Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Темы по военной истории

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение Бродяга » 01 янв 2016, 17:30

Поздравляю всех с наступившим наконец новым 2016 годом!
Желаю успехов, удачи и всего наилучшего!

Спасибо за лестные отзывы о моих фотографиях.
Бродяга
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 30 дек 2015, 15:15

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение EvMitkov » 01 янв 2016, 22:59

Бродяга писал(а):Поздравляю всех с наступившим наконец новым 2016 годом!
:mrgreen:
Вот что любопытно, дружище: наступление календарного Новогодья (как и прочих дат) от нас нисколечко не зависит. :mrgreen: Сколько раз пробовано - но все едино: за ноябрем приходит декабрь, и как ни удерживай за хвост лето или осень, они уходят. Развеч что в казке "12 месяцев" королевским указом можно назначить 32-е декабря, зз-е и так и далее.
Да еще, пожалуй, в головах наших коммунальщиков, для которых каждый раз, из года в год, является шоком и откровением, что за осенью приходит зима, а зимой - морозы и холода. Каждый раз они этому совершенно искренне изумляются и не бывают готовы.

Теперь - хочу вернуться к вопросам объекта в черте Зеленогорска, о котором идет у нас разговор.
Я сегодня перетаранил хапрос в ЦАМО и озадачил Монетчикова. Но ранее окончания новогдних каникул ответ вряд ли придет, Серега - отмечает и крайние годы склонен, не смотря на язву, отмечать "плотно". Его тёзка, наш Серега-Гришу, свое мнение уже высказал выше; у Олега Бушко сейчас тоже праздник, у него у потомства днюха аккурат 2 января - так что ему супруга "интернет в ж_пу вставит" - ежели отвлекаться будет. Он - парень молодой, жена у него лбимая, и несмотря на его внешнюю суровость, он с ней... :mrgreen: ... как и положено любому настоящему сильному мужчине. Макс сейчас на Донбассе, ему будет явно не до "исторических экзерсиций" - по крайней мере еще какое-то время.

Так что до получения внешней информации попробуем разобраться своими силами, используя вторичные разведпризнаки, как учили. Тем более, что теперь есть на что опереться подробнее - благо, снимки Ваши действительно великолепны и комментарии к ним - абсолютно по делу.

Я уже говорил выше, что главным определяющим временным фактором ж/б конструкции является её арматура. Структура самой арматуры на снимке видна не отчетливо (плюс коррозия), но Вы четко отметили, что
Арматура гладкая, цельная.

Это видно и тут



Разумеется, это не коренная арматура плиты, но тем не менее.
Подобный тип арматуры использовался в начале 20-го века, года до 30-го, когда в стандарт арматурных конструкций было принято условие для нагруженных элементов использовать профиль, имеющий оребрение, для более надежной связи с с заливаемой ж/б-массой.
Как пример - вот одна из стандартных ж/б конструкций 1909го года:



Собственно - уже вполне можно сделать вывод о временном промежутке этого сооружения, тем более, что по данным финского сайта terijoki-club в этом городке еще до революции производились постройки из ж/б.
То есть строительство мы можем соотнести по времени где-то с периодом 1909-го (как минимум) до 1933-го. (Почему именно до этой даты - ниже).
Вообще, я тут немножечко с утра прошоркался по финским ресурсам (по крайней мере тем, куда смог пролезть, не сильно озадачивая технику) - там есть много любопытной инфы, в частности страрых путеводителей и оцифрованных открыток, включая "царское время".

О невоенном (изначально невоенном) назначении объекта говорят так же слудующие факторы:
Сорт (марка) примененного при заливке ж/б конструкций цемента. Цвет его и структура в ориентировании на Ваши фото с учетом возраста построек говорит о том, что применялся цемент марки аналога 500. Для военных же и фортификационных сооружений всегда применялся цемет более высокой марки. Об этом же косвенно говорит и степень сохранности объекта: слишком высоко выщебление, да и каменная масса в качестве наполнителя заливки использовалась более крупная, чем принято в военной фортификации. Мне довелось много видеть чисто военных объектов: наших и ненаших, на Балтике, в Крыму и по шарику - так что я могу составить мнение. Которое, впрочем за рамки "личного мнения" не выходит, разумеется - но тем не менее.

Теперь: сам тип конструкции.
Хотя сначала - о особенностях береговой линии Балтики. Вы там наверняка бывали не раз и не десяток раз и сами видели, насколько далеко лежит разброс сезонной и приливной линий. Плюс к этому: штрома на Балтике имеют харакерную короткую малопериодичную волну. Грубо говоря - зляе там шторма, когда разгуляется. Не буду выпячиваться, но мне много где по шарику приходилось штромовать уже в бытность своей службы на ТРК (от Атлантики до Индийского и Желтого), но самый тяжелый шторм, который довелось испытать - это Черное море, 19 января 1983-го под Ялтой, когда даже наш БДК с трудом выгребал и удерживался хотя бы на точке. Волна там - тоже резкая, крутая и короткая, на длинную коробочка с дедвейтом выше пяти тысяч лезет, как уточка - а на короткой ее бьет. Оголяя при этом зачастую винторулевую группу, что вообще веселуха преизрядная. На Балтике - примерно такая же картина, только еще круче, усугубленная интерфереционным отражением волны о сравнительно пологую линию дна у береговой черты. Плюс - низменность самой береговой линии - в отличие от того же Черноморья, скажем - в районе Краснодарского края.
К чему я это все говорю: в подобных условиях обычно производят укрепления береговой линии в наиболее ответственных местах - сегодня эта практика по-прежнему в ходу.

Используют для этих целей вертикальные ж/б конструкции с толщиной примерно до полуметра, подкрепленные связями и продольными перегородками, которые вполедствии засыпаются забутовкой различных типов. Вы сами это увидели и отметили:
Не упорные раскосы – точно (две части соединены под тупым углом, вертикальная – тонкая и слабая)... Закладки под забутовку?

Далее Вы задаете вопрос:
Или опоры потерны или каземата?

Нет. Казематы и камзеты формируются немного по-иному, рассчитываясь в первую голову не на знакопеременную нагрузку, а на кратковременную ударную нагрузку высокой мощности.

Так что вероятнее всего - это часть искуственного подкрепления береговой линии, с выводом опорной плоскости выше уровня моря. Опорная поверхность в свою очередь накладывается на слои забутовки и на части свяжей конструкции, увеичивая ее жесткость и прочность, при этом верхняя чаасть стены является балюстрадой. Непрерывним цельным парапетом своего рода. Или - барбетом, если угодно (если имеет округлую форму).

Это хорошо видно по Вашим снимкам 36, 7. и №13.
Позволю себе привести снимок №7.



Это же объясняет и оаличие отверстия, я обозначил его двойкой: - это так называемый стандерс-шпигат, то есть по простому говоря, отверстие для отхода воды с поверхности. Линией под единичкой я отметил примерную плоскось опорной горизонтальной поверхности, накладываемой на забутовку. Точно таким же образом сформированы береговые линии (в части - набережные, в части профоверхности) в той же Керчи. Вот она - в чуть подтопленном виде:



А вот - в сухом.



Разумеется - протяженность и датировка - различны, но тем не менее принципы едины.

Подобные же подкрепления распространены на том же Черноморье очень широко, хотя кой-где отличны тем, что не имеют дополнительных участкой жесткости (то бишь гладкие) в силу того, что основной задачей является не только удержание от размывания, но и отсутсвует задача несения опорной поверхности. Скажем - на побережье в районе между н/п Шепси и п\п Туапсе они стоят с середины 1930-х и до сих пор продолжают обновляться и ставиться.





Теперь - почему это место называлось "финской крепостью".

Наиболее интенсивно строительство в Териоки, как Вы сами наверняка знаете, начало развиваться с 1909-го по 1917-й год. Кратенько общеизвестностей: в 1907 году в Териоки было 1400 дач, 44 улицы. В 1910-12 г сюда провели электричество. Летом приезжало 55 тысяч дачников. Постоянных жителей — 5 тысяч человек.
Основную массу владельцев и арендаторов дач на рубеже XIX—XX веков составляли купцы, промышленники, зажиточное дворянство и чиновники из Санкт-Петербурга, столичная интеллигенция. На Чёрной речке поселились адмирал С. О. Макаров, писатели Л. Н. Андреев, В. В. Вересаев, Н. Г. Гарин-Михайловский, М. Е. Салтыков-Щедрин, учёные И. П. Павлов , Д. И. Менделеев, П. Ф. Лесгафт, режиссёр В. Э. Мейерхольд, поэт А. А. Блок с женой Любовью Дмитриевной. В посёлке Ино жил художник В. А. Серов. Приезжали: М. Горький, А. И. Куприн, А. С. Серафимович, С. Г. Скиталец, К. И. Чуковский[27].
Соответственно - инфраструктура облагораживалась. В том числе и береговая линия.

В 1907—1908 годах по проекту архитектора Йозефа Стенбека была построена каменная церковь, освящённая в 1908 году. В 1910 году Териокская община отделилась от Кивеннапской и стала самостоятельной. В 1911 году на Териокский приход был один врач и родильный приют на две койки. Площадь прихода 46 кв. км, вдоль Финского залива 15 км шириной до 5 км. В состав вошли посёлки Оллила, Куоккала, Келломяки с населением 19 тыс. чел. В 1910—1915 годах по проекту архитектора Н. Н. Никонова было построено новое каменное здание Церкви Казанской иконы Божьей Матери (вместо сгоревшей в 1907 году деревянной).
В 1913 году открылись почта, телеграф, телефонная станция, появилось электричество, торговали 84 русских и финских магазина и лавки. С Санкт-Петербургом Териоки связывала железная дорога. За день проходило 10 поездов. В 1917 году в километре от старого деревянного вокзала построили большой каменный вокзал по проекту финского архитектора Бруно Гранхольма.

То бишь - курорт, о чем говорят и снимки тех лет, коих очень много:



Тут мы видим, что береговая линия - открытая, пляжные кабинки - не в счет. Где-то на финском сайте я нашел это же место (чуть с иного ракурса, правда) - но то же.
Так вот - на том снимке эти кабинки подтоплены примерно до половины.

Теперь - просьба обратить внимание на снимок 1913-го года.



Крупнее выделил участок заднего плана:



И еще несколько любопытнейших снимков, открыток тех лет, позволяющих понять, что это возможно - за объект:


Это - 1906-й, на открытке видно состояние береговой линии на тот момент.


Это - уже 1913-й. Обратите внимание на состояние береговой линии на нижнем левом снимке открытки.


А это уже - 1915-й, два снимка из "Путеводителя по Териоки" - "что было" и что стало".
При этом отчетливо просматривается верхняя часть балюстрады, о которой я говорил выше.

Теперь: почему же все ж таки в народе упоминается "финская крепость"?
Известно, что после того, как в 1918-м Териоки отошел финнам, там в период с 1918по1922-й были базированы британские торпедные катера (т.н. "сорокафетовые") и гидросамолёты, совершавшие налёты на Кронштад. То есть имелась по сути полноценная британская ВМБ, со своей логистикой и инфраструктурой. Которая безусловно включает в себя и систему ОВР, и наличие охраняемого и укрепленного (пусть и средствами временной и полевой фортификации) периметра, с соответствующей организацией системы отражения воздействия противника со стороны моря. Для чего подобный тип набережных подходит очень неплохо. Как для огневых точек, так и для организации постов наблюдения и оповещения.

Снимков этой базы очень немного, но тем не менее они есть.



ТК англичан были базированы как у береговой линии, так и на внутреннем рейде:



Именно оттуда действовал бащзированный на Териоки британский ТК, торпедировавший "Олега".



В ночь с 17 на 18 июня 1919-го крейсер «Олег» стоял на якоре в створе кронштадтских маяков. Крейсер охраняли сторожевые корабли, между которыми незамеченным к крейсеру приблизился быстроходный английский торпедный катер CMB 4 из отряда катеров А. Эгара (en:Augustine William Shelton Agar) и выпустил торпеду, которая попала в крейсер в левый борт в районе третьей кочегарки. Крейсер начал быстро крениться. Погасло освещение. Командир крейсера, Н. Милашевич, отдал приказ пробить боевую тревогу, но так как горнист отсутствовал, это не было выполнено. Был открыт огонь носовым плутонгом, стрельба велась, скорее всего, ныряющими снарядами, использовавшимися при отражении атак подводных лодок. Затопить цистерны правого борта для выравнивания крена за отсутсвием на корабле грамотных офицеров не удалось, и через 12 минут крейсер затонул.
Погибло 5 членов команды, ещё пятеро были ранены. Огонь сторожевых кораблей и самого «Олега» торпедному катеру ущерба не нанёс.
Вот экипаж этого катерка - снимок сделан как раз после его похода в Териоки.



Разумеется - в том числе после этой операции охрана базы с моря и с суши была усилена, в том числе актуальными на то время средствами ПВО.
После ухода англичан этот шверпункт еще какое-то время (до 1933-го) использовался финнами в том числе в качестве малой военно-морской базы. Аккурат до 1933-го года, когда городу и побережью дал крепко просраться знаменитый шторм 1933-го года. Не знаю, насколько он сохранился "в памяти народной", но тогда он крепко потрепал Балтику. Так потрепал, что упоминается даже в НБЖК73/78.
Фотодокументов навскидку мало, но увот нашел у финнов:


Storm Terijoki 1933

Раздолбало крепко. На том финская ВМБ и прекратилась. После 1940-го, до 1941-го начали там отстраивать курортную зону, кой-чего успели - затем нагрянула Вторая Финская - и строительство было... сами понимаете. А то, что успели - с тем разобралось море. Финны тоже кой-чего пытались строить, но не в таких масштабах, чтобы называть это "крепостью", так что Серега-Гришу в обшем прав, когда говорит о том, что
ЭТО остатки набережной.. пирс в лучшем случаи. Просто грунт штормами вымыло! Но никак не фортификация...




Это по крайней мере - мой сегодняшний анализ. Ну - а там - подождем уточнений от ребят из внешки.

С уважением,
Е.М.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 18586
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение Бродяга » 02 янв 2016, 14:33

Большое спасибо! По правде говоря, мне тоже показалось, что стена слишком уж тонкая для полноценной береговой крепости. Но о таком способе местного укрепления береговой линии я не знал, мне казалось, что такое укрепление осуществляют наклонными, а не вертикальными стенами. Значит, ошибался.
Спасибо!
Бродяга
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 30 дек 2015, 15:15

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение EvMitkov » 02 янв 2016, 16:51

Всегда будем рады, дружище - обсудить ЛЮБОЙ вопрос или проблему, на то и Кают-Кампания - "офф-топиков" у нас тут не бывает :mrgreen:
Я еще вернусь к этому, как только придет инфа от ребят, сделаем, так сказать , контрольный надрез шеи. :mrgreen: Одно мнение - хорошо, а несколько позволяют маневрировать и уточнять.

Что касаемо
Бродяга писал(а):такое укрепление осуществляют наклонными, а не вертикальными стенами.
В тех случаях, когда строят подкрепления береговой линии с учетом использования горизонтальных несущих поверхностей (в качестве набережных, профповерхностей или пирсов) - то наклон вертикальной стены если и имеет место задаваться - то весьма незначительный, а обычно - он отсутствует. Это обуславливается в первую голову тем, что такие сооружения используются в том числе и в качестве швартовных точек, привальных и причальных стенок.
А производить швартовку плавсредства к стенке, имеющей отклонения от нормали во-первых сложнее, а во-вторых - это затрудняет размещение сходней, трапов и проч. В некоторых случаях даже задают обратный уклон вертикальной стенки.
Я тут на скорую руку в пэйнте набросал по-простецки:



При чисто вертикальной стенке поз.1 (порой - даже с нависанием площадки, как в том же скажем, СРЗ Мариуполя или в п/п Гениченск) швартовные операции и сообщение с берегом упрощаются. Хотя нависание площадки затрудняет использование части вертикальной стены в качестве парапета, что допускается только при сравнительно небольшом волнении моря и сравнительно слабых штормах, потому и привел Азовье в пример. Плюс - затруднение использования швартовных кранцев (устройств-прокладок между коробочкой и пирсом для смягчения ударов). При наклонной в сторону берега стенке (поз.2) - сообщение затрудняется, как и сам процесс швартовных операций. При обратном наклоне - уменьшается стойкость к знакопеременным нагрузкам воздействия моря, опять же невозможность использования верхней части стенки в качестве полноценного парапета и применения кранцев.

Иногда - использую линзообразный вогнутый профиль, обычно в тех местах, где швартовные операции сравнительно редки или в тех случаях, когда основными плавсредствами являются ПЛ, с их достаточно своеобразной архитектурой поперечного теорчертежа корпуса.
Например - в той же самой Балаклаве, в скальном убежище-заводе ПЛ; я несколько раз подробно говорил об этом объекте и на форуме, и большую статью делал на основном сайте и со своими снимками, и со снимками наших Кая-8 и Фото-Сержа. Они - мои старые друзья, Кай- моряк и севастополец, а Фотосерж - питерский.

С уважением, Е.М.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 18586
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение гришу » 03 янв 2016, 01:26

Бродяга
В середине, то ли второй половине 70-х годов уже прошлого века я провел одну смену в каком-то пионерлагере в Зеленогорске...

phpBB [video]

В этот раз мы займемся высоким и прекрасным, то бишь музыкой. Сегодняшний наш музыкальный инструмент – горн.
Музыка — она ок ры ля ет...

У злобных пионеров и у меня в отряде, были варианты, на сколько помню что то типа...
– Подъём, подъём! Кто спит, того убьём!... глазенки открывай портки не забывай!
Благодаря особенности строения, хитрому механизму и U-образной форме из горна извлекается ровно всего 4 основные ноты (до, соль, верхнее до, верхнее ми). Которые еще нужно уметь выдуть. И если посмотреть ноты произведений для пионерского горна, то всё оперируется 4 нотами. Поэтому основная задача играющего — набрать в грудь побольше воздуха и посильнее дунуть. Этого достаточно, чтобы нести людям свет, добро и восхищение своей замечательной, практически неземной сиреной музыкой. Кто хоть когда-нибудь играл на горне, знает, как надо манипулировать губами и воздушной струей, чтобы изменить высоту звука. Сортирные звуки горн издает только когда губы совсем не напряжены. А так, если с дыхалкой нормально то все прекрасно играется, между прочим

Вот удивил
ЕвгеньЕвгенич
:shock:
Я знал про Кронштадскую побудку.. и англицскою "пакость" http://velikoe-sorokoletie.diary.ru/p200557192.htm?oam
НО НЕ ЗНАЛ ЧТО - БАЗА там была...
Не голова а кладезь... может тебя по темечку "жахнуть :D и не то вспомнишь...
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 13191
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение гришу » 03 янв 2016, 01:38

Жека.
У меня доча спрашивает!? Там собачка или кошечка... :?


Что ответить?
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 13191
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение EvMitkov » 03 янв 2016, 05:10



Котище. Кто ж еще? :mrgreen:
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 18586
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение Бродяга » 03 янв 2016, 14:19

гришу писал(а):
Бродяга
Я знал про Кронштадскую побудку.. и англицскою "пакость" http://velikoe-sorokoletie.diary.ru/p200557192.htm?oam
НО НЕ ЗНАЛ ЧТО - БАЗА там была...
Не голова а кладезь... может тебя по темечку "жахнуть :D и не то вспомнишь...


В серии "Моделиста-конструктора", посвященной катерам (середина 80-х, что ли...) сообщалось, что британские ТК в 18-19 годах базировались в яхтклубе города Териоки. Кстати, в нашей литературе сообщалось, что в ходе одного из набегов англичан на Кронштадт (они нападали несколько раз) погиб создатель британских торпедных катеров... Не вспомню сейчас его имени...
Бродяга
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 30 дек 2015, 15:15

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение EvMitkov » 03 янв 2016, 17:56

Бродяга писал(а): сообщалось, что британские ТК в 18-19 годах базировались в яхтклубе города Териоки.
Так и есть.
Я об этом говорил выше, там же и фото привел.

На Териоки базировались как 40-футовые ТК, так и 55-футовые катера фирмы «Торникрофт» ( Thornycroft). В литературе они упоминаются как «40-футовый катер» и «55-футовый катер» (40-ft Coastal Motor Boat; 55-ft CMB)
СМВ - Coast Motor Boat - прибрежный моторный катер.

История этих ТК достаточно известна, прозаична и типична бля Королевского Флота.
Создателем первых торпедных катеров по праву считается основатель фирмы и владелец верфи в Чезвике на Темзе сэр Джон И. Торникрофт.



В конце 1915 г. компания «Торникрофт» получила заказ английского флота на торпедный катер (ТК) специальной постройки.
Так как катера предназначались для набеговых операций, их размеры ограничивались возможностью транспортировки на крупных боевых кораблях и спуска на воду при помощи корабельных шлюпбалок.

Прототипом послужил построенный Торникрофтом в 1913 г. гоночный реданный глиссер "Миранда-IV", показавший на мерной миле при мощности мотора 110 л.с максимальную скорость 35,5 уз, достигнутую за счет конструктивных особенностей корпуса катера.



На миделе был расположен невысокий поперечный редан. для смягчения ударов при ходе на волне на носовой половине корпуса применены изогнуто-килеватые обводы с отгибом скулы; днищу придан небольшой подъем в нос для оптимального угла атаки глиссирующей площадки. На кормовой половине скулы скруглены, у транца имеется отгиб днища вниз. Катер на полном ходу глиссирует на двух плоских участках днища - перед реданом и перед транцем.

Первые торпедные катера Торникрофта "40-футовые СМВ", (СМВ - Coast Motor Boat - прибрежный моторный катер) для улучшения мореходности имели более килеватую носовую часть. Обшивка корпуса - три слоя из красного дерева, шпангоуты и стрингера - из американского вяза и орегонской сосны.

Всего в 1916 - 20 годах было построено 47 "40-футовых СМВ". По первоначальному замыслу эти катера должны были действовать с легких крейсеров-носителей против немецких баз на побережье Северного моря. Но обстоятельства сложились иначе, и первые тринадцать "40-футовых СМВ" направили на базы в Дувр, Портсмут, Ост Айленд и Портланд, а также, на передовую базу в Дюнкирке для действий у бельгийского побережья.
7 апреля 1917 года четыре СМВ под командованием лейтенанта Беккета атаковали неподалеку от Остенде отряд германских эсминцев и один из них - 1000-тонный "G-88" — пустили на дно, он считается первой жертвой нового вида оружия.

Коробочки оказались удачными, Английское Адмиралтейство выдала заказ на строительство "55-футовых СМВ". Эти катера оказались вдвое больше своих предшественников (вод.: 11 т.; мощность двух бензиновых моторов 900 л.с.; скорость хода 42 узла; размеры: 16.8х3.4х0.9 метра) и несли вдвое больше вооружения (2 - 450 мм торпеды и 2х2 7.62 мм пулемёта).
Всего Британский флот получил 75 катеров подобного типа. Они очень удачно действовали в Бельгийских водах и быстро вытеснили своих предшественников. Завершают линию развития английских торпедных катеров "70-футовые СМВ". Их водоизмещение достигало 24 тонн, а два бензомотора по 900 - 1500 л.с. сообщали им скорость до 30 узлов. Конечно, для этих кораблей скорость была маловата, но они, хотя и могли нести на борту торпеды (5 - 450 мм торпед и 6 пулемётов), в основном предназначались для использования в качестве минных заградителей. Но им уже не довелось участвовать в боевых операциях: пять таких катеров были построены лишь в 1919-22 годах.


Английские торпедные катера фирмы ТорникрофТ: 55-футовый (вверху) и 40-футовый (из книги "A Short History of the Revival of the Small Torpedo Boat (C.M.Bs) During the Great War and subsequently in the Kronstadt, Archangel and Caspian Sea Expedition of 1919" Vahr and sons Ltd., Vestminster House, 1920)

Что касаемо более подробного расклада действий британцев на Балтике:
Впервые РККФ столкнулся с ними в лице одного "40-футового СМВ", базированного на базу в Териоки 16 июня 1919 года в Финском заливе. В 04.00 мв ТК на малой скорости преодолел линию дозора из двух эсминцев и двух сторожевиков и с расстояния 400 метров торпедировал крейсер "Олег" который затонул на десятиметровой глубине. Снимок экипажа после атаки на веранде яхт-клуба в Териоки - см выше.

18 августа 1918 года отряд британских ТК СМВ (7 "55-футовых" и 1 "40-футовый") вышли из Биорке и Терриоке и направились к Кронштадту с задачей под прикрытием утреннего тумана проийти на рейд на рейд и уничтожить ядро Балтийского флота (ЛК "Андрей Первозванный" и "Петропавловск"; КР "Рюрик", "Диана", "Аврора", Память Азова").
Под прикрытием гидросамолетов, также базированных на Териоке гидросамолётов катера приблизились к гавани и развив полный ход с выходом на режим глиссирования вышли в атаку.
Однако были своевременно обнаружены с брандрейдового ЭМ "Гавриил".


Эскадренный миноносец "Гавриил" (тип - ЭМ "Балтийский "Новик"). 1918-год.

Артиллеристы №Гавриила" открыли огонь и первыми же снарядами потопили один катер. Трём катерам удалось прорваться на внутренний рейд и потопить КР "Память Азова" и повредить ЛК "Андрей Первозванный".
На выходи из гавани их снова встретили артиллеристы с "Гавриила", был потоплен ещё один катер. Его экипаж был спасён другим "55-футовым СМВ", который попытался атаковать дозорный эсминец двумя торпедами, но промахнулся. Ответным огнём был потоплен и этот торпедный катер. Итог боя для англичан оказался неутешительным: из 8 катеров участвовавших в атаке ОДИН (СМВ-86) вернулся из за поломки двигателя, ТРИ (СМВ-24, СМВ-62, СМВ-79) были потоплены с ЭМ "Гавриил". В плен попали 3 офицера и 6 матросов, погибли 4 офицера и 3 матроса.
В общем-то история эта хорошо и полно описана и нами, и британцами.
При этом легенда о том, что якобы
Бродяга писал(а):в ходе одного из набегов англичан на Кронштадт (они нападали несколько раз) погиб создатель британских торпедных катеров...
-не более, чем байка.

Сэр Джон Айзек Торникрофт (1843-1928) был британским судостроителем, основателем судостроительной компании Торникрофта и членом семьи Торникрофта но никак не военным моряком. Да и возраст его к тому времени исключал подобные походы.
Умер он в 1928-м, у себя в Англии, похоронен в Хамптоне, Миддлсексе.

Касаемо хода б/д с участием ТК на Балтике в этот период: помимо художетсвенной обработки и переложения (как скажем - "Кронштадской Побудки") - есть более серьезные источники. И - у нас, и у британцев.
У британцев стоит отметить доклад коммандера А. В. С. Эгара «Операции английского флота на Балтике в гражданскую войну», переведенный и опубликованный у нас еще в 1929 в "Морском Сборнике" и документы ЦАМО за тот же период:

Сведения о нападении на Кронштадт 18 августа 1919 года, а также данные о британском флоте на Балтике, полученные путем опроса пленных английских моряков с потопленных торпедных катеров

1. Англичанам была дана точная инструкция производства операции, разработанная на три варианта;
первый из них должен быть выполненным в том случае, если они обнаружили бы вход в гавань совершенно свободным, в смысле бонов;

второй - в случае обнаружения в воротах бона, который они не смогли бы развести или уничтожить,

третий - в том случае, если обнаруженный бон они развели бы. Каждому катеру были во всех трех вариантах даны совершенно точные, исчерпывающие приказания, сводящиеся к следующему:
1) уничтожение сторожевого эсминца на малом рейде,
2) уничтожение «Памяти Азова»,
3) уничтожение «Андрея Первозванного»,
4) уничтожение «Петропавловска»,
5) уничтожение «Рюрика»,
6) уничтожение «Авроры» или «Дианы»,
7) уничтожение батопорта среднего (Николаевского) дока,
8) катер должен был быть запасным и делать то, что не удалось у кого-либо из первых катеров.

Катеров было назначено в операцию 8, но один из них отстал у Териок, видимо, из-за повреждений.

Катера, согласно инструкции, должны были идти в строе клина (7 штук) и один впереди, но на самом деле в строе клина они дошли только до линии северных батарей и от них шли уже в строе кильватерной колонны до Военного угла, около которого они уже разошлись, причем три катера, по всем вероятиям, дальше никуда и не ушли.


Кронштадт. Лесные ворота Средней гавани, через которые входили английские катера 18 августа 1919 года.


Характер разрушений английского торпедного катера СМВ-62, потопленного эскадренным миноносцем "Гавриил" 18 августа 1919 года при нападении на кронштадтскую гавань и поднятого 13 сентября того же года.

Катера сопровождались аэропланами, которые должны были «показывать дорогу» и в случае гибели катера - подбирать на себя людей; в инструкции между прочим говорится, что каждый аппарат может принять на себя, кроме летчика, еще 7 человек, но с ними уже подниматься не может, а должен идти по воде.

Катера, в свою очередь, тоже должны были оказывать помощь аппаратам в случае аварии. Сигнализация (ракетами) допускалась только в двух случаях, а именно:
две зеленых ракеты - повреждение катера и просьба оказать помощь и две красных ракеты - бон в воротах гавани, причем, если катера, встретив бон в воротах, не могли бы его развести или подорвать - они, отстреливаясь из пулеметов, должны бы были уйти прочь.

Операция была выполнена следующим образом: в 3 ч 45 мин над Кронштадтом появились аппараты (аэропланы), которые обстреливали суда и стенки из пулеметов светящимися пулями и бросали бомбы.
В 4 ч 20 мин сторожевой миноносец «Гавриил», стоявший на малом рейде, заметил два катера около восточного знака Морского канала и одновременно услышал сильный взрыв у стенки гавани, под мастерскими Балтийского завода (около металлического крана); миноносец в это время отстреливался от атаковывавших его аэропланов, но заметив эти два катера, открыл по ним огонь и первым же выстрелом из орудия № 2 - потопил одного из них, другой же, повертевшись на рейде, очень большим ходом ушел за Военный угол; мина, попавшая в стенку, была выпущена одним из этих двух катеров по «Гавриилу», но в него не попала, и надо отметить, что только благодаря этому операция не была выполнена полностью.

