С днем Морской пехоты

Обьявления администрации

Re: С днем Морской пехоты

Сообщение minikiforov » 26 ноя 2017, 00:44

C праздником, Евгений Евгеньевич!
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
minikiforov
 
Сообщения: 3130
Зарегистрирован: 24 май 2013, 20:42
Откуда: Родился в Ленинграде, в этом городе и живу.

Re: С днем Морской пехоты

Сообщение g.A.Mauzer » 26 ноя 2017, 16:46

С праздником всех причастных!!!
Прежде чем забивать гвоздь пистолетом, удостоверься, что он заряжен.
g.A.Mauzer
 
Сообщения: 2439
Зарегистрирован: 23 ноя 2013, 21:39

Re: С днем Морской пехоты

Сообщение alexbir » 26 ноя 2017, 17:50

... о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской...
(Ас ПушкинЪ) :)
Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 5772
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59

Re: С днем Морской пехоты

Сообщение EvMitkov » 26 ноя 2017, 22:28

СПАСИБО всем за поздравления, други мои.
От ДУШИ спасибо.


Нынче - военные праздники отмечают с размахом, не так, как в 90-е, стыдливо и прикрыто.
Нынче снова пришло понимание того, что
"У России есть только два сооюзника - это её армия и флот"

Не даром тому, кому принадлежат эти вовеки пророческие слова - нынче снова открыт памятник в Ливадии. В вернувшемся на Родину Крыму.



И не даром открытие памятника Александру Третьему посетил Путин.



Что касаемо Дня Морской Пехоты... Что тут сказать.
Праздник сравнительно молодой. Официально с 1995-го, да и приурочен он к Указу Петра от 1705-го, от 27-го ноября по новому стилю о "Создании первого Морского Полка"
Что ж. Может оно и правильно, может - и верную привязку выбрали. Теперь к этой дате в Личных делах появляются благодарственные записи, многим присваивают новые звания, тоже "к дате".
Который год стало модным к 27-му в прессе публиковать статьи о Морской Пехоте, по ТВ показывать документальные фильмы относительной правдивости и правдоподобности.

Да. Без лишней помпы и понтов моряки Морской Пехоты дрались и в Бородинской битве и Крымской войне, громили немецко-фашистских захватчиков, воевали в Анголе, Вьетнаме, Сирии, Египте, Гвинее, Афганистане и других странах у черта на куличках. Иногда - относительно известно, чаще - без какой-то озвучки.

Говорить о том, что у нас не было своего праздника, как у тех же племянничков Дяди Васи или у летунов с танкистами - в общем-то неверно.
Был.
Хотя на всех флотах он отмечался по-разному и по-своему, приурачивался к разным датам и не терпел идиотизма типа купания в фонтанах и прочего нетрезвого куража.

На Черноморском Флоте после войны, уже после преступного расформирования Морской Пехоты вообще, как рода войск, а затем воссоздания ее в виде сначала 309-й обмп КЧФ с базированием на Севастополь, а затем и полноценного 810-й опмп КЧФ (с ноября 1979-го уже 810 полнокровная отдельная десантно-штурмовая бригада морской пехоты КЧФ со своим собственным 299-й учебным центром морской пехоты в б.Казачей, где в том числе проводилась подготовка и литерных подразделений нашего рода войск и равного которому не было в Союзе) День Морской Пехоты отмечался приказом по Флоту во второе воскресенье марта, в привязке к первой успешной боевой высадке морского десанта на Черноморье в 1916-м.

Нынче мало говорят и почти не помнят о тех делах и тех десантах.
В СССР во главу пропагандистского угла был выведен РевольцЫонный Балтийский флот. Хотя его боевые дела в сравнении с работой черноморцев - как нынешняя болтовня депутатов в Госдуме в сравнении с реальной жизнью.

Именно на Черном море и именно в ПМВ впервые в мире были проведены успешные десантные операции современного типа, с приданными и специально разработанными для этого плавсредствами флота (прообразами танкодесантных судов, создание которых приписывают себе, как обычно, американцы), с тщательным планированием операций, с подготовкой и налаженным плотнейшим взаимодействием армии и флота.
До такого не лдодумались даже "просвященные мореплаватели"-англичане; ни в своих крупных десантных операциях в Гиллиполи и Дарданеллах, ни во время десантов в Северном Море.
Именно опыт Черноморского Флота лег в основу практически всех крупных морских десантов в мире. От "Торча" - до "Дня Д".

Я не ревную балтийцев, нет. И в ПМВ, и после у них много славных дел. Но в общем-то в Первую Мировую говорить о каком-либо выполнении поставленных задач Балтфлотом не приходится.

Больничка - это такое место, где остается время снова проработать то, что в обычной жизни "за неимением времени" откладывается на потом. Я хоть на память не жалуюсь, но с годами направление взгляда на ту или иную событийность несколько изменяется. Меняется угол взгляда, меняется дистанция. А современные цифровые технологии позволяют засунуть в гаджет целую библиотеку, работать с которой уже не мешает ни ранний подъем, ни ворчанье жены, ни соседи по палате. В кардиологии обычно алкаш(самый для меня неприятный контингент из-за своей навязчивости), как ни странно - не лежат. А ночи и дни в больничке - длинные...

И вот взялось мне аккурат после Аллочкиной поздравы снова перечитать историю нашего флота Российского, уже к ключе действий флотов в современной войне, в войне большой.
И начинать пришлось с Первой мировой.

И вот что приятно удивило еще раз - ЕДИНСТВЕННЫМ флотом в мире в Первую Мировую, целиком и полностью выполнившим свое назначение и боевые задачи, является Черноморский флот.

Вообще русский флот представлял собой довольно жалкое зрелище к началу войны.

Цусима не только лишила Россию кораблей, Бог с ними, все равно требовалось строить
новые корабли новых классов. Хуже было то, что она заразила умы высших офицеров "синдромом Цусимы". Прекрасный тому пример — деятельность (или бездеятельность?) безусловно храбрых офицеров, отличившихся в этом сражении, адмиралов Коломейцева и барона Ферзена.
Не даром еще адмирал Нельсон говорил:
You can be absolutely brave to the desperation of an officer, but not always even with such an officer it turns out to be a brave commander.
Personal courage and courage of the commander are different things


"Можно быть безусловно храбрым, храбрым до отчаянности офицером, но не всегда даже у такого офицера получается быть смелым командиром.
Личная храбрость и смелость командира - это разные вещи


Вдобавок ничуть не изменилась структура управления флотом, пресловутое Морское Ведомство, Не изменился сам административно-бюрократический дух, пронизывающий все клетки тогдашнего царского флотского организма.

Мне всегда резало глаз слишком частое употребление англичанами титула "главнокомандующий". Тут и там пестрят многочисленные "Commander-in-Chief". Флот, эскадра, даже крохотная тыловая база — все равно главком! Зато в Российском Императорском Флоте повсеместно употреблялось непонятное звание "начальник".

Начальник бригады линкоров, начальник флотилии эсминцев… Да это боевая часть или
отделение какой-то канцелярии?! Слава Богу, что кораблям еще командиров оставили, а
то мы бы встретили дико смотрящийся титул "начальник линкора "Петропавловск".

Но тем не менее Черноморский флот в годы войны показал себя с наилучшей стороны. Он полностью выполнил все поставленные перед ним задачи. Балтфлот этим не отмечен.
Черноморцам пожалуй, сначала помогло то, что слишком далеко была ставка и Питер с его канцеляриями, царской семьей, паркетными адмиралами и прочими. А позже - Черноморье оказалось во много меньшей досягаемости до рЭволюцЫонных агитаторов всех партий, мастей и оттенков. Да в общем-то Эбергард, по своему опыту гашения бузы на "Потемкине" и далее жестко карал и выпалывал любую либеральную заразу на флоте. Флот должен воевать с внешним противником в войне с внешним противником. И никакой либерализм и демократия тут не уместны.
После Севастопольской побудки, устроенной Сушоном на своем "Гёбине", командование флота практически немедленно овладело ситуацией.

Русский флот подтвердил, что он не терял господства на море. А после ввода в строй
новых линкоров положение противника стало откровенно безнадежным.

Когда адмирал Колчак принял командование у адмирала Эбергарда, он начал готовить реализацию давнишней мечты всех черноморцев, всех, вплоть до моего поколения — высадку десанта на берега Босфора. И я не сомневаюсь, что он ее осуществил бы.
Ведь только Черноморский флот (единственный из всех флотов всех стран!) сумел обеспечить действия приморского фланга армии и высадить несколько полноценных и удачных морских десантов в условиях активного противодействия врага. Кстати - на этом крепко сломали себе зубы англичане тогда же, в Дарданеллах.

В советсткой "широковещательной" историографии об этом почти не упоминается, а имена Эбергардта и Колчака вспоминаются исключительно в контексте "царских кровавых сатрапов" Оба они дети своего времени и не ангелы, но свой долг на тот период выполняли достойно.

А вот деятельность Балтийского флота советская историография описывает, буквально захлебывается от восторга, живописуя "подвиги" балтийцев.

Это и понятно. Ведь именно озверевшая от безделья и сытной жратвы балтийская
матросня стала порохом Февраля. А уж февраль вынудил большевиков забрать власть. Воевавшим с предельным напряжением сил черноморцам было некогда заниматься митингами, демонстрациями и революциями. После похода и ремонта, после приведения корабля в норму, загрузку б/к и топлива (в том числе уголька) - ОТОСПАТЬСЯ бы, водки б чарку накатить...

А Балтийский Флот основными своими силами провел все это время в базах, даже не пытаясь напомнить противнику о своем существовании. Если "Императрицы" на Черноморье дрались и совершали боевые походы на пределе возможностей, то балтийские "петропавловски" практически из баз не высовывались. В актив Балтфлота можно занести лишь несколько всерьез славных эпизодов; бой 17 августа 1915 года эсминца "Новик" с германскими эсминцами V-99 и V-100, действия подплава и малых сил, да и оба боя ЭББ "Слава".

Действительно светлой страницей в истории Балтийского флота является только

постановка активных минных заграждений. Вообще минное дело на Русском Флоте было поднято на недосягаемую еще лет с тридцать для всех остальных государств высоту. Как впрочем - и торпедное дело. Залповый огонб торпедами, который русские практиковали с самого начала ПМВ и который был наиболее эффективным и действенным, просвященные англичане освоили и впервые опробовали только в 1927-м(двадцать седьмом) году, да и то - на учениях. Создание центральной и передовой минно-артиллерийских позиций является достижением серьезным. од нее созданы были специализированные минзаги и тральцы.
Немцы только в ходе войны озадачились созданием специализированных тральщиков, а флот владычицы морей оказался совершенно не готов к борьбе с минной угрозой. Дарданелльская операция показала тщетность попыток вести войну спешно собранными рыбацкими флотилиями. Тральщик с машинами, настолько маломощными, что они не могут продвинуть корабль против течения, не то что буксировать трал - это что-то... Разумеется, в том числе и поэтому эскадра де Робека понесла действительно огромные потери и ушла ни с чем. А ведь турецкие заграждения даже отдаленно не могли сравниться с нашими. Ни по плотности, ни по мощности мин, ни по их надежности.

Зато наши активные минные постановки у берегов Германии очень дорого обошлись
кайзеровскому флоту. За это немцы и заплатили несколькими крейсерами и
эсминцами, а также большим количеством торговых судов. Не говоря уже о долговременных ремонтах непогибших кораблей, один только современнейший "Мольтке", уцелевший при Ютланде, после навала на мины простоял в ремонте почти пол-года. А рейд 10-й флотилии эсминцев через заграждение, когда за одну ночь немцы потеряли 7 современных только что построенных эсминцев?

Но то, что для балтийцев считается подвигом, для черноморцев считалось повседневной боевой работой. Но я чутку отклонился и вернусь к десантам, так или иначе связанных с Днем Морской Пехоты.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 18586
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: С днем Морской пехоты

Сообщение alexbir » 26 ноя 2017, 23:20

EvMitkov писал(а):... балтийские "петропавловски" практически из баз не высовывались...
а куда и как они должны были высовываться, через минные поля?

... Не говоря уже о долговременных ремонтах непогибших кораблей, один только современнейший "Мольтке", уцелевший при Ютланде, после навала на мины простоял в ремонте почти пол-года...
в русской ненародной сказке, разве что, типа пикулевских. 12 октября Мольтке был обстрелян в Ирбенском проливе, а 17 ноября он уже участвовал в боевом выходе в Северном море. На мины налетели головные Bayern и Grosser Kurfurst. Но продолжили участие в операции, обстреливали русские эсминцы и береговую батарею. В Рижский плёс линкоры войти не могли по осадке.

Вообще конечно очень корректно сравнить успешные действия ЧФ с 1 линкором-дредноутом и 4 броненосцами против 1 линейного крейсера типа Мольтке, и трусливые - БФ, с 2 линкорами и 2 броненосцами против линейных эскадр Флота Открытого Моря :) Когда немцы могли позволить себе пересменки дивизиями из 3 линкоров-дредноутов каждые 3-4 суток пребывания на позиции. При том, что каждый немецкий линкор превосходил русского оппонента типа Гангут...
Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 5772
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59

Re: С днем Морской пехоты

Сообщение EvMitkov » 26 ноя 2017, 23:58

В ходе Первой Мировой войны Черноморский флот совместно с Кавказской Армией провел ряд успешливых морских десантов. Причем в отличие от Красного Флота 30 лет спустя (у которого все десанты были по большому счету чистой импровизацией), Императорский Черноморский флот готовился заранее. И готовился серьезно, ибо глобальная стратегическая цель - Проливы - никогда полностью из виду не упускались.
И вот что получилось:

С началом войны для обеспечения планируемых десантных операций в состав Черноморского флота были введены два так называемых " базных десантных транспорта": пароходы "Тревориан" и "Бурдейль".

Каждый из них нёс по 10 катеров на шлюпбалках и палубных блоках, а также по 40 ботов в трюмах.
Кроме того, на них находился личный состав подразделений, обслуживающих высадку, со всем их инвентарём и материалами:

1. Личный состав плавучих высадочных средств
2. Партии оборудования побережья:
а) по сооружению и оборудованию пристаней ("морские сапёры");
б). по приведению в порядок пляжа и берега;
в). разгрузочная

Спасательная партия (с водолазным оборудованием)
Пожарная партия (для борьбы с пожарами как на судах, так и на берегу)
Партия средств связи и наблюдения
Разведочно-гидрографическая партия
Санитарный отряд

Не исключалось, что базным транспортам также придётся снабжать берег провизией и водой, для чего могли быть использованы располагаемые на кораблях специальные склады и наливные ёмкости.

Фактически получился прототип современных универсальных десантных кораблей-доков.

Тактика применения: базные транспорты заблаговременно под охраной боевых кораблей прибывали в район высадки, спускали на воду свои высадочные средства (что требовало порядка 3 часов) и распределяли их непосредственно по прибывающим транспортам с десантом.






Базные транспорты обеспечили в частности единовременную высадку 2 бригад пластунов и артиллерийского дивизиона (18000 человек на 22 транспортах) у Ризе.

Понятно, что первоначально ни на какое противодействие противника (с берега или с моря) эта система рассчитана не была. Но без нее крупные высадки оказались бы невозможными даже в отсутствии противника. Вспомнить, сколько времени мурыжились те же англичане при высадке одного батальона с неспециализированного транспорта в необстреливаемом месте - более суток.
Потому были разработаны и появились специализированные десантные корабли - "Эльпидифоры"





Но первой частью операции стала перевозка из Новороссийска в Ризе 2 пластунских бригад.
Для перевозки 12000 человек, по расчетам штаба флота, требовались 22 транспорта.

Кроме того, за время пребывания в Новороссийске бригады были пополнены до полного штата, и их численность увеличилась до 18000 человек. При этом все они благополучно разместились на выделенных двух специализированных транспортах, не испытывая никаких затруднений. Начальник отряда генерал Юденич находился на транспорте вместе с начальником высадки контр-адмиралом Каськовым.

В группу прикрытия входили линкоры "Императрица Мария" под флагом командующего
флотом и "Императрица Екатерина Великая", 2 крейсера и 6 эсминцев. Непосредственно
охраняли флотилию крейсера "Прут" (Бывший турецкий "Меджидие") и "Алмаз",
гидроавиатранспорты "Николай I" и "Александр I" и остальные эсминцы.
Во время высадки войск в Ризе в море были развернуты 2 линии дозоров — миноносцы и
тральщики — и поставлены противолодочные сети. Усиленные меры предосторожности
пришлось принять потому, что на Черном море появились германские подводные лодки.

Но 7 апреля 1 бригада пластунов была благополучно высажена в Ризе.
Вернусь к "Эльпидифорам"
Тем кто читал про десанты на Тихом Океане во Второй Мировой, название "Эльпидифор" будет что-то напоминать.
Эль пи ди фор. LPD-4.
Не лучше и не хуже чем LSV-1, LVT-4, LCМ-2 и прочая высадочная техника янки. Выдвигалась куча предположений, почему наши коробочки называются именно так оказалась в этом ряду. От того, что "мы снова заимствовали у цЫвилизованного запада" и до попадания американских десантников в начало XX века. :mrgreen:

Но пока что севастопольский купец Эльпидифор с греческими корнями, считается более вероятной версией происхождения. Именно ему принадлежит каркас идеи.
Ну, а эльпидифоры с двигателем болиндерного типа (я рассказывал о них подробно в теме о ДВС) соответственно получили названия "Болиндеров".
То есть это красивенькое заграничное название принадлежало десантным именно моторным баржам, строившимся на Черном море в 1916 году и оснащенным полудизельным (калильным) двигателем шведской фирмы "Болиндер".




"Болиндер"


"Эльпидифор перед десантированием


Десантирование с "Болиндера"

Кроме прочего, и эльпидифоры, и болиндеры имели бортовое вооружение (и вполне приличное) способное как воздействовать на противника при подходе к берегу, так и прикрывать огоньком высаживающийся десант. На западах до этого додумались много позже, переоборудование того же "Винидиктива" в одноразовый Элпидифор было не особенно удачным, хотя и сам Уийз и его люди проявили то самое холодное британское бульдожъе упорство в бою, которое всегда делало англичан одним из самых тяжелых противников.

Использовались и Болиндеры и Эльпидифоры широко, и особенно удачно и массово при высадке у Трапезунда.
Коробочки получились настолько удачными, что дожили до Второй Мировой (конечно, уже без двигателей) и последний раз использовались как несамоходные танкодесантные баржи в Новороссийском десанте 1943 г. - том самом, после которого появилась "Малая Земля". К сожалению, им (как и всему десанту) пришлось туго. Десант был встречен плотным огнем, из трех барж смогли разгрузиться только две, третья сгорела вместе с танками. Впрочем, и остальные танки далеко не ушли... Но это уже другая история. То есть один такой
пехотно-десантный корабль мог принять до 1000 солдат. Установленные на нем огневые средства, управляемые подготовленными флотскими комендорами, позволяли поддерживать огнем высаженный десант. Эти корабли намного, очень намного опередили свое время. Имей англичане в Дарданеллах два десятка "Эльпидифоров", вся операция могла пойти иным путем...

Как было уже сказано, Босфор был практически полностью заблокирован минными постановками и патрулями ПЛ, Черноморский флот постоянным присуттвием в море своих номерных "маневровых групп" полностью владел морским ТВД, а перевозка угля из Зонгудлака в Стамбул сведена на нет, Черное море стало полностью русским.
Если раньше силы флота приходилось держать в кулаке на случай встречи с "Гебеном", то в 1916 году стало возможно выделить несколько кораблей во главе с броненосцем "Ростислав" для поддержки Кавказской армии.Они составили Батумский отряд.

Правый фланг Кавказской армии, упиравшийся в Черное море, действовал в особых условиях: прибрежную полосу от остальной территории Турции отделял тянувшийся вдоль моря горный хребет (Понтийский Тавр), почти непроходимый. Поэтому русские войска на побережье были объединены в Приморский отряд генерала Ляхова (два полка плюс мелкие подразделения), который действовал практически независимо от остальной армии, но зато в теснейшем взаимодействии с флотом. Корабли осуществляли снабжение войск и оказывали огневую поддержку артиллерией и даже пулеметами.

К середине февраля русское наступление приостановилось, так как турки заняли позицию
на реке Буюк-Дере, считавшуюся почти неприступной. Поэтому генерал Ляхов принял
предложение флота высадить несколько тактических десантов. Эта операция особенно

любопытна и показательна тем, что в ней приняли участие тральщики типа "Эльпидифор".

Первый десант планировалось высадить у Атины. Десант на "Эльпидифорах" под прикрытием 2 миноносцев должен был на рассвете высадиться позади турецких позиций.

Используя внезапность, высаженные войска сразу должны были ударить туркам в тыл.
Только после этого планировалось подвести к участку высадки и разгрузить транспорт с
артиллерией и грузами.

2 марта генерал Ляхов и все командиры частей, привлеченных к операции, на миноносце
"Жаркий" (бывшем дистройере типа "Сокол") прошли вдоль побережья, проводя рекогносцировку. Они выбрали участки высадки в 4–5 километрах позади турецких позиций, так как приморский фланг турецкого фронта был укреплен.

4 марта в 6.00 "Ростислав", "Кубанец" и миноносцы "Завидный", "Жаркий", "Заветный"
и "Строгий" направились к турецким позициям. К ним присоединился находившийся в
море миноносец "Стремительный". После того, как миноносцы закончили контрольное
траление, в 10.00 "Ростислав" начал обстрел неприятельских позиций. Турецкие батареи
пытались вести ответный огонь, но броненосец подавил их. Канонерка "Кубанец" своим
огнем разрушила несколько домов в районе намеченной высадки, чтобы турки не смогли
использовать их в качестве опорных пунктов. Обстрел берега велся до самого вечера,
после чего корабли ушли. Миноносцы "Заветный" и "Завидный" остались крейсировать в
районе Ризе — Атина.

Вечером того же дня в Батуме была проведена посадка десанта на корабли:

тральщик № 18 (типа Элпидифор") — батальон пехоты,

тральщик № 65(типа Эльпидифор) — батальон пехоты,

транспорт — взвод артиллерии, 2 пулеметных взвода.

Всего на корабли было принято 2115 человек.

B сопровождении миноносцев "Жаркий" и "Строгий" десантный отряд направился к
месту высадки. Транспорт получил приказ следовать самостоятельно. К 6.00 миноносец
"Жаркий" привел тральщик № 18 к назначенному пункту восточнее Атины, а миноносец
"Строгий" вместе с тральщиком № 65 прибыл в район западнее города.

В 5.45 тральщик № 18 подошел к берегу и опустил сходни. Противник ничего не заметил,
и высадка была произведена беспрепятственно. Через 20 минут весь десант был на берегу.

Тральщик № 65 начал высадку на несколько минут позже, но затратил на это только 12
минут
. Здесь турки спустя некоторое время попытались оказать слабое сопротивление, но плотный артогонь с миноносца и "Эльпидифора" заставили их отойти.

