Малоизвестные страницы войны

Темы по военной истории

Re: Малоизвестные страницы войны

Сообщение g.A.Mauzer » 06 янв 2014, 14:19

Всем доброго времени суток!

Мужики, а я так и не понял - речь идёт о военном непрофессионализме журналистов или о том, что на войне разное бывает?


Кажется, и об этом, и о том, Борис Викторыч. Спор "физика" и "лирика": Евген Евгенич, пользуясь дедуктивным методом, объясняет, как скорее всего было "в натуре", а г-н Andreas, как всегда, считает картину маслом натурнее самой натуры. :mrgreen:
Прежде чем забивать гвоздь пистолетом, удостоверься, что он заряжен.
g.A.Mauzer
 
Сообщения: 2220
Зарегистрирован: 23 ноя 2013, 21:39
Откуда: Новокузнецк, Кемеровская обл.

Re: Малоизвестные страницы войны

Сообщение гришу » 09 авг 2014, 18:31

Танки и самолеты, без которых трудно представить себе войну, появились во время Первой мировой. Смотрите в инфографике Ria.ru, какое оружие было самым грозным сто лет назад.
http://ria.ru/history_infografika/20140 ... 26899.html
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 9966
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Малоизвестные страницы войны

Сообщение гришу » 03 мар 2015, 01:41

21 января на воинском кладбище города Дербента в торжественной обстановке перезахоронили останки 228 солдат Низового корпуса Дербентского гарнизона эпохи Петра I...
phpBB [video]
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 9966
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Малоизвестные страницы войны

Сообщение EvMitkov » 18 мар 2016, 23:21

Доброго времени суток всем.

Тема эта, кторую мне подкинул наш Серега (Гришу) - крайне редко озвучивается в отечественной исторической литературе. Да и запад этим особо не грешит. Единственные места, где мне со вчерашних суток удалось найти более-менее широкие упоминания о действиях коммандовербанд "Дориель" - (эта та часть германской операции в Арденнах, где группа Отто Скорцени действовала на трофейной технике и в трофейной форме против англо-американцев) это мемуары Омара Брэдли "Воспоминания солдата" и как ни смешно: две сравнительно сстарые компьютерные игрушки (при этом - отечественные) - одна из версий "Блиц-Крига" начала нулевых и примерно того же периода - одна из первых версий "В тылу врага" - в "Ликах Войны", где противодействовать Скорцени предлагается со стороны одной из канадских частей в Арденнах.
Это, кстати, к вопросу об уровне проработки наших компьютерных игр того периода - и современных....
Но по факту не "Бранденбургом - 800 единым"...

Ниже - материал по ссылке Сереги.
Толколвый и любопытный материал.
Очень рекомендую к проработке.


История Kommandoverband "Jaguar"



Многие наслышаны об участии в Арденской операции 150-й бригады СС. Эта бригада, которой командовал обер-штурмбаннфюрер СС Отто Скорцени, предназначалась для ведения боевых и диверсионных действий в тылу союзных войск. В нее набирались солдаты, знающие английский язык, они вооружались трофейным оружием, оснащались трофейным автотранспортом и были одеты в американскую военную форму.
Но подразделение, предназначенное для подобных боевых задач, существовало и на Восточном фронте!

Kommandoverband "Jaguar", было создано в январе 1944 года под Краковом, и предназначалась для ведения разведки, дезинформации и диверсий в тылу Красной Армии, в общем все, чтобы замешать противника.



Ядром подразделения была рота средних танков, состоявшая из трофейных Т-34 и Т-34-85. Часть машин была стянута в отряд по приказу командования группы армий "Центр" непосредственно с фронта, другие машины пришли из пункта сбора трофеев в Браунсберге что в 62 километрах от Кёнигсберга (ныне Калининград).



[img]Личный состав «Ягуара» формировался из перешедших на сторону Германии бывших солдат Красной Армии, а так же из немецких солдат владеющих русским языком.
В отряд набрали добровольцев с большим фронтовым опытом. Каждый солдат получил комплект униформы Красной Армии и частично русское оружие. Специальное обучение солдаты проходили в учебном лагере под городком Ламсдорф в Силезии.

