Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Темы по военной истории

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение Бродяга » 12 апр 2016, 00:51

[quote="EvMitkov"][/quote]
Вот, вроде включил. Прошу прощения, еще не совсем этот режим освоил.
Бродяга
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 30 дек 2015, 15:15

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение EvMitkov » 12 апр 2016, 04:03

Бродяга писал(а):Вот, вроде включил.
Теперь нужно еще раз выложить ссылку, дружище, потому, что прежняя при включении этой опции начинает по клику работать некорректно.

John Warner писал(а):какие агрегаты были у француза в МТО

А вот с этим, Валентиныч, ничего революционного французы не придумали. Потроха - типичные для тогдашних машин НПП, не расчитываемых на резкое маневрирование.

На S35 устанавливался достаточно обычный тогда V-образный 8-цилиндровый карбюраторный бензомотор жидкостного охлаждения модели 190CV V8, со сравнительно низкой степенью сжатия и с атмосферным всасыванием, имевший рабочий объём в 12 666 см/куб и развивавший максимальную мощность в 190 л. с. при 2000 об./мин.
Удельная мощность- 9,5 л. с./т. Просто без комментариев.
А в сочетании с высоким удельным давлением на грунт (0.75 кг/квдратный сантиметр) боевая подвижность и проходимость - ниже плинтуса. даже у "Матильды" она была лучше.

Коллектора всасывающие - отдельные, на каждый блок. Свои отдельные воздушные фильтра, причем склонные к запылению, франки для своего ТВД с циклонами даже не заморачивались. Карбюраторы - тоже каждый отдельно на свой блок, однокамерные обратные.
Двигатель располагался в моторном отделении вдоль продольной оси, а два протектированных губчатой резиной топливных бака (основной, ёмкостью 310 л, и резервный, ёмкостью 100 л) располагались справа от него.
Также на правом борту танка могли устанавливаться до четырёх внешних топливных баков. Радиатор размещался над трансмиссией справа, тогда как его вентилятор располагался напротив него.
Впрочем, погляди сам:

Вот подробно и крупно (увеличение по клику)



Вот - более схематично:





Снимков у меня нет, есть только вот такой:


В корме машины - выложенный агрегат в сборе. видно краем, но тем не менее.

Трансмиссия тоже простая: Трансмиссия :

Двухдисковый главный фрикцион сухого трения :mrgreen:
Полукарданный вал, соединявший главный фрикцион (ГФ) и КПП,
Пятискоростная механическая КПП, (четыре врперед, одна назад), привод - чистая механика, даже без бустера.
Планетарный механизм поворота по типу двойного дифференциала, конструктивно объединённый в блок с коробкой передач,
Два бортовых фрикциона сухого трения,
Две бортовые передачи,
Бортовые барабанные тормоза.

Управление осуществлялось, вместо традиционных рычагов, при помощи рулевого колеса, соединённого тросиковыми тягами с бортовыми фрикционами. Для управления тормозами имелся одноконтурный гидравлический сервопривод.

Ходовая применительно к одному борту состояла из девяти одиночных необрезиненных опорных катков малого диаметра, ленивца, ведущего колеса, двух поддерживающих роликов и двух направляющих полозьев, поддерживавших верхнюю ветвь гусеницы. Из девяти опорных катков, восемь были сблокированы по четыре в две тележки. Каждые два катка объединялись на концах балансиров, которые, в свою очередь, крепились шарнирно на других балансирах, сблокированных на шарнирах попарно по ножничной схеме с горизонтальной листовой рессорой.
Кормовой каток имел индивидуальную подвеску на отдельном рычаге, с подрессориванием наклонной цилиндрической пружиной. На передней тележке подвески также имелся масляный одноходовой амортизатор.
Гусленты — стальные, мелкозвенчатые, цевочного зацепления, шириной 360 мм. Гусеницы не имели гребней, в качестве направляющей на них служил жёлоб в центре трака, по которому проходили реборды опорных катков. На танках первой серии каждая гусеница состояла из 144 траков с шагом 75 мм, на поздних — из 103 с шагом 105 мм.

Механизм поворота башеньки - ручной, скорость вращения - около полутора минут за оборот. В сравнении с тридцатьчетверкой с ее 10 секундами или Т-38 (у Т-28 тоже был электропривод, как и на Т-35) с из 30 секундами ни в какие ворота. Даже у "Тигра" с его гидроприводом башенька по горизонтуц раскатывалась быстрее. А с учетом того, что командир "Сомуа С35" одновременно был и наводчиком, и заражающим башнером, и командиром...
Французская школа танкостроения, что тут попишешь...

Единственое, что стоит отметить, пожалуй - это полуавтоматическая система пожаротушения в МТО. Тут французы оказались впереди планеты всей - такие системы на серийных машинах никто до них не ставил.
Система состояла из трёх огнетушителей, содержавших по литру метилбромида, при обнаружении пожара распылявшегося в районах наиболее вероятного его возникновения. Насколько она была эффективна, у меня данных нет.

Конструкция сблокированной подвески, унаследованная S35 ещё от «Виккерса-шеститонного», также мало подходила для машины с такими масо-габаритными ТТХ. Другим недостатком ходовой части было низкое размещение ленивца, что существенно снижало проходимость танка, особенно в плане преодоления вертикальных препятствий.
Дополнительно снижал проходимость сравнительно высокий центр тяжести узкого бронекорпуса, повышавший шансы опрокидывания. При этом, несмотря на невысокую удельную мощность,отличался сравнительно высокой средней скоростью движения по хорошей дороге. В бэтушками, трешками и тридцатьчетверками конечно и рядом не стоял, но в сравнении с прежними французскими машинами и скажем - "Матильдой" , это был "почти болид"
Максимальная же скорость по шоссе доходила до 37—40. Правда, даже по шоссе смашина разгонялась долго, сказывется низкая удеьная мощность - а для танка способность быстро и резко набирать ход - в манервировании и танцульках - определяюще.

Кроме этого, цельная верхняя кормовая часть корпуса должна была сниматься для технического обслуживания или замены агрегатов двигателя и трансмиссии, что являлось сложной задачей, особенно в полевых условиях. На первых серийных танках для обеспечения доступа к двигателю требовались почти сутки (23 ч 30 мин) и усилия шести механиков. На последующих серийных танках это время сократили до 13 часов, но оставалась необходимость в кране грузоподъёмностью в несколько тонн...
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 18586
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение John Warner » 12 апр 2016, 16:11

По компоновке агрегатов - явная классика, гидропривод тормозов - мощно, фильтры воздуха - шайзе, принцип обронения - шайзе, ходовая часть - шайзе, главный фрикцион - шайзе (в двухдисковых всегда очень быстро выходит из строя один из дисков - второй вылетает следом), система пожаротушения - отлично для своих лет, проходимость - отсутствует как класс. Это касается и ремонтопригодности: очевидно, считалось, что таких танков проще новых наклепать, чем старые чинить.
Бензомотор - тогда все так делали.

Не очень чтобы очень танк. Нашим и в подмётки не годится :mrgreen:
Сибиряк безгранично любит свою угрюмую природу; он черпает в ней силу. ©
Аватара пользователя
John Warner
 
Сообщения: 3542
Зарегистрирован: 15 фев 2016, 18:29
Откуда: Хакасия - центр Сибири

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение EvMitkov » 12 апр 2016, 22:45

В своей основе, Валентиныч - обычный танк НПП образца начала 30-х, по сути - продолжение концепции "Рено-17ФТ" в чистом виде. Французская школа.
Хотя то, что было действительно прорывным в 1917-м, в ПМВ, на начало тридцатых (а Сомуа - это 1935-й в задумке) - уже устарело вдрызг.
Хотя в сравнении с теми же французскими "Гочкиссом" и "Рено" - (в "танковых музеях" есть фото этих машинок живьем нашего Володи и разборка этих машинок по винтикам в тех местах, где разговор идет о Латруне) - "Сомуа" действительно выглядит выигрышно.

Если говорить о гидравлике тормозной системы - на большинстве английских, немецких и наших машин на начало тридцатых гидропривода применялись. Да и на автомобилях - тоже. Нагрузки-то на педальку - повыше, чем у обычной техники, тут механикой, как на том же "Опель-Капитане") :mrgreen: уже не отделаешься.
Система пожаротушения... Пожалуй, тут соглашусь. У меня когда-то башка обгорела (хорошо - в танкошлем была вставлена): на тридцатьчетверке в МТО долбанули, броньку прошибло , но до движка не достало. Однако удар был сильный и как на грех - движок по температуре близок к перегреву, впрочем, в тропиках на боевых дело обычное. В результате удара то ли выплеск масла пришелся на поршневую, то ли еще что - но пары масла в картере бумкнули и часть горяшего масла выбросило в МТО через захлопки. Что любопытно: сам движок не заглох, в общем-то это и спасло. Заглохли бы потеряли ход и маневр, сожгли бы на хрен без разговоров.
А как копотно маслице горит - сам знаешь :mrgreen: С соседней машины дали по уоки-токи красный свисток сразу, мол - горите, братцы... Обыычно сбить пламя не особая проблема на тридцатьчетверке: через крышку МТО огнетушителем запросто. Но из-под броньки вылезешь - срежут сразу. Останавливаться - нельзя, тоже крышка, тем более машинка уже приметная, будут добивать. Ну - наводчик занят, башнер - тоже, останавливаться - смерть, значчит - механик тоже при деле. Стрелка-радиста у нас не было в экипажах, во-первых толку от курсового - ноль целых хрен десятых, радио обслуживать - тоже не нужно (у нас стояли чешские станции, сравнительно современные, в диапазоне 123-х, но пользовались мы для связи "мотороллами" уоки-токи - надежнее и проще на ближняке, потому пулеметное яблоко закрывали бронезаглушками замодельными и вообще на лоб ставили самодельный противокумулятивный экран на длинных шпильках, только что б люк механика с прибором не прикрытым был - а на месте стрелка возили или воду, или дополнительный б/к вместе с дополнительным к ЗИПу инстументом и прочим скарбом - мы ж практически жили в машинах...
Ну, огнетушитель в зубы - и полез сам. Дверке в переборке МТО открыл и пока открыты огонь сбивал - танкошлем и ...того. Вместе с головой внутри. Морда тогда подгорела немного, ресницы там, брови - ну и волосья чутку. Потом пришлось больше года налысо бриться, хотя башка у меня к такой "стрижке" не предназначена. У людей - лысина как лысина, круглая. А у меня шишковатая, да еще покоцанная была. Отрастали патлы кустами - деффки шарахались, до горечи обидно было.
Да и усы сгорели, по ним горевал больше всего.
Так что я за систему пожаротушения - и руками и ногами. :mrgreen:

Кстати - есть у меня немного по боеприменению С-35 немцами у нас, на Восточном фронте. Полагаю, тебе, дружище, будет любопытна эта выжимка.
Материал, писаный когда-то нашей Муркой-Мурочкой, её многие по Сети и Ярушке знают и помнят. В миру она - "Ольга Тонина", хотя и это ее не настоящие ФИО, а придуманный псевдоним, производеный от настоящего имени. Фамилия у нее по мужу арабская, она и пыталась бинтоваться крепко, пока её муж еще в начале веселухи Сирии не погиб.



Больше о ней, сам понимаешь, ничего говорить не стану.
А ниже - ее статья, которая давно у меня лежит, и в которой, каюсь, я ей немного помогал в заклепочной части.

Ольга Тонина.

Французский шансон в заснеженной степи. Или - Шар S-35 SOMUA.

... Любовь Франции к России безгранична.
Вначале 22 июня 1812 года приперся Наполеон, затем при последнем царе-батюшке, его родня воровала деньги из военного бюджета для охаживания французских шлюх-балерин, из-за чего флот России недополучил в свой состав кораблей, а армия вооружения и снаряжения - и проиграл русско-японскую войну с разгромным счетом.

Затем аферист Витте, вступив в сговор с французскими банкирами организовал перекачку золотой валюты во Францию, увеличив внешний долг России в 7 или 8 раз, ну и в довершении всего, за русскую кровь пролитую в годы Первой мировой войны, ради спасения Франции, эта самая "милая и добрая" Франция снова потребовала от России бабла.

Причем требовала очень настырно и терпеливо! Не получилось стрясти с СССР, так стрясла с нынешней России.
Знал бы Иосиф Виссарионович, как будут лизать задницы французам нынешние россиянские демократы, так наверняка бы не было сейчас такого государства, как Франция - ведь судьбу оной страны ростовщиков, лягушкоедов и прокисшего вина решал он, Рузвельт и Черчилль.

И ведь именно он отстоял право существования Франции как государства - Англия и США были против. Забыли французы...
Оно и понятно - скуповаты, причем патологически (нормальные люди лягушек за лакомство не считают, что до коньяка - то народы Кавказа делают его гораздо лучше, равно как и в отношении шампанского - в крымское лучше, чем ихняя кислятина).

А за что же хотели Англия и США уничтожить Францию?
За то, что оное государство тесно сотрудничало с гражданином Адольфом Алоизовичем Гитлером - фюрером государства Германия.
И как же сотрудничало?


Мсье Рено изготовил для фюрера 25 тысяч 2,5-тонных грузовика моделей ANS и 4 тысячи 3,5-тонных ANN.
Несколько меньшим оказался вклад мсье Пежо -- всего 15 тысяч грузовичков.
И наконец, третий автомобильный король Франции мсье Ситроен выпустил на радость вождю 6000 2-х тонных машин типа "23R" и 4700 4,5-тонных типа "45" .

Проделав простейшие арифметические действия, получаем, что французские машины составляют 19% от общего грузового автопарка 1940-44 гг. выпуска, а поскольку американцы не включали в свою статистику 5970 автобусов, то и более 20%.

И это только производство для нужд третьего Рейха грузовиков и автобусов, а еще производились орудия, танки, самолеты.

А еще были трофеи. За 1940-1942 гг. французский автопарк сократился в основном в пользу Гитлера с 2,3 миллионов до 400 тысяч машин.
А еще немцы получили французские самолеты, артиллерийские орудия, танки.

"22 июня 152-мм батарею лейтенанта Петрова атаковали немецкие танки. После нескольких выстрелов с близкой дистанции два танка буквально развалились, остальные отошли. По изъятым документам танки принадлежали разведбату 14-ой танковой дивизии. На обломках приборных панелей фосфоресцировали французские надписи.
По официальным немецким документам 36-ой танковый полк 14-ой тд был укомплектован исключительно немецкой техникой, а в 40-м разведбате были только бронемашины..."





...Новый танк фирмы SOMUA (Societe Outillage Mecanique et d'Usinage d'Artillerie) стал первым в мире танком, башня и корпус которого были отлиты целиком.
Управление танком осуществлялось посредством двух бортовых коробок передач, башня имела достаточно мошную для своего времени 47-мм пушку.

До капитуляции Франции в 1940 году было изготовлено около 500 танков S-35. 1-я, 2-я и 3-я легкие механизированные дивизии имели в своем составе по 87 таких танков, 6-я легкая кавалерийская дивизия в Тунисе -- 50. Некоторое количество S-35 состояло на вооружении танковых дивизий.



В 1940 году начались работы над усовершенствованным вариантом S-40, имевшим двигатель SOMUA мощностью 220 л. с. и измененную ходовую часть. Этих машин успели изготовить всего несколько штук. Поступив на вооружение французской армии в 1936 году, средние танки S-35 находились в строю до подписания перемирия в 1940 году, после чего использовались в немецкой и итальянской армиях.


S-35 поступали на укомплектование танковых полков (100, 201, 202, 203, 204 Panzer-Regiment) и отдельных танковых батальонов (40, 202, 205, 206, 211, 212, 213, 214, 223, 301 Panzer-Abteilung). В декабре 1940 года немцами был сформирован 201-й танковый полк (Pz.Rgt.201) двухбатальонного состава. Каждый батальон состоял из трех рот, а роты - из трех взводов. Во взводе числилось 5 танков: 1 S-35 и 4 Н-38/39. В танковой роте (с учетом двух S-35 в управлении роты) - 5 S-35 и 12 Н-38/39. Соответственно в танковом батальоне (с учетом 3 S-35 и 5 Н-38/39 при штабе и в штабной роте батальона) - 18 S-35 и 41 Н-38/39. Всего в танковом полку имелось 36 S-35 и 82 Н-38/39. В январе 1941 года во Франции формируется 301-й танковый батальон, а в феврале - 202-й танковый полк (также двухбатальонного состава). В марте 1941 года все они сводятся под единым командованием вновь сформированного штаба 100-й танковой бригады (Pz.Brig.Stab 100).



Всего в 100-й танковой бригаде к концу марта 1941 года насчитывалось 295 танков (90 S-35 и 205 Н-38/39). 7 марта был создан отдельный танковый батальон "Wolf" (Pz.Abt.Wolf) переимнованием 2-го батальона 201-го танкового полка. Взамен него в 201-й танковый полк был включен 301-й танковый батальон, а танковый батальон "Wolf" переименован в 211-й танковый батальон.

В апреле 1941 года с целью подготовки кадров для танковых частей с трофейными французскими машинами был сформирован 100-й учебный танковый батальон (Pz.Ers.Abt.100), причем в его состав наряду с Н-35/38/39 и S-35 вошли тяжелые B-1bis. В том-же месяце в 201-м и 202-м танковых полках были созданы 7-е роты с танками B-1bis.
Правда, просуществовали 7-е роты недолго - 20 июня 1941 года они были сведены в составе вновь сформированного 102-го батальона огнеметных танков, который уже 22 июня был придан штабу 17-й немецкой армии, а на следующий день вступил в бой с советскими войсками. В июне 1941 года началось формирование 101-й бригады трофейных танков в составе 203-го и 204-го танковых полков. Таким образом, к 1 июля 1941 года в вермахте имелось две (100-я и 101-я) танковых бригады, дислоцировавшихся на территории Франции - по самым скромным оценкам 472 танка (328 Н-38/39 и 144 S-35). И это не считая 100-го учебного, 211-го и 102-го огнеметного танковых батальонов. 12 июля 1941 года немцы формируют 212-й танковый батальон.

В сентябре 1941 года была сформирована 22-я танковая дивизия, в состав которой был включен 204-й танковый полк. Правда, после завершения формирования танкисты принялись осваивать чехословацкую технику (танки "Прага", 38Т, по тевтонской классификации - PzKw 38(t) - Е.М.).
Одновременно формировалась 23-я танковая дивизия, в состав которой вошел 201-й танковый полк (с последующим переходом на немецкую технику). 203-й танковый полк осенью 1941 года также начал переход на германскую технику, после чего был отправлен (по всей видимости, в качестве "отдельного") в состав группы армий "Север". А 202-й танковый полк в сентябре 1941 года был разделен: 1-й батальон был отправлен в Сербию, а 2-й и вновь сформированный 3-й танковые батальоны 202-го танкового полка в 1942 году вошли в 26-ю танковую дивизию (при этом 202-й танковый полк был переименован в 26-й).

... 23 июня 1941-го года с 05.00 германцы начали артобстрел Цитадели, при этом им надо было постараться не поразить своих солдат, окруженных в церкви. Артобстрел продолжался весь день. Германская пехота укрепляла позиции вокруг позиций защитников крепости.
Впервые тогда против Брестской крепости были применены немецкие танки. Точнее - именно трофейные французские танки Somua S-35. Их было 3 штуки - входивших в состав бронепоезда N28.





Один из этих танков был подбит ручными гранатами у Северных ворот крепости. Второй танк прорвался в центральный двор Цитадели, но был подбит 45-мм орудием 333-го полка. Оба подбитых танка немцам удалось эвакуировать. Третий танк был подбит зенитным орудием в Северных воротах крепости.
"Боевое донесение командира 45-й дивизии генерал-лейтенанта Шлипера о занятии крепости Брест-Литовск
8 июля 1941 г.

...23.6. Проникшие ночью в крепость части 133-го и 135-го пехотных полков были согласно приказу отведены обратно на блокадную линию. При этом создалось трудное положение, так как русские тут же предприняли атаку на оставляемые районы. Группа немецких солдат (количество неизвестно) осталась запертой в церкви (центральный остров).

С 5.00 на центральный остров и на южную окраину северного острова был направлен ураганный прицельный огонь и удары авиации по площадям. Во время огня действия русских кукушек прекращались, а по прекращению огня немедленно возобновлялись. Опознавать этих стрелков, одетых в маскировочные халаты, было очень трудно.

Около 9.00 из 4-й армии прибыла агитмашина, из которой разъяснялась русским бесполезность их сопротивления и из которой они призывались к сдаче в плен. Эта агитация не давала должного эффекта. Поэтому дивизия бросала в бой новые танки, которые только и могли очистить остров и избежать ненужных потерь.

25.6. С раннего утра продолжалась очистка очагов сопротивления, причём командиру 135-го пп для этого были приданы дополнительно второй батальон 130-ro пп и 45-й разведотряд с третьим батальоном 133-го пп. Из-за ограниченности района действия применение артиллерии стало невозможным. Крепкие стены сводили на нет попытки штурмовать их силами пехоты, а танков и самоходных орудий не было.
Один действующий миномёт 81-го сапбата без огневого прикрытия не мог достать домов, занимаемых русскими. Попытки восстановить русские танки могли кончиться успешно только 26.6. Ввод в действие приданного по приказу армии 28-го танкового взвода в составе трёх французских танков "Сомуа" мог быть осуществлён лишь с утра 26.6. ..."


На 22 июня 1941 г. на Востоке находилось 6 бронепоездов с установленными на специальные платформы средними танками "Сомуа" S-35. По откидным аппарелям танки могли съезжать на землю, чтобы принять бой в составе так называемых "десантных групп".
Бронепоезда N 26, 27, 28 имели в своем составе по 3 танка, N 29, 30, 31 - по два, всего 15 машин. S-35 28-го бронепоезда были приданы 45-ой пехотной дивизии при штурме Брестской крепости.

Применялись S-35 на разных участках советско-германского фронта:





Для действий в Финляндии было выделено два танковых батальона (40-й и 211-й), в которых насчитывалось 106 танков. 211-й танковый батальон был укомплектован трофейными французскими танками (три танковые роты) и имел в своем составе 59 боевых машин: 41 Н-35/39 и 18 S-35.

"...На Кандалакшском направлении танковые части 38 т.бр. планировалось использовать совместно с 104 и 341 сд. Эти части должны были обойти оборону немцев с севера и выйти в тыл отрезав немцам путь отхода к финской границе. В задачу бригады входило разгромить гарнизоны в Миоккалахти и наступая по дороге Миоккалахти-Куолаярви выйти в район Куолаярви и отрезать отступление 36 арм.корп. Армейский 88 танковый полк совместно с полком из 122 сд. и двумя артдивизионами по плану должен отрезать противнику путь отхода на Вуоярви. 5 сентября 1944 года части 38 т.бр. заняли исходные позиции, а на следующий день начали движение в рейд. 9 сентября в 17 ч. 20 м. началось наступление советских войск на направлении Кандалакши, а части 38 т.бр. прибыли в этот день к району переправы через реку Тунтсайоки. На переправе танки были обнаружены авиаразведкой немцев. Командование немцев перебросило на помощь оборонявшему это направлении батальону 378 пп. из 169 пд. роту танков 211 танкового батальона.
Передовые части 38 т.бр. (два взвода по три Т-34, командиры лейтенанты Хесин и Кухаренко) вышли на дорогу Миоккалахти-Куолаярви и перерезали её южнее Миоккалахти.


Один взвод (Кухаренко) занял оборону фронтом на юг, а второй (Хесина) направился по дороге на север и ворвался с тыла в Миоккалахти. Гарнизон был им разгромлен без потерь в танках.

Взвод Кухаренко (три Т-34, позывные танков "Отважный" - командирский, "Орёл", "Непобедимый") в 21 ч. в ночь с 9 на 10 сентября направился по дороге на юг в сторону Куолаярви, а основные части 38 т.бр. в это время сосредоточились на дороге в 3-5 км южнее Миоккалахти.
Ещё два взвода бригады двигались по дороге за взводом лейтенанта Кухаренко. Тем временем танковая рота 211 танкового батальона немцев устроила на дороге Миоккалахти-Куолаярви засаду в которую попали три Т-34 взвода Кухаренко.

Однако бой происходил в тёмное время суток и попаданий в советские танки не было, а те на большой скорости проскочили засаду и проехав три-четыре км попали под обстрел немецкой артиллерии и остановились.

Через короткое время танкисты успевшие съехать с дороги, увидели колонну таков идущих сзади, с севера, с открытыми люками и зажжёнными фарами. Это были танки 211 танкового батальона которые сначала танкисты приняли за второй взвод танков бригады идущий следом.

По силуэтам танков удалось определить, что это машины противника и развернув башни на 180 градусов все три Т-34 в упор открыли огонь по головному танку.

Первым же снарядом он был подбит, а затем был подбит и второй идущий за ним. Немецкие танкисты не сделав ни одного выстрела стали покидать свои машины и бежать к лесу.
Советские танкисты открыли пулемётный огонь и убили и ранили несколько танкистов.

На дороге стояли два подбитых и ещё шесть исправных французских средних танка "Somua" S-35. После подхода к этому месту частей бригады исправные танки были залиты горючим, укомплектованы экипажами и направлены в бой вместе с танками бригады.


Но это были не единственные захваченные советскими частями исправные танки 211 танкового батальона. Ещё во время движения к Миоккалахти разведчики 217 сп. 104 сд. обнаружили на одной из сопок три танка 211 батальона. Восьмая рота 3-го батальона 217 сп. получила приказ атаковать их.
Десять бойцов роты подползли близко к танкам и после короткого артналёта закричали "ура". Немецкие танкисты в панике частично разбежались, а некоторые сдались в плен. Все три танка достались исправными.

Три Т-34 взвода Кухаренко продолжили движение по дороге и попав под огонь артиллерии один танк был подбит, но сумел самостоятельно выйти из под обстрела. Танк Кухаренко стал объезжать фугас на дороге и застрял в болоте по самую башню. Третий Т-34 был подбит на дороге. Через 14 часов к месту боя подошли танки и рота автоматчиков бригады. Танки перешли в наступление и выбили немцев. Потери этого боя были большие, из 10 танков сгорело 5, имелись среди танкистов раненые. Продвигаясь к Куолоярви части 38 т.бр. уничтожили батальон немцев 82 пп.

