Нас мало, но мы в тельняшках...

Темы по военной истории

Нас мало, но мы в тельняшках...

Сообщение Evg.Stasov » 26 дек 2012, 00:05

Хочу посвятить тему советской и российской морской пехоте. В частности, гордости, на мой взгляд, Черноморского флота времён Великой Отечественной войны - 255-й отдельной Таманской Краснознамённой бригаде морской пехоты. Почему именно ей? Наверное потому, что отец воевал на Кавказе, а сам я ещё в детстве от корки до корки прочитал книгу А.А.Гречко "В битве за Кавказ". Вот и врубилась в память эта цифра - 255.
А ещё потому, что снайпером в этой бригаде воевала и в 43-м умерла от ран прекрасная девушка, красавица Лиза Миронова, чей портрет висит у меня на стене.
Легендой морской пехоты стал сугубо штатский человек, до войны журналист, а значит мой собрат по перу, - Цезарь Львович Куников.
А ещё в Петергофе есть маленькая, тихая улочка, бывшая Дворцовая, названная в 1966 г. улицей Морского десанта в честь моряков-балтийцев, ушедших в бессмертие во время высадки в октябре 1941 г. морского десанта в Нижний парк Петергофа. Мой друг, недавно покинувший этот бренный мир, сценарист и режиссёр Володя Акимов написал много лет назад сценарий фильма о Петергофском десанте. Фильм тогда снимать запретили, так как многое из него не вписывалось в общий героический "одобрямс!". И мы ещё об этом поговорим. Я надеюсь.
Evg.Stasov
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 02 ноя 2012, 19:53

Re: Нас мало, но мы в тельняшках...

Сообщение EvMitkov » 27 дек 2012, 00:11

Цезарь Лвович Куников...







Сосед мой почти.
Дом, в котором он жил в Ростове, до сих пор цел, а улица теперь так и называется - его именем.

Елизавета Миронова...
Легенда...





Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 15705
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Нас мало, но мы в тельняшках...

Сообщение гришу » 27 дек 2012, 01:44

Моя тёща.. живёт на улице Ц.Куникова :D



Межирицкий Петр Яковлевич
http://tululu.org/read16538/1/

Аннотация издательства: Имя героя Малой земли Цезаря Куникова широко известно. Предлагаемая читателю книга - это не просто литературный портрет; это портрет личности, которая могла выкристаллизоваться лишь в советское время, личности, выкованной советским обществом. Подвиг Цезаря Куникова явление не случайное, а естественное. Естественное для настоящего, сильного и цельного характером советского человека, подлинного патриота. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Hoaxer: книга прислана автором, П.Я. Межирицким, который во время оно работал с материалами по истории 305 ОБМП, в результате чего появилась эта самая книга, несколько статей и уникальные материалы, записи фронтовиков (тетради и письма А.И. Русланцева, Ивана Васильевича Жернового и многих др.), фотографии. Все эти материалы будут опубликованы по мере их готовности. Эта книга ("Товарищ майор") современной правке не подвергалась, автор лишь снабдил её примечаниями.
Со мною можно ладить, не надо только гладить..
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 9107
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Нас мало, но мы в тельняшках...

Сообщение Evg.Stasov » 28 дек 2012, 00:33

НАЧНЁМ, ПОЖАЛУЙ!

Итак, 255-я Таманская дважды Краснознамённая, орденов Суворова 2-й степени и Кутузова 2-й степени бригада морской пехоты.
Сформирована в августе 1942 г. как 1-я бригада морской пехоты Черноморского флота, 25 сентября 1942 г. переименована в 255-ю морскую стрелковую бригаду (в отдельные периоды именовалась 255-й бригадой морской пехоты).
Входила в состав войск Закавказского, Северо-Кавказского фронтов, Отдельной Приморской (с 18 апреля 1944 г. Приморской) армии, 3-го Украинского фронта.
Участвовала в Битве за Кавказ (в том числе около 7 месяцев вела бои на «Малой земле»), Керченско-Эльтигенской десантной операции, освобождении Крыма, в Ясско-Кишинёвской наступательной операции. С осени 1944 г. и до конца войны выполняла задачи по обороне Черноморского побережья в районах Варна и Бургас.
Свыше 4,5 тысячи её воинов награждены орденами и медалями, 2 присвоено звание Героя Советского Союза.
Бригадой командовали: полковник Д. В. Гордеев (1942 – 43), полковник А. С. Потапов (1943), полковник П. В. Харичев (1943 – 44), полковник И. А. Власов (1944 – 45).
Вот такая историческая справка даётся в Википедии. Для обывателя – этого достаточно, для человека, интересующегося историей Великой Отечественной войны, в частности, действий советского Военно-Морского Флота – мизер. А потому, мои дальнейшие публикации будут посвящены не столько боевому пути бригады (о нём написано достаточно много), сколько людям, в ней воевавшим.
Evg.Stasov
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 02 ноя 2012, 19:53

Re: Нас мало, но мы в тельняшках...

Сообщение Evg.Stasov » 04 янв 2013, 16:14

Как уже говорилось выше, 1-я отдельная бригада морской пехоты, сформированная в августе 1942 г., в ходе сентябрьских боёв была переименована в 255-ю отдельную бригаду морской пехоты (командир — полковник Д.В.Гордеев, военком батальонный комиссар М.К.Видов).

Справка.
Гордеев Дмитрий Васильевич, генерал-лейтенант, 1903 года рождения. В РККА с 1919 г. Активный участник Гражданской войны. В ноябре 1941 г. командовал мотострелковым полком. Участник обороны Москвы. В годы войны последовательно занимал должности: начальник штаба 58-й танковой бригады; командир 70-го укрепрайона; командир 255-й отдельной бригады морской пехоты; командир 216-й стрелковой дивизии; заместитель командира/командир 20-го стрелкового десантного корпуса; командир 107-го стрелкового корпуса. Умер в 1964 г.
Видов Михаил Капитонович, старший батальонный комиссар/подполковник, 1906 года рождения. В РККА с 1932 г. В годы войны последовательно занимал должности: военком 991-го стрелкового полка 258-й стрелковой дивизии; военком 255-й отдельной бригады морской пехоты; заместитель командира 255-й отдельной бригады морской пехоты по политчасти. Убит 1 августа 1943 г. в бою за селение Станичка под Новороссийском.

После провала операции «Эдельвейс» противник любой ценой стремился прорваться в Новороссийск и далее наступать вдоль берега. Бригаде в составе 14-го, 142-го и 322-го отдельных батальонов была поручена оборона дороги и высот на направлении Неберджаевская и Новороссийск.
Не буду описывать весь ход Новороссийской оборонительной операции, однако отмечу, что гитлеровцы превосходили обороняющихся в артиллерии и миномётах в 7 раз, в живой силе в 4 раза, в авиации и танках в 2 раза.
Первым вступил в бой 142-й отдельный батальон морской пехоты, сражавшийся в районе Шапсугской. Далее он был переброшен в район горы Долгая, где, ведя кровопролитные бои, сдерживал противника.
На рубеже гора Долгая — хутор Мефодиевский сражалась и вся 255-я бригада. Затем она вела боевые действия в районе Липки. В течение 10 суток численно превосходящие силы немцев при поддержке большого количества танков и авиации несколько раз штурмовали боевые порядки морских пехотинцев. Противнику удалось окружить бригаду. Однако, несмотря на тяжёлое положение, ни одно из её подразделений не оставило занимаемого рубежа.
С большими трудностями моряки пробивались по горным тропам, неся на руках раненого командира бригады. Наконец в районе горы Колдун - высота 502.0, сохранив вооружение и не утратив боеспособности, бригада вышла из окружения.
Двенадцать атак отразила рота под командованием политрука Н.И.Нежнева, сражавшаяся в течение четырёх суток в условиях полного окружения, а подразделения штаба 142-го отдельного батальона (командир — капитан-лейтенант О.И.Кузьмин), также, будучи окружёнными, отразили четыре атаки противника.
19 сентября после длительной артиллерийской и авиационной подготовки противник вновь атаковал наши позиции. Три дня вели упорные бои ослабленные огромными потерями части 216-й стрелковой дивизии, ослабленные в предыдущих боях. К исходу 21 сентября дивизия отступила на 5 – 6 км. Тогда на этот участок фронта командование 47-й армии перебросило морпехов 83-й и 255-й бригад, которые предприняли контрнаступление в районе Шапсугской. В результате трёхдневных боёв части бригад восстановили положение и, развивая наступление, освободили населённые пункты Карасу-Базар, Глубокий Яр и др. В этих боях морские пехотинцы совместно с сухопутными войсками разгромили две дивизии противника и истребили более 3 тыс. его солдат и офицеров.
Наиболее тяжелые уличные бои происходили в центре города, нередко переходя в рукопашные схватки. Напряжённые бои шли на территории завода «Пролетарий», в его цехах, на каждой лестничной площадке. Отдельные цеха и этажи по нескольку раз переходили из рук в руки. Здесь упорно оборонялся 14-й отдельный батальон 255-й бригады.
Рота младшего лейтенанта В.Г.Миловатского из 322-го отдельного батальона в боях за Новороссийск отразила 19 атак противника и уничтожила около 800 его солдат и офицеров. 31 марта 1943 г. В. Г. Миловатский был удостоен звания Героя Советского Союза.
И всё-таки, подавляющее превосходство гитлеровцев в живой силе и технике сделало своё дело. Новороссийск, вернее его руины, был оставлен. А вот далее части 17-й немецкой армии продвинуться так и не смогли.
Evg.Stasov
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 02 ноя 2012, 19:53

Re: Нас мало, но мы в тельняшках...

Сообщение Dvu.ru-shnik » 04 мар 2013, 21:25

ЕВПАТОРИЙСКИЙ ДЕСАНТ: ТРАГЕДИЯ И ПОДВИГ

Нет, наверное, такого человека, который бы не слышал песни Владимира Высоцкого «Черные бушлаты». Но вот какому событию она посвящена и кто стал прообразами героев пронзительной военной баллады, известно немногим.
Сам великий бард на одном из своих концертов рассказывал, что однажды, прогуливаясь с друзьями по берегу моря, увидел памятник, установленный прямо у кромки воды. Поинтересовался, в честь кого он воздвигнут в столь необычном месте. И услыхав полную трагизма историю евпаторийского десанта, не мог не взяться за перо…

НАЧАЛО 1942 ГОДА. Немцы продолжают предпринимать оголтелые попытки овладеть Севастополем. Чтобы оттянуть силы противника от главной базы Черноморского флота и блокировать его резервы, командование Севастопольского оборонительного района приняло решение высадить на крымское побережье несколько тактических десантов.
4 января в Стрелецкой бухте были сосредоточены те, кому предстояло высаживаться в Евпатории. В десант уходили 533 моряка из состава 2-го полка морской пехоты под командованием капитан-лейтенанта Г.?Бузинова, три группы разведчиков штаба Черноморского флота, которыми командовали капитан В.?Топчиев, капитан-лейтенант И.?Литовчук и старший лейтенант Н.?Панасенко. В состав десанта вошел и сводный отряд, состоявший из пограничников и милиционеров. Его возглавил начальник евпаторийского горотдела НКВД капитан милиции П.?Березкин, который направлялся в город со специальным заданием.

