К вопросу о людских потерях СССР в Великой Отечественной

Темы по военной истории

Re: К вопросу о людских потерях СССР в Великой Отечественно

Сообщение Dvu.ru-shnik » 26 авг 2012, 05:28

Там ещё дальше идут приложения, документ очень обёмный и включает в себя много таблиц. Ссылки на него можно найти по тем же адресам, которые указаны в начальном тексте.
Обращаю внимание - это был план реформирования РККА, расчитанный в 1937м году. Реорганизация была расчитана на сроки до 1942 года. И это только сама реорнаеизация без учёта времени на оеончательное слаживание всех слагаемых - отладку системы призыва и мобготовности, военного образования, окончательное обучение и слаживание войск в ходе боевой подготовки, а это заняло бы ещё, как минимум, два-три года.
Кстати, Андреас говорил о тупости Паулюса? Однако Паулюс был несколько умней своего оппонента и знал, что
Именно в Башкортостане в 1932 году началась активная разведка и добыча нефти. Именно сюда, в глубь России, ехали лучшие специалисты, чтобы помочь в решении практических задач. Одновременно развивалась и прикладная наука, начало которой положила ЦНИЛ, ставшая прародительницей нынешним НПФ "Геофизика", НИИнефтеотдача, Институт проблем нефтехимпереработки, ИПТЭР, КБ "Нефтегазимаш". 3 ноября 1937 года был пущен первый нефтепровод Ишимбай - Уфа, с этого момента ведет отсчет крупнейшая на сегодня в России компания "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы". В годы Великой Отечественной войны каждый третий танк на фронте заправлялся башкирской нефтью.

А в 1948 году из Уфы протянулся первый в стране продуктопровод Уфа-Омск, давшей начало "Уралтранснефтепродукту".
Помимо этого, именно война прервала геологоразведку в Тюменской области, что привело к тому, что первую нефть мы смогли в промышленных объёмах добыть там лишь в пятидесятых годах.
Так ктоже идиот? Паулюс на него оказался не очень-то похожим, да и по штату ему это не положенно было. Как сказал один мой командир в свою бытность - нас в кабинете двое, один из нас идиот. Угадай - кто это, если я им не могу быть по штату?
Но, вернёмся к теме.
А потом были война с Японией и Финляндией в 1939м годах, которые внесли свои корректуры. на этом периоде хотелось бы остановиться несколько подробней.
дело в том, что к этому времени уже была выкованна так называемая "Ось".
В страны оси входили Италия, Германия и Япония.
Вот тут-то начинается довольно интересный политический каламбур.
Япония и СССР оказались в 1939м году в состоянии войны. Военные специалисты и политики всего мира очень внимательо следили за ходом событий на Халхинголе.
И в самый разгар боёв с японцами Сталин подписывает тот самый пакт о ненападении, который ныне все именуют пактом "Молотова - Рибентропа". По прилагаемым к этому документу протоколам, Германия обязалась не вмешиваться в военные действия между СССР и Японией, более того, она обязалась не оказывать в конфликте "Стране восходящего солнца" никакой военной, технической, политической и экономической поддержки. Вот это была плюха. Нынешние ребята вроде Андреаса видят только раздел Европы на сферы влияния, окупацию западных областей Украины, Беларуссии, Бесарабии, Прибалтики и Польши. Личности, подобные Даладье, при этом обычно добросовестно забываются. Однако, то, что этим пактом СССР обезопасил себя от войны на два фронта, которая могла грянуть ещё в 1939м году - это практически никогда не упоминется. Согласитесь, что воевать одновременно с двумя, прекрасно отлаженными военными машинами - перспеутива далеко не из самых радужных. Германия такого не вынесла. Чем это могло обернуться для нашей страны - одному Богу известно.
Однако, после Баи Цагана, Япония тоже не упустила случая подкинуть ответную плюху своему союзнику и заключила с Советским Союзом мирный договор.
Итогом Халхингола стала не только победа над Японией. Уже тогда Гудериан высказался - "Россия в Монголии показала, что умеет быстро учиться и обладает способностью воевать на самом современном техническом и тактическом уровне".
Ну, как я уже говорил, далее была финская кампания.
Палестинский казак из Москвы просил остановиться на анализе этой кампании подробней - изволь, Андрей.
Да, далеко не самый лучший и молниеносно-победный расклад получился для РККА. По соотношению потерь мы уже немного пробежались.
Начнём с предыстории.
6 декабря 1917 года сейм (парламент Финляндии) провозгласил независимость, 31 декабря 1917 года советское правительство признало независимость Финляндии.
15(28) января 1918 года в Финляндии началась революция, которая переросла в гражданскую войну. Белофинны позвали на помощь немецкие войска. Немцы не отказали, в начале апреля высадили на полуострове Ханко 12-тысячную дивизию («Балтийская дивизия») под командованием генерала фон дер Гольца. Еще один отряд в 3 тысячи человек прислали 7 апреля. С их поддержкой сторонники Красной Финляндии потерпели поражение, 14-го немцы заняли Хельсинки, 29-го апреля пал Выборг, в начале мая красные были полностью разгромлены. Белые провели массовые репрессии: более 8 тысяч человек убили, около 12 тысяч сгноили в концлагерях, было арестовано и посажено в тюрьмы и лагеря примерно 90 тысяч человек. Был развязан геноцид в отношении русских жителей Финляндии, убивали всех без разбора: офицеров, учащихся, женщин, стариков, детей.
Берлин потребовал, чтобы на трон посадили германского принца – Фридриха Карла Гессенского, 9 октября сейм избрал его королем Финляндии. Но Германия потерпела поражение в Первой мировой войне и поэтому Финляндия стала республикой.
Независимости было мало, финская элита хотела прибавки территории, решив воспользоваться Смутой в России, Финляндия напала на Россию. Карл Маннергейм обещал присоединить Восточную Карелию. 15 марта был утверждён так называемый «план Валлениуса», по нему финны хотели захватить русские земли по границе: Белое море – Онежское озеро – река Свирь – Ладожское озеро, к тому же к Суоми должны были отойти область Печенги, Кольский полуостров, Петроград должен был стать «вольным городом». В этот же день отряды добровольцев получили приказ начать завоевание Восточной Карелии.
15 мая 1918 года Хельсинки объявили войну России, до осени активных боевых действий не было, Германия заключила с большевиками Брестский мир. Но после её поражения ситуация изменилась, 15 октября 1918 года финны захватили Ребольскую область, в январе 1919 года - Поросозёрскую область. В апреле начала наступление Олонецкая добровольческая армия, она захватила Олонец, подошла к Петрозаводску. В ходе Видлицкой операции (27 июня-8 июля) финны были разбиты и изгнаны с советской земли. Осенью 1919 года финны повторили наступление на Петрозаводск, но в конце сентября были отбиты. В июле 1920 года финны потерпели ещё несколько поражений, начались переговоры.
В середине октября 1920 года был подписан Юрьевский (Тартуский) мирный договор, Советская Россия уступила область Печенги-Петсамо, Западную Карелию до реки Сестра, западную часть полуострова Рыбачий и большую часть полуострова Среднего.
Но финнам этого было мало, план «Великой Финляндии» не был реализован. Была развязана вторая война, началась она с формирования в октябре 1921 года на территории советской Карелии партизанских отрядов, 6-го ноября финские добровольческие отряды вторглись на территорию России. К середине февраля 1922 года советские войска освободили захваченные территории, 21 марта подписано соглашение о неприкосновенности границ.
Как видим - это был далеко не первый опыт войны между СССР и Финляндией. напряжённость сохранялась всегда.
В Хельсинки не оставили надежд поживиться за счёт советских территорий. Но после двух войн сделали для себя выводы – нужно действовать не добровольческими отрядами, а целой армией (Советская Россия окрепла) и нужны союзники. Как выразился первый премьер Финляндии Свинхувуд: «Любой враг России должен всегда быть другом Финляндии».
С обострением советско-японских отношений Финляндия начала налаживать контакты с Японией. В Финляндию для стажировок стали приезжать японские офицеры. Хельсинки отрицательно отнеслись к вступлению СССР в Лигу Наций и договору о взаимопомощи с Францией. Надежды на большой конфликт между СССР и Японией не оправдались.
Враждебность Финляндии и её готовность к войне против СССР не была секретом ни в Варшаве, ни в Вашингтоне. Так, в сентябре 1937 года американский военный атташе в СССР полковник Ф. Феймонвилл докладывал: «Самой насущной военной проблемой Советского Союза является подготовка к отражению одновременного нападения Японии на Востоке и Германии совместно с Финляндией на Западе».
На границе СССР и Финляндии постоянно происходили провокации. Например: 7 октября 1936 года выстрелом с финской стороны был убит совершавший обход советский пограничник. Только после долгий пререканий Хельсинки выплатили компенсацию семье погибшего и признали вину. Финские самолёты нарушали и сухопутную, и водную границу.
Особенно беспокоило Москву сотрудничество Финляндии с Германией. Финская общественность поддержала действия Германии в Испании. Немецкие конструкторы спроектировали для финнов подлодки. Финляндия поставляла Берлину никель и медь, получая 20-мм зенитки, планировали покупку боевых самолетов. В 1939 году на территории Финляндии был создан немецкий разведывательный и контрразведывательный центр, его главной задачей была разведывательная работа против Советского Союза. Центр собирал сведения о Балтийском флоте, Ленинградском военном округе, ленинградской промышленности. Финская разведка тесно сотрудничала с абвером. В ходе советско-финской войны 1939-1940 годов опознавательным знаком финских ВВС стала синяя свастика.
