Уважаемый Евгений!
Вы упоминали о несогласии с тезисом, что лучшим танком Второй мировой войны является ИС-2, имея в виду в том числе наличие немецкого танка T-VIB с более толстой броней и длиноствольной 88-мм пушкой, пробивающей броню ИС-2 на дальности до 2000 метров.
По данным Википедии [url]http://ru.wikipedia.org/wiki/ИС-2[/url]
ИС-2 мог пробить броню T-VIB на дальности до 3500 метров при стрельбе на удар в лоб осколочно-фугасным снарядом. При взрыве ОФС на броне ударная волна выводила из строя трансмиссию немецкого танка, размещенную по традиции в носу корпусу (привет "Меркаве"), и танк выходил из строя.
Низкое качество сварки корпуса T-VIB одновременно приводило к разрыву лобовых броневых плит, что давало возможность обеспечить дополнительное сквозное пробитие танка вторым выстрелом бробейным снарядом.
Этот результат был получен на полигоне в Кубинке в ноябре 1944 года, но судя по всему так и не был доведен руководством ГАБТ НКО до танковых подразделений, вооруженных ИС-2 и ИСУ-152 (см. воспоминания информацию Владимира, приводившего воспоминания своего отца, воевавшего на танке ИС-2).
Кроме того, советские танкисты, сюдя по всему так и не смогли освоить панорамный прицел Герца, прилагавшийся к 122-мм пушке и дававший возможность стрельбы на максимальную дистанцию прямого выстрела - 3500 метров. Поскольку не было методического руководства ГАБТ НКО и должной требовательности со стороны командования танкисты пользовались привычным телескопическим прицелом СТ-10 с сеткой только до 900 метров. Данная халатность является характерным примером низкого культурного уровня комсостава РККА.
Сам же ИС-2 был идеальным воплощением оружия под названием "танк" - крупнокалиберная пушка, стреляющая осколочно-фугасными снарядами при прорыве позиционной обороны или при обстреле самого мощного танка противника, а также стреляющая бронебойными снарядами, пробивающими броню любых других танков на всех дистанциях стрельбы. Надежнейший двигатель и трансмиссия, рациональное бронирование (56 процентов веса брони приходится на лобовую проекцию - мировой рекорд на тот момент), отличная ремонтопригодность, вес, позволяющий без проблем передвигаться по мостам и грунтовым дорогам. Да ещё способность гарантировано поразить самый мощный танк противника на дистанции, превышающей на 500 метров дистанцию ответного поражения.
Единственный недостаток - низкая скорострельность пушки - вполне компенсировался групповым применением ИС-2, производство которых на порядок превысило производство T-VIB (темп производства которых - 30 машин в месяц - не успевал за темпом отстрела). Количество танковых батальонов (!), на вооружении которых состояли танки (штатное количество - 45 машин) во всем Вермахте не превысил 12 единиц.
Интересно, что самые первые T-VIB, присланные на Восточный фронт в августе 1944 года по исторической традиции были тут же нейтрализованы в районе местечек Сташув и Шидлув (Сандомирский плацдарм) войсками 6-го гвардейского танкового корпуса - было уничтожено девять и захвачено три танка. Машины с башенными номерами 102, 234 и 502 были
брошены экипажами и захвачены в исправном состоянии. Группа Т-34-85 выскочила из леса на поле, где находились танки «Тигр II», которые увязли в грунте приблизительно на 20 см. Т-34-85 быстро сблизились, смешались и стали обстреливать «Тигры II», башни которых не успевали вращаться. В результате, экипажи «Тигров II» вынуждены были покинуть свои машины и бежать с поля боя, даже не подорвав брошенную технику. Танки с номерами 102 и 502 были доставлены в Кубинку и подвергнуты всесторонним испытаниям, последний из них сейчас находится в экспозиции музея в Кубинке
[url]http://ru.wikipedia.org/wiki/Тигр_II[/url]
Интересно, где можно прочитать воспоминания экипажей танков 102, 234 и 502 о том, как их "опустили" советские танкисты на средних танках?
Поэтому я могу утверждать, что самым лучшим танком ВМВ был именно ИС-2 - творение Жореса Яковлевича Котина (корпус), Федора Федоровича Петрова (пушка) и Константина Федоровича Челпана (двигатель). Заказчик - лично И.С.Сталин.
По сравнению с ним Т-VIB (конструктор Э.Адерс, заказчик - лично А.Гитлер), ломающийся через каждые 250-300 км пробега, ездящий только по закрепленным маршрутам наподобие поезда, с перегружеными бортовыми передачами от танка T-VI (одна треть танков выходила из строя еще на подходе к полю боя), с медленно поворачивающейся башней и увязающий в грязи глубиной 20 см, был техническим недоразумением - "чисто конкретно" повозкой для пушки

"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)