К наступлению темноты на корабли погрузились 740 человек, три легких артиллерийских тягача Т-20 «Комсомолец» с тремя 45-мм орудиями и два плавающих танка Т-37.
В 23 часа 30 минут отряд кораблей — тральщик «Взрыватель», морской буксир СП-14 и семь морских охотников типа МО-IV — под общим командованием капитана 2-го ранга Н.?Буслаева взял курс на Евпаторию. Шли без огней, соблюдая полную светомаскировку. Двигатели, переведенные на подводный выхлоп, практически не издавали шума.
В 2 часа 41 минуту 5 января корабли подошли к точке развертывания и по сигналу с флагмана устремились к заранее намеченным пунктам высадки десанта. Ровно в 3 часа ночи высадка началась.
Удивительным было то, что противник не оказывал ни малейшего сопротивления. Четыре морских охотника одновременно ошвартовались у Хлебной и Товарной пристаней, разгрузились, также беспрепятственно отошли и заняли позиции на рейде. Следом к причалам подошла еще пара охотников. Они зажгли сигнальные огни, обозначив створы для подхода и швартовки тральщика и буксира, а находившиеся на них десантники стали готовить сходни для выгрузки тяжелой техники. Седьмой катер все это время находился у входа в порт, координируя по рации действия кораблей и подразделений десанта. Пока все шло как по нотам.

С тральщика оставалось выгрузить один тягач, последнее орудие и часть боезапаса, когда акваторию порта прорезали лучи прожекторов. И сразу же ожила румынская береговая батарея, к причалам потянулись цепочки трассирующих пуль немецких пулеметов. Корабли открыли ответный огонь.
В Севастополь ушла телеграмма: «Высадку продолжаем под сильным артиллерийско-пулеметным огнем. Буслаев». А в следующую минуту тральщик накрыл залп румынских пушек. Командир десанта, находившийся на кормовом мостике «Взрывателя», был прошит несколькими осколками. Погиб весь расчет кормового 45-мм орудия, взрывной волной артиллерийский тягач был сброшен в воду. Радист отстучал вторую телеграмму: «Буслаев убит. Принял командование операцией. Полковой комиссар Бойко».
Высадив десант и выгрузив боеприпасы, «Взрыватель» и СП-14 отошли в море. Вскоре к ним присоединились шесть катеров. На рейде оставался лишь МО-041, который должен был забирать раненых и доставлять их на корабли. Носовое 100-мм орудие тральщика оставалось невредимым и открыло огонь по целям на берегу, поддерживая продвижение десантников в глубь города. К нему тотчас присоединились сорокапятки морских охотников.

Город наш
МЕЖДУ ТЕМ бои на улицах Евпатории разгорались. Немцев в городе практически не было, лишь находившиеся на лечении раненые да ожидавшие назначения выздоравливающие. Основные силы гарнизона составляли румынский артиллерийский и кавалерийский полки, всю внутреннюю службу несли полицейские подразделения, сформированные из крымских татар. Эти обстоятельства способствовали тому, что большая часть города довольно быстро оказалась в руках десантников.
Ожесточенное сопротивление им пришлось встретить лишь у гостиницы «Крым», на крыше которой немцы успели установить крупнокалиберные пулеметы, да у здания поликлиники санатория «Ударник», где располагалось гестапо. И если гостиницей моряки все же овладели, то гестаповцев даже в кровавой рукопашной, вспыхнувшей во дворе и на первом этаже поликлиники, одолеть не смогли: те дрались с отчаянием обреченных и в плен не сдавались.
Зато на других направлениях десантникам сопутствовала удача. Группа разведчиков капитан-лейтенанта Литовчука забросала гранатами береговую батарею, на мысе Карантинный, и захватила расположенную там же электростанцию. Еще две батареи у складов конторы «Заготзерно» уничтожила рота старшего лейтенанта Шустова.
Перебив немногочисленную охрану, морские пехотинцы ворвались в лагерь для военнопленных и освободили более 500 находившихся в нем бойцов и командиров Красной Армии. Около 200 из них оказались в состоянии держать в руках оружие. Тут же был сформирован отдельный отряд, который присоединился к основным силам десанта и вступил в бой. На свою беду именно на их пути оказалась городская больница с ранеными немецкими солдатами: вчерашние пленные убивали их без выстрелов — прикладами, штыками, ножами. И вряд ли за это их можно осуждать…
Тем временем отряд милиционеров и пограничников во главе с капитаном Березкиным занял управление городской полиции и жандармерии. Им в руки попали личные дела всех изменников родины, изъявивших желание служить оккупантам, списки полицейской агентуры и осведомителей. Сейфы с этими и другими важными документами были тут же доставлены на берег и на одном из морских охотников отправлены в Севастополь.

Легкие плавающие танки Т-37 оказались малоэффективными в городских условиях. Один из них был придан группе морских пехотинцев, высадившейся на Товарной пристани. Войдя в город, экипаж танка расстрелял из пулеметов прожектора и артиллерийских корректировщиков, располагавшихся на крыше гостиницы «Бо-Риваж», после чего машина в сопровождении десантников двинулась в сторону железнодорожного вокзала. На переезде Т-37 уничтожил из пулемета румынский грузовик и находившихся в нем солдат, но в завязавшейся перестрелке был убит командир танка, неосмотрительно высунувшийся из люка. Механик почему-то решил оставить исправный танк и, сняв пулемет, пешим присоединился к морпехам.
А вторая машина была подбита в первые минуты боестолкновения на площади Металлистов и в боях за город ничем себя проявить не смогла.
К рассвету практически весь старый город был очищен от гитлеровцев. Штаб батальона разместился в гостинице «Крым». Утром сюда стали стекаться евпаторийцы — бывшие участники истребительных батальонов и полка народного ополчения, сформированных в городе перед приходом фашистов. Теперь эти люди требовали дать им оружие. Недостатка в трофеях морские пехотинцы не испытывали, поэтому численность тех, кто готов был удерживать захваченный плацдарм до подхода второй волны десанта, очень быстро утроилась. И если в Евпатрию удалось бы высадить основные силы 2-го полка морской пехоты с артиллерий и бронетехникой, то создалась бы реальная угроза всей немецкой группировке в западной части полуострова. Но…
Десантники и жители города с тоской и тревогой смотрели на море, тщетно силясь разглядеть там приближающиеся корабли: ветер крепчал, волны росли, начинался шторм. К 9 часам он уже достигал 8 баллов.

Разгром
ВСЕ ПОНИМАЛИ, что тот, кто быстрее подтянет резервы, в конце концов и будет праздновать победу. Немцы спешно перебрасывали к Евпатории 105-й пехотный полк, снятый из-под Балаклавы, закаленные в боях 22-й разведывательный и 70-й саперный батальоны, три батареи 105-мм орудий.
77-я бомбардировочная эскадрилья, базирующаяся под Саками, была полностью переключена на авиационную поддержку изготовившихся к штурму подразделений. Она же должна была уничтожать корабли десанта, остававшиеся на рейде Евпатории, и те, что попробуют прорваться из Севастополя, несмотря на бушующее море.

Советское же командование, справедливо полагавшее, что до окончания шторма высадка второй волны десанта исключена, и опасавшееся массированных ударов по кораблям с воздуха, отправку помощи планировало лишь в ночь с 5 на 6 января…
Создав почти пятикратное превосходство в живой силе, гитлеровцы в 10 часов ринулись отвоевывать утраченное за ночь. «Юнкерсы», которым от аэродрома базирования до Евпатории было всего 15 минут лета, постоянно висели над городом. Не имея радиостанций, десантники, присоединившиеся к ним горожане и военнопленные не могли создать единого фронта обороны. Практически сразу бой распался на отдельные очаги. Тяжелого вооружения у морских пехотинцев не оставалось: легкие танки, тягачи и 45-мм орудия были уничтожены еще в ходе ночных боев. Единственное, на что могли рассчитывать десантники, — продержаться до наступления темноты. И они держались, отчаянно обороняя каждый дом.

