К вопросу о выборах-2016. "Вчера и Завтра"

Темы связанные с армией, вооружением и обществом, военные конфликты и т.д.

Re: К вопросу о выборах-2016. "Вчера и Завтра"

Сообщение ivgen13 » 17 авг 2016, 02:37

я не гражданин рф но хотелось узнать бы узнать ваше мнение о партии пво и господина старикова? партия вроде не прошла на выборы. но в интернете этого дядьки уже пару лет довольно много вроде красиво и правильно рассказывает. в лнр к нам приезжал чето тоже рассказывал с умным видом как победить зло мировое ну и украину вчастности
ivgen13
 
Сообщения: 111
Зарегистрирован: 27 янв 2016, 17:42
Откуда: лнр

Re: К вопросу о выборах-2016. "Вчера и Завтра"

Сообщение Андрей » 17 авг 2016, 15:06

Мужик вроде толковый...Говорит в смысле....пока. Чё то делать пытается.. В Питере, как мог клиенту наркологов явлинскому и его гопоте где мог, " праведное" срывал...В смысле в паралель устраивал сходняки и объяснял на пальцах всю херню, что те пытались здесь вырулить. Вождь народов и лучший менеджер..Л.П. ( я без иронии ) у него вроде вполне в почёте..По экономике в русле Хазина, Юрьева, Делягина и пр.... Ну там с некоторыми...Не без заносов, как и положено восходящему политику... Я вот чес говоря за них проголосовал бы....
Вот и вопросец бля у меня...Ну ладно ОНФ по своим раскладам не захотели....Но вот с какого х...я понос с мишенькой обоссавшимся в подсобке уборщицы, зарегестрировали....А этих нет... У поноса чё, по подписям всё нормалды со сторонниками ? Вот чес слово.....Онастах....ла эта грёбаная травоядная херня в исполнении Кремля...Им что, преданных капиталу людей не хватает? Что б спектр деманстрировать... Эти то пидоры нахера там сдались... Назвались несистемной, ну и пусть гниют на эхе несистемно дальше...Что всё время пытатся деманстрировать целину, на которой должно цвести всякое говно? Кому бля деманстрируем ? Этим ублюдкмм конченым, которые насрав на свои же принципы наших ребят паролимпийцев всех чохом до игр не допустили ? Кому ? Проститутке европе ? Вероятному противнику ? Что бля после украины должно произойти, что бы понять за кого они нас держат ? На Б-52 на Красную площадь презимлится ?

А голосовать конечно надо....Тут я с ЕвгенЕвгеничем полностью соглашусь...Хоть через скрежет зубовный...Конечно при любом раскладе, лично я, лично с себя ответственности ни за прошлое ни за настоящее ни за будущее не снимаю.. По моему разумению, тут ....просто в самоуважении дело..Принципиальное.. Иначе как ваобще можно даже ребёнка своего воспитывать...На чём ? На рыбе завёрнутой ?... Надо короче...
Мы победим ! Господь нас Уважает !
Андрей
 
Сообщения: 3015
Зарегистрирован: 17 фев 2014, 06:45
Откуда: Россия С.Петербург

Re: К вопросу о выборах-2016. "Вчера и Завтра"

Сообщение alexbir » 17 авг 2016, 17:42

Андрей писал(а):... Онастах....ла эта грёбаная травоядная херня в исполнении Кремля...Им что, преданных капиталу людей не хватает? Что б спектр деманстрировать... Что всё время пытатся деманстрировать целину, на которой должно цвести всякое говно? Кому бля деманстрируем ? ...

я, как иностранец, в политическую жизнь России не вмешиваюсь. Но по-личномудостаточно близко общался как-то с некоторыми людьми, по поводу выборов. Ну захотелось им в свободные уши доверительно исповедаться :)
В общем со слов одного ответлица одного районного избиркома одного "большого города", последние пара выборов и федеральных, и региональных - проходили практически без натяга правящей ЕР и городской власти. Но чуток подтягивали натягивали. И поквартирно чесали участок на предмет повышения явки (с советами, за кого голыйсувать, если кто-то с алкашей или глубоких пенсов не мог определиться в симпатии). И немношшка таки занимались перераспределением. От коммуняшек в пользу справедливцев и праводелов. Особенно натягивали праводельцам. Некоторым их представителям потом было стыдно, после истеричных наездов, когда им показывали неформально от кого и кому собственно воровалось по чуть-чуть...
Со слов другого чела из крепкого экономически региона, его начальство-монополиста подтягивали в администрацию и настоятельно советовали стать спонсором праводельцев. Типа, надо Федя. Он - "помилуй, барин! Я ж верный монархист-"За кого Ленин, за тот Интернационал и я!". Но ему посоветовали принять это как партийное поручение, и этим и показать своё верностное. И опять рыбак взмолился - "Смилуйся, Гоударева Рыбка! Ну хоть за справедливцев может, а?" На что ему было со вздохом обьяснено, что к тем уже поставлены спонсирующие. А ему вот - самый тяжёлый и ответственный участок фронта, типа, доверен.
Потом выразили недовольство, что праводелы чего-то как-то херовато набрали голосов. По-моему, через пару лет и заменили на директорском посту. Знаю, что песочили его потом после выборов регулярно нехило "по пустякам", когда в Москве начальство собирало их, директорат его отрасли.
В общем, тренд "государственников" был на прошлых выборах примерно вот такой, да...
Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 5073
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59

Re: К вопросу о выборах-2016. "Вчера и Завтра"

Сообщение Андрей » 17 авг 2016, 18:20

Раз песочили на министерских сходняках, то тут скорее привет экономблоку грёбаному.....верным мать их гайдаровцо-ельцинцем....шоб флажок вышибойки совсем из ручёнок кудринских не выпал...
Чем же невероятную эфективность в амерские трежерис оправдывать ? Так что....
Мы победим ! Господь нас Уважает !
Андрей
 
Сообщения: 3015
Зарегистрирован: 17 фев 2014, 06:45
Откуда: Россия С.Петербург

Re: К вопросу о выборах-2016. "Вчера и Завтра"

Сообщение EvMitkov » 19 авг 2016, 03:03

alexbir писал(а):я, как иностранец, в политическую жизнь России не вмешиваюсь.
Ты эта... СанСаныч...
Давай-кось подтягивайся.
И по гражданству по возможности (таких гражданинов, как ты, на м в РФ ой, как не хватает - на полном серьезе)
И - к теме о выборах.
Мы тут - не на пропаганд-участке, мы - в Кают-Кампании, а твое мнение - всегда крайне любопытно и очень знаково.

гришу писал(а):Жека ты чё не в курсе? Гос.Номера 161 кончились :?
В Мае - давали Ставропольские, "народ возмутился, брать не хотели!
В Июне - начали Крымские тулить...
Если так - НЕ ЗНАЛ... А чего кончилсь-то? Москвичам уже своих не хватает?
Или - в Питере в тренд вошли?
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 17466
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: К вопросу о выборах-2016. "Вчера и Завтра"

Сообщение Володя » 19 авг 2016, 08:03

А я как полтора гражданина двух других государств могу тут только своё незначительное мнение высказать.
Программа КПРФ и КР отличаются в одном очень существенном моменте. И различаются диаметрально.
КПРФ предусматривает сохранять и совершенствовать Вооружённые Силы РФ как гарант существования и независимости государства.
КР ратуют за сокращение и постепенную ликвидацию ВС. То есть косвенно, а может и на прямую, льёт воду на мельницу антироссийских сил.
Может я в чём то как иностранец ошибаюсь?
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2855
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: К вопросу о выборах-2016. "Вчера и Завтра"

Сообщение John Warner » 19 авг 2016, 11:34

Нет, всё правильно.
Сибиряк безгранично любит свою угрюмую природу; он черпает в ней силу. ©
Аватара пользователя
John Warner
 
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 15 фев 2016, 18:29
Откуда: Хакасия - центр Сибири

Re: К вопросу о выборах-2016. "Вчера и Завтра"

Сообщение minikiforov » 19 авг 2016, 16:43

ПАРНАС послушался: партия не будет агитировать в Крыму
Кандидаты от Партии народной свободы (ПАРНАС) не будут проводить агитационную кампанию в Крыму после запрета Украины.
Об этом говорится в группе краснодарского отделения партии в соцсети «ВКонтакте».
«Послушаемся Украину и будем действовать в рамках международного права. В Крыму Парнас агитировать не будет», – говорится в сообщении.
Напомним, ранее кандидаты в депутаты Госдумы от ПАРНАС в Краснодарском крае обратились в украинское консульство за транзитной визой, чтобы иметь возможность попасть в Крым для агитации. Директор политического департамента МИД Украины Алексей МАКЕЕВ заявил, что министерство не даст кандидатам разрешения на проведение агитации.

http://an-crimea.ru/page/news/143074
Баллотируются в России. При этом принимают позицию и подчиняются, в условиях пока ещё холодной войны, нашим противникам.
Впрочем, с этими ничего удивительного. Странно бы было, если наоборот. И яркое выражение идеологии партии. При этом рассчитывают, что их "электорат", откровенная пятая колонна, окажутся в большинстве?
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
minikiforov
 
Сообщения: 2308
Зарегистрирован: 24 май 2013, 20:42
Откуда: Родился в Ленинграде, в этом городе и живу.

