О роли боевого опыта прошлых войн.

Темы по военной истории

Re: О роли боевого опыта прошлых войн.

Сообщение alexbir » 20 фев 2017, 01:43

EvMitkov писал(а):... Мол, мегаполисы станут последним оплотом сопротивления врагов Америки. И вот тогда, по мнению Джона Спенсера, в бой должны вступить коллаборационисты, получившиеся государственный статус. Речь идет о вооруженных частях из местных жителей, которые станут наводить «конституционный порядок».
Другими словами, персы должны воевать с персами, корейцы с корейцами, китайцы с китайцами, а русские — с русскими. "

А когда воином является ВЕСЬ НАРОД... шансов у его противника попросту НЕТ.

ну так они и хотят - чтобы не было на стороне их противника ВСЕГО народа. Чтобы русские - воевали с русскими.
Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 5639
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59

Re: О роли боевого опыта прошлых войн.

Сообщение EvMitkov » 20 фев 2017, 18:09

alexbir писал(а):ну так они и хотят - чтобы не было на стороне их противника ВСЕГО народа.

Ну раз хотят - пущай попробуют :mrgreen:

Однако - не пробуют.
Потому как хотя бы догадываются: ЗУБАМИ РВАТЬ БУДЕМ.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 18586
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: О роли боевого опыта прошлых войн.

Сообщение alexbir » 21 фев 2017, 03:49

EvMitkov писал(а):
alexbir писал(а):ну так они и хотят - чтобы не было на стороне их противника ВСЕГО народа.

Ну раз хотят - пущай попробуют :mrgreen:

Однако - не пробуют.
Потому как хотя бы догадываются: ЗУБАМИ РВАТЬ БУДЕМ.

Почему не пробуют - пробуют, как раз. Пока - на Украине. Потом в Белоруссии. А потом и до "кубанцы/донцы против московитов" довести попытаются.
Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 5639
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59

Re: О роли боевого опыта прошлых войн.

Сообщение John Warner » 22 фев 2017, 01:19

Истинно так.
Кстати, по нац. республикам России, ещё в 90-х прокатились.
Это я утверждаю, как резидент одной из них - Хакасии.
Кстати, не срослось - а статус отдельной республики пробивали, в Хакасии по крайней мере, сообща - ибо статус республики позволяет иметь сношения непосредственно с центром, минуя промежутки типа Кр.-ска, в нашем случае. А сношения с кр-ским краем у нас никто не отменял - да и регион до сих пор считается одним: Тува - Хакасия - Кр.ский край, с губером Кр.-ского края во главе.
Так что, подтверждаю слова Сан-Саныча, но уже ретроспективно.
У нас это уже было.
Сибиряк безгранично любит свою угрюмую природу; он черпает в ней силу. ©
Аватара пользователя
John Warner
 
Сообщения: 3542
Зарегистрирован: 15 фев 2016, 18:29
Откуда: Хакасия - центр Сибири

Re: О роли боевого опыта прошлых войн.

Сообщение Dvu.ru-shnik » 01 мар 2017, 19:46

И всё же снова к теме...
Вот и сподобился я вновь добраться до оной. Сразу набрал практически весь ответ, но при выключении оперы произошло то, что и должно было по закону бутерброда произойти - усё пожрал хомяк. :lol:
Но, Я, как истинный председатель колхозу в ентом годе засею 40 га пшеницы - нехай хомяк задавится :lol:
И это даже хорошо, что хомяк заморил червячка - он сподвиг меня немного глубже вспахать пласты информации по операции "Малый Сатурн".
Однако, для справки - то, что почему-то крайне редко упоминается в дискуссиях по Сталинградской битве:
23 ноября 1942 г. в ходе осуществления операции «Уран» войска Юго -Западного, Сталинградского и Донского фронтов взяли в кольцо окружения крупнейшую группировку войск врага под Сталинградом. В советской историографии численность этих войск определялась в 330 тыс. человек. Однако никакими документальными данными эта цифра не подтверждается: по современным оценкам — 284 тыс. При определении численности окруженных вражеских войск грубый просчет допустило советское командование. В официальных данных штабов фронтов указывалось 80-90 тыс. человек. Вот почему боевые действия по уничтожению вражеской группировки затянулись.

Планировали окружить 80 - 90 тысяч, а так лопухнулись, что окружили от 284 до 330 тысяч человек.
И попробуй удержи такую разницу в кольце, когда её пытаются снабжать, да ещё и деблокировать...
Но, начну ка пока с того, что обычно на слуху, когда говорят про Тацинский рейд - с разгрома авиабазы и нарушения воздушного снабжения 6А Паулюса.
И так - авиабаза "Тацинская":
Бывшая основная немецкая авиабаза снабжения окружённой немецкой армии в Сталинграде. Могла размещать у себя одновременно до 600 самолётов.
Рядом располагается станция и склады с запасами для переброски войскам 6А, а так же снабжения прорывающейся к ней группировки Манштейна.
Несомненно - одной из главных задач, поставленных перед корпусом, был захват и уничтожение авиабазы, но подчёркиваю - ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ...
Итак, 19 ноября 1942 года войска Сталинградского и Донского фронтов перешли в наступление и через несколько дней замкнули кольцо окружения вокруг двадцати двух дивизий 4-й танковой и 6-й полевой армий Вермахта. 22 ноября в Карповку близ Сталинграда прибыли последние десять вагонов с грузами для 6-й армии, а 24 ноября 1942 года Гитлер принял окончательное решение относительно судьбы сталинградской группировки Вермахта. Шестая армия должна была стойко удерживать район города. В районе Котельникова создавалась деблокирующая группировка. Послевоенная германская, в том числе мемуарная, литература (впрочем, и отечественная тоже) считает это решение не верным по своей сути. Нам же кажется, в данном случае мемуаристы и писатели невольно грешат против истины. Зимняя кампания 1941/1942 года дала немало примеров успешного сопротивления немецких частей и соединений в окружении. Практически во всех случаях их удалось деблокировать. Почему же сейчас Гитлер должен был по иному расценивать перспективы борьбы армии Паулюса?
Вообще-то, в данном случае мы имеем уникальную возможность ознакомиться со сбывшимся пророчеством. Еще 25 ноября 1942 года, сразу после принятия решения удерживать Сталинград, командующий 6-й армии Ф. Паулюс получил докладную записку, автором которой был герой демянского «котла», сумевший пробить коридор к окруженным частям 2-го армейского корпуса Вермахта генерал В. фон Зейдлиц-Курцбах. В этом документе были такие строки: «Сравнение с демянским «котлом» показывает ряд опасных различий. В Демянске сама местность затрудняла ведение наступательных действий и благоприятствовала оборонявшимся. Расстояние между кольцами окружения было многократно меньше. Потребности окруженной (под Демянском – авт.) группировки были несравнимо меньше, в первую очередь за счет отсутствия столь необходимых в степных условиях моторизованных частей». Не смотря на то, что, в конечном счете, все эти «опасные различия» привели к катастрофе 6-й армии, мы, тем не менее, считаем, что на тот момент был прав Гитлер (точнее, его решение было более обосновано), а не Зейдлиц.
Залогом удержания 6-й армией своих позиций являлось бесперебойное снабжение ее войск всем необходимым по воздуху, что прекрасно понимало германское верховное командование. Еще поздним вечером 23 ноября (т.е. ещё до решения Гитлера) рейхсмаршал Геринг провел в Берлине совещание с участием высших чинов Люфтваффе. На нем впервые прозвучала цифра 350 тонн в день, которую мог гарантировать «воздушный мост». Сам Геринг, впрочем, настаивал на пятистах тоннах (большие начальники везде одинаковы!). Тем же вечером было дано указание мобилизовать все боеспособные Ju-52, Не-111 и Ju-86 находившиеся в школах, штабах и учреждениях центрального подчинения. Каких-то особых сложностей при наведении «воздушного моста» не предполагалось. Спасение демянской группировки показало, на что способны Военно-воздушные силы Германии.
Организация снабжения окруженной Шестой армии, и здесь надо отдать должное руководству немецких тыловых органов всех степеней, началась практически сразу же после потери последних сухопутных коммуникаций. Вне кольца ее возглавил полковник Бадер, обер-квартирмейстер 6-й армии. 24 ноября он вылетел из «котла» в Морозовскую. К этому времени существовавшая к 19 ноября сеть тыловых армейских баз практически перестала существовать, почти полностью попав под удар советских войск в первые дни наступления. Так были частью эвакуированы, частью потеряны: продовольственная база в Манойлине, склад обмундирования в Обливской, продовольственная база и склад горюче-смазочных материалов в Тингуте. Поэтому первейшей проблемой полковника Бадера стало создание новой сети баз снабжения. Благодаря слаженной работе тыла эта задача была в основном завершена к 7 декабря.
В котле за снабжение отвечал так называемый «рабочий штаб» во главе с майором фон Куновски. Складские запасы решено было размещать вблизи аэродромов. Потребности окруженных войск были определены в 300 кубометров горючего, 200 тонн боеприпасов и 150 тонн продовольствия ежедневно. Впрочем, в приказе, который Гитлер отдал командующему 4-м Воздушным флотом, прозвучали иные цифры: только 200 кубометров ГСМ и сорок тонн противотанкового боезапаса. О поставках продовольствия было сказано в общих чертах. Приоритет в снабжении отдавался боеприпасам и горючему, но пока это особо никого не беспокоило, поскольку как в «котле», так и вне его до середины декабря надеялись на скорую деблокаду.
В конце второй декады ноября Люфтваффе теоретически располагало на всех фронтах и в тылу 878 «юнкерсами-52», из которых на тот момент только 357 машин были исправны. Кроме Ju-52 к перевозкам можно было также привлечь Не-111 и Ju-86. На 20 ноября в составе 4-го ВФ такие самолеты имелись в пяти (5, 9, 50, I./172 и 900-я) транспортных авиагруппах и двух бомбардировочных (27-й и 55-й) эскадрах, плюс на Не-111 летала еще одна бомбардировочная группа (I./KG100 «Wiking»). Некоторое число транспортников можно было насобирать в различных отрядах связи и тому подобных вспомогательных подразделениях. Проведенные расчеты показывали, что для перевозки требуемых трехсот тонн грузов в Сталинград требовалось не менее 12-15 авиагрупп и 630-795 самолетов типа Ju-52.
Первоначально руководство «воздушным мостом» было возложено на начальника района аэродромного базирования «Тацинская» генерал-майора Карганико. Ему подчинялись полковник Ферстер, командир 1-й транспортной эскадры, и полковник Кюль, командир 55-й бомбардировочной эскадры. Первый командовал всеми частями Ju-52, базировавшимися в Тацинской. Под началом второго были «хейнкели-111» из Морозовской. Однако отсутствие у генерала Карганико действенного и работоспособного штаба вынудило вскоре переложить решение столь ответственной задачи на более мощную структуру. С 30 ноября ответственность за снабжение окруженной группировки была возложена на командира VII авиационного корпуса генерала Фибига. Ферстер и Кюль вошли в его непосредственное подчинение. Все остальные задачи, кроме снабжения, были с корпуса сняты или считались второстепенными. В таком виде управление «воздушным мостом» осуществлялось до 16 января 1943 года.
Внутри «котла» окруженные располагали несколькими бывшими советскими аэродромами. Правда, использовать их можно было далеко не все. Через одни проходила линия фронта, другие находились в опасной близости от нее. Первоклассный аэродром Гумрак до этого вообще не использовался Люфтваффе из-за сильного минирования окружающей местности. Только аэродром Питомник полностью удовлетворял всем требованиям и мог принимать самолеты как днем, так и ночью. Кроме того, недалеко от станции Басаргино и у населенного пункта Песковатка были оборудованы запасные аэродромы. Общее руководство деятельность ВВС в «котле» находилось в руках генерала Пикерта, командира 9-й зенитно-артиллерийской дивизии.
...
Расположение передовых авиабаз на расстоянии 200-240 километров от Сталинграда теоретически позволяло совершать до трех-четырех вылетов в сутки.
...
В частях ВВС насчитывалось 35 орудий калибром 88-мм, 55 – 37-мм и 135 калибром 20-мм* [* – В германских вооруженных силах зенитная артиллерия делилась на артиллерию Сухопутных войск (существенно меньшая часть) и артиллерию ВВС]. Внутри «котла» их большая часть была сосредоточена для прикрытия аэродрома Питомник и складских баз. Вне «котла» авиабазы имели следующую противовоздушную оборону. Тацинская прикрывалась средствами XVII румынского зенитного дивизиона (восемь 75-мм и пятнадцать 20-мм пушек). Два аэродрома в районе Морозовской защищались: один двумя немецкими и тремя румынскими батареями (четыре 75-мм, шесть 37-мм и двадцать одно – 20-мм), второй – одной румынской (в составе девяти 37-мм орудий). Для обороны Морозовской от возможного прорыва советских войск были использованы 12 – 75-мм и 18 – 37-мм румынских зениток.
...
первый этап снабжения сталинградского «котла» стал наименее драматичным периодом истории «воздушного моста». Во-первых, хотя командование 6-й армии с самого начала операции по снабжению заявляло о недостаточном количестве получаемых грузов, тем не менее, ситуация и по боеприпасам, и по продовольствию не могла быть названа критической. Например, 21 декабря в Сталинград прибыло 128 тонн продовольствия, что позволило даже несколько увеличить нормы его выдачи личному составу на передовой. К Рождеству каждый солдат получил по стограммовой плитке шоколада. Не были еще исчерпаны старые запасы, а также «нетрадиционные» резервы. Так, удалось широко наладить переделку трофейных боеприпасов под немецкое оружие. Во-вторых, система снабжения еще не испытала катастрофических ударов и работала более-менее надежно. Пик перевозок был достигнут 7 декабря. В этот день самолеты доставили в «котел» 326 тонн грузов (таблица 2). Наконец, нельзя не учитывать, что пока еще окруженные надеялись на скорое деблокирование, и боевой дух солдат и офицеров 6-й армии был достаточно высок.
...
Во второй декаде декабря ситуация со снабжением Сталинграда стала испытывать на себе влияние ряда разных, но взаимосвязанных между собой факторов. Сначала уменьшилось число Не-111, привлекаемых для решения транспортных задач. Это было связано с необходимостью поддержки сухопутных войск, начавших осуществление операции «Винтергевиттер» («Зимняя гроза») по деблокированию «котла». Правда, по настоятельной просьбе штаба 6-й армии, командующий 4-м ВФ генерал-полковник Рихтгофен все-таки отдал приказание вернуть часть «хейнкелей» на снабжение Сталинграда.
Однако ситуация развивалась совсем не так как планировали в немецких штабах. 16 декабря самолеты 27-й эскадры «Бельке» пришлось направить на отражение наступления советских войск на Среднем Дону. Однако, не смотря на поддержку с воздуха, части 8-й итальянской армии не смогли удержать своих позиции и советские танки стали угрожать непосредственно авиабазам Тацинская и Морозовская. Морозовскую удалось удержать, в том числе и привлечением всех имевшихся в наличии сил авиации* [* - Впрочем, вследствие возникшей паники, были взорваны некоторые склады]. Но железная дорога, по которой шел поток грузов для Сталинграда, была перерезана частями 25-го танкового корпуса.
Хуже дела обстояли в Тацинской, где базировался костяк транспортной авиации – части оснащенные «юнкерсами». На рассвете 24 декабря танки 24-го танкового корпуса генерал-майора В.М. Баданова ворвались на летное поле авиабазы. Взлетая под огнем, немецкие пилоты смогли спасти 106 Ju-52 и шестнадцать Ju-86. Однако около семидесяти машин различных марок погибло* [* - По документам Бундесархива удалось идентифицировать около сорока машин, в том числе 16 Ju-86]. Особенно большие потери понесла 21-я транспортная группа, оснащенная Ju-86. Хотя 28 декабря советские танкисты вынуждены были оставить авиабазу, ущерб был огромен. Двое суток в «котел» не доставили ни грамма грузов. Кроме уничтоженных самолетов, погибло значительное число различной наземной техники и обслуживающего персонала. Выборочный просмотр находящихся в Бундесархиве сводок показывает, что наземные подразделения Люфтваффе только за 24 декабря потеряли в Тацинской 115 человек, большей частью убитыми и пропавшими без вести. Наибольшие потери в обслуживающем персонале понесли 21-я и 22-я транспортные группы. В сводках зафиксированы: наземный персонал KGr.zbV21 и 22, два старших офицера и пятеро рядовых подразделений аэродромного обслуживания Kdo. Fl.H.Ber.4./XI и Fl.H.Kdtr.(E.)64/XI; ремонтники и снабженцы из Feldwerftabt. (mot.) II./40, Lw.Betr. Zug (mot.)11, Fl. Gerateausgabestelle Eisb. 53/VI, Nachschubkompanie d. Lw 8/IV; солдаты службы ВНОС из 2./LnRgt (mot.)12, IV./LnRgt 4, бойцы подразделений охраны и артиллеристы-зенитчики 5./Ld.Schutz.Kompanie d. LF4, Res. Flakabt.125, lei. Flakabt. 851, а также солдаты из саперного батальона LwBauBtl. 7/XIII. На охранников, зенитчиков и строителей пришлось максимальное число потерь – 79 человек. В то же время, отсутствие в списках потерь наземного персонала частей, оснащенных «тетушками Ю», дает основание предполагать, что эти специалисты были вовремя эвакуированы из-под удара советских танков*

