СТРОИМ ПУТЬ ЖЕЛЕЗНЫЙ, А КОРОЧЕ БАМ!

Обсуждение вопросов, не вошедших в основные категории

СТРОИМ ПУТЬ ЖЕЛЕЗНЫЙ, А КОРОЧЕ БАМ!

Сообщение John Warner » 28 окт 2016, 08:08

Две ссылки с морем иллюстраций и немного моего текста по одной из них.
http://johnwarner.mybb.ru/viewtopic.php?id=141#p1032
http://www.liveinternet.ru/community/lj ... 329993560/
Сибиряк безгранично любит свою угрюмую природу; он черпает в ней силу. ©
Аватара пользователя
John Warner
 
Сообщения: 3542
Зарегистрирован: 15 фев 2016, 18:29
Откуда: Хакасия - центр Сибири

Re: СТРОИМ ПУТЬ ЖЕЛЕЗНЫЙ, А КОРОЧЕ БАМ!

Сообщение гришу » 19 ноя 2016, 18:29

Чего только в наших краях нет... На днях поисковики в хуторе Скелянский... ну как хутор, от хутора один дом не сегодня имеется!.

Улица Скелянская в хуторе Скелянском
Собственно, это единственная улица с единственным жителем в хуторе. Но не смотря на это, огороды вспаханы, а окна домов аккуратно закрыты досками, как-будто законсервированы, в ожидании будущей лучшей жизни...

.. нашли вот такой жетон.

Есть версия: Его носили "вольняшки", те у кого была возможность выходить за пределы лагеря. Как правило медики.

Библиотека Сибирского краеведа http://bsk.nios.ru/enciklodediya/bamlag
БАМЛАГ, Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ–НКВД (1932–38). Один из самых круп. лагерей в СССР, созд. как объект оборонно-стратег. знач. с местопребыванием упр-ния в Свободном (Дальневосточный кр.). Непосредств. причиной его развертывания стала оккупация Маньчжурии яп. войсками осенью 1931, создавшая реальную угрозу ж.-д. сообщению по одноколейной Амурской ж. д. вблизи гос. границы СССР. Деят-ть лагеря связана с сооружением на значит. удалении от границы новой ж.-д. магистрали от Забайкалья до Приморья (Байкало-Амурская магистраль, БАМ), а также вторых путей на Транссибирской магистрали для увеличения ее пропуск. способности.

В теч. первых 5 лет на объектах стр-ва велись подгот. работы для прокладки пути, разрабатывались мест. источники материалов, создавалась инфраструктура. Значит. часть заключенных («путеармейцы» и «лесоармейцы») использовалась на стр-ве вторых путей Транссиба (ст. Карымская (Чита)–Хабаровск–Ворошилов (Владивосток)), глубоких обходов на уч-ке Хабаровск–Ворошилов и линии Биробиджан–Ленинское. Ввиду сложных условий стр-ва, огромной территории работ (св. 2 тыс. км) и невозможности обеспечить приемлемые жилищно-быт. условия заключенных структура лагеря постоянно менялась. Заключенные перебрасывались с одного места на другое, использовались на обслуживании предприятий золотодобычи в Якутии и на лесозаготовках. В кон. 1933 Б. подвергся радикал. орг. перестройке: внутри лаготделений осн. производств. единицей стала «фаланга» – объединение из 250–300 чел., – подчиненная непосредств. нач. отделения. На 1 янв. 1934 структура Б. включала подразделения: лаготд-ние Тахтамыгда (голов. уч-к БАМ) – 3 710 чел., лагпункт Зея (изыскат. базы и совхозы) – 965, лагпункт Норск (изыскат. базы и совхозы) – 579, лагпункт в Свободном (предприятия и совхозы) – 6 027, лаготд-ние Тында (стр-во БАМ) – 4 947, лаготд-ние Ксентьевское (вторые пути) – 8 979, лагпункт Ушумун (лесозаготовки) – 940, лагпункт Усть-Ниман (изыскат. базы) – 105, лагпункт Незаметный («Алданзолото») – 1 462, лагпункт Бушуйка (инвалид.) – 863, лагпункт Урульга (вторые пути) – 7 645, лагпункт Муртыгид (голов. уч-к БАМ) – 14 930, лаготд-ние Ерофей Павлович (вторые пути) – 10 978 чел.

Б. в разные годы возглавляли: нач. стр-ва С.В. Мрачковский (окт. 1932 – авг. 1933), Н.А. Френкель (сент. 1933 – май 1938); нач. лагеря Н.Ф. Еремин (1932–33), Б.Н. Кузнецов (1933), М.М. Чунтонов (1933–34), Н.А. Френкель (1934–38).

Стр-во БАМ велось в ударном порядке, без твердых годовых заданий (планов), при неполном обеспечении проектами, в сложнейших геол. и природ.-климат. условиях. Осн. масса заключенных размещалась в палатках, юртах и вагонах. Смертность в лагере составляла: 1933 – 4 774 чел. (12,7 %), 1934 – 5 788 (5,2 %), 1935 – 6 952 (4,3 %), 1936 – 3 372 (2,1 %), 1937 – 2 306 (1,4 %), 1938 – 7 272 чел. (3,0 %). Среди полит. заключенных Б. было немало талант. ученых, инженеров, техников: религ. философ П.А. Флоренский, гидротехник проф. А.К. Рождественский, инж.-путейцы проф. К.С. Лесневский, К.Н. Кашкин и др.

К кон. 1933 закончены и сданы во времен. эксплуатацию первые 16 перегонов ж. д. протяж. 135,6 км. Увеличивались масштабы лагеря (данные приведены на нач. года): 1933 – 3 800 чел., 1934 – 62 130, 1935 – 153 547, 1936 – 180 067, 1938 – 200 907 чел. С авг. 1937 осн. работы лагеря связаны с возведением БАМ от Тайшета до Советской Гавани протяж. ок. 5 тыс. км. Осн. строит. объекты Б. (на февр. 1938): Байкало-Амурская ж.-д. магистраль (4 643 км); ж.-д. линия Известковый–Усть-Ниман (331 км); ж.-д. линия Тахтамыгда–Тында (174,4 км), ж.-д. линия № 2 Биробиджан–Ленинское (130 км); стр-во № 202 (ж. д.) Улан-Удэ–Наушки (246 км).

Ввиду значит. расширения строит. программы Б., увеличения его собств. размеров (на 1 апр. 1938 – 268 637 з/к) лагерь реформировали. Приказом НКВД СССР от 22 мая 1938 Б. был расформирован. На его базе организованы 6 новых лагерей НКВД: Амурский (АмурЛАГ), Буреинский, Восточный, Западный, Юго-Восточный и Южный. Для рук-ва ими созд. Управление железнодорожного строительства ГУЛАГ НКВД на Дальнем Востоке (УЖДС НКВД на ДВ) во главе с Н.А. Френкелем.

Силами заключенных Б. построена сеть ж. д. в Вост. Сибири и на Д. Востоке. В 1935 сданы во вр. эксплуатацию (в 1939 – в постоян.) вторые пути от Читы до Хабаровска (2 220 км). Во 2-й пол. 1937 – нач. 1938 введена вторая колея линии Хабаровск–Владивосток (уложено 661 км гл. пути и 507 км стационар. путей). На этой линии выполнено 4 глубоких обхода (63 км) с мост. переходами, станциями и др. сооружениями. Построен ряд ж.-д. ответвлений оборон. значения.


Хочу обратить внимание:
Смертность в лагере составляла: 1933 – 4 774 чел. (12,7 %), 1934 – 5 788 (5,2 %), 1935 – 6 952 (4,3 %), 1936 – 3 372 (2,1 %), 1937 – 2 306 (1,4 %), 1938 – 7 272 чел. (3,0 %).
Увеличивались масштабы лагеря (данные приведены на нач. года): 1933 – 3 800 чел., 1934 – 62 130, 1935 – 153 547, 1936 – 180 067, 1938 – 200 907 чел.
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 12583
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: СТРОИМ ПУТЬ ЖЕЛЕЗНЫЙ, А КОРОЧЕ БАМ!

Сообщение John Warner » 20 ноя 2016, 11:03

При прокладке пути, комсомольцы-БАМовцы неоднократно нарывались на давно заброшенные лагеря БАМлага.
Обычно, откуда ни возьмись, нарисовывались особисты и бульдозерами заравнивали тотально всё - включая братские могилы.
Это я знаю из рассказов отца; детство моё прошло на БАМе.
До сих пор мне неизвестно, где именно похоронен был репрессированный Корнилов Алексей, дед моей матери - запросто могли и именно его могилку так заровнять.

А места там, кстати, весьма чудесные.

Вот ещё что. Недавно был у меня спор с одним человеком (весьма заносчивым и всезнающим москвичом, из той породы их, что мне неприятна). Он утверждал, что слишком дорого надо было в Москве заплатить в 80-х, чтобы дали путёвку на БАМ.
Я сделал из его слов такой вывод: родители парня - лимита. Они трудом и потом добыли детям жилплощадь от предприятия, и не могли себе (и парню) позволить всё бросить и уехать просто так, потеряв драгоценные квадратные метры, посему была сочинена сказка, что на БАМ не попасть простым смертным.
Просто я уже неоднократно такие байки слышал - и всё от москвичей.

А вся коза в том, что мои дядьки и мой батька - просто уехали на БАМ сами, и всё. Без направлений и путёвок. Сами. За свой счёт.
Сначала один брат, потом другой - а потом их семьи и все остальные, гуртом.
И никто их не удерживал, никто им препонов не чинил. Самые стойкие уехали с БАМа уже в середине-конце 90-х, кстати, это мы первые свинтили оттуда в 1985-м.

Я даже сходил к матери и спросил (точней, будучи там, спросил, так сказать, попутно, вспомнив) - были ли какие-то препоны?
Она мне сказала, что я прав, препонов не было - а путёвки требовались, видимо, лимите из крупных промышленных городов, посему преобладающее количество народу на БАМе составляли, всё-таки, сибиряки. Было ещё много людей из регионов, кому тоже не надо было караулить городские, заводом выданные квадраты - но сибиряки всё равно преобладали, ибо и климат и местность - привычны.
В отличие от "понаехавших", что съезжали после некоторой накопленной суммы.

Такая вот загогулина.
Сибиряк безгранично любит свою угрюмую природу; он черпает в ней силу. ©
Аватара пользователя
John Warner
 
Сообщения: 3542
Зарегистрирован: 15 фев 2016, 18:29
Откуда: Хакасия - центр Сибири

Re: СТРОИМ ПУТЬ ЖЕЛЕЗНЫЙ, А КОРОЧЕ БАМ!

Сообщение гришу » 16 сен 2017, 18:26

phpBB [video]

phpBB [video]

phpBB [video]

phpBB [video]
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 12583
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: СТРОИМ ПУТЬ ЖЕЛЕЗНЫЙ, А КОРОЧЕ БАМ!

Сообщение гришу » 06 июн 2018, 18:06

phpBB [video]
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 12583
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44


Вернуться в Курилка

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron