"...Болванка вдарила по танку..."

Темы по военной истории

Re: Крупнейшие танковые драки Второй Мировой

Сообщение EvMitkov » 04 янв 2013, 23:53

Я в курсе, Старый :mrgreen:
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14702
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Крупнейшие танковые драки Второй Мировой

Сообщение Володя » 05 янв 2013, 01:46

Андрей,Вы ошиблись в названии нас.пункта.Не Сенна,а правильно Сенно,и описываются танковые бои " у Сенно",и ни как иначе.
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2747
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: Крупнейшие танковые драки Второй Мировой

Сообщение Andreas » 05 янв 2013, 02:14

Не спорю, Вам видней.
Но Яндекс-Карты почему-то выдает название как Сенна - населенный пункт и Сенна - река. Вероятно, окончание на "а" - это транскрипция на русском языке, окончание на "о" - на белорусском.
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

"...Болванка вдарила по танку..."

Сообщение EvMitkov » 10 окт 2014, 20:14

Доброго времени суток всем.

Строка песни, которая легла в заголовок темы, вряд ли хоть кому-нибуть в нашей стране незнакома.
В этой песне нет ни слова ни о том, какой тип машины, каков калибр ее клистира, каково бронирование.... Она - О ЛЮДЯХ. Тех людях, которые - под броней.
О тех, кто опытен или еще зелен, совсем молод - или уже накопил годков за спиной.
Эта песня - о танкистах. Об их ратном труде. Невидимым и непонимаемым сегодня многим современным людям, знакомым с действием танка по симуляторам, по интернету...

Но в каждой машине всегда сидят и действуют - ЛЮДИ. Которым свойственно и бесстрашие, и страх; и ошибки, и какая-то звериная интуиция. И - самоотверженность - и малодушие... Все то, что свойственно человеку, и в обычной жизни - и особенно в спрессованности боя.

Мы много говорили об этом в нашей Кают-Кампании. Приводили много примеров - практически в каждой теме. И - примеры ( именно ПРИМЕРЫ!) фантастического героизма, и примеры трусости, и примеры высочайшей воинской доблести и искуства, и - случаи, которые могут быть позором для любой армии любой страны. Даже для Америки, и так не шибко избалованной героизмом своих солдат...

И вот сегодня, с переданным мне нашим
Сергеем- Гришу материалом, я принял решение открыть отдельную тему.
И в начало ее положить Серегин материал.


Снимки, которые я вставлю в материал - к самим героям материала не имею никакого отношения и использованы для иллюстрации и самого того времени - и людей в нем


УЗНИКИ КОНСЕРВНОЙ БАНКИ.

Влад Смирнов

Начнем издалека. Представь, что ты застрял в лифте на 72 часа. Казалось бы, экстремально? А теперь представь, что вместо лифта — раскаленный танк, из напитков в твоем распоряжении только техническая вода из радиатора, лицо у тебя разнесло шрапнелью, а еще тебе надо сдерживать наступление немецкого фронта с помощью пулемета Льюиса! Вот это мы называем «экстремально».



...Ночь на 22 августа 1917 года около деревушки Пашендаль была сырой и холодной. Две армии, немецкая и союзная, стояли напротив друг друга. Военные действия на этих проклятых богом болотах продолжались уже месяц: союзники под британским командованием прорывались к базам немецких подводных лодок у берегов Северного моря. Когда-то тут были бескрайние аккуратные зеленые поля, осушенные многолетним трудом бельгийских фермеров. Однако дренажные каналы были давно заброшены, к тому же дождь этим летом шел почти не переставая, так что сухая холмистая местность превратилась в непроходимые топи, в которых бесследно исчезали трупы людей и лошадей. Тысячи человек уже погибли здесь в июле, когда немцы впервые применили иприт. Десятки тысяч еще погибнут до ноября, когда союзники отступят, так и не сумев взять холмы. Само место казалось отравленным...

Наступление

В британском штабе совещались всю ночь. К утру, за час до рассвета, было назначено большое танковое наступ­ление союзных войск. Танки Mark IV, новейшие тяжелые боевые машины, недавно поступившие в распоряжение армии, впечатляли одним своим видом. Несколько дней назад их привезли на линию фронта. Казалось, эти монстры запросто прорвут немецкую оборону и быстро дойдут до самого моря.


Танк MARK IV
Годы выпуска Май 1917 — декабрь 1918
Вес 28 т
Размеры 8,05х4,12 м
Количество выпущенных единиц 1220
Толщина брони 12мм
Мощность двигателя 125 л.с.
Скорость на шоссе 6,4 км/ч


Британский тяжелый танк. Оснащен пулеметами Льюиса. «Самцы» были дополнительно вооружены двумя 6-фунтовыми пушками Гочкиса. На Mark IV впервые применялась фашина — несколько трехметровых балок на цепях, которые перекидывали через рвы, чтобы облегчить прохождение машины. Также Mark IV был оснащен балкой для самовытаскивания. Использовался почти исключительно во время Первой мировой войны. После провала под Пашендалем боевые машины были несколько реабилитированы в битве при Камбре, в которой участвовало 460 танков.

Это была самая защищенная консервная банка на свете

Тем временем те, кому предстояло совершить исторический прорыв, экипажи боевых танков, спокойно спали, завернувшись в одеяла. Война анестезирует нервы, и даже накануне такого ответственного события солдат легко проваливается в целительное небытие, пользуясь редкими минутами затишья. Спал и весельчак капитан Дональд Ричардсон со своим экипажем. Для них этот выезд должен был стать первым. Танк бывшего бакалейщика Дональда носил гордое имя «Фрай Бентос» — именно так называлась лучшая тушенка на довоенном складе Ричардсона. «Фрай Бентос» был «самец». В британской классификации это означало, что помимо двух пулеметов Льюиса в его боковых башнях были установлены дополнительные 6-фунтовые (57-миллиметровые) пушки-гаубицы. В общем, по заявлению капитана, это была «самая защищенная консервная банка на свете». И он был совершенно прав.

В предрассветных сумерках танки и пехота начали наступление. Боевой задачей танков было уничтожение бывших фермерских домиков за грядой холмов, которые немцы превратили в укрепленные бункеры. Почти сразу стало понятно, что реальность кардинально отличается от оптимистических планов командования. Танки и люди двигались очень медленно, увязая в грязи. Дождь шел всю ночь, и пашендальские болота предстали во всем своем непроходимом великолепии. Немцы проснулись и начали активно обороняться. «Фрай Бентос» шел первым, вел огонь из всех орудий и казался неуязвимым. И вот уже первая цель — ферма Сомме — была уничтожена! Танк развернулся в сторону фермы Галлиполи. В азарте боя его экипаж не заметил, что другие машины буксовали далеко позади. В какой-то момент осколки шрапнели влетели в смотровую щель. Ричардсон отшатнулся, задел локтем за рычаг, «Фрай Бентос» рванулся вперед и завалился на правый бок.



Дональд быстро успокоил экипаж. «Ребята, штатная ситуация! Нам надо выбраться наружу через верхний люк, отсоединить буксовочную балку, вставить ее под гусеницу — и мы возвращаемся в исходное положение! Кто пойдет?» «Я!» — мгновенно отозвался рядовой Брэйди. Он был самым горячим из новичков. Без лишних разговоров Брэйди открыл люк, вылез наружу, начал откреплять балку, и... был мгновенно убит немецким снайпером. Самое ужасное состояло в том, что Брэйди выпустил из рук балку и она легла поперек бокового люка, заблокировав выход.

[list=]В ловушке[/list]

Смерть Брэйди быстро отрезвила всех. Ричардсон оценил ситуацию. «Фрай Бентос» оказался в одиночестве, до него так и не дошли ни британская пехота, ни остальные танки. Он застрял, выбираясь из огромной воронки, и лежал в своеобразном окопе, откуда мог стрелять по неприятелю из боковой пушки, оказавшейся теперь наверху. Рядом с этой пушкой был единственный незаблокированный выход наружу. Однако воспользоваться им — значит выбраться на танк, стоящий посреди поля боя и со всех сторон окруженный немцами, ведущими огонь. Тем не менее 12-миллиметровая броня надежно защищала «Фрай» от любых снарядов. Так началась самая длинная в истории военных действий осада танка.

Достоверно известно, что «Фрай Бентос» продолжал вести огонь все утро, пока британская пехота и танки безуспешно пытались штурмовать немецкие позиции. Более того, ему удалось уничтожить все близлежащие немецкие огневые точки! К двум часам дня, когда выстрелы вокруг несколько поутихли, на экипаж героического танка обрушилась новая напасть: погода в Пашендале явно решила выступить не на их стороне: день боя выдался на редкость ясным и жарким. 28-тонная консервная банка, и без того разогретая двумя «Льюисами» с воздушным охлаждением, раскалилась на солнце. Запасы питьевой воды стремительно сокращались. К этому моменту Хилл и один из пулеметчиков были ранены осколками шрапнели, залетевшими в смотровую щель. Их раны обостряли жажду. Капитан Ричардсон принял решение еще раз попробовать сдвинуть танк и выбраться из грязи.
Началась самая длинная в истории военных действий осада танка



Повинуясь командиру, «Фрай Бентос» завелся, зарычал, рванулся — и неожиданно резко накренился дальше вправо, вогнав казенник нижней пушки в грудь пулеметчика Бадда и проломив ему ребра. Из экипажа осталось семеро — с одним трупом снаружи и одним внутри раскаленной консервной банки...



Ночь

Близился вечер. Вдруг в танк ударил снаряд, запущенный явно со своих, британских позиций! «Что это за фокусы?» — экипаж с недоумением смотрел на командира. «Я знал, что так будет, ребята, — сказал Ричардсон. — Они видят, что мы прекратили огонь, и думают, что никого не осталось в живых. Теперь они будут пытаться уничтожить танк, чтобы он не попал к немцам. Mark IV — это новейшее оружие нашей армии». Сумерки принесли облегчение хотя бы от жары. Тело Бадда отнесли в угол и прикрыли тряпкой. Раненых перевязали. Семеро танкистов разделили паек — галеты и те самые мясные консервы, роль которых теперь по иронии судьбы и им самим пришлось исполнять

«Скоро станет темно, — сказал сержант Миссен. — Я считаю, можно попытаться выбраться наружу и добраться до своих, чтобы сообщить им о нашем положении и хотя бы прекратить огонь с той стороны». Капитан Ричардсон одобрил этот план. С наступлением темноты Миссен приоткрыл верхний люк и выскользнул в неизвестность. Он дошел до своих и стал первым спасшимся членом экипажа. К утру свой огонь по танку прекратился.
Танкисты вскрыли радиатор и стали пить техническую воду

Тем временем шестеро оставшихся всю ночь отстреливались от немцев. Стрельба помогала согреться: ночью железный танк оказался чертовски холодным местом. Ближе к утру все снова стихло. Изможденные пулеметчики клевали носом, как вдруг верхний люк распахнулся и в предрассветных сумерках обозначился силуэт немца с гранатой! Ричардсон мгновенно вскинулся и выстрелил в него из револьвера, так что враг не успел даже бросить гранату и прямо с ней скатился вниз. Рядом с танком раздался глухой взрыв. Сон с танкистов как рукой сняло. «С добрым утром!» — приветствовал их Ричардсон.

Осада

Наступающий день снова обещал быть ясным и жарким. Запасы воды подошли к концу. Танкисты вскрыли радиатор и стали пить техническую жидкость.

Однако боеприпасов все еще было достаточно, чтобы вести огонь из пушки и обоих «Льюисов». При этом оказалось, что «Фрай Бентос» занимает ключевую позицию: один танк мог сдерживать целый фланг неприятеля! Танковая атака британцев захлебнулась в болотах, тем не менее пехота и артиллерия продолжали поддерживать несгибаемый «Фрай Бентос» на передовой. Ричардсон понимал, что от их стойкости в этот момент зависит успех всей кампании. Нет, они не собирались сдаваться!



Это был бой на пределе человеческих возможностей. К полудню воздух опять раскалился. Запах шести живых танкистов и одного мертвого не способствовал общей концентрации, и Ричардсон принял решение по очереди придерживать верхний люк в приоткрытом состоянии — это также давало обзор задней части танка. Следует понимать, что «придерживать» нужно было армированную плиту 1 х 0,6 м! Рядовой Трю во время исполнения миссии атланта получил заряд шрапнели в лицо.

К вечеру ранены были пятеро. Но немцы не могли пройти дьявольскую консервную банку! За день танк отразил две атаки. Ночью удалось сдержать еще одну.


Освобождение

Третье утро застало танкистов все в том же положении. Косой луч солнца через смотровую щель, последние галеты, по глотку технической воды, руки дрожат и кружка стучит о зубы. Они должны были умереть уже давно. Иногда казалось, что уже умерли. И все-таки основная проблема состояла в том, что у них заканчивались боеприпасы. И тут оказалось... немцы сдались! Сдались первыми! В тот день не было ни одной прямой атаки на танк, только отдаленные выстрелы! Передовая сместилась в другое место.

«Ну что же, ребята, нам пора уходить», – сказал капитан Ричардсон после полудня.

Однако уходить можно было только в темноте, потому что бой все еще продолжался неподалеку. Дождаться ночи почти в полном бездействии, по очереди лишаясь чувств от ран и обезвоживания, задыхаясь, пытаясь дремать и просыпаясь от боли... Это была финишная прямая, и все шестеро сумели пройти ее до конца. Более того, выбравшись из танка, шатаясь и пригибаясь к земле, экипаж танка выволок и дотащил до своих два «Льюиса», как того требовали предписания. И только сдав их под расписку, капитан Ричардсон с чувством выполненного долга потерял сознание.

Отоспавшаяся и подлечившаяся боевая команда «Фрай Бентос» получила высшие награды британской армии и стала самым титулованным танковым экипажем за всю историю Первой мировой войны. Ну а что же битва при Пашендале? Увы, она закончилась провалом и отступлением союзных войск. Именно тогда британцы разуверились во всесокрушающей силе танков, которые просто-напросто завязли в бельгийской грязи. Так что подвиг наших героев имел значение только как образец бессмысленной храбрости, которая делает этот мир таким любопытным местом.

http://read-this-text.blogspot.ru/2014/ ... _6984.html

Что любопытно:

В британских архивах действиетльно существует подтверждение этому бою.
Летом 1917 года недалеко от бельгийской деревни Пашендейл в Западной Фландрии встретились союзная армия под британским командованием и войска Германии. Во время очередной атаки союзников на немецкие позиции 22 августа в бой пошли восемь тяжелых танков Mark IV. Все они так или иначе были выведены из строя огнем неприятеля.



Один из танков, который экипаж прозвал Фрай Бентос, попал в воронку от бомбы, намертво застряв в грязи. Обе его пушки оказались бесполезны – одна уперлась в землю, а другая смотрела в небеса. Это произошло недалеко от немецких позиций на клочке земли, который тщетно пыталась завоевать та и другая сторона

Рядовой Брэйди вызвался выбраться наружу, чтобы выяснить, можно ли как-то вытащить танк из западни. В этот момент на танк обрушился пулеметный и минометный огонь германцев, которым Брэйди был убит. Его тело упало на люк танка, и остальные члены экипажа оказались заперты в бронированной машине.
Танк застрял таким образом, что оказался очень трудной мишенью для немецких наводчиков, которые не могли ударить по нему прямой наводкой. Да и немцам было не с руки уничтожать машину, ведь ее можно было захватить – Mark IV был желанным трофеем.
Понимали это и британские войска, которые попытались встречным огнем прикрыть танк, чтобы потом вытащить его.
Немецкие атаки вновь и вновь накатывались на Фрая Бентоса, и с каждым разом отбивать их становилось все труднее. На третий день вынужденного пребывания в танке, у экипажа закончилась вода, поэтому им пришлось пить воду из радиатора. Боеприпасы подходили к концу, а несколько членов команды получили различные ранения.
Положение экипажа стало критическим, когда британское командование приняло решение уничтожить танк огнем собственной артиллерии, чтобы он не достался врагу.
С наступлением ночи капитан Дональд Ричардсон и младший лейтенант Джордж Хилл приняли решение попытаться выбраться из танка и пробраться к своим – к тому моменту тело рядового Брейди уже было отброшено с люка неприятелями, которые предприняли попытку забросить внутрь танка ручную гранату. Один за другим солдаты и офицеры ползком добрались до своих позиций.
Все члены экипажа впоследствии были представлены к наградам. Два Военных креста, две медали «За доблестное поведение» и четыре Воинских медали стали лучшим результатом для танкового экипажа за всю историю той войны.
«Танки были новым словом в военном деле во время Первой мировой войны. Капитан Ричардсон и младший лейтенант Хилл возглавили танковую атаку, в которой приняли участие восемь машин, и под огнем германской артиллерии уцелел только их танк. Просто поразительно, как им удалось в течение 72 часов практически в одиночку отбивать атаки немцев. Особенно, если вспомнить, что у них было лишь табельное оружие»
Дебра Четфилд (Debra Chatfield).
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14702
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: "...Болванка вдарила по танку..."

Сообщение EvMitkov » 12 мар 2015, 00:25

Является ли постановкой танковая дуэль 6 марта 1945 года в Кельне?

Доброго времени суток всем.

Как обычно - в "анналы своей военной славы и истории" (чуть было не сказал "аналы" :mrgreen: ) янки любят включать великие подвиги и свкршения своих героических солдат-освободитетей Европы и победителей Гитлера.
Ведь именно США (ежели кто не знает) сломали хребет всему вермахту и Гудериану лично (об этом столько фильмов снято - что затраты на них на сегодня выче, чем затраты янкиз-гайз на свои реальные боевые действия в Европе)
В последнем киношедевре "Ярость" бравый танкист Бред Питт громит ворогов денно и ношно, неутомимо и несгибаемо.
Так вот:

В легенды о мощи америаньских броневил давным-давно вошел один эпизод марта 1945. Эпизод этот упоминается во многих "серьезных западных исторических источниках", обычно в привязке к тому, что бронетехника американцев равных себе не имела.
Ладно.
По поводу действительно удачного танка-солдата "Шермана" мы говорили много. разбирали не просто по полочкам, но по винтикам и гаечкам и эту машинку, и её боевую эксплуатацию, и в период ВМВ, и после.
Но "Кнльнский эпизод" привязывается не к "Шерману".
Он привязывается к "Першингу М26".
Мол - :
Танк Першинг для танкостроения стал эпохальным.
Именно М26 во многом определил развитие послевоенной танковой мысли и послужил отправной точкой при создании боевых машин нового поколения.



Першинг активно модифицировался, и послужил базой для целого семейства всевозможной бронетехники.


Танк M26 «Першинг» прибыл в американскую армию, которая в этот период вела боевые действия в Европе, в начале 1945 года.
Свое боевое крещение он получил в кратковременном бою в Руре 25 февраля этого же года в ходе Маас-Рейнской операции (Рейнландская кампания) союзных войск в бою за город Эльсдорф.

В этом бою выдвинувшийся в разведку «Тигр» из состава немецкой 9-й танковой дивизии на окраине этого города подбил два «Першинга» с бортовыми именами «Fireball» и «Firefly».

В дальнейшем «Першинги» применялись в боях американских войск вплоть до окончания Второй мировой войны в Европе.

Наиболее известным удачным применением танков этого типа во Второй мировой войне стал бой в районе Кельнского собора 6 марта 1945 года, в ходе которого танк М26 «Першинг» подбил немецкую «Пантеру», до этого подбившую «Шерман»



Подбитый на окраинах Эльсдорфа 23 февраля 1945 года американский танк «Першинг» ( М26 Pershing) с бортовым именем «Fireball»

Сам М26 я подробно постараюсь разобрать ниже, а пока к самому эпизоду. Что ж произошло такого 6 марта 1945-го года, чтобы выбитая "Пантера" стала "эпохальным событием" для бравых американских бронеходчиков?
Нам, совкам, ватникам и вааще врагам американцев - веры никакой нету.
Мы считаем Саласпилс - концлагерем, Бандеру и Власова - предателями, больше того!
Мы со всей своей азиатской наглостью и неуважением к США всерьез полагаем что именно СССР, РККА, наши отцы и деды разгромили Третий Рейх и его саттелитов, а союзнички подтянулись по сути к шапочному разбору.
В основном для того, чтобы урвать свой кусок пирога, пока совсем не поздно.

Потому обращусь к источнику, который пророссийским назвать ну - никак нельзя.

Согласно официальной историографии, 70 лет назад, в Кельне, произошла танковая дуэль между немецким танком "Пантера", который ранее уже уничтожил танк "Шерман", и американским "Першинг".
О самой Т-5 "Пантере" ее ТТХ, боевых качествах, мы говорили более, чем подробно, вплоть до публикации на нашем форуме ПТЭ и ИПТТЭ к этой машине.
О "Першинге буду говорить ниже и по ходу дела.
Снимки к материалу часть из "бундесархива" гансов, частью - от союзничков, частью - из моего архива.

Итак,
6 марта 2015 года, в годовщину этого боя, германский 'Dit Welt' публикует статью, в которой Свен Келлерхоф отвечает на вопрос: была ли вообще дуэль танков или все это является постановкой?
Он пишет:
"Фотографии сражения немецкого танка "Пантера" и американского "Першинга" 6 марта 1945 года подозревают в фальсификации. Но независимый ученый Дирк Люрбке (Dierk Lürbke) считает, что напрасно".



Сгоревший танк "Пантера" около Кельнского собора, 6 марта 1945 года.

Обломки, всюду только обломки. В полдень 6 марта 1945 года центр города Кельн, некогда гордой рейнской метрополии, состоял лишь из расстрелянных, выгоревших, обрушившихся домов. Две башни собора были также повреждены. Все же в обломках была опасность, так как они предлагали превосходное укрытие вражеским солдатам. Поэтому рота 'F' 32-го Танкового полка при продвижении в центре города была осторожна: два "Шермана" прикрывали их путь по улице Комёдиенштрассе в направлении Рейна.

Американская моторизованная пехота продвигалась вперед медленным темпом. Вскоре после 14 часов большие горы обломков преградили дальнейший путь двум танкам. Они остановились, чтобы подождать инженерные войска с тяжелой техникой. Но внезапно два снаряда попали в правый "Шерман", который сразу же загорелся. Трое из пяти членов экипажа погибли мгновенно или умерли через некоторое время. Из руин Кельнского главного вокзала вел огонь немецкий танк "Пантера".

При продвижении к центру города Кёльн, американских солдат сопровождали несколько военных корреспондентов: Майк Левин (Mike Levin) службы новостей Overseas, Эрик Шваб (Eric Schwab) французского информационного агентства AFP, Алан Джексон (Alan Jackson) из International News Service, а также фотограф Фред Рамаж (Fred Ramage), и несколько операторов, например, Джим Бейтс (Jim Bates).

Так как на месте было много репортеров, попадание в "Шерман" было всесторонне задокументировано - а также то, что последовало. Последующее сражение из-за необычно большого количества изображений стало всемирно известно, как "танковая дуэль в Кельне".


Один из членов экипажа убитого "шермана"

Но было ли противостояние вообще?
Или это постановка?


Это утверждает кельнский журналист Герман Рейндорф (Hermann Rheindorf), по крайней мере, в течение нескольких лет. В 2008 году он вызвал волнение в местных средствах массовой информации, когда несколькими DVD он попытался обосновать свое утверждение.

Тезисы Рейндорфа не успокоили 52-летнего юриста Дирка Люрбке (Dierk Lürbke). "Фотографии танковой дуэли у Кельнского собора всегда имели особую привлекательность для меня", - сказал он газете "Welt". Около десяти лет этот непрофессиональный историк исследовал и публиковал результаты своего тщательного расследования на своем сайте из десятков страниц.

"Именно потому, что снимки неоднократно упрекали, считали чисто американской пропагандой, я хотел узнать, как дошло до этой финальной смертельной схватки у собора"
, - объясняет Люрбке свой интерес. В результате можно констатировать: танковая дуэль на самом деле произошла во второй половине дня 6 марта 1945 года - и именно так, как это зафиксировано на фотографиях и фильмах. Снимки - не постановка, все без исключения реально.


Место танковой дуэли: 1945 год и 2013. Фото: Dierk Lürbke.

После рокового попадания в танк "Шерман", оставшиеся в живых солдаты 'F'-роты, немного отступили. Так как "Пантера", по сумме всех качеств, пожалуй, был лучшим боевым танком Второй мировой войны, уважаемым и опасным противником.

По почти параллельно проходящим с Комёдинштрассе улицам Гереонштрассе и Ан ден Доминиканерн одновременно продвигались солдаты роды "E" 32-го Танкового полка.

Во главе находился тяжелый американский танк нового типа "Першинг", один из немногих. По габаритам танк был почти такой же, как "Пантера", но сильнее вооружен 90-мм пушкой, хотя и немного более медленной. Тем не менее, это не имело никакого значения в уличных боях.



Кельн, 1945-й





Командир танка Pershing Роберт Эрли (Robert Early) знал, что он должен стрелять по немецкому танку как можно скорее.
Мосты через Рейн были уже взорваны, поэтому отступление для экипажа "Пантеры" было невозможно. Они будут сражаться до тех пор, пока есть боеприпасы или пока не будут подбиты, во всяком случае из этого должны были исходить американские солдаты.

Роберт Эрли покинул свою машину, чтобы оценить обстановку, оператор Джим Бейтс сопровождал его. После недолгих поисков, они нашли идеальный наблюдательный пункт в бывшем доме немецко-фашистской организации "Deutsche Arbeitsfront" на перекрестке Марцеленшрассе.
Здесь Бейтс установил свою камеру.
Всего в 120 метрах, в конце Марцеленшрассе, "Пантера" заняла позицию за большой грудой щебня, ожидая, чтобы подбить следующую американскую бронетехнику, которая шла по Комёдинштрассе.

Роберт Эрли не хотел это позволить - он приказал "Першингу" двигаться. Несколько позже тяжелый танк показался на перекрестке.
Немецкие противники, по-видимому, поняли, что справа от них что-то происходит; во всяком случае, они повернули башню. Только тот, кто стрелял первым, имел шанс. Но командир "Пантеры", оберлейтенант Вильгельм Бартельборт (Wilhelm Bartelborth) медлил: другой танк не выглядел, как "Шерман". А может это - немецкая машина?



Экипаж американского танка (слева-направо) : Asst. Driver - Homer Davis, Tank Commander - Robert Early, Gunner - Clarence Smoyer, Driver - William McVey, Asst. Gunner - John Deriggi.

Капрал Кларенс Смойер (Clarence Smoyer), наводчик танка "Першинг", не ждал. Он выстрелил, когда танк еще двигался.
Прямое попадание: "Пантера" больше была небоеспособна. Смойер выстрелил второй раз, и немецкий танк загорелся. Двух солдат разорвало на части. Трое других спаслись, но один умер в больнице. Вильгельм Бартельборт (Wilhelm Bartelborth) и Кениг (Koenig) выжили; для них Вторая мировая война заканчивалась после этой дуэли. Подбитая "Пантера" была, вероятно, самым фотографируемым военным трофеем в Кельне, и вошла вместе с историей о драматической конфронтации в коллективную память города.





Благодаря тщательному исследованию Дирка Люрбке, несмотря на другие заявления, теперь ясно: документальные фильмы и книги - это не какие-то постановочные изображения. Это реальность, произошедшая 6 марта 1945 года, в грудах обломков, которыми в то время был Кёльн.


Источники:

Als sich am Kölner Dom zwei Panzer duellierten; автор - Sven Felix Kellerhoff.

http://www.welt.de/geschichte/zweiter-w ... erten.html
Фото: Panzerduell am Dom - 6. März 1945.
http://www.panzerduell.de/

phpBB [video]


Вот такие пирожки...
Сколько ж гансовская техника в янкиз и томм страху вбила с 1944-го по 1945-й, когда, даже при нехватке топлива опытных экипажей и боеприпасов, (Восточный Фронт уже ЧЕТЫРЕ ГОДА пожирал всё) победа трех танков с пехотой над одиночной "Пантерой" прославлЯется как "великий подвиг американских танкистов"...

И - после такого ОНИ собираться ВОЕВАТЬ С НАМИ?

Но я собирался поговорить еще и о "светоче мирового танкостроения" "Першинге М26"



Так же как и армии других западных стран в то время, в отличие от СССР и Германии, армия США предусматривала применение танков для двух основных целей: поддержки пехоты и прорыва укреплений противника.

С 1942 года и до конца Второй мировой войны для двух целей использовался танк M4 «Шерман», в большей степени являвшийся «мэйн-баттл тэнк» танком. Между тем, пехота для своих задач НПП предпочла бы иметь танк сильнее бронированный и более мощно вооружённый, даже за счёт снижения ходовых качеств.

Поэтому осенью 1942 года в службе вооружения армии США начали разрабатывать проект «пехотно-ориентированного танка», чья конструкция была бы более универсальной, чем у британских пехотных танков сходных задач, того же "Черчилля".

Главной задачей проекта стало создание танка с боевой массой не превышающей 32 тонны, 75 мм. пушкой, лобовой бронёй не менее 100 мм и скоростью не менее 40 км/ч.
В течение следующих двух лет были созданы различные прототипы: T20, T22, T23, T25 и T26. На них применялись различные варианты вооружения, трансмиссии и подвески.

На T23 испытывалась электрическая трансмиссия разработанная General Electric.
Электрическая система была слишком тяжелой, поэтому разработчики остановились на гидравлической трансмиссии с гидротрансформатором производства General Motors. Создатели также экспериментировали с механизмом автозаряжания, однако он оказался ненадёжным и от него пришлось отказаться.

В качестве двигателя был выбран новый бензиновый двигатель Ford, созданный специально для танков.
Мощный новый двигатель позволил последней модели развить скорость по шоссе в 48 км/ч. Для нового танка также была применена торсионная подвеска. M26 получил шесть опорных катков и пять поддерживающих. В отличие от M24 Чаффи у M26 ведущее колесо было расположено сзади.

Итогом проекта стало создание в начале 1944 года модели T26E1. Правда к тому моменту танк уже не попадал под определение среднего.
Танк T26E1 имел 90 мм орудие, 100 мм лобовой брони и вес в 43.25 тонны, что на 8.5 тонны превосходило танк M4.

Однако под влиянием первоначального, относительно успешного применения танка «Шерман» у командования сухопутных войск создалось впечатление, что нет срочной необходимости разрабатывать новый танк.
Даже с массовым появлением у Германии на западном фронте против союзничков тяжёлых машин «Тигр» и «Пантера» мнение командования не изменилось, так как там верили, что новые машины не будут встречаться в войсках в большом количестве.

В отношении «Тигров» предположение командования было верным: на Западном фронте эти машины действительно встречались редко.
Однако «Пантеры», с которыми союзники впервые повстречались у Анцио, стали выпускаться большими партиями. Танки этого типа составляли практически половину немецкой от всего количества немецких танков в Нормандии.

Согласно германской и позже - англо-американской доктрине для задач ПТО использовались истребители танков — более подвижные бронированные машины, как, например, M10 «Wolverine». Из-за всех этих причин проектирование нового танка шло очень медленно.

На время вторжения войск союзников в Западную Европу во время высадки в Нормандии в июле 1944 года танки «Шерман» различных модификаций составляли подавляющее большинство их танкового парка.
Очень скоро стало ясно, что доктрина использования САУ ПТО (истребителей танков) оказалась неверной, и что танки «Шерман» с американскими и британскими экипажами не могут на равных бороться с «Пантерами», в первую очередь из-за отсутсвия опыта и тактический наработок подобного типа боя. Если на некоторых модификациях американских шерманов с удлиненными трехдюймовыми клистирами, на британских "файерфлаях" с семнадцатифунтовкой могушества артсистемы и качества СУО было вполне достаточно для противодействия немецким машинам, то оправдываясь тем, что "броня шерманов не держит" на 8.8см ахт-ахт, ни 7.5см клистир 42-й "Квакуши", западные танкисты отваживались ступать в бой с гансами тольтко при подавляющем численном превосходсте, не менее 1/3 или 1/4.

После первых боестолкновений "шерманов" с германскими модификациями "четверок", с Т-5 "Пантра" и "Тиграми" американцами были приложены усилия к тому, чтобы ускорить ведущиеся разработки, но танк, теперь имеющий имя «Першинг», появился на полях сражений только в феврале 1945 год (первый бой 23 февраля возле реки Рур) и принял относительно скромное участие в сражениях Второй мировой войны. После боевого крещения танк T26E1 был переименован в M26.



В качестве основного вооружения тяжелого танка M26 «Першинг» использовалась нарезная 90-миллиметровая пушка М3 с длиной ствола в 50 калибров. Боекомплект к пушке М3 из 57-58 выстрелов унитарного заряжания, которые укладывались по бортам боевого отделения и в кормовой нише башни.

В качестве спаренного к орудию по правую строну от него устанавливался 7,62-миллиметровый пулемет «Браунинг» M1919A4 с ленточным питанием. В правой передней части корпуса в шаровую установку монтировался еще один пулемет «Браунинг» M1919A4, из которого в случае надобности вел огонь стрелок-радист. Крупнокалиберный 12,7-миллиметровый пулемет «Браунинг» M2HB мог устанавливаться на кронштейн в крыше башни и использоваться, как зенитный. Боекомплект к двум пулеметам M1919A4 состоял соответственно из 4000 патронов, которые снаряжались в ленты, уложенные в короба. Боекомплект к крупнокалиберному пулемету «Браунинг» M2HB состоял, как правило, из 3500 патронов, которые так же снаряжались в ленты.

Экипажа танка для самообороны и для боя вне танка вооружался тремя 11,43-миллиметровыми пистолетами-пулеметами M3 с общим боекомплектом в 530 патронов и 15-20-ю ручными гранатами.

M26 «Першинг» оснащался восьмицилиндровым карбюраторным двигателем фирмы «Форд» типа GAF-V с жидкостным охлаждением, который мог развить максимальную мощность до 450 лошадиных сил, что обеспечивало танку максимальную скорость при движении по шоссе до 38 километров в час.

Трансмиссия тяжелого танка M26 «Першинг» состояла из:

первичного планетарного редуктора;
трехступенчатого гидротрансформатора типа «Лисхольм-Смит»;
трехскоростной планетарной коробки передач с сервогидравлическим управлением;
двойного дифференциала типа «Клетрак»;
одноступенчатых бортовых передач.

Ходовая часть тяжелого танка M26 «Першинг» применительно по каждому борту состояла из шести обрезиненных одиночных опорных катков среднего диаметра, подвешенных индивидуально торсионно, пяти поддерживающих катков малого диаметра, обрезиненного ленивца (направляющего колеса) переднего расположения, который по форме напоминал опорный каток, но был поднят над уровнем земли, и ведущего колеса заднего расположения, оснащенного съемным зубчатым венцом цевочного зацепления.

Гусеница тяжелого танка M26 «Першинг» своему по типу была крупнозвенчатой и собиралась из стальных литых двухгребневых траков шириной 609,6 миллиметров с помощью резино-металлических шарниров.

«Першинг» изначально создавался как средний танк, но в конце 1944 года, для поднятия уверенности экипажей, он был переклассифицирован в тяжёлый.
В мае 1946 года, в связи с изменившейся американской концепцией танковых войск, «Першинг» вновь переклассифицирован в средний танк. Отсюда и некоторые его особенности: по сравнению с «Шерманом» «Першинг» был некоторым шагом вперёд, особенно в области вооружения и бронезащиты.

Однако его проходимость не соответствовала проходимости ни среднего, ни тяжелого танка, из-за того что на M26 стоял тот же двигатель, что и на M4A3, в то время как M4A3 был легче «Першинга» примерно на десять тонн.

Трансмиссия M26 также была не совсем надёжной, этот недостаток был устранён в 1948 году с появлением новой модификации, M26E2, которая использовала новую силовую установку.

Эта новая модификация получила имя M46 «Генерал Паттон». Таким образом, M26 явился базой для создания серии танков «Паттон», которые заменили «Першинги» к началу 1950-х годов. Танк M47 «Паттон» являлся танком M46 с новой башней, а танки M48 и M60 были уже принципиально новыми разработками.
С "Паттонами" я дело имел лтчно - на тридцатьчетверке-85. По совокупсноти эти машины Т-34-85 уступают. Особенно, если экипажи имели западных инструкторов и о тактике отечественного танкового боя имели "классическое западное" представление :mrgreen:

Кстати, вот что пишет об "американском танкостроении" Желтов-старший.
В 1942 американские военные решили, что пришло время для кардинального улучшения среднего танка M4 Sherman.
Конструкторам поручили разработать машину с меньшим силуэтом, улучшенной манёвренностью и усиленным бронированием. Однако создавать принципиально новый танк вовсе не планировалось.
В рамках программы было решено собрать и подвергнуть сравнительным испытаниям 6 прототипов. Конструкторы представили 3 основных варианта танка. Все машины имели двигатель Ford V-8 и отличались трансмиссией и подвеской. Кроме того, каждый вариант выполнялся в комплектации со стандартной 76мм танковой пушкой, как у М4А4 или с 75мм пушкой, оснащённой автоматом заряжания.

Т20 – 76мм пушка
Т20Е1 – 75мм пушка, торсионная индивидуальная подвеска

Т22 – 76мм пушка
Т22Е1 – 75мм пушка

Т23 – 76мм пушка, ходовая часть от М4А3Е8, стабилизатор орудия в вертикальной плосткости
Т23Е1 – 75мм пушка

После всех испытаний Т23 признали наиболее удачной разработкой, но в серию он так и не пошёл. Это диктовалось не только техническими вопросами, но и противоречивой позицией американских военных к развитию своего среднего танка. Осознавая все недостатки Шерманов, генералы продолжали держаться именно за этот танк. Вдобавок, к тому времени они уже находились под впечатлением новой 90мм пушки Т7 с отличной баллистикой.
В мае 1943 у разработчиков заказали небольшую партию из 50 танков, на которых требовалось поставить 90мм пушку в башню прототипа Т23. В итоге, заказ был выполнен даже в двух вариантах.

40 машин Т25 с подвеской типа HVSS
10 машин Т26 с торсионной подвеской и усиленным бронированием башни

На испытаниях победил прототип Т26 за счёт лучших ходовых качеств.
Характерной чертой Т26 являлась электротрансмиссия подобная той, что стояла на немецком прототипе профессора Порше - VK 4501(P) Tiger. Отсутствие коробки передач и возможность плавно менять скорость танка легко передвигая ползунок реостата – несомненно было заманчивой идеей. Но, как и в случае с VK 4501(P) от схемы электротрансмиссии пришлось отказаться из-за её громоздкости. На Т26 поставили гидромеханическую трансмиссию “Torquematic” и карбюраторный двигатель Ford V-8 (Model GAF), 18л3, 500 л.с.@ 2600 об/мин, c воздушнsv охлаждениеv.
Эту комплектацию назвали Т26Е1.

Время шло, а танки американского производства безнадёжно горели при встрече с немецкими Тиграми и Пантерами. Войска требовали новую машину. Англичане, закупавшие бронетехнику у дяди Сэма, тоже всё чаще выражали недовольство. Однако, не смотря на наличие всех необходимых условий, американская военно-бюрократическая система буквально саботировала появление достойного танка. Союзные танкисты несли неоправданно высокие потери от немецких тяжеловесов и прибегали к тактике засад. Но если Союзники собирались вести широкое наступление в Европе, то им явно требовался танк Т26, способный смело вступать в открытую дуэль с тяжёлыми Pz VI и Pz V. Высшее американское командование по прежнему не хотело Т26 и мирилось с его появлением только из-за отличной 90мм пушки. Т26 упрекали за вес и габариты – ведь где бы ни воевали американские танки, их приходилось возить туда кораблями. Сложилась ситуация, когда американские фронтовики и конструкторы буквально лоббировали появление нового танка, а генералы упрямо держались за Шерманы.
Тем временем, инженеры создали Т26Е2 со 105мм гаубицей – позднее эта машина превратилась в М45. Конструктивной особенностью танка являлась возможность при необходимости менять 105мм гаубицу на 90мм пушку.

Наконец, к середине 1944 был выдан госзаказ на 1500 Т26 с 90мм и 105мм орудиями. Причём львиная доля приходилась на танк с 90м пушкой Т7. Казалось лёд тронулся. Однако очень скоро американские генералы опять взялись за старое - Командование Сухопутных Войск (American Groud Forces) совершенно внезапно отказалось от 90мм пушки и затребовало перепроектировать Т26 под 76мм орудие. Затем, ещё подумав, они решили, что фронтовикам хватит и 500 Т26 вместо полутора тысяч.
Тут уже разгорелся скандал. Мало того, что заказ на необходимые танки сократили до чисто символического количества, так ещё вдобавок новая машина лишалась огневой мощи – своего главного преимущества перед Шерманами. Если раньше генералы не хотели Т26 из-за его размеров и веса, но мирились с ним только из-за отличной 90мм пушки, то с 76мм пушкой Т26 вообще становился непонятно зачем нужен. Т26 явно пытались угробить - со стороны это всё напоминало вредительство.
Благодаря генералам, производство Т26 затягивалось, начались разбирательства. Военные сделали всё, чтобы избавиться от Т26 и в конце концов, заявили, что отказываются стандартизировать танк, пока он не покажет себя в бою.
Было решено, что в декабре 1944 первые машины должны поступить на Европейский театр военных действий. В январе 1945 первые 20 танков Т26Е3 поступили в 3-ю и 9-ю Бронетанковую дивизию. Т26Е3 был новой модификаций пока ещё не серийной машины – с двумя аварийными люками в корпусе. В феврале 1945 состоялось боевое крещение Т26. Машины отлично зарекомендовали себя в войсках, хотя из 200 танков, только 20 участвовало в боях.
Несколько Т26Е3 должны были принять участие в захвате Окинавы. Но машины попали туда уже в июле 1945 и повоевать не смогли.

Очень хорошие отзывы с передовой заставили таки военное руководство стандартизировать Т26. Официально он стал числиться как – Heavy Tank M26 “Pershing” - Тяжёлый танк М26 «Першинг». По американской традиции именовать бронетанковую технику в честь своих генералов Т26 назвали в память о генерале “Black Jack” Pershing прославившегося в войне с Мексикой и в 1МВ. Хотя танк и назывался тяжёлым, по сути он оставался средним – около 40 тонн. Не исключено, что в разряд тяжеловесов он попал, чтобы ввести противников в заблуждение. Со временем Т26 логично перевели в разряд средних.
За время 2МВ, до июня 1945 выпустили 1436 М26: Grand Blanc Arsenal ноябрь 1944 - июнь 1945 -1,190 и Detroit Arsenal март - июнь 1945 - 246. Всего в 1944-45 изготовили около 2.350 этих машин. По настоящему показать себя танк смог сразу после 2МВ, участвуя в Корейской войне.

Танк Першинг для американского танкостроения стал эпохальным. Именно М26 во многом определил развитие послевоенной танковой мысли в США и послужил отправной точкой при создании боевых машин нового поколения. Першинг активно модифицировался, и послужил базой для целого семейства всевозможной бронетехники.



Проекты на основе М26 Першинг

M26 – основная производственная версия
M26 (Вариант 1) – оснащён установкой Т21 с дистанционным управлением и сдвоенными пулемётами .50 M2HB
M26 (Вариант 2) – по бортам башни смонтировано по пусковой раме T99 на 11 ракет
M26A1
M26E1 – 90мм пушка Т54
M26E2 – прототип для M46
M45 – боевая инженерная версия со 105мм орудием
M45 (Вариант 1) – огнемёт на правом переднем закрылке и буксируемый трейлер с огнемётной жидкостью
T12 - БРЭМ
T15E3 - T26E1 увеличенная броня днища и усиленные компоненты подвески
T25 – корпус T23 с 90мм пушкой в башне с увеличенной бронёй и массивной маской
T25E1 – корпус T23E3 с башней от T25
T25E1 (Вариант 1) – большие цилиндрические детали дальномера
T25E1 (Вариант 2) – 105мм орудие с дульным тормозом
T26 – электро-механическая трансмиссия
T26E1 - T26 с трансмиссией “Torquematic”
T26E2 – непосредственный прототип для M45
T26E3 – переходный прототип
T26E3 (Вариант 1) – с экспериментальной сдвоенной пулемётной установкой .50 M2HB
T26E4 (Super Pershing, T26E1-1, Long Tom) – удлинённая 90мм пушка
T26E5 - T26E3 с 90мм пушкой, “Torquematic” и 3-х скоростная планетарная трансмиссия
T84 – 8-дюймовая гаубица установленная в кормовой части
T92 - 240мм гаубица в комовой части на модифицированном корпусе M26
T93 – 8-дюймовое орудие в кормовой части на модифицированном корпусе М26
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14702
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Пред.

Вернуться в Военная история

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 2