Поиск по сайту

Home Бронетехника Танки Основной боевой танк Т-14 «Армата» (Россия)

PostHeaderIconОсновной боевой танк Т-14 «Армата» (Россия)


Пусковые установки КАЗ «Афганит» смонтированы в нижней части башни и главным образом направлены вперед и в стороны бортов. Таким образом, фронтальная часть защищена сильнее, что логично. Тем не менее, задняя полусфера тоже прикрыта - для этого установлены две мортиры. На крыше башни смонтированы пусковые установки несколько другого типа, но тоже являющиеся составной частью КАЗ «Афганит». Они предназначены для защиты от противотанковых средств и их боевых элементов, поражающих танки сверху, например, от авиационных ракет типа Maverick, ПТУР типа Javelin или NLAW. При грамотном использовании танка Т-14 в бою комплекс средств защиты обеспечивает ему беспрецедентную защищенность, не имеющую аналогов в мире. Правда, у обозревателей вроде упоминавшегося П. Фельгенгауэра есть другое мнение. Он утверждает следующее: «Заявления о том, что лобовая броня Т-14 «Армата» будто бы непробиваема - пустая бравада, в отечественном арсенале просто нет БПС, близко сравнимых по могуществу с американскими или немецкими, чтобы провести достоверные испытания».
 
Основной боевой танк Т-14 «Армата» (Россия)
А откуда этот «эксперт» знает, что у нас нет ничего подобного? Возможно, по привычке - типа «в США и в Германии все всегда лучше»? А может быть, в американских и немецких снарядах вольфрам или обедненный уран тяжелее и тверже? Если и хвалить чьи-то снаряды для танковых пушек, так уж точно не американские. В США даже 120-мм пушку для «Абрамса» М1А1 у немцев покупали, а они с тех пор ушли далеко вперед. Дело в том, что в 1990-х гг. в компании «Рейнметалл», той самой, что делает пушки для «Леопардов» и продала лицензию на производство 120-мм танковых пушек в США, разгорелся скандал. В ее распоряжении оказался танк Т-72С с динамической защитой «Контакт-5». По нему произвели десять выстрелов новейшими снарядами из пушки Rh120/L44 (такой же, как и на американских М1А1) танка «Леопард-2А5» с дистанции 1000 м, но не получили ни одного пробития брони! А ведь в России уже тогда был принят на вооружение Т-90 и велись работы над танком Т-90А. Поэтому немецкие оружейники срочно начали проектировать новую пушку Rh120/L55 и боеприпасы к ней. Так у немцев появился танк «Леопард-2А6». Однако новыми снарядами из штатной пушки «Абрамса» стрелять нельзя - разорвет, а новую пушку с более длинным стволом в этот танк установить пока не получилось.
 
Комплекс вооружения танка Т-14 в основном размещается в боевом модуле, отдельные системы расположены в обитаемом модуле или в отделении управления. Там, очевидно, находятся элементы автоматизированной системы управления огнем (СУО). Что касается оружия, боекомплекта, силовых приводов наведения башни и пушки, прицельно-наблюдательных комплексов командира и наводчика, то все это вынесено за пределы обитаемого отделения. В качестве основного оружия танка Т-14 используется 125-мм гладкоствольная пушка 2А82 с хромированным каналом ствола, без устройства его продувки. Для стрельбы из нее могут использоваться как все существующие 125-мм выстрелы (в том числе и с управляемой ракетой), так и новые, предназначенные специально для этой пушки. Как сообщается, по техническим характеристикам (точность, кучность, начальная скорость снаряда, могущество действия боеприпасов) 2А82 превосходит все танковые пушки мира в 1,2-1,25 раза. По дульной энергии она превосходит почти на 20% лучший образец зарубежного производства - пушку Rh120/L55 танка «Леопард-2А6» (2А7+). Судя по тому, что длина ствола пушки 2А82 превышает длину ствола пушки 2А46М (длина ее ствола 52 калибра), можно предположить, что длина ствола нового орудия такая же, как и у новой пушки «Рейнметалл» - 55 калибров.
 
Боекомплект пушки танка Т-14 составляет 45 выстрелов, из них 32 выстрела находятся в автомате заряжания и готовы к боевому использованию. Это на десять выстрелов больше, чем в боеукладках первой очереди любого современного зарубежного танка. По сообщениям разработчиков, автомат заряжания может обеспечить неизменный в течение всего боя при стрельбе с места или с ходу темп стрельбы - до 12 выстр./мин. По этому показателю ближе всех к нашей машине стоит французский «Леклерк» S21, оснащенный автоматом заряжания с темпом стрельбы до 10 выстр./мин. Что касается танков с ручным заряжанием, то максимальный темп их стрельбы в первую минуту может составить 5-6 выстр./мин (в зависимости от навыков заряжающего и конструктивных особенностей танка), а затем он снижается до 3-4 выстр./мин и продолжит замедляться из-за усталости заряжающего.
 
Для повышения боевой эффективности пушки 2А82 были созданы новые выстрелы с бронебойно-подкалиберным оперенным снарядом «Вакуум» с длиной бронебойного сердечника 900 мм (это не меньше, чем на БПС западного производства), с осколочно-фугасным снарядом 3ВОФ128 «Тельник» с дистанционным подрывом снаряда на траектории и выстрел 3УБК21 с управляемой ракетой «Спринтер». Новые боеприпасы успешно прошли государственные испытания и приняты на вооружение. Необходимо подчеркнуть, что изначально пушка 2А82 разрабатывалась для модернизации танков типа Т-90. Выбор этого орудия для танка Т-14 обусловлен тем, что установка орудия калибра 152 мм повлекла бы за собой сокращение возимого боекомплекта в 1,5-2 раза. К тому же, на сегодняшний день экипаж танка, оснащенного 125-мм пушкой 2А28, способен успешно решать все поставленные перед ним боевые задачи. А если появятся иные задачи, тогда и поставят пушку калибра 152 мм, тем более что она испытана и готова к серийному производству.
 
Основной боевой танк Т-14 «Армата» (Россия)
Кстати, когда мне довелось встретиться с главным конструктором танка «Абрамс» доктором Филиппом Леттом, я спросил его, почему на новый американский танк сразу не поставили 120-мм пушку? Ведь все прекрасно понимали, что 105-мм пушка уже не могла успешно бороться с новыми советскими танками Т-72А, Т-64Б и Т-80. Ответ конструктора меня просто ошеломил: «Наши (американские. - Прим. авт.) военные сказали, что на складах очень много 105-мм боеприпасов, их надо как-то расходовать, потом, когда-нибудь поставим на «Абрамс» новую 120-мм пушку». Лишнее подтверждение того, что на Западе все подчинено одной задаче - добыче любыми путями денег! И не важно, погибнут солдаты или нет, смогут они решить задачу или нет, ДЕНЬГИ! И пусть кто-нибудь попробует доказать, что это не так. В нашей стране с передачей предприятий оборонно-промышленного комплекса в частную собственность некоторые их руководители тоже намеревались сэкономить на качестве брони, резинотехнических изделий, порохе и т.д., но, к счастью, эти попытки были пресечены.
 
Кстати, о порохе. Сравнивая отечественные танки и танки стран НАТО, не надо забывать одну деталь. Все боеприпасы НАТОвского
производства имеют нижний температурный предел использования -30°C, а российские (советские) боеприпасы - -50°C, учитывая наши природные условия. Российские конструкторы боеприпасов рассказывали, что если бы им разрешили поднять нижний температурный предел до -30°C, то они сделают боеприпас, превосходящий лучший натовский в разы! Впрочем, у них и так неплохо получается.
 
Автоматизированная СУО основного танка Т-14 включает в себя прицельно-наблюдательные комплексы командира и наводчика, систему кругового видеонаблюдения, бортовой компьютер, стабилизатор оружия, комплекс управления пулеметной установкой, комплекс автоматических датчиков условий стрельбы, включая метеодатчик и устройство учета изгиба ствола. Особенности СУО нового танка не разглашаются, но следует полагать, что она превосходит по своим характеристикам все предшествующие. Основываясь на кадрах телепередачи «Военная приемка» канала «Звезда», наблюдение за полем боя, обнаружение целей и наведение на них оружия осуществляется членами экипажа танка с использованием жидкокристаллических интерактивных мониторов. При этом в составе СУО машины имеется автомат сопровождения цели.
 
По показателям подвижности новый российский танк Т-14 значительно оторвался от своих предшественников Т-72 и Т-90, сравнявшись по скорости с Т-80, но сохранив при этом лучшие качества дизельных машин. Такие характеристики танку обеспечивает 12-цилиндровый Х-образный турбированный дизель 12Н360, развивающий максимальную мощность 1500 л.с. Если учесть, что полная масса Т-14, как сообщалось, не превышает 50 т, то по показателю удельной мощности (примерно 30 л.с./т) он значительно превосходит любой из танков зарубежного производства. Дизель соединен с автоматической трансмиссией и совместно с некоторыми системами обеспечения объединены в единый моноблок.
 
Новая ходовая часть, включающая на каждый борт по семь опорных катков, четыре поддерживающих катка, ведущее колесо в корме и направляющее колесо в носовой части машины, имеет независимую торсионную подвеску с тремя лопастными гидроамортизаторами: двумя на первых узлах подвески и одним на последнем, седьмом, узле подвески. Ходовая часть и подвеска обеспечивают машине высокие средние скорости движения по пересеченной местности. По рассказам офицеров-танкистов, которым довелось эксплуатировать Т-14, ощущения от езды на этой машине по плавности хода и работе подвески не сравнимы ни с одним другим современным танком. Управление машиной механик водитель осуществляет с помощью штурвала, регулируемого по вылету и углу наклона, и двух педалей -подачи топлива и тормоза.
 
И теперь о самом главном - о командной управляемости. Уже упомянутые «эксперты» действительно полагают, что все современные новшества в области создания автоматизированных систем управления подразделениями и войсками рождаются за рубежом. Однако они напрочь забывают, что еще в 1980-х гг. в Советской Армии было внедрено несколько дивизионных комплектов АСУВ «Маневр», когда в НАТО ничего подобного не было даже на бумаге. Высокую эффективность боевого применения нового российского танка обеспечивает бортовая информационно-управляющая система (БИУС) или, как ее называют, «цифровой борт». Именно с помощью этой системы осуществляется пуск двигателя, управление машиной и комплексом вооружения, КАЗ, передача в цифровом виде информации вышестоящему командиру и подчиненным экипажам, взаимодействующим средствам и подразделениям, а также производится диагностика всех систем и поиск неисправностей в них. То есть, в случае поломки какой-либо системы электроника «сообщит» об этом и «подскажет», где и что необходимо предпринять. БИУС построена на современных цифровых технологиях и твердотельной элементной базе отечественного производства. Она работает совместно с современными цифровыми средствами связи, способными принимать и передавать информацию в режиме реального времени.
 
По сообщениям, в Т-14 заложена и реализована возможность дистанционного управления, имеется так называемый «цифровой борт», который благодаря открытой архитектуре обеспечил серьезный модернизационный задел для перехода к полностью роботизированному танку. Еще один нюанс, на котором хотелось бы остановиться, - эргономика. Многочисленные «диванные» эксперты и «специалисты» часто буквально кричат о плохой эргономике отечественных танков. Но при этом ни один из них, судя по всему, ни разу не был ни в одном советском (российском), ни, тем более, в западном танке. В упомянутой выше статье приведен пример с израильским полковником ростом 196 см, который якобы «нередко спал в десантном отделении «Меркавы» во время Ливанской войны», но это лишний раз подчеркивает элементарную безграмотность подобных авторов. Отмечу, что в «Меркаве» нет десантного отделения, а есть отделение для боекомплекта, куда (если боекомплекта там нет) через кормовой люк можно посадить экипаж другого, подбитого или поврежденного, танка и эвакуировать его с поля боя. Лечь там человеку ростом даже 160 см, конечно, можно, но половина его будет находиться в боевом отделении танка под казенником пушки. Лично я всегда спал на крыше моторно-трансмиссионного отделения танка - удобнее, теплее, да и воздух свежее.
 
Побывав во многих современных зарубежных танках, ответственно заявляю, что эргономикой они не блещут. Так, например, мои плечи с трудом помещались на рабочем месте командира танка «Леопард-2А7+», но вполне нормально умещаются в Т-72 или Т-80 на рабочем месте того же командира, наводчика или механика-водителя. Из всех зарубежных танков неплохой эргономикой отличается
только французский «Леклерк» и то только потому, что в нем установлен автомат заряжания и появилась возможность разместить в боевом отделении вместо трех двух членов экипажа. Или вот такой «перл» П. Фельгенгауэра: «В достаточно просторных западных танках экипаж, в бою одет в индивидуальную броню, которая защищает от осколков при поражении машины и повышает шансы выжить при эвакуации под огнем. В нашу технику в броне не залезть, а главное - не выбраться при поражении машины».
 
Не знаю, откуда автор взял информацию про «индивидуальную броню» - все это в разработке и у них, и у нас, а вот насчет простора зарубежных танков он явно погорячился. Просторно там только в районе рабочего места заряжающего. Ему действительно нужен простор, так как метровые тридцатикилограммовые выстрелы приходится доставать из укладок и на вытянутых руках разворачивать их на 180°, чтобы в пушку зарядить. Дело в том, что в укладке они лежат снарядом в сторону кормы, а не туда, куда смотрит пушка. А остальные члены экипажа сидят буквально друг над другом: механик-водитель, над ним наводчик, над ним командир. И все они, например, в «Леопарде-2А5» (2А6, 2А7) садятся в танк и покидают его через один люк - люк командира! Это к вопросу о якобы больших шансах выбраться из поврежденной машины.
 
Как бы ни старались отдельные «диванные эксперты» с завидным постоянством очернять труд российских конструкторов, инженеров и военных, танк Т-14 на ближайшие 30-40 лет уже определил тенденции мирового танкостроения, как это было десятилетия назад с советскими Т-34 и Т-64. Пройдет немного времени и «Арматы» займут место в танковых парках частей и соединений Российской Армии и, если понадобится, будут защищать наше Отечество.
 
автор С.Суворов
 
Технические характеристики танка Т-14 «Армата»
Бронированная капсула экипажа - есть
Основное орудие, мм - 125 (2А82-1М)
Боекомплект пушки, шт - 45
Автомат заряжания, шт - 32
Боевая скорострельность, мин - 10-12
Дальность обнаружения цели, м - свыше 5000
Огонь в движении - да
Панорамный прицел командира - есть
Камеры кругового обзора - есть
Система прицеливания и управления огнем - есть
Система боевого управления и навигации - есть
Тепловизор - есть
Противоминная защита - активная
Активная защита - «Афганит»
Динамическая защита - есть
Двигатель л.с - 1500
Замена двигателя, ч. - 0,5
Дополнительная силовая установка - есть
Максимальная масса, т - 55
Максимальная скорость, км/ч - 75
Запас хода, км - свыше 500
Экипаж - 3
Количество опорных катков, шт - 7
Стойкость брони, мм - свыше 900


 
Кто на сайте
Сейчас 412 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru