К вопросу о начале Великой Отечественной

Темы по военной истории

Re: К вопросу о начале Великой Отечественной

Сообщение alexbir » 06 авг 2016, 22:11

Dvu.ru-shnik писал(а):Виноват, ребяты, немного некорректно поступил... Имел в виду мотопехотную бригаду танковой дивизии
Немецкая танковая дивизия 1941 года (общая численность личного состава 13.700 человек) включала в себя танковый полк (около 2.600 человек), мотопехотную бригаду из двух моторизованных полков по два батальона каждый (около 6.000 человек), мотоциклетный батальон (1.078 человек), разведывательный батальон и артиллерийский полк трёхдивизионного состава.

на каждый танковый батальон, соответственно, при формировании боевой группы, приходилось по моторизованному батальону (а то и по два), по артбатальону (дивизиону, в советской транскрипции) и по противотанковой и сапёрной роте. Плюс по разведроте и по роте мотоциклистов в авангард, к разведроте. Удобно и функционально, на мой вкус.
Советский (мото) стрелковый батальон в танковой дивизии приходился на два танковых батальона (закавычено по причине обычного отсутствия а/транспорта для "мотостелков"). Артиллерия двух дивизионов придавалась побатарейно. Разведрота - на 2 танк. бата. Сапёры - 1 рота на 2 танк. бата.
Прошли годы Опыта. Мотострелковый батальон стал полагаться на три танковых батальона (то есть по роте на танкобат... ), ну и наоборот: к танковой роте - батальон мотострелков :)
Последний раз редактировалось alexbir 07 авг 2016, 18:36, всего редактировалось 1 раз.
Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 5078
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59

Re: К вопросу о начале Великой Отечественной

Сообщение Dvu.ru-shnik » 07 авг 2016, 13:45

Но начну я не со статистики, не со сводок или таблиц, а нескольких цитат о рейде Т-28 через Минск...
Готовить танк к походу Дмитрию помогала жена. Вместе они натаскали воды, принесли и установили тяжеленные аккумуляторы, взяли три сотни патронов и зарядили пять пулеметных дисков. Дмитрий заправил машину горючим и маслом, и вывел на дорогу. Попрощался с женой, пообещав, что расставание будет недолгим, что вернется домой после быстрой победы над фашистами. Тогда он не мог даже предполагать, что возвращение затянется на три долгих и страшных года...

Утром 27 июня Денисковский собрал лич­ный состав и отдал необходимые распоряже­ния. Весь день красноармейцы готовили имущество склада к эвакуации, паковали в ящики. Останавливали автомобили, следовавшие по шоссе на восток, загружали наиболее дефицит­ными запасными частями, резиной. Семьи военнослужащих, дети отправились на сани­тарных машинах. Малько попросил разрешения вывести хра­нящийся на складе Т-28, поступивший из капи­тального ремонта (по архивным данным здесь находились 63 танка Т-28, 62 машины доста­лись немцам, скорее всего именно эти «два­дцать восьмые» потом попали в немецкую кинохронику). Танк Т-28 Начальник склада ответил отказом, сослав­шись на то, что к танку нет экипажа. Но стар­ший сержант настаивал на своем, мол, машина хорошая, сильная, жаль оставлять: «Один справлюсь. Все-таки, более трех лет служил механиком-водителем» (у Дмитрия Малько это был не просто стаж, а боевой опыт: граждан­ская война в Испании, Халхин-Гол, освободи­тельный поход в Западную Белоруссию, совет­ско-финляндский конфликт). Майор, немного подумав, согласился на отправку танка с уходящей колонной: «Так и быть, готовь машину! Отвечаешь за нее».

Вечером Т-28 добрался до переправы через Березину. Здесь скопилось много отступающих войск, но свою колонну Малько так и не нашел. Тогда он обратился к командиру части, сто­явшей в лесу у реки. Старшего сержанта накор­мили, а его машину дозаправили.

Вскоре у Т-28 появился экипаж: коман­дир - майор и четыре курсанта.

К тому времени военный городок был пол­ностью эвакуирован. Окна казарм открыты настежь. Двери продовольственного склада сорваны с петель, внутри много ящиков с консервами и пачками галет. На складе ГСМ среди множества пустых бочек удалось обнаружить три полные – две с бензином и одну со смазкой. Нашлись и боеприпасы - 76-миллиметровые снаряды и целая гора коробок с патронами. Грузились долго. Экипаж постарался взять как можно больше снарядов. Когда все кассеты и ниши были заполнены, командир приказал класть снаряды прямо на пол. Затем все сво­бодное место заняли патронными коробками. После набивали патронами пулеметные диски. Всего было погружено более шестидесяти сна­рядов и около семи тысяч патронов. На обрат­ном пути завернули к продскладу и взяли на борт консервы и галеты, сколько могли уло­жить в битком набитый танк.

За один день 2 июля 1944 г. Тацинский тан­ковый корпус совершил почти 60-километро­вый бросок и к вечеру вышел на подступы к Минску. Всю ночь шел ожесточенный бой. В 3 часа утра тацинцы ворвались на городские окраины, а через два часа углубились в пере­плетение улиц с северо-востока. Из воспоми­наний Дмитрия Малько: «Я вел свой танк по изрытым снарядами улицам Минска, мимо парка Челюскинцев и смотрел на варварски разрушенный фашиста­ми город. На местах домов лежали груды развалин. У некоторых зданий уцелели лишь стены с пустыми проемами окон. На южной окраине еще шел бой, а здесь, в северо-восточной части города, уже стояла тишина и ред­кие жители выходили на улицы. Я вспомнил свой давний рейд по этим ули­цам ровно три года назад. Тогда тоже, как и сейчас, было 3 июля. Только в тот день мы прорывались к своим в одинокой машине сквозь скопище врагов и под их ураганным огнем, а теперь шествовали в колонне гроз­ных боевых машин, только что разгромивших противника и принесших освобождение. Когда въехали на Комаровку, я увидел у раз­вилки улиц обгоревший остов танка и узнал в нем свой Т-28. От волнения у меня сдавило горло. С разрешения командира я остановился у обгорелой машины, выскочил из люка своей «тридцатьчетверки» и подошел к остову танка, который уже покрылся ржавчиной. Центральная башня была сорвана, в моторной части зияла огромная дыра, правая гусеница перебита, и куски ее валялись тут же. Но даже и в таком безжизненном и искореженном виде танк все еще выглядел довольно внуши­тельно. К танкистам стали подходить жители Минска. Они благодарили гвардейцев за вызволение из фашистской неволи. В ликующей толпе оказался старик, свидетель боя Т-28 в июле 1941 г. «Дед помолчал немного, потом рассказал: - Немецкие офицеры затем часто приводи­ли к этому танку своих солдат и что-то втолковывали им, даже какой-то церемониал устраивали, будто клятву принимали. Я дивился этому и не мог понять, в чем дело. Потом сообразил, что фашистские командиры требовали от своих солдат воевать так же храбро, как те советские танкисты, которые осмелились одни пройти по всему городу да еще причинили такой урон противнику...».

Отсутствие экипажей, большое количество танков на окружных складах...
А топливо и боеприпасы, оказывается, можно было до самой Березины найти в частях... А ещё - и то и другое добывалось в брошенных военных городках...
Было топливо, как и были боеприпасы в приграничных округах, не было возможности доставить их воюющим подразделениям.
А вот теперь вернёмся уже к предыстории.
Честно скажу - очень хотелось бы услышать на этих страничках Бориса Николаевича с его знаниями в области промышленности СССР предвоенного и военного периодов, как и тебя, Дима. В области авиапрома тех времён так мало кто разбирается.
Наш народ не сотрёшь в порошок,
Его можно стереть только в порох

(Ильяс Аутов)
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7925
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: К вопросу о начале Великой Отечественной

Сообщение Dvu.ru-shnik » 07 авг 2016, 13:59

alexbir писал(а):Советский (мото) стрелковый батальон в танковой дивизии приходился на два танковых батальона (закавычено по причине обычного отсутствия а/транспорта для "мотостелков"). Артиллерия двух дивизионов придавалась побатарейно. Разведрота - на 2 танк. бата. Сапёры - 1 рота на 2 танк. бата.

Весь день красноармейцы готовили имущество склада к эвакуации, паковали в ящики. Останавливали автомобили, следовавшие по шоссе на восток, загружали наиболее дефицит­ными запасными частями, резиной.

Саныч, как видишь, ты абсолютно прав в этом аспекте...
А если вернуьбся к ведомостям укомплектованности, то в графе наличие автотранспорта (не по штату, а по списку и в наличии) одни сплошные пробелы или дикая разница между штатом и наличием...
Наш народ не сотрёшь в порошок,
Его можно стереть только в порох

(Ильяс Аутов)
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7925
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: К вопросу о начале Великой Отечественной

Сообщение alexbir » 07 авг 2016, 15:13

любопытный нюанс в истории войны в Испании прочёл на днях. Республиканцы, опираясь и на промпотенциал в своём распоряжении (основная промышленность оказалась под их контролем по первому этапу) - наделали достаточно много переделок из автомобилей в бронеавтомобили различного качества. Счет реально на более тысячи экземпляров. Франкисты переделкой практически (в более-менее подобных обьёмах) не занимались. Используя автотранспорт "мобилизованный" в первую очередь в виде транспортных колонн. В том числе несколько раз на корпусном-армейском уровне для быстрой переброски пехоты и артиллерии в периоды кризисов, по "внутренним операционным линиям", так сказать. По прямому предназначению.
Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 5078
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59

Re: К вопросу о начале Великой Отечественной

Сообщение Dvu.ru-shnik » 07 авг 2016, 15:21

Да, Саныч, читал. И о том, что республиканские бронеавтомобили оказались слабоватыми, тоже читал.
Привлекателен факт использования франкистами автотранспорта именно для повышения маневренности, что немцы и не преминули взять себе в копилку.
Мы тоже начали стремиться к насыщению автотранспортом частей - появление в штатах мотострелковых частей тому подтверждение, но... как я уже сказал - ведомости комплектности частей говорят о многом...
Наш народ не сотрёшь в порошок,
Его можно стереть только в порох

(Ильяс Аутов)
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7925
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: К вопросу о начале Великой Отечественной

Сообщение alexbir » 07 авг 2016, 15:43

Dvu.ru-shnik писал(а):...Привлекателен факт использования франкистами автотранспорта именно для повышения маневренности, что немцы и не преминули взять себе в копилку...
ну я про это самое. До мотопехоты в полном смысле, то есть придания автотранспорта на постоянной основе определённым подразделениям, они тогда не дотумкали, а вот немцы чётко уловили фишку и неуклонно её воплотили. Раз МОТОпехота - значит, таки безусловно и первоочерёдно с моторами. А не пешим ходом/верхом на броне "мотострелки" образца 43го, ещё. С артиллерией на конной тяге...
Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 5078
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59

Re: К вопросу о начале Великой Отечественной

Сообщение старый лис » 07 авг 2016, 17:15

Немцы от пехоты и плясали , а не от танков . Гудериан об этом рассказывает достаточно подробно(сам он во время ПМВ был кстати связистом) , Темой которую он исследовал была организация автомобильной переброски пехотного батальона к фронту . Отсюда родилась в результате долгого пути идея создания танковых дивизий , корпусов и армий . Так , что у немцев изначально танк предназначался для боевого обеспечения действий моторизованных подразделений. Разведки , охранения и их развертывания .
старый лис
 
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 21 июл 2016, 01:30

Re: К вопросу о начале Великой Отечественной

Сообщение alexbir » 07 авг 2016, 18:35

старый лис писал(а):Немцы от пехоты и плясали , а не от танков . Гудериан об этом рассказывает достаточно подробно(сам он во время ПМВ был кстати связистом) , Темой которую он исследовал была организация автомобильной переброски пехотного батальона к фронту . Отсюда родилась в результате долгого пути идея создания танковых дивизий , корпусов и армий . Так , что у немцев изначально танк предназначался для боевого обеспечения действий моторизованных подразделений. Разведки , охранения и их развертывания .

не-не-не, категорически не соглашусь. При формировании танковых дивизий - основным ударным средством всегда виделись именно танки. Но - именно в плотной связке с обеспечивающими их действия пехотой (особенно на бронетранспортёрах), в определённом соотношении, артиллерией и тыды. Почему в определенном соотношении - потому как, например, стрелковая рота просто не в состоянии полноценно прикрывать в наступлении танковый батальон. Или стрелковый взвод - танковую роту. Плотность огня - "не та". Танк должен поддерживаться отделением пехоты. То есть десятком пар глаз, пулемётом с лучшим обзором, и десятком стволов стрелковки. Ну, упрощённо. Моторизованная дивизия с танковым батальоном, то есть в два раза урезанным штатом танков - это "лёгкая танковая", по бедности, так сказать.
А при организации тд 41го года - всё просто, из кубиков, выкладывается, при желании. Каждая танковая рота поддерживаться может стрелковой ротой или взводом на БТР и стрелковой ротой на а/м, гаубичной батареей и батареей ПТО, имея в авангарде взвод на бронеавтомобилях и лёгких танках и взвод-роту мотоциклистов. Вся суть именно в связке, в компоновке удобной, у командира дивизии/полка/батальона - "всё под рукой", от танков до сапёров и колонн снабжения. Сила не в танковом батальоне, и не в мотострелковом батальоне, а - в "боевой группе", способной самостоятельно "порешать", на своём (количественно-пространственном) уровне.
Никаких "отдельных танковых батальонов" долбодятловских (речь не о более поздних тяжёлых, из Тигров - это чуток другая уже история и задачи/решения).
Кто первый поймёт, почему от бойца до бойца в цепи в наступлении, и до ближайшей брони должно быть не меньше 15 шагов - тот в итоге в Украинской войне и победит. (Александр Украинский, "Наука убеждать", ч. 1я.)
Аватара пользователя
alexbir
 
Сообщения: 5078
Зарегистрирован: 13 июн 2014, 00:59

Re: К вопросу о начале Великой Отечественной

Сообщение старый лис » 07 авг 2016, 20:13

Меня не совсем. правильно поняли. Я расказываю как родилась идея создания танковой дивизии . Как работала немецкая военная мысль .Гудериан начал работать над танковой темой в 22 году.Ему поручили изучение ряда вопросов, касающихся автомастерских, бензоскладов, специальных сооружений, штатов технического персонала, наиболее ценным оказалось порученное ему генералом фон Чишвитцем изучение проблемы переброски войск на автомашинах.Проблема переброски моторизованных войск в условиях маневренной войны сразу же вызвала необходимость организации охранения этих перебросок. Эффективное охранение могло осуществляться только бронетанковыми средствами.Когда же встал вопрос о возможности переброски автотранспортом целых дивизий вместе со всеми их тылами в условиях маневренной войны, стало очевидным, что для этого потребуется огромное количество грузовых автомашин. Гудериан не сразу пришел к идее о решающей роли танков , только в 29 году после 7 лет теоретической и практической работы он пришел к выводу , что танки могут быть использованы наиболее эффективно лишь тогда, когда всем остальным родам войск, поддерживающим танки, будет придана такая же скорость и проходимость ,Танки должны играть ведущую роль в соединениях, состоящих из различных родов войск; все остальные рода войск обязаны действовать в интересах танков. о том что не танки надо придавать пехотным дивизиям , а создавать танковые дивизии в состав которой будут входить все рода войск необходимые для обеспечения успеха танков. Применение танков в самом тесном взаимодействии с пехотой было совершенно органичным , оно выросло из этого взаимодействия ,само слово взаимодействие было определяющим при создании бронетанковых войск. поэтому применение танков бес самого тесного взаимодействия , как с мотопехотой так и с артилерией у немцем было в принципе невозможно .
старый лис
 
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 21 июл 2016, 01:30

Re: К вопросу о начале Великой Отечественной

Сообщение maxim. » 08 авг 2016, 00:42

По моим смутным представлениям, основным ударным средством немцев был "клин" танкового батальона на узком фронте при поддержке мотопехоты на ганомагах (спешивались прям на голову обороняющимся, до спешивания ведя бой с машин) или грузовиках (тут схема атаки мне не очень ясна), при арт и авиа подготовке атаки и поддержке атаки артиллерией. И хрен как остановить такой стальной каток... только если контратаками во фланг.

Вообще, крайне отрывчатые представления у меня по немецкой тактике, времени не хватает, к сожалению, засесть за чтение.
Да и не встречал на русском хорошего описания их техники боя.
Встречал, правда, на английском, но на чужом языке тяжело читать...

https://yadi.sk/i/gxH-qL2TtzZ7h
иллюстрации в крупном размере:
https://yadi.sk/d/hDujb1tctzZ9H




А вообще, немецкая военная школа, имхо, выросла из тактики штурмовых групп первой мировой, действия которых, как я понимаю, были чрезвычайно героизированы, и которые в конце первой мировой рассматривались нем.генштабом как основной инструмент наступления. И воспитанное в этом духе (самостоятельности, инициативности, применения к местности, тесного взаимодействия разного вида оружия и родов войск, изощренной тактики и многообразных приемов боя), воспитанное в этом духе офицерство фашистов - было тем еще противником, да еще при превосходстве в средствах связи дающих преимущество и возможность более сложного взаимодействия при быстроменяющейся обстановке и неплановом развитии боя...
maxim.
 
Сообщения: 209
Зарегистрирован: 13 янв 2015, 00:25

Пред.След.

Вернуться в Военная история

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1