Тут позволю себе ремарочку из другого источника, которая частично может пояснить ситуацию с потерями специалистов наземных служб Тацинской АвБ:
в 2 часа ночи 28 декабря, Баданов отдал приказ на прорыв из окружения.
Бала сформирована группа добровольцев (300 человек), которые должны были отвлечь немцев (впоследствии ни один из них не был награжден). Было решено оставить тяжело раненных, взяв с собой только тех, кто может нести оружие.
В 3 часа ночи остатки корпуса пошли на прорыв. Прорвав слабую оборону немцев в северо-восточной части кольца (здесь стоял наземный персонал Люфтваффе), корпус вышел из прорыва. Утром корпус соединился с передовыми частями армии у Ильинки.

http://stalingradrus.narod.ru/opera18.html
Вполне естественно, что далеко все люди с аэродрома разбежались, погибли или смогли эвакуироваться, часть из них организованно смогла отступить и примкнуть к подходящим езервам, переброшенным для ликвидации прорыва.
И продолжу:
...
результатом операции «Малый Сатурн», обусловленным в первую очередь стремительными действиями танковых соединений, стала потеря противником основных авиабаз использовавшихся транспортной авиацией* [* - То, что это произошло не сразу, а в течение небольшого отрезка времени (около десяти дней), принципиально ситуации не меняет]. Тацинская так и не была введена вновь в строй, и полеты «юнкерсов» осуществлялись теперь в основном с аэродрома Сальск. Хотя Сальск оценивался немцами как достаточно хороший аэродром, но отсутствие там заранее размещенных грузов для «котла» не позволяло в первые дни использовать его на полную мощность. Ситуация усложнялось еще и тем, что новые аэродромы базирования Ju-52 находились на пределе радиуса действия этих машин. В связи с чем, все «тетушки Ю» имевшие повышенный расход горючего, были сняты со снабжения 6-й армии. Кроме того, опасаясь повторения тацинского погрома, немецкое командование отдало 2 января приказ о передислокации бомбардировочных эскадр, оснащенных «хейнкелями-111» из Морозовской в Новочеркасск.
...
Одновременно с переносом авиабаз, подальше от линии фронта эвакуировались армейские склады. Еще с первого января полковник Бадер начал подготовку к перемещению тыловых подразделений в районы западнее Северского Донца. 5 января 1943 года армейской базой снабжения стал город Шахты, куда перебрался и штаб обер-квартирмейстера 6-й армии. До вечера 4 января только Морозовскую покинул 221 вагон различных грузов. Однако еще большее число запасов вывезти не успевали, и их пришлось уничтожать на месте. В это число попали 3000 тонн боеприпасов, 1500 тонн зерна и 540 тонн муки, 200 тонн мясных консервов и даже 12 тонн мармелада. Но самым удручающим для немцев было то, что советское наступление в Донбассе продолжало развиваться, и никто уже не мог поручиться за безопасность с таким трудом созданной новой сети тыловых баз.
Серьезное ухудшение общей обстановки на фронте, крушение планов на деблокаду «котла» потребовали от германского командования немедленного реагирования. Теплившаяся до двадцатых чисел декабря надежда, что «воздушный мост» временная мера до восстановления сухопутных коммуникаций, угасла вместе с последними раскатами «Зимней грозы». Теперь снабжение по воздуху окруженных войск должно было вестись в несравнимо больших объемах. Уже 27 декабря 1942 года Гитлер сообщил командующему Группой армий «Дон», генерал-фельдмаршалу Э. фон Манштейну, что «для транспортных целей» 4-му Воздушному флоту передается 220 самолетов Ju-52 и пятьдесят Не-111* [* - Еще две с небольшим транспортные авиагруппы поступали в распоряжение Авиационного командования «Дон»]. Сто «юнкерсов» прибывали из Африки, остальные – из Рейха и с других участков фронта. Теперь «пятьдесят вторые» базировались в Сальске, а «хейнкели» – в Ворошиловграде и Новочеркасске.
Кроме Ju-52, этих «рабочих лошадок» немецкой ВТА, и He-111, в начале января в «воздушном мосту» были задействованы самолеты из состава так называемой «Grossraumverband zbV290». Эта часть под руководством майора Виллерса состояла из трех отрядов, на вооружении которых находились Ju-90, Ju-290 и FW-200. В дополнение к этим «четырехмоторникам», четырнадцатого января в Запорожье прибыли десять Не-177 из находящейся в стадии формирования 50-й группы дальних бомбардировщиков (т.н. «Fernkampfggruppe 50»), командиром которой был майор Шеде. Самолеты майора Виллерса базировались в Сталино, а Не-177 в Запорожье. Кроме вышеперечисленной «экзотики» к вылетам в Сталинград приступили также «хейнкели-111» из состава бомбардировочных авиагрупп с опытными экипажами. Это были прибывшие с отдыха и пополнения соответственно 10 января и 31 декабря III./KG53 и III./KG55, а также III./KG4, снятая 10 января со снабжения Великих Лук по причине бесперспективности продолжения этой операции.
На крайний случай было предусмотрено использование грузовых планеров DFS-230 и Go-242. Предполагалось, что это позволит за один полет дополнительно доставлять в котел от 1,8 до шести тонн грузов. Впрочем, до планеров дело так не дошло.
...
Смог бы «воздушный мост» обеспечить армии Паулюса «режим выживания»? Наверное, смог бы. По крайней мере, до тех пор, пока в руках немцев находились аэродромы, позволявшие летать с них в «котел» Ju-52. Ведь худо-бедно, но до конца января транспортной авиации удавалось удерживать количество доставленных в Сталинград грузов на 100-тонной отметке.
...
Подытожим вышесказанное. «Воздушный мост» наведенный Люфтваффе в принципе не мог поддерживать боеспособность 6-й армии Вермахта на уровне, обеспечивающем ведение активных боевых действий. То есть после провала деблокирующего удара армия Паулюса была обречена. В тоже время, снабжение по воздуху могло на какое-то время обеспечить существование немецких войск в режиме выживания. Правда, как долго это могло продолжаться определялось бы уже не в германских, а в советских штабах. Что, в общем-то, в реальности и произошло. Хотя снабжение по воздуху окруженных войск было серьезно затруднено противодействием советской ПВО и действиями ударной авиации по немецким аэродромам, в целом эти потери не превышали возможностей Люфтваффе по восстановлению боеспособности частей транспортной авиации. Однако постоянная угроза со стороны наступавших частей Красной Армии не только приводила к существенным прямым и косвенным потерям Люфтваффе, но и могла (при более успешном для советских войск развитии событий) просто лишить германскую авиацию аэродромов, обеспечивающих саму возможность снабжения сталинградского «котла».
...

http://otvaga2004.ru/boyevoe-primenenie ... /#facebook
В Ставку Верховного Главнокомандования было доложено о захвате 300 самолетов непосредственно на аэродроме, железнодорожного состава с самолетами на станции, 50 орудий противника и других трофеев. В воспоминаниях В.М. Баданова указывается о захвате и уничтожении 350 германских самолетов различных марок, нескольких десятков авиамоторов, штабелях авиационных бомб и артиллерийских снарядов. «Мы смотрели на свои трофеи и думали, что если бы не захватили эти самолеты, не уничтожили базу, обеспечивающую снабжение войск Паулюса, то сколько бы еще полетело авиабомб, снарядов на наши танки, войска, на донские станицы и хутора, сколько бы погибло наших людей»21.
В исторической литературе данные о числе уничтоженных самолетов на аэродроме под станицей Тацинской сильно различаются. По оценке академика АМ Самсонова, среди трофеев «было свыше 300 самолетов, не успевших подняться с аэродрома или захваченных в железнодорожных эшелонах». Авторы академического труда по истории Великой Отечественной войны, увидевшего свет в конце 1990 -х гг. пишут о 431 самолете, уничтоженных 24 -м танковым корпусом в ходе десятидневного рейда.
По его оценке К. Типпельскирха в декабре под Сталинградом немцы потеряли 246 самолетов. Эти данные вполне согласуются с общим количеством самолетов, выделенных командованием люфтваффе для снабжения Сталинградской группировки войск. В распоряжении 8-го авиационного корпуса, отвечающего за снабжение 6 -й армии Паулюса, насчитывалось порядка 400 машин. При этом на 2 декабря 1942 г. потери транспортной авиации люфтваффе составили 36 самолетов.
В декабре под Сталинградом базировались 240 транспортных трехмоторных самолетов «Юнкерс -52», примерно 130 двухмоторных «Хенкель-111» и около 60 двухмоторных машин «Юнкерс -86». Самолеты «Хенкель-111» действовали в основном с аэродрома Морозовский, а «Юнкерсы» — с авиабазы под Тацинской. По оценке Г.Ф. Корнюхина, на аэродроме Тацинский было уничтожено 72 вражеских самолета различных марок.
Это очень внушительная цифра и выглядит она весьма убедительной. Пока шел бой, немецкие экипажи, взлетая под огнем, смогли спасти 122 машины: 106 — «Юнкерс - 52» и 16 — «Юнкерс-86» 27. В новейших публикациях российских историков приводятся и другие цифры. В частности, сообщается о поднявшихся в воздух утром 24 декабря с аэродрома Тацинский в течение 45 минут 124 -х «Юнкерс -52» и потерянных 60-ти транспортных самолетов. Эти сведения, с некоторыми уточнениями, подтверждаются немецкими авторами. Согласно данным К. Беккер, в канун Рождества из кутерьмы в Тацинской сумели уйти невредимыми 108 самолетов «Юнкерс -52» и 16 — «Юнкерс -86». Около шестидесяти самолетов, или треть от всего количества, пишет он, были потеряны, и, кроме того, почти все запасные части и ценное наземное оборудование остались в руках русских.
При любых разночтениях следует признать: рейд 24 -го танкового корпуса нарушил планы немецко-фашистского командования, а германской авиации был нанесен огромный ущерб.
Вспоминает генерал-фельдмаршал Э. фон Манштейн:
Мы потеряли аэродром в Тацинской и тем самым лишились возможности снабжать 6-ю армию