Сохранились воспоминания о тех событиях командира немецкого 70-го саперного батальона подполковника Хуберта Риттера фон Хайгля. В своем дневнике он записал: «К 14 часам, беря дом за домом, нам удалось вновь закрепиться в старом городе. Наступление продолжалось после эффективного ввода в бой самолетов. Но все равно из-за каждого угла, из едва укрепленных убежищ обязательно кто-либо показывался и стрелял в нас. Продвижение вперед мои саперы обеспечивали собственными средствами борьбы: огнеметами, подрывными боеприпасами и бензином».
Все это время тральщик, буксир и морские охотники маневрировали в акватории Евпаторийской бухты, стремясь избежать бомбовых ударов, и, когда позволяла обстановка, вели огонь по целям на берегу. Каждый из охотников потерял почти половину своего экипажа, получил не менее десятка пробоин от осколков авиабомб. Но особенно досталось «Взрывателю».
Немецкие самолеты буквально роились над ним. Временами корабль полностью скрывался за стеной воды. В корпусе было множество мелких повреждений, вышел из строя носовой дизель. К этому времени на тральщике находилось большое количество раненых, переправленных катерами с берега. Но из-за разбитой радиостанции приказа на отход командир капитан-лейтенант Трясцын получить не мог, а самостоятельно уйти не посмел: десятью днями ранее в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции БТЩ Т-412 «Арсений Раскин», за два дня израсходовав боезапас и будучи перегруженный ранеными, без приказа вернулся в Новороссийск. Командира и комиссара корабля за самовольное оставление района операции приговорили к расстрелу, в самый последний момент изменив приговор на разжалование в рядовые и отправку на фронт…
Еще в 11 часов на «Взрывателе» получили радиограмму из гостиницы «Крым» от комбата Бузинова: «Положение угрожающее, требуется немедленная помощь людьми, авиацией, кораблями». Полковой комиссар Бойко ретранслировал ее в Севастополь. Больше сообщений с берега не поступало, хотя перестрелка и взрывы в городе не стихали вплоть до наступления темноты: по всей Евпатории происходило множество мелких схваток, каждая из которых неминуемо заканчивалась гибелью десантников.
В городской больнице кровавая драма повторилась спустя всего лишь несколько часов: теперь уже ворвавшиеся в нее гитлеровцы застали в палатах около 50 тяжелораненых моряков, которым оказывали помощь местные врачи и санитары. Все они вместе с медперсоналом были расстреляны во дворе госпиталя.
Через посыльных комбат передал приказ отдельным группам десантников отходить в порт, желая удержать хотя бы часть побережья с пригодными для высадки причалами. Но это не удалось, и к 17 часам уцелевшие собрались в гостинице «Крым». Подсчет сил показал, что в распоряжении капитан-лейтенанта оставалось 123 моряка и около 200 бойцов из числа освобожденных пленных и местных жителей. Все — с оружием, но практически без патронов.
Стало ясно, что десант обречен. Поэтому Бузинов принял решение разделиться на небольшие группы и пробиваться из города в степь, пытаясь под покровом темноты добраться до Мамайских каменоломен. Прикрывать отход товарищей остались 46 морских пехотинцев. Забаррикадировав двери и окна первого этажа, они приняли свой последний бой, который завершился лишь утром 6 января. Вот еще одна выдержка из дневника подполковника фон Хайгля: «До наступления дня мы так приблизились к последнему очагу сопротивления, что отход русской пехоты стал невозможен. Мне с моей ударной группой с огнеметами, взрывчатыми зарядами и 4 канистрами бензина удалось захватить подвальное помещение. Русские обороняли последний бастион невероятно мужественно до их и его полного уничтожения». Так и не сумев овладеть зданием, немцы взорвали гостиницу, похоронив под ее руинами последних десантников.
Сам капитан-лейтенант вместе с 17 товарищами был окружен немцами у деревни Колоски. Заняв оборону на вершине древнего кургана, морские пехотинцы вступили в бой… Долгие годы они считались пропавшими без вести. Лишь в 1977 году совершенно случайно — во время археологических раскопок — на кургане были обнаружены остатки флотских блях и ремней, ленточки от бескозырок, много стреляных гильз и… полевая сумка комбата Бузинова!
Всего же из тех, кто уходил из Евпатории по суше, до Севастополя смогли добраться лишь четверо…

Погибаю, но не сдаюсь!
НЕ МЕНЕЕ трагично сложилась судьба тральщика «Взрыватель» и остававшихся на его борту моряков.
…С наступлением темноты налеты и обстрел с берега прекратились. Морские охотники, чтобы не потеряться в кромешной темноте, выстроились в кильватерную колонну за тральщиком. Команды боролись со штормом и по мере сил производили ремонт. На БТЩ было серьезно повреждено рулевое управление. Капитан-лейтенант Виктор Трясцын пытался выдерживать курс с помощью машин, но это плохо получалось в бушующем море. И около 22 часов в пяти километрах на юго-восток от Евпатории «Взрыватель» выбросило на берег.
Корпус, поврежденный во многих местах, дал течь, вода хлынула в отсеки. Раненых стали переносить на верхние палубы. В штаб флота была отправлена радиограмма: «Самостоятельно сняться с мели не можем. Спасите команду и корабль, с рассветом будет поздно». Вскоре вода залила машинные отделения, тральщик лишился электроэнергии, и связь с ним прекратилась. О том, что произошло дальше, стало известно со слов единственного оставшегося в живых матроса Ивана Клименко.
Осознавая всю безнадежность положения, командир «Взрывателя» приказал уничтожить документацию. Моряки собрались в носовом кубрике. Командир отделения минеров Ф. Разуваев, его подчиненные И.?Лушников и Н.?Смоленков получили приказ заминировать тральщик. Остальные заняли оборону у иллюминаторов корабля.
Рассвело. Шторм продолжался. Один из морских охотников попытался подойти к тральщику, но безуспешно. После того, как он присоединился к собратьям, катера, дав прощальные гудки, взяли курс на Севастополь: они уже ничем не могли помочь ни десанту, ни тральщику.
Около 8 часов немцы обнаружили неподвижный корабль, еще через час подтянули к нему пехоту, артиллерию, несколько танков. Сначала через громкоговорители предложили сдаться. В ответ раздались винтовочные и автоматные выстрелы. Танки и орудия открыли огонь прямой наводкой, расстреливая беспомощный тральщик с дистанции двести метров. Потом на корабль попыталась взойти пехота. На палубе и в отсеках «Взрывателя» закипела рукопашная. И немцы бежали!
Расстрел корабля возобновился и продолжался в течение нескольких часов. Лишь после этого гитлеровцы смогли попасть на корабль. Из его внутренностей на берег выволокли 19 раненых моряков во главе с командиром БЧ-5 лейтенантом И.?Клюкиным, которых тут же расстреляли.
Незадолго до этого Клюкин приказал матросу Клименко, до войны участвовавшему в марафонских заплывах, попытаться вплавь добраться до Севастополя и передать, что тральщик погиб, но не сдался.
Это кажется невероятным, но Иван Клименко, облаченный в спасательный жилет, сумел проплыть 17 миль в штормовом море, где температура воды составляла всего лишь +6 градусов по Цельсию. Возле Николаевки его, уже терявшего сознание, подобрали торпедные катера. Почти два года он провел в госпиталях, но до конца войны успел вернуться в строй. А после Победы поселился в Евпатории — городе, где погибли все его боевые товарищи…

Разбитый, занесенный песком корпус тральщика еще долгое время покоился на берегу, являясь напоминанием о мужестве советских моряков и трагической судьбе евпаторийского десанта. Только в 1947 году остов корабля разобрали на металлолом.
А в 1970-м на месте гибели «Взрывателя» был установлен памятник работы скульптора Н.?И.?Брацуна, увековечивший подвиг десантников. И вдохновивший Владимира Высоцкого на создание своего бессмертного произведения «Черные бушлаты»…

Игорь СОФРОНОВ
Фото из архива автора
журнал подразделений специального назначения "Братишка"
Ноябрь 2012 года
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7351
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: Нас мало, но мы в тельняшках...

Сообщение EvMitkov » 05 мар 2013, 02:21

Вот снимок из моего архива в более высоком качестве:


Т-405 «Взрыватель» (проект 3 типа «Фугас»), выброшенный на берег. Район г. Евпатория.

В еще более высоком качестве можно глянуть у меня в альбомах тут

http://img-fotki.yandex.ru/get/5627/526 ... _XXXL.jpeg





Тральщик Т-405 ВЗРЫВАТЕЛЬ (проект 53) на месте гибели.



Базовый тральщик "Взрыватель"



ТТД:
Водоизмещение: 503 т.
Размеры: длина - 62 м, ширина - 7,2 м, осадка - 2,2 м.
Скорость полного хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 3000 миль при 14 узлах.
Силовая установка: 2х1500 л.с., 2 вала.
Вооружение: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм орудие 21-К, 1 37-мм орудие, 3х1 12,7-мм пулемета, 20 бомб, 27 мин, 46 минных защитников, 1 трал Шульца, 2 параван-трала К-1, 1 змейковый трал.
Экипаж: 44 чел.


История корабля:
Базовый тральщик пр.53

Проектирование первого советского базового тральщика пр.3 типа "Фугас" началось с утверждения тактико-технического задания на его создание в 1930 г. Эскизный проект был готов в 1931 г., технический - в 1932 г. Главным конструктором корабля был Г. М. Вераксо. Представителями Военно-Морского Флота, внесшими большой вклад в создание корабля пр.3 и его дальнейших модификаций, были В. С. Авдеев, А. Т. Ильичев, И. С. Савицкий.

Постройка тральщиков была начата на Севастопольском заводе в 1932 г., а в 1934 г. к строительству серийных кораблей была привлечена Северная судостроительная верфь в Ленинграде. Первые тральщики пр. 3 вошли в состав флота в 1937 г. Из них 4 тральщика в состав Балтийского флота и 4 - для Черноморского.

Базовые тральщики пр.3 создавали с учетом опыта строительства тральщиков дореволюционной постройки типа "Клюз", хорошо зарекомендовавших себя при тралении. Новые базовые тральщики имели по сравнению с ними более эффективное тральное вооружение и усиленную артиллерию. На тральщиках так же было установлено противолодочное вооружение (глубинные бомбы и бомбосбрасыватели), устройство для приема и постановки мин. Вместо паровой машины мощностью 500 л. с. применены два дизеля общей мощностью 3000 л. с. Дальность плавания возросла с 400 до 3000 миль.

В совокупности новые решения, принятые на корабле пр.3, давали ему значительные преимущества перед тральщиками дореволюционной постройки и являлись значительным шагом вперед по сравнению с кораблями этого класса времен первой мировой войны. Корабль пр. 3 послужил прототипом для создания базовых тральщиков отечественного Военно-Морского Флота пр.53, 58 и 53У. На тральщики указанных проектов возлагались следующие задачи: разведка, контроль и траление фарватеров и минных полей; проводка отдельных кораблей и караванов за тралами; постановка минных полей и борьба с подводными лодками.

В ходе постройки тральщиков в их проект вносили конструктивные изменения, связанные с дополнительными работами по усилению трального и артиллерийского вооружения, установке вновь созданных механизмов и оборудования, массогабаритные характеристики которых отличались от первоначально предусмотренных в проекте. Это привело к снижению остойчивости. Были разработаны меры по повышению остойчивости перераспределением масс для понижения центра тяжести корабля. С 1935 г. тральщики пр.3 достраивали уже с учетом предложения по повышению остойчивости. Тральщики с улучшенной остойчивостью типа "Стрела"(пр. 53) стали поступать в состав флота в 1938 г. Всего их было построено шесть - на Севастопольском заводе и четыре - на заводе "Судомех"в Ленинграде. Кроме того, на Севастопольском судостроительном заводе было по пр. 58 было построено семь тральщиков, мало чем отличавшихся от кораблей пр. 53.

Тральщик "Взрыватель" был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 21.07.1936 г. (заводской №175), спущен на воду 27.04.1937 г., сдан 09.05.1938 г., поднят флаг ВМФ 29.08.1938 г.

25.07.1939 г. по общей классификации кораблю дан тактический номер "Т-405" ("БТЩ-405").

В начале Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы и Севастополя: сопровождал корабли и транспорты в осажденные города. 16.10.1941 г. в числе последних кораблей покинул Одессу, заминировав подходы к порту.

В начале января 1942 г. вошел в отряд кораблей, доставивших отряд десантников в Евпаторию. 05.01.1942 г. после высадки десантников при маневрировании по счислению в 21.00 выскочил на мель. Волны быстро развернули корабль лагом к берегу, до которого оставалось не более 50 м. Обшивка в кормовой части лопнула по швам, и началось затопление кормовых отсеков, был поврежден руль, заклинены гребные валы.

С рассветом 06.01.1942 г. противник обнаружил беспомощный тральщик на мели у Соляных промыслов. На предложение сдаться последовала винтовочная стрельба, и немцы подтянули к урезу воды восемь полевых орудий, а затем расстреляли "Взрыватель" в упор. Врагу удалось захватить в плен 19 раненых моряков.

Разбитый корпус "Взрывателя" несколько лет стоял в 6 км к югу от Евпатории и был разобран только в 1946-47 гг.



На берегу моря, у места гибели, 07.06.1970 г. воздвигнут памятник, на постаменте которого выбиты слова: "Ваш подвиг Отчизна славит. Награда ему - бессмертие". Имя тральщика так же увековечено на "Мемориале героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.", сооруженном на площади Нахимова в Севастополе в 1967 г.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 15705
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Нас мало, но мы в тельняшках...

Сообщение Dvu.ru-shnik » 05 мар 2013, 21:09

В клубе "Военное ревю" Карлсон упрекает за то, что не оставили корабль так, как он есть. Объясни человеку - почему нельзя старый разбитый корабль оставлять в приливной и прибойной полосе на берегу в курротртной зоне.
Не спорю - лучше искорёженного железа ничто не может рассказать о той трагедии, но не ценой же жизней живых.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7351
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: Нас мало, но мы в тельняшках...

Сообщение гришу » 08 мар 2013, 00:53

Evg.Stasov
Хочу посвятить тему советской и российской морской пехоте.
Мы Вас ... внимательно слушаем!
Сегодня был шикарный и солнечный день!..
Можно дополнить??

Со мною можно ладить, не надо только гладить..
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 9107
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Нас мало, но мы в тельняшках...

Сообщение EvMitkov » 08 мар 2013, 04:52

Доброго времени всем!

Dvu.ru-shnik писал(а):В клубе "Военное ревю" Карлсон упрекает за то, что не оставили корабль так, как он есть. Объясни человеку - почему нельзя старый разбитый корабль оставлять в приливной и прибойной полосе на берегу в курротртной зоне.
Не спорю - лучше искорёженного железа ничто не может рассказать о той трагедии, но не ценой же жизней живых.


Я приветствую еще раз, Викторыч!
В "Военном Ревю" я не состою - так что если нашему Винтокрылому действительно любопытно - кинь ему в клубе ссыль на этот пост.

Что касаемо того, что "... не оставили корабль так, как он есть."
Тут все просто и все сложно.
С технической стороны оставлять в качестве памятника разбитую технику ( даже не зоне ППП) без ее доводки, оптимизации именно под ПАМЯТНИК - смысла попросту нет, а уж корабли - втройне.
Мало того, что природа сама очень быстро уничтожит этот памятник ( если не провести специальные работы) - засосет в грунт, разобьет, переместит - так ко всему прочему железо - штука недолговечная, даже танковое или корабельное.
Памятники - потому и памятники, что ставятся РАДИ ПАМЯТИ - на десятилетия.

Ведь одно дело - когда пришедший видит перед собой остов разбитого в бою корабля, каждый болт и заклепка которого напоминает о героизме его экипажа. И- совсем другое, когда пришедший ( особенно если это не зрелый опытный человек, а - молодежь, для которой нужно еще многое раскладывать по полочкам) - когда пришедший видит перед собой груду ржавого металла. А время металл убивает медленно, но верно.

Даже если мемориал буде охраняться и не будет допуска людей в его нутро ( иначе - несколько смертей ежегодно гарантированы - раз, из памятника сделают общественный сортир - два, расянут - пусть не на металлолом, но на сувениры - три, и испишут "ЗдесьБылВася - ми" - четыре. Именно потому оюки на большинстве танков-памятников заваривают.

КАк пример: под Поти в устье р.Хоби с 43-го и до сих пор стоит на камнях однотипный брат крейсера "Очаков" - легендарный "Коминтерн" ( "Кагул", "Память Меркурия")
Он прошел и Первую Мировую, и Гражданскую, в Отечественную в Севастополь бегал, дрался с гансами. После повреждениий в 42-м служил базой торпедных катеров, а с 43-го из состава флота выведен. До начала 90-х на нем погранпост был.
Маяковский о нем писал в своем "Разговоре на рейде"


Перья-облака,
закат расканарейте!
Опускайся,
южной ночи гнет!
Пара
пароходов
говорит на рейде:
то один моргнет,
а то
другой моргнет.
Что сигналят?
Напрягаю я
морщины лба.
Красный раз...
угаснет,
и зеленый...
Может быть,
любовная мольба.
Может быть,
ревнует разозленный.
Может, просит:
- "Красная Абхазия"!
Говорит
"Советский Дагестан".
Я устал,
один по морю лазая,
Подойди сюда
и рядом стань.-
Но в ответ
коварная
она:
- Как-нибудь
один
живи и грейся.
Я
теперь
по мачты влюблена
в серый "Коминтерн",
трехтрубный крейсер.
- Все вы,
бабы,
трясогузки и канальи...
Что ей крейсер,
дылда и пачкун?-
Поскулил
и снова засигналил:
- Кто-нибудь,
пришлите табачку!..
Скучно здесь,
нехорошо
и мокро.
Здесь
от скуки
отсыреет и броня... -
Дремлет мир,
на Черноморский округ
синь-слезищу
морем оброня.

1926




23 августа 1901 года заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства, спущен на воду 20 мая 1902 года, вступил в строй в 1905 году.
25 марта 1907 года переименован в «Память Меркурия». Одновременно с этим «Очаков» был переименован в «Кагул», что временами вызывает путаницу.
Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов с 6 января 1913 года по 1 мая 1914 года в Севастопольском порту.
В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота.

28 марта 1918 года законсервирован и сдан в Севастопольский военный порт на хранение.
29 апреля 1918 года выпущенный матросами из тюрьмы адмирал Михаил Саблин принял командование, и пытаясь спасти флот от захвата наступающими немецкими частями приказал поднять украинские флаги находящемуся в Севастополе Черноморскому флоту. Это приказание выполнили не все корабли. А уже на следующий день, убедившись в истинных намерениях немцев, адмирал увел основную часть Черноморского флота, по не ясным причинам остались подводные лодки, которые по слухам личным составом были приведены в негодность. Часть судов ввиду ремонта или отсутствия личного состава остались в Севастополе, в их числе и «Память Меркурия».
После захвата крейсера германскими войсками использовался как плавучая казарма. В июле стоял под германским флагом.
Согласно некоторым воспоминаниям, в дальнейшем корабль стоял под украинским флагом.
Существует версия, что в начале сентября 1918 года крейсер был переименован в «Гетмана Ивана Мазепу».
24 ноября 1918 г. захвачен Антантой с последующей передачей Добровольческой армии.
19 февраля 1919 года разоружен, а в период с 22 по 26 апреля 1919 года, по приказу английского командования, были подорваны главные механизмы.
29 апреля 1919 года захвачен частями Красного Украинского фронта.
24 июня 1919 года корабль снова перешел под контроль Вооружённых сил Юга России.

14 ноября 1920 года оставлен Русской армией при эвакуации из Севастополя в Стамбул. 22 ноября 1920 года захвачен частями РККА и в 1921 году, после постановки на ремонт, включен в состав Морских сил Черного моря.
31 декабря 1922 года переименован в «Коминтерн»
В 1923 году восстановлен и 7 ноября 1923 года в качестве учебного корабля вновь введен в строй.
«Коминтерн» в 1925 году «снялся» в фильме Сергея Эйзенштейна в роли броненосца «Потемкин».
В 1930 году 4 котла демонтированы и на их месте размещены учебные классы. Первая дымовая труба демонтирована в конце 30-х годов.



Корабль принимал участие в Великой Отечественной войне.
16 июля 1942 года при стоянке в Потийском порту, был выведен из строя германской авиацией.
10 октября 1942 года разоружен и установлен в качестве брандера в устье реки Хоби, севернее Поти, для создания волнолома.



2 февраля 1943 года исключен из списков судов ВМФ.
31 марта 1946 года на корпусе корабля была установлена перебазированная из Сочи противокатерная артиллерийская батарея N 626.
Позднее, после полной потери плавучести был установлен погранпост.

Мне в свое время несколько раз повезло побывать на этом корабле. Он не был в те годы испоганен еще вандалами - во-первых, добратося до него ез плавсредства достаточно сложно даже летом, в спокойное море и погоду, а во-вторых во времена СССР ОВР осуществлялась. строго. Но даже не пострадавший от людей корабль умирал от природы. Во внутренние помещения спскаться было опасно даже опытным людям - страховались "как учили" - и то не везде пролазили.


Крейсер в восьмидесятые.


А вот то, что осталось от него - СЕГОДНЯ.

И это - при том, что он сидит на камнях. При том - что качество бронестали корпуса и карапаса - еще "царские", когда бронелисты до раскроя не менее пяти лет выдерживали на "земляных дворах"...
А что бы было с простеньким "папиросным" БТЩ? Даже - поставленным на подведенное долговременное ЖБ-основание?

Кроме того - есть еще один - ВАЖНЕЙШИЙ момент. Уже не касаемый технической стороны вопроса.
Вспомни - в каком году был установлем мемориал на месте гибели "Взрывателя". Именно на тот период и приходится пик строительства и создания мемориалов по Союзу. - ветераны постепенно уходили...
А в конце сороковых-начале пятидесятых, когда ТА ВОЙНА еще не стала ПАМЯТЬЮ, а оставалась вчерашней кровью и болью - люди рады были убрать и из глаз, и в дальние уголки сознания - се то, что напоминало бы о войне. ТЕ ЛЮДИ, которые через войну прошли. Они хотели мира. Хотели не обгорелых остовов домов и техники,а - обычных простых МИРНЫХ пейзажей. Улиц и улочек. Дорог без горелого железа по обочинам... Война и так ЖИЛА них. Потому и отправлялись на переплавку без особого сожаления - образцы техники и вооружения, свои и вражеские, иногда - редчайшие! - которые впоследствии могли стать "реликвиями" и "раритетами". Для подавляющего большинства, прошедших через войну, это было просто вышедшее из строя оружие, от которого ТАК УСТАЛИ...
Безусловно, существовали специальные органы, организации и службы, сохраняющие для различных целей некоторые образцы ( та же Кубинка, к примеру) - но это только подтверждает правило.

Твой Е.М.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 15705
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

След.

Вернуться в Военная история

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2