Роль отечественных оружейников в мировой истории.

Темы по военной истории

Re: Роль отечественных оружейников в мировой истории.

Сообщение Andreas » 27 мар 2013, 15:35

Современная "тачанка" - это багги, вооруженный 12,7-мм пулеметом и ПТУРС.
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10965
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Эх, тачанка- Ростовчанка...

Сообщение EvMitkov » 27 мар 2013, 16:23

( Продолжение)


Вес качественно изготовленной двулошадной рессорной коляски составлял от 500 до 650 кг. С боевой нагрузкой это около тонны. При таких условиях двум коням поддерживать высокую скорость движения в течение длительного времени было невозможно. Динамические свойства двулошадной упряжки не удовлетворяли и требования относительной подвижности и вездеходности во время боя. Поэтому в пулеметные тачанки вместе с двумя коренными конями впрягали еще двух пристежных.


Кавалерийские тачанки РККА, начало двадцатых. На снимке хорошо виды и способ веряжки лошадей, и манера управления ими ездового.

Ездовой руководил конями голосом и с помощью вожжей и кнута. Он должен был удерживать в руках четыре пары вожжей. Управление четверкой коней, особенно во время быстрого передвижения в бое, требовало от ездового высокого мастерства и хорошего знания лошадей.

Тачанка с четверкой лошадей была более надежным, быстрым, маневренным и вездеходным средством передвижения, чем автомобили и бронеавтомобили времен Гражданской войны. Существенным преимуществом пулеметной тачанки как летом, при условиях степной местности с высокой травянистой растительностью и численными полями пшеницы, так и зимой, при глубоком снежном покрове, была также возможность вести огонь с любого места. Для пулемета, который устанавливается на почву, выбор и подготовка удобной огневой позиции при таких условиях требовали много времени.

В повстанческом войске Нестора Махно организационно пулеметные тачанки сначала входили в состав стрелковых отрядов и подразделов и использовались для усиления их огневых возможностей во всех видах боя. С созданием конных отрядов и соединений пулеметные тачанки были объединены в пулеметные роты, батальоны и даже полки. Такие пулеметные подразделы действовали по плану старшего начальника и в бое использовались обычно в полном составе. Во время боев в Северной Таврии и Крыму против войск Врангеля (осенью 1920 года) в повстанческом войске были развернуты два пулеметных полка на тачанках под командованием известного махновского командира Фомы Кожина. Частей с таким огневым могуществом на поле боя на то время не имело ни одно войско.


Вступление махновцев в г. Бердянск. 1919 г.

Почувствовав на себе высокую эффективность пулеметных подразделов махновцев в бое, после битвы под Перегоновкой (в сентябре 1919 года), взяли на вооружение пулеметные тачанки и белогвардейские соединения под командованием одного из наилучших белогвардейских генерала Слащева. У них пулеметные тачанки входили в состав кавалерийских эскадронов.


Я?ков Алекса?ндрович Слащёв-Кры?мский (в старой орфографии Слащов, 29 декабря 1885 — 11 января 1929, Москва) — русский военачальник, генерал-лейтенант, активный участник Белого движения на юге России.

После близкого знакомства с махновцами пулеметные тачанки взяла на вооружение и 1-я Конная армия Буденного. Кавалерийская дивизия Красной Армии того времени имела в штате около 8000 личного состава и 64 станковых пулемета, 24-30 из которых находились в эскадронах. Буденовцы, по примеру махновцев, устанавливали эти пулеметы на тачанки. Каждая тачанка имела, кроме лошадей в упряжке, запасных, которые в походе передвигались привязанными к тачанке. Всего в Первой конной армии насчитывалось до 30000 личного состава и 100 - 120 пулеметных тачанок.

В отличие от армии Махно, большая часть тачанок 1-й Конной армии в 1919 - 1920 годах была кустарного производства. Кузова изготовлялись из жердей и были обычной платформой, на которой экипаж сидел боком, свесив ноги вниз. Прочность и удобство эксплуатации такой тачанки была намного меньше, чем у тачанки фабричного производства, она нуждалась в частом ремонте, но была легче. Эффективность пулеметного огня из такой тачанки была ниже, чем из тачанки фабричного производства.

В самодельные тачанки из жердей впрягали пару или тройку, а не четверку коней. Причиной этого были значительно меньшие возможности красноармейцев относительно обеспечения лошадьми в сравнении с махновцами, у которых была настроена эффективная система замены коней у местного населения. Соответственно, маршевые и маневровые возможности буденовских тачанок были ниже.


Тачанка Первой Конной. В упряжке - три лошади. Особое внимание - на пулемет!

Буденовцы того времени имели на вооружении и незначительную часть тачанок фабричного изготовления, которые были захвачены у населения юга Украины во время марша на польской фронт. Польские солдаты свидетельствовали, что во время советско-польской войны 1920 года другие войска Красной Армии, кроме буденовцев, тачанки не применяли.

По примеру красноармейцев, тачанки взяла на вооружение и польская конница. У них также пулеметные тачанки входили в состав кавалерийских эскадронов.


Польский вариант тачанки. Начало двадцатых.

Во время гражданской войны сложились основные способы применения пулеметных тачанок в разных видах боя. Пулеметные тачанки преимущественно использовались для усиления пехоты и кавалерии, которые действуют на главном направлении и для прикрытия флангов подразделов во время осуществления ими маневра.

В оборонном бое против пехоты, которая наступала, пулеметы обычно снимали с тачанок и устанавливали на землю. Тачанки скрывали неподалеку от огневых позиций в местах, защищенных от огня противника.

Во время отхода пулеметные тачанки передвигались бросками от одного удобного рубежа к другому, прикрывая огнем с места подразделы, которые отступали.

В наступательном бое против пехоты противника пулеметные тачанки использовали для усиления огневых возможностей подразделов, которые вели наступление. Пехота атаковала в групповом боевом порядке, пулеметы на тачанках быстро передвигались от одного удобного рубежа к другому, где их снимали с тачанок, ставили на землю и вели огонь по противнику в промежутки между группами пехоты, которая наступает. Тачанки прятали в укрытиях, за складками местности, во избежание поражения коней огнем из винтовок и пулеметов противника.