В то время, когда «Гавриил» [открыл огонь] по вышеупомянутым катерам, он также заметил два или три катера, прошедших очень большим ходом в гавань, стрелять по ним не успел, а открыл огонь за Военный угол, из-за которого все время выскакивали и прятались обратно катера.

Проскочившие в гавань катера5 взорвали «Память Азова» и в 4 ч 25 мин подорвали «Андрея [Первозванного]» почти одновременно, после чего выскочили из гавани, курсом зюйд; при выходе из ворот два катера были утоплены огнем «Гавриила», причем после попаданий они ярко горели. «Гавриил» немедленно послал свою шлюпку, которая в два приема подняла с воды людей и доставила на миноносец.

Катера прошли Северным кронштадтским фарватером таким образом: форт Обручев видел четыре катера между собой и Рифом (шли они в строе клина, поэтому понятно, почему ему были видны только четыре катера, а на самом деле это было только одно крыло клина в 7 катеров) очень больши[м] ходом; форт в это время отстреливался от аэропланов, поэтому мгновенно не мог открыть огня по катерам; катера, пройдя траверз форта, обсыпали его из пулеметов, в тыл ему; форт сейчас же донес об этом по телефону в штаб крепости, где это донесение было принято дежурным комиссаром в 4 ч 15 мин и передано в штаб Надота (начальника Действующего отряда судов Балтийского моря); получив такое донесение, штаб Надота, конечно, не успел ничего предпринять, так как принято оно было одновременно с открытием огня «Гавриилом».

Далее катера прошли между 3 и 4 северными батареями, где их тоже видели, но предпринять ничего не могли, так как 3 батарея невооруженная, а на 4 только накануне сняли пушки и заменяли другими, которые еще не были установлены; стреляли из винтовок.
Если иметь в виду скорость катеров (около 40 узлов), то станет совершенно ясным, что все это происходило мгновенно, да еще в темноте; все это было прикрыто атаками аэропланов, да и само нападение катерами было совершенно неожиданно по своей идее и смелому выполнению .

Уже после прорыва катеров форты открыли прожектора и были готовы к бою, но катера-то надо было ожидать с тыла, куда огромное большинство пушек стрелять не может.

Обратно катера шли двумя группами, причем первая из них прошла опять же между 3 и 4 батареями и Обручевым и Рифом, а другая - между 5 и 6 батареями (видимо) и, по всем вероятиям, между Обручевым и Тотлебеном, придерживаясь Обручева.
Катера сильно обстреливали форты из пулеметов и шли, видимо, полным ходом, попадая в лучи прожекторов. По ним стреляли из орудий, но, конечно, стрельба не могла быть успешной.

Таким образом, из 7-ми пришедших катеров три были утоплены «Гавриилом», а четыре - видимо, ушли.

С момента ухода катеров от гавани прекратились и аэропланные атаки. Аппараты летали очень низко, едва не касаясь рангоута судов, и гул их моторов и стрельба, конечно, много помогли атаке катеров.

2. В Гельсингфорсе, Ревеле и Биорке имеется всего шесть крейсеров типа «Галатея», «Дейли», «Дейни» («Galatea», «Delhi» и, вероятно, «Danae»); три из них 14 августа были в Биорке; в Ревеле - матка подводных лодок «Люсия» («Lucia») и несколько подлодок типа «Л» и «Е», причем всего их в Финском заливе - не более 10 штук;
в Ревеле и Биорке имеются также эскадренные миноносцы, турбинные, типа «Выльстон», «Теле Мекс» («Woolston» и «Telemachus») и т.п.; в Биорке - матка аэропланов, но на днях она должна уйти в Англию, так как сидела на камнях и должна чиниться.

Эстонский флот, над которым очень смеются пленные англичане, 13 августа стоял в Ревеле в составе: нашего бывшего «Бобра» и эсминцев «Автроил» и «Миклуха».

О финляндском флоте они ничего не слышали и, смеясь, отвечают, что вряд ли такой существует и с ним нельзя считаться.

Они знают, что в Финском заливе есть английские тральщики, занятые тральными работами, но сколько их - не знают<...>.


РГАВМФ. Ф.р-92.0п.1.Д.262. Л.22-24. Копия

Инструкция по проведению операции нападения на Кронштадт, найденная у одного из пленных англичан и переведенная на русский язык

Операция I-ая

Действие 1 - ст[арший] лейт[енант] Нэпир (24)11 пускает мину в сторожевое судно, стоящее на внешнем рейде и поддерживает огонь из пулеметов.

Действие 2 - ст[арший] лейт[енант] Бремнер (79) идет ко входу в гавань. Если он свободен, входит и пускает ко дну «Память Азова», а затем укрывается за Средним доком.

Действие 3 - ст[арший] лейт[енант] Мак-Бин (31) - флагманское судно, входит в гавань и пускает мины (2) в «Андрея Первозванного», а затем проходит к западному краю и обстреливает батареи, команду и пр. на берегу.

Действие 4 - лейт[енант] Говард (86 ) входит в гавань и пускает мины (2) в «Рюрика», а затем проходит к «Авроре» или «Диане», смотря по тому, где безопаснее.

Действие 5 - лейтенант Дагнель-Рид (88) входит в гавань и пускает мину в «Петропавловск», если можно обстреливает, затем идет к 31-му, если можно, ждет действие 7-ое и повторяет атаку.

Действие б - лейт[енант] Бодлей (72) входит в гавань и пускает мину в док, или атакует «Аврору» или «Диану», присоединяется к «86» и уходит.

Действие 7 - лейт[енант] Брэд (62) входит в гавань и пускает мину в «Андрея» или «Петропавловск», а затем идет ко входу, поддерживая пулеметный огонь.

Действие 8 - лейт[енант] Бремнер может проскользнуть среди мелких судов западного бассейна, как можно скорее, а затем соединяется с «62» и уходит в сопровождении «88» и «31».

«24» уходит, как только освобождается «62» и «79»12.

Операция II-ая

Действие 1 - то же, что в операции 1-ой.

Действие 2 - ст[арший] лейт[енант] Бремнер (79) встречает заграждение у входа и ему не удается прорвать его. Пускает 2 красных ракеты. Брэд (62) идет ему на помощь.

Действие 3 - все катера, кроме «24», открывают сильный пулеметный огонь по батареям. Когда «62» и «79» освобождаются, уходят в следующем порядке: 79, 62, 72, 86, 24, 88, 31, причем все суда, кроме 79 и 62, обстреливают перед уходом гавань и вход.

Если 62 и 79 получат сильные повреждения, они пойдут назад через Северный фарватер и, в случае надобности, другие катера будут оказывать им помощь по мере подхода.

Операция III-ья

Действие 1 - как в операции 1-ой.

Действие 2 - Бремнер (79) находит заграждение и удаляет его, остается в стороне, поддерживая пулеметный огонь.

Действие 3 - как в операции 1-ой.

Действие 4 - как в операции 1-ой.

Действие 5 - как в операции 1-ой.

Действие 6 - Бодлей (72) пускает мину в «Память Азова» и присоединяется к «86».

Действие 7 - как в операции 1-ой.

Действие 8 - Бремнер (79) входит, если возможно, в гавань и пускает мину в док или подобную цель, а затем как можно скорей соединяется с «62».

Копия снята с инструкции, найденной у одного из пленных англичан



Схемы нападения английских торпедных катеров на Кронштадт 18 августа 1919 года: вверху - по английским источникам (помещена в журнале "Морской сборник", 1929, № 1), внизу - из "Морского атласа" (т. III, ч. 2, л. 48, изд. Главного штаба ВМФ, 1957)

Крупнее - кликабельно


РГАВМФ. Ф.р-92.0п.1. Д.262. Л.45. Заверенная копия

Сообщение штаба Кронштадтской морской базы о налете неприятельских аэропланов и катеров

Кронштадт, 18 августа 1919 года, 4 ч 25 мин

В Кронштадте налет аэропланов ... бросают бомбы ... численность их за темнотою не выяснена, но много... По слухам, 1 бомба упала в Новое Адмиралтейство и «Память Азова», которая накренилась ... На рейде виден какой-то плавающий горящий предмет ... Сейчас выяснилось, что одновременно с налетом в гавань прорвался быстроходный катер, который выпустил мину в «Память Азова». «Память Азова» затонула в гавани... Выпущена вторая мина в «Андрей Первозванный» ... по непроверенным еще сведениям попала в носовую часть ... На рейде стреляет по уходящему катеру дозорный эсминец (Гавриил) ... подробности будут на рассвете по мере точного выяснения...


РГАВМФ. Ф.р-92. Оп.1.Д.158.Л387


Сообщение штаба начальника Действующего отряда судов Балтийского моря (ДОТ) С. Н. Дмитриева о налете английских торпедных катеров на Кронштадт13

Кронштадт, 18 августа 1919 года 5 ч 00 мин

Мина попала в носовую часть левого борта [линкора «Андрей Первозванный»], около 15-го шпангоута. Затоплены: 1) ледник, 2) таранное о[тделени]е, 3) помещение трюмных, 4) канатный ящик. Корабль сел на 2 ф[ута] носом... По непроверенным еще сведениям, катер утоплен «Гавриилом»... Все подробности будут утром... Все меры на случай повторения атак приняты... Сейчас вернулся ф[лаг]-секретарь с «Гавриила»... утоплены 3 катера п[ротивни]ка, было всего 7 шт. Взяты пленные, среди которых есть раненые.


РГАВМФ. Ф.р-92. Оп.1.Д.158.Л.387


Телефонограмма начальника ДОТ С.Н.Дмитриева начальнику Морских сил (наморси) Балтийского моря А. П. Зеленому о нападении неприятеля на Кронштадт

Кронштадт, 18 августа 1919 года 8 ч 40 мин

№ 954

НАМОРСИ. Сего числа 3 ч 45 мин над городом появилось несколько неприятельских аэропланов, обнаруженных по звуку моторов, т.к. за темнотою их видно не было. На судах немедленно была пробита воздушная тревога, но стрельба из-за темноты была лишь одиночная отдельными выстрелами. Аппараты производили обстрел из пулеметов и сбросили бомбы, упавшие в Петровский парк, Петровский док, Пароходный завод и Среднюю гавань. Попаданий в суда не было. Одна бомба попала в баржу, стоящую у «Андр. Первозв.», повредив баржу и сходню. Кроме бомб в воздухе были замечены светящиеся ракеты различных цветов.

4 ч 30 мин. Со стоящего в дежурстве на малом рейде эсминца «Гавриил» были замечены на рейде 6 быстроходных моторных катеров, без огней, которые обстреливали из пулеметов и ходили большими ходами, переменными курсами. Катера были обстреляны, причем, по донесению н[ачальни]ка 1-го дивиз[иона], 2 или 3 из них были утоплены, а команды их подобраны шлюпкой. Всего спасено 9 челов. в том числе 2 офицера (все англичане14). Пленные все ранены и отправлены в мор. госпиталь. Катера, по-видимому 4, ворвались в Сред. гавань и выпустили мины. 1 мина попала в «Память Азова», которая затонула, накренившись градусов на 60 на правый борт. 2-я мина в линкор «Андр. Первозв.» - по левому борту, около 15-го шпангоута. Пробоина незначительная, отвернуты 2 броневые плиты и затоплены отделения: 1) таранное, 2) канатный ящик, 3) помещение трюмных, 4) провизионное и ледник. Корабль сел носом на 2 фута. На «Пам. Азова» утонул 1 матрос, на «Андр. Первоз.» 1 убит и 2-е контужено. Из предварительных расспросов можно заключить, что катера появились с восточного рейда. Об этом производится подробное расследование, которое будет представлено дополнительно.

Надот Дмитриев

Комиссар Месс


РГАВМФ. Ф.р-92. Оп.1. Д.158. Л.384 с обор.


Затонувшая в Средней гавани Кронштадта плавбаза подводных лодок "Память Азова"

Продолжу - ниже.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 18586
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Гранит, бетон, броня и берёзы Карельского перешейка

Сообщение EvMitkov » 03 янв 2016, 18:17

Заключение следственной комиссии по делу о нападении быстроходных английских лодок на Кронштадт ночью 18-го августа 1919 года

Следственная комиссия в составе: председатель глав[ный]штур[ман] флота, военный моряк Блинов, члены - командир линейного корабля «Севастополь», военный моряк Ставицкий и комиссар Петробазы Кимм, - собравшись в штафлоте 1-го сего сентября и ознакомившись со всем следственным материалом, пришла к заключению:

1. Само выполнение операции, поскольку это можно установить по отмеченным фактам, свидетельским показаниям и показаниям пленных англичан, комиссии представляется таким образом:

18-го августа, около 1 часу с лишним ночи, пять английских катеров вышли из Биорке и, немного спустя, два катера - из Териок; все они встретились в море, в районе форта Инонеми и оттуда пошли вместе Северным фарватером, в тыл Кронштадту. В 4 часа они были замечены вблизи форта Обручева, между ним и берегом Кронштадта, и затем, разделившись на два отряда, пошли далее на восток, причем часть их прошла между батареями № 2 и № 3, а часть - между батареями № 5 и № 6.

Начиная с 3 ч 45 мин над Кронштадтом, его гаванями и фортами были замечены аэропланы, бросавшие бомбы и стрелявшие из пулеметов светящимися пулями; этот налет продолжался и далее во все время до конца атаки катеров. На всех фортах и судах была пробита аэропланная тревога и лишняя прислуга от орудий (непротивоаэропланных) была убрана в закрытия, а на судах - в палубы. Внимание остававшихся на наружных постах было всецело поглощено аэропланами.

В 4 часа с лишним (около 4 ч 20 мин), стоявший на Малом рейде э[скадренный] миноносец] «Гавриил» замечает катер по направлению к Ораниенбауму, открывает по нему огонь и первым же выстрелом топит его вблизи восточного знака Морского канала. Одновременно с этим он видит 2 или 3 катера, идущие огромной скоростью по стенке, по направлению к гавани; по ним он не стреляет, опасаясь своими снарядами попадать в суда, стоящие за этой стенкой; сразу после этого он обнаруживает еще катера, пытающиеся выскочить из-за Военного угла гавани, но своим огнем загоняет их обратно и не дает им возможности выйти оттуда. Катера, прорвавшиеся вдоль стенки в гавань, взрывают там «Память Азова». подрывают «Андрея Первозванного» в 4 ч 25 мин и вылетают из ворот, где сейчас же топятся (2) огнем того же «Гавриила»; бывшие за Военным углом катера не решаются ничего предпринять и уходят обратно; идут они двумя группами, одна между батареей № 3 и батареей № 4, а другая, видимо, между батареей № 2 и батареей № 3. Затем они проходят мимо форта Обручев, к северу от него. На обратном пути катера были в лучах прожекторов, под обстрелом ружей и орудий и шли огромной скоростью, по выражению некоторых свидетелей - «летели».

После ухода катеров - прекращаются и аэропланные атаки.

Э[скадренный] м[иноносец] «Гавриил» подобрал с воды, при помощи своей шлюпки, 9 англичан, которых и отправил затем на берег.

2. Комиссией не обнаружен злой умысел со стороны лиц, оборонявших Кронштадт, в их распоряжениях по этому делу.

3. Комиссия пришла к единогласному заключению, что причины, сделавшие возможной такую атаку, заключаются в следующем:

а) Полная неожиданность атаки Кронштадта моторными лодками. ПО ИДЕЕ.

