Пароход Св. Николай.

Темы по военной истории

Пароход Св. Николай.

Сообщение John Warner » 16 дек 2016, 22:21

13 сентября 2009

История парохода Св.Николай оказалась невольно связанной с судьбой исторических личностей, символизировавших две очень разные эпохи в политической жизни страны. В 1891 году на нем из села Березовского в Красноярск был доставлен будущий император России Николай II, а через шесть лет, в 1897 году на этом же пароходе в шушенскую ссылку проследовал В.И.Ленин.


Пароход Святитель Николай
Грузопассажирский колесный пароход «Святитель Николай» в конце прошлого века считался одним из самым быстрым на Енисее. Его длина составляла 56,2 м, ширина 8,25 м, осадка с полным грузом 1,25 м. Судно строилось в 1887 году в Тюмени на заводе Курбатова по заказу сибирского промышленника А.М.Сибирякова.



Пароход-музей Св.Николай
Движителем парохода служили гребные колеса с горизонтальной осью, частично погруженные в воду. Каждое колесо состояло из трех колец, на окружности которых шарнирно закреплялись 8 деревянных плиц. При вращении гребных колес кольца с рычагами вращались на эксцентрически смещенной оси, и плицы во время движения их в воде поворачивались в наиболее эффективное для упора положение.



Гребное колесо парохода
Гребные колеса на уровне палубы были защищены обносами - специальными конструкциями, закрывавшие колеса по ширине. Сверху над ними был укреплен бортовой металлический кожух, на котором размещался открытый ходовой мостик.



Штурвал парохода на ходовом мостике
Ходовой мостик совсем даже не открытый, но не запертый. И дымовая труба перекрывает спереди весь обзор, если стоять за штурвалом так, как показывают в кино.


Приезд в Красноярск будущего императора Николая II
Хотя так и есть! на фотографии, сделанной 1 июля 1891 года видно, что ходовой мостик открытый.


Каюта капитана парохода
С обратной стороны к ходовому мостику примыкает каюта капитана.


Прогулочная палуба
На верхней, прогулочной, палубе вдоль леерного ограждения раньше стояли скамейки, по шесть с каждого борта. Сейчас скамеек нет. А сама палуба покрыта деревянным настилом.


Обносы кожуха колес
В нос и в корму от кожуха колес на обносах находились служебные помещения.


Рабочее место механика
Например вот такое помещение в нос, по левому борту, с надписью на двери - Механикъ.


Двигатель парохода
Сердце судна – паровой двигатель, изготовили в Швеции в 1886 году. Паровая машина мощностью 160 л. с. вращала гребные колеса, которые обеспечивали скорость движения парохода против течения реки до 8 км/ч. На фотографии невозможно передать размеры двигателя, но там видна дверь с нижней палубы в машинное отделение.


Правила посещения парохода-музея
Входить в машинное отделение не разрешается правилами.


Правила для пассажиров
Правила для пассажиров на частных речных пароходах еще сто лет назад, невзирая на чины и звания, также запрещали входить в трюм машинного отделения, только назывался он тогда машинная камера, хорошо хоть высаживали на берег в жилом месте.
Пароход имел шесть кают 1-го класса, одно- , двух- и трехместных; восемь кают 2-го класса четырех- , шести- и восьмиместных. Пассажиры 3-го класса устраивались с багажом на полу, со временем на пароходе для их удобства были построены двухъярусные нары.


Экипаж парохода Св.Николай 1902 год
А ведь еще где-то должны были размещаться 12 членов экипажа парохода!


Буфет первого класса
Удалось разыскать некоторых членов команды парохода, а также попутчицу В.И.Ленина - Л.И.Удимову. В 1897 году она училась на курсах фельдшеров и ехала на Св. Николае к подруге. Владимир Ильич не мог допустить, чтобы девушка ехала в третьем классе, и поселил ее в своей каюте. По словам Л.И.Удимовой, они много беседовали, поскольку поездка занимала двое суток. На завтрак в буфет первого класса, куда ее приглашал ссыльный революционер, Л.И.Удимова идти по скромности отказалась, и тогда Владимир Ильич принес ей завтрак на палубу, где они любили любоваться Енисеем.
Речник Енисея

Правда, Речник Енисея скромно упустил некоторые моменты - Владимир Ильич в это время был еще холост(его невеста Крупская приедет в Шушенское только через год), а пароход прибыл на пристань Сорокино только на 5-е сутки. Так вот они и мучились в маленькой одноместной каюте первого класса.