Примечательно, что в этом городе существовал и лагерь для военнопленных Stalag 344, скорей всего в нем и проходила вербовка советских военнопленных для службы в «Ягуаре».[/img]



В конце 1944 года Kommandoverband была передислоцирована в состав группы армий «Юг», где подчиненная командованию 6 танковой армии СС она участвовала в боях на территории Венгрии в течение января 1945 года.



Данное подразделение использовалось довольно успешно, так во время операции 22 декабря 1944 года к западу от города Секешфервар, боевая группа, имеющая в своём составе 3 танка Т-34/85 и 37 пехотинцев переодетых в форму солдат Красной Армии (12 немцев, 18 русский и 7 венгров) действовали в течение 6 часов на территории занятой Советскими войсками так и не обнаружив себя…





По воспоминаниям ветеранов данной группы всего в составе их подразделения насчитывалось около 14 танков включая один тяжелый ИС-2.



В апреле 1945 года фронт в Венгрии полностью рухнул и тогда же кommandoverband "Jaguar" прекратила своё существование.
http://15061981.diary.ru/p208243267.htm?oam#more1
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16755
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Малоизвестные страницы войны

Сообщение гришу » 09 апр 2016, 21:15

сrimea, General Richard Reimann (centre left), commander of the 1st German.

19. Апрель 1942 Райман дал эту команду на Генерала летчик Отто Deßloch и стал 20. В апреле 1942 года командиром переиздано поставили 18. Flak-Division. Под его командованием стояла дивизия сначала в пространстве Ржева в районе группы армий центр
В мае 1945 года попал Reimann в американский плен было, однако вскоре в Советский Союз доставлены и вернулись только 10. В октябре 1955 года.
Если кому не понятно, сами переводите... https://de.wikipedia.org/wiki/Richard_Reimann
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 9966
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Малоизвестные страницы войны

Сообщение alexbir » 10 апр 2016, 01:07

EvMitkov писал(а):[Тема эта, кторую мне подкинул наш Серега (Гришу) - крайне редко озвучивается в отечественной исторической литературе. Да и запад этим особо не грешит. Единственные места, где мне со вчерашних суток удалось найти более-менее широкие упоминания о действиях коммандовербанд "Дориель" - (эта та часть германской операции в Арденнах, где группа Отто Скорцени действовала на трофейной технике и в трофейной форме против англо-американцев) ...

Но подразделение, предназначенное для подобных боевых задач, существовало и на Восточном фронте!
Kommandoverband "Jaguar", было создано в январе 1944 года под Краковом, и предназначалась для ведения разведки, дезинформации и диверсий в тылу Красной Армии...

тесть покойный рассказывал, в числе прочих, такую историю: в 44м, где-то между Киевом и Галицией, в его дивизии произошёл следующий эпизод. По дороге мимо ставших на перекур на марше стрелков его батальона, двигалась танковая рота 34к, и вопросов не вызвала. Командир роты спросил, как найти артполк дивизионный, вроде. Дескать, утром наступать - надо согласоваться. Ему дали в провожатые бойца, через несколько часов тот вернулся в часть, и доложил, что танкисты странные какие-то. Сильно молчаливые были, пока он у них с их десантом на броне ехал. Говорили мало как-то, и между собой, причём на украинском. Потом он спросил, закурить найдётся? Найдётся, найдётся - вдруг оживился старшина рядом, с какой-то ухмылкой непонятной, - только обожди немного. Только найдём вот пушкарей ваших - и дадим прикурить. - Ну, что-то типа такого разговора. В общем, парень посидел ещё немного на броне - а потом как-то совсем ему стало всё не нравиться вокруг, и он дёрнул в кусты. Ему покричали стий, стий, куда побиг - но вслед не стреляли. и после короткой остановки продолжили движение. Пока он дал круга по лесу, пока вышел обратно на дорогу и потопал обратно - в общем, артдивизион на привале в поле, от дороги, был атакован вроде этими танками, беды натворилось, но не вщент. Вроде артиллеристы частично матчасть отстояли таки. Только обстреляли их, вроде, гусеницами не подавили, и ушли куда-то с дороги в лес.
Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 4742
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59

Re: Малоизвестные страницы войны

Сообщение Olenevod Beldyev » 19 апр 2016, 11:46

Значитца так: покушали как-то раз гитлеровцы медвежатинки...

Тайна «Кригсмарине-24»
Почему сошел с ума командир секретной полярной базы нацистов

75 лет назад началось активное проникновение фашистов на русский север. В марте-апреле 1941 года над Северным морским путем появились десятки самолетов-разведчиков. Об этом своевременно докладывал в соответствующие инстанции Илья Павлович Мазурук, командовавший на тот момент полярной авиацией «Главсевморпути».

«Кладоискатели»
Именно его «соколы» встречали немецкие самолеты то здесь, то там над нашими северными территориями. Пакт о ненападении между СССР и Германией сковывал наши действия и не давал возможности реагировать на эти вылазки, как следовало бы в подобных ситуациях. Впрочем, карт-бланш на подробнейшее изучение Севморпути дала в руки немцам сама советская сторона еще в 1939 году — в момент самой горячей дружбы между нашими государствами. Так, в этом году была организована совместная советско-немецкая полярная экспедиция: на исследовательском судне «Мурманец» на острова Вилькицского и Белый в Карском море были доставлены группы немецких полярников в штатском. Кстати, во время самого плавания немецкой стороной на «Мурманец» был установлен эхолот, к данным работы которого были допущены исключительно представители Германии. Получалось, что советская сторона еще тогда предоставляла фашистам возможность полного изучения акватории наших северных морей. Ведь уже в 1940 году по Севморпути прошло немецкое исследовательское судно «Комет», на самом деле оно называлось «Эмс». Открытую воду судну обеспечивали аж три ледокола управления «Главсевморпути». Таких экспедиций, во время которых нацисты получали ценнейшие сведения о глубинах, грунте, состоянии льда и так далее, было несколько. И именно они обеспечили бесперебойное плавание волчьих стай подводных лодок фашистов во время Великой Отечественной войны.
А 65 лет назад, в 1951 году, по чистой случайности была обнаружена одна из секретных полярных баз фашистов — «Кригсмарине-24». Летчику Валентину Аккуратову удалось засечь с высоты полета посреди темной тундры не вписывающееся в ландшафт белое пятнышко. А когда приземлились, чтобы проверить, что там такое, оказалось, что это немецкая база, крышу которой замаскировали, покрыв белой краской. Позже узнали, что ей было присвоено кодовое название «Кладоискатель».
С 1941 года за время войны таких секретных нацистских баз на русском севере было развернуто более дюжины — говорят даже, что их было тринадцать. Немецкие полярники мониторили погоду на севере, ледовую обстановку — для того, чтобы по Севморпути могли свободно ходить туда-сюда подводные лодки и корабли кригсмарине. Занимались их снабжением и ремонтом. Кроме того, они были отлично подготовлены для диверсионной работы и вообще для военных действий, если вдруг пришлось бы столкнуться с советскими полярниками или военными. В 1943 году подошла очередь открытия базы и на Земле Александры, входящей в архипелаг Земли Франца Иосифа. Ей-то и дали название «Кригсмарине-24».

Медведь на обед
Причем, советские пеленгаторы не раз фиксировали выход в эфир неизвестной станции, но так и не смогли определить ее координаты. Руководил экспедицией настоящий полярный волк штурмбаннфюрер (майор) СС Вальтер Дрейс. Вопросами координации занимался лейтенант Альфред Макус. И хотя на базе почти всего хватало вволю, в том числе и продуктов питания, выпивки и консервов, группе диверсантов был придан профессиональный охотник Вернер Бланкенбург, который время от времени баловал сослуживцев полярной дичью и тюленями. И также защищал базу от набегов белых медведей, которые наведывались на станцию довольно часто. Именно он невольно явился причиной досрочного прекращения работы «Кригсмарине-24».
А началось все с того, что Бланкенбург решил подстрелить белого медведя, чтобы дать возможность полярникам откушать медвежатинки. Довольные таким экзотическим угощением, немцы по заслугам оценили старания Вернера и вдоволь наелись мяса медведя. Это и стало началом конца. Первым почувствовал острое недомогание и резь в животе радист экспедиции. Быстро запросили Северную Норвегию, где располагалась основная база полярников — и там по симптомам, переданным со станции, поставили диагноз — трихинеллез.
Дело в том, что мясо медведей необходимо варить несколько часов. Полярники этого не знали и оказались зараженными этим коварным заболеванием. И если его возбудители, трихинеллы, могут находиться в организме медведей и других диких животных годами без причинения какого-либо ущерба их здоровью, то попадание паразита в тело человека может привести к печальным или даже трагическим последствиям. Так произошло и в этот раз.
Не успели полярные волки посадить на карантин радиста, как с похожими симптомами свалились еще семеро человек. А вскоре и весь состав секретной экспедиции корчился от диких болей. Единственный, кто избежал подобной участи, был врач базы. Предупредив сослуживцев о том, что есть медвежатину небезопасно для здоровья, он выполнил свой долг, но его не послушали. Сам же он от рокового угощения отказался наотрез.

Командир сошел с ума
Все это произошло весной 1944 года, когда уже начал таять лед, но открытой воды еще не было, и гидросамолет никак не мог сесть рядом с «Кладоискателем». Именно поэтому эвакуировать участников экспедиции с помощью авиации оказалась крайне затруднительно. Страдания немецких полярников длились три месяца, и они почти потеряли человеческий облик. Ко всему прочему сошел с ума командир — штурмбаннфюрер Вальтер Дрейс. Ведь заболевание трихинеллезом может привести к самым различным осложнениям и непредсказуемым последствиям. И если поначалу все ограничивается диареей, изжогой, диспепсией и тошнотой, то очень скоро у заболевших развивается целый букет симптомов.
Болят суставы, мышцы, голова, развиваются отеки и лихорадка… Самым печальным может стать момент, если из кишечника трихинеллы доберутся до центральной нервной системы. Тогда может случиться непоправимое: паралич дыхательных путей, атаксия (расстройство моторики — человек превращается в лежачего овоща), серьезные неврологические расстройства и даже летальный исход. Видимо, Вальтеру Дрейсу не повезло, и возбудитель заболевания проник в его центральную нервную систему. Как бы то ни было, он вскоре тронулся рассудком.
Только в середине лета в расположении базы на открытую воду смог сесть спасительный гидросамолет с медиками и спасателями. Перед их взорами предстали лишь живые трупы полярников, превратившихся в скелеты, обтянутые кожей. Сошедший с ума Дрейс принял прилетевших за советских диверсантов и кинулся на них с ножом. Его с трудом удалось угомонить, связав по рукам и ногам.

Не взяли даже журнал метеосводок
И хотя улететь на большую землю самолет смог лишь через двое суток (ремонтировали поврежденное во время посадки о кусок льда шасси), есть небольшое обстоятельство, которое, казалось бы, не поддается логике. Когда базу обнаружили в 1951 году советские летчики, сама она и склад при ней были под завязку забиты всем, чем только было возможно от выпивки, продуктов до одежды и аппаратуры. Все оставалось целым и невредимым. Понятно, что уничтожать объект у нацистов не было времени.
Но главное — немецкие полярники не взяли с собой даже журнал, в который записывались данные метеонаблюдений. Становилось понятным, в каком состоянии находились полярники и до какой степени были шокированы спасатели, что им даже в голову не пришло забрать с собой документы. Много позже, уже в послевоенное время, советские летчики и моряки не раз обнаруживали на севере секретные базы нацистов. Но особого интереса эта тема у наших военных так и не вызвала. А может, наоборот, и на документах об этом до сих пор стоит гриф «Секретно»? По крайней мере, узнать всю правду о путешествиях нацистов по русскому северу мы сможем еще нескоро.

Виталий Карюков // Свободная пресса

Источник: http://svpressa.ru/post/article/146897/?rptrptspresberez19041604
Мы – мирные люди, но нашими бронепоездами забиты все запасные пути!..
Аватара пользователя
Olenevod Beldyev
 
Сообщения: 1006
Зарегистрирован: 02 ноя 2012, 05:22
Откуда: ВнутриМКАДье (надеюсь, за это еще не побивают камнями?)

Re: Малоизвестные страницы войны

Сообщение EvMitkov » 19 апр 2016, 16:46

В общем-то это неплохо стыкуется с экспансией наци на полюса, Владимирыч.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16755
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Малоизвестные страницы войны

Сообщение гришу » 15 ноя 2016, 01:38

На днях, по каналу ИСТОРИЯ"" увидел сюжет про мало известного, адмирала, героя русско - шведской войны.
К моему стыду, я раньше ничего не слышал про этого человека. Решил восполнить этот пробел и полазив в инете, собрал вот такую вот интересную информацию.

5 ноября в Россонском районе Витебской области завершилась белорусско-российская военно-патриотическая акция, посвященная 275-летию видного российского флотоводца, вице-адмирала Иллариона Повалишина.

У дубовой аллеи, которую Илларион Афанасьевич посадил в последние годы жизни в своем имении (ныне деревня Янковичи), был открыт памятный знак. Почтить память легендарного участника морских сражений со шведами и турками, кавалера ордена Святого Георгия приехали представители общественно-патриотического движения «Морское братство – нерушимо!» Белорусского союза офицеров и ветераны флота. Военно-патриотическая акция прошла при содействии Постоянного Комитета Союзного государства.
http://www.sb.by/ng/print/post/belorusskaya-gavan-slavnogo-admirala.html
Сыновья Иван и Григорий продолжили дело отца. Воспитанники Таганрогского уланского полка отличились в «заграничных» походах, в сражениях под Гамбургом и Вартбургом. Секунд-майор Иван и подполковник Григорий принимали также участие в сражении при Бородино в 1812 году. Поэтому нынешняя памятная акция проходила и в Можайском районе Московской области, в Бородинском музее-заповеднике.

– Вот такая славная династия, но, к сожалению, фамильный склеп Повалишиных в ХХ веке разрушили вандалы – искали шпагу с алмазами, дарованную вице-адмиралу императрицей Екатериной. Не знали, что это редкое оружие хранится в фондах Эрмитажа, – поведал мне тогда лесничий. – Барский деревянный дом снесли в 1974-м. А могилу Повалишина можно найти по старому чугунному кресту, оставшемуся после разрушения церкви.

«Союзное вече» впервые затронуло тему восстановления памятных мест героя-флотоводца. И зерно упало не на пустую почву. Память о славных сыновьях флота оживает с новой силой благодаря неравнодушной общественности. Памятный знак вице-адмиралу И.А. Повалишину установлен в Кронштадте.
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 9966
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Малоизвестные страницы войны

Сообщение гришу » 15 ноя 2016, 01:47

Весной 2004 года во время раскопок на месте бывшей церкви в д. Янковичи (Беларусь, Витебская область) обнаружили склеп с фрагментами захоронения. Это была могила адмирала. Подтверждением явились куски разбитой беломраморной плиты, на которой удалось разобрать надпись: "В надежде воскресения здесь предано земли бренное тело вице-адмирала и кавалера Святыя Анны перваго класса, великомученника и победоносца Георгия втораго класса милостью Божия раб Повалишин Илларион Афанасьевич. Родился в 1739 году 13 октября, скончался от Рождения на 60-м году, 1799-го года, 7 апреля в 5-м часу, погребен того же года 10-го апреля".

Родился будущий адмирал 13 октября 1739 года в семье дворянина Рязанской губернии. Старинный дворянский род Повалишиных дал флоту 18 своих представителей. Наиболее видным из них стал Илларион Афанасьевич. В 13 лет он самовольно ушел в Москву. Там поступил в Навигацкую школу.

Будущий адмирал постигал морскую науку успешно - уже на следующий год его перевели в только что открытый Морской шляхетный кадетский корпус. В 1758 году Повалишин получил первое офицерское звание - мичман. Ему поручили командовать небольшими купеческими судами, которые снабжали войска, участвовавшие в Семилетней войне. Затем его перевели на Север.

Со времен Петра I русские военные корабли активно плавали по северным морям — по Белому и Балтийскому. Часто корабли, построенные в Архангельске, минуя Скандинавский полуостров, приводились в Балтийское море в Кронштадт для пополнения русских эскадр вновь построенными кораблями.

В апреле 1764 года Иллариона Афанасьевича произвели в лейтенанты и назначили командиром нового фрегата «Гремящий», на котором он совершил переход из Архангельска в Кронштадт. В 1772 году ему доверили перегнать из Архангельска в Ревель новый корабль «Дерис». Затем, приняв под свою команду фрегат «Св. Павел», он сначала перевел его из Архангельска в Кронштадт, а затем ушел на нем в Средиземное море на усиление действовавшей там против турок русской эскадры. Вскоре был подписан мир с Турцией, и «Св. Павел» в 1775 году вернулся в Кронштадт.

Навигацкая школа в Москве.
В летних кампаниях 1777-1779 годов Повалишин командовал кораблями «Ингерманланд» и «Память Евстафия», на которых плавал по Балтийскому, Северному и Средиземному морям. В 1779 году он был произведен в капитаны 1 ранга, а в 1783 году привел из Архангельска в Кронштадт уже целый отряд новых кораблей. Переход проходил в суровых погодных условиях, но закончился благополучно. В январе 1784 года Иллариона Повалишина произвели в контр-адмиралы. Как опытного командира весной 1788 года его посылают в Архангельск за новыми кораблями.
У Карлскроны отряд этих кораблей присоединился к эскадре вице-адмирала В.Фондезина, которая осталась на зимовку в Копенгагене. Вскоре Повалишин вступил в командование эскадрой. Корабли оказались не подготовленными к зиме - ледовый покров рейда мог повредить их корпуса. Илларион Афанасьевич принял все меры для спасения судов. Удалось предотвратить и попытку шведов сжечь наши корабли (шла Русско-шведская война 1788-1790 гг.). Подкупленный шведами шкипер должен был поджечь свое судно, чтобы ветром пламя перебросило на нашу эскадру. Однако его замысел был вовремя раскрыт.
В конце апреля 1790 года командиром эскадры был назначен вице-адмирал Т.Г.Козлянинов, а Повалишин стал младшим флагманом. Вскоре эскадра перешла в Кронштадт. Подняв свой флаг на корабле «Три Иерарха», Повалишин командовал авангардом в Красногорском сражении 22- 24 мая 1790 года. Возглавлявший кронштадтскую эскадру вице-адмирал А.И.Круз писал в реляции от 25 мая: «При сем имею донести, что во все бывшия сражения контр-адмирал Повалишин отметил себя особливою ревностию, бодростию и усердием к службе».

После Красногорского сражения эскадра Круза соединилась с ревельской эскадрой В.Я. Чичагова. Шведский флот был заблокирован в Выборгском заливе. Адмирал Чичагов поставил Повалишину особую задачу - перекрыть западный выход из залива. Пять наших линейных и один бомбардирский корабль встали на этом фарватере. В тылу у Повалишина расположился отряд контр-адмирала П.И.Ханыкова из трех фрегатов. Эти два отряда 22 июня 1790 года приняли на себя основной удар пошедшего на прорыв шведского флота.
Повалишин расположил свои корабли так, что шведам пришлось идти между ними, попадая под огонь с разных сторон. Только один из неприятельских кораблей попытался обойти русских стороной, но сел на мель. Остальные шли прямо по огненному коридору, яростно отстреливаясь и атакуя русские суда горящими брандерами. Понеся большие потери, они все же прорвали блокаду.

Прорвавшись через отряд Повалишина, шведы попали на фрегаты контр-адмирала П.И.Ханыкова. Те открыли ожесточенный огонь и заставили их изменить курс, при этом несколько вражеских кораблей сели на мель и были взяты в плен. Шведскому флоту удалось уйти в Свеаборг, где он вновь был блокирован. Это было самое крупное и ожесточенное сражение парусных кораблей русско-шведской войны 1788-1790 годов. За отличия в этом сражении 6 июля 1790 года И.А.Повалишина произвели в вице-адмиралы и наградили орденом Св. Георгия 2-й степени.

По окончании этой войны - 8 сентября 1790 года, И.А.Повалишин получил шпагу с бриллиантами и 600 душ крестьян «за похвальную службу и за храбрые и отличные его подвиги в сражениях».

14 сентября 1797 года Павел I наградил заслуженного моряка орденом Св. Анны 1-й степени и уволил со службы с мундиром и полным жалованьем.

Сражение при Выборге.Айвазовский

Панихиду отслужил сотрудник отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии протоиерей Владислав Клановец .

"Вице-адмирал Илларион Повалишин служил не ради корысти, но добивался чести и славы своего государства. Великое дело совершают те, кто полагают душу свою за Родину. Все, кто несли и несут воинский подвиг, именуются сынами Отечества. Они любят Родину, как мать свое дитя, защищают ее от всех посягательств. Таким сыном Отечества был и ныне нами поминаемый", - сказал отец Владислав.
Акция памяти вице-адмирала Иллариона Повалишина стартовала 27 октябре в Москве. Затем российско-белорусская делегация побывала в городах, связанных с его именем, а завершится она 5 ноября в Россонах Витебской области республики Беларусь, где будет поднят Андреевский флаг.

В Союзном государстве чествуют адмирала российского флота
http://83-69-196-146.in-addr.mastertelecom.ru/history/200766/

В наше время имя этого заслуженного флотоводца малоизвестно. Между тем, он много сделал для укрепления мощи военного флота России, участвовал в тяжелейших морских сражениях, в дальних опасных плаваниях. Он один из всего лишь восьми российских флотоводцев, награжденных орденом Св. Георгия 2-й степени - самым престижным военным орденом России.

Родился будущий адмирал 13 октября 1739 года в семье дворянина Рязанской губернии. Старинный дворянский род Повалишиных дал флоту 18 своих представителей. Наиболее видным из них стал Илларион Афанасьевич. В 13 лет он самовольно ушел в Москву. Там поступил в Навигацкую школу.

Будущий адмирал постигал морскую науку успешно - уже на следующий год его перевели в только что открытый Морской шляхетный кадетский корпус. В 1758 году Повалишин получил первое офицерское звание - мичман. Ему поручили командовать небольшими купеческими судами, которые снабжали войска, участвовавшие в Семилетней войне. Затем его перевели на Север.

Со времен Петра I русские военные корабли активно плавали по северным морям — по Белому и Балтийскому. Часто корабли, построенные в Архангельске, минуя Скандинавский полуостров, приводились в Балтийское море в Кронштадт для пополнения русских эскадр вновь построенными кораблями.

В апреле 1764 года Иллариона Афанасьевича произвели в лейтенанты и назначили командиром нового фрегата «Гремящий», на котором он совершил переход из Архангельска в Кронштадт. В 1772 году ему доверили перегнать из Архангельска в Ревель новый корабль «Дерис». Затем, приняв под свою команду фрегат «Св. Павел», он сначала перевел его из Архангельска в Кронштадт, а затем ушел на нем в Средиземное море на усиление действовавшей там против турок русской эскадры. Вскоре был подписан мир с Турцией, и «Св. Павел» в 1775 году вернулся в Кронштадт.

В летних кампаниях 1777-1779 годов Повалишин командовал кораблями «Ингерманланд» и «Память Евстафия», на которых плавал по Балтийскому, Северному и Средиземному морям. В 1779 году он был произведен в капитаны 1 ранга, а в 1783 году привел из Архангельска в Кронштадт уже целый отряд новых кораблей. Переход проходил в суровых погодных условиях, но закончился благополучно. В январе 1784 года Иллариона Повалишина произвели в контр-адмиралы. Как опытного командира весной 1788 года его посылают в Архангельск за новыми кораблями.

У Карлскроны отряд этих кораблей присоединился к эскадре вице-адмирала В.Фондезина, которая осталась на зимовку в Копенгагене. Вскоре Повалишин вступил в командование эскадрой. Корабли оказались не подготовленными к зиме - ледовый покров рейда мог повредить их корпуса. Илларион Афанасьевич принял все меры для спасения судов. Удалось предотвратить и попытку шведов сжечь наши корабли (шла Русско-шведская война 1788-1790 гг.). Подкупленный шведами шкипер должен был поджечь свое судно, чтобы ветром пламя перебросило на нашу эскадру. Однако его замысел был вовремя раскрыт.

В конце апреля 1790 года командиром эскадры был назначен вице-адмирал Т.Г.Козлянинов, а Повалишин стал младшим флагманом. Вскоре эскадра перешла в Кронштадт. Подняв свой флаг на корабле «Три Иерарха», Повалишин командовал авангардом в Красногорском сражении 22- 24 мая 1790 года. Возглавлявший кронштадтскую эскадру вице-адмирал А.И.Круз писал в реляции от 25 мая: «При сем имею донести, что во все бывшия сражения контр-адмирал Повалишин отметил себя особливою ревностию, бодростию и усердием к службе».

После Красногорского сражения эскадра Круза соединилась с ревельской эскадрой В.Я. Чичагова. Шведский флот был заблокирован в Выборгском заливе. Адмирал Чичагов поставил Повалишину особую задачу - перекрыть западный выход из залива. Пять наших линейных и один бомбардирский корабль встали на этом фарватере. В тылу у Повалишина расположился отряд контр-адмирала П.И.Ханыкова из трех фрегатов. Эти два отряда 22 июня 1790 года приняли на себя основной удар пошедшего на прорыв шведского флота.

Повалишин расположил свои корабли так, что шведам пришлось идти между ними, попадая под огонь с разных сторон. Только один из неприятельских кораблей попытался обойти русских стороной, но сел на мель. Остальные шли прямо по огненному коридору, яростно отстреливаясь и атакуя русские суда горящими брандерами. Понеся большие потери, они все же прорвали блокаду.

Прорвавшись через отряд Повалишина, шведы попали на фрегаты контр-адмирала П.И.Ханыкова. Те открыли ожесточенный огонь и заставили их изменить курс, при этом несколько вражеских кораблей сели на мель и были взяты в плен. Шведскому флоту удалось уйти в Свеаборг, где он вновь был блокирован. Это было самое крупное и ожесточенное сражение парусных кораблей русско-шведской войны 1788-1790 годов. За отличия в этом сражении 6 июля 1790 года И.А.Повалишина произвели в вице-адмиралы и наградили орденом Св. Георгия 2-й степени.

По окончании этой войны - 8 сентября 1790 года, И.А.Повалишин получил шпагу с бриллиантами и 600 душ крестьян «за похвальную службу и за храбрые и отличные его подвиги в сражениях».

14 сентября 1797 года Павел I наградил заслуженного моряка орденом Св. Анны 1-й степени и уволил со службы с мундиром и полным жалованьем.

Илларион Повалишин поселился в своем имении в Полоцкой губернии тесно связан с белорусской землей, между периодами службы жил в имении в Полоцкой губернии (ныне – рядом с г. Россоны Витебской обл.). Здесь на белорусской земле он нередко бывал, когда в службе случались перерывы. Здесь Повалишин, вышедший в отставку, на собственные средства построил и открыл школу и лечебницу для крестьян, пригласив дипломированного врача (здание больницы не сохранилось, на ее фундаменте стоит школа), построил православный храм.

Скончался Повалишин 7 апреля 1799 года. Считалось, что могила моряка затерялась. Однако весной 2004 года во время раскопок на месте бывшей церкви в деревне Янковичи Витебской области обнаружили склеп с фрагментами захоронения. Это была могила адмирала.

На разбитой беломраморной плите удалось разобрать надпись: «В надежде воскресения здесь предано земли бренное тело вице-адмирала и кавалера Святыя Анны перваго класса, великомученника и победоносца Георгия втораго класса милостью Божия раб Повалишин Илларион Афанасьевич. Родился в 1739 году 13 октября, скончался от Рождения на 60-м году, 1799-го года, 7 апреля в 5-м часу, погребен того же года 10-го апреля».

В год 275-летия российского адмирала общественно-патриотическое историко-культурное движение в поддержку Союзного государства «Морское братство – нерушимо!» при содействии Постоянного Комитета Союзного государства, органов власти и общественности России и Беларуси, планирует провести в октябре-ноября акцию, посвященную памяти Иллариона Афанасьевича Повалишина. Будут установлены памятные знаки в его честь в Кронштадте (Санкт-Петербург, Россия) и в г. Россоны (Республика Беларусь).

Памятная акция пройдет также в Можайском районе Московской области в Бородинском музее-заповеднике - в сражении при Бородине в 1812 году принимали участие офицеры - сыновья И.А.Повалишина: Иван (род. 1796) - секунд-майор, и Григорий (1797-1865) – впоследствии подполковник, начальник дружины Владимирского государственного ополчения.
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 9966
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Пред.След.

Вернуться в Военная история

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1