б) Полная уверенность в невозможности осуществления какой-либо морской операции через Северный фарватер, да и вообще - невозможность плавания этим фарватером судов, имеющих боевое значение.

в) Полное отвлечение внимания всех фортов, батарей, сигнальных постов и судов - АЭРОПЛАНАМИ.

г) Малая осадка лодок, позволяющая 40-узловой скоростью проходить над ряжами (их осадка на полном ходу всего лишь 3 1/2 4 1/2, фута).

4. Комиссия нашла следующие упущения в деле обороны Кронштадта и гаваней16:

а) Отсутствия организации охраны гаваней (охрана рейдов - имеется).

б) Отсутствие заграждений ворот гаваней.

в) Отсутствие наблюдения собственно за побережьем острова.

г) Неудовлетворительность системы связи фортов и батарей со штабом Кронштадтской крепости.

Комиссия считает своим долгом отметить, что катера все же были замечены всеми существующими элементами обороны крепости, что указывает на должную постановку службы на фортах и батареях и ОСОБЕННО отмечает деятельность э[скадренного] м[иноносца] «Гавриил», который, несмотря на все вышеприведенные причины (п. 3-ий), все же вовремя заметил катера, утопил трех из них, а остальным не дал возможность выйти из-за Военного угла.

Председатель комиссии

Члены комиссии


Схема повреждений линейного корабля "Андрей Первозванный"


Схема торпедного катера, выполненная по описанию пленных английских моряков



РГАВМФ. Ф.р-92. Оп.1. Д.262. Л.2 с обор. Подлинник

То есть - если суммировать:

1 В операции участвовали английские торпедные катера СМВ-4, СМВ-24, СМВ-31, СМВ-62, СМВ-72, СМВ-79, СМВ-86 и СМВ-88.
Первый относился к катерам «40-футового» типа (водоизмещение 5 т; главные размерения 13,7х2,6х0,8 м; скорость хода до 37 уз; мощность моторов 250-275 л. с.; вооружение: один 457-мм торпедный аппарат, 2-4 пулемета; экипаж 2-3 человека), строившимся и 1916-1918 годах, остальные семь - «55-футового» типа (водоизмещение 11 т; главные размерения 18,3х3,4х0,9 м; скорость хода до 42 уз; мощность двигателей 750-900 л. с.; вооружение: один или два 457-мм торпедных аппарата, 4 пулемета; экипаж 3-5 чел.), строились в 1917-1918 годах.

Два катера, доставленных из Англии на Балтику через Швецию на борту грузовых пароходов, а затем на буксире эсминца 8 июня 1919 года прибыли в Биорке.
11 июня они уже своим ходом пришли п. Териоки.


Британские катера сразу после перехода из Биорке в Териоки.

Их экипажи, чтобы не привлекать внимание, следовали отдельно под видом яхтсменов и коммерсантов. Остальные катера, поначалу их было восемь, под командованием коммандера К. К. Добсона для сокращения времени перебрасывались из Англии на буксирах эскадренных миноносцев, причем скорость буксировки при переходе Северным морем доходила до 20 уз. Один катер (СМВ-67) затонул в проливе Скагеррак, протараненный эсминцем, когда тот подходил к нему для заводки лопнувшего буксира. Экипаж его не пострадал, так как перед этим, из-за шторма, он, как и команды других катеров, был переведен на буксирующий корабль. В Биорке они прибыли 30 июля 1919 года.

2. Отстал и не участвовал в операции из-за отказа двигателя СМВ-86 сублейтенанта Р. Говарда.

3. Головным в строю клина шел СМВ-31 лейтенанта Р. Г. Мак-Бина с коммандером К. К. Добсоном и финским лоцманом на борту.

4. Дежурство эсминцев на Малом рейде было введено в конце июня 1919 года, но не столько для его охраны, «а чтобы быть в готовности для оперативных действий».
До 9 августа выделялось два корабля, а затем «только один в трехчасовой готовности», хотя, по мнению командира эсминца «Гавриил» В. В. Севастьянова, подобное стояние «на рейде ночью нежелательно».


Командир ЭМ "Гавриил" В. В. Севастьянов

5. По показаниям сторожа Лесных ворот Кронштадта Василия Грибанова,
«сперва в гавань вошла одна лодка, а за нею еще три. Против Николаевского дока у них произошло замешательство, и они стали разворачиваться... О виденном сперва никому не сообщал. Потом же телефон оказался испорченным. Лодки входили и выходили очень быстро, не менее двадцати узлов».


6. Со слов машинного содержателя эсминца «Гавриил» Артемия Саввича Лихуша, потопление катеров выглядело следующим образом.
Вскоре после пробития аэропланной тревоги
«услышали шум моторов и увидели два моторных катера, идущие от Ораниенбаума. Один из них, получив выстрел, повернул и затонул по направлению у маяка (нижний створный знак Морского канала). Была пробита боевая тревога. Увидели слева идущие катера вдоль стенки Военной гавани, которые вошли в гавань. Немного погодя из гавани вышли два катера. Один, получив снаряд, выпустил две ракеты и стал тонуть. Второй подошел к нему и подобрал команду и пошел мимо "Гавриила" справа и на зюйд-ост. Вскоре он был также утоплен».


Из показаний артиллерийского старшины того же корабля Василия Федоровича Лукьянова:
«По воздушной тревоге находился в палубе. После, но сигналу "боевая тревога" выбежал и увидел два катера, идущие по стенке в гавань. Потом крикнули: "Справа катер". Стал стрелять, пушка дала две осечки. Скомандовали: "Пулеметы на корму", потом скомандовали: "Справа дальше катера", выстрелом из орудия № 2 утоплен катер у маяка. У маяка он был потоплен раньше, чем другие вышли из гавани».


7. Успешному проходу катеров северным фарватером способствовало то, что дувший с 17 августа западный ветер нагнал в восточную часть финского залива воду, в результате чего ее уровень над подводным брекватером и ряжами, проход над которыми больше всего беспокоил англичан, поднялся с 0,9 до 1,5 м (по показаниям пленных, осадка «55-футового» катера кормой на полном ходу составляла около 1,02 м; по другим сведениям - до 1,07 м).

8 . Любопытно, что когда комендант 1-й Северной батареи Петр Алексеевич Кузнецов запросил Штаб воздушной обороны об открытии огня по обнаруженным катерам (один из них был замечен часовым в 3 ч 45 мин в 427 м к северу от батареи), ему ответили,
«чтобы мы смотрели за аэропланами, а не за морем, поэтому мы огня по катеру не открыли».



Фотография Средней гавани Кронштадта, сделаная с английского гидросамолёта. Показаны направления атак английских катеров на корабли Балтийского флота.

9. По словам коменданта Кронштадтской морской крепости Всеволода Андреевича Унковского, фортам «Риф» и «Тотлебен» было приказано:
«Светить только темными ночами, для экономии топлива. В ту ночь прожектора не светили по инициативе комендантов фортов, ибо им свет только мешал».


10. Из показаний коменданта форта «Обручев» Антона Николаевича Крюкова.
«В начале четвертого часа доложили, что слышен шум моторов. Пробил тревогу. Штаб крепости долго не отвечал на вызов по телефону. Доложил об аэропланах, что четыре мотора прорвались между бат[ареей] "Риф" и фортом. Через 10-15 минут передали по телефону с батареи "Северная № 1", что заметили лодки. Стали светить прожектором. Поймав в луче катера, увидели, что они делают синие сигналы. Немного спустя с бат[ареи] "Сев[ерная] № 1" доложили но телефону, что увидели две лодки, идущие обратно. Вскоре передали с [батареи] № 4, что еще две лодки идут. Стрелять в тыл без угла возвышения нельзя, а с углом возвышения попадешь в своих. Открыли огонь из пулеметов, а вслед за тем из зенитной батареи.

...Дали несколько залпов из зенитной. Немного спустя по направлению на "Толбухин" увидели два мотора. Открыл огонь из 10" батареи но катерам. Дал всего одиннадцать выстрелов».




Согласно докладу А. В. С. Эгара, который во время операции имел звание лейтенанта и командовал СМВ-4, действия каждого из английских катеров выглядели следующим образом
(цитируется по «Морскому сборнику» 1929. № 1.С. 113-115):

СМВ-79 лейтенанта В. Г. Бремнера - «Катер № 1 - не обнаружив бона у ворот гавани, атаковал "Память Азова". Было выпущено две торпеды, обе попали. Затем он отошел на свое место, во внутренней гавани, ожидая других»;

СМВ-31 лейтенанта Р.Г.Мак-Бина - «Катер № 2 - имея на борту коммандера Добсона, прибыл вскоре за ним и атаковал "Андрея Первозванного". Достигнуто двойное попадание в носовую часть корабля»;

СМВ-86 лейтенанта (но другим данным сублейтенанта) Р. Говарда - «Катер № 3 - должен был атаковать "Рюрик", но не пришел. Произошел взрыв мотора в момент, когда он находился близ северной цепи фортов, и позднее был взят на буксир одним из возвращавшихся с атаки катеров»;

СМВ-88 лейтенанта А. Дайрелл-Рида - «Катер № 4 - проходя через ворота, потерял командира капитан-лейтенанта Дайрелла Рида. Второй по старшинству лейтенант Стииль немедленно бросился к штурвалу, овладел управлением и произвел атаку, выпустив две торпеды по "Петропавловску" (обе попали)». В действительности попаданий в линкор не было;

СМВ-72 лейтенанта (по другим данным сублейтенанта) Бодлея - «Катер № 5 - имел своей целью сухой док, но стреляющее приспособление у него было сбито при подходе к воротам, так что ему ничего не оставалось другого, как возвращаться по способности (по другим данным, карбюратор его двигателя был пробит пулей.). Он это и сделал, подобрав по дороге беспомощный катер № 3 (СМВ-86.) и отбуксировав его в безопасное место под тяжелым огнем фортов»;

СМВ-62 лейтенанта Ф. Т. Бреда - «Катер № б... [приближаясь] к гавани... к несчастью, столкнулся с возвращавшимся катером № 1 (СМВ-79.). Личный состав обоих катеров был переведен на катер № 6 (СМВ-62.), а катер № 1 был взорван.

Лейтенант Бремнер, будучи уже тяжело ранен, принял командование катером, командир и два матроса которого были убиты. Катер быстро наполнялся водой, но несмотря на это и сильный огонь и освещение прожекторами, Бремнер выпустил две торпеды в сторожевой эсминец "Гавриил", стоявший перед входом. К несчастью, обе торпеды прошли мимо.

Это было его второй атакой в эту ночь. Бремнер был ранен не менее 11 раз, но держался хорошо до самого конца, пока не загорелся бак с бензином. Катер пришлось покинуть, и он затонул. Под конец Бремнер был подобран на "Гавриил" и взят в плен»;

СМВ-4 лейтенанта А. В. С. Эгара - «Катер № 7. Катера, назначенные для атаки сторожевого эск[адренного] миноносца, задержались из-за того, что пошли более длинной дорогой вокруг фортов. Увидев взрыв, происшедший на катере № 8 (СМВ-24), и ошибочно приняв его за взрыв торпеды по сторожевому эскадренному] миноносцу (взрыв был точно на этой линии), повернул по направлению к восточной гавани в соответствии с заранее намеченным планом, выпустив торпеды внутрь гавани но эск[адренным] миноносцам (попадании в них не было), обеспечивая этим возможность обратного возвращения катеров».

СМВ-24 лейтенанта Л. Э. С. Нэпира - «атаковал сторожевой эск[адренный] м[иноносец] "Гавриил", но в момент проведения атаки сам находился на мелком месте (глуб[ина] 10 фут[ов]). Мина взорвалась о грунт, и катер взлетел на воздух (по показаниям взятого в плен с этого катера матроса 1 разряда Ч. А. Харуэя, торпедой с него не стреляли, он был утоплен попаданием снаряда).

№ 7 (СМВ-4.), возвращаясь с атаки восточной гавани, сделал попытку подобрать оставшихся в живых из экипажей катеров № 1, 6 и 8 (СМВ-79, СМВ-62 и СМВ-24. ), но это оказалось невозможным благодаря тяжелому огню, направленному против него.

Катера вернулись по тому же пути, по которому шли раньше, использовав дымовые завесы для прикрытия отступления».


Как видно из процитированных отрывков, в целом катера действовали согласно первому варианту инструкции, найденной у пленных англичан. Основное отличие заключалось в запоздалом прибытии СМВ-24, который в паре с другим, скорее всего с СМВ-4, как уже говорилось, шел более длинным путем вокруг фортов.

Среди спасенных и взятых в плен англичан, шесть человек было с катера СМВ-24: командир лейтенант Нэпир Лоренс Элжертон, 23 лет, из Лондона, сублейтенант Олсмен Кирил Хотын Гидди, 19 лет, из Лондона; старший механик унтер-офицер Рейниш Вениамин, 22 лет, из Суон-Си (Нижний Уэльс); матрос 1 разряда Харуэй Чарльз Альфред, 20 лет, из Лондона; механик-моторист Уайт Вильям Эрик, 22 лет, из Портсмута, и пулеметчик Баульс Герберт, 20 лет, из Ярмута.

Из экипажей катеров СМВ-62 и СМВ-79 уцелело трое: командир последнего лейтенант Бремнер Вильям Гамильтон, из Лондона, машинный унтер-офицер Мекви Самуил, 30 лет, из Белфаста (судя по его показаниям, он был с борта СМВ-62) и механик-моторист Донкли Генри Джон, 19 лет, с острова Уайт.

Помимо пленных, англичане потеряли убитыми четырех офицеров и трех матросов.

По словам С. Мекви, СМВ-62 был потоплен двумя снарядами приблизительно в 90 м от эсминца «Гавриил». 13 сентября этот катер был поднят и поставлен для осмотра на стенку Константиновского дока.

На линейном корабле «Андрей Первозванный» ранения получили трюмные: Федор Викентьевич Иванов, 1917 года призыва, и Семен Васильевич Лазичный - 1915 года.

Охрана водного района (ОВР) Кронштадта была ориентирована исключительно на западное направление. Для предотвращения проникновения подводных лодок неприятеля имелось распоряжение о постановке бонового заграждения шириной около 80 м у входных ворот Большого рейда. Однако в день нападения, за неимением средств, этот бон заведен не был.

По свидетельству начальника Охраны водного района Бориса Федоровича Стааля, «защиты рейдов не было, ибо ни одно из судов охраны не было отремонтировано; наблюдение велось только с плавучего Лондонскою маяка, "Петра Великого" и брандвахты в Купеческой гавани... Инструкция давала задачу охранять Б[ольшои] рейд и минное заграждение. Но охранять нечем было. Охрана была только номинально». Имелись еще наблюдательные посты на Толбухином маяке (выставлен за месяц до нападения) и на Морском телеграфе, однако отмечалось слабое выполнения своих обязанностей личным составом наблюдательных постов.

После всего случившегося с 18 ч с восточной стороны гаваней стали выставляться наблюдательные посты, а с 22 ч все входы в них перекрывались бонами.

Вот такие факты, уважаемый Георгий.
Говорящие и о действительном мужестве англичан, и о наших успехах и неуспехах.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 18586
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Пред.След.

Вернуться в Военная история

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1