Поиск по сайту

Home Бронетехника Танки Средний танк M26 Pershing (США)

PostHeaderIconСредний танк M26 Pershing (США)


Средний танк M26 PershingЕдва успев принять на вооружение средний танк M4 «Шерман», американские военные озаботились поиском его замены. Для них не были секретами существенные недостатки «Шермана», и прежде всего - его значительная высота, обусловленная передним расположением трансмиссии. Такая компоновка, «унаследованная» от предшественников, с одной стороны, позволяла монтировать на танк самые различные типы двигателей, но, с другой - вынуждала увеличивать высоту корпуса, чтобы пропустить карданный вал под боевым отделением. Требования к перспективному танку, утвержденные 25 мая 1942 г, предусматривали заднее размещение трансмиссии, что позволяло уменьшить высоту корпуса. Кроме того, следовало отказаться от надгусеничных ниш, «втиснув» корпус танка между гусеницами.


Благодаря этим решениям снижался забронированный объем, что позволяло при сохранении массы танка увеличить толщину брони. Ну, а раз масса оставалась прежней - то можно было обойтись и силовой установкой от «Шермана», точнее, от одной из его модификаций - 8-цилиндровым V-образиым карбюраторным двигателем «Форд» GAA. В мае 1942 г фирме «Дженерал Моторс» заказали два прототипа нового танка под обозначением T20, а в сентябре аналогичные заказы получили фирмы «Крайслер» (T22) и «Дженерал Электрик» (T23).
 
Из трех конкурсантов раньше всех справились с заданием инженеры «Дженерал Электрик» - первый прототип T23 вышел на испытания уже в январе 1943 г., а второй - в марте. Правда, такая спешка привела к тому, что на T23 применили старые тележки подвески с вертикальными пружинами (VVSS), существенно ограничивавшие подвижность. На T20 (первый прототип был готов в мае 1943 г.) и T22 (в июне) применили новые тележки с горизонтальными винтовыми пружинами (HVSS). В вопросе выбора трансмиссии конструкторы «Крайслера» проявили консерватизм - их T22 получил механическую трансмиссию, аналогичную применявшейся на M4A3 (естественно, переместив её в кормовую часть танка). На T20 стояла новая автоматическая гидромеханическая трансмиссия «Торкматик» 30-30В. Наконец, изделие «Дженерал Электрик», как и следовало ожидать, получило электромеханическую трансмиссию: карбюраторный двигатель приводил в действие генератор, а выработанный ток подавался на два электродвигателя, сблокированных с редукторами ведущих колес.
 
Все опытные образцы получили новое вооружение - 76,2-мм пушку M1 с одноплоскостным (только в вертикальной плоскости) стабилизатором. И хотя калибр по сравнению со старым 75-мм орудием «Шермана» увеличился на какой-то миллиметр, благодаря длинному 52-калиберному стволу бронебойные характеристики новой пушки значительно возросли. В качестве альтернативы рассматривались 76,2-мм пушка M7 со стволом длиной 57 калибров (M1 была её облегченным вариантом) либо старое 75-мм орудие M3, но с автоматом заряжания. Вспомогательное вооружение у всех прототипов было одинаковым: два 7,62-мм пулемета (спаренный с пушкой и курсовой в корпусе) и 12,7-мм зенитный. Экипаж также был одинаковым - 5 чел.
 
T23 был тяжелее конкурентов (не в последнюю очередь благодаря электромеханической трансмиссии) - 32,9 т против 29,8 т у T20 и 31,4 т у T22. Однако благодаря той же трансмиссии T23 продемонстрировал феноменальную маневренность, а его скорость достигала 56 км/ч. Т20 смог выжать 48 км/ч, а T22 — всего лишь 40 км/ч. В итоге был выдан заказ на производство 250 танков T23, и уже в октябре 1943 г. первая машина сошла с конвейера завода «Дженерал Электрик». Но в строевые части T23 так и не попали - «концепция поменялась». Столкнувшись во время боев в Тунисе с немецкими «Тиграми», американские танкисты внезапно осознали - для борьбы с этими «бронированными монстрами» нужно что-то более серьезное, чем 75-мм или 76,2-мм пушки.
 
Средний танк M26 Pershing
Ещё до начала выпуска T23 заказ на эти танки подвергся корректировке: теперь 50 машин следовало вооружить 90-мм пушкой в увеличенной башне. 40 из них обозначались T25, а 10 - T26. На последних, кроме нового вооружения, предписывалось увеличить толщину лобовой брони корпуса с 76 до 102 мм. Таким образом, предполагалось создать танк, равный «Тигру» по вооружению и защите, но с гораздо меньшим силуэтом и массой. По первоначальным прикидкам T25 должен был весить 32,5 т, а T26 - 36 т. Но в ходе дальнейшей проработки танки существенно «поправились» - даже пустые они весили, соответственно, 36,7 и 40,5 т. Заказчик потребовал снизить массу Естественно, не за счет вооружения и бронирования - если пожертвовать этими параметрами, то вся затея с T25 и T26 теряла смысл, «Анти-Тигров» из них не получилось бы. Наиболее существенным резервом оставалась тяжелая электромеханическая трансмиссия. Вместо неё решили применить гидромеханическую автоматическую трансмиссию «Торкматик».
 
В итоге, построили лишь два опытных T25 и один T26, а серийный заказ перевели на модификации T25E1 и T26E1, снабженные «Торкматиками». Их выпуск осуществлял завод «Фишер Тэнк Арсенал» в Гранд Бланк (шт. Мичиган), принадлежавший концерну «Дженерал Моторс». В феврале-мае 1944 г здесь изготовили 40 T25E1 и 10 T26E1, использовавшихся для различных испытаний. Помимо гидромеханической трансмиссии эти танки получили ещё и торсионную подвеску, сулившую целый ряд выгод по сравнению с пружинной. Во-первых, она была проще в изготовлении и обслуживании, во-вторых, обеспечивала большую плавность хода. Наконец, торсионная подвеска позволяла относительно легко увеличить ширину опорных катков и гусеницы, что было особенно важно из-за солидной массы танка. Последняя для T25E1 составляла 31,8 т, а для T26E1 - 36,9 т Как видно, отказ от электромеханической трансмиссии дал существенный выигрыш в массе. Ввиду этого, на T25E1 сохранили старые «шермановские» гусеницы шириной 483 мм, и лишь на T26E1 применили новые, шириной 610 мм.
 
Оба танка вооружались 90-мм пушкой 11 (впоследствии стандартизированной как МЗ). На T25E1 она устанавливалась в маске T99, а на T26E1 - в T99E1 с увеличенной до 114 мм толщиной бронирования. Башня представляла собой увеличенный вариант башни танка T23 с удлиненной кормовой нишей (это было необходимо для уравновешивания более тяжелого орудия). Испытания T25E1 и T26E1, проведенные весной 1944 г, показали, что «облегченная» подвеска, установленная на первом танке, менее надежна и требует более тщательного обслуживания по сравнению с «тяжелой» подвеской T26E1. Когда же стали поступать известия о ходе танковых боев в Нормандии, военные окончательно утратили интерес к «недобронированному» T25E1, сосредоточившись на более тяжелом варианте.
 
В принципе, уже весной 1944 г танк с 90-мм пушкой был готов к серийному производству, но его внедрение тормозилось, можно сказать, сознательно: к тому времени был создан истребитель танков M36 (на шасси «Шермана») с таким же орудием, и некоторые «светлые умы» сочли, что армия может вполне обойтись ним. Для «встряски» снова понадобился опыт боев и потерь - на этот раз в Нормандии. Летом 1944 г немецкие танки достаточно успешно боролись с «Шерманами», а американские истребители танков ввиду слабого бронирования башни годились на роль оборонительного оружия, действующего из засад, но никак не наступательного. В общем, стало понятно: без «нормального» тяжелого танка не обойтись. 29 июня 1944 г классификацию T26E1 изменили - из среднего он официально «подрос» до тяжелого.
 


 
Кто на сайте
Сейчас 142 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru