Этот недружелюбный "Дружественный огонь"

Темы связанные с армией, вооружением и обществом, военные конфликты и т.д.

Этот недружелюбный "Дружественный огонь"

Сообщение Dvu.ru-shnik » 10 дек 2016, 13:55

Речь решил я завести по одному очень злободневному и очень злобному вопросу, касающегося организации взаимодействия между подразделениями, частями, видами и родами войск.
Как вы уже поняли - речь пойдёт о так называемом с американской подачи "дружеском огне". Хотя проблема гораздо шире, чем просто удары по своим войскам, этот нюанс я взял для начала темы, поскольку он является самым трагичным результатом отсутствия взаимодействия и неумения его организовать.
Уже несколько дней держу на вкладках этот материал, да всё как-то не мог выложить...
В СОТЫЙ РАЗ НА СВОИ ЖЕ ГРАБЛИ, или МЫ САМИ С УСАМИ…

…Осенью 2009 года я встретился со своим товарищем, однополчанином. Он был участником боевых действий в Южной Осетии. На вопрос, как оно все там было, он, выпустив едкие клубы сигаретного дыма, коротко и как-то грустно ответил:
– Бардак. Но все равно – мы победили… Теперь я стал внятно понимать твое желание должным образом организовать подготовку авианаводчиков. До меня это все раньше как-то не доходило, потому что сам с этими вопросами вообще не сталкивался. И вот столкнулся: эти спецы просто необходимы на войне! И еще там позарез нужны артиллерийские корректировщики. Без них ни шагу не ступишь. Иначе артиллерия и авиация будут долбить по своим, а пехота в ответку станет сбивать свои самолеты и вертолеты…

Как-то между прочим вспомнился эпизод из книги Дмитрия Хазанова «Битва за небо. 1941. От Днепра до Финского залива», описывающий боевые действия Красной Армии в Великой Отечественной войне:
«Особенно критически оценивало действия авиации общевойсковое командование, по мнению которого на неудовлетворительном уровне оказалось ее взаимодействие с наземными войсками. И это действительно так: ведь между их командирами и работниками штабов не имелось даже личного контакта… Так, полковник Слюсарев, едва вступив в должность, вынужден был напрямую руководить отдельными полками, понимая, что сложная, многоступенчатая система управления не обеспечивала надежности и оперативности. Иногда в течение дня авиачасти получали от разных инстанций противоречащие друг другу приказы, что создавало неразбериху. Ни разу не удалось вызвать авиацию для удара по конкретным целям и тем более навести свои бомбардировщики на неприятельские танки на поле боя. Принятые условные сигналы для обозначения своих войск (запуск серии красных ракет для танкистов и выкладывание вдвое сложенных белых простыней для пехотинцев) летчики не наблюдали, а покачивание с крыла на крыло (определяло принадлежность к ВВС Красной Армии) было трудно выполнить в бою. Все это усложнило взаимное опознавание. Получилось, что и красноармейцы обстреливали, а бывало, сбивали самолеты с красными звездами на борту, и бомбы падали в расположение своих войск…»
А ведь задолго до конфликта в Южной Осетии уже «гремели колокола» – неоднократно писалось и рекомендовалось командирам:
«Одним из важнейших направлений деятельности в рамках организации боевой подготовки является подготовка нештатных передовых авиационных наводчиков (далее – ПАН) и корректировщиков артиллерийского огня (далее – КАО). Наличие в подразделениях специального назначения указанных специалистов позволит повысить эффективность боевой работы и снизить уровень потерь личного состава.
Причинами низких результатов при организации обучения военнослужащих по программе нештатных ПАН и КАО ранее являлось:
– отсутствие плановости, последовательности при построении учебного процесса;
– непродуманное, случайное привлечение военнослужащих на сборы ПАН и КАО, задействованных уже по другим специализациям;
– сроки в два–четыре дня для квалифицированной подготовки данных специалистов крайне недостаточны и не позволяют качественно отработать все учебные вопросы тем обучения по программам подготовки;
– свой высококвалифицированный преподавательский состав и своя современная учебно-материальная база для полноценного проведения занятий по данным специализациям отсутствуют.
Вывод: необходимо организовывать плановое и систематическое обучение авиационных наводчиков и корректировщиков артиллерийского огня для подразделений специального назначения в профильных высших военных учебных заведениях, учебных центрах ВВС и РВиА. Игнорирование качественной подготовки нештатных ПАН и КАО при проведении боевых мероприятий может привести:
– к нанесению ударов авиации и артиллерии по своим войскам;
– к авариям и катастрофам вертолетов при эвакуации групп специального назначения (далее – ГСпН) и раненых…»

А как же проводились сборы авианаводчиков и арткорректировшиков ранее? Скажем прямо: обучение ПАН и КАО ограничивалось формальными занятиями в течение двух-трех дней для «галочки» в плане ответственного руководителя. И на этом все! Такой «подход» к столь важному делу уже сегодня приносит свои плоды и приводит к плачевным последствиям. Все мнят себя крупными спецами в этих областях, как говорится, «пальцы веером» и «мы сами с усами», дескать «все знаем и могем». Но в горах Северного Кавказа все меняется с точностью до наоборот: оценить метеоусловия в интересах авиации никто не умеет. Борт заводят на площадку по ветру, да и как выбрать площадку. пригодную для «вертушки», как по размерам, уклону ее, так и с гидрометеорологической ее оценкой, не знают.
А на «базе» то и дело ведутся разговоры о ненужности метеорологической подготовки в программе обучения авианаводчика ГСпН: зачем, дескать, это метео? Между тем о необходимости метеоподготовки приходится вспоминать разведчикам, спецназовцам, партизанам в самые неподходящие моменты и в основном уже на войне.
Хорошо показан такой пример в статье Михаила Болтунова «Военная миссия майора Скрипки» (2008 г.):
«В полночь пришла новая радиограмма: «Просим утром и вечером сообщать в штаб фронта состояние погоды в центральной Словакии для нашей авиации», «…теперь предстоит поработать метеорологом» и «стали думать, прикидывать с Геннадием Стальным, как определить состояние погоды. Метеорологических познаний было явно маловато. Дождь от ясной погоды они, конечно, могли отличить, но направление ветра, его силу, высоту нижней кромки облачности – это вряд ли...»
Приведу здесь еще пару исторических примеров из документальной литературы, свидетельствующих, насколько жизненно важны метеорологические условия для авиации. Вот что писал, в частности, В. Петров в своей книге «Пикирующий бомбардировщик Ju-87 Stuka»:
«В преддверии нападения на Польшу руководство люфтваффе решило лично убедиться в достоинствах пикировщиков «юнкерса», поэтому срочно были организованы показательные полеты. Пасмурным утром 15 августа 1939 года на полигоне Нойхаммер пилоты новеньких Ju-87 В-1 должны были продемонстрировать свое летное мастерство. В небо поднялись три эскадрильи из состава I/StG 76. Поначалу ничто не предвещало беды – прогноз, несмотря на облачность, обещал, что у летчиков будет приличный запас по высоте. Это было особенно важно, потому что нижний предел выхода из пикирования у Ju-87 B-1 составлял 500 метров. На деле все оказалось иначе.
Предводимые капитаном Вальтером Зигелем пикировщики нырнули в пелену облаков и, пробив ее, с ужасом обнаружили себя рядом с землей… Командир попытался по рации предупредить своих подчиненных об опасности, но было поздно – с ужасающим ревом «берты» одна за другой вываливались из облачной мути и буквально вонзались в землю. Всего разбилось 13 машин, в том числе вторая эскадрилья в полном составе…»
И далее: «Когда пришла пора перевооружать эскадры пикировщиков новыми Ju-87 D, не обошлось без нелепостей. В январе 1942 года на Восточный фронт перегоняли очередную партию пикировщиков. Пять самолетов так и не долетели до места назначения. Попав в снежную бурю, их экипажи разбились вместе со своими «дарами»…

Мифы о «всепогодности» авиации еще долго будут оставаться всего лишь мифами. Многочисленные жизненные примеры тому подтверждение. Метеорологические условия – важный элемент воздушной обстановки, оказывающий огромное влияние не только на взлет, посадку и полеты воздушных судов, но и на боевое применение ими авиационных средств поражения, а также на состояние аэродромов (взлетных площадок). Нелишне здесь вспомнить, что за пять лет с 2004 по 2009 гг. в Российской Федерации вследствие летных происшествий погибло около 1,5 тысячи человек. Общий ущерб от летных происшествий только за один год составил более 6 млрд. рублей. Каждый год в нашей стране происходит более 15 авиационных катастроф и аварий. За последние десятилетия сложные метеорологические условия были признаны причиной 20 процентов авиационных происшествий, а в 35 процентах случаев они явились косвенной или сопутствующей причиной таких ЧП…
Ситуация сейчас такова, что вызвать и навести вертолет для эвакуации подорвавшегося на самодельном взрывном устройстве бойца ГСпН едва ли кто из группы сможет. Сигнальные ракеты они запускают чуть ли не в «брюхо» Ми-8, подвергая излишнему риску экипаж вертолета и саму винтокрылую машину. Сигнальный дым зажигают так, что его просто невозможно заметить не только из кабины пилотов, но и в иллюминаторы грузопассажирского отсека «восьмерки». Эти ошибки накладываются одна на другую. А время уходит безвозвратно. И доходит до того, что тяжелораненый боец умирает. В свое оправдание «спецам» остается лишь говорить, что, дескать, «летчики во всем виноваты – ничего не видели, даже дым не заметили».
Вот и получается, что актуальность подготовки авианаводчиков и арткорректировщиков до сих пор, по прошествии уже стольких войн и локальных конфликтов, понимают лишь летчики, артиллеристы и боевые командиры ГСпН, которые сами непосредственно сталкиваются с этими вопросами на войне. А другие ответственные лица, сидящие в теплых кабинетах, которые обязаны принимать важные решения, по-прежнему тупо выводят на бумагах свою резолюцию: «Подготовка ПАН и КАО для подразделений нецелесообразна…», перечеркивая тем самым все перспективные и передовые идеи ведения боевых действий ГСпН в современных условиях… Наверное, военнослужащим подразделения, в котором служил упоминавшийся в начале материала мой приятель-офицер, просто повезло, что они не попали в серьезную заваруху в Южной Осетии, а то бы без наличия подготовленных специалистов (ПАН и КАО) в боевом строю наверняка угодили бы под огонь своей авиации или артиллерии. Почему же никого из руководителей ничему не учит история войн, свой огромный опыт боевых действий, ведь земля уже и так обильно полита кровью наших солдат и офицеров?! Война в Южной Осетии предоставила отсрочку на глубокий анализ произошедшего там, судьба дает нам шанс сделать правильные выводы и возможность основательно подготовиться к очень даже возможным грядущим войнам…

ЧЕТВЕРТЫЙ ТОСТ

«Чтобы за нас не пили третий…» Это – четвертый тост спецназовцев. Но в отдельных подразделениях разведки, произнося эти слова, тихо добавляют: «И чтобы свои не долбанули…»
Во время обеих чеченских кампаний взаимодействие между федеральными войсками было налажено неплохо, о чем свидетельствуют материалы различных источников. В одном из них читаем:
«Взаимодействие между фронтовой авиацией, авиацией Сухопутных войск и авиацией МВД организовывалось в ЦБУ, где присутствовали представители ВС РФ и ВВ МВД. На первом этапе при планировании огневых задач проводилось целераспределение между фронтовой авиацией и авиацией Сухопутных войск. Авиация МВД в основном выполняла транспортно-десантные задачи. Далее согласовывались вопросы по времени нанесения ударов, по направлениям и высотам захода на цель, уточнялось время работы артиллерии и объекты ее удара. Отрабатываюсь взаимные меры безопасности. На втором этапе перед непосредственным выполнением боевой задачи через ГБУ и ПАН отрабатывалось взаимодействие с командирами общевойсковых частей и подразделений. В подразделения войск МВД направлялись офицеры авиации Сухопутных войск для отработки вопросов взаимодействия… В некоторых случаях сами командиры авиационных частей встречаюсь с командирами частей Сухопутных войск и МВД. Отрабатываюсь также взаимодействие с наземными войсками по обозначению переднего края, чтобы исключить нанесение удара по своим войскам…»

Хотя взаимодействие между федеральными войсками и было налажено неплохо, но все же и тогда случались досадные ошибки из-за чьих-то недоработок и просчетов в боевой подготовке, из-за отсутствия авианаводчиков в наземных частях, отдельных подразделениях разведки и спецназа. При более тесном взаимодействии командования федеральных сил с командованием авиации можно было бы выполнить боевые задачи эффективнее и без неоправданных потерь.
Удары по своим войскам стали возможными из-за того, что в подразделениях наземных войск отсутствовали авиационные наводчики, корректировщики артиллерийского огня и сами руководители проводимых боевых мероприятий порой понятия не имели об элементарных основах взаимодействия между ведомствами, родами войск, о вопросах наведения авиации, корректирования огня артиллерии, необходимости обозначения своих войск при действиях боевых групп вертолетов и штурмовиков. А самое печальное и непонятное, что людей своих эти руководители полноценно обучать этим специализациям тоже не хотели. Результат такого головотяпства как всегда один – катастрофический, и он явно, со всеми изъянами, проявляется только на войне…
Зимой 1994-1995 годов в боях за город Грозный авиация порой наносила бомбово-штурмовые удары не только по дудаевским боевикам. Бывало, доставалось и нашим.
Тяжело пришлось штурмовой группе мотострелков, удерживавшей здание Совмина. После налета нашей авиации группа понесла потери и, не выполнив задачу, была выведена из боя. Один из командиров с горечью тогда констатировал: «Неоднократно имели место случаи нанесения огневых ударов своей авиацией и артиллерией, что приводило к неоправданным потерям и страху перед выполнением боевых задач».
В сентябре 1999 года в Новолакском районе Республики Дагестан шел бой. Нашему подразделению была поставлена задача ночью овладеть господствующей высотой. Боевой приказ был выполнен, но утром авиация нанесла бомбово-штурмовой удар по своим войскам. Потерь прибавила и неожиданная атака бандформирований. Результат плачевный: 37 «двухсотых», 19 «трехсотых»…
В боях под Комсомольским сложилась напряженная ситуация, когда наше разведывательное подразделение оказалось в затруднительном положении, окруженное многочисленными отрядами ваххабитов. Позже ситуацию разрядили дополнительные силы спецназа и боевые вертолеты Ми-24. Прямой связи с экипажами не было, и наведение производилось нештатным авианаводчиком ГСпН через ретранслятор. На подлете к району применения авиации дежурный офицер по авиации ГБУ сообщил старшему ударной группы «крокодилов» только координаты цели, позабыв про координаты группы и не передав команду для обозначения своих войск. В результате этого «испорченного телефона» «полосатые» нанесли удар в непосредственной близости от группы. Благо погибших не было, но контузии получила вся группа, в которой и находился авианаводчик…
Из-за несогласованности и отсутствия взаимодействия между ведомствами в 2002 году под Итум-Кале авиация нанесла удар по своим войскам. Были потери, несколько «двухсотых»…

Автор этих строк тоже не раз оказывался под огнем своих. Летом 2002 года в Веденском районе Чечни в результате «шпиономании» (опасались утечки секретов) в Ханкалу не была передана информация о действиях ГСпН в данном районе. В результате «Ночной охотник» произвел пуск управляемых ракет класса «воздух–земля» по группе. Спасла случайность: отказ авиационного вооружения – несход ракет с направляющих. Экипаж сразу же оперативно передал целеуказание по ГСпН артиллерии. «Боги войны» отработали из-под н.п. Шали, но с небольшим недолетом из-за предельной дальности стрельбы. В ту ночь нам повезло дважды…
Ситуация эта не нова. В вооруженных силах иностранных государств при ведении боевых действий тоже не обходилось без потерь от собственного огня.
Много примеров дает история Второй Мировой войны. Иногда немецкие самолеты Ju-87 в пылу борьбы допускали досадные ляпы вроде бомбежки своих войск или уничтожения мостов перед наступающими частями вермахта, как это случилось 8 сентября 1939 года с немецкой 1-й танковой дивизией, преследовавшей отступающих поляков.
В конце мая 1944 года на один из островов Адриатики был высажен отряд британских коммандос с подразделениями огневой поддержки. Британцам совместно с партизанами предстояло штурмовать немецкие позиции в неприступных скалах ключевого острова. После успешного десантирования коммандос выдвинулись на исходные позиции для атак противника с флангов. Прозвучал сигнал на атаку. В это время британцев стали «утюжить» свои тактические истребители. Коммандос рассредоточились по укрытиям, но на отходе вновь были атакованы «спитфайрами». После этого коммандос вновь бросились на позиции врага, но уже в лобовую атаку. В тот день отряд понес большие потери: 66 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести…
7 ноября 1944 года знаменитый советский летчик-ас Герой Советского Союза А. Колдунов (46 сбитых самолетов) уничтожил американский истребитель Р-38 «Лайтнинг», штурмовавший по ошибке колонну советских войск.
Перед проведением операции «Кобра» за закрепление нормандского плацдарма 2500 самолетов двух воздушных армий провели массированные бомбардировки, сбросив около 3300 тонн бомб. Затем войска союзников вырвались вперед. Координация между «землей» и «воздухом» была отвратительной, поэтому от «дружественного огня» погибло тогда около ста американских военнослужащих, в том числе и командир наземных сил США генерал Лезли Макнейр.
Во время вьетнамской войны под ковровые бомбардировки стратегических бомбардировщиков В-52 и опыление авиацией дефолиантами «Эйджент оранж» массивов джунглей зачастую попадали и военнослужащие подразделений специального назначения ВС США.
Во время проведения операции «Буря в пустыне» число ударов по своим войскам сильно возросло. Так, американский штурмовик А-10А «Тандерболт-II» дважды нанес бомбово-штурмовые удары по войскам союзников – британцам. В Ираке в апреле 1994 года истребителями F-15 «Игл» ВВС США по ошибке были сбиты два транспортно-десантных вертолета UH-60 «Блэк Хок». В результате этой катастрофы погибли 26 человек из числа членов экипажа и инспекции коалиционных войск, летевших этими бортами. Во время проводившихся в Кувейте учений американский истребитель F-18 «Хорнет» произвел бомбометание по своим войскам, в результате шесть человек погибли и более десяти получили ранения различной степени тяжести.
И сейчас положение с «дружественным огнем» не улучшилось, достаточно посмотреть на статистику. ВВС США неоднократно наносили ошибочные бомбово-штурмовые удары и в Афганистане, и в Ираке, как по силам союзников, так и по мирным жителям, с тяжелыми последствиями и многочисленными жертвами…
Как стало известно из различных источников, у американцев причинами ударов по своим войскам в процентном соотношении стали: 45 процентов – плохое взаимодействие, 10 процентов – иные причины; 26 процентов – неточное опознавание цели (плохая видимость вследствие сложных погодных условий). В ходе операции «Буря в пустыне» было допущено уже 39 процентов ошибок, связанных с неточным опознаванием цели…
Чтобы авиация и артиллерия не наносили ударов по своим войскам, чтобы не произошло катастрофы с гибелью наших военнослужащих, и должны проводиться полноценные сборы авианаводчиков и корректировщиков артиллерийского огня, на которых обучают специалистов необходимым мерам по координации действий и взаимодействию между ведомствами и родами войск, рассказывают о допустимых рубежах безопасного удаления своих войск от разрывов ракет, снарядов и бомб и так далее. Если эти догмы, многократно написанные кровью, до сих пор кому-то непонятны, то печальная статистика ударов по своим войскам приумножится и продолжится далее…

АВИАНАВОДЧИКИ ДЛЯ СПЕЦНАЗА, или РАВНЯЙСЯ НА СИБИРЬ!

Осенью 2008 года в Сибирском федеральном округе прошли сборы подразделений специального назначения России, апогеем которых явились тактико-специальные учения с боевой стрельбой и наведением авиации «Сибирь-2008».

Руководителем сборов и учений был назначен заместитель командира подразделения спецназа подполковник Д. К участию в них были привлечены подразделения специального назначения округа и авиационное подразделение. Спецназовцы прошли суровую обкатку в горно-лесистой местности по комплексу дисциплин боевой подготовки: огневой, тактико-специальной, разведывательной, горной и промышленного альпинизма, военной топографии и наведению авиации. Командиры подразделений получили огромную практику в управлении своими подчиненными в условиях, приближенных к боевым, при проведении контртеррористических и специальных операций: ведении разведки, поисков, налетов и засад. В ходе сборов учитывался опыт боевых действий на Северном Кавказе, в других войнах и локальных конфликтах. Ряд спецназовцев прошел обучение по программе нештатных авиационных наводчиков с практической отработкой наведения вертолетов на цель и для эвакуации группы специального назначения.
Авиационный наводчик ГСпН – это элита, «белая кость» спецназа, избранный из избранных, профессионал. В настоящее время авиация стала одной из важнейших боевых составляющих и способна решать боевые задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с группами специального назначения. Боевые действия авиации характеризуются высокой активностью, стремительностью атак и ударов, большой эффективностью. Поэтому особое значение приобретает точный по месту и времени выход на наземные цели каждого вертолета. Именно от точности выхода на цель во многом зависит успешное решение задач по огневому поражению объектов, живой силы и техники противника.
Целеуказание и наведение при выполнении боевых задач в тылу противника, как правило, выполняются нештатными авианаводчиками ГСпН, однако нередки случаи, когда в силу обстоятельств эти задачи приходится выполнять лично командирам ГСпН. Всем предельно понятно, что нештатный авианаводчик подразделения специального назначения – это профессионал своего дела, «волшебная палочка» и «козырь» ГСпН и может понадобиться в любую минуту. Поэтому столь велико внимание к этой теме боевой подготовки руководителей подразделений специального назначения Сибирского федерального округа.
Нештатные авианаводчики под руководством инструкторов, прошедших обучение в Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации и в других военных авиационных вузах ВВС РФ, прошли необходимую теоретическую наземную подготовку, изучили способы наведения авиации, научились работать на средствах связи, вести метеорологические наблюдения и измерения в интересах экипажей, по топографической карте и на местности научились выбирать посадочные площадки и заводить на них вертолеты. В процессе обучения активно использовалась современная учебно-материапьная база: компьютерное обеспечение, учебные фильмы по тематике обучения, слайд-шоу, авиационные радиостанции, средства навигации, штурманское обеспечение.
Перед боевым наведением с авианаводчиками была проведена тщательная теоретическая и штурманская подготовка по району применения авиации. Каждый день теоретической подготовки авианаводчики допоздна, склонившись над топографическими картами, наносили кодировку, парольные группы, сигналы опознавания и управления, изучали район применения авиации, контрольные ориентиры, самостоятельно выбирали безопасные посадочные площадки для вертолетов.

Сначала погода не позволяла полноценно отработать тему авианаведения (шел снег, и видимость упала до минимума), ведь из-за низкой облачности и малой горизонтальной дальности видимости этот горный район был вообще закрыт для полетов авиации. Но это время не прошло даром – полным ходом шла теоретическая подготовка авианаводчиков. В эти часы непогоды ПАНы изучали авиационные радиостанции, метеорологические и навигационные приборы. Учились оформлять кодировку на рабочих картах ПАНа, выбирали по карте пригодные посадочные площадки для вертолетов. Отрабатывали схемы метеорологической дальности видимости ориентиров. Учились определять метеорологическую дальность видимости и нижнюю границу облачности по местности и с помощью лазерных дальномеров. Отрабатывали авианаведение и на земле популярным у летчиков способом «пеший по-летному», одновременно работая и на авиационных радиостанциях. Изучили порядок работы с сигнальными средствами обозначения на площадке.
Авианаводчикам ГСпН сильно помогло и живое общение с экипажами вертолетов, ведь здесь оттачивались нюансы будущих авианаведений, разрешались все спорные вопросы и проблемы. Спустя несколько суток и погода пошла на улучшение, сквозь облачность стало пробиваться солнце. А вскоре открылись и перевалы гор. После необходимой теоретической подготовки ПАНы под руководством инструкторов стали работать практически.
Вот авианаводчик спецназа с помощью компактного метеорологического прибора и визуально по схеме метеорологической дальности видимости ориентиров провел измерения и наблюдения, пометил изменения погоды в журнале авианаведений своего камуфлированного планшета. Борт вышел на связь с ПАНом. Авианаводчик, поприветствовав экипаж, быстро доложил командиру «Ласточки» необходимые метеорологические условия по району применения авиации: облачность в баллах, нижнюю границу облаков, горизонтальную видимость в горах и на перевалах, ветер, давление и температуру. И боевая учеба пошла полным ходом!
– «Ласточка», я – «Егерь», даю целеуказание: лагерь боевиков на восточном скате белой высоты, четыре разрушенных дома, квадрат 45-63 по улитке 7, работай в два захода: первый – «гвоздями», второй – «трещоткой». От 52-го контрольного ориентира боевой магнитный курс 195 градусов, дальность – 4 километра 300 метров. Уничтожить! Как понял, «Ласточка»? – Команда авианаволчика вылетела в эфир, перекрывая все временные нормативы.
– «Егерь», я – «Ласточка», тебя понял! Разрешите работу?
– «Ласточка», работу разрешаю!
Вертолет, войдя в пикирование, точно отработал по цели и ушел «левой коробочкой» на разворот.
– «Ласточка», я – «Егерь». По первому заходу: два северных строения уничтожены. Работай на втором заходе «трещоткой» по южным домикам! Как понял?
– «Егерь», я – «Ласточка», тебя понял! Работаю по южным домикам!
– «Ласточка», работу разрешаю!
Вертолет, словно ювелир, вылетает точно на цель на бреющем, чуть ли не подстригая лопастями основного винта верхушки кедров и лиственниц. Снайперский второй заход не оставляет никаких шансов «бандитам и террористам лагеря НВФ».
– «Ласточка», я – «Егерь», цель поражена! Спасибо за работу! Ожидайте в 25-й зоне дежурства!
Эти одобрительные слова команды авианаводчика явились лучшей оценкой работы пилотов.
Авианаводчики на пункте управления наведением авиации (далее – ПУНА) сменяли друг друга, приобретая бесценный практический опыт работы с авиацией, надежно наводя ее разными способами на все выявленные цели: «базы НВФ», «группы НВФ», «склады ПЗРК», «минометы НВФ», «автомобили боевиков».

В ходе проводимых сборов и учений активно учитывались опыт боевых действий и тактика НВФ на Северном Кавказе. Ведь произошли существенные изменения и в тактике действий боевиков. Новшеством явилось появление у бандитов самодельных установок с неуправляемыми авиационными ракетами (далее – НАР) С-5, С-8. приспособленных для применения их по летательным аппаратам, а также специально подготовленных групп снайперов, действующих по экипажам вертолетов в воздухе. Отмечались отдельные пуски ПЗРК по штурмовикам Су-25. Действия боевиков в горах все больше напоминают тактику моджахедов в Афганистане: мелкие группы работают по принципу: «ужалил–убежал», осуществляются засадные действия и так далее. С учетом этих изменений и давались вводные в действия спецназовцев и авиации в ходе проводимых сборов и учений.
Кроме работы непосредственно с ПУНА все авианаводчики прошли реальную обкатку при действиях в составе ГСпН, как оно и будет «на войне». После десантирования с борта вертолета в сложном горном районе группа двигалась по заданному инструкторами маршруту. Группам предстояло совершить длительный переход в сложной горно-лесистой местности, провести разведку поиском, обнаружить «базу НВФ» и совершить на нее налет или отработать по ней силами и средствами старших начальников – авиацией или артиллерией. Впрочем, у каждой из групп было свое задание, и порой инструкторы умышленно «пересекали» их маршруты, дабы увидеть действия спецназовцев при внезапной встрече с «противником», выявить ошибки и недочеты при действиях обучаемых.
После выполнения задания разведчикам предстояло выбрать посадочную площадку и вызвать вертолет эвакуации. А в процессе передвижения каждой ГСпН «в тылу противника» давались различные вводные и учебные цели. Нештатным ПАНам групп спецназа предстояло наводить авиацию как на цели «противника», так и для эвакуации «раненого». Причем эвакуация «раненого» проводилась с неподготовленных посадочных площадок и порой без посадки вертолета, а с зависания над кронами деревьев, когда посадить вертолет просто невозможно. «Раненых» поднимали на лебедке либо на веревках, как это обычно бывает на войне – в боевых командировках в случае подрыва на самодельных взрывных устройствах. Многие из ПАНов уже работали с авиацией на настоящей войне: кто-то был в Кодорской зоне, кто-то – под Комсомольским, Ведено и Харсеноем, кто-то неоднократно сопровождал «ленточки» (колонны) по Чечне. Но практика никому не помеха, даже им – опаленным войной легендарным авианаводчикам подразделений спецназа.

Большое мастерство в реальной отработке вопросов взаимодействия со спецназом приобрели и авиаторы. Пилоты, прибывшие на сборы, имеют огромный боевой опыт, на их счету участие в боевых действиях в Таджикистане, Дагестане и Чечне, на их мундирах заслуженные и почетные награды, но от дополнительной боевой учебы вертолетчики никогда не отказывались. Тем более – боевой учебы со спецназом. Показал экстра-класс мастерства при высадке групп спецназовцев на учениях и старший авиаторов командир экипажа вертолета летчик-ас орденоносец Александр Викторович. Его машина зависала и опиралась лишь одним колесом шасси на склон горы, совершала и снайперские заходы на все учебные цели.
Как позже выяснилось, именно этот опытнейший пилот, проявив наивысшее летное мастерство, как ангел-хранитель пришел на выручку нам в сложнейших горных условиях в экстренной ситуации в 1999 году. Именно он спас нашу группу в Дагестане, когда один из вертолетов с ГСпН на борту потерпел аварию и упал в ущелье – на самое его дно в горную реку. Спасибо, дорогой наш Александр Викторович, от спасенных ребят и от себя лично!
Старались брать пример со своего прославленного командира и другие опытные авиаторы: Василий Анатольевич, Вадим Олегович, Игорь Владимирович и Андрей Александрович. Ведь на сборы были привлечены командиры нескольких винтокрылых машин, штурманский и технический состав, а также специалисты парашютно-десантной и поисково-спасательной службы авиационного подразделения.