Re: К вопросу о выборах-2016. "Вчера и Завтра"

Сообщение EvMitkov » 19 авг 2016, 22:08

МОСКВА, 19 авг — РИА Новости.
Новый министр образования и науки назначен в РФ в пятницу: по предложению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева главой ведомства стала Ольга Васильева, сменившая Дмитрия Ливанова, занимавшего должность более четырех лет.

Президент России Владимир Путин на рабочей встрече в аэропорту Бельбек в Севастополе согласился с предложением Медведева назначить новым главой министерства образования и науки РФ сотрудницу администрации президента Ольгу Васильеву, Ливанов станет спецпредставителем главы государства по торгово-экономическим связям с Украиной.


РИА Новости http://ria.ru/politics/20160819/1474800 ... z4Hn3mbVa7

Ливанов станет спецпредставителем главы государства по торгово-экономическим связям с Украиной.
То есть станет спецпредставителем в той сфере, где и разваливать-то уже и нечего...
А чего не сразу ёлки тяпать?

Но кто такая Ольга Васильева и с чем её едят?
Вернее - с чем она будет доедать развалены системы образования в РФ?



Назначение министром образования и науки РФ профессора Ольги Васильевой, произошедшее после внезапной отставки прежнего главы ведомства Дмитрия Ливанова, стало неожиданностью - да и было произведено в принципе "на бегу", в аэропорту.

Решение, которое Путин огласил в крымском аэропорту Бальбек, пока еще ждет своих трактовок, однако первые выводы уже можно сделать из биографии вновь назначенного министра.

На протяжении всей своей научной деятельности Васильева занималась историей взаимоотношений РПЦ и государства в XX веке. Изначально получив дирижерско-хоровое образование в Московском государственно институте культуры, позднее она закончила истфак нынешнего МПГУ, а сравнительно недавно, в 2007 году, получила уже третье высшее — по специальности «Международные отношения» в Дипломатической академии МИДа РФ.

Ее кандидатская диссертация была защищена в 1990 году в Институте истории АН СССР и называлась ««Советское государство и деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны».

Докторскую — «Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-948 гг.» — Васильева защитила через 9 лет, в 1999 году.

За время своей научной деятельности она успела написать 10 монографий и подготовить около двухсот статей, посвященных теме отношений светских и церковных властей.

Из других профессиональных достижений Васильевой необходимо отметить ее должность заведующей кафедрой государственно-конфессиональных отношений в Российской академии государственной службы (РАГС). Кроме того, новый министр долгое время отвечала за журнал «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом», также выходящий при РАГС.

Наконец, последние годы она служила в Администрации президента, являлась членом совета по подготовке программ для изучения истории при Минобре, а также входила в комиссию по делам религиозный объединений при президенте РФ.

Вела Васильева и преподавательскую деятельность, как на историческом факультете Гуманитарного университета РАН, так и в Сретенской духовной семинарии. Туда ее еще в 2000 году пригласил архимандрит Тихон (Шевкунов), которого в СМИ называют «духовником Путина». Васильева читает в семинарии курс истории РПЦ в XX веке, ставя церковную историю в общеполитический контекст.

Кроме того, Васильева вошла в недавно созданный диссертационный совет по теологии.

Отметим, что встречаются в биографии Васильевой и более громкие факты. Так, пожизненно осужденный националист Илья Горячев, признанный судом создателем Боевой организации русских националистов (БОРН), вспоминал о том, что именно Васильева была его первым научным руководителем и натолкнула его на сербскую тему (дальнейшая деятельность Горчеява была связана, в частности, с сербскими националистами).

При этом в своих интервью, как правило, посвященных периоду 40-60 годов XX века времен «сталинского ренессанса» РПЦ и последующих гонений на нее во времена Хрущева, Васильева сдержана в оценках, хотя и, очевидно, симпатизирует Церкви. Однако, говоря о годах ВОВ, она утверждала, что «на войне не бывает атеистов» и сочувственно цитировала письма воевавших священников, свидетельствовавших о том, что бумажные иконки Николая Чудотворца отводили от них пули.

Известна Васильева и по выступлениям на различных закрытых форумах, в частности - крымской "Тавриде". Там, как писала "Новая газета", она рассказывала, что на рубеже 80-90-х годов Советский Союз разваливали по рецептам политолога Збигнева Бжезинского:
"Публикации «Огонька» были направлены на разрушение связи новой истории с историей советской".


Там же она подчеркивала, что ключевая идея русской культуры, сформированная в древнерусской литературе, - "За русскую землю", а право на историю России ей вернул Сталин:
"Иосиф Виссарионович произнес слова, которые явились началом реабилитации русской истории: «В прошлом у нас не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас народная, у нас есть отечество, и мы будем отстаивать его независимость".


Что ж. Будм посмотреть.
Но в общем-то убеждения Васильевой лично мне... нравятся.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 17466
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: К вопросу о выборах-2016. "Вчера и Завтра"

Сообщение старый лис » 19 авг 2016, 22:11

ХРУЩЕВ И ЦЕРКОВЬ
Беседа с историком Ольгой Васильевой

Монах Рафаил (Попов)
Хрущевские гонения на Церковь – одна из мрачных страниц в нашей истории. Уничтожение храмов, которые устояли в 1920–1930-е годы, атеистическая истерия в СМИ, ретивые комсомольцы у церковных оград, берущие «на заметку» всех пришедших на службу… И хотя 14 октября 1964 года, в праздник Покрова Божией Матери, Хрущев был отстранен от власти, преследования Церкви и верующих продолжались еще долгие годы.

О том, почему Н.С. Хрущев ополчился на Церковь, как изменилась церковная жизнь в результате проведенных реформ, подчинилось ли общество приказу стать всем поголовно безбожниками и был ли, наконец, атеистом сам Хрущев, – мы беседуем с профессором, доктором исторических наук Ольгой Юрьевной Васильевой.

Н.С. Хрущев
Н.С. Хрущев

– Ольга Юрьевна, тема гонений на Церковь в период хрущевской «оттепели» достаточно хорошо изучена, мы знаем их причины и последствия. И всё же хотелось еще раз остановиться на них: почему Хрущев начал гонения? Почему так резко изменил политику по отношению к Церкви?

– Действительно, сейчас, слава Богу, благодаря тому, что были и продолжаются исследования этой темы, о хрущевских гонениях написано довольно много. А говоря о причинах, нельзя забывать, что Хрущев, борясь с «пережитками сталинизма», боролся и со взвешенными государственно-церковными отношениями. В этом было много личного: боязнь и ненависть. И второе: эти его волюнтаристские идеи были им очень прочувствованы, он искренне верил в то, что к 1980 году он построит предкоммунистическое общество, где не будет места религии.

Борьба с Церковью идет в русле борьбы Хрущева с «культом личности Сталина», с тем, что делал и какую политику проводил Сталин. Сталин в военные и послевоенные годы, можно сказать, реабилитировал Церковь. 1943–1953 годы – это золотое десятилетие отношений Церкви и государства, как бы парадоксально это ни звучало. Никогда ни до, ни после в ХХ веке таких отношений – взвешенных, понятных обеим сторонам – не было. Государству понятно было участие Церкви в войне, в послевоенной жизни; понятно было, как она воспринимается общественным сознанием. Между прочим, есть огромное количество интересных документов, свидетельствующих, что тогдашние спецслужбы по прямому указанию Сталина следили, как реагирует народ на Архиерейский Собор 1943 года, на избрание Сергия Патриархом, на Поместный Собор 1945 года. Если бы Сталину это было не интересно, не важно с точки зрения политики внутренней и внешней, вряд ли бы эти сведения собирались.

Ровные и взвешенные отношения Церкви и государства Хрущев воспринимал как «пережиток сталинизма», который надо преодолеть
Сложившееся к тому времени положение Церкви в государстве, ровное и взвешенное отношение к ней воспринималось тоже как «пережиток сталинизма», который надо преодолеть. Идея была в общем-то политически «правильной», Хрущев как политик нащупал верный ход, хотя я не думаю, что сам, – возможно, кто-то ему подсказал. А кадровые перестановки позволили опереться на пришедших во власть новых людей – бывших комсомольских вожаков, которые, конечно же, хотели оттеснить «старую гвардию».

