посмотрела в салон и тихонько вернулась к себе. угощать было некого. Я встал и прошёл к ней в отсек, чтобы взять стаканчик с лимонадом. Она сидела на своём куцем сиденьи и плакала, тихонько, по-бабьи вытирая слёзы тыльной стороной руки.
Лимонад я налил себе сам с её молчаливого согласия.
Рядом со мной сидел, вернее спал, закинув голову, майор каких-то совершенно невероятных размеров, его каменные, загорелые руки казались неестественно большими, крупными, как-будто специально сделанными для войны. И весь он был таким огромным, что мог бы легко посрамить любого чемпиона-спортсмена. За весь рейс в самолёте не раздалось ни звука. Проводницы больше не появлялись. И даже пилоты, казалось, старались вести самолёт по-аккуратнее. Так, чтобы ненароком не разбудить спящих бойцов.
"Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат", почему-то вспомнилось мне тогда.
А потом мы сели в Минске. Огромный майор быстро проснувшись, мгновенно огляделся вокруг, посмотрел на нас, смущённо улыбнулся и быстро развязав свой вещмешок, протянул нам две ярких конфеты в пёстрой
упаковке.
"Держите, ребята, на память! Спасибо, что не разбудили!"
Он негромко скомандовал: "Рота, подъём!", Солдаты мгновенно зашевелились в своих креслах, привычно приводя себя в порядок. И ещё через минуту все спокойно, без суеты и шума вышли из самолёта. И только тот самый запах поля боя ещё оставался с нами в пустом салоне.
Так близко соприкасаться с войной мне больше никогда не приходилось.
http://maxpark.com/community/129/conten ... newsletter
--------------------------------------------------------------------------------------
Если кого заинтересует - посм. комментарии к статье (по ссылке). С ув. А.К.
Истина начинается там, где заканчиваются споры
Аватара пользователя
Alla Korotkova
 
Сообщения: 2360
Зарегистрирован: 16 фев 2013, 23:44

Пред.След.

Вернуться в Армия и общество

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2