К началу 1939 года с помощью немецких специалистов в Финляндии была построена сеть военных аэродромов, которая могла принять в 10 раз больше самолётов, чем было у финских ВВС.
Хельсинки были готовы воевать против СССР не только в союзе с Германией, но и с Францией, и Англией.
К 1939 году у нас на северо-западных рубежах было абсолютно враждебное государство. Существовала проблема защиты Ленинграда, граница проходила всего в 32 км, финны могли обстреливать город тяжёлой артиллерией. Кроме того, надо было защитить город с моря.
С юга проблему решили, заключив в сентябре 1939 года договор о взаимопомощи с Эстонией. СССР получил право размещения гарнизонов и военно-морских баз на территории Эстонии.
Хельсинки же не хотели решить важнейший для СССР вопрос дипломатическим путём. Москва предлагала обмен территориями, договор о взаимопомощи, совместную оборону Финского залива, продать часть территории для военной базы или сдать в аренду. Но Хельсинки не приняли ни одного варианта. Хотя наиболее дальновидные деятели, например, Карл Маннергейм, понимали стратегическую необходимость требований Москвы. Маннергейм предлагал отодвинуть границу от Ленинграда и получить хорошую компенсацию, и предложить остров Юссарё под советскую военно-морскую базу. Но в итоге возобладала позиция не идти на компромисс.
На этих переговорах впервые речь заходит о близости границы к Ленинграду. Иосиф Сталин заметил: «Мы ничего не можем поделать с географией, так же, как и вы… Поскольку Ленинград передвинуть нельзя, придётся отодвинуть от него подальше границу».
Вариант соглашения, представленный советской стороной финской делегации в Москве, выглядел следующим образом:
- Финляндия передаёт СССР часть Карельского перешейка.
- Финляндия соглашается сдать в аренду СССР сроком на 30 лет полуостров Ханко для постройки военно-морской базы и размещения там четырёхтысячного воинского контингента для её обороны.
- Советскому военному флоту предоставляются порты на полуострове Ханко в самом Ханко и в Лаппохья
- Финляндия передаёт СССР острова Гогланд, Лаавансаари (ныне Мощный), Тютярсаари, Сейскари.
- Существующий советско-финляндский пакт о ненападении дополняется статьей о взаимных обязательствах не вступать в группировки и коалиции государств, враждебные той или другой стороне.
- Оба государства разоружают свои укрепления на Карельском перешейке.
- СССР передает Финляндии территорию в Карелии общей площадью вдвое больше полученной финской (5 529 км?).
- СССР обязуется не возражать против вооружения Аландских островов собственными силами Финляндии.
СССР предложил обмен территориями, при котором Финляндия получила бы более обширные территории в Восточной Карелии в Реболах и в Пораярви. Это были территории, которые провозгласили независимость и пытались присоединиться к Финляндии в 1918—1920 годах, но по Тартускому мирному договору остались за Советской Россией.
СССР обнародовал свои требования до третьей встречи в Москве. Заключившая с СССР договор о ненападении Германия посоветовала на них согласиться. Герман Геринг дал понять министру иностранных дел Финляндии Эркко, что требования о военных базах надо бы принять, и на помощь Германии надеяться не стоит.
Надо отметить, что Лондон не остался в стороне и по-своему провоцировал конфликт. Москве намекнули, что вмешиваться в возможный конфликт не будут, а финнам заявили, что надо держать позиции.
Государственный совет не пошёл на сделку, так как общественное мнение и парламент были против. Советскому Союзу было предложены лишь ближайшие к Ленинграду территории в Териоках и Куоккала (ныне Зеленогорск и Репино), углублённые в советскую территорию. Московские переговоры прекратились 9 ноября 1939 года.
С середины 1939 года в СССР начались военные приготовления. В июне?июле на Главном военном совете СССР обсуждался оперативный план нападения на Финляндию, а начиная с середины сентября начинается концентрация частей Ленинградского военного округа вдоль границы.
В Финляндии достраивалась «линия Маннергейма». 7?12 августа на Карельском перешейке были проведены крупные военные учения, на которых отрабатывалось отражение агрессии со стороны СССР. Были приглашены все военные атташе, кроме советского.
Декларируя принципы нейтралитета, финское правительство отказывалось принимать советские условия, так как, по их мнению, эти условия далеко выходили за вопросы обеспечения безопасности Ленинграда, в свою очередь пытаясь добиться заключения советско-финского торгового соглашения и согласия СССР на вооружение Аландских островов, демилитаризованный статус которых регулировался Аландской конвенцией 1921 года. К тому же финны не желали отдавать СССР свою единственную защиту от возможной советской агрессии — полосу укреплений на Карельском перешейке, известную как «линия Маннергейма».
Собственно говоря, название "Линия Маннергейма" появилось гораздо позже с подачи дочери Карла Маннергейма для увековечения его имени. В то время это была линия укреплений, в которую входили все оборонительные сооружения от царя Петра-1 и до последних, именуемых линией Энкеля. Маннергейм лишь усовершенствовал эту линию укреплений.
Однако, на самой линии (если будет желание) остановимся позже. Впрочем, Евгенич и Алекс, это уже тянет на отдельную тему (как вопрос о линие Маннергейма, так и рассмотрение самой войны вплоть до обсуждения заклёпочных моментов применемого тогда оружия, БТВТ, авиации, а так же - выработанных и применямых тактических приёмов)
Финны настаивали на своём, хотя 23-24 октября Сталин несколько смягчил позицию в отношении территории Карельского перешейка и численности предполагаемого гарнизона полуострова Ханко. Но и эти предложения были отклонены. «Вы что, хотите спровоцировать конфликт?» /В.Молотов/. Маннергейм при поддержке Паасикиви продолжал настаивать перед своим парламентом о необходимости поиска компромисса, заявив, что армия продержится в обороне не более двух недель, но безрезультатно.
Возобновившиеся в Москве 3 ноября переговоры сразу зашли в тупик. С советской стороны последовало заявление: «Мы, гражданские люди, не достигли никакого прогресса. Теперь слово будет предоставлено солдатам».
Однако Сталин опять пошёл на уступки на следующий день, предложив вместо аренды полуострова Ханко купить его или даже арендовать вместо него какие-нибудь прибрежные острова у Финляндии. Таннер, бывший тогда министром финансов и входивший в состав финской делегации, также считал, что эти предложения открывают путь к достижению договорённости. Но правительство Финляндии стояло на своём.
3 ноября 1939 года советская газета «Правда» написала: «Мы отбросим к чёрту всякую игру политических картёжников и пойдем своей дорогой, несмотря ни на что, мы обеспечим безопасность СССР, не глядя ни на что, ломая все и всяческие препятствия на пути к цели». В этот же день войска Ленинградского военного округа и Краснознамённого Балтийского флота получили директивы о подготовке боевых действий против Финляндии. На последней встрече Сталин внешне демонстрировал искреннее желание добиться компромисса в вопросе о военных базах, но финны отказались его обсуждать и 13 ноября отбыли в Хельсинки.
Проникнутая миролюбием внешняя политика СССР и здесь была продемонстрирована с полной определенностью. Советский Союз сразу же заявил, что он стоит на позиции нейтралитета и неуклонно проводил эту политику в течение всего истекшего периода.

................................................................(Доклад В. М. Молотова на VI сессии верховного СССР 29 марта 1940 года)

Оценку Молотова по отношению к её политике разделяли и иностранные дипломаты, поддерживавшие тесные контакты с правящими кругами Финляндии. Так ещё 29 декабря 1933 года польский посланник в Хельсинки Харват сообщал в Варшаву, что политика Финляндии характеризуется «агрессивностью против России… В позиции Финляндии к СССР доминирует вопрос о присоединении Карелии к Финляндии». Харват называл Финляндию «наиболее воинственным государством в Европе».

Латвийский посланник в Финляндии в свою очередь информировал Ригу 16 июня 1934 года :
«В головах финских активистов… глубоко укоренился карельский вопрос. Эти круги с нетерпением ждут конфликта России с какой-либо великой державой, раньше с Польшей, а теперь с Германией или Японией, чтобы реализовать свою программу. Это движение… может когда-то послужить искрой, от которой загорится пороховая бочка»
................................................(Сиполс В.Я «Тайны дипломатические: канун Великой Отечественной войны 1939-1941»)

Бывший президент Финляндии П. Свинхувуд говорил, что «любой враг России должен всегда быть другом Финляндии» Правильно ли поступили Правительство и Партия, что объявили войну Финляндии? Этот вопрос специально касается Красной Армии.
Нельзя ли было обойтись без войны? Мне кажется, что нельзя было. Невозможно было обойтись без войны. Война была необходима, так как мирные переговоры с Финляндией не дали результатов, а безопасность Ленинграда надо было обеспечить безусловно, ибо его безопасность есть безопасность нашего Отечества. Не только потому, что Ленинград представляет процентов 30-35 оборонной промышленности нашей страны и, стало быть, от целостности и сохранности Ленинграда зависит судьба нашей страны, но и потому, что Ленинград есть вторая столица нашей страны.
....................................................................(Выступление И.В.Сталина на совещании начальствующего состава 17.04.1940)
Наступило временное затишье, которое финское правительство посчитало за подтверждение правильности своей позиции.
28 ноября было объявлено о денонсации Договора о ненападении с Финляндией, а 30 ноября советским войскам был дан приказ к переходу в наступление.
Война началась.
Первым этапом войны обычно считают период с 30 ноября 1939 года по 10 февраля 1940 года. На этом этапе велось наступление частей Красной армии на территории от Финского залива до берегов Баренцева моря.
Группировка советских войск состояла из 7-й, 8-й, 9-й и 14-й армий. 7-я армия наступала на Карельском перешейке, 8-я — севернее Ладожского озера, 9-я — в северной и средней Карелии, 14-я — в Петсамо.
Наступлению 7-й армии на Карельском перешейке противостояла Армия перешейка (Kannaksen armeija) под командованием Хуго Эстермана. Для советских войск эти бои стали наиболее тяжёлыми и кровопролитными. Советское командование имело лишь «отрывочные агентурные данные о бетонных полосах укреплений на Карельском перешейке». Так, даже в разгар боёв на Карельском перешейке, Мерецков сомневался в том, что у финнов есть долговременные сооружения, хотя ему докладывали о существовании дотов «Поппиус» (Sj4) и «Миллионер»(Sj5).
В результате этого выделенные силы для прорыва «линии Маннергейма» оказались совершенно недостаточными. Войска оказались полностью не готовыми для преодоления линии ДОТов и ДЗОТов. В частности было мало крупнокалиберной артиллерии, необходимой для уничтожения ДОТов. К 12 декабря части 7-й армии смогли преодолеть лишь полосу обеспечения линии и выйти к переднему краю главной полосы обороны, но запланированный прорыв полосы с ходу не удался из-за явно недостаточных сил и плохой организации наступления. 12 декабря финская армия провела одну из своих самых успешных операций у озера Толваярви. До конца декабря продолжались попытки прорыва, не принёсшие успеха.
Как в материале о немецком наступлении 1941 года, так и здесь, не буду уподобляться тем, кто оправдывает всё глубоким снегом и сильнейшими морозами - это глупо, тем более, что, как данные метеорологических наблюдений, так и другие документы опровергают это: до 20 декабря 1939 года на Карельском перешейке температура колебалась от +2 до ?7 °C. Далее до Нового года температура не опускалась ниже ?23 °C. Морозы до ?40 °C начались во второй половине января, когда на фронте было затишье. Причем мешали эти морозы не только наступающим, но и обороняющимся, о чём писал и Маннергейм. Никакого глубокого снега до января 1940 г. также не было. Так, оперативные сводки советских дивизий от 15 декабря 1939 г. свидетельствуют о глубине снежного покрова в 10-15 см. Более того, успешные наступательные действия в феврале происходили в более суровых погодных условиях.
8-я армия продвинулась на 80 км. Ей противостоял IV Армейский корпус (IV armeijakunta), которым командовал Юхо Хейсканен. Часть советских войск попала в окружение. После тяжёлых боёв им пришлось отступить.
Наступлению 9-я и 14-ой армий противостояла оперативная группа «Северная Финляндия» (Pohjois-Suomen Ryhm?) под командованием генерал-майора Вильё Эйнара Туомпо. Её зоной ответственности являлся 400-мильный участок территории от Петсамо до Кухмо. 9-я армия вела наступление из Беломорской Карелии. Она вклинилась в оборону противника на 35?45 км, но была остановлена. 14-я армия, наступавшая на район Петсамо, достигли наибольшего успеха. Взаимодействуя с Северным флотом, войска 14-й армии смогли овладеть полуостровами Рыбачий и Средний, городом Петсамо (ныне Печенга). Таким образом они закрыли выход Финляндии к Баренцеву морю.
А вот теперь коснёмся и укреплений на Карельском перешейке.
Фрагмент из книги "Линия Маннергейма и система финской долговременной фортификации на карельском перешейке"
Балашов Е.А., Степаков В.H. - СПб.: Hордмедиздат, 2000.
Прежде чем приступить к изложению этой темы, необходимо определить, что же стоит за термином "линия Маннергейма", поскольку в отечественной литературе часто приходится сталкиваться с различными значениями этого понятия. В военно-исторических изданиях советского периода преобладает устойчивая точка зрения, что линия Маннергейма представляла собой глубоко эшелонированную полосу огневых долговременных укреплений, которая по своей технической мощи якобы не уступала железобетонным укреплениям французской "линии Мажино" и германской "линии Зигфрида". Общая глубина "линии Маннергейма" вместе с оперативной зоной составляла до 100 км (см. Н.Ф.Кузьмин. На страже мирного труда 1921-1940. Воениздат.М..1959). В Истории Ордена Ленина Ленинградского Военного округа (Воениздит.М., 1988) на стр. 129 утверждается что "линия Маннергейма состояла из трех основных, передовой и двух промежуточных полос, а также отсечных позиций. На всех трех полосах этой линии насчитывалось свыше 1000 дотов и дзотов, из которых 296 сооружений были долговременные железобетонные... Всего на главной полосе обороны насчитывалось около 200 железобетонных сооружений". А в книге "Бои в Финляндии" (М., ОГИЗ 1941) указывается, например, что "Советские войска на Карельском перешейке захватили 356 ДОТов и 2425 ДЗОТов". В отечественной литературе иногда можно встретить утверждения, что "линия Маннергейма" строилась с помощью немецких специалистов, что также не соответствует действительности.
Во многих советских изданиях неоднократно повторяется, что части Красной Армии на Карельском перешейке встретились на своем пути с мощной глубоко эшелонированной системой финских укреплений - "линией Маннергейма", которая и задержала их наступление. Там же говорится о том, что в результате заранее подготовленной операции по штурму финских укреплений "линия Маннергейма" была прорвана в середине февраля 1940 г.. после чего части Красной Армии устремились по направлению к Выборгу.
Чем же все-таки в действительности была "линия Маннергейма"? Цель этой книги состоит в том, чтобы разграничить такие два совершенно смешавшиеся в обыденном представлении понятия, как ''линия Маннергейма" и "система долговременной обороны Финляндии на Карельском перешейке".
В течение последних десятилетий группа исследователей-энтузиастов под руководством Владимира Ивановича Смирнова из историко-краеведческого объединения "Карелия" провела серию экспедиций с целью изучения состояния памятников военной истории и фортификации на Карельском перешейке. В результате этой работы удалось установить, что материалы финской историографии в гораздо большей мере соответствуют истине, чем данные отечественных источников.
В финской историографии под термином "линия Маннергейма" понимается, прежде всего, главная фронтовая позиция на Карельском перешейке времен советско-финляндской Зимней войны 1939-40 гг. Иными словами, та передовая линия фронта, на которой финские войска сумели остановить продвижение советских войск вглубь Финляндии вплоть до февральского генерального наступления РККА, Эта позиция лишь частично совпадала с линией главной оборонительной полосы, на которой находились долговременные огневые сооружения, построенные до начала военных действий. ...
...Человеку, считающему себя искушенным в области военной истории, а тем более в области фортификации, следует различать понятия "линия Маннергейма" и "система долговременной обороны Финляндии". Если даже подразумевать под первым фортификационные объекты, сооруженные финнами в период с 1920 но 1939 гг., то из сферы рассмотрения выпадут многочисленные береговые батареи, построенные в Финляндии русскими фортификаторами до 1917 г. А ведь благодаря их наличию возможность высадки советских морских десантов в тылу финских войск была крайне ограничена.
Следует также подчеркнуть, что сам термин "линия Маннергейма" появился лишь в начале советско-финляндской войны, когда К.Г.Э. Маннергейм был назначен на пост главнокомандующего финской армии. ...
...
В конце прошлого (XIX) века, чтобы прикрыть побережье северо-западной части империи, русское военное министерство развернуло колоссальные инженерно-технические работы по модернизации старых, заложенных еще при Петре 1, береговых укреплений и строительству новых сооружений, прежде всего береговых артиллерийских батарей, которые в сочетании с морскими минными заграждениями должны были препятствовать приближению вражеского военного флота к столице, а также не давать противнику возможности высаживать свои десанты на побережье. В условиях разгоревшейся первой мировой войны эти укрепления создавали реальную угрозу немецкому флоту.
После того, как Финляндия стала независимым государством и вышла из состава России, все эти сооружения вместе с тяжелым вооружением и боеприпасами перешли в собственность финского государства и впоследствии сыграли немаловажную роль в обороне страны с моря в период советско-финляндской Зимней войны 1939-40 гг.
Если со стороны Финского залива территория Финляндии имела огневое прикрытие, то со стороны Ладожского озера, которое до 1918 г. являлось внутренней акваторией Российской империи, такое прикрытие отсутствовало. Поэтому весной 1919 г. командир 3-го полка Береговой артиллерии подал предложение разместить на некоторых островах Ладожского озера артиллерийские батареи. Этот вопрос стал предметом обсуждения между военным министром Финляндии Р.Вальденом и начальником Генерального штаба генерал-майором Х.Игнатиусом. Тогда же было предложено укрепить и несколько островов Финского залива. Фортификационные работы по укреплению побережья обеих акваторий были начаты осенью 1919 г. Первые финские береговые батареи, оснащенные спаренными 152-мм орудиями Канэ, появились на островах Валаамского архипелага - Пииккана (о.Никоновский) и Раутаверяйя (о-ва Оборонный и Пуккисаари), а также на Коневце, Хейнясенмаа, Мекерикке, Мантсинсаари, Ристисаари, на полуострове Вахтиниеми. На полуостровах Мустаниеми и Ярисевя [мыс Чалка] построили батареи, оснащенные 120-мм орудиями Армстронг.
Однако с суши юго-восточные границы Финляндии практически не были защищены, поэтому в тот период, когда в стране еще шла гражданская война, финское военное командование по инициативе главнокомандующего Белой армии генерала Карла Густава Эмиля Маннергейма начало осуществлять конкретные меры по защите подступов к Финляндии со стороны суши и, прежде всего, со стороны Карельского перешейка, который на протяжении всей истории Финляндии был наиболее уязвимым направлением в военно-стратегическом отношении.

Карл Маннергейм
Своим приказом от 7 мая 1918г.К.Г.Э. Маннергейм откомандировал в распоряжение командования Восточной армии (группировка белых войск Финляндии в восточной части страны) двух своих представителей - подполковника А.Раппе и майора К. фон Гейне, которые прибыли на службу в финскую армию из Швеции. Им было поручено составить предварительный план по строительству оборонительных сооружений на Карельском перешейке согласно рекомендациям и указаниям командующего Восточной армией. При составлении этого плана необходимо было учесть, что предполагаемые мероприятия должны были осуществляться силами имеющихся в наличии ресурсов в течение ближайших двух месяцев. Готовый план надлежало отправить в Ставку Маннергейма не позднее 25 мая с заключением командующего Восточной армией.
Подполковник А.Раппе датировал этот план первым июня 1918 г. в г. Выборге. В соответствии с этим планом строительство укреплений должно было осуществляться с учетом необходимости создания удобных исходных позиций для возможных наступательных действий в сторону Петрограда.
А.Раппе в своей оценке положения исходил из того, что противник будет защищать Петроград в том числе и путем активных наступательных действий, и тогда его контрудары могут быть направлены вглубь Финляндии либо вдоль шоссейной дороги и железнодорожного полотна в сторону Кивеннапы [ныне пос.Первомайское - прим.ред.] и Выборга, либо же на участке Рауту [ныне пос.Сосново - прим.ред]. Согласно приписке, сделанной генерал-майором А.Тунцельманом, наиболее вероятным считалось именно Выборгское направление.
План А.Раппе основывался на возведении трех оборонительных позиций вдоль финско-русской границы. Первая, или передовая позиция, должна была пройти непосредственно у самой границы. Вторая, или главная позиция, начиналась бы от форта Ино, следуя через деревни Кивеннапа и Липола к берегу Ладоги. Третья же, или тыловая позиция, намечалась по линии Муурила - Куолемаярви - Каукъярви - Перкъярви - Валкъярви - Рауту - Тайпале.
По расчетам А.Раппе, на передовой и на главной позициях необходимо было отрыть 25 километров траншей и создать полосы препятствий общей длиной 100 км. Для проведения таких работ потребовалось бы в общей сложности 195 000 человеко-дней. На строительство тыловой оборонительной позиции, которая примерно совпадала с возведенной в 1920-30-х гг. главной полосой обороны, включавшей в себя систему железобетонных огневых точек (ДОТ), предполагалось затратить примерно такое же количество человеко-дней. С учетом прокладки дорог и линий связи общее число человеко-дней должно было достигать 400 000.
План, составленный А.Раппе к 1 июня 1918 г. остался неосуществленным в связи с уходом генерала К.Г.Э.Маннергейма в отставку 29 мая 1918 г. После этого последовал довольно непродолжительный так называемый "германский период" в высшем военном руководстве Финляндии.
Немецкие войска находились, однако, в Финляндии недолго - лишь до конца 1918 г. (Пр.1)
Тем не менее, военное командование германской группировки не оставило без внимания вопрос обороны юго-восточной части Финляндии. В результате появился план фортификации Карельского перешейка, составленный полковником германской армии бароном О. фон Бранденштайном. По этому плану полоса обороны, рассматривавшаяся в проекте подполковника А.Раппе как тыловая, фигурировала уже как главная. Она должна была пересечь Карельский перешеек с запада на восток по линии "залив Хумалъйоенлахти - Куолемаярви - Перкъярви - Муолаанъярви - Эюряпяанъярви - река Вуокси - Тайпале"(Пр.2) и упереться в берег Ладожского озера.
Из материалов этого плана следовало, что фон Бранденштайн придерживался, в отличие от А.Раппе, скорее оборонительной трактовки назначения этой системы укреплений. Содержание плана указывало, с учетом особенностей предлагавшейся фортификации, что речь идет отнюдь не о временном характере оборонительных рубежей. Там же имелись рекомендации по поводу проведения работ, предполагавшихся на период мирного времени. План содержал отчеты по рекогносцировке позиций, пояснения, касающиеся железных дорог, шоссейных путей, возможностей размещения войск как при мобилизации, так и частично для этапа сдерживания наступления противника. Дополнительно упоминалось, что в рекомендациях должны содержаться предложения по организации строительных работ в мирное время, причем в порядке по степени их срочности, а также по прокладке систем связи.
16 сентября 1918 г. исполнявший обязанности начальника Генерального штаба финской армии немецкий полковник фон Редерн предложил Комитету по военным делам приступить к фортификационным работам на Карельском перешейке. Финский Сенат принял соответствующее решение 29 октября того же года и постановил выделить на строительство укреплений ассигнования в размере 300 000 марок. К работам были привлечены, кроме немецких саперных подразделений под командованием капитана Спора, также финские "саперные роты" и 200 военнопленных.
В связи с непродолжительным пребыванием немцев в Финляндии, разработанный ими план фортификации был осуществлен лишь в незначительной мере. На нескольких участках успели соорудить лишь проволочные заграждения и пулеметные гнезда. Тем не менее оборонительные работы были продолжены после ухода немцев силами Финляндского Учебного саперного батальона, временным командиром которого был в то время Отто Бонсдорф(Пр.3).
Помимо немцев, свои проекты по фортификации Карельского перешейка выдвигали и офицеры финской армии. Так, командир 2-й пехотной дивизии генерал-майор Г.Чеслеф предложил построить укрепленную полосу от берега Финского залива до побережья Ладоги. Задача по составлению такого проекта была возложена на майора И.Кр.Фабрициуса. (Пр.4)
В июне 1919 г. проект, составленный Фабрициусом, как и его обоснование, был одобрен. "Линия Фабрициуса" начиналась от Финского залива, пересекала Карельский перешеек по межозерным дефиле Кипиноланъярви [оз.Высокинское], Куолемаярви [оз.Пионерское], Каукъярви [оз.Красавица], Перкъярви [оз.Бол.Кирилловское], Юскъярви [озеро Вишневское], Пуннус-ярви [оз.Красное], а далее шла по северному берегу вуоксинской системы до Тайпале [Соловьеве]. Интересно отметить, что линия фронта, сдерживавшая наступление Красной Армии с декабря 1939 г. по февраль 1940 г., за исключением 25-км участка полностью совпадала с этой намеченной Фабрициусом линией.
Однако, проект Фабрициуса не устроил генерал-майора Чеслефа, который не хотел оставлять без прикрытия волость Уусикиркко. В том же году Чеслеф предложил на рассмотрение свой план, по которому западный фланг укрепленной полосы был значительно приближен к советской границе. "Линия Чеслефа" начиналась, таким образом, от Ваммелсуу [Черная Речка] и шла вдоль русла рек Ваммелъйоки [р.Глады-шевка] и Суулайоки [р.Великая] до оз.Суулаярви [озеро Нахимовское], а далее через межозерные дефиле Вуоть-ярви оз.Волочаевское],Кирккоярви [оз.Правдинское] и Пуннусярви [оз.Красное] выходила к Вуоксе.
Но ни один из этих проектов так в полном объёме и не осуществился, поскольку после президентских выборов 1919 года генерал-майор Г.Чеслеф и майор И.Кр.Фабрициус вышли в отставку.
Кроме вышеупомянутых, существовал еще один проект строительства системы укреплений и заграждений, предложенный заступившим 5.3.1919. на пост начальника финляндского Генерального штаба генерал-майором Ханнесом Игнатиусом. Этот проект был составлен в апреле 1919 г. главным квартирмейстером полковником Н.Прокопэ и начальником оперативного отдела майором А.Сомерсало. План Игнатиуса рассматривался с марта по сентябрь 1919 г. и предусматривал возможность перехода от обороны к активным наступательным действиям с целью решить таким образом исход войны. Дело в том, что в этот период ситуация на Карельском перешейке была крайне неопределенной - шел 1919 год. По данным финской разведки, Советская Россия сконцентрировала вблизи финляндской границы до 15 000 солдат и 150 орудий, а кроме того в распоряжении противника имелось до 8 000 бежавших из Финляндии красных финнов, из которых большевики сформировали несколько полков, готовых бросится в бой, чтобы взять реванш за поражение в Гражданской войне 1918 г.
По плану Игнатиуса на Карельском перешейке предусматривалось возведение двух линий обороны. Первая начиналась от форта Ино и выходила к Вуоксе через населенные пункты Ваммелъярви - Лийкола - Памппала - Пуннус. Вторая, главная, почти полностью совпадала с предложенной ранее фон Бранденштейном главной оборонительной позицией.
2. ЛИНИЯ ЭНКЕЛЯ

Генерал-лейтенант П.О.Энкель.
16 сентября 1919 г. на должность начальника Генерального штаба финляндских вооруженных сил пришел генерал-майор Оскар Энкель, предпринявший конкретные шаги по строительству бетонированных огневых точек на Карельском перешейке и в Северном Приладожье.
В период, когда Финляндия еще находилась под российской короной, Оскар Энкель учился в Академии Генерального штаба русской армии. До поступления в Академию он проходил воинскую службу в Петербурге: в чине подпоручика, а затем поручика он служил в лейб-гвардии Семеновском полку (1901-03 гг.). Жил в то время О.Энкель на набережной р. Фонтанки в доме № 120, затем в Саперном переулке в доме № 10. После окончания Академии О.Энкель был причислен к Генеральному штабу и последовательно в чине капитана, подполковника, полковника служил в Главном управлении Генштаба и в Управлении генерал-квартирмейстера. В силу этих обстоятельств он был в курсе всех обсуждавшихся там вопросов, связанных с обеспечением театра военных действий и территории северо-запада страны средствами долговременной фортификации. Поэтому, возглавив в 1919 г. Генеральный штаб финляндской армии, О.Энкель придавал большое значение строительству оборонительных сооружений. Он продолжил работы, начатые его предшественниками, но при этом отказался от составленных ранее проектов Фабрициуса и Чеслефа. Энкель принимал в расчет то обстоятельство, что в условиях экстренной мобилизации воинские части, дислоцировавшиеся в Выборге, должны наверняка успеть закончить развертывание на главной оборонительной полосе до того, как агрессор достигнет ее. Обеспечить выполнение такой задачи на "линии Фабрициуса", а тем более на "линии Чеслефа" было бы весьма затруднительно. Поэтому западный фланг проектируемой "линии Энкеля" был отодвинут еще дальше от советской границы.
В 1919 г. Советская Россия, несмотря на свою слабость, имела значительные военные ресурсы, которые она могла в любой момент направить против Финляндии. Финляндия же могла выставить тогда для обороны страны всего лишь около трех с половиной дивизий и небольшой по численности молодой офицерский корпус, а обученных резервов у нее не было вообще. Кроме того, в случае начала боевых действий, на мобилизацию и сосредоточение так называемых "сил категории Б" ушло бы не менее трех недель. В таких условиях Финляндия не могла рассчитывать на активные наступательные действия на нескольких направлениях, а главное -своевременно выдвинуть все войска, имевшиеся в наличие, на как можно большее удаление от Выборга и от железнодорожной линии "Выборг-Элисенваара". Кроме того, нельзя было допустить, чтобы войска были разгромлены по частям. Таким образом, необходимо было опереться на систему оборонительных сооружений. Это означало, что через весь Карельский перешеек предстояло проложить цепь узлов обороны, чтобы, располагая минимальным количеством живой силы, можно было остановить продвижение войск противника до завершения этапа сосредоточения и развертывания своих дивизий. Осенью 1919 г. в Финляндию из Франции прибыла группа военных специалистов во главе с полковником Ж.Жандром с целью оказания помощи в деле создания армии и в организации системы обороны страны. В составе этой группы оказался также и специалист по вопросам фортификации майор (впоследствии подполковник) Ж.Ж.Грос-Куасси, которому О.Энкель поручил составить план фортификации Карельского перешейка. Упоминавшийся выше Ж.Кр.Фабрициус работал в то время в АО "Гранит", а с 21 октября 1919 года начал сотрудничать с Грос-Куасси. С О.Энкелем он познакомился позднее - осенью 1920 г.(Пр.6)
В феврале 1920 г. Грос-Куасси изложил начальнику Генштаба О.Энкелю свое мнение, согласно которому основные маршруты продвижения наступающих войск противника будут проходить по всем четырем главным транспортным магистралям, то есть через Куолемаярви [ныне район пп.Рябове -Лужки], Сумма [Средне-Выборгское шоссе], по железной дороге на Выборг и через Муолаа [ныне район оз. Глубокое, пп.Стрельцово-Искра]. Таким образом предстояло построить укрепленные узлы на всех этих ключевых направлениях.. Грос-Куасси предложил даже конкретную схему расположения оборонительных сооружений вокруг деревни Сумма. Кроме того, столь же важной и срочной была задача укрепления рубежа Тайпале [ныне пос.Соловьево] у впадения реки Тайпалеенйоки [ныне р.Бурная] в Ладогу. Грос-Куасси составил тогда первую схему расположения долговременных огневых точек и в районе мыса Коуккуниеми.
Благодаря усилиям всех вышеупомянутых специалистов-фортификаторов была спроектирована так называемая "линия Энкеля", которая прошла через следующие населенные пункты и водоемы: Ремпетти - Хумалъйоки - Сумма - оз.Муолаанъярви -оз.Эюряпяанъярви - часть водной системы Вуокси - Тайпале [ныне Ключевое - Ермилово - Солдатское - оз.Глубокое - оз.Раковые - Вуокса - Соловьеве]. Строительные работы по возведению оборонительных объектов линии Энкеля начались в 1920 году.
В 1921 г. первоначальный проект, предусматривавший сооружение только главной полосы обороны, был дополнен планом строительства тыловой оборонительной позиции, прикрывавшей подходы к Выборгу. Тыловая линия обороны состояла из нескольких укрепузлов, находившихся на рубеже Нуораа - Сяйние -Лююкюля - Хейнъйоки [ныне Соколинское -Черкасове - Озерное - Вещево]. В том же году западный фланг главной оборонительной полосы было решено перенести южнее к межозерному дефиле Хумалъйоки [ныне Ермилово].
В общей сложности за первый период на Карельском перешейке было построено 168 бетонированных и железобетонных сооружений, из которых 114 являлись пулеметными, 6 - орудийными казематами, один - орудийно-пулеметным казематом. Прочие сооружения были укрытиями: 10 пунктов управления огнем, 27 убежищ для гарнизона, 10 небольших бетонированных пехотных позиций. (Пр.7)
Огневые точки, расположенные в лесисто-болотной местности, были оборудованы исключительно пулеметами. Но в районе широких открытых вуоксинских плесов более эффективным считалось орудийное огневое прикрытие. Поэтому в 1922 году Энкель обратился в министерство обороны с предложением построить на северном побережье Вуоксы-Суванто пять небольших береговых артиллерийских фортов, оснащенных 76-мм скорострельными пушками образца 1900 г. В возведенные в 1923-1924 гг. форты пушки были установлены, однако, только в декабре 1939 г. Форт "La" оснастили тремя корабельными пушками 57-мм "Капонир", форт "No" - четырьмя 57-мм пушками "Норденфельт", форт "Sa" - двумя пушками "Капонир" и двумя "Норденфельт", форты "Ке" и "Tai" - тремя пушками "Капонир" и одной "Норденфельт". В. пулеметно-орудийный каземат форта "Ki" к уже имевшейся там пушке 75-мм "Меллер" добавили пушку "Капонир".
Главная оборонительная полоса состояла из вытянутой в линию системы узлов обороны, в каждый из которых входило несколько дерево-земляных полевых укреплений (ДЗОТ) и долговременных каменно-бетонных сооружений, а также противотанковые и противопехотные заграждения. Сами узлы обороны были размещены на главной оборонительной линии крайне неравномерно: промежутки между отдельными узлами сопротивления иногда достигали 6-8 км. Каждый узел обороны имел свой индекс, начинавшийся обычно первыми буквами близлежащего населенного пункта. Если счет вести от берега Финского залива, то обозначения узлов последуют в таком порядке:
"Н" - Хумалъйоки [ныне Ермилово],
"К" - Колккала [ныне Малышеве],
"N" - Няюкки [не существ.],
"Ко" - Колмикееяля [не существ.],
"Ну" - Хюлкеяля [не существ.],
"Ка" - Кархула [ныне Дятлово],
"Sk" - Суммакюля [не существ.],
"La" - Ляхде [не существ,],
"А" - Эюряпяа (Лейпясуо),
"Ми" - Муолаанкюля [ныне Грибное],
"Ма" - Сикниеми [не существ.],
"Ма" - Мялкеля [ныне Звереве],
"La" - Лауттаниеми [не существ.],
"No" - Нойсниеми [ныне Мыс],
"Ki" - Кивиниеми [ныне Лосево],
"Sa" - Саккола [ныне Громово],
"Ке" - Келья [ныне Портовое],
"Tai" - Тайпале [ныне Соловьеве].
Таким образом, на главной оборонительной голосе линии Энкеля было сооружено 18 узлов обороны различной степени мощности.
В систему укреплений линии Энкеля входила и тыловая оборонительная полоса, прикрывавшая подступу к Выборгу. В нее входило 10 узлов обороны:
"R" - Ремпетти [ныне Ключевое],
"Nr" - Нярья [ныне не существует],
"Kai" - Кайпиала [не существ.],
"Nu" - Нуораа [ныне Соколинское],
"Kak" - Каккола [ныне Соколинское],
"Le" - Левияйнен [не существ.],
"A.-Sa" - Ала-Сяйние [ныне Черкасове],
"Y.-Sa" - Юля-Сяйние [ныне В.-Черкасове],
"Не" - Хейнъйоки [ныне Вещево],
"Ly" - Лююкюля [ныне Озерное].


Продолжение следует.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: К вопросу о людских потерях СССР в Великой Отечественно

Сообщение Andreas » 26 авг 2012, 15:37

Dvu.ru-shnik писал(а): Кстати, Андреас говорил о тупости Паулюса? Однако Паулюс был несколько умней своего оппонента и знал, что в Башкортостане в 1932 году началась активная разведка и добыча нефти.3 ноября 1937 года был пущен первый нефтепровод Ишимбай - Уфа. В годы Великой Отечественной войны каждый третий танк на фронте заправлялся башкирской нефтью

Я говорил о приписываемой Паулюсу тупости - якобы он составил нереалистичный план "Барбаросса".
Вам необходимо знать, что урало-поволжская нефть по своим качествам не пригодна для производства высокооктанового авиационного бензина. Поэтому в случае выхода Вермахта на запланированную линии Северная Двина - Волга РККА осталась бы без авиации. Кроме того, все районы добычи и транспортировки урало-поволжской нефти накрывались бы ударами бомбардировщиков Люфтваффе.
Так что Паулюс, а заодно и я оказались умнее критиков плана "Барбаросса" :D
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: К вопросу о людских потерях СССР в Великой Отечественно

Сообщение Dvu.ru-shnik » 26 авг 2012, 19:58

г. Андреас, откуда вы выкапываете свою несуразицу - её объёмам поражаюсь всё больше и больше. основной продукцией Уфимского и Омского нефтеперерабатывающих заводов, которые до середины пятидесятых годов работали только на татарской и башкирской нефти, были именно лёгкие бензины и авиационный керосин, а уж из отходов гнали масла и смазки. Прежде чем ляпнуть, надо хоть по теме ну хоть самую чуточку чего-нибудь, да глянуть.
Это Тюменская нефть является тяжелой и с болшим колличеством серы, парафинов и других примесей, которые в те времена не позволяли получать из неё высокооктановые бензины. Башкирская же является одного класс с нефтью Карибского бассейна и Техасской нефтью.
Так что Паулюс вместе с критиками Барбароссы чуточку осмотрительней и взвешенней оценивали обстановку.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: К вопросу о людских потерях СССР в Великой Отечественно

Сообщение Andreas » 26 авг 2012, 20:28

Dvu.ru-shnik писал(а): откуда вы выкапываете свою несуразицу

Вот отсюда:

http://www.agidel.ru/?param1=18605&tab=3
За годы войны НПЗ Башкирии выпустили 1,5 миллиона тонн авиационного и автомобильного бензина, сотни тысяч тонн тракторного керосина, дизельного топлива и других нефтепродуктов. Если учесть, что за годы войны Красная Армия (без учета ВМФ) израсходовала 13,36 миллиона тонн горючего, то доля башкирских НПЗ составляет порядка 15 процентов. Основные поставки осуществлялись с конца 1943 года, после открытия наиболее крупного месторождения - Кинзебулатовского.

http://statehistory.ru/35/Lend-liz--Mify-i-realnost/
Из США было поставлено 570 тыс. тонн бензина, из Британии и Канада – 533,5 тыс. тонн. Кроме того, из США, Британии и Канады было поставлено 1483 тыс. тонн светлых бензиновых фракций. Из светлых бензиновых фракций в результате риформинга производится бензин, выход которого равен примерно 80%. Таким образом, из 1483 тыс. тонн фракций может быть получено 1186 тыс. тонн бензина. То есть общие поставки бензина по ленд-лизу можно оценить в 2230 тыс. тонн. В СССР за войну было произведено около 4750 тыс. тонн авиационного бензина. Вероятно, в это число включен и бензин, произведенный из поставленных союзниками фракций. То есть производство СССР бензина из собственных ресурсов можно оценить примерно в 3350 тыс.тонн. Следовательно, доля ленд-лизовского авиационного топлива от общего количества бензина, поставленного и произведенного в СССР, равна 40%.

http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB11/USSR/kostornichenko.html
Наступление немецких войск на Сталинград и южные районы СССР, предпринятое осенью 1942 г., серьезно затруднило снабжение советской промышленности и армии нефтепродуктами. Бакинский, Грозненский и Майкопский нефтяные районы, обеспечивавшие 85% отечественных нефтяных поставок, оказались отрезанными от основных транспортных магистралей. К этому времени из-за угрозы захвата региона был демонтирован нефтепровод «Баку — Батуми», а вывоз нефтепродуктов по Волге в период Сталинградской битвы оказался блокированным1. В эти военные годы бурение новых скважин в Закавказье было прекращено, более того, из-за трудностей с вывозом нефти пришлось законсервировать большое количество высокодебитных фонтанирующих скважин. В целом, со второй половины 1942 г. нефтедобыча на Бакинских промыслах — главном нефтедобывающем районе страны — снизилась примерно вдвое:
Добыча нефти в Бакинском районе (1941–1945 гг.), млн т
Годы 1941 1942 1943 1944 1945
Добыча нефти 23,5 15,7 12,7 11,8 11,5

Интересно, кто лучше разобрался в возможностях добычи башкирской нефти и выработки из него бензина в 1941-1942 годах: Паулюс или Dvu.ru-shnik? :D
Последний раз редактировалось Andreas 26 авг 2012, 21:00, всего редактировалось 2 раз(а).
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: К вопросу о людских потерях СССР в Великой Отечественно

Сообщение Dvu.ru-shnik » 26 авг 2012, 20:56

Господи, нашли на что опираться...
Начну с самого начала, с того самого начала, которое сразу же говорит о не слишком компетентном подходе.
Наступление немецких войск на Сталинград и южные районы СССР, предпринятое осенью 1942 г., серьезно затруднило снабжение советской промышленности и армии нефтепродуктами. Бакинский, Грозненский и Майкопский нефтяные районы, обеспечивавшие 85% отечественных нефтяных поставок, оказались отрезанными от основных транспортных магистралей.

1. Грозненские и майкопские месторождения были не отрезаны, а разрушены (по мере сил) нашими и захвачены немцами, а поставки по Волге с Бакинских месторождений и так были перерезаны. Первозка осуществлялась от Астрахани через Казахстан и через Каспий в Туркменистан и далее через Казахстан на Урал и в Сибиь. Волга перестала являться основной артерией перевозки нефти, однако, смертельным это не оказалось.
2.
Падение нефтяного производства в условиях быстро прогрессирующего спроса на нефтепродукты привело к «нефтяному голоду», что не могло не сказываться отрицательно на ситуации на фронте и в тылу. Значительно улучшить ситуацию с топливом, преодолеть нефтяной дефицит смогли американские поставки в рамках программы ленд-лиза.

Что тут ещё сказать, когда по лендлизу мы ни дизтоплива, ни автомобильного бензина не получали. Были поставки высокооктанового топлива для лендлизовских же самолётов, лакокрасочных материалов, растворителей и смазок, но солярки и бензина, на котором летали отечественные самолёты и носились отечественные танки - не было. Просто посмотрите в любой теме по ленд-лизу (даже википедию) - что поставлялось и всё встанет на свои места. Была взрывчатка, боеприпасы, техника и то, что я уже перечислил, но не более того - солярку и обычный бензин не поставдлялись.
Статья насквозь пропитана превозношением роли ленд-лиза, но там нигде нет ни единного слова о непригодности нашей нефти для производства авиационного топлива. Другое дело, что у нас его не производили, а двигатели делали расчитанными на более низкое октановое число.
Я не спорю - ленд-лиз сыграл огромую роль, помог сберечь тысячи жизней, но выводить его на главенствующую роль ни по одному показателю, за исключением фибры, лакокрасок и растворителей, не стоит. Тем более, что и временные показатели поставок были далеко не всегда выполнявшимися. В 1942м году поставки как раз и были практически полность прекращены.
Там ещё много несоответствий, просто не хочу отвлекаться от темы и уходить под вашу дудку в тему решающего англо-американского вклада в скромную толику Советского сражения с Германией.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: К вопросу о людских потерях СССР в Великой Отечественно

Сообщение Andreas » 26 авг 2012, 21:04

Dvu.ru-shnik писал(а): Так что Паулюс вместе с критиками Барбароссы чуточку осмотрительней и взвешенней оценивали обстановку

15% и то начиная с конца 1943 года - очень осмотрительно :D
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: К вопросу о людских потерях СССР в Великой Отечественно

Сообщение Dvu.ru-shnik » 26 авг 2012, 21:07

Учились бы у них хотя бы, коль у своих не хотите.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: К вопросу о людских потерях СССР в Великой Отечественно

Сообщение Andreas » 26 авг 2012, 21:21

Dvu.ru-shnik писал(а):Учились бы у них хотя бы, коль у своих не хотите

Я учусь у всех, в основном от противного. Хотя в науке даже отрицательный результат тоже считается результатом :D
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: К вопросу о людских потерях СССР в Великой Отечественно

Сообщение Dvu.ru-shnik » 26 авг 2012, 21:24

Не смешно.
Других дел хватает. Это кот, когда ему делать - яйца лижет, а у меня помимо флуда дел хватает. На сём прощаюсь.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: К вопросу о людских потерях СССР в Великой Отечественно

Сообщение гришу » 26 авг 2012, 21:36


17.9.1942 г. бригада совместно с частями 176 СД имела задачу путем засад не пропустить прорыва танков и пехоты противника в направлении Зап. Советский - Малгобек. Противник произведя перегруппировку своих сил, главным образом танков в районе Малгобек зап.- Раздольное в 15.00 перешел в наступление в направлении Зап. Советский - Малгобек, силами до 120 танков поддерживаемых автоматчиками и артиллерийско-минометным огнем.
Во второй половине дня противник несколько раз переходил в атаку каждый раз бросая в бой 15-20 танков, но вскоре его атаки благодаря правильно организованной обороны и хорошей увязки взаимодействия с 863 ИПАП нами были успешно отбиты. противник каждый раз неся большие потери откатывался назад. В результате боя нами уничтожено 6 танков и до роты пехоты противника. В этом бою бригада имела потери - подбит один танк Т-34, который эвакуирован с поля боя.

В результате 10-ти часового дуэльного боя бригадой уничтожено: 54 танка противника, из них 23 танка сожжено, две легковых и три грузовых автомашины противника с пехотой, одна артбатарея и до батальона пехоты противника. Противник бесславно отброшен на прежние позиции. Все населенные пункты Кескем, Пседах, Сагопшин нами удержаны. Наши потери: выведены из строя 10 машин, 5 из которых сгорело, остальные 5 подбитых танков эвакуированы с поля боя, отремонтированы и поставлены в строй.


http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=19438
52 танковая бригада, 34 гвардейская танковая бригада

В результате беспрерывных боев с 7 по 30.9.1942 г. частями бригады уничтожено:
1. ТАНКОВ - 149, из них сожжено - 45
2. Противотанковых орудий - 50
3. Минометов - 6
4. Ручных пулеметов - 14
5. Станковых пулеметов - 4
6. Минометных батарей - 16
7. Автомашин с войсками и грузами - 72
8. Зенитных батарей - 2
9. Радиостанций - 1
10. шестиствольных минометных батарей - 2
11. Легковых автомашин - 4
12. За еприод боев с 7 по 30.9.1942 г. уничтожено до 3-х полков живой силы противника.


Трофеи:
1. Самолеты - 2
2. Танков - 3
3. Пулеметов - 12
4. Орудий ПТО - 2
5. Легковых автомашин - 2
6. Автоматов - 40
7. Винтовок - 22
8. Радиостанций - 1

НАШИ ПОТЕРИ ЗА ЭТОТ ПЕРИОД:

Танков "КВ" - 5
"Т-34" - 15
"Т-60" - 7
"М-3" - 7
Автомашин "Додж" - 2

Потери в личном составе:

Убито
начсотава - 15 человек
мл. начсотава - 19 человек
рядового состава - 23 человека
Ранено
Начсостава 23 человек
мл.начсостава - 61 человек
рядового состава - 77 человек

пропало без вести - 144 человека

Всего потеряно - 362 человека
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 10003
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Пред.След.

Вернуться в Военная история

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1