Спецназовцы отработали десантирование с вертолетов различными способами: посадочным, беспосадочным «по-штурмовому», с зависанием и высадкой по веревкам с использованием специальных спусковых устройств, по канату – на лес, горы в полной боевой экипировке и снаряжении. Науке беспарашютного десантирования по веревкам и канату спецназовцев обучали специалисты ПДС и ПСС авиационного подразделения – Владимир Михайлович и Александр. Кроме того. Александр, выпускник 1-го гидрометеорологического факультета Воронежского ВВАИУ, провел и дополнительные занятия с ПАНами ГСпН по метеорологической подготовке. Он, опираясь на свой богатый опыт службы в Таджикистане, рассказал и показал авианаводчикам порядок практической работы ПАНа по ведению метеорологических наблюдений и измерений в горной местности. Занятие по организации связи, средствам связи с авиацией, порядку работы в эфире провел специалист инструктор Сергей. В этой напряженной боевой учебе тактико-специальных учений росло взаимодействие, крепли боевое братство и дружба летчиков и спецназовцев

http://otvaga2004.ru/armiya-i-vpk/armiya-i-vpk-rusarmy/chtoby-svoi-ne-dolbanuli/
Я всё понимаю, главный посыл всего этого материала сосредоточен в последней его главе - вот, мол, смотрите - какие крутые сибирские спецназовцы, они единственные из всех вооруженных сил провели сборы ПАНов и теперь могут то, что всем ВС РФ не снилось.
Однако, в статье есть и доля сермяжной правды.
Кто смотрел в морду "Крокодилу", заходящему на боевой, тот меня поймёт...
Наш народ не сотрёшь в порошок,
Его можно стереть только в порох

(Ильяс Аутов)
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 8590
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: Этот недружелюбный "Дружественный огонь"

Сообщение alexbir » 10 дек 2016, 17:06

Dvu.ru-shnik писал(а):А другие ответственные лица, сидящие в теплых кабинетах, которые обязаны принимать важные решения, по-прежнему тупо выводят на бумагах свою резолюцию: «Подготовка ПАН и КАО для подразделений нецелесообразна…»,
вспомнилось походу:
"Думаю, что ограниченность денежного вознаграждения несемейным молодым офицерам послужит только на пользу дела: не имея возможности отвлекаться дорогостоящими столичными удовольствиями, офицеры эти будут употреблять и домашние досуги для приобретения новых знаний и для исполнения статистических и той части оперативных работ, которая может быть допущена вне стен Главного Морского Штаба. Стесненным же семейными обстаятельствами может быть производимо добавочное издельное вознаграждение вне сметных назначений." (вице-адмирал Рожественский, рапорт на предложение лейтенанта о необходимых реформах во флоте).

судьба дает нам шанс сделать правильные выводы и возможность основательно подготовиться к очень даже возможным грядущим войнам…
и армия снова и снова готовится к "современной войне", "контртеррористической" :(
Что и показали процитированные учения "сибиряков".

«Взаимодействие между фронтовой авиацией, авиацией Сухопутных войск и авиацией МВД организовывалось в ЦБУ, где присутствовали представители ВС РФ и ВВ МВД.
и шло в дальнейшем тоже через ЦБУ, точь-в точь как в войне в Осетии, так понимаю.

Ряд спецназовцев прошел обучение по программе нештатных авиационных наводчиков
и опять и снова - "нештатных".

– «Ласточка», я – «Егерь», даю целеуказание: лагерь боевиков на восточном скате белой высоты, четыре разрушенных дома, квадрат 45-63 по улитке 7, работай в два захода: первый – «гвоздями», второй – «трещоткой». От 52-го контрольного ориентира боевой магнитный курс 195 градусов, дальность – 4 километра 300 метров. Уничтожить! Как понял, «Ласточка»? – Команда авианаволчика вылетела в эфир, перекрывая все временные нормативы.
и без указания рубежа "своих".
Заодно, опустившись на бреющий, крокодил получил из южных домиков от стоявшей в сарае рогатки прямо в винтомоторку. А его ведомый - гранату в лоб, при заходе на рогатку.
" как оно и будет «на войне». " - что и показала Сирия.

вот, мол, смотрите - какие крутые сибирские спецназовцы, они единственные из всех вооруженных сил провели сборы ПАНов ...
и притом провели их за несколько дней отсрочки начала учений, по погоде :)
Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 5633
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59

Re: Этот недружелюбный "Дружественный огонь"

Сообщение EvMitkov » 10 дек 2016, 19:12

К вопросу о "дружественном огоньке" :mrgreen:

Багдад, 10 Декабря 2016, 11:44 Военно-воздушные силы (ВВС) США нанесли ошибочный авиаудар по позициям армии Ирака в городе Мосул, в результате чего погибли около 90 человек.
«Жертвами ошибочного удара ВВС США в Мосуле стали около 90 человек, 100 получили ранения»
http://kp.ru/go/http://www.fctiniraq.com/

Кроме того, в результате ошибочных действий ВВС США в значительной степени пострадала военная техника, а иракским военным пришлось оставить занимаемые позиции.

Официальный представитель МИД РФ Захарова прокомментировала информацию о гибели почти 90 человек в результате ошибочного удара ВВС США в Мосуле. В частности, она призвала западных журналистов, постоянно обвиняющих Россию в «военных преступлениях», высказаться по поводу этой атаки.