Во встречном бое против пехоты и во всех видах боя против конницы огонь из пулеметов вели непосредственно из тачанок.
Во встречном бое махновцев с пехотой противника обычно часть пулеметных тачанок огнем с места останавливала противника. Большая часть пулеметных тачанок быстрым маневром выходила во фланг противника и сокрушительным кинжальным огнем из близкого расстояния наносила ему поражение.

Наиболее эффективными были пулеметные подразделы и отряды на тачанках в боях против конницы. Махновским войском часто применялся тактический прием так называемой "имитации встречной кавалерийской атаки".
Непосредственно за лавой конницы в линию располагались пулеметные тачанки. Когда к кавалерии противника оставалось 400 - 500 метров, махновская конная лава расходилась в сторону флангов, тачанки быстро разворачивались и непосредственно из них пулеметчики открывали огонь с близкого расстояния по врагу, который атаковал. Огонь вели с наивысшим напряжением, создавалась плотность огня до 60 пуль на погонный метр фронта в минуту.

Махновская конница в это время выходила во фланг противника и холодным оружием завершала его разгром. Именно таким приемом был уничтожен конный корпус белогвардейцев, когда тот наносил контрудар по красным войскам под Ишунскими позициями во время взятия Красной Армией Крыма в 1920 году. Тогда пулеметный полк махновцев, который являл собой подвижной резерв, в одном бое полностью уничтожил почти всю конницу вранглевской армии, что решило результат всей битвы.
Таким образом, тактика применения пулеметных тачанок была отточена в повстанческой армии под предводительством Нестора Махно. Именно в махновском войске были массово использованы основные способы применения пулеметных подразделений и отрядов в бою. По его примеру пулеметные тачанки взяли на вооружение все силы, которые вели вооруженную борьбу на Украине во время Гражданской войны.

Тачанка была компактна на марше, сочетала огневое могущество пулемета со скоростью и проходимостью кавалерии, по крайней мере на Юге России, преодолевала броды глубиной до метра, была постоянно готова к открытию огня, могла быстро сняться с позиции, требовала меньше людей и лошадей, чем вьючные пулеметы.
Кроме кавалерии тачанки, обеспечивавшие быстрый выезд пулеметов на позиции и открытие огня, использовались и совместно с посаженной на подводы пехотой. Обычным делом были встречные бои, когда пулеметы нужно было выдвинуть вперед как можно быстрее, отходы кавалерии и пехоты под напором противника — и тут тачанка была отличным средством. При низкой плотности артиллерии и быстроте маневра применение тачанки вполне себя оправдывало.

Об «авторстве» применения пулеметных тачанок в ходе Гражданской войны много спорят. Вряд ли можно считать тут «пионером» Н.И. Махно, хотя его «Повстанческая армия», имевшая, скажем, в октябре 1919 г. на 28 000 человек 200 пулеметов, действительно использовала тачанки весьма эффективно. Махно сформировал даже «пулеметный полк» для быстрого достижения местного огневого превосходства. В Красной Армии тачанки приобрели громкую славу в Первой конной армии С.М. Буденного.

Четырехколесная повозка с открытым кузовом, установленным на прочную раму из дуба, ясеня, вяза или граба, стянутую металлическими накладками, стальными рессорами, колесами с металлическими втулками и стальными шинами отличалась устойчивым, плавным ходом и прочностью на российских дорогах. По словам того же Бабеля, различали «заседательскую» и «колонистскую» тачанки.
Причем «колонистскую», пришедшую от немцев-колонистов и напоминавшую саксонские брички, ценили больше за двойные рессоры и окованное железом днище. На тачанке обычно ставился пулемет «Максим» на станке (крепление допускало быстрое снятие с тачанки), но были возможны и варианты.



Пулеметные тачанки широко использовались во время Гражданской и советско-польской войн. Так, в бою на р. Стырь в районе Радзивиллова в конце июля 1920 г. (Львовская операция), когда польская 3-я пехотная дивизия перешла в наступление против 4-й кавалерийской дивизии Первой конармии, та выбросила вперед тачанки. Встав в линию, тачанки своим огнем остановили польскую пехоту и заставили отойти, после чего вместе с кавалерией обошли и отрезали пути отхода. Трофеями красных частей стало множество пленных и пулеметов. А в бою под Комаровом 3 августа 1920 г. уже 1-я польская кавалерийская бригада прикрыла пулеметными тачанками свои фланги, нанесла успешный удар по частям Первой конной армии. Поляки, введя тачанки у себя по образцу Красной Армии, потом долго использовали их, вплоть до начала Второй Мировой, ставя на различные повозки обычно пулеметы «Шварцлозе», и даже всерьез обсуждали снабжение тачанки большим бронещитом.


Одна из польских тачанок в начале сентябоя 1939 года.

Ну а в кавалерийском полку Первой конной армии в 1920 году сразу после советско-польской войны имелся пулеметный эскадрон с 20 пулеметными тачанками, а в кавалерийской дивизии — пулеметный полк из трех таких эскадронов. Тачанка — последняя боевая колесница — оставалась основной «пулеметной машиной» кавалерии РККА до появления пулеметных бронеавтомобилей повышенной проходимости, оставалась на вооружении до конца Великой Отечественной войны (как, впрочем, и пулеметная двуколка).


Тачанка РККА обр.1926 г. Огонь по воздушной цели. 1926 год.



Хотя и в значительно меньших количествах использовался и другой вариант «ездящих пулеметов» — вооруженные 1–2 пулеметами автомобили.



Идея вооружения пулеметом обычного автомобиля была давно известна — еще в 1889 г. в США полковник Р.П. Дэвидсон предложил поставить пулемет «Кольт» с бронещитом на четырехместный автомобиль. Британский энтузиаст Ф.Р. Симе в 1900 году разработал установку пулемета «Максим» на одноместный квадроцикл. В это же время русскому военному ведомству подобную машину предлагал инженер Б.Г. Луцкой. Установку пулеметов на автомобили учебной автороты планировали в России в 1911 году. Хотя в России автомобилей, как известно, было мало (на середину 1918 года — около 6,6 тыс., в Германии в это время только в рейхсвере их насчитывалось около 60 тыс.), да и дороги в основном были плохи, вооруженные автомобили нашли применение в Гражданской войне.
В дни Октябрьской революции посаженные на грузовики наскоро сколоченные отряды с винтовками и пулеметами оказались серьезным боевым средством — они могли быстро появляться в различных пунктах, часто решая этим исход боя.