Но не все бои были удачными. Так 10-11 сентября двигаясь по дороге на немецкий опорный пункт шесть Т-34 бригады попали в засаду. Не имея возможности свернуть с дороги четыре танка были сожжены, причём в одном сдетонировал боезапас и взрывом сорвало башню. Один Т-34 (капитана А. Мельникова) ворвался в опорный пункт немцев и был там подбит в бою, экипаж погиб. Последний танк получил повреждения и вместе с десантом отошёл. Подошедшие танки бригады с боем выбили немцев из опорного пункта. 13-14 сентября бригада получила приказ пропустить вперёд части 104 сд. и рассредоточиться в лесу. С выходом частей 104 сд. в Куолаярви бои здесь закончились. Во время боёв части 104 сд. захватили 10 сентября 16 танков и 4 орудия, 11 сентября части дивизии и танкисты бригады уничтожили 6 бронемашин, 2 орудия и до 100 человек пехоты. Всего с 9 по 11 сентября части РККА на Кандалакшском направлении уничтожили 4 и захватили 17 немецких танков. Уничтожено также 12 автомашин и захвачено 26 автомашин и бронетранспортёров.

Немецкие части из-за угрозы окружения стали отступать из района Алакуртти к границе. 14 сентября советские части заняли Алакуртти однако завершить разгром немецкого 36 арм.к. не удалось т.к. 4 сентября был подписан договор с финнами по которому части немцев после 15 сентября 1944 года находящиеся на территории Финляндии должны сложить оружие и быть переданы советской стороне как военнопленные.


Разоружением немецких частей занималась финская сторона.
Части Красной Армии оставили 2-х км коридор по которому части 36 АК через район Куолаярви ушли в Финляндию. Однако отход немецких частей не был мирным их бомбила авиация и обстреливала артиллерия. Бои на Кандалакшском направлении продолжались до 30 сентября 1944 года. Всего за период боёв с 4 по 30 сентября уничтожено 28 немецких танков, 51 орудие, 71 автомашина, 26 мотоциклов и до 7000 пехоты. Захвачено 17 танков, 22 орудия, 40 автомашин, 1 самолёт и другое имущество и вооружение.

Захваченные советскими частями "Somua" после боёв по распоряжению командующего фронтом отправлены эшелоном в Кубинку. Сопровождал эшелон лейтенант 38 т.бр. Н. И. Кухаренко. Потери 38 т.бр в людях составили 96 человек из которых 52 безвозвратно.


Вот одна из этих машин, сегодня спящая в Кубинке:




Части 36 АК немцев не стали разоружаться и оказали сопротивление финнам. В ночь с 2 на 3 октября 1944 года немецкие части при поддержке танков провели атаку в направлении Кеми и Карунки и оттеснили финнов на линию реки в 3-х км от Торнио. Однако в ходе боёв к 10 октября финны вернули себе позиции. Немецкие части с танками отошли на север где их преследовали части 3 и 11 пд. и 15 бригады финнов. Два подбитых "Somua" были брошены немцами на дороге Кеми-Торнио..."




Последние столкновения войск РККА с французскими танками боевых групп дивизий SS Принц Евгений, Хэндшар, Скандерберг и Кама происходили осенью 1944 года в ходе сражений за Югославию. ..

http://samlib.ru/t/tonina_o_i/panzer_vermaxt_03.shtml

Что любопытно: у нас "бронесексперты" постоянно поливают грязью и лобовой люк механика-водителя на тридцатьчетверке, и пулеметное яблоко, и заман-подзор ее башеньки...
При этом совершенно не беспокоясь о том, что на немецких, французских и американских машинах-сверстниках таких т люков было... и в ботах башеньки, и в бортах бронекорпуса, и даже в ВЛД и НЛД на тех же четверках и трешках. На "Тигре" и "Пантере" в ВЛД были и приборы мехвода, и пулеметные точки...
А о "Гранте/Ли" я вообще говорить не стану - это НЕ БОЕВЫЕ машины....

Вот, кстати, снимок пораженного в левый бортовой люк "Сомуа" (огонь велся ОФСом из короткоствольного трехдюймового "окурка" 7,5 cm KwK 37 L/24, немецкой танковой "Квакущи" (КампвагенКаноне) с начальной скоростью у среза 385 м/сек и заявленной бронепробиваемостью бронебойно-трассирующей блванки в 41мм по нормали на ста метрах, и 35 мм - до пяти сотен.)



А это - результаты опытного отстрела захваченного во Франции С-35 уже самими гансами. С отметками попаданий:


(Бундесархив)

Обрати внимание, Дим - часть попаданий 37мм колотушки РаК-36 пробития не дали, но часть - прошли с пробитием - и это при ТТХ пушки, которая не должна была такую броньку брать даже с пистолетных дистанций...


Вот и весь хрен до копейки с пресловутым "противоснарядным бронированием" этого француза...
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 18586
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение Бродяга » 13 апр 2016, 00:02

https://yadi.sk/i/7M3Tt4NpqwJqL

Вот, попытался опять вложить фотографию. Не знаю, получилось ли.
Бродяга
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 30 дек 2015, 15:15

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение гришу » 13 апр 2016, 01:24

Детали корпуса и башня отлиты из хромоникельмолибденовой стали. Ходовая часть, кроме верхней ветви гусеницы, прикрыта штампованными экранами толщиной 11 мм, изготовленными из хромоникельмолибденовой стали. Броневые детали корпуса и башни изготовлены из гомогенной брони средней твердости, а экраны - из противопульной гомогенной брони высокой твердости.

На крыше башни слева установлена вращающаяся не шариковой опоре командирская башенка, В командирской башенке имеются смотровой люк, закрытый стеклоблоком, щель и два отверстия, закрываемые броневыми заслонками.

Входной люк для экипажа расположен в передней части левого борта. Пушка SA35 калибра 47 мм и пулемет калибра 7,92 мм имеют раздельные маски.

Обе маски связаны с телескопическим прицелом и перемешаются совместно.

Механизм наводки пушки по вертикали винтовой механический. Поворот башни осуществляется "электрическим или ручным приводом. Боекомплект пушки 84 выстрела.
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 12630
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение гришу » 13 апр 2016, 01:31

Трансмиссия тоже простая:



Силовая передача механическая, состоит из двухдискового главного фрикциона сухого трения, 5-скоростной коробки передач, двух дифференциалов (верхнего и нижнего) и однорядных бортовых редукторов. Нижний дифференциал получает привод от двигателя через коробку передач, а верхний - через отдельную передачу.

Для плавного поворота танка водитель поворачивает штурвал, который системой тросов воздействует на механизмы выключения фрикционов верхнего дифференциала. Для крутого поворота служат колодочные тормоза нижнего дифференциале. В этом случае может быть остановлена отстающая гусеница. Управление тормозами осуществляется с помощью гидропривода.
Механизмы поворота обеспечивают поворот танка на месте (при нейтрали в коробке передач).

(обрезинки нету)
При поворотах с помощью штурвала радиус поворота тем больше, чем выше включена передача в коробке передач. Кроме тормозов поворота нижнего дифференциала, имеются стояночные тормоза с гидроприводом (рис), установленные внутри ведущих колес. Эти тормоза управляются с помощью ножной педали.

В системе зарядки аккумуляторов предусмотрена сменная перемычка для летней и зимней эксплуатации. При необходимости изменить ток зарядки в связи с изменением сезона меняется перемычка на клеммах. Стартер мощностью 6 л.с.

привод вентилятора
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 12630
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение alexbir » 13 апр 2016, 05:25

Бродяга писал(а):https://yadi.sk/i/7M3Tt4NpqwJqL
Вот, попытался опять вложить фотографию. Не знаю, получилось ли.

получилось.
Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 5639
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение гришу » 16 апр 2016, 02:55

Смяшно! Чес слово..
Финны утверждают ЧТО!

Танки были подбиты в ходе т.н. "Лапландской войны" - боевых действий между финнами и немцами. Боевые действия начались в сентябре 1944-го года, после того как финны начали выполнять требование Московского перемирия (от 19-го сентября 1944-го года), о выдворении немецких войск с территории Финляндии. К ноябрю 1944-го года финнам удалось очистить большую часть территории Северной Финляндии от немцев, однако часть земель оставались оккупированной немцами до апреля 1945-го года...

Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 12630
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение EvMitkov » 16 апр 2016, 20:40

Почему смешно?
Боестолкновения между финнами и вермахтом действительно были, об этом упоминается выше.
Части 36 АК немцев не стали разоружаться и оказали сопротивление финнам. В ночь с 2 на 3 октября 1944 года немецкие части при поддержке танков провели атаку в направлении Кеми и Карунки и оттеснили финнов на линию реки в 3-х км от Торнио. Однако в ходе боёв к 10 октября финны вернули себе позиции. Немецкие части с танками отошли на север где их преследовали части 3 и 11 пд. и 15 бригады финнов. Два подбитых "Somua" были брошены немцами на дороге Кеми-Торнио..."

Аккурат эти две машинки.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 18586
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Пред.След.

Вернуться в Военная история

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron