Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Бронетехника Танки Средний танк Т-54А (СССР)

PostHeaderIconСредний танк Т-54А (СССР)


Средний танк Т-54АТанк Т-54А являлся дальнейшим развитием танка Т-54 в отношении повышения его огневой мощи. Он был разработан коллективом КБ Уралвагонзавола в Нижнем Тагиле, который возглавлял и.о. главного конструктора Л.Н. Карцев. ОКР по созданию среднего танка Т-54 со 100 мм пушкой Д10-ТГ и стабилизатором «Горизонт» была задана Постановлением СМ СССР от 14 апреля 1952 г. При проектировании танк имел обозначение «Объект 137Г». Во второй половине 1952 г. на заводе № 183 было изготовлено 2 опытных образца, которые после проведения заводских испытаний были доработаны и в апреле 1953 г. переданы для проведения полигонных испытаний. Но результатам полигонных испытаний министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Н.А. Булганиным 21 октября 1953 г. было принято решение об изготовлении установочной партии танков для войсковых испытаний.


Постановлением СМ СССР от 19 ноября 1954 г. танк был утвержден для серийного производства и ему была присвоена марка Т-54А. В январе 1955 г. заводом была изготовлена установочная партия танков Т-54А в количестве 50 машин для войсковой эксплуатации. По результатам войсковых испытаний в конструкцию стабилизатора были внесены изменения. Приказом министра обороны СССР от 22 марта 1955 г. он был принят на вооружение Советской Apмии. Серийное производство танка осуществлялось с 1955 г. по 1957 г. в Харькове (завод №75), Омске (завод №174) и Нижнем Тагиле (завод №183). Всего выпущено 4602 танка Т-54А.
 
Компоновка танка была аналогична компоновке танка Т-54. Отделение управления располагалось слева в носовой части корпуса танка. В нем размещалось рабочее место механика-водителя. Над сиденьем механика-водителя в крыше корпуса имелся люк, закрывавшийся броневой крышкой. Впереди люка были установлены два призменных прибора наблюдения. При вождении танка в положении механика-водителя «по-походному» (с открытым люком) над его гoлoвoii в ненастную погоду устанавливался колпак со смотровым стеклом. Стекло имело электрический обогрев и было оборудовано стеклоочистителем с ручным приводом. При вождении танка ночью вместо левого смотрового призменного прибора устанавливался прибор ночного видения ТВН-1 («Угол»). При совершении марша ночью прибор ТВН-1 мог устанавливаться снаружи танка на специальном кронштейне. В носовой части корпуса тапка справа от рабочего места механика-водителя были размещены передние топливные баки, аккумуляторные батареи и основная часть боекомплекта к пушке.
 
Боевое отделение располагалось в средней части корпуса и в башне. В нем находились основное и вспомогательное оружие танка. Рабочее место наводчика находилось слева от пушки, командира танка - за рабочим местом наводчика. Для безопасной работы командира между его рабочим местом и пушкой было установлено неподвижное съемное ограждение. Рабочее место командира было оснащено командирской башенкой, располагавшейся на крыше башни. В передней части командирской башенки устанавливался прибор наблюдения командира ТПК-1 «Узор», а по периметру крышки люка - четыре призменных прибора. Рабочее место заряжающего было оборудовано справа от пушки. Наводчик и заряжающий могли вести наблюдение через индивидуальные смотровые приборы МK-4, располагавшиеся в крыше башни. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса и было отделено от боевого отделения перегородкой. В нем были установлены двигатель с системами, обеспечивавшими его работу и агрегаты трансмиссии.
 
Основным оружием танка Т-54А являлась 100-мм стабилизированная танковая пушка Д10-ТГ с эжекционнным устройством для удаления пороховых газов из ствола пушки после выстрела. Боевая скорострельность пушки при стрельбе с места достигала 7 выстр/мин, при стрельбе сходу - 4 выстр./мин. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ. Еще один 7,62-мм пулемет СГМТ (курсовой) был установлен в отделении управления. 12,7-мм пулемет ДШК (с 1956 г. - ДШКМ) устанавливался на вращающейся турели, находившейся на основании люка заряжающего. В комплект танка также входили 7,62-мм автомат АК-47, 26-мм сигнальный пистолет СПШ и двадцать ручных гранат Ф-1. Боекомплект к основному оружию состоял из 34 выстрелов, к пулеметам СГМТ - 3000 патронов, к пулемету ДШК - 500 патронов, к автомату - 300 патронов, к сигнальному пистолету - 12 патронов.
 
Средний танк Т-54А
При наводке пушки и спаренного пулемета в цель применялся телескопический шарнирный прицел ТШ2А-22 с электрообогревом защитного стекла и механизмом очистки защитного стекла от пыли и грязи. Углы наводки спаренных пушки и пулемета в вертикальной плоскости составляли от -4-5 до +17-19°. Для обеспечения автоматического удержания пушки, спаренного с ней пулемета и прицела в заданном положении в вертикальной плоскости танк был оснащен стабилизатором танковой пушки СТП-1 («Горизонт»). Он представлял собой силовой электрогидравлический привод с гироскопическим задающим устройством. Основными элементами стабилизатора являлись гироблок с преобразователем и электронно-ламповым усилителем, гидроусилитель с приводным электродвигателем и силовой цилиндр. Скорость вертикальной наводки пушки от пульта управления наводчика при включенном стабилизаторе составляла от 0,07 до 4,5 град./с, а средняя величина отклонений пушки и спаренного пулемета от заданного положения при движении танка не превышала одной тысячной дальности. Величина угла склонения спаренных пушки и пулемета при включенном стабилизаторе уменьшалась по сравнению с углом наводки при выключенном стабилизаторе на 45', а угол возвышения - на 45'-3°45'. При включении стабилизатора в подъемном механизме пушки секторного типа со сдающим звеном с помощью рукоятки переключения осуществлялось расцепление червяка от червячного колеса.
 
Механизм поворота башни имел ручной и электромоторный приводы. Для предохранения от поломок в механизме поворота башни имелась дисковая фрикционная муфта, выполнявшая роль сдающего звена. Преимущественно поворот башни осуществлялся с помощью танкового автоматизированного электропривода наведения ТАЭН-3 «Восход» с рабочего места наводчика поворотом пульта управления и с рабочего места командира нажатием на кнопку целеуказания на левой рукоятке прибора наблюдения. Скорость поворота башни могла плавно изменяться от 0,05 до 10 град./с в зависимости от угла поворота пульта наводчика. При командирском целеуказании башня поворачивалась с максимальной скоростью. Прямая наводка в цель пушки и спаренного с ней пулемета осуществлялась с помощью телескопического шарнирного прицела ТШ2А-22, имевшего сменное (3,5'' и 7") увеличение. Максимальная прицельная дальность стрельбы из пушки составляла 6900 м, из пулемета - 2200 м. При стрельбе с закрытых огневых позиций использовался боковой уровень и угломерный круг на погоне опоры башни. Максимальная дальность стрельбы - 15 600 м.
 
Производство выстрела из танковой пушки осуществлял наводчик с помощью спускового механизма, состоявшего из электрического и механического (ручного) спусков. Электроспуск производился с помощью кнопки, находившейся в верхней части правой рукоятки пульта управления или от рычага электроспуска, размещавшегося на рукоятке маховика подъемного механизма пушки. Рычаг механического спуска находился на левом щите ограждения пушки. Стрельба из спаренного пулемета производилась также наводчиком. Электроспуск производился с помощью кнопки, находившейся в верхней части левой рукоятки пульта управления. Огонь из курсового пулемета вел механик-водитель, наводя его на цель поворотом тапка. Кнопка электроспуска курсового пулемета располагалась в верхней части правого рычага управления поворотом танком. Стрельбу из пулемета ДШК вел заряжающий, стоя на своем сиденье. Наводка пулемета в воздушную цель производилась с помощью коллиматорного прицела К10-Т, а в наземную - с помощью рамочного прицела.
 
Броневая защита танка - противоснарядная. Корпус танка был сварен из броневых катаных листов толщиной 20, 30, 45, 80 и 100 мм. Башня танка - литая с переменной толщиной брони от 48 до 200 мм. Для тушения пожара, возникшего в танке, применялась полуавтоматическая углекислотная установка с кнопочным управлением. Создание дымовой (аэрозольной) завесы осуществлялось с помощью двух шашек БДШ-5, располагавшихся на корме корпуса танка. На каждом четвертом изготавливавшемся на заводе танке к верхнему наклонному листу броневого корпуса приваривались два кронштейна, а к нижнему наклонному листу - восемь планок. Они предназначались для установки на танк каткового минного трала ПТ-54.
 
Средний танк Т-54А
Основу силовой установки танка составлял четырехтактный дизель В-54 мощностью 382 кВт (520 л.с.). Двигатель был расположен перпендикулярно к продольной оси танка. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера СТ-16М мощностью 11 кВт (15 Л.С.). В случае отказа в работе электростартера пуск двигателя осуществлялся с помощью системы воздушного пуска. Сжатый до давления 13,5-15 МПа (135-150 кг/см воздух находился в двух баллонах емкостью по 5 л каждый. Минимальное давление, при котором осуществлялся пуск двигателя, составляло 4,5 МПа (45 ктс/см) летом и 6,5 МПа (65 кгс/см) зимой. В топливной системе применялось дизельное (летнее, зимнее и арктическое) топливо. Общая емкость внутренних топливных баков составляла 532 л, наружных -280 л. Запас хода по шоссе на внутренних и наружных топливных баках достигал 420-440 км, по грунтовой дороге -280-290 км. В системе воздухоочистки был применен двухступенчатый воздухоочиститель с эжекционным удалением пыли из пылесборника. В закрытой с принудительной циркуляцией жидкости системе охлаждения был установлен трубчатый радиатор. Заправочная емкость системы смазки двигателя составляла 82 л. Для подготовки двигателя к пуску в период зимней эксплуатации применялся форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом.
 
Механическая трансмиссия состояла из входного шестеренчатого редуктора, многодискового, сухого трения (сталь по стали) главного фрикциона, пятиступенчатой коробки передач с постоянным зацеплением зубьев шестерен и с синхронизаторами на II-V передачах, двух планетарных двухступенчатых механизмов поворота танка и двух одноступенчатых бортовых редукторов (i=6,78). В состав гусеничного движителя входили: два ведущих колеса со съемными венцами цевочного зацепления с гусеницами и две металлические мелкозвенчатые (шаг трака 137 мм) гусеницы с ОМШ, два направляющих двухдисковых колеса с двух-червячными механизмами натяжения гусениц и десять литых двухдисковых опорных катков с наружной амортизацией. Опорные катки левого борта были смещены назад на 105 мм по отношению к каткам правого борта. С апреля 1956 г. в опорных катках стали применяться диски новой формы. Каждая металлическая гусеница состояла из 90 траков с гребнями, соединенных между собой шарнирно с помощью 90 пальцев. Траки шириной 580 мм отливались из стали Гадфильда (сталь Г13ФЛ). Масса одной гусеницы составляла 1300 кг.
 
Система подрессоривания танка состояла из десяти балансиров (по пять на борт), десяти торсионных валов, десяти кронштейнов, десяти упоров балансиров, десяти опор балансиров и четырех рычажно-лопастных гидроамортизаторов двухстороннего действия, установленных па крайних узлах. Балансиры последних узлов подвески в отличие от остальных, устанавливались против хода танка. Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме. Номинальное напряжение электрической бортовой сети танка составляло 26 В. В качестве источников электрической энергии использовались четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М, соединенные последовательно-параллельно, и генератор Г-74 мощностью 3 кВт с реле-регулятором РРТ-31. Для внещней связи использовалась радиостанция 10 РТ-26Э (с января 1957 г. - Р-113), для внутренней - танковое переговорное устройство ТПУ-47 (с января 1957 г. - Р-120).
 
Па базе танка Т-54А был создан командирский танк Т-54АК. Производство танков Т-54А по лицензии было организовано в конце 50-х гг. в Польской Народной Республике, в Китайской Народной Республике и в Чехословацкой Республике.
 
Кто на сайте
Сейчас 203 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru