Поиск по сайту

Home Бронетехника Танки Тяжелый танк Т-10М «Объект 272» (СССР)

PostHeaderIconТяжелый танк Т-10М «Объект 272» (СССР)


Тяжелый танк Т-10М «Объект 272»Танк T-10M, разра6отанный в конструкторском бюро (ОКБТ) ЛКЗ в 1955 г. иод руководством главного конструктора завода Ж.Я. Котина, являлся последним серийным тяжелым танком, изготавливавшимся в СССР. Он представлял собой усовершенствованный вариант танка Т-10Б. При проектировании имел обозначение «Объект 272». Опытный образец был изготовлен в 1957 г. Танк был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 26 сентября 1957 г. Серийное производство танка осуществлялось в Челябинске на ЧТЗ с 1958 г. по 1965 г. и в Ленинграде на ЛКЗ с 1958 г. по 1962 г. Серийные танки ЧТЗ первоначально имели некоторые конструктивные отличия по сравнению с танками ЛКЗ и обозначались индексом «Объект 734». С 1962 г. в производстве на обоих заводах находились только танки Т-10М («Объект 272»). Всего было выпущено 1079 танков Т-10М. Указом Президента РФ от 23 сентября 1997 г. танк был снят с вооружения МО РФ.


Танк имел классическую схему общей компоновки с разобщенным размещением экипажа из четырех человек, установкой 122-мм пушки высокой баллистики во вращающейся башне и продольным расположением дизеля в кормовой части броневого корпуса. Механик-водитель размещался в носовой части корпуса в центре отделения управления вдоль продольной оси корпуса. В боевом отделении слева от пушки последовательно располагались наводчик и командир танка, справа от пушки -заряжающий. Для посадки и выхода членов экипажа из танка были предусмотрены персональный люк для механика-водителя в верхней части отделения управления и два люка в крыше башни. В днище танка, за сиденьем механика-водителя, располагался люк запасного выхода, крышка которого открывалась вниз.
 
В крышке люка механика-водителя и в верхних броневых листах носа корпуса устанавливались смотровые перископические приборы наблюдения. Для вождения танка ночью на рабочем месте механика-водителя устанавливается ночной бинокулярный смотровой прибор ТВП-2Т. В качестве источника инфракрасного света использовалась фара ФГ-100, которая устанавливалась на нравом скуловом листе корпуса танка. Для наблюдения за полем боя на рабочем месте наводчика, помимо прицелов, устанавливался один смотровой прибор ТПБ-51, на рабочем месте заряжающего - один призменный смотровой прибор ТПН. на рабочем месте командира в командирской башенке - прибор ТПКУ-2 и семь призменных смотровых приборов ТНП. Для наблюдения за местностью в ночных условиях в командирской башенке вместо прибора ТПКУ-2 устанавливался прибор ночного видения ТКН-1. В качестве источника инфракрасного света использовался осветитель ОУ-3Т, устанавливавшийся на командирской башенке. Наводчик в ночных условиях использовал для наблюдения ночной прицел ТПН1-29-14 с ИК-прожектором Л-2.
 
Тяжелый танк Т-10М «Объект 272»
Танк был вооружен 122-мм нарезной cтaбилизиpoвaннoй пушкой М62-Т2 высокой баллистики, 14,5-мм спаренным пулеметом КПВТ, располагавшимся справа от пушки, а также 14,5-мм пулеметом КПВТ, установленным на вращавшейся турели зенитной установки, смонтированной на основании люка заряжающего. Пушка была снабжена электромеханическим досылателем снарядов и гильз, эжекционным устройством удаления пороховых газов после выстрела и дульным тормозом активно-реактивного типа. Боевая скорострельность пушки составляла 2-3 выстр./мин. Максимальное давление пороховых газов в канале ствола было равно 392 МПа (4000 кгс/см) дульная энергия пушки - 11,3 МДж (1154 тс»м). Вылет ствола пушки составлял 2165 мм. Наводка пушки в цель осуществлялась с помощью двухплоскостного стабилизатора «Ливень» и прибора ПУОТ-2С или с помощью ручных механизмов подъема пушки и поворота башни. Основным элементом прибора ПУОТ-2С являлся перископический прицел Т2С-29 «Удар» со стабилизированным в двух плоскостях полем зрения. При стрельбе ночью использовался электронно-оптический монокулярный перископический прицел ТПН1-29-14. При стрельбе из пушки с закрытых огневых позиций применялись боковой уровень и азимутальный указатель. Углы наводки пушки по вертикали составляли от -4 до +15°. Наибольшая прицельная дальность стрельбы достигала 5000 м, максимальная дальность стрельбы с помощью бокового уровня - 15 000 м. Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом по цели высотой 2 м составляла 1130 м.
 
Плавное изменение скорости поворота башни электроприводом осуществлялось в пределах от 0,05 до 18 град./с. Гребневого типа стопор башни обеспечивал фиксацию башни относительно корпуса танка в любом ее положении. Для стопорения пушки в походном положении имелись два стопора. Одни стопор крепился к крыше башни и позволял закреплять пушку в положении «пушка вперед» при угле возвышения около +4°, а второй - кренился к кормовому листу корпуса и обеспечивал крепление пушки в положении «пушка назад» при угле возвышения около +5°. Крупнокалиберный пулемет, спаренный с пушкой, мог использоваться как пристрелочный, стреляные гильзы отводились через гильзовыводную трубку наружу машины. При стрельбе из пулемета зенитной установки но воздушным целям использовался коллиматорный прицел ВК-4, при стрельбе по наземным целям - оптический прицел ПУ-1. Конструкция зенитной установки позволяла вести круговой обстрел при углах возвышения пулемета от -5 до +85°.
 
Боекомплект танка состоял из 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания к пушке и 744 патронов к пулеметам. Кроме того, внутри танка укладывались два автомата АК-47 с боекомплектом 600 патронов, 20 гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 24 сигнальными патронами. В состав боекомплекта к пушке с 1964 г. входили кумулятивные снаряды с начальной скоростью 950 м/с, а с 1967 г. - бронебойно-подкалиберные снаряды с начальной скоростью 1600 м/с. Кумулятивный снаряд пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, а бронебойно-подкалиберный - 320 мм на дальности 2000 м.
 
Броневая защита танка - противоснарядная. Сварной корпус танка был изготовлен из катаных броневых листов толщиной 16, 20, 50, 60, 80 и 120 мм. Лобовая часть корпуса состояла из двух верхних и нижнего броневых листов толщиной 120 мм, имевших углы наклона от вертикали соответственно 55° и 50°. Угол подворота верхних листов составлял 40°. Борт корпуса состоял из сваренных между собой верхнего наклонного листа и нижнего гнутого листа толщиной 80 мм, имевшего наклонную (62° от вертикали) и вертикальную части. Корма корпуса была сварена из двух броневых листов - верхнего толщиной 50 мм, расположенного под углом 55° от вертикали, и нижнего толщиной 60 мм, установленного под углом 20° от вертикали. Толщина броневых листов крыши корпуса над обитаемыми отделениями составляла 30 мм, днища корпуса - 16 мм.
 
Башня танка отливалась из броневой стали марки МБЛ-1. Максимальная толщина брони в лобовой части была доведена до 250 мм. Крыша башни изготавливалась из броневого листа толщиной 30 мм и приваривалась к литой части башни. Башня танка устанавливалaсь на шариковой опоре с охватываемым подвижным погоном, с касанием шариков с беговыми дорожками погонов в двух точках. Первоначально на танке устанавливались две дымовые шашки БДШ-5, а также стационарное углекислотное противопожарное оборудование трехкратного действия с термодатчиками в моторно-трансмиссионном отделении и один ручной огнетушитель ОУ-2. С 1964 г. на танке устанавливались унифицированная автоматическая система ППО «Роса-2» и два ручных огнетушителя ОУ-2.
 


 
Кто на сайте
Сейчас 153 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru