Сегодня страна отмечает день Героя России.

Темы связанные с армией, вооружением и обществом, военные конфликты и т.д.

Сегодня страна отмечает день Героя России.

Сообщение Alla Korotkova » 09 дек 2015, 23:01

Сегодня 17:10
ПУТЬ
Ратное дело

Сегодня страна отмечает день Героя России. Я хочу познакомить вас с рассказом Эдуарда Овечкина о его командире. Нет, он не был Героем России, но мы с полным правом можем называть его таким.

Ну-ка, предположите, вот прямо сейчас и не задумываясь, что вам в жизни приходится делать чаще всего. Не на физиологическом уровне, а вообще, так что слово «дышать» не предлагайте. Ну и что у вас получилось? Какое слово? А я скажу вам, что чаще всего в жизни вам приходится выбирать. Осознанно, неосознанно, на скорую руку, посовещавшись или упрямо стоя на своём, не смотря ни на что, вы всё время делаете выбор. Иногда просто выбираете, какую туалетную бумагу себе купить, а иногда — Путь. Про туалетную бумагу вам расскажут маркетологи, а я сейчас расскажу про Путь.

При выборе определённого жизненного пути, вы должны помнить одну штуку: путь в ответ тоже выбирает вас. Или не выбирает. В зависимости от этой взаимности, вы потом и будете по нему идти. Если он вас не выбрал, то будет это тяжело, мучительно, натужно и, наверняка, с сожалениями потом о том, что вы по нему пошли. А если он выбрал вас, то тогда так же, скорее всего, всё будет трудно, но вспоминать потом о нём вы будете с теплом, где-то в глубине своей души, если, конечно, не бросите его.

Бросить захочется, наверняка, даже путь праздности, роскоши и богатства некоторым надоедает, так что уж о наших путях говорить, правда? И путь будет вам мстить, знайте об этом, если вы его не пройдёте до конца.

Если причина покажется ему весомой, то он просто заложит в вашу душу уголёк сожаления, который будет тлеть там всегда, то затухая, то разгораясь, но никогда не погаснет совсем. Возможно, ваш брошенный путь и не хотел мучать вас всю оставшуюся жизнь, но, дело в том, что он просто про вас забудет, но это и хорошо, — тут вам повезло потому, что если причина вашего с ним расставания покажется ему неубедительной, то последствия для вас будут намного хуже. Путь вас может даже и убить. В автомобильной аварии под городом Черкассы, например, и вы погибните один из пяти человек в машине, или в Североморске, отравившись палёной водкой, причём так же — всем хоть бы хны, а вы — труп.

Поэтому, что я вам хочу сказать, перед началом своего рассказа: если выбрали путь, то пройдите его обязательно до конца или, хотя бы, до ближайшей логичной развилки, мой вам совет.

Старпом наш, помню, говорил минёру, когда учил его управлять кораблём в надводном положении:

— И запомни, — никогда не елозь! Главное правило человека, который управляет кораблём, — не менять своего решения во время выполнения манёвра. Правильное решение, не правильное — неважно. Принял решения, отринул сомнения и действуй!

@@ли ты там орёшь на мостике правый галс, левый галс, руль туда, руль сюда, турбинам крутиться, турбинам не крутиться, торпеды пли, ой, мля, не пли-не пли! Что это за маневрирования такие, а? Очень подходящий девиз для жизни, я считаю.

А рассказать я вам хочу сегодня про Александра Сергеевича. Вернее, рассказать-то я про него хочу с февраля месяца, но всё никак не решусь, всё жду, когда достигну такого уровня писательского мастерства, что вы читать будете и плакать, но вдруг не достигну? Поэтому пусть будет, как получится, а потом перепишу.

Родился Александр Сергеевич 24 октября 1955 года в городе Подольск, в 1979 году окончил ВВМУПП им. Ленинского комсомола и с 1984 года начал свой славный путь в 18 дивизии АПЛ СФ с должности командира БЧ-2 (ракетной). К 1994 году, когда я попал в 18 дивизию, он был командиром отстойного крейсера ТК-202, где мы с ним и познакомились, пока торчали с другим лейтенантом-электриком Максимом в ожидании возвращения нашего родного экипажа ТК-20 из отпуска. А потом уже и Александра Сергеевича назначили к нам командиром.