«Интересно, что по этому поводу написали немецкие Welt или Bild? Вчера Welt опубликовала эссе главного редактора Bild на сирийскую тему, в котором он назвал Лаврова "военным преступником". Кого и как назовут независимые немецкие СМИ сегодня?»
- написала Машенька Владимировна на своей странице в Facebook.
https://www.facebook.com/maria.zakharov ... ED&fref=nf
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 18586
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Этот недружелюбный "Дружественный огонь"

Сообщение John Warner » 10 дек 2016, 20:47

Dvu.ru-shnik писал(а):Я всё понимаю, главный посыл всего этого материала сосредоточен в последней его главе - вот, мол, смотрите - какие крутые сибирские спецназовцы, они единственные из всех вооруженных сил провели сборы ПАНов и теперь могут то, что всем ВС РФ не снилось.
Однако, в статье есть и доля сермяжной правды.
Кто смотрел в морду "Крокодилу", заходящему на боевой, тот меня поймёт...

Да причём тут Сибирь - хоть где-то до ума довели - и, надеюсь, распространят практику везде по РФ.
Сибиряк безгранично любит свою угрюмую природу; он черпает в ней силу. ©
Аватара пользователя
John Warner
 
Сообщения: 3542
Зарегистрирован: 15 фев 2016, 18:29
Откуда: Хакасия - центр Сибири

Re: Этот недружелюбный "Дружественный огонь"

Сообщение Dvu.ru-shnik » 11 дек 2016, 16:19

John Warner писал(а):Да причём тут Сибирь - хоть где-то до ума довели - и, надеюсь, распространят практику везде по РФ.

Дело не в сибири, а в том, как преподнесён материал - с пафосом и самовосхвалением.
Но изначально такая подоплёка подведена, что тут всерьёз задумаешься о том, что до них этого никто не делал - первопроходцы, мол, они.
Я уже рассказывал, как мы организовывали выходы групп СпН в ОТГ "Высокогорная". Но даже это не уберегло моих спецназовцев от нанесения по ним бомбового удара на г. Солнечная. До сих пор не знаю - чья вина, кто допустил и по чьему приказу в бортовые компьютеры этих С-24 были заложены координаты, которые были под запретом для работы авиации и артиллерии.
Я тогда лейтенанта потерял - выпускника моего же училища. Только перед самой его посадкой на борт познакомились и собирались по-возвращении плотней пообщаться...
Но Су-24 - это тема для отдельного разговора. Им какие координаты заложили на аэродроме, туда они свои бомбы и положат.
Тут пока речь идёт о взаимодействии с теми, кто работает по целеуказанию с земли - с "Грачами" и вертушками.
Мои спецы базировались отдельно от остальных подразделений и стояли прямо у вертолётной площадки. Жили в соседних помещениях и палатках с вертолётчиками. И не только водовку совместно попивали, но и постоянно учились вместе и друг у друга.
Вертолётчик не то, что офицеров, а чуть ли не каждого солдата-срочника знали по имени, как и спецназовцы знали всех и пилотов, и технарей.
Центра боевого применения авиации у нас не было - не по рангу. Была группа боевого управления (ГБУ) авиации. В ней имелись штатные авианаводчики. Такие же штатные ПАНы были и в каждой части, входящей в состав ОТГ. Помимо этого каждый командир группы и его заместитель были обучены, как авианаведению, так и корректировке артогня.
Когда группа выходила на задачу, то в зависимости от сложности маршрута и важности задачи в неё либо включался штатный ПАН, или оперативный офицер отряда, или с командиром группы, а так же его заместителем проводились дополнительные занятия по авианаведению, корректировке огня ствольной и реактивной артиллерии.
В 2000-м году у нас это был единственный случай, когда Су-24 положили бомбы в район нахождения группы.
Больше на моей памяти в нашей группировке подобного вообще не было.
В ходе управления боем на ППУ обязательно рядом с командующим всегда находились или сам начальник ГБУ, или один из ПАНов.
Хотя мы (начраз, начарт) сами могли легко выполнить эти задачи, но каждый должен кушать свой сухарик и свои косяки сам отвечать, поэтому ПАНу - паново, а нам - своё...
Наш народ не сотрёшь в порошок,
Его можно стереть только в порох

(Ильяс Аутов)
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 8590
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: Этот недружелюбный "Дружественный огонь"

Сообщение John Warner » 11 дек 2016, 19:10

Dvu.ru-shnik писал(а):Дело не в сибири, а в том, как преподнесён материал - с пафосом и самовосхвалением.

Видимо, автор текста не совсем в адеквате.
С остальным не спорю.

Вот ещё что - а как тогда наши в Сирии с местными союзными бородачами ухитряются взаимодействовать?
Ведь как раз-таки, взаимодействие родов войск с авиацией.
Сибиряк безгранично любит свою угрюмую природу; он черпает в ней силу. ©
Аватара пользователя
John Warner
 
Сообщения: 3542
Зарегистрирован: 15 фев 2016, 18:29
Откуда: Хакасия - центр Сибири

Re: Этот недружелюбный "Дружественный огонь"

Сообщение alexbir » 11 дек 2016, 19:52

John Warner писал(а):
Dvu.ru-shnik писал(а):Дело не в сибири, а в том, как преподнесён материал - с пафосом и самовосхвалением.

Видимо, автор текста не совсем в адеквате.
С остальным не спорю.
Вот ещё что - а как тогда наши в Сирии с местными союзными бородачами ухитряются взаимодействовать?
Ведь как раз-таки, взаимодействие родов войск с авиацией.

только штатные корректировщики/наводчики (по возможности). Свои, в основном. Сирийцы - ...................
Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 5633
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59


Вернуться в Армия и общество

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9