На рассвете прибыл транспорт, который начал тяжелую и сложную высадку подкреплений с
помощью шлюпок. Одновременно пришли "Ростислав" и "Кубанец" в сопровождении
миноносцев "Стремительный", "Заветный" и "Завидный".

Ожидавшийся бой не состоялся. Как только туркам стало известно о высадке в тылу
русского десанта, отошли, оставив позиции. Ляхову оставалось только организовать преследование отступающего противника. Это подсказало ему идею повторить высадку на следующем естественном рубеже обороны у Мепаври, чтобы не дать туркам закрепиться. Миноносец "Жаркий" сразу получил приказ провести рекогносцировку, а "Ростислав" был направлен для обстрела района Мепаври.

Броненосец должен был своим огнем помешать туркам укрепиться на новых позициях.
Ляхов хотел высадить десант в тот же день, но на 3 угольных миноносцах кончался уголь, и
они не могли участвовать в операции. Было решено перенести ее на 7 марта. В море остались "Ростислав", "Жаркий" и "Строгий".

Однако вечером Ляхов получил сообщение, что турки выдвигают из Трапезунда к
Мепаври сильные подкрепления, поэтому десант было решено высаживать немедленно.

Для усиления отряда кораблей были привлечены тральщики № 17 и № 24 типов Эльридифор и Болиндер.

С наступлением темноты десант был погружен на суда в Атине и пошел к Мепаври. Турки попытались противодействовать высадке ружейным и пулеметным огнем. Тральщики и миноносцы открыли ответный огонь и десант закрепился на берегу и даже захватил 1 турецкое орудие. Противник немедленно начал отступление. На рассвете пришел "Ростислав", и при поддержке его орудий десантники начали наступление на Ризе.

Попытка турок закрепиться на одном из рубежей была сорвана огнем миноносца "Заветный". Для развития успеха в районе Ризе эльпидифоры под прикрытием "Кубанца" и 3 миноносцев высадили еще 1 батальон. Турки в панике бежали, и Ризе был занят без сопротивления.

Это был серьезный успех, так как теперь русские получили возможность создать
промежуточную базу снабжения для Приморского отряда. Ризе можно было назвать портом, а не просто рыбацким поселком. Русским приходилось наступать в условиях
полного бездорожья, поэтому все грузы Приморский отряд мог получать только морем.

Ранее разгрузка транспортов представляла большую проблему, а в Ризе имелся нормальный причал. Захват Ризе создал предпосылки для дальнейшего наступления на Трапезунд гораздо более крупными силами, чем имелись у генерала Ляхова ранее.

Но всё хорошо не бывает. Война есть война. В тех же Дарданеллах и Галиполли, противодействуя британским десантам, турки проявили себя устойчивыми войсками и британцам так и не удалось сломить их сопротивление. Турки управлялись немецкими военспецами, умели маневрировать и понимали важность подвижного резерва. Так что недооценивать и говорить свясока о турецких частях, об их пехоте - это глупотсть.
Турки, получив подкрепление, атаковали отряд Ляхова у Хамуркана (15 км от Ризе). Поскольку по козьим тропам идти было долго и тяжело, Юденич принял решение перебросить одну только что высаженную бригаду (без тылов) в Хамуркан.
На "эльпидифорах".
Переброска прошла удачно.

После взятия Ризе большинство "эльпидифоров" и миноносцев нуждалось в текущем ремонте. Поэтому флотское командование "взяло паузу". В это время в Ризе оборудовался защищенный порт - база для дальнейших операций. А в штабах планировали десант на Трапезунд. Причем если армейское командование говорило о тактических десантах типа уже проведенных, то флотское начальство предлагало крупный десант стратегического масштаба, счет шел на корпуса. Чуть не подрались...

Но Ставка одернула мечтателей :
"При всем желании дать широкое развитие нашим действиям на Кавказе, мы не можем выделить для этой цели войск с западного театра..."

Так что отряд Ляхова продолжал наступление вдоль побережья. Теперь его поддерживали два броненосца -"Ростислав" с 10-дюймовыми орудиями и "Пантелеймон" (бывший "Потёмкин") с 12-дюймовыми. Удалось продвинуться еще на 12 километров. До Трапезунда осталось 15. В это время броненосцы ушли на бункеровку в Батум. Пришлось сделать паузу. Турки же в это время уничтожили в Трапезунде что могли, и 16 апреля... покинули город. Русские об этом узнали только через два дня. Трапезунд был занят без боя.

Всё ? Как бы не так !

Судя по всему, у турок творился знатный бардак. Кто-то принял решение сдать Трапезунд. Сдал. Получил от начальства по голове, вместе с приказом - вернуть. Подтянул подкрепления. Атаковал Приморский отряд, что потребовало от русских ввести в бой все силы. С другой стороны, расширение прибрежной полосы (и увеличение протяжённости фронта, соответственно) также требовало усиления войск Ляхова. Когда-то он успешно наступал с двумя полками. Сейчас с трудом оборонялся, имея шесть! Ставка, не давшая в свое время войск для наступления, теперь расщедрилась и выделила аж две дивизии. Перебросить их пешком, за сотни километров по горным дорогам было нереально. Значит, опять переброска морем ! Не совсем десант - все же высадка будет на свою территорию - но тем не менее высадка на голый берег (порт Трапезунда еще восстанавливать надо) и под перманентной угрозой немецких подлодок.

13 мая в Мариуполе началась погрузка 127-й дивизии - 17 тыс. чел., 36 орудий, 4300 лошадей, 1500 повозок. 16 мая отправились.
Осторожно прошли мимо минных полей в Керченском проливе. Встретились с флотским конвоем - крейсера, авиатранспорты, эсминцы.

Основной угрозой считали подлодки, поэтому гидросамолеты постоянно вели патрулирование вокруг. В дальнем прикрытии находились оба новых линкора, обе черноморские Императрицы: - "Екатерина" и "Мария". Так шли вплоть до 19 мая. Для перевозки с транспортов мна берег, помимо "эльпидифоров" и ботов, были применены "болиндеры". К полудню почти вся пехота и артиллерия выгрузились. Стала портиться погода. Боты и болиндеры при таком прибое работать не могли, и в дальнейшем выгрузку вели только "эльпидифоры". Работа закончилась ночью.

30 мая из Мариуполя вышел караван со 123-й дивизией. Дошли без приключений, но высадку опять осложнил шторм: 8 транспортов не были разгружены и ушли в Батум. Позже то что они везли (900 лошадей, 1 050 человек обозной команды и 650 т груза) было переправлено в Трапезунд на мелких судах.
Высадившиеся дивизии были направлены на оборону прилегающего плацдарма - примерно в 50 км от города. Наступательных действий до конца 1916 года здесь не велось, основное внимание уделяли развитию и обороне Трапезунда.

Ну, и остается упомянуть планируемые десанты на Босфоре - неизбывную мечту любого русского моряка-черноморца. Которые, я уверен - не будь Николай таким жидким дерьмом и безвольной тряпкой, задави он наглухо, хотя бы на время войны! любую и особенно либеральную погань и нечисть, не допусти он Февраля - были бы успешно осуществлены.

Подготовка к десантам на Черном море велась еще до войны - готовили атаку на Босфор. В Одессе создали "особый запас" - пушки, запасы снарядов, мины и протчая - для быстрой переброски в Проливы и организации там обороны.

В июле 1913 года сотрудники министерства иностранных дел совместно с офицерами Морского генерального штаба разрабатывали проект доклада императору "О цели отечества на ближайшие годы, которая должна лечь в основание всей нашей военной подготовки на море в ближайшие годы". В нём было указано, что
"определенно, вплоть до конечного решения задачи, нерушимо предпринимается для всех дипломатических усилий России следующая политическая цель: в ближайшие годы - 1918-1919 - овладеть Босфором и Дарданнелами".


В конце ноября 1916 года командование спланировало "Босфорскую операцию".

Предполагалось, что первый эшелон десантной армии должен высадиться одновременно и составлять от 30 до 50 тыс. человек.
Для проведения операции создали Отдельную Черноморскую морскую дивизию, укомплектованную опытными фронтовиками, георгиевскими кавалерами.

Эта дивизия готовилась под непосредственным наблюдением Колчака и должна была быть выброшена первым десантом на берег, для того, чтобы сразу на нём закрепиться и обеспечить место высадки для следующих войск.

Но операцию пришлось отложить в связи с тем, что два армейских корпуса пришлось отправить на Румынский фронт, так как румынская армия оказалась абсолютно не готова к ведению боевых действий и при этом были задействованы транспортные суда, предназначенные для операции. При планировании высадки на Босфоре ничего на "авось" не оставляли. Готовили превосходящие силы, подходящие корабли, достаточное вооружение... Решающий удар перенесли на апрель 1917 года, но из-за Февральской революции операция не состоялась. Ну, а дальше...
Дальше понеслось Смутное Время.

Но тем не менее это время считается на Черноморье настоящим Днем Рождения Морской пехоты. Но свой праздник в календаре - это тоже неплохо.

Так что ура, товарищи!

УРА!
УРА!!
УРА!!!
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 18586
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: С днем Морской пехоты

Сообщение EvMitkov » 27 ноя 2017, 00:28

alexbir писал(а):линкор превосходил русского оппонента типа Гангут..
СанСаныч...
Завтра я тебе приведу помесячные составы флотов на Балтике, с начала войны и до конца боёв, уже после "Альбиона".
Приведу составы флотов, списки, ТТХ и состояние коробочек с обеих сторон.
Приведу операции обеих сторон и действия командиров.
Приведу фотодокументы с Балтики.
тогда подробно и обсудим.

alexbir писал(а):а куда и как они должны были высовываться, через минные поля?

Куда???
Туда же, куда выходили "Слава" и "Первозванный" и остальные тяжелые корабли БФ. А не гнить в базе- на хрена же их строили, как не для зашиты Центральной минно-артилерийской позиции, которой они и призваны были совместно с береговыми батареями и лёгкими силами придавать устойчивость.
Вся конструкция балтийских ЛК типа Петропавловск и была заточена именно под такую задачу: отсюда и низкий надводный борт, и принцип расположения башень ГК, и хреновая мореходности безобразное малая для своего класса дальность.
Далеко не зря в тридцатых оставшиеся балтийские ли коры пришлось капитально модернизировать.
Черноморских линкоры, хотя и были внешне схожи, имели иной проект и имели более высокие ТТХ, впрочем - мы говорили об этом подробно в теме о "Русских Императрицах".

Дело не в этом.
Дело в том, что даже под Эбергаржом ЧФ вел себя агрессивно и наступательно с первых дней. Так, как вел себя тот же английский флот. Да - часто совершая ошибки, но это война и ошибки и большие и малые, совершали все.
А БФ изначально строил свои действия так же, как Хохзеефлотте. Вот и вся разница.

Но повторюсь: завтра по возможности ближе к вечеру открою во флотской рубрике отдельную тему и разверну подробнее. Лады?
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 18586
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: С днем Морской пехоты

Сообщение alexbir » 27 ноя 2017, 02:17

EvMitkov писал(а):
alexbir писал(а):линкор превосходил русского оппонента типа Гангут..
СанСаныч...
Завтрака я тебе приведу помесячные составы флотов на Балтике, с начала войны и до конца боёв, уже после ,
"Альбиона".
Евгений Евгеньевич, не надо. Немцы базировались на Северное море, и держать линкорные силы на Балтике постоянные - им смысла не было от слова совсем. В виду отсутствия задач и херового, по гидрографии, ТВД.
Да, я по памяти пизданул - 3 дредноута, 3 броненосца. Но воевать им было негде и не с кем, практически. При выходе в западную часть Балтики их бы угандошили немцы без базара. Это Слава могла крутиться ещё на пределе дальности в Рижском заливе. А на чуть более близких расстояниях немцы-супертяжи выигрывали бы в одну калитку.
Но в общем-то пизданул я и про ЧФ - дредноутов было не 1, а 3. И четыре броненосца. Против тяжёлого крейсера одинокого, повторюсь, с узкой горловиной на выход-вход. И уж балтийцы как-то сумели обойтись без Петроградской побудки. И даже без Гельсингфорской или Ревельской. В отличие от вечно-сонного ЧФ.

Куда??? Туда же, куда выходили "Слава" и остальные тяжелые корабли БФ.
Слава выходила в Рижский залив. Только она по осадке и длине могла туда пройти через Моонзундский пролив, и то лишь после дноуглубительных работ на протяжении всего 1915го. Благодаря которым и вышла из залива, собственно, в Хельсинки в 1916м.
для зациты Центральной минно-артишлерийской позиции,
они и выходили к ней в 1915м, раза три.

Черноморских линкоры, хотя и были внешне схожи, имели иной проект и имели более высокие характеристики
разные моря, абсолютно, по глубинам и каменюкам. Вся Балтика практически - в отмелях и подводных скалах. А всё что между - было старательно засыпано минами как раз под руководством Колчака (и немцами уже в 1914м, посреди Балтики). Который кстати был начопер штаба БФ в 1915м.
Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 5772
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59

Re: С днем Морской пехоты

Сообщение alexbir » 27 ноя 2017, 02:20

EvMitkov писал(а):Дело в том, что даже под Эбергаржом ЧФ вел себя агрессивно и наступательно с первых дней.
не имея противника от слова Совсем :) Бои с тенью. Мастерски-беспощадные. И пару раз обменялись пристрелками с Гебеном.
Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 5772
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59

Re: С днем Морской пехоты

Сообщение provencial2015 » 27 ноя 2017, 03:39



Дорогой Евгений Евгеньевич с днём Морской пехоты!



Евгений Евгеньевич это Ваш сухогруз?

т/х "ГЛЕБ КРЖИЖАНОВСКИЙ" в АМП 1972-2005 гг

Сухогрузы тх тип "ЛЕНИНСКАЯ ГВАРДИЯ" проект В-46, верфь им.Варского, Щецин, Польша
Аватара пользователя
provencial2015
 
Сообщения: 2961
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 02:23

Пред.След.

Вернуться в Объявления

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2