И ровно с того самого дня и до сих пор, когда я слышу слова Долг, Честь и Верность, я вспоминаю Александра Сергеевича, но не потому, что он часто произносил эти слова, наполняя их пафосом и ненужной бравадой. А потому, что он всегда был верен своему Долгу и с Честью шёл по выбранному им Пути.

Вы даже не представляете, как мы его любили, как мы ему верили и как мы были ему преданы. Вот если бы, например, сказал нам Президент страны: «Ребята, надо сделать мёртвую петлю на лодке, вот позарез прямо»,- то мы, скорее всего, подумали бы, что он сошёл с ума и решали ли бы, как отвертеться от этого безнадёжного занятия, а если бы нам сказал то же самое Александр Сергеевич, то мы бы начали готовиться к успешному выполнению этой задачи под его командованием, не подвергая его слова сомнениям.

Тогда время-то было поганое самое, если вы помните. Никаких ориентиров, никаких моральных принципов, никакой Родины — воруй, бей, би гусей сплошное. Вот Александр Сергеевич и олицетворял для нас Родину в тот момент, — ни больше, но и не меньше!

Он был таким, знаете, как скала: большим, спокойным, сдержанным, всегда охотно смеялся и редко повышал голос вообще. Крайне интеллигентный, умный, спокойный (да, я знаю, что повторяюсь) выдержанный до предела. Умел найти нужные слова в нужный момент, как никто другой. Мы с ним вдвоём выходили в море первый раз на ТК-20. Он — недавно назначенным командиром, а я — только что сдавшим зачёты лейтенантом. Со мной должен был идти старший товарищ, но, по каким-то причинам, сделать этого он не смог и пошёл я сам.

— Ссышь, Эдуард? — спросил меня командир во время приготовления корабля к бою и походу.

— Никак нет, тащ командир! — дрожащим голосом ответил я.

— Ссышь, но бодришься и не показываешь виду? Молодец, сработаемся!

А потом мы пошли в автономку в августе месяце. Нас, прям, умоляли все сходить в эту автономку, так надо было показать всему миру, что России не конец, хотя ей был тогда полный писец, что вот ребятанавассмотритвсястрана и всё прочее.

Да по@@й было этой стране на нас, мы-то понимали, но Александр Сергеевич сказал:

— Я намерен выполнить поставленную задачу, чего бы мне это не стоило. Кто не хочет, пишите рапорта — подпишу всем не глядя, уговаривать никого не собираюсь.

У него манера такая была, он, когда думал, или говорил что-то действительно серьёзное, всегда немного склонял голову влево и вниз, к плечу. Вот мы по наклону головы его настроение и определяли, если склонил, то всё, считай, опять подвиг надо совершать.

В той автономке мы впервые в истории Человечества на планете Земля запустили баллистическую ракету из района Северного Полюса.

По возвращении, Александра Сергеевича представили к званию Героя Российской Федерации, но звезду получил не он, а начальник штаба флотилии, который выходил с нами на месяц старшим на борту.

И так его не любили, за то что был дурак и быдло, а после этого так вообще и не здоровались с ним ни по одиночке, ни строем.

Это кстати, был второй человек за всю историю крейсера ТК-20, который уселся в командирское кресло. Традиция была такая на Акулах незыблемая, — в кресле командира сидел только командир. Ни командир дивизии, ни командующий флотилией или флотом никогда в него не садились, — традиции на флоте чтут и уважают. Только министр обороны Грачёв в него сел, но что с него взять, — он же десантник и даже не знает, как правильно погладить гюйс!

И вот этот дурак, тоже всегда плюхался в него своей толстой жопой. Я когда первый раз увидел, аж рот открыл и смотрю на старпома весь в шоке до кончиков ногтей на ногах, а старпом так рукой махнул обречённо и скривился, мол, что с него, дудака взять, — дудак он и есть дудак.

Александр Сергеевич, не показал вида, что расстроился или обиделся за это на Родину.

Родину он любил и научил, в том числе и меня, понимать, что Родина — это Родина, а не та кучка бюрократов, которая ей управляет в данный исторический момент. Жил он очень аскетично, если вы видели фильм «Русская Акула», то вы видели его квартиру такой, какой она была всегда. Он жил кораблём и своим экипажем, мне даже трудно понять тот груз ответственности, который лежал тогда на его плечах и тот багаж знаний, который был в его голове. У нас в экипаже была самая низкая текучка, хотя тогда с флота бежали все, а к нам, наоборот, просились в экипаж и это только его заслуга, я считаю. А какие задачи мы выполняли. Да любые, практически! Вот какие не ставили перед нами, такие мы и выполняли.

Например, в 1997 году мы дважды стреляли полным боекомплектом ракет, с целью их утилизации методом подрыва в воздухе. Я не знаю, понимаете ли вы, насколько это сложная и опасная задача стрелять из подводного положения баллистическими ракетами, у которых не то, что срок эксплуатации, а срок хранения на складах истёк! В интернете эти ролики тоже можно найти, тогда с нами ходили суда сопровождения с американскими наблюдателями на борту. Наш флагманский ракетчик, который тоже с ними ходил, рассказывал, что сначала американцы спорили чуть ли не на полуостров Аляска, что ничего у нас не выйдет, и мы только зря погубим людей и корабль, а потом плакали, когда ракеты, одна за одной выходили из-под воды.

— Отчего плакали-то? — спрашивал командир, — Аляску жалели?

— Нет, Саша! Они плакали и хлопали в ладоши, а потом трясли нам руки и говорили, что это же, мл@дь, какая гордость быть свидетелями такого подвига, доблести, отваги, выучки и умения русских моряков! Вы же герои, Саша, понимаешь? Ты же герой, Саша! Я, мл@дь, уверен!

Александра Сергеевича, который осуществил два таких пуска и сэкономил стране сумму денег равную муиллиарду долларов США, представили второй раз к званию Героя РФ.

И все были уверены, что уж сейчас-то точно дадут, ну, потому что…! Но не дали. Дали орден «За Заслуги перед Отечеством» 4 степени.

Поправьте меня, если я ошибаюсь, но даже у Пугачёвой с Леонтьевым ордена высшей степени, чем у Александра Сергеевича.

Но и это его не сломало! Он же не за награды служил, а потому, что это был его Путь, который он сам выбрал и шёл по нему так, как это и полагалось офицеру флота. Без громких слов о любви к Родине, без пафоса и целований жоп, без лизоблюдства и приспособленчества, как мужик, понимаете? Не тот, мужик, который популярен в теперешнем народе, а настоящий.

В 2005 году, после долгих уговоров, когда корабль его уже стоял на мёртвом приколе, Александр Сергеевич согласился избраться депутатом в муниципальный совет города Заозёрска, потом шефы из Череповца пристроили его на какую-то работу по чермету.

Мы встречались с ним несколько лет назад в Долине Смерти, на праздновании 9 мая, долго разговаривали, вспоминали, ели уху и я видел, что ему было грустно. Нет, он не показывал этого, ни в коем случае! От него, как всегда веяло душевным теплом, спокойствием и уверенностью и мои спасатели шептали мне в ухо «Анатолич, это твой командир?! Ну, мужик!». Он вызывал чувство восхищения собой немедленно, и не прилагая к этому никаких усилий, и даже не замечал этого, или просто не придавал значения, но это и не важно.

В 2013 у него обнаружили злокачественную опухоль, её удалили и он проходил курсы химиотерапии, но потом в бедренной вене у него обнаружили тромб, удалили его, и лечения требовало корректировки и консультаций с зарубежными врачами.

Собирали ему деньги в интернете всем миром, кто сколько мог на лечение его в Израиле, но 15 февраля 2015 года Александр Сергеевич ушёл из жизни не дожив даже до 60 лет.

Знаете, в этом есть что-то постыдное, — собирать деньги на лечение командира самого ходового корабля 941 проекта, который первый в мире стрельнул ракетой с восемьдесят восьмой широты и которому, на секундочку задумайтесь, принадлежит мировой рекорд по количеству осуществлённых пусков баллистических ракет. Постыдное, конечно, не для людей, которые собирают деньги, а для этой кучки чиновников, которая называет себя Государством и вбивает скрепы, возрождает духовность, крича о величии и мощи этой страны.

Нет ни капли величия в стране, где от злокачественных опухолей гибнут такие люди, я так считаю.

Но есть Величие в людях, которые собирают эти свои последние крохи, чтоб помочь другому человеку.