Тацинскую АвБ немцы так и не смогли восстановить.
Теперь взгляд из штаба 6А - И. Видер:
Русские ударные клинья продвигались также на запад от реки Чир, проламывая глубокие бреши в нашем фронте и угрожая северному флангу группы армий «Дон». Перехваченные радиограммы позволяли нам определить местонахождение русских танков и их продвижение. Кровь застывала в жилах при взгляде на карту. Наши ближайшие фронтовые аэродромы, откуда беспрестанно вылетали в наш «котел» транспортные самолеты, основные армейские базы в Тацинской и Морозовской, где размещались интендантские склады, находились походные лавки и громоздились целые горы мешков с неотправленной полевой почтой, превратились теперь в поле боя. ...Все наши ожидания и надежды рухнули, словно карточный домик»

Это рухнули надежды не рядового бойца, а штаба армии - сопротивление перестало иметь смысл (с точки зрения немецкого военного, защитники Брестской крепости об этом не задумывались, как и тысячи пограничников на своих заставах).
А теперь с небес на землю нашу грешную...
alexbir писал(а): с одной стороны, с другой стороны... в общем - "тут не всё так однозначно", скажу как офицер вермахта, дочь немецкого генерала...

Сан - Саныч, а покажи мне хоть один из эпизодов войны, где всё было бы просто и однозначно...
Помнишь, как наш незабвенный пан - Андрюсик распинался по поводу самой обороны Сталинграда, удержания блокадного Ленинграда и других городов, ратуя за ведение боёв вне населённых пунктов?
Ну, да, ладно - Бог с ним, с этим Андреасом...
В теме по потерям РККА в первый период Великой Отечественной войны тоже звучало - на кой ляд надо было проводить эти бессмысленные контратаки силами танковых и механизированных соединений, когда вермахт наступал? Мол, надо было обороной перемолоть клинья, а уж потом контратаковать и наступать...
Много чего было сказано...
Из фильмов предлагаю вспомнить три, основанных на реальных эпизодах войны: "Батальоны просят огня", "Корпус генерала Шубникова" и "Горячий снег".
Я специально остановился на этих фильмах потому, что в них отражена та немилосердная воля командиров, отправляющая солдат и офицеров практически на верную гибель, за которой стоит спасение тысяч других жизней и победа над врагом.
phpBB [video]

Золотые слова вложил режиссёр в уста Георгия Жженого.
Кстати, прообразом генерала стал именно Василий Маргелов, хотя с палкой по передовой ходил ещё и Чуйков, но тот ходил с суковатым дрыном (из рассказов моего отца), которым он мог приложить кой - кого поперёк хребтины...
В штаб 24-го танкового корпуса был выделен офицер штаба 3-го смешанного авиакорпуса со своими средствами связи и кодовой таблицей... мда... "наш ответ авианаводчикам в передовых подразделениях танковых дивизий вермахта"...

Ну, тут надо вспомнить, что именно тогда начали создавать авиационные армии, именно тогда начали налаживать тесное взаимодействие авиации с наземными частями.
Так что это был именно тот один из первых шагов, благодаря которым впоследствии наша авиация смогла гораздо эффективней прикрывать и поддерживать наши дальнейшие наступательные действия вплоть до Берлина и Праги.
Так что это не недостаток, а достоинство.
...В этот период в состав корпуса входили 4-я гвардейская , 54-я и 130-я танковые и 24-я мотострелковая бригады, 13-я инженерно-минная рота и 156-я подвижная ремонтная база. Для выполнения поставленной задачи корпус был усилен 658-м зенитным артиллерийским полком и 413-м отдельным гвардейским минометным дивизионом.
Каждая танковая бригада состояла из двух танковых и одного мотострелкового батальонов, нстребительно-протнвотанковой артиллерийской батареи и роты управления. В состав мотострелковой бригады входили три мотострелковых батальона, артиллерийский и зенитный артиллерийский дивизионы, минометная батарея и рота управления. Укомплектованность корпуса танками составляла почти 90 %, автотранспортом — 50 %, а личным составом — 70 %...из них вышло через линию фронта на 10й день операции около 30 танков и около 1 тыс человек личного состава. Из 10 тыс "до". Гудериан, Гёпнер, Гот, Клейст и Манштейн, собравшись в кружок, нервно закурили трясущимися руками, представив такие итоги своих прорывов летом 41го и 42го...

Тут имеются некоторые расхождения в твоих сведениях об укомплектованности корпуса.
Я так думаю, что стоит вернуться к тому моменту, когда 6 армию Паулюса полностью окружили, и разобрать рейд с учётом всей обстановки, сложившейся ко времени Тацинского рейда.
Хотя, это пусть другие называют наступательные действия корпуса рейдом, а у меня язык больше не повернётся такое сказать после изучения материалов.
Ох и задал ты, Саныч, мне задачку - пришлось в перекурах, перерывах между задачами МЧС и вызовами меня в качестве такси рыться не только в статьях и интернет-выкладках, но и лазить вплоть до материалов ЦАМО, имеющимся в доступе...
Да ещё и по гансовским потерям пошарить за тот период, дабы из всех материалов, что я цитирую, выложить только те, которые соответствуют показаниям сторон.
Начну не с процентной, а с численной укомплектованности.
24-ый Танковый Корпус был сформирован в ноябре 1942 года и в начале декабря прибыл в состав 1-ой Гвардейской Армии. В состав корпуса входили:
4-ая Гвардейская Танковая Бригада
54-ая Танковая Бригада
130-ая Танковая Бригада
24-ая Мотострелковая бригада
413-ый Отдельный Гвардейский Минометный Дивизион
658-ой Зенитно-Артиллерийский Полк
Всего в корпусе было 10 709 человек, 208 танков

(Архив МО оп.198712, д. 5).
Однако, это на момент окончания формирования корпуса, а по состоянию на 4 декабря 1942:
Численый состав:
04.12.1942 ЮЗФ 93 Т-34, 63 Т-70 161 ЦАМО РФ. ф. 38, оп. 11373, д. 150

Всего 156 танков, из которых треть - лёгкие Т-70.
Так что, это на момент формирования корпус был укомплектован на 90, а ко времени начала операции укомплектованность составляла не более 60%.
Кстати, обмолвлюсь в качестве лирического отступления - у немцев на тот момент в строю стояли PzKpfw III Ausf. H , Panzerkampfwagen III Ausf. E,
В конце октября 1942 г. 6 тд имела в своём составе 160 танков Pz. IV и 42 штурмовых орудий
Почему действия 24 ТК называют рейдом???
Рейд (англ. raid), указывается в энциклопедии, — это проникновение и боевые действия танковых, механизированных, кавалерийских соединений или партизан в тылу противника с целью уничтожения важных объектов, нарушения коммуникаций, расширения и поддержки партизанского движения и т.д. В данной ситуации советские войска вели непрерывные бои с арьергардом врага, находясь в отрыве от баз снабжения.
Это Шкуро и Мамонтов с Будённым могли совершать рейды по тылам друг-дружки, а тут из определяющих показателей под данный термин попадает только глубина прорыва. В остальном же - это наступление, прорыв, но никак не рейд, поскольку не было там никакого простора без опорных пунктов и позиций. Это не наскоки на продотряды и отдельные комендатуры со скромными гарнизончиками - это были полномасштабные наступательные действия с проламыванием обороны противника на всём протяжении прорыва. Да - оборона была не сплошная, а на основе опорных пунктов в населённых пунктах и вокруг них, но это была полноценная оборона с арт и авиаподдержкой.
Но вернусь к общей обстановке:
12 декабря войска группы армий «Дон» начинают операцию «Зимняя гроза» по вызволению окруженных войск. Немецкие войска наносили основной удар на котельниковском направлении. Развернулись ожесточенные сражения, высшего накала они достигли в районе хутора Верхне-Кумский. Танкам Г. Гота удалось пройти две трети пути до Сталин¬града, оставалось еще 35-40 км.

И, вот в этот самый момент, когда осталось протаранить нашу оборону на глубину суточной задачи, как говорят нонче в сети - что-то пошло не так...
Вот это что-то я и хочу разобрать.
Согласись, Саныч, что захват и уничтожение авиабаз - это было второй задачей операции "Малый Сатурн", а главной - был срыв наступательных действий Манштейна по деблокированию окружённой группировки в Сталинграде.
Ставка Верховного Главнокомандования ввела в сражение против танков Г. Гота резерв — 2-ю гв. А под командованием генерал-лейтенанта Р.Я. Малиновского.
Помнишь - "Танки, главное - выбить у него танки..."?
Командование Юго-Западного фронта планировало нанести главный удар силами 1-й и 3-й гвардейских армий по сходящимся направлениям на Тацинскую, Морозовский с целью окружения и уничтожения основных сил 8-й итальянской армии и оперативной группы «Холлидт».
Танковые корпуса стали главной ударной силой 1-й гвардейской армии под командованием генерал -лейтенанта В.Н. Кузнецова.
Я очень много рылся в материалах по Малому Сатурну.
Почти везде проходит, что 18 и 25 тк обеспечивали ввод в бой 24 тк.
Командование Юго-Западного фронта планировало нанести главный удар силами 1-й и 3-й гвардейских армий по сходящимся направлениям на Тацинскую, Морозовский с целью окружения и уничтожения основных сил 8-й итальянской армии и оперативной группы «Холлидт».
Танковые корпуса стали главной ударной силой 1-й гвардейской армии под командованием генерал -лейтенанта В.Н. Кузнецова. Роль своеобразного тарана отводилась 18-му и 25-му танковым корпусам, которыми соответственно командовали генерал - майоры Б.С. Бахаров и П.П. Павлов. Они должны были совместно с пехотой осуществить прорыв вражеской обороны, а затем во взаимодействии с войсками 3 -й гвардейской армии окружить главные силы 8-й итальянской армии на Среднем Дону. 17 -й танковый корпус (командир генерал -майор П.П. Полубояров) получил приказ наступать в направлении Кантемировки, Волошино. Особая роль отводилась 24 -й танковому корпусу генерал -майора В.М. Баданова. Его намечалось ввести в прорыв после преодоления обороны противника непосредственно за 18-м и 25-м танковыми корпусами для развития успеха в общем направлении на Тацинскую.

Хотя, в реальности оборону противника планировалось прорвать силами оборонявшихся частей из положения непосредственного соприкосновения, а все три танковых корпуса вводить в уже образовавшийся прорыв.
16 декабря 1942 года войска перешли в наступление. Эффективность артиллерии и авиации была низкой, ввиду густого тумана. Войска стран Оси оказывали ожесточённое сопротивление, в результате чего наступление развивалось медленно. Когда туман спал, авиация и артиллерия стали работать в полную силу, но добиться прорыва обороны даже на тактическую глубину не смогли, поэтому 17 декабря в действие были введены механизированные соединения танковых корпусов, в результате чего в тот же день тактическая зона обороны была прорвана. Советские войска продвинулись в глубь на 20-25 километров. 18 декабря немцы попытались остановить их продвижение, перебросив дополнительные силы авиации, пехоты и бронетехники.
И именно это обстоятельство впоследствии стало фатальным для 24 тк - 18 и 25 тк попросту не смогли после такого ввода в бой выполнить полностью поставленные перед ними задачи. Даже авиабазу в Морозовском они так и не смогли взять.
Кстати, именно она базировалась на двух аэродромах, а Тацинская имела один аэродром.
Ниже буду разбирать ход событий, там будет видно, что Тацинскую атаковали с трёх направлений, а следовательно, если бы там было два аэродрома, то они оба неминуемо попали бы под раздачу.
К выполнению задачи 24-й танковый корпус приступил 17 декабря 1942 г. В этот день части соединения переправились через Дон в районах Верхнего и Нижнего Мамона. За семь дней в зимних условиях, при бездорожье и сильно пересеченной местности танкисты преодолели более 200 км. Марши совершались в основном по ночам, чтобы избежать потерь от ударов германской авиации.

Тут немного не соглашусь с выкладкой - дорог было много, при чём, новых, проложенных немцами в различных направлениях, что затрудняло, а не помогало в продвижении частей корпуса - приходилось значительные силы выделять для ведения разведки, выставления постов регулирования и боковых заслонов.
очень эффективно действовала 130 -я танковая брига¬да под командованием подполковника С.К. Нестерова. Так, совершив ночной 40-километровый переход, утром 19 декабря бригада вышла к станице Маньково-Калитвенская. В ней находится сильный гарнизон врага. Батальоны бригады с ходу атаковали противника на окраинах станицы и связали его боем, что позволило другим соединениям корпуса ворваться в станицу с другой стороны и отрезать фашистам пути отхода. Гарнизон был полностью разгромлен. Танкисты захватили армейскую базу снабжения, а в ней богатые трофеи: склады инженерного и интендантского имущества, продовольствия, горюче-смазочных материалов, боеприпасов и оружия. Особенно ценным трофеем стали 300 исправных автомашин.

За ночь в тех условиях бригадой пройти 40 км - это уже показатель...
Армейская база снабжения...
склады инженерного и интендантского имущества - это значит, что сотни противотанковых и тысячи противопехотных мин не были выставлены перед нашими частями, километры колючей проволоки не размотаны на кольях перед немецкими позициями... А сколько мостов не наведено, сколько блиндажей и ДЗОТОВ не оборудовано благодаря этому??? Сколько оккупантов осталось на холоде и без дров???
А там ещё, оказывается были топливо, ГСМ, боеприпасы и продовольствие...
Смотрю на карты...

http://rkka.ru/maps/tv8.gif

https://img-fotki.yandex.ru/get/194492/84774810.64/0_e6716_7739ab87_orig
и прихожу к выводу - база снабжала части 8А италии, 3А румын и ТГ "Холлидт".
Советские танковые корпуса вышли на оперативный простор. Дальнейшее развитие событий грозило немец¬ко-фашистским войскам катастрофическими последствиями. Анализируя причины гибели сталинградской группы войск, немецкий историк К. Типпельскирх отмечает: «...Решающей причиной, которая заставила прекратить движение (танков Гота — В.Т.), был новый удар русских 16 декабря на Дону и предпринятое одновременно с ним наступление на слабые позиции у реки Чир. Вскоре на фронте зияла брешь шириной 100 км, которая оказала решающее влияние и на положение группы армий «Дон».

Тут надо вернуться к воспоминаниям самих немецких генералов, которые изначально даже не придали должного внимания на упорные попытки РККА биться лбом Чир...
Более того, по замыслу Манштейна
4 танковая армия должна была начать наступление основными силами из района Котельниково восточнее реки Дон. День начала наступления должен был быть указан дополнительно (предполагалось, что это будет не раньше 8 декабря). Ей предстояло прорвать фронт прикрытия противника, ударить в тыл или во фланг войскам, занимающим внутренний фронт окружения южнее или западнее Сталинграда, и разбить их.
Часть сил — 48 тк из состава группы Голлидта — должна была ударить в тыл войскам прикрытия противника с плацдарма на реках Дон и Чир в районе станицы Нижне-Чирская. На случай, если еще до начала наступления количество войск противника перед фронтом 4 танковой армии севернее Котельниково значительно возрастет или же если вновь возникнет критическая обстановка на фронте 4 румынской армии, прикрывавшей глубокий восточный фланг 4 танковой армии, приказом был предусмотрен следующий запасный вариант: танковые дивизии 4 танковой армии должны были быть срочно и скрытно для противника переброшены по западному берегу Дона на север, на донско-чирский плацдарм у Нижне-Чирской и наносить главный удар отсюда. Далее, было предусмотрено, что меньшая ударная группа из донско-чирского плацдарма должна была наносить удар западнее реки Дон на Калач с тем, чтобы разорвать здесь фронт противника и открыть 6 армии путь через Дон по мосту.