Палуба парохода
Здесь я делала статью о том, как восстанавливали пароход Св.Николай к 100-летней годовщине со дня рождения В.И.Ленина.
А здесь, как пароход едва не утонул, после того, как отметил свое 120-ти летие.


Совмещенная фотография
В настоящий момент на пароходе вовсю идет ремонт нижней палубы, готовится новая экспозиция, для которой из музея судоходства взяли самые интересные фотографии. Обещают открыться в октябре. Поэтому сейчас поход на корабль получился довольно неудачным - и фотографии из музея взяли и сами их не показывают.
А с историей парохода Св.Николай не все так просто, вот предлагаю читателям для затравки пару фотографий:


За десять лет до?


Это же СОВСЕМ другой корабль.

Источник.

_______________________________________________
От меня: рекомендую прогуляться по ссылкам - там очень интересные материалы есть по этой теме, плюс куча иллюстраций.
Сибиряк безгранично любит свою угрюмую природу; он черпает в ней силу. ©
Аватара пользователя
John Warner
 
Сообщения: 3090
Зарегистрирован: 15 фев 2016, 18:29
Откуда: Хакасия - центр Сибири

Re: Пароход Св. Николай.

Сообщение EvMitkov » 17 дек 2016, 01:26

Я впервые познакомился с этой коробочкой по модели в польском журнале "Малы Моделяж".
ОГРОМНАЯ РЕДКОСТЬ по 1970-м, дед через общество "Знание", где до конца жизни лекции читал, сумел выбить подписку. Несколько лет эти модели клеил с восторгом...

Там - нужно было клеить модели из бумаги, вырезываешь из журнала, накладываешь на картон... качество офигенное было, ну - больше пятидесяти лет журнал издается, моделисты смогут оценить...

Я моделистом так и не стал, жизнь кочевая-офицерская не подразумевает лишнего багажа... но со многими образцами исторической техники познакомился именно через Малы Моделяж.

Что любопытно: на твоем снимке, Валентиныч, на этом:



гиречные часы-ходики с кукушкой - стилизованные.
Вернее - не стилизованные, там и кукушка кукует, и идут неплохо, но это изделие самое раннее с 1975-го, такие часы делали небольшими партиями, стоили они довольно по советским временам дорого (154р23 коп - ТОЧНО ЗНАЮ) - да еще и хрен достанешь.
Я такие матушке и бате к юбилею свадьбы аж в Калининграде в военторге базы флота сумел раздобыть, матери они у кого-то в гостях глянулись, она и запала... деревенская она у меня, а что может быть дороже воспоминаний детства, даже если всю жизнь в урбанизме прожил?

Так вот эти часы до сих пор идут. Чищу периодически, то да сё... но ни одной поломочки.
Надежные, как паровая машинка :mrgreen:
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 17471
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Пароход Св. Николай.

Сообщение John Warner » 17 дек 2016, 04:18

К сожалению, в нынешние дни на пароходе проводятся некие мероприятия для богатых, в кают-компании.
Следы этих "мероприятий" как раз убирали из кают-компании, когда мы там побывали.
И новодела много, естественно.
Бабулька-экскурсовод временами порет явную чушь - мы с Максом её несколько раз поправляли и приводили факты, которые возможно проверить - например, что никто не изобретал ничего для щёток, кистей и накомарников в экспозиции - они крайне легко изготавливаются с применением конского или даже коровьего остяного волоса, и тд и тп.
Те трое мужиков, что с нами гуляли в экспозиции, в прошлом речники, соглашались с нами и тоже кое-что сообщали.
После экскурсии, они остались для правки экскурсионного текста, а мы поехали по своим делам :)
Сибиряк безгранично любит свою угрюмую природу; он черпает в ней силу. ©
Аватара пользователя
John Warner
 
Сообщения: 3090
Зарегистрирован: 15 фев 2016, 18:29
Откуда: Хакасия - центр Сибири

Re: Пароход Св. Николай.

Сообщение EvMitkov » 05 янв 2017, 23:43

Вот те часы с кукушкой, о которых выше упоминал:

Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 17471
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Пароход Св. Николай.

Сообщение гришу » 04 фев 2017, 20:24

John Warner
В 1891 году на нем из села Березовского в Красноярск был доставлен будущий император России Николай II, а через шесть лет, в 1897 году на этом же пароходе в шушенскую ссылку проследовал В.И.Ленин.

А раньше вООбще в Сибири дорог не було.. Все на пароходах ходили!
К стате : под парусами плавают на суднах у которых двигатель - ХОДЯТ!

Можно конечно ТЕМУ развить.. но давно всё известно.. так, детали остались :D

Пароходство Мельниковой Е.И

Заводская табличка.Музей "Новосибирского командного речного училища имени С.И. Дежнева"
Выйдя замуж за Виссариона Мельникова, Евдокия переехала в Сибирь и стала купчихой 2-й гильдии. После смерти мужа она решила основать своё собственное пароходство.
Евдокия Ивановна Мельникова, в девичестве Алексеева происходила родом из мещанского сословия Вологодской губернии. После замужества уехала с мужем сначала в Томск, а затем семья перебралась в Барнаул.

"Женщина в Сибири не раба мужчины. Она ему товарищ. Умер муж — не погиб промысел, мужем заведенный. Жена-вдова ведет его дальше, с той же энергией и знаниями, какие присущи мужу". Так тюменский купец XIX века Николай Чукмалдин писал о сибирских женщинах.
Удельный вес женщин-купчих колебался в пределах 10–15%. В Барнауле среди глав купеческих семей женщины составляли 26,7% в 1867 г., 25% в 1873 г., 19% в 1885 г., 11,4% в 1913 г.
Одной из наиболее известных представительниц женского предпринимательства на Алтае была Евдокия Ивановна Мельникова. В 1893 году она организовала в Барнауле пароходную компанию - 1-ую в Зап.Сибири, управлял которой ее сын Александр.
Построив пароход "Кормилец", Мельникова стала основателем пассажироперевозок по Оби.
предпринимательница первой среди других судовладельцев Обского бассейна приобрела двухпалубные пароходы американского типа с каютами разных классов.
Главная контора находилась в Томске.отделения -в Бийске,Барнауле,Ново-Николаевске.
Первым пароходом был "Кормилец",построенный в Тюмени в 1893г.
Затем были построены двухпалубные-"Воткинский завод"."Волшебник","Богатырь".
Кроме пассажирских перевозок пароходство Е.И.Мельниковой занималось грузоперевозками.
Пароходы ходили по Оби,Томи,Иртышу.
http://tsibirinka.livejournal.com/1539067.html
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 10894
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Пароход Св. Николай.

Сообщение гришу » 04 фев 2017, 20:28


Кроме того, из различных мест Томской губернии ежегодно пароходами отправляли в Европейскую Россию и на Урал от 96 до 144 тысяч тонн различного сырья.

Большинство судов в Обь-Иртышском бассейне строилось за счет частных капиталов – отдельных купцов, промышленников или пароходных компаний.

Так, в 1893 году эксплуатировалось 105 пароходов, а в 1895-м – уже 120. При этом из 120 пароходов в руках частных компаний и владельцев находилось 102 парохода, и лишь 18 пароходов принадлежало различным казенным учреждениям, таким, как Томский округ путей сообщения или Управления по постройке Западно-Сибирской и Средне-Сибирской железных дорог.

Немалые доходы давали и перевозки пассажиров. Видимо, поэтому купчиха 2-й гильдии из Барнаула Евдокия Ивановна Мельникова в 1892 году построила на заводе Пирсона-Гуллета в Тюмени небольшой пароход «Кормилец» (200 л. с.), предназначенный исключительно для перевозки пассажиров. До этого все пароходы возили грузы и лишь попутно пассажиров. Таким образом, «Обское пароходство Е. И. Мельниковой» стало зачинателем пассажирских перевозок в бассейне Оби.

Через два года ее примеру последовал томский купец 2-й гильдии В. Е. Едельштейн, построив на том же заводе пассажирский пароход «Любимец». А в 1899 году начал плавать еще один двухэтажный пароход Едельштейна – «Евгений», сделанный по американскому образцу с роскошной отделкой салона и столовых.

Началась конкуренция.

С 1907-го по 1909 год предприимчивая купчиха Мельникова пополнила свою флотилию сразу семью крупными пароходами, отличительной чертой которых была прекрасная отделка. Для пассажиров I и II класса предусматривались отдельные каюты, для публики III класса – «совершенно закрытое помещение» на палубе. В салоне 1 класса размещалась библиотека, стояло пианино. К услугам пассажиров предлагались буфет, кухня, электрическое освещение, паровое отопление. За справками и билетами можно было обращаться в контору пароходства по адресу: г. Томск, ул. Духовская (ныне К. Маркса).
http://elib.tomsk.ru/page/8600/
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 10894
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Пароход Св. Николай.

Сообщение гришу » 04 фев 2017, 20:31

http://www.oldriver.ru/index.php?MID=145&qstart=&quest=&start
До 1893 года в Западной Сибири вовсе не было легко-пассажирского движения. Пароходы ходили от Тюмени до Томска 13—18 суток и более и 12—16 суток от Томска до Тюмени.

Наше пароходство открыло первое легко-пассажирское сообщение по рекам Западной Сибири. В 1893 году между Томском и Тюменью был поставлен легко-пассажирский пароход „Кормилец", в 180 индикаторных сил, который ходил из Тюмени до Томска 6½ суток вместо 13 — 18 суток в течении 1893 — 1895 г. Пассажирская такса была установлена такая же как и для буксиро-пассажирских пароходов. Когда же миновала потребность быстрого передвижения на плесе Тюмень—Томск ввиду появления пароходов других фирм и благодаря проведению Сиб. ж. д., то весной 1896 года тот же пассажирский пароход, „Кормилец" пошел пробовать новый путь Томск—Барнаул. Что с успехом выполнил.

В плесе Томск— Барнаул—Бийск пароходы спускались исключительно с баржами, лишь весною в большую воду, в остальное время лета никакого сообщения, кроме сухопутного тракта, не было. Между тем край этот считается одним из плодородных в Западной Сибири, и надобность в удобном и дешевом сообщении чувствовалась давно, но старожилы—пароходчики не решались пускаться в новый, неизвестный, горный и каменистый путь.

Таким образом можно сказать, что честь первого почина развития легко-пассажирского пароходства в Западной Сибири, и вообще основание правильного постоянного пароходного сообщения в плесе Томск —Тобольск — Тюмень и в плесе Томск—Барнаул—Бийск принадлежит пароходству Е. И.Мельниковой.

Много пришлось потрудиться нашему пароходству в течение двадцати двух лет для устранения разных встречающих препятствий и для продолжения пути легко-пассажирским пароходам.

В 1896 году приобретен пароходством другой пароход „Волшебник" 540 индикаторных сил, который также был поставлен на плесе Томск—Барнаул, а с весны 1897 года оба парохода стали ходить уже до Бийска (Томск— Барнаул—Бийск).

Развивая постепенно пароходное дело, фирма в настоящее время имеет в Западной Сибири восемь больших американского типа пароходов под названием: 1. „Кормилец"; 2. „Волшебник"; 3. „Горный Инженер Воронцов"; 4. „Инженер-Механик Гуллет"; 4. „Братья Мельниковы"; 6. „Богатырь"; 7. „Двигатель"; 8. „Воткинский Завод"; (два буксирных парохода) 9. „Дедушка"; 10. „Сибиряк" и (один теплоход) 11. „Покорный".