Ольга Юрьевна Васильева
Ольга Юрьевна Васильева
– Напомните, пожалуйста, нашим читателям, когда и с чего всё началось.
– Уже в 1954 году ЦК КПСС принимается постановление об усилении атеистической пропаганды. Между прочим, В.М. Молотов тогда говорил: «Никита, не делай таких резких шагов, это ошибка, она поссорит нас с духовенством». На что Хрущев ответил в свойственной ему лаконичной манере: «Будут ошибки – исправим». Но он не стал нападать на Церковь, пока не сосредоточил власть в своих руках. Только став первым и в партии, и в Совмине, он стал задумываться непосредственно о том, что делать с Церковью, как убрать ее влияние на общество и – а это было главным – как заставить забыть ту историческую роль, которую она сыграла в военные и послевоенные годы. Один из способов сделать это – ослабить Церковь экономически. А представления о доходах Церкви были преувеличенными и совершенно не соответствовали тому, что было в действительности. Когда Хрущев думал о том, сколько в Почаевскую Лавру приходит пожертвований – рублей, «трешек» и «пятерок», ему казалось, вероятно, что сумма получается просто грандиозная. Не случайно первые удары придутся по свечным заводам и монастырским хозяйствам, а потом уже будут приниматься правовые меры против Церкви, которыми будут пытаться выдавить Церковь из общественного сознания и общественного поля.

А делалось это красиво. Я еще раз повторю, что не верю, будто всё это было личными инициативами Хрущева, – кто-то подсказывал. Кстати, Никита Сергеевич в своих воспоминаниях, которые издал его сын, якобы на основании вывезенных за рубеж кассет, говорил, что ничего против Церкви он не имел. Правда, этим воспоминаниям верится с трудом. Но всё это домыслы, это не важно – важно другое, важны факты. А факты такие.

Был использован прием, к которому большевики прибегали всегда, а именно: протест из рядов партии, “глас народа”
В 1959 году был использован прием, к которому большевики прибегали всегда, а именно: протест из рядов партии, «глас народа», так сказать.

5 марта 1959 года тогдашний секретарь ЦК партии Молдавии Д. Ткач пишет письмо в ЦК. Конечно же, это письмо было инспирировано, это был очень продуманный ход, потому что надо было как-то подготовить страну к изменениям. Ведь Хрущев не мог взять и сказать: «Сегодня было так, а завтра будет уже по-другому». Хотя бы потому, что он лидер огромной державы и ему был не безразличен его политический имидж. А о нем он очень заботился – это отмечают все, кто его знал.

Итак, пишется письмо, в котором говорится, что в отношениях с Церковью государству необходимо вернуться к правовым нормам довоенного времени, которые теперь де-факто нарушаются.

Напомню, что в августе 1945 года и в январе 1946-го были приняты постановления Совнаркома и Совмина о церковных организациях, которые предоставляли им ограниченное право юридического лица. Это, конечно, было сталинским деянием. И это меняло положение Церкви, которая по декрету 1918 года и постановлению 1929-го была лишена права юридического лица. Теперь же Церкви разрешалось приобретение транспортных средств, хотя и ограниченное; разрешались покупка в собственность домов, новое строительство, а Совнаркомы республик обязывались оказывать материально-техническую помощь Церкви, выделять строительные материалы для церковных нужд.

И вот Д. Ткач жалуется на то, что Совет по делам Русской Православной Церкви рекомендовал не препятствовать некоей свободе монастырской деятельности, но, по мнению ЦК компартии Молдавии, выполнение этих рекомендаций приведет к тому, что духовенство усилит свое влияние на народ. То, что предлагает Ткач, особенно важно. Потому что предложение он излагает такое: ЦК компартии Молдавии просит ЦК КПСС отменить постановления 1945–1946 годов, а также все распоряжения председателя Совета по делам РПЦ Г. Карпова 1958–1959 года, которые также направлены на повышение авторитета и укрепление Церкви. То есть лишить Церковь права юридического лица.

Видите, как интересно всё складывалось: с места был сигнал о нарушении законности, и теперь важно двигаться по этому пути.

– К каким последствиям привело это выступление тов. Ткача?

– Были приняты два документа, которые я считаю чрезвычайно важными. 13 января 1960 года выходит постановление ЦК «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах», где очень четко говорится, что Церковь нарушила ленинский декрет 1918 года и постановление 1929 года. И что очень важно: здесь впервые звучит более глубокая мысль (думаю, что советники, люди неглупые, хорошо знали, на что сделать акцент): в этом постановлении указывалось, что Положение об управлении Русской Православной Церковью 1945 года содержит вопиющее нарушение, а именно: пункт, согласно которому настоятель управляет приходом, и прежде всего финансово. И вот это вопиющее нарушение нужно исправить.

А ровно через год выходит постановление «Об усилении контроля за деятельностью Церкви». И в совокупности эти два документа и легли в основание той самой хрущевской церковной реформы, о которой столько написано.

Была четко указана дата: к 1970 году покончить со всеми нарушениями. Сформулированы положения, которые, безусловно, были направлены на подрыв именно внутрицерковной жизни: была проведена коренная перестройка церковного управления.

– Какие изменения вносила эта реформа?

Священнослужители были приравнены к некооперированным кустарям артии, “глас народа”
– Во-первых, настоятели храмов устранялись от финансово-хозяйственной и административной деятельности приходов; во-вторых, устанавливалось управление приходом выборными органами – знаменитыми исполкомовскими «тройками». Пункт третий: перекрытие всех каналов благотворительной деятельности Церкви. Пункт четвертый: ликвидация льгот священнослужителям при взимании с них подоходного налога: теперь они снова будут облагаться налогом как некооперированные кустари.

Этот пункт содержал еще одну очень важную деталь, которая касается и живущих сегодня людей – пожилых церковных людей, а в то время молодых, которые помогали в храмах. Этих людей – свечниц, уборщиц, сторожей, алтарников – снимали с государственного социального обслуживания, они фактически оказывались вне правовой зоны. У них отбирались трудовые книжки, следовательно, они как бы и не работали. А, как известно, тунеядство в СССР каралось не только выселением «в специально отведенные местности» – то есть административно, но и как уголовное преступление.



Следующее – ограждение детей от влияния религии. Тут перекосы были такие, что, к примеру, Куйбышевский обком вынужден был принимать специальные документы, сдерживающие ретивых исполнителей, потому что лишались родительских прав отцы и матери огромного числа протестантских и православных семей.

Далее: перевод служителей культа на твердые оклады, которые ограничивали материальное стимулирование духовенства.

Понятно, что это всё ступени к действию, дорожная карта, как сейчас говорят, которая должна была привести к главной цели – изменению сознания народа. Но менять всегда трудно. И как показывает история, все подобные попытки, как правило, малоуспешны.

Чтобы стимулировать этот процесс изменения сознания народа, был создан Институт научного атеизма.

– Чем занималось это учреждение?

– Хочу сразу высказаться в защиту многих деяний Института атеизма: большая часть выпускаемых институтом материалов была в формате «ДСП» – то есть с грифом «Для служебного пользования», даже дайджесты, поэтому вряд ли широкие массы населения могли с ними познакомиться. Институт проводил очень важные исследования (их результаты сохранились), особенно по социологии религии, психологии религии; было проделано немалое количество полевых работ. Многие материалы сейчас «рассекречены» и изданы, так что с работой института можно тем, кто заинтересуется, познакомиться. Кроме того, институт издавал «Библиотеку русской религиозной и философской мысли». Плюс журнал «Наука и религия», который стал выходить тогда и выходит по сегодняшний день.

Но у нас ведь народ какой? Рьяный. Перегибы на местах были. И надо отдать должное тому же журналу «Наука и религия», который писал об этих перегибах.

– Тогда же ведь была проведена и перепись церквей и приходов. Каковы были ее результаты?

В 1960 году было 13 008 православных храмов, а к 1970 году осталось только 7338
– Да, была дана команда посмотреть, сколько храмов и приходов зарегистрировано. Оказалось, что незарегистрированных очень много. Их закрывали. И если посмотреть статистику, сравнить, сколько православных храмов было в 1960 году и сколько осталось к 1970 году, картина предстанет просто фантастическая. В 1960 году – 13 008 православных храмов, а к 1970 году – только 7338! Причем, уверена, многие храмы можно было спасти. Но они не были зарегистрированы. Кстати, некоторые храмы в глубинке не были зарегистрированы даже к 1991 году.

Кони в заброшенном храме, 1960-е гг.
Кони в заброшенном храме, 1960-е гг.
Прошлись как катком. Вот так сразу – раз! – и на правовой основе закрыли почти половину.
Нужно было, конечно, закрыть и монастыри. Хрущев ведь прекрасно понимал, что монастыри – это светоч миру. Поэтому борьба с монастырями была страшной. 32 православных монастыря, в том числе Киево-Печерская Лавра, были закрыты. Сокращалось число семинарий: их было сначала 8, осталось 3. При этом шло и неуклонное сокращение качества и количества обучающихся в них – для того, чтобы не было ротации кадров, чтобы не было кем заменить стареющих и умирающих священников. А ведь проблема с кадрами в Церкви в то время и так стояла очень остро.

Но самое страшное было другое: коренную перестройку Церкви было решено делать руками Церкви. Через Синод и Архиерейский Собор 1961 года, на котором продавливалось решение отменить положение о настоятеле как руководителе прихода. И эту тему Церковь смогла только на Поместном Соборе 1988 года раз и навсегда закрыть.

Я думаю, что немалую роль в этом процессе закрытия храмов сыграл и Суслов – уже при Леониде Ильиче Брежневе. Ведь при Брежневе по 50 храмов снимали с регистрации в год в течение всего времени, что он был у власти. Всё еще долгие годы шло по накатанной дорожке.

– Какие изменения в общественном сознании происходили в это время?

– Изменить общественное сознание было не так легко. Это на правовой основе легко было нанести сокрушительный удар по Церкви.

Да, общество стояло, конечно, на распутье. Ведь это шло катком и валом: комсомольские свадьбы, общественные порицания, если не прямые преследования за крестины, отпевания… Каждую среду подавались сведения исполкомам, сколько крестилось, сколько венчалось, сколько отпевали, какое количество коммунистов присутствовало в храме… В печати просто истерия шла какая-то.

– Наверное, какие-то штампы, стереотипы о Церкви, сформированные в то время, живы до сих пор?

– Да это мы сейчас говорим именно теми штампами, которыми пытались говорить тогдашние пропагандисты. Не надо делать людей проще и глупее, чем они есть на самом деле.

На местах, конечно, как правило, брали под козырек и были чересчур угодливы. Доходило до того, что, когда в одной из наших южных областей погиб сын у священника, ему сельский совет запретил отпевать его и даже отслужить литию. Конечно же, батюшка нарушил запрет. А верующие этого села написали письмо в журнал «Наука и религия». И эта ситуация обсуждалась, имела резонанс.

Да, был и вопрос Хрущева Гагарину, видел ли тот Бога, когда летал; было и «Я вам покажу последнего попа»… Но! Сам Хрущев был очень лукавым человеком, потому что когда гуманист Джорджо ла Пира, мэр Флоренции, встречался с Хрущевым, тот ему сказал, что с юности молился Божией Матери.

– Как Церковь защищалась от гонений в этот период?

– Начну с конкретных фактов, с Конференции советской общественности за разоружение, проходившей в Москве 16 февраля 1960 года. Выступает патриарх Алексий I. Его слова услышал весь мир: «Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же испытывает нападки и порицания, и, тем не менее, она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви. Кроме того, в таком положении Церкви есть и много утешительного для верных ее членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против нее выпады предвидел Сам Иисус Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адова не одолеют Церкви Его». Это он сказал с высокой трибуны. Это услышали все.

Вспомним и выступления митрополита Николая (Ярушевича), его интервью ВВС. Вспомним Собор 1961 года. Все сидят в молчании, и патриарх встает и говорит: «Собор понимает тяжесть принятого решения», – и заканчивает такими словами: «Умный настоятель, благоговейный совершитель богослужений и, что весьма важно, человек безукоризненной жизни всегда сумеет сохранить свой авторитет в приходе. И будут прислушиваться к его мнению, а он будет спокоен, что заботы хозяйственные уже не лежат на нем и что он может всецело отдаться духовному руководству своих пасомых». На мой взгляд, это путеводная нить служения священства в любых условиях.

Напомню о выступлениях отца Глеба Якунина, Солженицына, публикациях в «Новом мире» Твардовского, других шестидесятников. Многие из них прошли лагеря, и там, в лагерях воцерковились. Они понимали, что происходит.

И народ не молчал. Вспомните события в Новочеркасске. Известно, что, кроме Новочеркасска, таких городов было более 20.

– Напомните, пожалуйста, что там произошло.

– Расстрел рабочих, вышедших на демонстрацию. Они были против экономической политики, проводимой государством, которое подняло цены на продовольствие, и против отсутствия его.

Так что сопротивление власти было.

– Ольга Юрьевна, а как сам Хрущев относился к истории России, к русскому народу? Понимал ли он, что составляет суть нашей цивилизации? И что вообще это был за человек?

– Хрущев был политик, большой политик, как ни крути. У него, наверное, было внутреннее политическое чутье. Для меня, как историка, он фигура политическая и масштабная.

К сожалению, очень мало о нем воспоминаний. Есть наговоренные им на пленку мемуары, сохраненные и вывезенные сыном за рубеж (я уже упоминала их), но насколько можно верить тому, что он там говорит, – это вопрос.

Хрущев, конечно же, любил свою страну. И ему было не безразлично, что о ней будут говорить в мире. Он хотел, чтобы наша страна была не хуже, чем другие. «Догнать и перегнать» – это было его искренним желанием.

Что касается религии, то единственное свидетельство того, что и Хрущев молился, – письмо Джорджо ла Пира. Можно ли на основании этого документа делать какие-то выводы? Затрудняюсь сказать. Мы можем только догадываться.

Но Хрущев запустил процесс, который и после его отстранения от власти продолжался, потому что эта политика была рассчитана на 20 лет.

Н.С. Хрущев
Н.С. Хрущев
– В своем знаменитом выступлении в ООН в 1960 году Хрущев сказал, обращаясь к представителям стран капиталистического лагеря, что мир существует, цитирую: «не милостью Божией и не вашей милостью, а силою и разумом нашего великого народа Советского Союза и всех народов, которые борются за свою независимость». Как бы вы как историк прокомментировали эти слова? Ведь тут такой смысловой перевертыш, когда он говорит о мире, который принес советский народ-победитель.
– Политика и дипломатия – дело тонкое. Ведь когда Хрущев произносил эту речь, он выступал не как частное лицо, а как государственный деятель мирового масштаба, как лидер огромной страны. Я не думаю, что эти слова, сказанные с высокой трибуны ООН, можно использовать как аргумент, рассуждая о том, был ли Хрущев безбожником в душе или верующим. Да, есть письмо Джорджо ла Пира. Лгал ли Хрущев ему? Скорее всего, вряд ли. Но оно тоже ничего не доказывает.

Я никоим образом не хочу ни очернять, ни обелять Хрущева. Мы просто не имеем возможности ни опровергнуть, ни подтвердить его слова. То, что он страну свою любил, – это правда. То, что он считал, что страна у него великая – и я тоже так считаю, – это правда. Он любил науку, благоговел перед ней. Он любил и власть.

Единственное указание на его веру, которое мне встретилось за долгие годы исследований, – это письмо мера Флоренции Джорджо ла Пира. Я сейчас дословно процитирую его – это интересно. Оно такое трогательное. Кстати, ла Пира писал много раз Хрущеву, это одно из писем. От 14 марта 1960 года: «Уважаемый господин Хрущев! От всего сердца желаю Вам скорейшего выздоровления. Вы знаете, и я уже писал Вам об этом несколько раз, что я всегда молился Мадонне, нежной Матери Христа, к Которой Вы с юношеского возраста относились с такой любовью и такой верой, чтобы Вы могли стать подлинным создателем “всеобщего мира” в мире».

Вот вам загадка: что же именно Хрущев говорил, и почему ла Пира вспоминает этот разговор?

– И последний вопрос, более общего характера, но вытекающий из всей нашей беседы. На ваш взгляд, насколько сильно личность правителя определяет ход истории страны и народа? И не должен ли правитель осознавать свою ответственность перед народом?

– То есть это вопрос о роли личности в истории. Конечно, роль личности в истории – об этом говорят все теории – безусловно, очень велика.

Теперь по поводу второго вопроса: о мере ответственности личности пред народом. Она, конечно же, огромна. Неслучайно наши императоры, венчаясь на царство, молились в алтаре Успенского собора о вверяемом им народе. И у светского лидера мера ответственности такая же великая.

Но и роль народа в этой «диалектике» никто не отменял, и такой народ, как наш, заслуживает ответственных правителей. Мы любим сильные личности – сильные во всех отношениях. Но ни одна историческая, масштабная личность не осталась в истории, если она не опиралась на основы социальной справедливости, на мировоззренческие основы, которые разделяет общество, которые являются пульсом его жизни. Правитель, опирающийся в своей деятельности, прежде всего, на нравственные основы, духовные основы, получает поддержку народа.

С Ольгой Васильевой
беседовал монах Рафаил (Попов)
14 октября 2015 г.
старый лис
 
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 21 июл 2016, 01:30

Пред.След.

Вернуться в Армия и общество

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: MailRu [Bot] и гости: 5