Конечно, если бы Александр Сергеевич родился не в России, а в любой другой стране, например в тех же, так не любимых и по-модному презираемых США и прошёл там вот такой путь, то был бы он овеян славой, богатством и почестями до конца своей жизни и ещё на пару поколений вперёд, я так думаю. Но знаете, что, — я уверен, что Александр Сергеевич никогда не жалел о том, что прошёл свой путь до конца. Да, он не заработал ни денег, ни славы, ни сытой жизни, ни здоровья, но пример, который он показал тогда нам, пример Офицера и Человека, верного своему Долгу, я думаю, спас многих из нас от опрометчивых решений и показал нам пример, на который можно равняться до конца своей жизни. Александр Сергеевич похоронен на городском кладбище города Подольска, и 15 февраля 2016 года я обязательно приеду к нему, чего бы мне это ни стоило, скажу ему то, что не успел сказать, выпью водки и, конечно же, поплачу, хотя мужики и не плачут, но просто вы не понимаете какой это был Человек!

Тяжело мне дался этот текст, хотя я им не доволен остался. Все слова какие-то маленькие и корявые кажутся, когда берёшься описывать Александра Сергеевича Богачёва. Вечная ему память и земля пухом!.
Эдуард Овечкин/ legal-alien.ru
http://cont.ws/post/161104
Мы рождаемся с криком, умираем со стоном. Остаётся только жить со смехом...
Виктор Гюго.
Аватара пользователя
Alla Korotkova
 
Сообщения: 2766
Зарегистрирован: 16 фев 2013, 23:44

Re: Сегодня страна отмечает день Героя России.

Сообщение EvMitkov » 10 дек 2015, 02:41

Сегодня страна отмечает день Героя России...

...Вчера в Петербурге скончался Николай Беляев, последний доживший до наших дней участник штурма Рейхстага. Судьба дала ему возможность увидеть юбилей Великой Победы, которую тогда лейтенант Беляев творил вместе с однополчанами весной 45-го в Берлине. Ветерану было 93 года.



Николаю Михайловичу Беляеву было 93.
Бодрый, с привычной военной выправкой, этой весной, незадолго до Дня Победы, он поехал в Берлин к Рейхстагу, тому самому, что штурмовал 70 лет назад.


В 45-м они атаковали Рейхстаг сходу. Николая, тогда его еще никто не звал по отчеству, ему было всего-то 23, комсорга полка, определили во второй батальон, задача которого - не позволить прорваться немецкому подкреплению.

"Я не успел прийти в батальон, как пришлось снимать ППШ, ложиться рядом со стрелками и вести бой по немцам, которые пытались сорвать атаку штурма по главному входу".


На знаменитой на весь мир фотографии - крайний слева он - лейтенант Николай Беляев, а справа сверху разведчики Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Это они водрузили над Рейхстагом утвержденное военным советом знамя Победы. Николай Михайлович рассказывал, что всем известное знамя было не первым над Рейхстагом, штурмовали который несколько дней. До Егорова и Кантарии с самодельным знаменем попытался прорваться внутрь его друг Петя Пятницкий.

"Пятницкий пошел с этим флагом сразу, как только началась третья атака. Он дошел, на третьей ступеньке где-то упал, сраженный пулей"


Потом поздним вечером 30 апреля 1945 года Егоров и Кантария все-таки смогли с боем прорваться в здание и закрепить на крыше уже официальное Знамя Победы. Глядя на купол Рейхстага современного, Николай Михайлович рассказывал о том, что такого купола как сейчас, конечно, тогда не было. Разведчикам пришлось карабкаться по железному каркасу, изрешеченному осколками.

Для Николая Михайловича Беляева тот приезд в Берлин в мае 2015-го, через 70 лет после Победы, стал последним. Тогда он, несмотря на ветер и весеннюю сырость, снял куртку, и к мемориалу советским воинам в Тиргартене пошел по полной парадной форме, как и подобало последнему, остававшемуся в живых участнику штурма Рейхстага...



ЧЕСТЬ, СЛАВА, И НАРОДНЫЙ ПОЧЕТ ТЕМ, КТО СЕГОДНЯ РЯДОМ
СВЕТЛАЯ ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ТЕМ, ЗА КОГО ПОДНИМАЕМ ТРЕТИЙ ТОСТ.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 18586
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Сегодня страна отмечает день Героя России.

