Алексей Балабанов. Уходят...

Обьявления администрации

Алексей Балабанов. Уходят...

Сообщение EvMitkov » 21 май 2013, 02:50

В эту субботу, 18 мая в поселке Солнечный под Санкт-Петербургом в возрасте пятидесяти четырех лет скончался кинорежиссер Алексей Октябринович Балабанов, снявший, в числе других работ фильмы "Счастливые дни", "Брат", "Про уродов и людей", "Река", "Жмурки", "Груз-200", "Кочегар"...



...Я - никогда не принимал официальных некрологов. По многим причинам - но главных две.
Первая - официальшина в большинстве случаев выхолощена до предела, до размеров отписки.
И вторая - официальный некролог сродни полученному свидетельству о смерти близкого человека. Зарегистрированная констатация факта, что человека нет больше. Нет больше рядом и никогда не будет. Гвоздь в крышку гроба. Пайка по цинку.

Человек, ДУША его - ЖИВ. Жив до тех пор, пока о нем кто-то помнит.
Я повторяю эту фразу, наверное, точно так же часто, как и "...воюет не техника, воюют люди..." - не потому, что это звучит по армейски рублено-чеканно, а прежде всего потому, что это моё КРЕДО.
В это я действительно верую.

Адексей Балабанов - мой ровесник, человек моего поколения. Когда переваливаешь за перевал полтинника на своей тропе, то год туда-сюда разницы уже не играет. А уход сверстника даже для тех, кто волею профессии и жизни лучше других знает, что это такое - БЕЗВОЗВРАТНАЯ ПОТЕРЯ - горькая горечь.
Старящая собственную душу, вырывающая из нее еще клок.
Еще один рубец.
Еще один шрам.

Балабанов - кинорежиссер. Художник. Автор, пытающийся и старающийся донести свою точку зрения на этот мир, на эту жизнь, на нашу Родину до тех, кто в состоянии ее воспринять.
Точку зрения - не заказную. ЛИЧНУЮ.

Поэтому к его творчесту, к его работам можно относиться по-разному. От черного - до белого. Принимать его восприятие этого мира - или отрицать.
Невозможно лишь отказать ему в искренности и яркости. В том, что и делае художника - художником.
МАСТЕРОМ.



Алексей Октябринович Балабанов родился 25 февраля 1959 г. в Свердловске. В 1981 г. окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института. В 1983-1987 годах работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. В 1990 г. окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где занимался на экспериментальном курсе «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера.
Путь Алексея Балабанова в большом кинематографе начался в 1991 году, когда он снял свой первый полнометражный фильм «Счастливые дни» — вольная экранизация прозы Самюэля Беккета. Картина была сделана при участии Студии первого и экспериментального фильма Алексея Германа.

В 1992 году вместе с режиссером и продюсерами Сергеем Сельяновым и Василием Григорьевым Алексей Балабанов выступил в качестве соучредителя Кинокомпании СТВ, при участии которой он и снимал впоследствии почти все свои фильмы.

ФИЛЬМОГРАФИЯ
2012 «Я тоже хочу»
2010 «Кочегар»
2008 «Морфий»
2007 «Груз 200»
2006 «Мне не больно»
2005 «Жмурки»
2004 «Американец»
2002 «Война»
2002 «Река»
2000 «Брат 2»
1998 «Про уродов и людей»
1997 «Брат»
1995 «Трофимъ» (киноальманах «Прибытие поезда»)
1994 «Замок»
1991 «Счастливые дни»
1990 «О воздушном летании в России»
1989 «Настя и Егор»
1988 «У меня нет друга»
1987 «Раньше было другое время»


Есть люди, которые снимают фильмы. Фильмы о событиях.
И есть есть люди, которые снимают фильмы, которые снимаются О ЛЮДЯХ.
Не о событиях, как таковых, там-то или тогда-то происходивших или происходящих.
А о ЛЮДЯХ в этих событиях.

Мы говорим - Балабанов, а вспоминаем "Брата" и "Брата-2", "Войну", "Груз-200", "Жмурки", "Мне не больно", "Кочегар" и фильм, оказавшийся нечаянно прощанием, - "Я тоже хочу"...
Алексей Октябринович Балабанов, режиссер и сценарист, не умещался в рамки ожидаемого. Более того, вопрос соответствия чьим-то ожиданиям, будь то критики, фестивальные отборщики или коллеги, его, кажется, вообще не волновал. Гораздо больше волновало попадание в "десятку" - в цель, видимую вначале только ему.

Сценарии для большинства своих фильмов он писал сам. "Просто я думаю картинками. Я придумываю кино - я его вижу,
. - Новый абзац - это другой кадр. Я уже изначально знаю, как что будет. Поэтому сценарий для меня - это кино. Я же для других сценариев не пишу. Записываю свое кино, которое придумал".

Балабанов имел редкий дар - чувствовать время и формулировать свои самые жесткие (и главные) вопросы, заданные им человеку. Его Данила Багров, сыгранный Сергеем Бодровым-младшим, вошел не в кинематограф - в жизнь так, словно только его и ждали.



И его действительно ждали: те мальчишки которые прошли Чечню, которые не сломались ТАМ, стали - МУЖЧИНАМИ. И которых мне выпала честь знать и видеть лично и там, и здесь. И в войне, и в мире.
Фильм этот воспринимается полярно: от введения в ранг "культового" до затаптывания в полную обструкцию. И не сейчас и не здесь мне обсуждать его. Но то, что его "растащили на цитаты" - говорит само за себя.
Скажу одно: лично в меня этот фильм вошел. И - сидит во мне. И - уже не извлекаем.