( Продолжение - ниже)
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13905
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Зх, тачанка- Ростовчанка...

Сообщение EvMitkov » 27 мар 2013, 17:25

( Окончание)

В 1920 г. во время боев с белоказаками под Ростовом-на-Дону в районе хутора Волошин частям Первой конной армии преградила путь артиллерийская батарея противника. Тогда в бой ввели несколько грузовиков автобронеотряда им. Я.М.Свердлова, в кузовах которых было установлено по два пулемета «Максим». Перед экипажами двух машин была поставлена задача — разгромить артиллерийскую батарею, мешавшую продвижению войск. Автомобили, водителями которых были Е. Архипов и С. Пискунов, на максимальной скорости ворвались в расположение батареи врага и пулеметным огнем артиллерийские расчеты были практически мгновенно уничтожены. Успех автомобилистов помог общему наступлению.

Моторизованные «стрелково-пулеметные» отряды появлялись на протяжении всей Гражданской войны, где для этого имелся транспорт. А в ходе советско-польской войны возможности такого отряда продемонстрировал польский налет на Ковель 12–13 сентября 1920 г., в котором участвовали 45 грузовиков с пехотой и пулеметами.
Главком С.С. Каменев в 1922 году писал:
«Мы видели в минувшем периоде Гражданской войны неоднократное использование конницей… грузовиков, вооруженных пулеметами. Врангелевская же конница в этих случаях пользовалась даже легкими автомобилями, также вооруженными одним или двумя пулеметами».

Махно накануне своего разгрома в 1921 году располагал отрядом в 600 всадников при 25–30 пулеметах, а руководивший операцией против него Эйдеман использовал не только штатные пулеметы частей, но и бронеавтомобили и два автомобиля с пулеметами. Выделенные для борьбы с Махно части сосредотачивались в районе Недригайлова на подводах (стрелковые полки) и по железной дороге (истребительный отряд). В результате 27 июня отряд Махно был атакован с трех сторон и, понеся потери, вынужден был бежать. Преследование его велось летучими колоннами с теми же пулеметами на подводах.

Не напрасно орденами Красного Знамени были награждены пулеметчик Заволжского стрелкового полка И.С. Краселюк и другие пулеметчики полка «за отличия, оказанные в боях с бандами Махно 19, 21 и 31 января и 2 и 3 февраля 1921 г. под селами Каменка, Терна, Морозовка и дер. Юпановка», а также начальник бронемашины «Краснознаменец» В.К. Тальвик за отличия «в боях с бандами Махно в период с 9 июня по 30 августа 1921 г.» в районе г. Гуляй-Поле. В 1921 году автоотряды с пулеметами и бронеавтомобили применяли и при разгроме антоновского мятежа в Тамбовской губернии.
Тот же Каменев отмечал, что работа пулеметных бронеавтомобилей в форме «вылета для краткосрочного обстрела» давала хорошие результаты, особенно в конном бою.

В различные периоды Гражданской войны Красная Армия имела на вооружении от 150 до 216 бронеавтомобилей. За годы Гражданской войны сформировали и переформировали 83 автобронеотряда — линейных, входивших в состав стрелковых и кавалерийских дивизий, и отдельных, придаваемых Главным командованием фронтам, армиям и войскам ВЧК. На конец 1918 года в броневых силах РККА числилось 45 бронепоездов и 45 автобронеотрядов, на конец 1919-го — 58–60 бронепоездов и до 64 автобронеотрядов, на конец 1920-го — 71 бронепоезд и 80 автобронеотрядов плюс автотанковые отряды. Штат автоброневого отряда, надо отметить, сохранял схему, выработанную в ходе мировой войны, — один пушечный и три пулеметных бронеавтомобиля. Вместе они несли 1 орудие и до 8 пулеметов. Пулеметные бронеавтомобили и пулеметные части на автомобилях использовались и в борьбе с антоновским мятежом. Бронепоезда ударного (полевого) отряда несли по 12–20 пулеметов, огневой поддержки — 2–4.
Бронепоезда играли большую роль в боевых действиях, ведущихся вдоль железных дорог. В том числе — состоявшие только из пулеметных бронеплощадок, без артиллерийского вооружения. Значение таких пулеметов под защитой брони продемонстрировал, например, бронепоезд Добровольческой армии «Князь Пожарский» в бою за станцию Авдеевка 4 апреля 1919 г. В составе бронепаровоза и бронеплощадки на 4 станковых пулемета он продвинулся к станции, укрываясь в лощине между посадками вдоль железнодорожного полотна (для защиты от внезапных нападений на крыше бронеплощадки открыто поставили ручной пулемет) и интенсивным огнем нанес большие потери пехоте красных частей, остановив их наступление. После этого «Князь Пожарский» под огнем артиллерии благополучно отошел. 21 июня 1920 г. легкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» оказал существенную поддержку 13-й и дроздовской дивизиям в бою с конными частями Жлобы за город Большой Токмак, обстреливая пулеметным огнем окраину города.
Пулеметные команды бронепоездов нередко ссаживались с поезда для помощи пехоте в качестве обычных пулеметных команд.

С другой стороны, были случаи успешной борьбы пулеметов с бронесилами. Так, в журнале военных действий 1-го Томского стрелкового полка (Сибирская армия Временного Сибирского правительства) за 25 июля 1918 г. говорилось о бое с бронепоездом красных:

«Броневик противника подошел к мосту разъезда Солзан и открыл сильнейший артиллерийский огонь… Рота штабс-капитана Ерохина, в свою очередь, открыла сильный пулеметный и ружейный огонь и заставила броневик отойти назад».

Интересный пример есть в приказе РВСР № 545 от 18 ноября 1920 г. Приказ утверждал присуждение ордена Красного Знамени командиру взвода пулеметной команды 78-го стрелкового полка Г.И. Гаркуше
«...за то, что в бою 26 августа 1919 г. в Суджанском уезде Курской губ., когда прислуга неприятельского бронированного автомобиля делала вылазку, чтобы помочь своей цепи, тов. Гаркуша огнем своего пулемета заставил ее скрыться опять в автомобиль. Такие попытки неприятель делал неоднократно, и каждый раз названный товарищ принуждал его скрываться в автомобиль. Затем, когда подошедшей нашей цепью неприятель был отогнан, а автомобиль остался в наших руках, тов. Гаркуша вскочил в него и обратил бывший там пулемет в действие против врага».

Пулеметный огонь оставался главным в действиях бронеавтомобилей. В сентябре 1919 г. 32-й автоброневой отряд Красной Армии, действовавший совместно с 4-й кавалерийской дивизией в районе станции Казанская, преследуя отходившие колонны конного корпуса генерала Савельева, врезался в колонны и огнем пулеметов нанес противнику большие потери. Продолжая преследование, отряд захватил 5 орудий, бронепоезд, много пулеметов. В 1920 году 53-й Туркестанский автоброневой отряд участвовал в штурме крепости Старой Бухары. 1 сентября бронеавтомобиль командира отряда И.А. Ландина скрытно подъехал к стенам крепости и «ураганным огнем из оружия и пулеметов обстреливал в упор ворота и бойницы, чем не давал врагу перейти в контратаку; прикрыл выезд тяжелых батарей на передовую позицию и значительно облегчил подход к крепости нашим стрелковым частям» (из приказа о награждении Ландина орденом Красного Знамени).

В межвоенный период на состоящие на вооружении РККА тачанки по сравнению со все более массовой бронетехникой уже не казались такими грозными и "актуальными". Тем не менее - во всех армиях мира% и в РККА, и в вермахте, и у союзничков пулеметные тачанки во время войны испльзовались достаточно широко, именно в силу тех преимуществ в ТТХ над БТТ, о которых уже говорилось выше.


Вариант двухпулеметной тачанки РККА, снимок 30-х годов. Из архива Д.Гринюка


Тачанка по немецко-фашистки. Кстати, серийная IF.5 MG Wagen 36. 0


Американские тачанки в Италии 1943г


7 ноября 1941 г. тачанки в крайний раз прошли в парадном строю по Красной площади в Москве.
В крайний - но не в последний.
  
Повторить успех махновской тактики в новых условиях смогли только через 20 лет. Рейдовые операции на больших расстояниях стали возможными при появлении в армиях надежных, мощных и простых в обслуживании автомобилей.
В июне 1941 г. британский лейтенант Дэвид Стирлинг путем проб и ошибок начал создавать Специальную Авиадесантную Службу (SAS) и вместе с Группой дальнего действия в пустыне (Long Rang Desert Group) разработали новые тактические концепции применения спецчастей на таком специфическом ТВД, как Северная Африка.


  
Стирлинг и его бойцы, без сомнения, продемонстрировали, что в руках дерзких и отважных людей пулемет является столь же эффективным оружием наступления, сколь эффективным он был в оборонительных боях Первой мировой войны.
На машины устанавливались один-два направленных вперед и назад по ходу автомобиля спаренных 7,71мм авиационных пулемета "Виккерс", с магазинами на 100 патронов. На бортах дополнительно монтировались пулеметы "Виккерс" или "Льюис".
   Варианты вооружения были разнообразными. В машину загружали два-три пулемета "Брен", канистры с бензином и водой, патроны, гранаты. Патрули САС в составе двух-трех джипов и оснащенного пулеметами грузовика "Шевроле" могли оперировать в пустыне несколько недель.
   Мощное оружие позволяло в короткое время создать высокую плотность огня - до 2400 выстрелов в минуту. Когда позже на вооружении появились 12,7мм пулеметы "Браунинг" М2НВ, плотность огня достигла 5000 выстрелов/мин.
  
Вооруженный джип стал популярной идеей, хотя просто установка вооружения на автомобиль - не главное. Джипы первоначально использовались в пустыне, где, как и в таврической степи, большие расстояния давали простор для маневра. Однако в условиях других театров военных действий джипы уже не могли обойтись без бронирования, и превращались в обычные бронемашины, что лишало смысла их применение.
  
Поэтому пустынные джипы, как и тачанки, избегали столкновений с более сильным противником.
   После Второй мировой войны джипы, вооруженные пулеметами, стали излюбленной техникой небольших мобилных отрядов, укомплектованных профессионалами-военными с высоким уровнем подготовки.
   Кстати, создатель САС Д. Стирлинг, уволившись в запас в чине подполковника, создал и первую частную военную фирму "Уотчгард лимитед", которая со средины 50-х годов ХХ века стала оказывать охранные услуги арабским шейхам. Так что напрасно нас пугают "засилием наемных приватных армий".
Наемники были, есть и будут, это - профессия на века.
   Позже "наследниками Махно" стали израильтяне ( снимки их джипов "аустынных тачанок", сделанный нашим Володей Опенгеймом, а приводил в "Танковых музеях" у нас на форуме в рассказе о Латруне. Затем - повстанцы, оперирующие на просторах африканского района Сахель.
   Так, в Республике Чад после провозглашения независимости в 1960 власть взяли представители негроидной расы с юга страны. Вскоре на севере возникла оппозиция, из числа мусульман во главе с вождями арабских племен. Так в Чаде разгорелся внутренний конфликт, который тлеет и сегодня.
   Ситуация осложнилась вторжением ливийских войск, которые оккупировали часть территории Чада, и конфликт из гражданской войны перерос в войну против Ливии. Чаду грозила утрата территории, равной площади Франции.
   Ливийцы сначала ввели в пограничные районы контингент численностью 2000 чел., танки Т - 54/55/62, БТР, реактивные установки БМ-21 и ствольную артиллерию. Авиация Ливии базировалась в Аузу на севере Чада, откуда самолеты МиГ-23/25, Су-22 и Маркетти могли атаковать части противника.
   Силы сопротивления Ливии были вынуждены забыть распри, и в январе 1987 г. президент Хиссен Хабре (FANT) и оппозиционер Гуккуни Уэддей (FAP) создали союз. Перед лицом огневой мощи ливийцев чадские войска, как и махновцы, сделали ставку на мобильностью, избегая прямых столкновений и людских потерь. Такого рода действия они могли вести долго.
   В начале 1987 г. ливийские экспедиционные силы насчитывали уже 8000 чел. при 300 танках, однако к этому времени они потеряли своих местных союзников, которые выполняли функции разведки и атакующей пехоты. Без них ливийские гарнизоны оставались изолированными островками в пустыне. С другой стороны, силы FANT значительно укрепились и насчитывали 10.000 боеспособных солдат, имевших армаду быстроходных, приспособленных к условиям пустыни вездеходов Toyota. На машинах были смонтированы пулеметы, безоткатные орудия и установки ПТУРС Milan. Эти машины и дали название завершающей стадии боевых действий - Toyota War - война на ТОЙОТАХ.
  
2 января 1987 г. Хиссен Хабре начал отвоевывать северные районы Чада, захватив базу ливийцев в Фада. Командующий войсками Чада Хассан Джамус предпринял ряд молниеносных атак, блокируя ливийцев на их базах и нанося неожиданные удары со всех сторон. Эту стратегию он применил и в марте, нанеся поражения ливийцам в битвах в Бир Кора и Уади Дум. Ливийское командование было вынуждено отвести войска из северных районов Чада. Войска Чада впервые стали угрожать позициям Ливии в полосе Аузу. А 5 сентября силы того же года FANT впервые нанесли удар по территории Ливии, разгромив авиационную базу Маатен аль Саара. Лидер ливийской революции М. Каддафи был вынужден пойти на прекращение огня 11 сентября 1987 г.
 
  Командир чадских сил Хасан Джамусс, одержавший победы над ливийцами, стал приравниваться по славе к фельдмаршалу Роммелю, мастеру военных операций в пустыне. Войска Чада проявили инстинктивное и точное понимание того, когда следует проявлять осторожность, а когда можно действовать смело.
   После захвата 2 января 1987 г. Фады чадцы в течении 10 недель не нападали на гарнизон Уади-Дум. 19 марта бронетанковая колонна ливийцев покинула базу и была уничтожена. 20 марта колонна, которая вышла на помощь, также была уничтожена. Чадские разведчики заметили проходы в минных полях и 22 марта безопасно прошли по следам, и за 4 часа разгромили гарнизон. Против неповоротливых колонн ливийских войск защитники Чада применяли кавалерийские атаки на вооруженных автомобилях "Тойота".
   В апреле 1987 г. американские журналисты Майкл Рэду и Дэниел Пайпс писали
"Победа Чада над Ливией - победа и для США".
Только за первые три месяца 1987 г., радовались они, Ливия потеряла почти всю оккупированную территорию Чада, оружие на сумму от 500 млн. до 1 млрд. долларов и одну треть своих солдат.
  
Военные уроки Сахары имели важные последствия.
Во - первых, чрезвычайно сложное оружие в простой обстановке может скорее оказалось пассивом, а не активом. Ливийскую армию сокрушила сила, которую она значительно превосходила по численности и технике, поскольку умелый выбор времени, знание местности, хорошее руководство, высокий боевой дух и здравый смысл оказались важнее огромного арсенала лучших в мире танков, вертолетов и истребителей.
   Чадские силы продемонстрировали замечательные тактические нововведения, применив современный вариант тактики махновского налета. Они использовали вездеходы "Тойота", ПТУРС, ПЗРК, чтобы выбивать танки и другую БТТ противника. Успех был обеспечен творческим подходом, а не слепым следованием уставам.
  
Во - вторых, оказалось, чадскому пехотинцу для обучения обращению с зенитной ракетой или ПТУРС требуется не больше времени, чем европейцу или американцу. А иногда - МЕНЬШЕ. Это свидетельствовало о целесообразности привлечения иностранных военспецов ( "Донов Пердро") для работы со сложной техникой и подготовки местных солдат.
 
  В - третьих, западные эксперты получили доступ к советской технике - ракетам ПВО SAM-13, РЛС Flat Face, Spoon Rest, Strait Flash, что оправдывает и ОКУПАЕТ для Запада помощь Чаду. Победа в Чаде, как и на Гренаде, была невелика, но важна для американцев.
   Тактика, которую использовали в пустынной войне в Чаде, многим обязана тактике военных операций Нестора Махно, с той лишь разницей, что в роли тачанок выступали здесь выносливые вездеходы-внедорожники.

   Типичное боестолкновение, которое позволило нанести поражение ливийцам, стандартно выглядело следующим образом - атакующие войска несутся по пустыне на автомобилях, скорость которых достигает 100 км/час, поддерживая непрерывный огонь. Цель удара - разрезать колонну противника на две части, после чего "Тойоты" - как правило, их было с каждой стороны примерно по 100 машин - кружат и кружат на одном месте, ведя максимально интенсивный огонь до полного израсходования боекомплекта.
Впрочем, такие операции были возможны и удавались лишь в тех случаях, когда колонны были совершенно неправиьно организованы, разведка ни на каких уровнях не велась, о боевом охранении не шло и речи. О прикрытии с воздуха я вообще не говорю, хотя силы для этого имелись.
   В итоге пустыня на границе Ливии и Чада стала одним из кладбищ советской военной техники, оцененной в чуть более 1 миллиард долларов. Из-за некоторых противоречий с ливиским лидером в тот период, руководство СССР воздержалось посылать в район непосредственных боевых действий наших советских "специалистов", (тогда было достаточно и Афганистана, и Анголы, и Никарагуа, и Йемена с Эфиопией). "Донам Педро" поручалась подготовка ливийцев, проведение которой сами ливийские армейцы просто саботировали ( как в том же Египте в семидесятых). Иногда - наши "Доны Педро" своими силами осуществляли "мониторинг" в районах боевых действий, выполняя некоторые специальные задания СВОЕГО командования - и в этих случаях наши "69"-е и УАЗики с установленными огневыми средствами во многом давали фору "легендарным тойотам" - в чаастности, по проходимости и неприхотливости в пустыне. Техника выдерживала - главное - выдерживали бы люди.
Люди - выдерживали ТОЖЕ.
Кстати - по утверждениям тех же французов - "...советская техника не была хуже, просто она попала в неумелые руки трусливых и ленивых ливийских военных". А французские специалисты открыто восторгались надежностью захваченной техники, прекрасными инженерными решениями советских конструкторов.
События конца 1980-х годов отвлекли мировую общественность от итогов еще одной войны в пустыне. Но их необходимо помнить.
  
Вездеход "Тойта" стал рабочей лошадкой пустынной войны, в Чаде и соседних странах их можно увидеть буквально везде: от Западной Сахары до Судана. Машины продырявлены пулями, обычно с них сорваны все "ненужные" детали. При малейшей опасности бойцы и "приравненные к ним" набиваются в авто по 10 - 15 человек. Боеприпасы пакуют под сидением, оружие привязывают на все выступающие места с помощью веревок, а защитой служат - амулеты "грис-грис".
  
Так продолжается из раза в раз. Например, в феврале 2008 г. бойцы альянса трех повстанческих движений совершили внезапный рейд на столицу Чада Нджамену, в результате боев тогда погибли свыше 160 чел. В моторизованную колонну чадских повстанцев входило более 300 вооруженных машин
   По сообщению Afrik.Tv, в начале марте 2013 г. наблюдатели видели очередную колонну вооруженных джипов, которые через пустыню двигались в сторону Ливии. Различные источники подтвердили, что около 800 молодых туарегов, ветеранов повстанческих отрядов Мали, Нигера и Чада, оставшиеся без работы, направились на помощь ... тому, кто будет платить...
Впрочем - это уже для темы "Россия почти проиграла Ливию? МАЛИ о пощаде!".
"Инспект но мёрси", собственно говоря. Так что...

   ...Так что - Нестор Махно давно умер, но его дух и нынче мечется по пустыне на тачанках ХХI века...






  
По материалам
http://artofwar.ru/f/fedotow_a_m/text_0030.shtml
http://karabai96.livejournal.com/

С уважением, Евгений Митьков
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13905
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Роль отечественных оружейников в мировой истории.

Сообщение Andreas » 27 мар 2013, 18:08

Представляется необходимым разделить тактику действия "тачанок" (легковых автомобилей высокой проходимости, вооруженных пулеметами) на три случая:
- действия в конфликтах между туземцами;
- действия в конфликтах между туземцами и белыми людьми;
- действия между белыми и белыми людьми.
В первом случае применение "тачанок" эффективно.
Во втором случае эффективное применение "тачанок" возможно только со стороны белых людей, на стороне туземцев "тачанки" будут тотально уничтожаться беспилотниками (см. опыт Ирака и Афганистана).
Гораздо интереснее третий случай - применение "тачанок" заводского изготовления в военных конфликтах между современными вооруженными силами. Скорее всего, с целью уменьшения ущерба от уничтожения "тачанок" и увеличения их числа они должны быть упрощенной конструкции типа элементарной боевой платформы высокой проходимости без бронирования.
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10965
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: Роль отечественных оружейников в мировой истории.

Сообщение Dvu.ru-shnik » 27 мар 2013, 19:00

г-н Андреас, а вы не допускаете возможности применения "туземцами" тачанок, имеющих и свои беспилотники?
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 6949
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: Роль отечественных оружейников в мировой истории.

Сообщение Andreas » 27 мар 2013, 19:33

Сначала туземцы должны научиться эксплуатировать центры управления беспилотниками и самолеты-ретрансляторы, что для туземцев недоступно по определению.
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10965
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: Роль отечественных оружейников в мировой истории.

Сообщение Dvu.ru-shnik » 27 мар 2013, 19:51

Как-то поверхностно у вас получается.
Беспилотники могут быть не только Предаторами, но и малыми, для которых нет необходимости в самолётах-ретрансляторах центрах управления, базирующихся на автомобилях.
В остальном зусулы иногда и "железным капутом" управлять могут. Смотря что подразумевать под термином "туземец".
Иран и ядерную програму двигает у себя. Если под туземцами понимать мальчишей с копьями, то да, - ваша выкладка верна, а если того же самого чернокожего ЮАРовца, или туземного учёного из Сирии или Ирана, то позволю себе усомниться, что он не осилит джойстик управления БПЛА и кнопку "Сброс" или "Пуск".
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 6949
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: Роль отечественных оружейников в мировой истории.

Сообщение Andreas » 27 мар 2013, 21:57

К малому БПЛА необходима установка с ракетами, новодящимися по лазерному лучу.
Туземцы в подавляющем большинстве не переносят хлопот по обучению и поддержанию технологической дисциплины в процессе эксплуатации сложной военной техники. Их джентельменский набор: АК-47, РПГ-7, ДШК и Тойота-Лендкрузер.
Относительная продвинутость сирийцев и иранцев в случае вооруженного конфликта с белыми людьми сыграет отрицательную роль - после уничтожения высокоточным оружием центров управления и связи их армии опять превратятся в туземные (см. пример Ирака).
Главное - это не горы импортного вооружения, а менталитет туземцев (на данный момент средневековый).
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10965
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: Роль отечественных оружейников в мировой истории.

Сообщение Володя » 27 мар 2013, 23:47

Я бы не был так категоричен.Наши "туземцы" научились и ракеты делать,и стрелять ими,и попадать,что особенно плохо.И даже в ходе операции одной из самых продвинутых армий мира,ЦАХАЛ,с разными беспилотниками,большими и малыми,вооружёнными и не вооружёнными,боевыми вертолётами и самолётами,современными танками,БТРами,БМПТ,орудиями,современными средствами ПРО,туземцы умудрились навести много "шороху" и вреда.Так что не надо махать рукой на "туземцев".Они теперь тоже продвинутые.
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2710
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: Роль отечественных оружейников в мировой истории.

Сообщение Andreas » 28 мар 2013, 01:36

Первое в мире танковое гладкоствольное орудие


Петров Федор Федорович, в 1942 - 1974 гг. главный конструктор ОКБ-9 завода № 9 (Свердловск)

В начале 50-х годов основное вооружение средних танков в виде 100-мм танковых пушек считалось достаточным. В свердловском ОКБ-9 под руководством главного конструктора Ф.Ф.Петрова было разработано целое семейство 100-мм танковых пушек Д-10Т (Д-10Т — без стабилизатора, Д-10ТГ — с одноплоскостным стабилизатором, Д-10Т2С - с двухплоскостным стабилизатором), которые устанавливались на первые послевоенные средние танки семейства Т-54/Т-55. Для нового среднего танка в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 4169-1631 от 12.09.1952 г. в ОКБ-9 под руководством главного конструктора Ф.Ф.Петрова велись работы по созданию 100-мм танковой пушки улучшенной баллистики Д-54ТС с двухплоскостным стабилизатором вооружения. Пушка предназначалась для замены в производстве пушек семейства Д-10Т.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 880-524 «Об опытно-конструкторских работах по созданию нового среднего танка» от 06.05.1955 г. по утверждённым ГБТУ Тактико-техническими требованиями шли работы по созданию нового среднего танка с улучшенным харакетеристиками и новой 100-мм танковой пушкой Д-54ТС: в танковом КБ «отдел 60М» завода № 75 им. В.А.Малышева в Харькове под руководством главного конструктора А.А.Морозова шли разработка технического проекта танка «объект 430», в танковом КБ «отдел 520» завода № 183 в Нижнем Тагиле под руководством главного конструктора Л.Н.Карцева - технического проекта танка «объект 140».
К концу 60-х гг. положение стало критическим. Из-за новизны конструкции сроки проведения государственных испытаний откладывались, а отработка опытных образцов танка «объект 430» продолжалась; в 1958 г. после изготовления двух опытных образцов работы по танку «объект 140» были прекращены.
Однако появление в 1958 г. английской 105-мм нарезной танковой пушки L7А с новыми бронебойными подкалиберными снарядами (БСП) потребовало от руководства СССР срочных мер по созданию танков с усиленным вооружением, способным эффективно противостоять новым танкам НАТО. Пушка L7A имела очень длинный ствол (62 клб) и огромное по тем временам давление в канале ствола (5500 кг/см2). Заряжание пушки было унитарное, гильза состояла из сгорающего корпуса и несгораемого патрона. Стреловидный подкалиберный снаряд имел начальную скорость 1470 м/с и по бронепробиваемости существенно превосходил пушки семейства Д-10Т.
В 1958 г. была в артиллерийском КБ завод № 75 в г. Юрге была разработана 100-мм гладкоствольная противотанковая пушка Т-12 «Рапира» (шифр ГРАУ - 2А19). Впоследствии Т-12 «Рапира» была принята на вооружение Постановлением Совета Министров СССР № 749-311 от 19.07.1961 г. Руководство ГРАУ Минобороны СССР показало пушку Н.С.Хрущёву. Так как Т-12 «Рапира» (2А19) по своим характеристикам превосходила отечественные и зарубежные пушки, то сразу же появилась идея установить «Рапиру» в средний танк. Наиболее скорым решением (ввиду неготовности танка «объект 430») был запуск в серию с такой пушкой танка типа Т-54/Т-55.
К тому времени в танковом КБ «отдел 520» завода № 183 под руководством главного конструктора Л.Н.Карцева на базе узлов и агрегатов серийных танков Т-54/Т-55 были созданы опытные образцы среднего танка «объект 165» с 100-мм танковой пушкой Д-54ТС. Для проведения испытаний в 1958 г. на заводе № 183 были изготовлены три опытных танка «объект 165».
В своих воспоминаниях Л.Н.Карцев описывает это так:
Где-то в конце ноября 1958 г., как всегда срочно, меня вызывают в Москву. Выясняется, что незадолго до этого Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ) показало Н.С. Хрущеву новую 100-мм гладкоствольную противотанковую пушку. Хрущев задал вопрос: «Можно ли эту пушку установить на танк?» Ему ответили:«Можно». «Тогда давайте-ка в следующем году сделаем двести танков с этой пушкой».


Председатель Совета обороны СССР, Председатель Совета Министров СССР, Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев

Ознакомившись с чертежами пушки и выстрелов к ней, я сказал: «В танк эту пушку установить нельзя. В частности, выстрел имеет длину 1200 мм. Его в танке невозможно будет развернуть и зарядить. Максимальная длина выстрела должна быть не более 1100 мм. Если вы хотите быстро установить в танк гладкоствольную пушку, у нас есть «объект 165» с пушкой Д-54. У ствола этой пушки срежем нарезы, и калибр будет точно 115 мм».



Главный конструктор выстрелов В.В. Яворский начал говорить о том, что выстрел длиной 1100 мм будет иметь плохую баллистику и в полете будет кувыркаться. Военные стали меня пугать Хрущевым, на что я им ответил: «Если вы мне не верите, ведите меня к Хрущеву, я ему докажу, что ваша пушка в танк установлена быть не может!»
Целый день потратили на бесплодные разговоры. В одиночку пришлось бороться со всеми присутствующими на совещании, но к концу дня они сдались и приняли наше предложение о создании новых выстрелов калибра 115 мм, длиной 1100 мм, одинаковых по габаритам с выстрелами нарезной пушки. На другой день у разработчиков боеприпасов мы окончательно согласовали габаритные размеры выстрелов, и вечером я улетел к себе, так как у нас в это время работала комиссия по утверждению чертежей танка Т-55.



