Нетрадиционная схема танка (ещё один вариант)

Форум о военной технике не поступившей на вооружение

Re: Нетрадиционная схема танка (ещё один вариант)

Сообщение EvMitkov » 16 янв 2012, 03:15

Доброго времени суток всем!
Доброго времени суток, Саша, и - СПАСИБО за любопытный материал.
Любопытный и ЗНАКОВЫЙ не только к обсуждению с "заклёпочной составляющей", но и с точки зрения реалий ТОГО времени (1991-й), личностной составляющей авторов (П. Ф. Гнедаша, Л. И. Мазуренко, Е. А. Морозова) - и, соответственно, "зеркале" подоплеки этого материала.

Начну разговор, как обычно, ( ты знаешь, с конца :mrgreen: ) - с личностных характеристик "тех яблочек, которые иногда не далеко от яблоньки катятся, а иногда - откатываются приличненько."

П. Ф. Гнедаш, Л. И. Мазуренко, Е. А. Морозов - кто такие эти люди? Чтобы понять, нырнем в историю.
Кто таков Александр Александрович Морозов и чем знаменит - без комментариев. Кратко:
Советский конструктор танков, ген.-майор-инженер (1945), доктор техн. наук (1972), дважды Герой Социалистич. Труда (1942, 1974). Чл. КПСС с 1943. День рождения: 16.10.1904
Место рождения: Бежица, ныне в черте г. Брянск, Россия
Дата смерти: 00.00.1979

Окончил машиностроит. техникум (1930). В 1931-38 руководитель группы КБ завода, с 1938 заместитель начальника КБ, затем нач-к КБ и зам. гл. конструктора завода, с 1940 гл. конструктор. М. принимал непосредств. участие в разработке первого отечественного, среднего танка Т-24 (1930), а также лёгких колёсно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1935) и БТ-7М (1939). Танки БТ наряду с Т-26 составляли в 30-х гг. основу танк, вооружения Сов. Армии. В качестве технического руководителя проекта совместно с М. И. Кошкиным и Н. А. Кучеренко возглавлял разработку среднего танка Т-34, принятого на вооружение в 1940 году. Во время Великой Отечественной войны как главный конструктор руководил модернизацией танка Т-34, признанного лучшим танком периода 2-й мировой войны. После войны под руководством М. создан ряд новых типов танков и др. бронетанк. техники. Депутат Верх. Совета СССР 5-го созыва. Лауреат Гос. премий СССР (1942, 1946, 1948) и Ленинской премии (1967). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Кутузова 1-й степени, Суворова 2-й степени, 3 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, а также медалями.
Во второй половине 50-х годов творческая жизнь А.А.Морозова была связана с закладкой основ конструкции второго поколения танков послевоенного периода. Он, как сторонник революционного развития бронетанковой техники, смело пошел на резкий отрыв новых перспективных конструкций от конструктивных решений, апробированных в то время в нашей стране и за рубежом.
В частности, концепция "Меркавы" - это концепция Морозова.
Е.А.Морозов - его сын, работавший вместе с отцом и под его опекой.
"...Будучи отличным конструктором, А.А.Морозов много времени проводил непосредственно за чертежной доской, рассматривал и анализировал сотни схем и чертежей. Весьма ответственные разработки осуществлялись ближайшими соратниками А.А.Морозова – Я.И.Бараном, Е.А.Морозовым, М.А.Набутовским, Б.Н.Поляковым, Г.А.Омельяновичем, М.Г.Степановым и другими в бюро нового проектирования и затем в ходе освоения серийного производства танка Т-64."

Примерно из того же магазина и остальные унитары.
Ни в коей мере не считаю себя вправе ставить под сомнение профессиональные качества авторов работы, но "...некоторые нюансы наводят на некоторые мысли" ( Монтень). Но и об этом ниже.
Сейчас - о ВРЕМЕНИ.
1991-й.
Что такое для нашей страны 1991-й, начало девяностых - без комментариев. Большинство из нас помнят ТО ВРЕМЯ, время, когда проигравшая Третью Мировую Империя тряслась в предсмертной агонии. Умирающая Империя, с умирающей экономикой, укладом, ВПК, армией, идеологией, с умирающим БЫТИЕ (хорошим ли - плохим ли - но УСТОЯВШИМСЯ)
Со всеми вытекающими.
Об этом нужно говорить или подробно и тщательно - или только констатировать данность. Данность как историческую закономерность.
Но еще дышали заводы, еще работали НИИ и КБ. Еще оставался задел и ресурс прочности системы. Еще не разбежались-разъехались-вымерли талантливые ЛЮДИ. И, хотя и "семьдесятдвойка" была относительно хороша, "в стволе" находилась серия 90-х машин. Напомню - 1991-й год.
И именно в этот период появляется эта самая публикация.
Каково ЛИЧНО моё доверие и отношение к ней? К авторам?
[quote=]В конце 1930 г. па вооружение Красной Армии был принят танк Т-34, который, как показал опыт второй мировой войны, воплотил в себе не только оптимальный уровень тактико-технических характеристик и высокую технологичность конструкции, но и определил рациональную компоновочную схему того времени. Она была по достоинству оценена и воспринята в качестве образца для подражания разработчикамитанков как в СССР, так и за рубежом и многократно тиражирована в различных конструкциях танков периода второй мировой войны, а также в послевоенные годы.[/quote]

Ладно, с дикими натяжками и оговорками все-таки допустим, что
"...оптимальный уровень тактико-технических характеристик и высокую технологичность конструкции" -
С бронелистом в 45мм, люком мехвода в нем и бортовым расположением баков? С подвеской Кристи??? Без ком.башеньки??? С "паровозными" безбандажными катками????

Но
"...но и определил рациональную компоновочную схему того времени. Она была по достоинству оценена и воспринята в качестве образца для подражания разработчиками танков как в СССР, так и за рубежом и многократно тиражирована в различных конструкциях танков периода второй мировой войны, а также в послевоенные годы."
В СССР? В Т-44 и последующих машинах??? А может - в Германии с их традиционной немецкой компоновочной схемой???
У янки с их "шерманом" и его последующими вариациями? У британцев??? У израильтян????


Далее.
[quote=]К отличительным особенностям компоновочной схемы танка Т-34 можно отнести следующее:
1) броневой корпус с большими углами лобовых листов и дифференцированным уровнем защиты по азимуту;
2) вращающаяся на 360° башня с пушкой и боевым расчетом (командир танка, наводчик и заряжающий);
3) моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с дизельным двигателем, расположенное в кормовой части корпуса;
4) отделение управления с водителем в носовой части корпуса.
Такая компоновочная схема давала целый ряд преимуществ этому танку, ставшему самым массовым образцом бронетанковой техники 40-х гг.
[/quote]
Прошу пардон, однако даже в работе 1954-го года "ТАНК", любезно пересланной мне Борисом Николаевичем Сухиненко ( желающим ознакомиться - зеленый свисток мне в личку - выложу на файлообменник и дам ссылку - эта работа ТОГО СТОИТ) - даже в работе 1954-го года, априори призванной утверждать, что Сталинский СССР - "родина слонов" - и то намного грамотнее и корректнее говорится о подобной компоновочной схеме, предтечей которой стал великолепный РЕНО-ФТ конца Первой Мировой.
А что касается фразы - "...2) вращающаяся на 360° башня с пушкой и боевым расчетом (командир танка, наводчик и заряжающий);" - так от нее вообще берет оторопь. Это - у Т-34-85. Это - КАКОЙ ГОД! ЭТО - КТО У КОГО КОПИРОВАЛ!!!!

[quote=]
Размещение водителя в носовой части корпуса позволяет ему в секторе 90…120° иметь хороший обзор маршрута движения на малых средних дистанциях, не ограничивающий высоких средних скоростей в бою и на марше.
Заднее расположение силовой установки в комплексе с системами двигателя,топливом и трансмиссией и ведущими колесами обеспечивает при минимальных трассах коммуникаций компактность систем МТО, а экранирование его передней частью корпуса и башней от поражающего воздействия огневых средств противника поддерживает высокую живучесть силовой установки как следствие, сохраняет подвижность танка в бою.
[/quote]
Хороший обзор... На "тридцатьчетверке"...С люком на полладони, или в три пальца...

"...а экранирование его передней частью корпуса и башней от поражающего воздействия огневых средств противника поддерживает высокую живучесть силовой установки как следствие, сохраняет подвижность танка в бою." Болванка вдарила по танку... В лоб. ...или башню. Двигатель - цел. Экипаж...как следствие, сохраняет подвижность танка в бою... Без комментариев.

Еще раз ПОДЧЕРКНУ - я ни в коей мере не хочу порочить Т-34. Те, кто знают меня, знают, КАК я отношусь к этой машине. Для тех, кто меня знает меньше - уточню:
Я ЛЮБЛЮ эту машину. Я люблю её и знаю. Я работал на ней в разных землях, весях и ситуациях. Люблю её так, как мужчина любит свою жену, когда-то встреченную в молодости женщину, самую прекрасную для него тогда, сделавшую его тем, кем он стал сейчас. С годами мужчина открывает недостатки и изъяны, да и сам стареет. Но - если мужчина любит - он всегда будет помнить и видеть в женщине то, что является для него важным и главным. Свою ПЕРВУЮ ЛЮБОВЬ.


Ладно.
Еще раз отмечу только лишь, что все это писано не в сороковые. Не в шестидесятые. И даже не в андроповские восьмидесятые.
В "лихие девяностые", в самый разгар "бесцензурья" когда на центральных каналах в рекламах Лёня Голубков возносил МММ, Распутин подмигивал глазом с сертифицированных этикеток, круглосуточно в каждой подворотне торговали левым спиртом, самограйным бензином и Родиной, и говорить положительно о б успехах СССР было не модно и не престижно.
Тем не менее с той поры прошло более ДВАДЦАТИ лет, а перспектива так в эскизах и осталась. Нет, не во всем - кое-какие решения осуществлены, но - НЕ КОМПЛЕКСНО.
В чем же проблема?
Я не стану сечас говорить о бронезащите, общей защищенности и вооружении. Я не стану говорить сейчас даже о том, что "...танк - повозка для пушки".
Я хочу сказать только о двух нюансах, которые мешают этому проекту стат не только "повозкой для пушки", но и просто - "бронеповозкой".

Подвижность.
Удельная мощность и ходовая часть.

Удельная мощность. -
[quote=]Силовая установка включает в себя 2 одинаковых двигателя 11 и 16. Трансмиссия с гидрообъемной передачей позволяет регулировать величину мощности, передаваемой на каждый гусеничный обвод. Это позволяет:
использовать двигатели умеренной мощности при высокой мощности силовой установки в целом;
продолжить движение при боевых повреждени¬ях одного из двигателей;
снижать путевые расходы топлива за счет ис¬пользования одного из двигателей или обоих вместе в зависимости от дорожных условий.
[/quote]
Вобще-то говоря, любой мало-мальски грамотный инженер должен знать о том, что такое - "дробление мощностей".
Примитивно говоря: два двигателя, сблокированных в единый агрегат, ВСЕГДА имеют удельную мощность НИЖЕ, чем один двигатель такого же типа и мощности. Это - АЗБУКА.
Почему - вопрос специальный, ежели любопытно - расширю. Но именно из-за "дробления мощностей" к блокированным СЭУ прибегают только в тех случаях, когда это вызванно особой необходимостью - неимением ГД единой требуемой мощности, невозможностью обеспечения его приемлемых параметров или проч. Вспомните знаменитые "шерманы" "о пяти моторах"!!!
И тут потери мощности - не в процентах - в десятках процентов.
Далее.
Трансмиссия с гидрообъемной передачей - в просторечии управляемая гидромуфта. Известна применяема в технике давно. Однако и тут свои особенности. Как любое устройство, гидротрансмиссия также имеет свой КПД, который отнюдь НЕ 100%. Меньше. В разных конструкциях - по "разному меньше", но - МЕНЬШЕ. Опять потери.
О развесовке, надежности, эксплуатационной живучести и боеживучести сдвоенных систем охлаждения, смазки, питания я тоже пока говорить не буду - понятно и так.
Кроме того. При применении трансмиссии с гидрообъемной передачей в случае ПОРЕЖДЕНИЯ одного из ГЭУ в 80% вся система энергетической установки выходит из строя. Есть, разумеется, шанс того, что "пронесет", но коли уж угодило в МТО - ...
[quote=]5. С целью повышения живучести ходовой части целесообразно заменить 2-обводную ходовую часть на 4-обводную с приводом на каждый обвод. Это даст возможность танку при разрыве одного из обводов (и даже двух па разных бортах) не утратить подвижность.[/quote]
Алекс уже выкладывал на форуме видео с испытательными съемками таких "четырехгусяночных" машин. А в Куьинке в ангаре стоит "болотный" танк. Широко известная машина, её любят ставить в сети на аватарки и т.д. Фантасмагорично выглядит.
А янки на свой Т28 ставили четырехоюводные спаренные ленты. А "бэтушки" имели колесно-гусеничный ход...
"...4-обводную с приводом на каждый обвод." Так запросто! И просто, и надежно. А какая экономия массы!!!
"... Это даст возможность танку при разрыве одного из обводов (и даже двух па разных бортах) не утратить подвижность...." - хотел бы я на это посмотреть! Видимо, ребята гусеничный обвод путают с колесом. Так у "бэтэра" их НЕ ЧЕТЫРЕ...

А потом удивляемся, откуда проекты "поездов Сталина" и над "Крысой" и "мышатами" снисходительно посмеиваемся.

С уважением, Е.М.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 15705
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Вернуться в Опытные образцы и проекты

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2