Сообщение гришу » 10 дек 2015, 18:05

Накидаю много - кому не понятно, давайте - спрашивайте :evil:

Икона "Георгий Победоносец"

День почитания: 23 апреля/6 мая, 3/16 ноября, и 26 ноября/9 декабря
Однажды икона Георгия Победоносца дивным мановением Божиего промысла явилась в монастырь Зограф на Афоне от Фангунлева монастыря, который существовал близ Лидды, отечества святого Георгия.

Перед тем, как Бог положил в праведном гневе предать всю Сирию, а вместе с ней и Фануилеву обитель, расхищению варваров, на виду всей братии образ святого Георгия отделился от доски, поднялся и скрылся неизвестно куда. Огорченные и испуганные чудом иноки со слезами пали пред Богом и молились Ему, чтобы Господь явил, куда скрылся от них чудотворный лик.

Бог услышал их молитвы и святой Георгий утешил игумена своим явлением. "Не печальтесь обо мне, - сказал Победоносец, - я нашел себе храм в жребии Божией Матери, на Афоне

Не всяк наш современник сообразит и помнит Майский парад – это традиционный ежегодный военный парад Петербургского гарнизона на Марсовом поле, завершавший зиму и знаменовавший выход частей в летние лагеря. Конногвардейский праздник на Благовещение – полковой день старейшего кавалерийского полка русской гвардии – лейб-гвардии Конного, отмечаемый 7 апреля по новому стилю. И где сегодня полки и батареи Российской императорской армии?

ЛИЧНО Я В ШОКЕ!
ВСЕМ ИЗВЕСТНА ЭТА ДАТА!!!!!Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Юрьев день (26 ноября по старому стилю ) 9 декабря церковный праздник в честь св. Георгия, с которым в России XV-XVI вв. связывалась возможность перехода крепостного крестьянина [i]( после завершения годового цикла сельскохозяйственных работ, имел возможность рассчитаться с хозяином и покинуть его) от одного феодала к другому. В общегосударственных масштабах запрет перехода крестьян иначе как за неделю до и после Ю.д. был узаконен Судебником 1497 г. В конце XVI в. закон полностью запретил переселение крестьянства.…[/i]
Судебнику Ивана III (1497 г.). Самой известной статьёй этого Судебника является 57-я статья, в которой был установлен срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому. Этот переход разрешался за неделю до и неделю после Юрьева дня.

Юрьев день – церковный праздник, посвященный св. Георгию Победоносцу. Отмечается 9 декабря (26 ноября по ст.ст.). По традиции на Руси в этот день осуществлялся переход крестьян от одного феодала к другому. До конца 16 в. крестьяне – это лично свободные земледельцы-общинники, у которых был земельный надел, рабочий скот и орудия труда, необходимые для обработки земли.

PhotobucketКрестьяне, как и феодалы, появились на Руси не сразу. Земледелец из родовой общины не являлся крестьянином. Он участвовал в управлении своим коллективом (в народном собрании) и был воином во время войны. Это не влияло на его положение в обществе, а земледелие не являлось его основным занятием. Общинник превращается в крестьянина, когда перестаёт быть воином и участвовать в народном собрании. Процесс формирования крестьянства шёл двумя путями: в крестьян превращались рабы, посаженные на землю и полностью зависевшие от своего господина, а с другой стороны, князья и дружина сосредоточивали в своих руках права, которыми располагала община, оставляя общине лишь то, что не могло отразиться на их могуществе. Появление соседской общины сыграло огромную роль в образовании крестьянства, т.к. её деятельность основывалась на хозяйственных связях. Такой коллектив было труднее подчинить знати, следовательно, община служила ограничителем растущих прав господствующего класса. Крестьянство делилось на лично зависимых и государственных. Поначалу на Руси преобладали крестьяне-общинники, которые зависели от коллектива феодалов. В письменных источниках они выступают под именем «люди» и «Русская Правда» не отделяет их от других сословий, т.е. не наблюдается понижения основного статуса земледельцев. Большесемейная община называлась вервь. Она насчитывала 150-400 человек. Вервь домонгольского периода являлась верховным собственником всей земли. С течением времени функции общины сузились, в ведении общинного суда находились дела семейные и внутренние дела общины. Наличие богатства не давало преимущества при выходе из общины: человек мог выйти из неё только со своим имуществом, но без земли. Таких людей называли изгоями. Они могли уйти на землю частного феодала и превратиться в зависимых людей. Рабство (холопство) было основным источником формирования зависимого от князя и дружинников крестьянства. Переводить холопов на землю феодалов вынуждала экономическая необходимость. Этот источник дохода принадлежал только феодалу.

Кроме холопов к зависимым крестьянам относились смерды, находившиеся в личной зависимости только от князя. Если холопы попадали в зависимость через внеэкономическое принуждение, то закупы и рядовичи – через экономическое, через заключение договора (ряда) с частным владельцем, на основе которого рядовичи выполняли определённый объём работ. Купа – ссуда, которая бралась в долг, и закуп должен был её отработать в хозяйстве заимодавца, который предоставлял закупу всё необходимое для работы (скот, инвентарь). Таким образом, в личной зависимости от феодала находились: челядь, изгои, смерды, рядовичи, закупы, но общая численность названных категорий не превышала 10-15% от всего населения Древней Руси, т.е. общество состояло, в основном, из свободных людей. Постепенно все вышеупомянутые группы слились в одно сословие – крестьянство.

Термины «крестьяне» и «деревня» появились в Северо-Восточной Руси и известны с 14 в. Община 14-16 вв. называлась волостью. Волость была единственной формой сословного объединения крестьян. Она ведала общими угодьями и сооружениями, отстаивала в суде интересы каждого крестьянина и всей общины в целом. Волость имела право взимания податей с членов общины, несла ответственность за выплату нужной суммы (круговая порука). Наличие полномочий не означало самостоятельного существования общины; она имела право на существование, если признавала над собой поземельную и судебно-политическую зависимость. Собранные с крестьян платежи в княжескую казну, перереспределялись между членами правящей верхушки. Крестьяне не были полностью свободны, а находились в зависимости от всего класса феодалов в целом.

Расширение частносеньориальной собственности началось с 13 в. с преобладания княжеских доменов. Существовали дворцовые (княжеские) и частнофеодальные крестьяне (половники).Половник вёл самостоятельное хозяйство, получив у феодала ссуду на хозяйственные цели и землю.Власть феодала над наделом половника не ограничивалась ни традицией, ни законом – только экономической целесообразностью. Половник – тот, кто платил феодалу половину урожая, но это имело место лишь в исключительных случаях, обычно он платил 3-й, 4-й или 5-й сноп. Дееспособность половника была ограничена. Постепенно половники втягивались в общинную организацию, что ослабляло их личную зависимостьот феодала, но при этом возрастала поземельная зависимость. Поскольку в 13-15 вв. шёл процесс унификации крестьянства, то исчезает множественность в наименовании сельского населения и в 15 в. термин «половник» исчезает.

Частнособственнические крестьяне объединялись в общины. Приближенность к сеньору, проживание на его земле ограничивало дееспособность общины, но нигде землевладелец не отказывался от общинной организации. Он рассматривал её как низшее звено сеньориального аппарата и использовал для фискальных целей. Это усиливало зависимость общины, но феодалы не вмешивались в её хозяйственную жизнь, ограничиваясь сбором дохода с общины и выполнением ею повинностей.

Сословный статус крестьянства как единого сословия оформился в связи с объединением русских земель. При этом появилось стремление законодательно принизить положение крестьян. По Судебникам 1497 и 1551 гг. честь крестьянина оценивалась в 1 руб. Других мер дискриминации пока нет, нет и юридического оформления сословного статуса крестьянства. Крестьяне признаются лицами дееспособными: сами отвечают в суде за свои поступки, имеют право обращаться в суд на княжескую администрацию и частного владельца. Ограничение личной свободы крестьян сказалось в крепостничестве, которое начало складываться в 15-16 вв. В это время остро встала проблема перехода крестьян из одних владений в другие.

С сер.15 в. отмечаются грамоты великих и удельных князей, в которых запрещается или ограничивается срок срок перехода крестьян, но это касалось лишь монастырских крестьян. Встречались и временные запреты на переход крестьян в другие вотчины. Но в конечном итоге, эта тенденция получила звучание в Судебнике 1497 г., установившем срок перехода крестьян за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего (26 ноября по ст. ст.). К этому времени заканчивался годовой цикл с/х работ и происходил расчёт по натуральным и денежным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным податям. 57-я статья Судебника предусматривала уплату специальной пошлины (пожилого), которая распространялась на всё крестьянство, независимо от его юрисдикции (государственные, монастырские, частновладельческие). Это указывает на поземельное, а не личностное прикрепление. Таким образом, статья 57 фиксирует важнейший общий признак крестьянства, как отдельного сословия, а именно их прикреплённость к земле. В то же время распространение нормы уплаты пожилого, характерной для категории личнозависимых крестьян, на всё крестьянство, является показателем усиления форм личной зависимости. Статья 57 Судебника 1497 г. была лишь начальным этапом длительного процесса закрепощения крестьян. В Судебнике ещё нет определения понятия побег, не было и предусмотрено никакого наказания за нарушение установленной нормы, т.е. крестьянин фактически мог оставить своего владельца в любое время. Тем не менее, тенденция закрепощения стала приобретать черты общегосударственной политики.

Проведённые в 30-50-е гг. 16 вв. реформы увеличили самостоятельность крестьянской общины. Складывалась более высокая форма организации крестьянства, элементы которой могли бы приблизить крестьян к управлению государством. Для России не существовало фатальной неизбежности перехода к крепостному праву. Однако во 2-й пол.16 в. нашу страну ожидал иной ход событий.

В Судебнике 1551 г. право перехода крестьян в Юрьев день было подтверждено, но уже оформился новый порядок исчисления пожилого, который зависел от количества лет, в течение которых крестьянин работал на земле: чем дольше он пользовался наделом, тем сложнее было расплатиться с землевладельцем. Крестьянину оставалось или смириться или бежать. Бегство крестьян с частновладельческих земель стало серьёзной проблемой в 16 в. Бежали на вновь присоединённые или осваиваемые земли. Колонизация оказала заметное воздействие и на становление крепостного права. Воможность переселения в отдалённые районы, где разыскать беглого было нереально, с одной стороны сдерживала закрепощение, с другой – побуждала феодалов добиваться законодательного оформления своего права свободно распоряжаться трудом и судьбами сельских жителей. Более простым способом перемены участи для крестьян был вывоз, т.е. переезд к другому землевладельцу, который мирно улаживал все дела с прежним хозяином (платил пожилое) или защищал крестьянина от притязаний последнего.

Закрепощение крестьян было мерой вынужденной, вызванной природными условиями России и государственными потребностями, заключавшимися прежде всего в «умножении войска». Огромные земельные пространства России были относительно слабо заселены, поэтому между землевладельцами шла борьба за рабочие руки. В этой борьбе брали верх богатые светские вотчинники и монастыри, располагавшими большими средствами для предоставления крестьянам льгот.Между тем основу государственного войска составляли дворяне и дети боярские, которые должны были нести свою службу за населённые земли (поместья) «конно, людно и оружно». Доходы с этих земель могли поступать только тогда, когда было кому обрабатывать эти земли. Кроме того, частновладельческие крестьяне были тяглецами, т.е. должны были платить подати в казну и выполнять некоторые государственные повинности. При таком положении дел государство было вынуждено принять некоторые меры, направленные к прекращению незаконных крестьянских выходов.

В 80-е гг. 16 в. были введены заповедные лета, т.е. временное запрещение крестьян переходить от феодала к феодалу в Юрьев день. В 1597 г. вышел указ об «урочных летах», согласно которому устанавливался пятилетний срок сыска беглых крестьян. В 1607 г. появился указ Василия Шуйского об увеличении срока сыска беглых крестьян до 15 лет. Юридически крепостное право было зафиксировано в Соборном уложении 1649 г. Крестьяне были навсегда прикреплены к земле, Юрьев день был отменён и установлен бессрочный сыск беглых крестьян.

Таким образом, в первой половине 17 в. из сидевших на земле холопов и формально свободных крестьян сформировалось новое сословие крепостных. Меньшая часть населения закрепостила большую. Именно тогда, в кон. 16 – нач. 17 вв., и появилась знаменитая поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 12557
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Сегодня страна отмечает день Героя России.

Сообщение alexbir » 15 дек 2015, 07:30

Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 5633
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59


Вернуться в Армия и общество

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot], Yandex [Bot] и гости: 11