К опытно-конструкторским работам по данной теме в 1959 г. были привлечены:
- танковое КБ завода № 183 (главный конструктор Л.Н.Карцев) — средний танк «объект 166»,
- ОКБ-9 (главный конструктор Ф.Ф.Петров) — 115-мм гладкоствольная танковая пушка У-5ТС «Молот» (шифр ГРАУ - 2А20),
- НИИ-24 (главный конструктор выстрелов В.В.Яворский ) - выстрелы к пушке У-5ТС «Молот» с бронебойно-подкалиберным кумулятивным и осколочно-фугасным снарядами,
- ЦНИИ-173 (главный конструктор И.В.Погожев) — двухплоскостной стабилизатор вооружения 2Э15 «Метеор» пушки У-5ТС «Молот».
В результате ОКБ-9, сохранив все наружные габариты Д-54ТС и отказавшись от нарезов, увеличило калибр пушки со 100 до 115 мм. При этом демаскирующий при выстреле танк дульный тормоз с пушки был убран. Так появилась первая в мире гладкоствольная танковая пушка У-5ТС.
В составе опытного танка «объект 166» 115-мм танковая пушка У-5ТС «Молот» прошла полигонные испытания и постановлением Совета Министров СССР от 12.08.1961 г. № 729-305 танк и пушка были приняты на вооружение Советской Армии. После принятие на вооружение танк получил индекс Т-62.
Серийное производство 115-мм гладкоствольных танковых пушек было освоено на заводе № 9 в Севрдловске и заводе № 172 в Перми (впоследствии Пермский машиностроительный завод им. В.И.Ленина, сейчас — ОАО «Мотовилихинские заводы»). Пушка У-5ТС «Молот» (2А20) выпускалась серийно с 1962 по 1975 гг.

Основные тактико-технические характеристики (по состоянию на 1 янвая 1967 г.)
Шифр ГРАУ - 2А20.
Заводское обозначение - У-5ТС "Молот".
Создана - в 1959 г.
Принята на вооружение - в 1961 г.
Разработчик – ОКБ-9 завода № 9 в г. Свердловске.
Главный конструктор Ф.Ф.Петров.
Изготовитель – завод № 9 в г. Свердловске, завод № 172 в г. Перми.
Серийное производство – 1962 ... 1975 гг.
Применение:
– средний танк Т-62 ("объект 166") всех модификаций,
– опытный средний танк "объект 435" конструкции завода № 75 им. В.А.Малышева (на базе опытного среднего танка "объект 430").
Модификации - 115-мм танковая пушка Д-68 (шифр ГРАУ - 2А21) для среднего танка Т-64 (объект 432). Вариант пушки с выстрелами раздельного заряжания. Год создания - 1961 г. Год принятия на вооружение (в составе среднго танка Т-64) - 1966 г.
Тип пушки – гладкоствольная.
Калибр – 115 мм.
Длина ствола – 5700 мм (49,6 клб).
Полная длина ствола – 6050 мм.
Длина зарядной каморы – 732 мм.
Тип выстрела – унитарный.
Заряжание – ручное.
Затвор - клиновой, полуавтоматического типа, с горизонтально перемещающимся клином.
Полуавтоматика - механическая, пружинного типа.
Углы наведения:
- вертикального наведения – -6 град ... +16 град 30'',
- горизонтального наведения – 360 град.
Нормальная длина отката - 350 ... 415 мм.
Предельная длина отката - 430 мм.
Начальное давление в накатнике - 63 ... 65 кГ/кв. см.
Количество жтдкости в накатнике - 4,35 +/- 0,1 л.
Количество жидкости в трмозе отката - около 7 л.
Вес качающейся части пушки (без стабилизатора и механизма выброса стреляной гильзы) - 2315 кг.
Вес ствола с затвором и полуавтоматикой - 1810 кг.
Вес клина в собранном виде - 68 кг.
Вес подъёмного механизма - 56,5 кг.
Вес выстрела:
- с бронебойно-подкалиберным снарядом - 22 кг,
- с осколочно-фугасным снарядом - 28 кг,
- с осколочно-фугасным снарядом увеличенной дальности - 30,8 кг,
- с кумулятивным снарядом - 26 кг.
Скорострельность пушки – 4-5 выстр./мин.
Момент сдающего звена подъёмного механизма - 450 ... 550 кГ м.
Усилие на маховике подъёмного механизма (при установившшемся движении) - до 5 кГ.
Усилие на рукоятке ручного спуска - до 15 кГ.
Дальность прямого выстрела бронебойным подкалиберным снарядом при высоте цели 2,7 м - 2100 м.
Дальность прямого выстрела кумулятивным снарядом при высоте цели 2,7 м - 1200 м.
Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом - около 6000 м.
Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом увеличенной дальности - около 9500 м.
Вес бронебойного подкалиберного снаряда - 5,34 кг.
Вес кумулятивного снаряда - 12,97 кг.
Вес осколочно-фугасного снаряда - 14,86 кг.
Вес осколочно-фугасного снаряда увеличенной дальности - 17,86 кг.
Максимальное давление в канале ствола (с бронебойным подкалиберным снарядом) - 3650 кГ/кв. см.
Стабилизатор – 2Э15 «Метеор».
Прицел - ТШ2Б-41, танковый, телескопический.
Ночной прицел - ТПН-1.

Выстрелы с подкалиберными бронебойными снарядами БМЗ, БМ4 и БМ6 по своим тактико-техническим и боевым характеристикам практически равноценны, и стрельба ими велась при одинаковых установках прицела. Начальная скорость – 1615 м/с. Дальность прямого выстрела подкалиберным снарядом по цели высотой 2,7 м – 1870 м. Дальность стрельбы по танкам – около 2000 м.
Выстрел УБКЗ с кумулятивным снарядом имеет табличную дальность 3000 м, по движущимся целям им рекомендуется стрелять на 1500 м. Дальность прямого выстрела при высоте цели 2,7 м для кумулятивного снаряда-1200м,начальная скорость – около 900 м/с.
Кумулятивные снаряды БК4 и БК4М различаются только материалом кумулятивной воронки: БК4 имеет воронку из стали, а БК4М – из меди. Снаряд с медной воронкой имеет несколько лучшую бронепробиваемость, чем снаряде воронкой из стали.
Пушка У-5ТС была принята на вооружение с осколочно-фугасным снарядом ОФ11, имевшим начальную скорость 905 м/с и дальность 5800 м при угле +16°. Позже был принят снаряд «увеличенной дальности» ОФ18. Его дальность стрельбы – 9500 м при угле 16°.
Для всех выстрелов пушки У-5ТС используются одинаковые гильзы: стальная 4Г9 весом 7,95 кг или латунная 4Г10А весом 8,45 кг. Выстрелы с подкалиберными снарядами комплектуются только латунными гильзами, как более надежными.
Образцы боеприпасов к 115-мм танковой пушке У-5ТС «Молот» (2А20)

"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10965
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Пред.След.

Вернуться в Военная история

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3