Наследие СССР. "ПРИНЦИП КАЛИГУЛЫ"

Темы по военной истории

Наследие СССР. "ПРИНЦИП КАЛИГУЛЫ"

Сообщение EvMitkov » 05 янв 2015, 17:15

Доброго времени суток всем.
И - доброго времени. Доброго нового, 2015-го года.


Действительно - ДОБРОГО. Какими они будут - новый 2015 год, и НОВОЙ сегодня для всей страны, для России, для нашей Родины - мирными или грозными, покажет время. Сможем ли уже не только мы, но и наши дети, воспитанные нами - ответить на вызовы нового времени, как отвечали наши отцы и деды...
Думаю и ВЕРЮ, что сможем.
Иначе нам всем просто кильдым. В том числе и банально физический, сегодня попросту не остается иного выхода.
Сможем ли мы снова стать теми "русскими", которых уважал и боялся весь мир?

...Тема эта задумывалась мною - давно. Пожалуй, где-то в подсосзнании - с того мамого момента, когда появилась возможность иметь дома компьютер и выходить в сеть. Информационное поле, расширенное новыми технологиями открывает совершенно иные возможности и по сбору информации, и по ее хранению, и - по работе с этой инфой.
Много было вариантов названия этой темы - от "Позабыто и заброшено" до "Империя - призрак"
В разные годы, еще до организации наших "Псов", я писал какие-то разрозненные статьи, выкладывал их на разные ресурсы - и каждый раз обрывал.
Слишком БОЛЬНО было не только писать обо всем этом, но даже думать.
Полагаю, каждый человек, прошедший становление в эпоху СССР и отдавший часть жизни "государевой службе", поймет меня и разделит эти чувства. Просто - БОЛЬНО и ГОРЬКО.
Когда попадаешь в те места, где когда-то служил, на те объекты, в которые вбит труд и души тысячь людей, благодаря которым мы и сохраням до сих пор нашу независимость, реальную, а не мнимую! - и видишь: ВО ЧТО эти объекты превратились сейчас, сегодня...
Это - не передать словами. Это нужно не просто почувствовать,но и пережить.
Как переживалсь это в той же Балаклаве.
http://www.dogswar.ru/armii-mira/vooryj ... -825-.html
На Медведь-Горе или на "Алсу". В подзелельях под Новочеркасском...
Но о Крыме, о моем родном Севастополе - я еще буду говорить, мне есть, что сказать.

Повторюсь: я много лет лет собираю материалы. Да впрочем - они сами собираются. Из переписок с друзьями, из своих поездок. Пытаюсь говорить обо всем этом. И каждый раз - отступаюсь. Слишком велика тема. Слишком велика боль.

Но сегодня время отступления - кончилось. За Россией для нас земли - НЕТ. Сегодня снова терпко и отчетливо пахнет войной, БОЛЬШОЙ войной. И сегодня - за нашими спинами уже не только Москва - за нашими спинами - СТРАНА.
Идля того, чтобы перестать отходить, отступать - нужно снова зацепиться, повернуться к врагу - да и к самим себе! - ЛИЦОМ. И зацепиться: сначала - одним пальцем, затем всей рукой, врыться в землю, , и ДЕРЖАТЬСЯ, не смотря ни на что.
Это могли наши деды. Могли - наши отцы и матери. Могли и мы, правда, не все. Теперь - снова наш черед.

Никакая "заграница" нам никогда не поможет. Мы - можем рассчитывать только на себя. Так было, так есть и так будет. Только так и никак иначе.

Крайним толчком , давшим мне пинка для открытия у нас в Кают-Кампании этой темы, послужило мною же выложенное вчера в теме нашего Андрея Васильева "Ядерное оружие" интервью-беседа с Е.И.Микериным об "атомной отрасли", о тайнах ee зарождения в нашей стране, которая как нельзя лучше демонстрирует подвиг его поколения.
Это - тут
viewtopic.php?f=11&p=39555#p39555
Я частично, без вырыва из контекста, отрепетую здесь:

- 1957 год. Уже работают мощные реакторы…


- И всего один радиохимический завод.

- Но второй уже строится…

- Да, он будет пущен в 59-м . Позже, чем планировали. Задержка случилась из-за аварии. Следует помнить, что в 57 году радиохимия была только на «Маяке». В Сибири аналогичные производства появились позже, пока был всего лишь один завод. Реакторы вырабатывали плутония гораздо больше, чем мог переработать наш завод. В 1952 году появилось задание на разработку нового завода. В 55-м приступили к его строительству. В 53-м я получил хроническую лучевую болезнь, мне надо было уходить, но я остался на заводе – просто некем было заменить. Когда же началось строительство нового предприятия, меня перевели туда. Аварию 57-го года я встретил там. Мы готовились к тому, чтобы пустить первую нитку на заводе. Это было длинное-длинное пятьсотметровое здание, в котором осуществлялась полная автоматизация процессов. Стояло две задачи: во-первых, резко увеличить производительность завода, и, во-вторых, обеспечить безопасность персонала. Эти задачи были реализованы уже на стадии проектирования и строительства.

Однажды, 29 сентября 1957 года, в воскресный день, вдруг все услышали мощный хлопок. Через несколько минут у меня в доме раздается звонок. Дежурный говорит, что мне надо ехать на завод. Приехали. Ни одного человека уже на площадке не было. Строители и монтажники стремительно покинули ее. Валялись костюмы, штаны, ботинки. Оказывается, они получили приказ сбросить все лишнее и бежать в сторону большой дороги. Других команд не было. От места взрыва новый завод находился в 500 метрах, и черная туча накрыла его. Нас засыпало радиоактивным пеплом, землей, кусками бетона и железа. Нас было пять человек в тот вечер на заводе. Радиационную ситуацию не знали. Наконец, появились дозиметристы. Фон был огромный, и мы поняли, что положение чрезвычайно сложное.

- Накрыло и город?

- К счастью, нет. Выброс прошел в стороне, лишь малым краешком задев КП-2, куда приезжали из Свердловска, и новые кварталы города. Все остальное загрязнение шло от техники и одежды людей, которые приезжали с промышленной площадки.

- Правда ли, что в первые часы шла речь о закрытии производства и эвакуации всего города?

- Такое предложение возникло утром 30 сентября, пока не были известны все последствия аварии. Тогда еще не владели ситуацией и не очень понимали, что происходит. Вечером в воскресенье уже была создана рабочая комиссия. Ее возглавил Николай Николаевич Семенов (в ту пору он был заместителем главного инженера, потом стал директором комбината). Целый день мы вели измерения по разным направлениям. Новый завод мы строили на чистом месте, а к вечеру 29 сентября оно оказалось одним из самых загрязненных.

Медики высказались за закрытие города и предприятия в целом. Могу сразу сказать, их предложение даже не обсуждалось. Все понимали, что такое невозможно – страна осталась бы без ядерного оружия. Все директора заводов были единодушны: справимся своими силами.

Это была первая крупная авария. Припять и Чернобыль случились много позже. Кстати, я считаю, зона, конечно, нужна в Чернобыле, но город Припять вполне можно было очистить и спасти. Если бы начать работы по дезактивации с самого начала, но прежде – принять такое решение. Как это было сделано в 57 году в Озёрске. Тогда работа планировалась четко, потому и удалось в довольно короткий срок обезопасить территорию.

Но это мое личное мнение…

- Почему же этот опыт не использовался в Чернобыле?


- По согласованию с Москвой, или даже по указанию, оттуда все работы проходили под грифом «сов. секретно». Мы дали подписку о неразглашении, посторонние люди к работам на территории комбината не привлекались. До конца 80-х годов гриф секретности не снимался, он действовал. Это и не позволило в полной мере использовать опят ликвидации аварии на «Маяке» в Чернобыле.

- После «Маяка» был еще один, не менее легендарный Объект – я имею в виду «Красноярск-26».

- Количество реакторов и радиохимических заводов рассчитывалось таким образом, чтобы выпускать достаточное количество ядерных боеприпасов. С этой точки зрения появление комплекса под Красноярском оправдано. Однако никаких документов о том, кому пришло в голову влезать в гору, не сохранилось. Можно предполагать, почему именно было принято решение все создавать под землей. Было уже известно на примере Хиросимы и Нагасаки, насколько велика мощь атомного оружия. Именно это и определило судьбу проекта. Надо было построить такой завод, который был бы защищен от прямого ядерного удара. Большое впечатление произвели на руководство, в частности, на Берию, подземные заводы ракет ФАУ в Германии. В отрогах Саянских гор в Красноярском крае и была выбрана площадка для столь необычного строительства.

Я туда попал в 1965 году, уже отработав четыре года главным инженером на заводе в Челябинске-40 и, как идеолог этой реконструкции, будучи награжденным орденом Ленина. Тогда-то меня и решили перебросить в Красноярск.

Спустились с директором комбината Мешковым впервые в шахту. Вода, вагонетки с породой снуют туда-сюда, провода свисают. Был декабрь. Рабочие идут под землю в сапогах. Холодно, сыро, мрачно… В общем, привычная картина шахты для того времени. Там работали три реактора - подземная атомная станция. А что характерно для атомщиков? Чистота и порядок на объекте… Вот и начали мы постепенно превращать шахту в уникальное сооружение, равного которому в мире не было… Но полностью реализовать свои идеи не удалось, так как потом Мешков был отозван в Москву и назначен начальником управления, а я сменил его на посту директора. И тут я уже начал заниматься не только шахтой, но и городом. Он получился самым красивым из всех десяти закрытых городов Средмаша. Это общепринятое мнение.

Красноярск-26 - уникальное сооружение. Однажды министр Ефим Павлович Славский, все осмотрев, сказал: «как метро, даже лучше, чем московское метро!» Конечно, он несколько преувеличил , тем не менее сравнение имеет право на существование… Работать стало не только интересно, но и приятно…

- Но теперь все, что сделано под землей, оказалось ненужным?

- В атомной промышленности всегда существует проблема: а что потом, когда объект прекращает работу? В Железногорске – это проблема «Горы», как позже начали называть шахту. По своим масштабам «Гора» была больше, чем московское метро в то время. Она требует постоянного обслуживания – откачки воды, вентиляции. Необходимо освещение. И так далее. Три реактора остановлены. Демонтировано все, что можно. Остальное оборудование нужно захоранивать. Будут делаться своего рода саркофаги.

- А как использовать выработки? Или «Гора» умрет?

- Там есть две выработки пустые. На других комбинатах в радиохимических производствах по четыре нитки, а там только две. Стоят громадные выработки. Горняки утверждают, что в мире никто таких выработок не делал. Это 60 метров высотой и 500 метров длиной. Представляете?! Горные выработки имеют одну особенность. Она даже выглядит фантастической. Выработка «сжимается». Порода старается ликвидировать свою рану. Обрушение следует предотвращать.

- И что теперь делать в «Горе»?

- Может быть, музей? Есть и такое предложение… Сейчас там размещается производство МОКС-топлива, которое необходимо для реакторов на быстрых нейтронах. Но об использовании «Горы» нужно думать – необходимы свежие идеи и проекты…

- Такое ведомство, как советский Средмаш нужно современной России?

- При рыночной экономике такого мощного ведомства создать невозможно. Средмаш выполнил свою роль, осуществив «Атомный проект СССР». Мне кажется, что он вместе с Советским Союзом остался в прошлом. Сейчас развитие атомной энергетики в России некоторые называют «Атомным проектом № 2». Это неправильно. После войны «Атомный проект» реализовывала вся страна. Да, нищая, да, обескровленная, но могучая своими людьми…


И для того, чтобы держаться и УДЕРЖАТЬСЯ сегодня нам на наших позициях и буть изготовленными к тому, чтобы ОТБИТЬ у врага, все то, что мы потеряли - нужно ПОНИТЬ и УВИДЕТЬ, хотя бы на фото! - ЧТО мы посмели потерять и сдать.
Променяв это все на либераль-мечты 90-х, на тогдашние пряники нынешних аналогов г-жи Нуланд.

Тема - задумана мное, как большая и сквозная. Прикрывать ее буду только если потребуется не прерывать связность выкладок материала в разрыве по нескольким постам.
И сразу, заранее благодарю тут, в самом начале, всех наших, Дмитрия Владимировича Гринюка, Сергея-Гришу, нашу Аллочку и остальных, которые присылали мне материалы - и крайне надеюсь на то, что эта тема станет для них тоже - "своей".

Ну, а тем, кто помоложе - чтобы добавить позитива :mrgreen:



С уважением ко всем, майор Морской пехоты в запасе
Евгений Митьков
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14763
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Наследие СССР. Сможем ли МЫ?

Сообщение EvMitkov » 05 янв 2015, 18:34

Когда-то могучий Союз Советских Социалистических Республик не жалел средств ни на оборону, ни на науку. И хотел бы сэкономить - да не давали "добрые демократические соседи", близкие и не очень.
И от Тихого океана до середины Европы возвышались нацеленные в космос огромные антенны, и прятались в лесах секретные военные бункеры. С развалом Союза содержание многих из этих объектов "наследникам-дерьмократам" оказались не по карману.
Да и не интересовались наукой и обороной вновь образованные молодые государства, а задача обороны границ возлагалась на могущественных соседей…

И для начала разговора - вот лишь несколько сооружений из тысяч спрятанных по горам и лесам секретных и не очень объектов, которые характеризуют все мощь преданного своей "новой молодой демократической верхушкой" СССР.

А ведь это только наименее ценные, оказавшиеся невостребованными в период раздела имущества, в точ числе и между когда-то "братскими республиками"

О Балаклаве я уже говорил - вкратце напомню, что с 1961 года под горой Таврос располагался комплекс, где хранились боеприпасы (в том числе и ядерные) и проводился ремонт ПЛ.



В доках базы могло укрыться, производить ремонт и обслуживание до 14 ПЛ разных классов, и весь комплекс был способен выдержать прямой удар ядерного заряда мощностью до 400 кТ.
Переданный Нэзалэжной "братской " Украине и фактически рошенный в 1993 году объект был раграблен и растащен на металлолом и лишь в 2002 на остатках объекта был организован музейный комплекс...
http://www.dogswar.ru/armii-mira/vooryj ... -825-.html

Украина - это вообще - ОСОБАЯ СТАТЬЯ моего отношения. За Крым и Севастополь они уже ответили. Но - это только начало. Ответят по-полной. За всё. Это - не Приибалтика, не Азербайджан.
А нет страшнее предательства, чем предательство самого БЛИЗКОГО из братьев. Каинова печать на Украине. Несмываемая.

Но не только за "пост-ближайшем забугорье" есть подобное.
Наши "перестройщики-дерьмократизароры" оказались еще хуже. Подлее и циничнее. Даже - вблизи Москвы не стеснялись.
Впрочем - ЭТИ никогда нигде и ничего не стесняются, стесняться - НЕЧЕМ. Трудно говорить о совести клопа-кровососа жиреющего от того, что он пьет твою кровь и только этим и живет.

В конце 80-х Советский Союз решился на постройку большого современного ускорителя элементарных частиц.
К разработке проекта, к принятию решения на начало строительства шли долго. Но он был необходим.
Кольцевой туннель длиной 21 километр, залегающий на глубине 60 метров, и сейчас находится возле подмосковного Протвино (он же Серпухов-7) - города физиков-ядерщиков.



Это - менее сотни километров от Москвы по симферопольскому шоссе.
В уже готовый, полностью законченный постройкой тоннель ускорителя начали завозить и монтировать аппаратуру, но тут грянула череда политических потрясений, и отечественный «адронный коллайдер» так и остался гнить под землей…





Доступ на территорию и вниз - тупо и пошло свободный. Сторож, конечно, присутствует, но... ни ВОХР, ни каких-либо более серьезных людей там никто никогда не видел.



Какие-то личности крутятся ( кроме диггеров и сталкеров), но получить внятный ответ, чем они там занимаются - ....
На какие-то участки подается электропитание ( в основном по временно проброшенным кабель-трассам), на какие-то - нет.







Получить информацию - кому сейчас принадлежит по факту этот комплекс, в чьей реальной собствнности земля - не удалось ни мне, ни моим друзьям. Но ведь кому-то принадлежит, а степень закрытости этой инфы говорит о том, какого калибра нувориши сегодня этим комплексом и этой семлей владеютю
Подмосковье. Там земля дороже платины...

Место было выбрано по геологическим соображениям – именно в этой части Московской области грунт позволяет размещать крупные подземные объекты. Подземные залы, тоннели и галереи для размещения крупногабаритного оборудования связаны с поверхностью вертикальными шахтами вниз на 68-83 метров.
Непосредственно над колодцем установлены грузовые краны грузоподъёмностью до 20 тонн. Диаметр колодца 9,5м. По внешнему осмотру оборудование не разворовано и в рабочем состоянии, хотя и требует ревизии - сколько лет не пользовались.

В свое время мы опережали США и Европу лет на 10-15, а сейчас все наоборот, мы, спасибочки Мишеньке Меченому и его преемникам-апологетам - отстали и по официальной причине Институту для завершения строительства и ввода Ускорителя в строй просто нет денег.
На иностранных тренеров для футболёров-дармоедов - есть. На легионеров-негров - есть.
Впрочем - и так ясно.
Оставшиеся инженеры и научники пытались все же на отпускаемые госбюджетом крохи довести дело до мало-мальски приемлемого завершения. Хотя бы в виде законченного уникального инженерного сооружения — подземного «бублика» длиной 21 км. Но, совершенно очевидно, что страна с ориентированной на олигархат экономикой осуществить подобный проект не сможет. Затраты на создание УНК по масштабу соизмеримы с затратами на сооружение АЭС. Сегодня - наступает иное время. И хочется верить, что физики следующего поколения, наши дети и внуки найдут заделу достойное применение…
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14763
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Наследие СССР. Сможем ли МЫ?

Сообщение EvMitkov » 07 янв 2015, 17:44

Ну вот, я и добрался таки до рассказа о том, что видел в Крыму, в Севастополе, под ним и вокруг. Тема для меня сложная, мне не приходилось об этом ни говорить, ни много писать; но – Крым и Севастополь теперь снова НАШИ, поэтому самому интересно, что получится.
Сразу хочу оговорить – своих фотоматериалов, тех, за которые я могу поручиться, у меня немного, я буду их помечать; а чужие – их тоже не особо – комментировать.
Условно разделю материал на несколько частей – предисторию вопроса ( без неё не обойтись); свое личное участие в период службы – в разные годы до 1993-го, затем свою поездку в Севастополь в 1996-м с Д.Киселёвым ( я рассказывал вкратце о ней), поездку в район Керчи в 1999-м, и настоящее время. Буду стараться подробно, лишний раз не помешает обдумать всё самому.


I.

Начну с предистории. Пожалуй, это самая несложная часть.
О Крымском полуострове, его истории, географии написано много, и известно многое. Почти всё.
Как возник Севастополь, как и кем строился, зачем. Сейчас много разговоров о том, ЗАЧЕМ России Севастополь, ВМБ такого класса на Черном Море.

Я об этом не хочу даже разговаривать – к чему? Умные люди понимают, а дуракам – всё равно. Могу сказать только одно – Севастополь на этом месте возник не случайно, не русские моряки были там первыми, не татары и прочие.
Вот он, Севастополь.
Мыс Фиолент.
Балаклава.
БАЗА...





Снимки сделаны в 1996-м году. Может, ещё доведётся побывать, с этим городом у меня связано очень многое. И дурное, и доброе.
А добра я не забываю.
Зла, впрочем, тоже.

Почему я говорю, что Крым – идеальное место для строительства и содержания скрытых секретных объектов таких размеров – сама внутренняя геоструктура полуострова с громаднейшими и до сих пор до конца не изученными подземными полостями – карстовыми системами пещер с сотнями и сотнями уровней вперемежку со скальными породами вкраплений, озёрами как нельзя лучше подходит для размещения такого рода комплексов.
И с самого начала – они строились, размещались и использовались.
Всегда.
По всему Крыму.

Ещё будучи зелёным салагой, только надев офицерские погоны после училища, мне довелось не раз и не два спускаться и работать в знаменитых «Нахимовских штольнях» на Северной Стороне. Вырубленные в скале вручную в середине 19-го века одновременно со строительством самого города, который всегда был не более, военно-морской инфраструктурой, придатком ВМБ, ещё под руководством Тотлебена, эти шольни через вертикальные шахтные стволы уходят на глубину 50-60 м, где разветвляются в сеть уровней, связывающих в свою очередь системы сооружений более поздних лет, искусственных и переоборудованных естественных, причем о истинных размерах и протяженности этого подземного мира можно только догадываться. Мне по крайней мере доподлинно известно минимум о 52-х используемых по настоящее время уровней Севастопольских арсеналов.
Можно, к примеру, уйти под землю где-нибудь в центре города, и спокойно, не пригибая головы, ( если есть соответствующий допуск, разумеется) выйти где-нибудь под Керчью. Да во многих местах полуострова есть ( или были) такие порталы. Что внутри и для чего, и как устроено – разговор особый.
Речь сейчас не об этом.

Но уже первым строителям было известно о существовании подземного Крыма. В частности, в «журналах обороны» ещё Крымской войны рукой самого Тотлебена в скупулёзных описаниях проведённых оборонительных, саперных и фортификационных работ сделаны пометки о использовании гарнизоном «ранее неизвестных нам подземельных ходов и фортификаций заведомо искусственного строительства»


Об этой системе военному руководству ВМБ было известно всегда. Её – в той части, которую на текущий момент времени успевали исследовать приспосабливали к нуждам военного строительства. Знаменитые Мекензевы Горы и Батарея №30 – типичный пример.



Эта карта – скан с дореволюционного плана подземных коммуникаций Севастопольской ВМБ. Тут достаточно подробно обозначены искусственные и естественные коммуникации, используемые на тот момент. Так же обозначены места входов и предписанные к дальнейшему исследованию структуры и уровни.

Принято считать, что с революцией 1917-го ( уж прошу пардон, что так по привычке называю события), исследования – официальные и организованные, я имею ввиду –« замерзли». Это – неверно.

В отличие от «Одесских катакомб» и Аджимушкайской подземной системы, которые в Смутные Времена по полной использовали для своих нужд все, кому не лень – «революционеры», криминал и т.д. и т.п., Севастополь ВСЕГДА оставался военно-морской базой, арсеналом, крепостью и доступ вниз достаточно серьёзно блокировался и ограничивался для посторонних.
Не только охраной, но и рядом применяемых технических мер и мероприятий. Известно, например, то, что специалисты Антанты во время оккупации ВМБ в революцию так и не смогли проникнуть в арсеналы, хотя на объекты береговой обороны и ОВР имели неограниченный доступ, тянули, топили и взрывали всё, к чему могли дотянуться.

Однако, ни в Арсеналы на Северной стороне, ни в Арсеналы под Мекензиевыми Горами они проникнуть так и не смогли. Арсеналы остались нетронуты, могу подтвердить это лично, так как своими глазами видел хранящиеся до сих пор мины Якоби производства 1853 года в «родных» дубовых ящиках. Впрочем, я рассказывал об этом в некоторых темах нашей Кают-Кампании более подробно.
Да и не только мины. И много чего ещё. Может быть, иноземцам не хватило времени или желания? Как и временщикам - новым нэзалэжным украинцам? Может быть, помешало – или испугало? – что–то иное? Кто знает!

Кстати сказать, англосаксы и прочие французы вообще всегда крайне несерьёзно относились к такого рода вещам. До сих пор во многих, предельно изученных и обжитых до крайнего камушка городах Старой Европы аходятся вещи, которые порой не удивляют - поражают. Пару суток назад наш Андрей Васильев в теме о ядерном оружии выложил инфу об обнаружении засекреченной и замурованной в конце ВМВ базе гансов со следами работ с радиоактивными веществами. Подземные заводы Мессершмитта в Германии ( да и не только они), затопленные самими немцами - до сих пор не изучаются, а поиски людых докуметов или свидетелей (даже во временаГДР) наталкиваются на скрытое, глухое - но тяжело преодолеваемое сопротивление. Хотя многое прояснилось бы в истории ВМВ и Германии - но европейцам это по большому счету просто нелюбопытно. Даже хорошо известные укрепления линии Мажино находятся в таком состоянии - иной сортир в глубинке России выглядит краше. Но об этом еще поговорим.

С приходом ко власти в Крыму красных, начиная года с 1924-го, работы и исследования продолжились по нарастающей.
Под эту марку создаётся ЭПРОН, КОПОС, и ещё ряд менее известных организаций ( с дым.завесами типа «Золота «Чёрного Принца» первого уровня, для дураков, и второго – подъём кораблей и обкатка технологий – для тех, кто поумнее. Всё, как положено!).

Арсеналы снова отходят военным, снова начинается процесс активного строительства и исследований. Активизация усиливается с окончательным установлением единовластия ИВС., в этот же период проводятся две полномасштабные совместные советско-германские «спелеологические» экспедиции – в 1928-м, и в 1930-м; затем – уже полностью «свои» в 1932-м,1933-м и в 1936-м.
В этот же период происходит создание «партизанских подземных баз» в Крыму. Об их создании и последующем якобы «разоружении» написано очень много и «друзьями», и «недрузьями» - сейчас подробно останавливаться не буду.
Скажу лишь о том, что своими глазами видел надписи, причкм не уровня «Маша+Даша», а сёрьезные, под трафарет, информационно-служебные, датированные 1928-м и 1933-м. И – очень далеко и глубоко от самого города.

Кроме того, очень любопытно отметить, что охрану входных порталов (многослойную и многоуровневую, можете мне поверить!) начиная с 1939-го года несли не только и не столько линейные воинские или флотские части, не части ОВРа или НКВД, (что было бы вполне логично и практично) , а отдельные спецподразделения в форме ВОХР, которые вполне ОФИЦИАЛЬНО имели право применять ( и применяли не задумываясь!) огнестрельное оружие сразу на поражение. Без всяких «стой-кто идёт!-стой!-стрелять-буду!». Без оглядки на должность, и звание.
Сразу и молча.
Сам однажды попал под такую раздачу – по молодости и борзости (как же! Мы ж морпехи! Где мы – там победа! Да и подготовочка у нас была приличненькая) попёрли в «самоход». Даже офицер в Севастополе не всегда имел право на свободное передвижение – факт. Поперли за выпивкой. Через КПП хода нет. Спички потянули, маскхалаты напялили и, как стемнело чутку , ползком через периметры. Там фундука много растёт, спрятаться можно, если знаешь, как. Ну, а где в окрестностях пойла взять – советского человека, а тем более флотского - учить не надо. По запаху найдет, да и маршруты набитые.
Прошли вроде чисто, ни под прожектора не залезли, ни под сигнализацию – как нас заметили, до сих пор не знаю. Объяснить могу только тем, что у этих ребят уже тогда ПНВ были. Услышали только – пули вокруг зашлёпали, ни звука выстрелов, ни вспышек. Страха тоже нет – молодые, глупые, адреналин один. Отползли «без потерь» и последствий. Собак мы не боялись. Не использовали при охране тогда в Севастополе собак, на людей не натаскивали. Как в Питере к зверью отношение – особое.
Вроде и собак, и кошек бесхозных много, но сытые все и людей не боялись. Ласковые. Не знаю, как сейчас, годы под нэзалэжностью многое изуродовали.
Впрочем, я отвлёкся.

Именно к предвоенному периоду относится всплеск фотрификационного строительства.
Затем была война. Оборона Севастополя, её продолжительность и стойкость, не взирая на Крымскую трагедию, предательства и всё остальное, обуславливалась именно наличием не просто УРа, а именно СИСТЕМЫ ПОДЗЕМНЫХ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ, комплекса с таким количеством вооружений, и такого качества, о которых Вермахту не приходилось и сфантазировать. Именно это определило возможность держаться в активной фазе, не взирая на полную изоляцию. Блокаду, практически.
Об обороне Севастополя тоже сказано не мало, разного. Одна 30-я батарея, её действия, чего стоят! О противодействии её «Карлам» и «Доре» ходят легенды.

После оккупации Крыма и ВМБ немцы самым серьёзным образом начали свои исследовательские изыскания. Развернули необычно широкие строительные работы по всему Крыму, и именно для этого строили мост через Керченский пролив, который действовал и следы которого ( подъездную дорогу, части пондетета на Крымском берегу можно увидеть даже сегодня – я рассказывал об этом на форуме подроно, выкладывал фото. И то, что сегодня, после воссоединения Крыма с Россией, снова озвучено и встало на повестку дня - строительство моста - отнюдь не фантастика. И это строительство БУДЕТ РЕАЛИЗОВАНО, и много раньшеи быстрее, чем принято болтать либераль-пессимистами. Наработки были и есть. Заделы и опыт - тоже. Дело по сути в политической воле руководства РФ, а ее - достаточно. Сегодня без моста через Керченский Крым - не совсем полноценен. Так что - ВСЁ БУДЕТ.


Это -1999 год. Мы ездили вместе с ребятами из велоклуба МВД РФ( ! ) – и такой есть! Ездили в Аджимушкай. Аккурат тогда получил в качестве "пслегоспитального отпуска" двухнедельную командировку на сопровождение. :mrgreen:





К мостовому комплексу гансами была подведена хорошая бетонированная дорога, на узловых участках – остатки блокпостов.
Но в некоторые части подземного комплекса попасть так и не смогли, хотя немцы – народ дотошный и смогли раскрыть новые части и области. Интенсивное строительство новых опорных точек, бункеров и прочего велось с размахом, причём как и мы, гансы строили именно шверпункты, «опорные точки», опираясь на систему подземных комплексов. Всё это сохранилось до настоящего времени.
Но!
Как в своё время немцы не смогли обнаружить всех входов в системы Севастопольского УРа, так и мы не смогли до сих пор в некоторых случаях найти коммуникации немцев. К примеру – с моря, с борта отлично виден врезанный в скалу ДОТ. В оптику видно, что точка вооружена, не разграблена. А как добраться до неё – непонятно. Только по скале, с альпинистским снаряжением, да и то не везде и не всегда. Только – через штольни. А они частью неизвестны, а те которые известны – завалены и практически всегда – минированы. Интересная особенность ( странность?) крымских подземелий – не смотря на близость моря и климат, в штольнях всегда относительно сухо и прохладно, поэтому металл не выржавливает, а покрывается оксидной плёнкой, т.н. «атмосферное воронение», при котором сам механизм или устройство не рассыпается в труху, а как бы консервируется, сохраняя в большинстве случаев работоспособность. Это относится и к оружию, и к боеприпасам. И – к минным ловушкам. А вот трупы мумифицируются. Это я тоже видел сам.



Потому ответ - из-за чего сначала наши, а позже немцы – дрались за Крым страшно, беспощадно и бескомпромиссно – под самим Крымом. А интернет-базары на тему «Зачем России Крым и Севастополь?» - вызывают лично у меня приступы ярости. Холодной и взвешенной. Потому ОЧЕНЬ НЕ РЕКОМЕНДУЮ никому в моем присутствии говорить: "...Если бы мы не забрали бы Крым, с Европой и США не было бы конфронтации". Опасно это для говорящего. В том числе в "физическом аспекте". Искалечу.


Один из ДОТов немецкой постройки на мысе Фиолент. Узнаваемая фортификационная архитектура, даже на голубой глаз. Этот – разоружен. Фото – 1996 год. Причем вход в коммуникационную шахту доходит до второго уровня целым, ниже взорван и завален.

Исследовательские работы, работы по восстановлению подземных комплексов, разминированию, освоению новых начались сразу после освобождения Севастополя и велись непрерывно и с размахом по всей территории Крыма, не прекращаясь вплоть до самого последнего времени – я имею ввиду: до развала СССР как единой структуры.

Проведению этих работ и исследований в огромной мере способствовала «закрытость» района как ВМБ . . Дорога Ялта-Севастополь в те времена была перекрыта постами и КПП. Это связано с тем, что Севастополь был официально закрытым городом.
Разумеется, кроме специалистов к этим работам в качестве обеспечения привлекались и военнослужащие ЧФ, причём исключительно офицерский состав (даже для оцеплений, обеспечения морских переходов и подвоза снабжения). Ну, а наиболее универсальными по владению воинскими специальностями, да и по процентовке офицерского состава в подразделении бесспорно на то время в Крыму являлись части Морской Пехоты ЧФ и ОВРа. Пришли в базу, и если не ушёл в отгулы или отпуск, служба продолжается. А после «казачей вольницы» на походе или командировке повседневная служба в базе – как кукурузная каша. Пресная и безвкусная. Тут куда ни плюнь – в два просвета попадешь, звёзд на улицах – как на черноморском небе в погожую ночь. Да все крупные и по большей части - яркие. А выйдешь в город по «гражданке», в штатском - не пройдёшь и сотни шагов: патруль-комендатура-день потерян. Что такое капитан или майор на севастопольской улице, городе , где и Штаб Флота, и Политуправление Флота, и ещё с десяток контор, которые строевому офицеру спокойнее обходить огородами...

Потому мы все с удовольствием и занимались таким вот «обеспечением» - и спокойнее, и навыки не теряются, и от начальства подальше, да и к семье проскочить намного проще. Нам и самим было крайне любопытно. Работали с военными спелеологами, (мужики –ещё те!), научниками в погонах, ещё с какими-то мозговитыми ребятами – спрашивать сильно не полагалось, но разведка и есть разведка, даже тактическая, а под землей, в штольне, или вечером у костра под рюмочку – нет-нет да язычок у кого-нибудь да немного и развяжется (переносных телевизоров и мобильников не было тогда, радиоприёмники транзисторные на средних и длинных волнах в тех краях настолько плотно забивались всякой военной радиотехникой, а на УКВ или FM в СССР работали только служебные «уоки-токи»), так что единственным разлечением и оставались гитара да анекдоты, а направить разговор в нужное русло – нас этому учили. Военных водолазов обеспечивали боевые пловцы, не мы, контора одна, да офисы разные. :mrgreen:

Впервые мне пришлось столкнуться с подобной гоп-кампанией в 1984-м, в феврале, аккурат неделю спустя после смерти Андропова. Смерть была достаточно странная, СССР к ежегодным кончинам генеральных секретарей ещё не привык, говорили разное и ожидали разное – от «голодных бунтов» и «горячей войны» - до военного переворота и бузы на черноморском побережье Кавказа. Начали тихонько приподнимать головы националисты из крымских татар.
Как бы то ни было, в самом спешном порядке все более-менее серьёзные боеспособные части собирали по всемирным «деревням и весям» и экстренно перетаранивали в Союз. ( Может быть, именно это - одна из причин наибольших потерь наших войск в Афганистане, пик которых приходится на весну 84-го до января 85-го, когда наиболее опытные и обстрелянные подразделения выдернули в СССР, сменив их мальчишками-срочниками, а не широко озвученное усиление боеспособности «духов» с подачи и на деньги американских акул империализьма.)

Поскольку ничего тогда, слава Богу, не произошло, нас и начали прикреплять к обеспечению подобного рода работ, как положено, с подпиской о неразглашении, и смертными карами за её нарушение. В тот период велось строительство «Объекта 100», - подземного двухбатарейного ракетного комплекса в рамках проекта «Утёс», стационарные блоки которого, вырубленные в скальном монолите (первый – рядом с Балаклавой, второй – на мысе Айа) должны были соединяться между собой и с арсеналами Большого Севастополя подземными коммуникациями для доставки крылатых ракет непосредственно к самим батарейным комплексам.

Все бы ничего, но при прокладке тоннеля в горе строители натолкнулись на очередную сетку искусственных тоннелей, работы прекратили для прояснения и за дело взялись научники. Ну, и мы с ними.
Я много чего повидал, мужики. И берега Царицы Савской, и индийские экзотичности - разное. Но Крым потрясает! Действительно ПОТРЯСАЕТ - не сама курртная зона, а именно дичок. Даже того, кто кое-что на этом шарике видел, кто «…видел и берег Турецкий, и дружбу с китайцем водил…», Крым не перестаёт восхищать и изумлять.
Правда.
Единственное место, которое я могу хотя бы отдалённо сравнить с этими скалами – это побережье Йемена в районе п.Аден, дикость и строгость линий камня, скалы в полторы тысячи над уровнем моря, сила и выразительность их так же подавляют, как и Крым.
постройки на коротеньком пляжике мыса Айа, на самой оконечности. Причём на сам пляжик можно было попасть только двумя способами – либо спуститься с помощью альп.снаряжения по отвесной скале, либо подойти на небольшом плавсредстве с моря, причем с моря вход в этот тоннель в войну прикрывался железобетонным ДОТом немецкой постройки, а поскольку пляжик узкий, ДОТ торчал прямо из моря. Уж как его немцы построили, зачем – война же шла, что, у них других проблем не было? – я не знаю. ДОТ этот буквально расколот и выворочен со своего места внутренним взрывом, но сам коробок ещё цел – в 96-м Дима Киселёв делал фото и тоннеля (специально нанимал мотобот) и ДОТа.


Это –сам пляж. В правом углу снимка – угол остатков бетонной коробки ДОТа. Снимок не особо удачный, но это всё, что у меня есть, фотографировал-то не я. Цифровой фотоаппарат в 96-м был мне просто не по карману.

Ниже – то же место общим планом со скалы. Дает представление о доступности этого места. Вход в тоннель отчетливо виден, арка входа железобетонная, ставили её уже после наших «погулялок» военстроители, там же была установлена и бронедверь. В 1996-м её уже не было – вывезли на металлолом, очевидно. Впрочем, после того, что я увидел в Балаклаве – удивляться нечему.



Я и не удивлялся. Ходит ли народ теперь внутрь, а если ходит, то какой процент выходит обратно – мне, честно говоря, не любопытно. Зубов бояться – в рот не …ть,( пардон за цинизм, конечно) но после того, что мы увидели на самом входе, мне хочется, чтобы процент выходящих оттуда был как можно ниже. А почему – смотрите сами.



( Продолжу - ниже)
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14763
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Наследие СССР. Сможем ли МЫ?

Сообщение EvMitkov » 08 янв 2015, 14:53

Я вот тут посидел, перечитал, подумал и понял, что читать пошаговые воспоминания отставного морпеха скучно даже самому отставному морпеху, тем более – разглядывать старые фото непонятного ржавого железа.
Как сказал мой зять Женька после поездки в Севастополь к моим старым друзьям: « - Дядя Женя, одно дело – читать, но ЭТО НАДО ВИДЕТЬ САМОМУ!»
Даже в том объёме и виде, в котором ему ЭТО показывали. В безопасном режиме. :mrgreen:
Когда вставал вопрос, куда ехать летом на отдых, Женька уболтал мою дочку, ну - а та уболтала меня. Она ведь тоже - севастополька, выросла там, с 1987-го по 1993 жила и росла в этом городе. детские воспоминания конечно - но Крым врезается в память раз и навсегда. Чем-то непонятно-особым.
Зная зятя и зная то, куда и кому они едут, моя Ирина взяла с меня слово списаться с моими старыми друзьями в Севастополе, у которых детвора и остановилась - что б обеспечили именно "безопасный режим экскурсий". Иначе, без опытного знающего челрвека лезть туда - смерть.
Вот несколько отрывков из моей переписки с моими старыми друзьями и сослуживцами. Переписка шла в русле приезда моих мальков, поэтому я нахожу возможным привести письма именно в том виде, в каком их получал – тупо копируя из буфера обмена.

«Здорово, майор!Рад получить от тебя с Иркой писульку.Кстати привет ей лично от меня и от Таисии. У меня – норамально все, служу там же, где и раньше, да я рассказывал тебе только к вам на Ростов не пробиться, интернет у меня в горах мобильный, ты знаешь почем трафик? За детей ге боись, сделаем все в лучшем виде, и поводим и покажем и обратно отведем в целости и сохранности.Ольга как выросла, если бы ты фото не передал, ни хрена бы не узнал. И тебя бы тоже не узнал, хотя твой шрамчик –особая примета.шутка! Ты между прочим, и не постарел почти внешне – с 99-го по крайней мере.Детвору твою поселим у Богданчика в горах – у него дом уже отстроенный, места дуром, всю нашу группу в полном составе разместить можно – - с ним уже договорено.Только, Женчик, имей ввиду, там сейчас опять зашебуршились люди. Не металлисты и не диггеры, а серьезные пацаны, причем соотечаственники наши. И при погонах. Парни молодые, спецура, к нам, старикам относятся уважительно но руку в локте при базаре сгибают. По ходу, там опять наше послевоенное и старое гансовское барахло ковырять начали. Ладно, тебе у Богданчика и у Гука расспросить если интересно, они к теме ближе. Ирку поцелуй и будем живы»


«Евгеньевич, я тебя рад слышать! Ну, не слышать, а хоть почитать. Глядел на Яндексе твои альбомы, ты в огурцах весь и в танках – не надоело? Нам тоже пенсион подняли, я тебе файл прикрепляю, посмотришь на ведомости своими глазами. Ольга с мужем поедут прямо ко мне, с ними я уже сосзвонился, а вообще – связь давай держать по телефону – и удобнее и оперативней. Комнату имотвел на втором этаже, экипировка готова, ждёт. Ликбез и инструктаж я проведу, не беспокойся , но дальше Айи через Фиолент мы не пойдем – на Балаклаву опасно, а на Керчь и Мишень-гору перекрыто. Мишень перекрыта взросло, там снова работают плотно. Там, кстати, и Гук и Фрол, как всегда, в паре. «Анагукенде Фроляйка!» - помнишь их позывной? Гук сейчас в чинах, получил полкана, а Фрол – от поисковиков –ветеранов. Тебя не хватает, приезжай, а? Гуку – звони, его номер……, а у Фрола всегда «вне зоны», под скалой не берет. Они сейчас копают АЛСУ и АЛСУ-2. Евгенич, я на носитель загружу, передам с детьми. В общем, давай все же по телефону, на клавиатуре печатать долго, нет навыка. Передавай привет матушке и Иринке. И мои соболезнования по кончине отца – прости, не знал. И помянем с тобой Пахомова. В общем, до связи.»
]


«Анагукенде Фроляйка на проводе!!! Сука ты старая!!! Любим тебя, гаденыша!!! Ну, Гуселов, ты дал!!! Олька твоя – красавица из красавиц!!!Казачка-казачура!!!.Лицо – от твоей хари, а глазищи Иринкины (низкий поклон ей и от меня И от Фрола-Фролика!(Виталька сейчас под камнями, с научниками и гавриками из Казани). Так что натовцы отсосут – будет им и дудка, будет и свисток, будет им и Крым с Севастополем! Это – МОЕ ТЕБЕ СЛОВО! А меня ты знаешь, у меня с ними счеты. И проценты накопились – ого-го какие. Лет бы тридцать скинуть, да всей нашей командой собраться. Только многих нет уже, «кто не выжил, тот издох». Детвору твою проведем, не переживай, а то весь Севастополь на уши поставил – папочка заботливый. С зятька твоего жирок раструсим – и все. Я к нему специально пару парней приставлю помоложе и посимпатичней, чтобы он и в тонусе был, и Ольку поревновал к моим орлам. По чести говоря, горжусь ими! Мальчишки такие, снова и жить, и служить хочется! Кстати, СПАСИБО ТЕБЕ ЛИЧНОЕ, майор, за то, что не дал нашему УАЗику умереть. Живой он, тебе благодаря, а мы – благодаря ему. Не списал, не продал. Номера поменял, перерегистрировал, башенку снял – но живая Дракоша наша!!! Давай, пиши!»







«Анагукенде фроляйка на проводе!
Гусь, значит, так, докладываю; с детьми все в порядке, показали, поводили, напоили, накормили в лучшем виде – проводили в НВРСК. Там встречают ( ты и там народ на уши поставил!). Фрол передает тебе привет, диски и флэшку – посмотришь сам. Я тебе высылаю карту схему – скомпилировал со спутником. И еще – 221-й имеет непосредственно сообщение с теми помещениями, в которых мы работали. И «фортовские» снимки свежие, и «горизонтовские». Давай, Гусь!»



«Женчик, детей отправили домой. Всё в порядке – не переживай! И е вздумайте рассказывать Иринке, куда мы их водили – сожрет всех! (Олю я предупредил).Давай, друг, не забывай! Стучи в личку и в почту»

Поэтому сожму для краткости то, что осталось. Т.е. – информация будет по возможности свежей.
Как обычно, материалы снабжаю фото и комментариями.

Одним из самых серьезных и могущественных сооружений в Крыму по праву считается "Объект 221", ЗКП ЧФ. Кто-то из "надиванных экспертов" придумал название объекту ЗАПАСНОЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ по абреавиатуре ЗКП. Это растиражированно по всей Сети, даже в Википедии ив более серьезных источниках.
И все так называемые знатоки, в т.ч. всезнающие “диггеры” так его и называют.
А на самом деле основное слово ЗАЩИЩЕННЫЙ.
В качестве “запасного” можно использовать хоть и прачечную. Читайте Наставления. Например по службе штабов. ККстати он и проектировался, и строился как ЗАЩИЩЕННЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ.

Объект 221 расположен в районе села Морозовка, под Балаклавой. Это живописнейший горный уголок недалеко от Севастополя. Подъехать к этому месту на своих колесах не удастся. У самого начала дороги стоит “кирпич”, а сама дорога была перегорожена железобетонными плитами и старыми блокпостами. На текущий момент б/п вроде начинают восстанавливать. Но и пешком подобраться достаточно сложно. Нужно знать тропки. Где-то по гористой зеленке, где-то - таким макаром:





Для молодняка - экзотика. Для стариков - боль.
Под кодовым названием «объект 221» скрывается основное – Защищенный Командный Пункт Черноморского Флота. Строился объект по правилам конспирации – форма его напоминает букву «А»: два входа ведут вглубь Мишень-горы, и оба из них тщательно маскированы ложными фальшпостройками и зданиями. Сами тоннели соединяются поперечной перемычкой, а этажи вертикальными лестницами. Отсюда и название - "Алсу".



Верхний уровень объекта надежно укрыт 180-метровым монолитом породы и рассчитан на попадание зарята мощностью в одну мегатонну.

Начало строительству объекта было положено в 1977 году. Планировалось, что построен он будет таким образом, чтобы в случае начала ядерной войны там мог разместиться не только штаб Черноморского флота и обслуживающий персонал, но и руководство СССР высокого ранга, отдыхающее на дачах южнобережья и в окрестностях Севастополя.
Близость Южного берега Крыма и Севастополя позволяло бы быстро эвакуировать важных чиновников и руководство. При этом он располагался глубоко под горными породами, что делало его скрытым от любопытных глаз и устойчивым к боевому воздействию практически любых средств.

«Объект 221» имеет четыре подземных уровня, включающих шестьдесят семь этажей, к которым ведут два основных хода, не считая старых, еще довоенного происхождения и неизвестного назначения. Площадь его, 172 400 квадратных метров, такова, что без труда может вместить все необходимое оборудование, оружие и вооружение, запас провианта и системы автономного жизне и энергообспечения. Этот объект является самым крупным подземным сооружением в Крыму.



Кроме вышеозвученных функций, объёкт включает в себя сеть подземных арсеналов, ремонтных мастерских и лабораторий, а также автономную АЭС.
Место для сверхпрочной “черепной коробки” под командный мозг Черноморского Флота выбрал сам главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков – по данным геологоразведки Мишень-гора представляла из себя прочнейший монолит, без единого внутреннего разлома и внутренних полостей. Исключение составляли только системы подземных коммуникаций, построенных предположительно немцами в период оккупации Крыма, в свою очередь опиравшихся на ещё более ранние системы коммуникаций, скрупулёзное изучение которых началось сразу по окончании Великой Отечественной и велось с различной интенсивностью вплоть до окончательного развала СССР под эгидой МО, КГБ и АН СССР.


Даже в самое жаркое лето или самую холодную крымскую зиму температура и влажность держатся там - постоянными. Температура - плюс десять по цельсию, полградуса туда-сюда, но не больше. Потому если идти внутрь, то нужно одеваться соответственно. Да и вообще серьезная снаряга там будут очень кстати.



Строительство велось как положено, с полным и строжайшим соблюдением секретности и организацией отвлекающих дезмероприятий. Чтобы маскировать интенсивное движение грузовиков и тяжелой строительной техники, было дано сообщение, что в этом районе будут располагаться две военные части. Собственно говоря, для этого и были построены некоторые маскировочные здания, напоминающие казармы.

















Дорога Ялта-Севастополь в те времена была перекрыта КПП и б/п - Севастополь был официально закрытым городом.
Непосредственно рядом с объектом возводят четырехэтажную гостиницу для строителей со своими огромными столовыми, вспомогательными помещениями, гаражами. Скорее всего, никто не покидал объект строительства. Для еще более тщательного сокрытия цели строительных работ на этой территории, была разработана , озвучена и проведена по всем уровням легенда об организации внутри горы учебного центра ВМФ.
Объект был достроен процентов на 85-90.
Затем - .... Затем наступили 90-е годы, распад СССР.
Статус многих объектов, их назначение, в том числе и военных, стал непонятен. В 1993 году на этапе 90% готовности объекта финансирование стройки прекращается.
Крым перестал быть российским, сам ЧФ оказался в своей исконно родной базе чужаком, на птичьих правах. Цена этого предательства национальных и исторических интересов нашей Родины еще будет озвучена по-полной, как и имена этих национал-иуд.
Строители покидают объект, охрана снимается. ЗКП Черноморского Флота передается Украине. Хотя, Украина и не смогла бы продолжить стройку. Да и не хотела.
Объект, который должен был выдержать мегатонные удары ядерных боеголовок, оказался один на один с государственными нэзалэжными мародерами. Вывозили и продавали ВСЁ. Всё, до чего могли дотянуться. Строительное оборудование, оборудование ЗКП, плоть до рельсов и кабелей.

Объект не выдержал их натиска – в первые годы забвения укропатриоты вывозили грузовики металла. Потом – прицепы. Потом, видимо, – тачки. Когда с “трупа” бывшего секретного объекта, образно выражаясь, снята кожа и мясо, “металлисты” взялись за кости. Металл они добывали, разбивая железобетонные плиты – ради арматуры.

Некогда задумывавшееся как стойкое к ядерным бомбардировкам сооружение, пало под ударами обычных воров металла. Остались лишь стены в граффити, да полуразвалившиеся здания.
Сам объект так и не родился, а многие миллиарды, затраченные на его разработку и строительство оказались выброшенными на ветер. Развал СССР привел к тому, что тысячи подобных объектов оказались брошенными и разграбленными. И кроме как слово ПРЕДАТЕЛЬСТВО, никакое иное тут не подходит.

















(Продолжение - следует)
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14763
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Наследие СССР. Сможем ли МЫ?

Сообщение Andreas » 10 янв 2015, 15:30

"Портал" (Объект «С») - подземное хранилище термоядерных боеприпасов 12-го Главного управления МО СССР/РФ в районе поселка Анадырь ЧАО



Анадырь-1 (Магадан-11, поселок Гудым) — законсервированная советская/российская база РВСН с подземным комплексом и надземным военным городком, расположенная на территории Чукотского автономного округа. Название получила по фамилии начальника стройки полковника Гудымова



В составе базы имеется аэродром с длиной ВПП 3,5 км. База прикрывалась 99-й кадрированной мотострелковой дивизией, штаб и два полка которой размещались в п. Гудым, третий полк - на мысе Шмидта, четвертый - в бухте Провидения, где также размещались аэродромы. Каждый мотострелковый полк был вооружен 40 танками Т-55, 120 бронетранспортерами МТЛБ, 18 130-мм пушками, гаубицами М-30 и зенитными установками ЗУ-23-2. Вооружение сохранено на открытых полигонах





Подземное сооружение было построена в 1958 году, в 1961 году заступило на боевое дежурство. Назначение объекта – хранение и регламентное обслуживание ядерного вооружения - авиабомб стратегических бомбардировщиков и РСД. С 1986 года в соответствии с договором о РСМД с базы было вывезено ядерное вооружение, подземные помещения стали использовать как базу хранения Анадырского военного гарнизона



Объект представляет собой вырубленное в скале автономное подземный подковообразный туннель с двумя порталами длиною в пять километров с множеством тупиковых ответвлений, высотой до 15 метров и площадью в половину футбольного поля, обладает полной противоатомной защитой. Внутри объект разделён на зоны по уровням доступа для личного состава; транспортировка грузов осуществлялась по узкоколейной подземной железной дороге.



С 1964 по 1970 г.г. на объекте были установлены 4 стационарных пусковых установки ракет Р-14. В конце 1980-х годов на объекте базировались 3 мобильных пусковых установки ракет РСД-10 «Пионер». Пуск ракет мог быть произведён как из специального укрытия на основной позиции - ангара с раздвижной крышей, так и с одной из открытых позиций — бетонной стартовой площадки. Целями ракет являлись расположенные на Аляске РЛС раннего предупреждения о ракетном нападении, а также база атомных подводных лодок Бангор вблизи Сиэтла

Последний раз редактировалось Andreas 10 янв 2015, 21:28, всего редактировалось 1 раз.
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: Наследие СССР. Сможем ли МЫ?

Сообщение гришу » 13 янв 2015, 05:55

Сейчас я вам жути та нагоню :D
С подземными катакомбами, которые существуют под Кобяковым городищем. Когда они появились, природное это образование или искусственное, неизвестно…
В 1967 году военные хотели использовать катакомбы для строительства подземного бункера, но отправленные на разведку инженеры бесследно исчезли…


Только без паники :mrgreen: Смотреть Видео здесь!
http://via-midgard.info/news/video/1097 ... akova.html
я хорошо схожусь с людьми особенно в штыковую
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 8230
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Сообщение minikiforov » 24 фев 2015, 05:54

Не знал, где об этом написать, наверное, больше всего подходит здесь.
Просматривал сайт http://urban3p.ru/. наверное, многие знают. Там выкладывают свои наблюдения и фотографии любители заходить на брошенные, полу- или совсем разрушенные объекты. Разного назначения - военные и промышленные, гражданские.
И фотографии... Как-то грустно и щемяще... Сооружения - промышленные здания, казармы, склады и командные пункты, цеха и просто жилые дома, спецсооружения и объекты ПВО. Из 50-х, 60-х, даже с выложенными цифрами - 1978... Так и представляется, как принимали решения о создании, проектировали, строили, обживали, жили и служили. Так или иначе считали своим домом. Типовая промышленная архитектура - очень знакомая и привычная. И всё брошенное и разорённое. иногда - ещё в полуживом состоянии.
Вот отчего-то навеяло - печально как-то...((
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
minikiforov
 
Сообщения: 1511
Зарегистрирован: 24 май 2013, 20:42
Откуда: Родился в Ленинграде, в этом городе и живу.

Re: Наследие СССР. Сможем ли МЫ?

Сообщение EvMitkov » 24 фев 2015, 20:56

Вот еще из этой же оперы - от нашего Гриши - в Ростове-на-Дону.
Обзор бывшей военной части (склады Военно-воздушных сил Северо-Кавказского военного округа) под номером 13825
http://rostov-don.livejournal.com/3493938.html


Снимков - много. Щемит...
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14763
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Наследие СССР. "ПРИНЦИП КАЛИГУЛЫ"

Сообщение alexbir » 26 фев 2015, 15:46

EvMitkov писал(а):... Поперли за выпивкой. Через КПП хода нет. Спички потянули, маскхалаты напялили и, как стемнело чутку , ползком через периметры. Там фундука много растёт, спрятаться можно..
Прошли вроде чисто, ни под прожектора не залезли, ни под сигнализацию – как нас заметили, до сих пор не знаю. Объяснить могу только тем, что у этих ребят уже тогда ПНВ были.
или скрытая сигнализация, типа кабеля по периметру, заложенного в траншее.
Эт ничаво, на "некоторых заводах" по пьяни или на спор пытались иногда работяги за периметр выйти через забор :( ... или в режимное помещение в НПО после взятия на охрану пройти. Ну во втором случае обычно без трупов обходилось (если сразу на пол падал при команде).

...в самом спешном порядке все более-менее серьёзные боеспособные части собирали по всемирным «деревням и весям» и экстренно перетаранивали в Союз. ( Может быть, именно это - одна из причин наибольших потерь наших войск в Афганистане, пик которых приходится на весну 84-го до января 85-го, когда наиболее опытные и обстрелянные подразделения выдернули в СССР, сменив их мальчишками-срочниками, а не широко озвученное усиление боеспособности «духов»...)

там в 84м не только "усиление духов" имело место, но и в разы более активное, так сказать, участие в б/д со стороны наших. Масштаб возрос применения сил (как общий, так и в отдельных наступательных операциях), возросли и потери. Ну и действительно реально возрос и масштаб сил (в три раза за два года, оценочно, по л/с) и средств противника, ещё с 83го, когда стали формировать постоянные базовые оборонительные районы в приграничьи, без уходов с гастролей за кордон. И тех же ПЗРК выросло количество пусков, с нуля через 60 до более 800 через два года. На количестве сбитых это не сильно (хм, ну имею в виду возрастание количества пусков, а не итог по первому году применения) отразилось, но существенно осложнило применение ВВС.
Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 3946
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59

Re: Наследие СССР. "ПРИНЦИП КАЛИГУЛЫ"

Сообщение EvMitkov » 26 фев 2016, 01:00

Доброго времени суток всем!
По поводу проекта "Алмаз" могу уточнить следующее: это - начало восьмидесятых; общий проект связывал строительство «Объекта 100», - подземного двухбатарейного ракетного комплекса в «Утёс», стационарные блоки которого, вырубленные в скальном монолите (первый – рядом с Балаклавой, второй – на мысе Айа) должны были соединяться между собой и с арсеналами Большого Севастополя подземными коммуникациями для доставки крылатых ракет непосредственно к самим батарейным комплексам. О том, что там было обнаружено; о ходе этой "эпопеи" я Вам в позапрошлом году подробно рассказывал. По поводу размещения установок Марио Циппермейера на Крымском полуострове есть скользящие упоминания у министра вооружений Альберта Шпеера, однако относятся они не столько к Севастополю, сколько к пондетету моста через Керченский Пролив.

Вообще, история этого моста крайне любопытна: официальная верстия историографии звучит следующим образом:
( 1989 год; издательство "Стройиздат"; "Архитектура мостов". Автор - архитектор-практик, художник и журналист Б. М. Надежин, в его работе прослежен путь развития строительства мостов от античности до нашего времени. В строительстве некоторых описанных Надежиным мостов, он принимал непосредственное участие, в частности, моста через Керченский пролив в 1944 году.)
Цитата:

"... "Строительство моста было начато еще немецко-фашистскими войсками, но находилось в зачаточном состоянии. Кроме моста необходимо было еще построить около 80 км железной дороги, подходящей к мосту. Основное строительство развернулось после окончания Крымской операции. Железнодорожные войска и спецформирования НКПС проделали большую работу. Мост через Керченский пролив был построен, и 3 ноября 1944 года по нему было открыто железнодорожное движение. Построенный мост просуществовал недолго. В результате разразившегося шторма он был частично разрушен и вышел из строя. Первым "отцом" керченского моста следует считать Гитлера. В 1943 году он приказал министру вооружений Альберту Шпееру приступить к его сооружению для передвижения автомобильного и железнодорожного транспорта. Гитлер не сомневался в успехе и хотел перебросить в Кубань войска и технику для похода на Индию. Немцы стали свозить в Керчь металлические конструкции, цемент и прочие строительные материалы. Советская авиация заметила необычную активность на Керченском полуострове, но бомбить склады запретили -- Сталин планировал захватить Крым и довести до конца начатое немцами строительство. В 1944 году советские войска с треском вышибли фашистов из Крыма, и на берегах Керченского пролива закипела работа. Мост длиною 4,5 километра был построен за 6,5 месяца. В ноябре 1944 года его приняли во временную эксплуатацию. В феврале 1945 года по мосту прошел поезд советской делегации, которая возвращалась с Ялтинской конференции. А через несколько дней его частично разрушил шторм и мощный ледоход из Азовского моря. Обстрел ледовых полей из береговых орудий, их бомбежка с самолетов не помогли -- 15 промежуточных пролетов были разрушены. При этом никто не пострадал. Сталин вник в ситуацию и никого наказывать не стал. После окончания войны мост обследовала специальная комиссия, которая приняла решение о проектировании капитального высокого моста стоимостью около двух миллиардов рублей. Представляя Сталину проект, заместитель наркома путей сообщения И. Гоциридзе заметил: "Товарищ Сталин, это будет царь-мост". Иосиф Виссарионович, подумав, ответил: "Товарищ Гоциридзе, мы царя свергли в 1917 году". И вместо моста была построена паромная переправа".


Фактически же это только часть правды. Поскольку цитируемая книга писалась еще во времена СССР, в ней есть определенные неточности.


Наиболее полно история вопроса и соответственно - ОТНОШЕНИЕ верхушки Рейха к такому проекту - рассмотрено в диссертации Л. Венедиктова, старшего научного сотрудника отдела истории войны Керченского историко-культурного заповедника:
Цитата:
"...Объединить западный берег пролива, коим является Керченский полуостров АРК, и восточный - Таманский полуостров Краснодарского края России - собирались более тысячи лет назад. Тогда, в 1068 году, напоминают историки, ставленник Киева князь Глеб Тмутараканский мерил по льду море до Корчева. Сообщение об этом действе было нанесено на известный Тмутараканский камень, находка которого, собственно, и разрешила сомнения относительно того, где находился этот таинственный город. Исторически над этим объектом работали специалисты разных стран. Общим для работ было одно - режим величайшей секретности. Поэтому, хотя работы здесь начались в первые годы XX века и велись с перерывами почти 50 лет, первые упоминания о нем появились только в XXI веке."


(ОТКРЫТЫ ДЛЯ ШИРОКОГО ДОСТУПА в связи с тем, что идея построить мост через Керченский пролив уже восьмой раз всплывает на поверхность украинской политики за последние двадцать лет. И хотя все сведущие в этом вопросе устали говорить, что это экономически невыгодно в рамках локального проекта Украина - Россия, президенты обоих государств снова внесли ее в повестку дня. Почему - чуть ниже. Курсив - мой Ев.Митьков)

"...Если посмотреть на карту, то Крымский полуостров выглядит как трамплин, с которого легко прыгнуть из Европы в Азию.
Первой эта мысль пришла англичанам. Причем не только пришла, но и частично была реализована. В конце XIX - начале XX века англичане сумели проложить между Крымом и Кавказом по дну Керченского пролива телефонный провод для надежной связи метрополии с ее колонией - Индией.
Но если можно проложить кабель, то почему нельзя построить самый короткий путь, соединивший бы эти две страны? И вот в 1901 году английское правительство рассматривало проект строительства железнодорожной магистрали беспримерной протяженности: от Лондона до Дели!
При ее создании планировалось возвести гигантский мост через Ла-Манш и немногим меньший - через Керченский пролив. Но все уперлось, как это часто бывает, в отсутствие средств, и суперпроект лег под сукно.
Однако идея построить мост через Керченский пролив не умерла. Ею заинтересовался в 1903 году российский император Николай Второй. Теперь уже проектные предложения по сооружению моста разрабатывали российские инженеры.
Но началась Первая мировая война, затем грянула революция, Гражданская война, за ними последовала разруха, и людям стало не до грандиозных проектов.
Но вот в стране начался период индустриализации. О грандиозном проекте вспомнил генеральный секретарь КПСС И.В.Сталин. На этот раз одновременно с мостом задумывалась и реконструкция железных дорог, по которым поезда должны были подъезжать к грандиозному сооружению.
Для этого планировалось проложить магистральную железную дорогу с юга Украины от Херсона через Крым, далее по мосту через Керченский пролив, по Таманскому полуострову с выходом в район Новороссийска и затем вдоль всего Черноморского побережья Кавказа до Поти.
Советские заводы в то время не могли справиться с выполнением заказа на поставку всех необходимых для строительства супергигантского моста железных деталей, поэтому они перед самой Второй мировой войной были заказаны в Германии.
Началась война. В 1942 году немецкие войска захватили Крым, шли бои за Кавказ.
Гитлер еще в начале войны не раз выказывал интерес к строительству гигантской железнодорожной супермагистрали в Индию. Но, в отличие от британского проекта, немецкий начинался в Альпах, в Мюнхене! Оттуда стальные нити рельсов должны были потянуться в Крым, перешагнуть через Керченский пролив на Кавказ, а затем через страны Персидского залива идти в Индию!
Успехи вермахта на юге России позволили начать практическое осуществление идей Гитлера. Изготовленные несколько лет назад по заказу СССР металлоконструкции для супермоста были отправлены из Германии в Керчь.
Немецкие военные инженеры стали разрабатывать свой проект моста через Керченский пролив, который позволил бы проложить железную и автомобильную дороги от Керчи в район Новороссийска.
Реальные подготовительные работы начались ранней весной 1943 года строительством железной дороги от станции Крымская до косы Чушка. А от косы Чушка по направлению к крымскому поселку Жуковка началась подготовка к строительству самого моста, протяженностью свыше 3,5 километра.
Но вскоре строительство моста было прекращено. Полностью закончить строительством сооружение немцы не успели, введя в эксплуатацию лишь сеть подъездных сообщений, нитку однорядной дороги через пролив, используемый исключительно в тезнологических целях и оборудование укреплений пондететов предмостных сооружений, с постройкой и оборудованием фортификационных ДОТов, и систем ПВО с применением новейших по тому времени установок ПВО, разработанных на секретных принципах - по одной на каждом берегу.
Положение на Кавказском фронте изменилось. И уже летом 1943 года немецкие военные инженеры вынуждены были в кратчайший срок спроектировать и построить подвесную канатную дорогу через Керченский пролив для переброски военных грузов, блокированных в районе Таманского полуострова. Несколько месяцев канатная дорога почти бесперебойно перебрасывала каждые сутки по 500-800 тонн груза.
Интересный факт: советская авиация заметила необычную активность на Керченском полуострове, но бомбить склады запретили - Сталин планировал захватить Крым и довести до конца начатое немцами строительство.
Осенью, перед отступлением с Таманского полуострова, гитлеровцы канатную дорогу и часть опор взорвали, но полностью разрушить сооружение не успели.
Как только Тамань была освобождена, а на восточную часть Крыма высажен десант, советские инженеры занялись соединением двух берегов Керченского пролива. Для восстановления частично разрушенной дороги было использовано оборудование с одной из действовавших в то время промышленных канатных дорог в Грузии.
В феврале 1944 года канатная переправа над Керченским проливом снова начала действовать. Протяженность ее была около пяти километров, и работало на ней 150 грузовых вагонеток.
Суточная производительность советской дороги составляла только 300 тонн. Но и это было существенной помощью 56-й армии, находившейся на крымском берегу. По канатной дороге советским десантникам доставлялось вооружение, боеприпасы, продовольствие.
Уже после окончательного освобождения Крыма советские войска захватили на берегу Керченского пролива огромное количество металлических конструкций и оборудования, завезенных для сооружения супермоста. Среди захваченных трофеев были автомашины большой грузоподъемности, бульдозеры, дизельные копры для забивки свай, передвижные электростанции, сварочные аппараты и многое другое.
Когда о таком богатом «подарке» узнало советское руководство, было принято решение закончить строительство моста через Керченский пролив, запланированное еще до войны и начатое немцами.
Разработанный советскими военными инженерами в соответствии с промышленными возможностями мост должен был состоять из 115 пролетов длиной по 27 метров каждый. Над судоходным фарватером сооружалось двухпролетное поворотное устройство. Оно могло разворачиваться по центральной оси на 90 градусов и пропускать с двух сторон идущие по проливу суда любой грузоподъемности.
Сроки строительства поджимали, материалов не хватало, поэтому было принято решение, которое очень дорого обошлось разработчикам и строителям - мост строили по «облегченному» варианту. Впоследствии часть его конструкций должны были заменить на более прочные и надежные.
Новый мост, значительно сокращавший путь с Кавказа на Украину, был крайне нужен наступающей армии, поэтому строители спешили. Супермост возвели в рекордные для такого строительства сроки - всего за 150 дней.
Строительство велось силами военнопленных, многие из которых замерзали на месте и нашли последний покой в водах пролива, а в одном из районов Керчи есть даже соответствующее кладбище…
Как тогда было принято, мост стал трудовым подарком строителей к 27-й годовщине Октябрьской революции. Полностью работы еще не были завершены, но движение поездов, в основном грузовых, началось. В полном объеме работы должны были завершиться к 1 января 1945 года, однако уложиться в срок так и не удалось.
В феврале на Черном море начались штормы. И произошло несчастье, которого опасались проектировщики, вынужденные совершить сооружение моста в рекордно короткие сроки.
Главную опасность для облегченного варианта моста представляли ледяные поля. Во избежание катастрофического наползания на опоры, лед бомбили с воздуха, подрывали взрывчаткой. Но его подвижка все-таки произошла…
В результате сильнейшего напора льда около 50 опор из 115 рухнули, увлекая за собой пролеты. Катастрофа случилась 18 февраля 1945 года.
Мост действовал таким образом лишь немногим более трех месяцев.

После прохождения по Керченскому мосту первого поезда большую группу строителей удостоили правительственных наград, но когда случилась авария, руководители стройки были лишены этих наград.
И.В.Сталин получил от спецорганов, занимавшихся расследованием случившегося, предложение о суровом наказании виновных. Но вождь, по сохранившейся среди военных инженеров легенде, на этот раз отказался его утвердить.
И.В.Сталин долго сидел в раздумье и в конце концов сказал: «Наказывать не будем. Я сам в этом виноват».
После окончания войны мост обследовала специальная комиссия, которая приняла решение о проектировании капитального высокого моста стоимостью около двух миллиардов рублей. Представляя Сталину проект, заместитель наркома путей сообщения И. Гоциридзе заметил: «Товарищ Сталин, это будет царь-мост».
Иосиф Виссарионович, подумав, ответил: «Товарищ Гоциридзе, мы царя свергли в 1917 году».
И вместо моста была построена паромная переправа.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14763
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

След.

Вернуться в Военная история

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google Adsense [Bot] и гости: 2