Однако, вскоре всё встало на свои места и Манштейн впоследствии стал говорить:
9 декабря атаки на фронте 6 армии, в которых противник понес большие потери, прекратились. Но, по-видимому, он уже начал высвобождать силы для отражения ударов, которые были предприняты нами с целью деблокирования 6 армии.
На Чирском фронте давление со стороны противника, наоборот, продолжалось с прежней силой, тогда как перед северным фронтом 4 танковой армии атаки противника после неудачи у Котельниково стали менее интенсивными.

Но это ещё до начала Малого Сатурна. Предпосылки к наступлению наших войск уже созданы, Манштейн занервничал...
Когда 20 декабря части немецкой группировки вышли к реке Мышкова (до окруженной группировки Паулюса оставалось 35-40 км), они встретили там части подошедшей 2-й гвардейской армии Сталинградского фронта. Немцы потеряли в боях уже до 230 танков и до 60% своей мотопехоты.
Чтобы дальше развивать наступление, надо было вводить резервы. У Гота из них оставалась лишь 6 тд., у Манштейна оставлась группа Холдит, но их пришлось развернуть против прорвавшихся русских частей на северном фланге. Промедли Манштейн с этим, то и Гот, и 8 итальянская, и 3 румынская оказались бы так же полностью окружёнными, а немецкий фронт зиял бы такой дырищей, что для её затыкания не хватило бы сил у всего вермахта вцелом.
В то время, когда еще только подходило к концу сосредоточение сил 57 тк в районе Котельниково для нанесения деблокирующего удара на восточном берегу Дона, противник 10 декабря вновь атакует большими силами наш фронт западнее Дона на нижнем течении реки Чир. Стало ясно, что не может быть уже и речи о высвобождении с этого участка 48 тк, с тем чтобы он наступал во взаимодействии с 57 тк с донско-чирского плацдарма.

...
В то время как 57 тк пытается добиться решающего успеха на восточном берегу Дона, противник удваивает свои усилия на западном берегу, чтобы разгромить наш фронт по реке Чир. Он, по-видимому, оценил значение удерживаемого нами плацдарма в углу, образуемом реками Дон и Чир, и находящегося там моста через Дон. Начиная с 12 декабря его массированные атаки направляются на этот плацдарм и мост через Дон. 14 декабря мы вынуждены оставить мост, предварительно взорвав его. 15 декабря становится ясным, что нам удастся продолжать бои на участке по нижнему течению реки Чир не дольше чем несколько дней.
Одновременно с этим вырисовывается новая угроза в районе большой излучины реки Дон. 15 декабря нами была обнаружена явная подготовка противника к наступлению перед левым флангом группы армий «Дон» и правым флангом группы армий «Б». 16 декабря здесь начались атаки противника небольшими силами на отдельных участках. Нельзя было еще определить, хотел ли он только прощупать наш фронт перед решающим наступлением с целью прорыва, как он это часто делал, или же он хотел только приковать наши силы к этому участку, чтобы не дать нам перебросить силы с этого фланга на восточный берег Дона. Однако радиоразведка установила наличие новой армии противника (3 гвардейская армия), что позволило сделать вывод о намерении противника предпринять глубокий прорыв с далеко идущей целью (захват, Ростова?).

...
На нижнем Чиру бои продолжались, хотя противнику и не удавалось прорвать наш фронт. Но зато на левом фланге группы армий намечается серьезнейший кризис. Противник начал здесь большое наступление против группы Голлидта и итальянской армии, образующей правое крыло группы армий «Б». В группе Голлидта румынские корпуса не в состоянии выдержать натиска. Сомнительно, удастся ли хотя бы немецким дивизиям отойти на указанный рубеж, сохранив в какой-то степени свою боеспособность, после того как они оказались брошенными своими союзниками на поле боя.
Еще хуже, если противнику с первого удара удастся разгромить итальянскую армию, вследствие чего фланг группы армий «Дон» окажется оголенным.

...
На следующий день, 19 декабря, мы, наконец, обрели надежду, что обстановка в ближайшие дни восточнее Дона будет развиваться так, что намеченная командованием группы армий совместная операция двух армий будет иметь успех и приведет к освобождению из окружения 6 армии.
57 тк в этот день имел значительный успех. Ему удалось преодолеть рубеж реки Аксай и продвинуться дальше на север до реки Мишкова. Его передовой отряд находился в 48 км от южного участка внутреннего фронта окружения сталинградского котла. Наступил момент, которого мы ожидали с тех пор, как приняли здесь командование, момент, когда приближение деблокирующих сил предоставило 6 армии возможность вырваться из окружения.

Генерал Паулюс доложил, что для его танков, из которых еще около 100 были пригодны к использованию, у него имеется горючего не более чем на 30 км хода. Следовательно, он сможет начать наступление только тогда, когда будут пополнены его запасы горючего или когда 4 танковая армия приблизится к фронту окружения на расстояние 30 км. Было ясно, что танки 6 армии — ее основная ударная сила — не смогут преодолеть расстояние до 4 танковой армии, составлявшее еще около 50 км, имея запас горючего только на 30 км.

И вот уже близок сладкий миг победы!!! Ещё каких-то 15 - 20 км... Ещё один рывок, ещё одна попытка,,,
Но...
Вечером 20 декабря обстановка в глубине за флангом группы Голлидта была совершенно неясна. Никто не знал, оказывают ли еще где-либо сопротивление итальянцы, которые раньше были соседями группы. Повсюду в тылу группы Голлидта были обнаружены передовые отряды танков противника, они достигли даже уже важной переправы через реку Донец у города Каменск-Шахтинский.
В течение двух последующих дней обстановка на участке группы Голлидта все больше обострялась. Фронт ее был прорван, а танковые силы противника, имевшие полную свободу действий в полосе, где Советы смели со своего пути итальянскую армию, угрожали ее ничем не прикрытому флангу и тылу. Вскоре эта угроза должна была сказаться и на положении 3 румынской армии.
Группа Голлидта должна была прежде всего попытаться создать, насколько это окажется возможным, новую оборону, примерно на одной линии с 3 румынской армией, чтобы [384] прикрыть ее фланг и защитить крайне необходимые для снабжения 6 армии аэродромы в Морозовском и Тацинской. Далее, необходимо было всеми силами стремиться к тому, чтобы удержать за собой важные переправы через Донец у Форхштадта (Белая Калитва) и Каменска-Шахтинского.

Вобщем, как говорят американскиефизики - самое страшное слово в ядерной физике - это "Упс...".
В нашем русском языке аналогом его могут быть - Ой, или вопль, как при ударе молотком по пальцу - "Б-дь!"
три танковых и механизированных корпуса противника прорвались через брешь, образовавшуюся после разгрома итальянцев и 7 румынской пд. [385] Два из этих корпусов (25 тк и 50 мех. корпус) уже приближались к авиабазам Морозовского и Тацинской, имевшим решающее значение для снабжения 6 армии. Один из них (8тк ) стоял в тылу войск группы Голлидта, продолжавших вести бои на среднем и верхнем Чиру.

Вот и пришло время материться...
23 декабря, во второй половине дня, командование группы армий вынуждено было, наконец, с тяжелым сердцем решиться на то, чтобы выправить более чем угрожающее положение на своем левом фланге путем переброски туда необходимых сил. Оно приказало 3 румынской армии, державшей фронт по нижнему течению реки Чир, высвободить со своего участка штаб 48 тк с 11 тд, чтобы с их помощью восстановить положение на западном фланге. Вместо этого 4 танковая армия должна была отдать одну танковую дивизию для занятия обороны на нижнем Чиру, так как без этого удержать этот фронт было бы абсолютно невозможно. Уже следующий день [386] показал, как необходимо было это решение. Мы потеряли аэродром в Тацинской и тем самым лишились возможности снабжать 6 армию. Только 28 декабря удалось вновь отбить этот аэродром.

Представляю себе, как Манштейн мечется из угла в угол и постоянно поминает женщину лёгкого поведения...
Но всё было далеко от юмора. По состоянию на 17.00 Баданов доложил в штаб фронта, «Тацинская полностью очищена от противника. В строю 58 танков: 39 Т-34, 19 Т-70. Обеспеченность горючим и боезапасами: дизельное топливо – 0,2 заправки, бензин 1-го сорта – 2, бензин 2-го сорта – 2, боезапасы – 0,5 боекомплекта. Корпус занял круговую оборону. Пехоту и танки, врываем в землю. (Архив МО оп.198712, д. 5»).
Согласись, что, если ко времени выхода корпуса на рубеж выполнения задачи в строю из 156 танков осталось лишь 58 (одна треть), то это отнюдь не показатели рейдовых действий по тыловым коммуникациям противника.
И из этих 58 танков вышли к своим войскам около 30.
А вот это уже показатель, когда при ведении боя по прорыву из окружения смогли вырваться почти три четверти (потери менее 25 процентов техники)...

Ведь посмотри - что было у противника в районе только одной Тацинской?
24 декабря на аэродром отошли немецкие части из Скосырской. Они доложили, что русские танки в 20 км от аэродрома. Генерал Фибиг связался со штабом Группы Армий «Дон» и доложил обстановку. Ему было приказано продолжать снабжение Сталинграда до самой последней минуты (за 15 минут до штурма в Сталинград взлетели 8 Ю-52). Одновременно из состава 11-ой Танковой дивизии была выделена боевая группа «Унрейн» (22 танка, 6 самоходных орудий, 350 пехотинцев), и быстрым маршем направлена в район Тацинской. На следующий день из состава 6-ой Танковой дивизии сформирована боевая группа «Пфайфер» (11 танков, 400 человек) и так же направлена к Тацинской.
На аэродроме находилось 6 зенитных орудий, которые поставили на прямую наводку. Так же Фибиг набрал около 200 человек занявших оборону по периметру аэродрома. Экипажи самолетов приведены в повышенную готовность.

«В Тацинской размещалась фронтовая база противника, — вспоминает В.М. Баданов. — Здесь были склады: продовольственные, артиллерийские, технические, горючего."
Это не только снабжение Паулюса - это снабжение всей группировки, в том числе и деблокирующей...
Теперь о твоём высказывании
Танкисты захватили 300 исправных автомашин, которые генерал В. М. Баданов распорядился передать в основном 24-й мотострелковой бригаде
и оставил мотопехотную бригаду на месте.

Нет, Саныч, тут тоже немного заблуждаешься - он не оставил её, а бригада не смогла выти своевремнно вслед за танковыми бригадами, более того, Баданову пришлось её растянуть - часть сил бросить на обеспечение коммуникаций, а хотя часть сил, но использовать совместно с танковыми бригадами.
2-й батальон 130-й танковой бригады в период боя за Маньково-Калитвенскую должен был захватить станцию Чертково, но, встретив организованное сопротивление неприятеля, перешел к обороне. Связав фашистов боем, он лишил их возможности оказать помощь гарнизону в Маньково—Калитвенской.
ну то есть, в переводе - станцию с ходу захватить батальону не удалось.
А что тут удивительного?
1. Основной целью бригады была именно Маньково-Калитвенская, на которыую сосредоточены были главные силы бригады.
2. Станция тоже не являлась просто рельсами и перроном - это был узел обороны. Более того - со станции могли ещё и нам в тыл ударить. Так что Баданов правильно поступил сковав немцев на самой станции.

24-ю мотстрелковую бригаду генерал В. М. Баданов оставил в Маньково - Калитвенской для обеспечения тылов.

а через день всё же плюнул на обеспечение тылов, и сдёрнул её таки в Тацинскую к танковому кулаку. Бо для занятия устойчивой обороны - пехоты и артиллерии в достаточном количестве практически не имел.
Не всю бригаду, а тылы и один батальон.
Баданов потом вспоминал:
И во мне боролись два чувства: я сознавал, что необходимо после боя привести в порядок материальную часть, заправить ее, пополнить боеприпасы, вместе с тем накормить людей и дать им отдых. В то же время обстановка требовала идти немедленно на выполнение задачи, не дожидаясь подхода 24 -й мех. бригады»

Ты говоришь:
Кстати, выйдя в поля - мотострелки попали под удар контратакующих немецких танков и подвижных групп "казаков", и к Тацинской естественно не дошли. Погибнув практически полностью.

Под удар попали тылы 24 бригады.
Кстати, казаки - это не итальянцы с румынами - они дрались с ожесточённость обречённых. Казаки знали, что в отличии от мадьяр, итальянцев и даже немцев, им пощады не будет.
Это рейд "Билет в один конец". В японском стиле. Два танковых корпуса (2 танковых дивизии, в пересчёте на обычный штат немецкой танковой образца лета 43го), частично выполнив боевую задачу, практически полностью погибли, сведясь по выходу из рейда практически в танковый батальон и пару батальонов пешего состава. Вся приданная матчасть потеряна практически полностью. Такая вот обратная сторона "темпы! темпы! темпы" в сочетании 2 боекомплектов/заправок и 5 сутодач, 50% обеспечения транспортом, существенной недооценки возможностей противника и полного отсутствия у командования (реально) внятного плана операции по исходу 5 суток. Решение командования фронта и Ставки на удержание Тацинской после захвата - это чистейший "размен".

Ну, и сравни и сопоставь:
Накануне рейда в 24-м танковом корпусе числилось 10 709 человек, а из окружения вышло 927 человек. Войска противника потеряли в действиях против самого 24 тк и только живой силы - убитыми только 11 292 человек, пленными — 4 76940.
Помимо этого подбито 84 танка (преимущественно РZ-IVf), уничтожено 106 орудий
Потери 24 тк - почти 10 тысяч. Потери противника - почти 16 тысяч... И это при ведении наступления, когда по идее всё должно быть с точностью до наоборот. И ты говоришь - Это размен?
Ватутин постоянно торопил командиров 25 Тн.Кр., и 1 Гв.Мех.Кр., требуя от них продвижения к Тацинской. Но оба корпуса плотно завязли в 25 км от Тацинской.
К несчастью, да - не смогли ни 18, ни 25, ни 1гв. тк пробиться к 24 тк. По сути - корпус погиб, но получается так, что именно только он один и смог выполнить полностью поставленную задачу и выйти на указанные рубежи. Гибель 24 тк стала результатом того, что остальные не смогли выйти на указанные рубежи. А корни этого лежат ещё в самом начале операции, когда танковые корпуса вынуждены были рвать Чирского фронта вместо ввода в уже готовый прорыв.
Подведу итоги:
- это натсупление и практически гибель танкового корпуса не позволили немцам нарастить усилия группы Гота для деблокирования 6А, более того, они вынудили забрать у него последние резервы, предназначенные для этого, ведь
В 11 часов утра 25 декабря к Сысовеской подошла боевая группа «Унрейн» атаковала ее и с ходу овладела станицей. Находящиеся там тыловые части 24-го Танкового корпуса вместе с ремонтирующимися танками были уничтожены. В 13 00 немцы попытались атаковать Тацинскую, но, потеряв 5 танков отошли на исходные позиции. Постепенно в район Тацинской стали прибывать различные немецкие части (тыловые подразделения, наземный персонал Люфтваффе, школа Унтер-офицеров, казачьи подразделения). Они стали блокировать район Тацинской.

и
6-ой танковой дивизии надлежало контратаковать русских севернее станицы Тацинской, закрыть брешь в линии фронта и отрезать пути отхода прорвавшемуся гвардейскому танковому корпусу. 11-й танковой дивизии поручалось уничтожить отрезанные русские войска.

А у Гота кроме 6 тд больше танков практически не оставалось - во всех наступавших частях оставалось около 40 танков. Единственной надеждой Паулюса оставалась именно 6 тд, да группа Холидта... (Не судьба...)
- немцы вынуждены отойти на новые рубежи, поскольку создалась угроза окружения.
Разгромлены румынская и итальянская армии.
- ликвидирована практически полностью возможность снабжения окружённой группировки Паулюса.
Вот она - цена "размена".
А теперь в сети ещё гуляет и такая точка зрения, что
Отказ от операции «Сатурн» был КРУПНЕЙШЕЙ за всю войну ошибкой советского командования. Скажем больше: ошибкой непростительной.

Хм, интересно, а эти аналитики вообще что-нибудь знают о том, что нас даже на выполнение задач Малого Сатурна не хватило?
Да, Манштейн и сам говорит, что мы упустили свой шанс ещё в начале декабря растерзать его оборону, но и он тоже не знал, что у нас на это попросту не было сил.
Наш народ не сотрёшь в порошок,
Его можно стереть только в порох

(Ильяс Аутов)
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 8597
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: О роли боевого опыта прошлых войн.

Сообщение Dvu.ru-shnik » 01 мар 2017, 20:23

Итоги Среднедонской операции:
В результате успешно проведённой советскими войсками Среднедонской операции был прорван вражеский фронт шириной до 340 километров. Были разгромлены 5 итальянских, 5 румынских и 1 немецкая дивизии, а также 3 итальянские бригады. Понесли тяжёлые потери 4 пехотных и 2 танковых немецких дивизии. Советскими войсками были захвачены около 60 тысяч пленных, почти 2000 орудий, 176 танков, около 370 самолётов. В результате наступления силы, задействованные в операции, продвинулись в тыл группы армий «Дон», в результате чего немцам пришлось отказаться от дальнейших планов по деблокированию 6-й армии Паулюса.
Наш народ не сотрёшь в порошок,
Его можно стереть только в порох

(Ильяс Аутов)
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 8597
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: О роли боевого опыта прошлых войн.

Сообщение alexbir » 03 мар 2017, 04:52

Dvu.ru-shnik писал(а):И всё же снова к теме...
...И это даже хорошо, что хомяк заморил червячка - он сподвиг меня немного глубже вспахать пласты информации по операции "Малый Сатурн".
я нимношка в растрепанных чувствах, на масштабное боевое действие пока не тяну. Но, навскидку гахнуть с плеча с граника - почему б и нет:

В Ставку Верховного Главнокомандования было доложено о захвате 300 самолетов непосредственно на аэродроме, железнодорожного состава с самолетами на станции, 50 орудий противника и других трофеев. В воспоминаниях В.М. Баданова указывается о захвате и уничтожении 350 германских самолетов различных марок, нескольких десятков авиамоторов, штабелях авиационных бомб и артиллерийских снарядов.

слегонца Баданов завысил потери противника (и свой успех) примерно в 5 раз. До коэффициента Пи=10 не дотянул. Слабак :mrgreen:

Ну, тут надо вспомнить, что именно тогда начали создавать авиационные армии, именно тогда начали налаживать тесное взаимодействие авиации с наземными частями. Так что это был именно тот один из первых шагов...
немцы авианаводчиков выделяли в батальоны, в передовую ротную боевую группу. Наш "офицер связи с ВВС" выделился в штаб корпуса. Существенное различие.

По состоянию на 17.00 Баданов доложил в штаб фронта, «Тацинская полностью очищена от противника. В строю 58 танков: 39 Т-34, 19 Т-70. Обеспеченность горючим и боезапасами: дизельное топливо – 0,2 заправки, бензин 1-го сорта – 2, бензин 2-го сорта – 2, боезапасы – 0,5 боекомплекта. Корпус занял круговую оборону. Пехоту и танки, врываем в землю. (Архив МО оп.198712, д. 5»).
Согласись, что, если ко времени выхода корпуса на рубеж выполнения задачи в строю из 156 танков осталось лишь 58 (одна треть), то это отнюдь не показатели рейдовых действий по тыловым коммуникациям противника.
И из этих 58 танков вышли к своим войскам около 30.
А вот это уже показатель, когда при ведении боя по прорыву из окружения смогли вырваться почти три четверти (потери менее 25 процентов техники)...
я, 1) не понял, каким образом то, что по достижении рубежа цели в строю осталось треть танков - не показатель рейдовых действий.
2) каким образом 30 из 58 - это ближе к три четверти, а не к половине.
Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 5639
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59

Re: О роли боевого опыта прошлых войн.

Сообщение Dvu.ru-shnik » 03 мар 2017, 11:06

Да, Саныч, с процентовкой по 30 и 58 танков - это я второпях лопухнулся, что, однако, не меняет сути.
По докладу об уничтоженных самолётах - я подробно разобрал все цыфры.
Кстати, 300 могло появиться в донесениях с учётом тех самолётов, которые были захвачены и уничтожены, как на аэродроме (и и справные, и неисправные - кто там разбирался... не до того было - их просто расстреливали и давили), так и на станции (на платформах захваченных эшелонов - эти самолёты почему-то фигурируют в описаниях эпизодов, но никогда не проходят в разборе потерь люфтваффе).
Все стараются снизить количество самолётов, уничтоженных нашими в Тацинской, может поэтому прибывшие, но собранные самолёты стараются не учитывать?
Авторы академического труда по истории Великой Отечественной войны, увидевшего свет в конце 1990 -х гг. пишут о 431 самолете, уничтоженных 24 -м танковым корпусом в ходе десятидневного рейда.
По его оценке К. Типпельскирха в декабре под Сталинградом немцы потеряли 246 самолетов. Эти данные вполне согласуются с общим количеством самолетов, выделенных командованием люфтваффе для снабжения Сталинградской группировки войск. В распоряжении 8-го авиационного корпуса, отвечающего за снабжение 6 -й армии Паулюса, насчитывалось порядка 400 машин. При этом на 2 декабря 1942 г. потери транспортной авиации люфтваффе составили 36 самолетов.
В декабре под Сталинградом базировались 240 транспортных трехмоторных самолетов «Юнкерс -52», примерно 130 двухмоторных «Хенкель-111» и около 60 двухмоторных машин «Юнкерс -86». Самолеты «Хенкель-111» действовали в основном с аэродрома Морозовский, а «Юнкерсы» — с авиабазы под Тацинской. По оценке Г.Ф. Корнюхина, на аэродроме Тацинский было уничтожено 72 вражеских самолета различных марок.

Я бы немного уточнил - даже если и было уничтожено 72 исправных и боеготовых самолёта - это очень много.
Даже если из 400 машин Ю-52 насчитывавшихся в составе группировки - это общая численност, а треть была неисправной, то стоя на земле или будучи на платформах, эта треть вполне могла попасть под огонь и гусеницы танков.
Будем считать, что Бадановцы уничтожили 72 боеготовых и некоторое количество ремонтирующеихся и прибывших по ж/д самолётов противника.
Да, немцы выделяли ПАНов в передовые батальоны. Они с этой структурой организации взаимодействия, отработанной ещё в 1939 году уже пришли к нам. Мы ещё только начали перестраивать свою систему. В дальнейшем у нас ПАНы дойдут до уровня дивий и бригад. И только ещё позднее (в совремеености) станут обязательными в батальонах, рейдовых ротах и даже в разведгруппах (взвод).
Наш народ не сотрёшь в порошок,
Его можно стереть только в порох

(Ильяс Аутов)
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 8597
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: О роли боевого опыта прошлых войн.

Сообщение старый лис » 04 мар 2017, 05:00

Почему у нас так любят немецкие потери занижать , а советские завышать? Цифра в 350 уничтоженных самолетов более чем реальна , а 431 вполне возможна , а 72 машины это только достоверно уничтоженные Ю-52 на аэродроме, все сомнения высосаны из пальца "по оценкам" "анал литиков", а донесение Баданова документ , и я не вижу причин ему не доверять. Хотя это же не Рудель побивающий сотни наших танков , и не Хартман сбивающий по мановению руки сотни наших самолетов ,и им мы верим исключительно на их честное немецко фашистское слово
старый лис
 
Сообщения: 327
Зарегистрирован: 21 июл 2016, 01:30

Re: О роли боевого опыта прошлых войн.

Сообщение старый лис » 04 мар 2017, 05:18

Вот текст телеграммы, отправленной обер-квартирмейстером Группы армий «Север» командованию 16-й армии:

«Командование Группы армий “Север” считает необходимым выделить для снабжения воздушным путем 2-го армейского корпуса транспортный тоннаж в объеме, гарантирующем доставку трехсот тонн грузов ежедневно.

Исходные данные:

A) Находится на снабжении 92 тысячи человек и 21 тысяча лошадей.

Мортир 210-мм — девять, 100-мм пушек—восемь, тяжелых полевых гаубиц — 72, легких полевых гаубиц—двести.

B) Суточная потребность: Продовольствие —144,8 тонн. Боеприпасы —125 тонн. Горючее — 30 кубометров.

В) Привлекаемый состав транспортной авиации: 30 кубометров (горючего) = 15 вылетов “Юнкерс-52 “; 269,8 тонн = около 150 вылетов “Юнкерс-52”. Таким образом, при условии выполнения каждым самолетом двух рейсов достаточно иметь 83 “Юнкерса-52”»{45}.[7]

У авиаторов были на этот счет свои соображения. По расчетам, выполненным штабом «Командования транспортной авиацией» (LuftTransportFuhrer, сокращенно — LTF), эту задачу могли решить около пятисот машин типа Ju-52. Расчеты принимали во внимание такие параметры, как реальное техническое состояние привлекаемой материальной части, зимние условия эксплуатации и возможности наземных служб по обеспечению полетов. С учетом всех условий получалось, что в строю одновременно может находиться не более 30% от списочного парка (т.е. 150 машин). Каждый самолет мог за один рейс перевезти две тонны груза, что в итоге давало искомые 300 тонн
Прошу заметить , что по данным немецких авиаторов ТОЛЬКО 30% машин от списочеого состава могут быть боеготовы
старый лис
 
Сообщения: 327
Зарегистрирован: 21 июл 2016, 01:30

Пред.След.

Вернуться в Военная история

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6