Как вошел во многих из тех, кто пришел ОТТУДА, сумев сменить камуфляж на свитер и джинсы, но не сумев сменить то, что определяет душу и жизнь.



"Брат" и "Брат-2" - самые популярные и (до "Груза 200") самые спорные фильмы Балабанова, которые возводят на пьедестал "антигероя" и заставляют " почтеннейшую публику" самым нескромным образом ассоциировать себя с ним. Они же рублеными фразами из сценария подводят черту под эстетикой 90-х:
"Вы гангстеры? - Нет, мы русские".

Каждый последующий фильм становился еще более личным и еще более глубоким.
«Война» Балабанова далека от политических крайностей. Ни тепленького гуманизма, ни кровавых кошмаров, ни умиления, ни пафоса. Пафос — удел депутатов Госдумы и патриотов-романистов, пекущих на конвейере роман за романом (оно и выгодно, и безопасно).
Гуманизм тоже легче всего разводить на берегу Женевского озера или там в Гааге — начиная с Владикавказа, он норовит подтаять, а уж непосредственно на войне совсем пропадает.
«Война» — простой и страшный фильм о войне, которая внутри. Это как болезнь... Во всяком случае, Иван (Алексей Чадов), который, сидя в заключении, рассказывает свою историю, более всего похож на пациента, излагающего врачу историю своей болезни...




Апрель 2008-го, ночной эфир Первого канала, едва ли не последнее появление Алексея Балабанова на телевидении. В рамках гордоновского "Закрытого показа" обсуждают "Груз 200".



Фильм, который вызвал скандал задолго до выхода в прокат.
Фильм, который разделил между собой на два враждующих лагеря всю российскую кинопрессу. Да и не только кинопрессу. Вот, скажем, сидящая в студии Светлана Савицкая практически орет в лицо режиссеру:
"Да он же больной, ему нельзя кино снимать!"
Савицкой вторит музыкант Юрий Лоза, чей "Маленький плот" звучит в самой страшной сцене в русском кино последних лет - укравший девушку милиционер везет ее на мотоцикле сквозь серый промышленный пейзаж. То есть вроде пока ничего чудовищного не происходит - впереди зрителя ждет и сцена с бутылкой, и мертвый жених-афганец рядом с прикованной к кровати невестой, и сумасшедшая мама милиционера, ставящая диагноз стране:
"Мухи у нас". Но то ужасы визуализированные, а вот "Плот" Лозы, серо-зеленые поля, торчащие тут и там трубы, мотоцикл с люлькой - все это вместе заставляет сжаться душу в камень и руку - в кулак.
- В нашей стране такого не было!
- кричит Лоза.
- Этот фильм основан на реальных событиях, - спокойно отвечает Балабанов.

Все фильмы Балабанова, снятые за последние 10 лет, были о смерти. В "Мне не больно" героиня Ренаты Литвиновой умирает от рака. В "Морфии" провинциальный врач в финале стреляется в синематеке под хохот и улюлюканье вдохновленной движущимися картинками публики. В "Кочегаре" главный герой, сжигающий трупы, которые ему приносят братки, подписывает себе приговор, отомстив за убитую дочь...



В своей последней картине "Я тоже хочу" Балабанов появляется в небольшом эпизоде в роли самого себя - режиссера, члена Европейской киноакадемии. И тут же умирает.

Он знал, что угасает - сердце всегда дает сначала желтый крайний свисток, затем - красный.
А последнего свистка - ты уже не услышишь. По себе знаю.
Балабанов буквально кричал об этом - не только, кстати, в фильмах, но и в тех интервью, которые он, всегда сторонившийся журналистов, неожиданно начал давать в последний год. Почтеннейшая публика жала плечами и не верила - мол, рисуетесь, господин режиссер!
Как можно не поверить мастеру, не сфальшивившему ни разу в жизни, понять сегодня невозможно. Хотя - нет. Можно. Просто нужно жить в другом измерении. В том измерении, в том параллельном мире - где первая клубника появляется в восемь утра с открытием супермаркетов; ьулки растут прямо на полках с этикетками, виртуальность реальнее реальности - а война - просто скрин с экрана монитора.
Мизантроп, одиночка, любитель провокаций, "проклятый поэт", палач актеров (они и правда умирали, снявшись в фильмах Балабанова, один за другим - от Сергея Бодрова-младшего до кКочегара" Михаила Скрябина ) - все эти штампы о Балабанове сегодня не имеют никакого значения. Сегодня важно одно - мы потеряли лучшего постсоветского режиссера, чудовищно недооцененного, но чья подлинная слава еще впереди.

И мне гордо от того, что посчастливилось жить с ним в одном времени, в одном мире и в одной нашей Родине.
И мне и горько от того, что он ушел раньше. Уходят - лучшие. Это - данность.
И повторю еще раз -

Человек, ДУША его - ЖИВ. Жив до тех пор, пока о нем кто-то помнит.

Я - помню.


С уважением, Е.М.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16255
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Алексей Балабанов. Уходят...

Сообщение master » 21 май 2013, 03:51

...у кого правда-тот и сильней! Он снимал НАСТОЯЩЕЕ кино.
http://youtu.be/ae-pJjvtxOE
master
 
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 04 май 2011, 19:58


Вернуться в Объявления

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1