В настоящее время по р.р. Западной Сибири считается самое большое пассажирское пароходство Е. И. Мельниковой. Все пароходы построены по лучшим образцам настоящего времени. На всех пароходах имеются отдельные каюты, паровое отопление, электрическое освещение, электрические вентиляторы. Большинство из пароходов имеют 2-х светные помещения. Кроме того каждый пароход имеет первоклассный буфет. На всех пароходах в каждой отдельной каюте умывальники, в салонах 1-го класса пианино. библиотека с постоянно свежими газетами и журналами, для купанья пассажиров имеются ванны, души.

Пароходство Е. И. Мельниковой все время стремится к улучшению и расширению дела, употребляя па это весь свой заработок и энергию.

С развитием в Сибири маслоделия, пароходство Е. И. Мельниковой первое построило каменные склады на больших пристанях с целью хранения экспортного масла, одного из главных продуктов Западно-Сибирского края.

Дав толчок более удобным пароходным сообщениям промышленности края и усилив товарообмен и не имея возможности удовлетворить имевшимися судами потребности в передвижении грузов, пароходство Е. И. Мельниковой мало—по—малу увеличивало свою флотилию покупкой и постройкой новых выше поименованных пароходов. Кроме этого пароходство вынуждено было построить баржи для буксирного сообщения.

Установив правильное срочное пароходство и дав удобное сообщение новому краю, при умеренных фрахтовых ценах, пароходство Е. И. Мельниковой имело возможность перевозить как всякого рода грузы, так и большое количество переселенцев.

В последние годы пароходством перевозится большое количество земледельческих орудий. Так что и в этом отношении пароходство К. И. Мельниковой оказывает большую услугу краю.

Перевозка войска, припасов и вообще всякого военного груза в прошлую мобилизацию за время Русско-Японской войны была произведена исключительно пароходством Е. И. Мельниковой, причем пароходством были употреблены все старания на добросовестное и аккуратное выполнение возложенного на пароходство Е. И. Мельниковой серьезного Государственного дела.

С 1911 года, при посредстве пароходства Е. И. Мельниковой, перевозилась почта от Барнаула до Бийска. Только одно пароходство Е. И. Мельниковой имеет возможность взять па себя перевозку почты, так как, обладая большим количеством пароходов может делать ежедневные правильные рейсы.

Пароходство Е. И. Мельннковой имеет агентов в Томске, Ново-Николаевске, Камне, Барнауле, Усть-Чарышской пристани, Бийске и на других пристанях и всегда можно получать более подробные сведения о проезде и отправке товаров.

Пароходство Е. И. Мельпиковой кроме водного сообщения имеет транспортирование грузов между Томском— Ново-Николаевском—Камнем—Барнаулом—Бийском. Грузы принимаются для перевозки водою, а зимой гужем, кроме этого принимает на себя хранение товаров, на что имеет каменные склады на всех пристанях, исполняет различные комиссионные поручениятоваро-отправителей и товаро-получателей.

Ежегодно пароходство Е. И. Мельниковой выпускает книжки расписания пароходов, в которых помещена такса пассажирская и багажная; расписание прихода и отхода пароходов; железнодорожное расписание и много других полезных сведений.
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 10894
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Пароход Св. Николай.

Сообщение гришу » 04 фев 2017, 20:34





Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 10894
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Пароход Св. Николай.

Сообщение гришу » 04 фев 2017, 20:53

John Warner
К сожалению, в нынешние дни на пароходе проводятся некие мероприятия для богатых, в кают-компании.


Пароход "Волшебник" на реке Обь

Подборка фотографий, сделанных во время путешествия некой великосветской компании по югу Сибири в 1900-х годах

Цыгане

У сельской церкви

У пристани

Туземная женщина
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 10894
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Пароход Св. Николай.

Сообщение гришу » 04 фев 2017, 20:56


Путешествующие и местные жители

Охотники с добычей

На сельской улице

На рынке

На прогулке
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 10894
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

След.

Вернуться в Военная история

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2