Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Бронетехника Танки Опытный средний танк «Объект 219» (СССР)

PostHeaderIconОпытный средний танк «Объект 219» (СССР)


Опытный средний танк «Объект 219» Опытный средний танк «Объект 219» был разработан в ленинградском КБ-3 ПО «Кировский завод» под руководством гл. конструктора С.Н.Попова. и стал первым в мире серийным танком с газотурбинной силовой установкой. Первоначально «Объект 219» разрабатывался как газотурбинный вариант танка Т-64А («объект 434») конструкции ХКБМ. Опытный танк на базе Т-64А («объект 434») получил индекс «Объект 219 сп.1» ("сп." - спецификация). Его первые опытные образцы были изготовлены в 1969 г. Но в силу ряда причин конструкция танка в окончательном варианте («Объект 219 сп.2») сильно отличался от своего прототипа.


Разработка танка с ГТСУ на базе Т-64А (в соответствии с постановлением №249-95 от 16 атреля 1968 г.) обусловила использование технических решений, обеспечивающих межремонтный срок в объеме 5000 км, Данный норматив для Т-64А был установлен директивой командира Кубинского полигона №3/873622 от 29 сентября 1970 г. Значительное увеличение ресурса потребовало внесения ряда дополнительных изменений в конструкцию базовой машины. Большое внимание работе по созданию танка «Объект 219» уделял директор ЛКЗ А.А.Любченко. По его инициативе в КБ-3 широко развернулись исследования по повышению боевых и технических характеристик танка «Объект 219». Так была создана новая броневая сталь ИКВ, новые конструкции башни танка и броневого корпуса с цельноштампованными бортовыми листами. Все это позволило значительно снизить трудоемкость изготовления корпуса и башни, а также существенно повысить характеристики бронестойкости новых узлов по сравнению с Т-64А.

Опытный средний танк «Объект 219»

Выполняя приказ министра обороны, на Харьковском завода им. ВА Малышева к 1970 г. разработали зенитную установку закрытого типа (ЗУ-64) 12,7-мм пулемета «Утес». В период с13 апреля по 10 сентября 1971 г, на Кубинском полигоне были проведены полигонные испытания опытного образца новой ЗУ с целью определения ее боевых и эксплуатационных характеристик и возможности принятия на вооружение. Харьковский завод представил два танка Т-64А, оборудованных однотипными зенитными установками ЗУ-64. В хода проведения испытаний выявились их существенные конструктивные недостатки. В итоге, вместо принятия ЗУ-64 на вооружение, МОП было рекомендовано разработать унифицированную зенитную установку с учетом рекомендаций и устранения выявленных при испытаниях недостатков и замечаний. В результате были разработаны новые обрзцы зенитных установок 12,7-мм пулемета «Утес» открытого и закрытого типа. В период с 1 февраля по 1 сентября 1973 г. на Кубинском полигоне для сравнительных испытаний были представлены:
- зенитные установки открытого типа для танков Т-72 (ЗУ-72) и Т-55А (ЗТПУ-2) разработки КБ УВЗ;
- зенитные установки закрытого типа для танков «Объект 219» (ЗУ-219) и Т-55А (ЗУ-62). разработанные, соответственно, в КБ-3 ЛКЗ и КБШ Омского завода №174.

Достоинства открытых зенитных установок ЗУ-72 и ЗТПУ-2 заключались в простоте конструкции и возможности монтажа без ухудшения условий обзорности с рабочих мест экипажа танка. В случае принятия их на вооружение замену существующей на танках Т-62 и Т-55 зенитной установки ДШК-М можно было производить непосредственно в войсках без привлечения дополнительных средств. Результаты испытаний закрытой зенитной установки ЗУ-62 позволили рекомендовать ее для оснащения серийных танков Т-62, Т-55 и их модификаций. Но для новых танков Т-72, «Объект 219» и Т-64А эта зенитная установка была признана неподходящей, так как требовала серьезной доработки, что вело к созданию новой конструкции ЗУ, не отличавшейся принципиально от существующих ЗУ-64 и ЗУ-219. Это позволило рекомендовать ЗУ-219 дня оснащения танков Т-72. «Объект 219» и Т-64А в качестве единой зенитной установки. Выявленные недостатки предлагалось устранить при подготовке ЗУ-219 к серийному производству, На период наполнения этих работ на Т-72 планировалось использовать установку ЗУ-72. а для перспективных танков - разработать единую зенитную установку с новым комплексом приборов, отвечающим всем необходимым требованиям.

Опытный средний танк «Объект 219»

На основании плана тематических работ 38 НИИИ БГГ, в период с 17 июля по 22 августа в районе г. Ахалкалаки (Грузинская ССР) прошли испытания двух танков «Объект 219», ставшие составной частью полигонных испытаний. В соответствии с программой предварительно были проведены специальные испытания на скоростной бетонной трассе и пробеги по грунтовой лесной дороге с большим числом поворотов на территории испытательного полигона Кубинки с целью определения соответствия танков тактико-техническим характеристикам. В ходе испытаний в ЗакВО пробег двух танков «Объект 219» в условиях горной местности составил 4051 и 2465 км. Испытания проводились по двум трассам протяженностью 20 и 43 км, как правило, в две смены, с полным комплектом макетных боеприпасов. Трасса №1 пролегала на ровной местности (горное плато), по проселочной дороге, на высоте 1730-1800 м с перепадом высот менее 100 м, а трасса №2 (основная трасса испытаний, представляющая собой кольцо) - в горной местности, на высоте 2200 м над уровнем моря с перепадом высот в районе трассы 500 м. Испытания подтвердили возможность эксплуатации танка с ГТСУ без существенного ограничения технических показателей на высоте до 3000 м над уровнем моря. Тем не менее полностью выполнила намеченную программу не удалось из-за выхода из строя двигателей и коробок передач на обоих танках. Причем все основные наблюдавшиеся отказы и неисправности отмечались и ранее. Средний пробег без отказов и неисправностей для каждого танка составил 42,6 км и 48,7 км соответственно.

К 9 октября завершился первый этап программы испытаний в Европейской части СССР в объеме 4000 км. Все танки «Объект 219» и газотурбинные двигатели «изделие 71» прошли его полностью. Выявленные дефекты оперативно анализировались, устранялись, внедренные мероприятия исключали их повторное появление. Выполнялись марши с определением эксплуатационно-технических показателей, испытания «ударами», режимы ОПВ, работы по проведению технического обслуживания №1 и №2 и тл. Контрольные войсковые испытания 1973 г. позволили наиболее полно выявить особенности танка «Объект 219» и определить необходимый объем доработок для принятия его на вооружение Советской Армии. Одновременно была высказана рекомендация изготовить небольшую партию машин и создать подразделение с целью определения особенностей и отработки методов обслуживания машин с ГТД а также определения нормативов для подготовки экипажей. Мероприятия по модернизации танка «Объект 219» ЛКЗ представил в эскизно-техническом проекте «Объект 219М».

В период со 2 марта по 18 марта 1974 г. состоялись ходовые испытания первого танка «Объект 219» выпуска 1974 г., усовершенствованного по результатам войсковых испытаний 1973 г. По замечаниям, выявленным при войсковых испытаниях в 1973 г., на корпусе танка ввели укороченные, облегченные подкрылки, установили защитный козырек на насадок с целью устранения обгорания бревна и запасных траков. Испытания подтвердили, что новые подкрылки более удобны при обслуживании машины и ходовой части, имеют более простую форму, что улучшает их ремонтопригодность, а также испытывают значительно меньшие нагрузки от набивания и грязи. Укладка концов задней резиновой пластины на бревно исключила ее захваты и обрывы. Испытания прошли в полном объеме и в установленные сроки. Все узлы и системы танка функционировали надежно, без замечаний.

После окончания ходовых испытаний на территории машинно-испытательной станции (МИС) и лабораторных стендах ЛКЗ были отработаны пункты программы испытаний по буксировке. проверке герметичности танка в режиме подводного хода (ПХ), демонтажу моноблока и определению параметров двигателя ГТД-1000Т в составе моноблока. По окончании опытной войсковой эксплуатации танков «Объект 219» было представлено итоговое донесение, в заключении которого, в частности, было отмечено:«Танк Объект 219»... целесообразно рекомендовать для принятия на вооружение Советской Армии и постановки на серийное производство с устранением в процессе производства недостатков, выявленных в период опытной войсковой эксплуатации.

В качестве подтверждения оснований для данного заключения приводились следующие выводы:
1. Запланированный объем опытной войсковой эксплуатации 10-11 тыс. км. пробега батальоном выполнен полностью и в установленные сроки.
2. Боевая готовность танков «Объект 219» в 1,5-2,0 раза превышает боеготовность дизельных танков в весенне-осенний период, а при отрицательных температурах окружающего воздуха боеготовность значительно выше, что достигается за счет хороших пусковых качеств ГТД.
3. Танк «Объект 219» обладает высокой маневренностью и способен, как показал опыт тактических учений, самостоятельно, а также во взаимодействии с мотострелковыми подразделениями на БМП успешно решатъ боевые задачи в различных видах боя, стремительно выдвигатъся к переднему краю со скоростью 25-30 км/час и более, атаковать противника, находясь меньшее время под действием его огневых средств.
...5. Высокая проходимость танка «Объект 219» обеспечивала возможность совершать, марши в зимний и весенний периоды по пересеченной местности и бездорожью, по утвержденным трассам Тоцкого полигона и в Средней Азии, без предварительной инженерной подготовки маршрутов.
6. Простота управления танком, малое переключение передач за счет высокого значения коэффициента приспособляемости двигателя: незаглохаемостъ двигателя при резких перегрузках; малые усилия на органах управления, низкий уровень вибрации и шумов; хорошая плавность хода - уменьшают утомляемость экипажа и позволяют эффективно решать боевые задачи при выдвижении на большие расстояния.
7. Высокие скорости движения позволяют сократить время на выполнение тактических нормативов в подразделении танков «Объект 219» на 20-25%.
... 14. Централизованная система заправки топлива под давлением обеспечивает чистоту заправки в любых условиях, при этом время заправки одной машины составляет 15 минут. Для транспортировки запаса топлива в количестве, установленном приказом МО от 12.03.74г. №0025, батальону необходимо иметь 3 топливных заправщика АЦ-8,5 255Б или 4 штуки АЦ-5-375.
15. Время и трудоемкость технического обслуживания танков «Объект 219» в сравнении с другими объектами уменьшены в 1,5-2,0 раза. Комплект ЗИП танка обеспечивает выполнение всех видов технического обслуживания. Средний ресурс двигателя в серии превышает 520 часов.

После выполнения программы опытной войсковой эксплуатации 94% танков находились в работоспособном состоянии. Для дальнейшего совершенствования танка «Объект 219» и улучшения условий его эксплуатации предлагается:
-  улучшить обзорность приборов наблюдения членами экипажа:
- увеличить глубину преодолеваемого брода без предварительной подготовки;
-  установить дальномер:
- стабилизировать поле зрения командирской башенки;
- усилить крепление гребней гусеницы;
- в звене батальон - полк предусмотреть машину технического обслуживания (МТО) на базе гусеничных машин;
- машины технического обслуживания (МТО) и танкоремонтные мастерские типа «А» оборудовать средствами для запуска двигателя танка «Объект 219»;
- танковый тягач для эвакуации танка «Объект 219» необходимо иметь на базе этого танка.

Провешенные испытания и опытная войсковая эксплуатация танков «Объект 219» показали, что эти танки при сравнительно высоких маневренных качествах имеют большой pacxод топлива, в 1,6-1,8 раза превышающих расход топлива танками с дизельными двигателями, что вызывает крайне нежелательное увеличение тыловых средств подвоза топлива в войсковых частях и соединениях. Комплекс вооружения танка «Объект 219» и его броневая защита также не имеют преимуществ по сравнению с серийно выпускаемыми танками "Урал" (Т-72) и Т-64А. Тем не менее дальнейшее развитие событий привело к выходу Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 июля 1976 г. №539-184 «О принятии на вооружение Советской Армии танка с газотурбинным двигателем» в котором вопрос о номенклатуре танков оснащения Советской Армии определялся совершенно ясно и недвусмысленно - Т-72 и Т-80.

За восемь лет проведения работ по созданию танка с ГТСУ «Объект 219» было изготовлено 158 танков, из них 31 - с ходовой частью танка Т-64А, остальные - с оригинальной ходовой частью с опорным катком промежуточного диаметра и гусеницей с обрезиненной беговой дорожкой. За этот период танки прошли все виды испытаний в самых жестких климатических условиях нашей страны, достигнув общего пробега более 1 млн. км. В ходе испытаний постоянно велось совершенствование танка «Объект 219». Последовательное устранение конструктивных дефектов базовой машины, выявленных при установке газотурбинного двигателя, привело к созданию нового танка, превосходящего серийный Т-64А по следующим показателям:
- средняя скорость движения - выше в 1,3 раза;
- необходимое время на совершение 1000 км марша - меньше в 1,5 раза;
- время подготовки к движению при низких температурах - меньше в 8-10 раз;
- время разгона на бетонном шоссе до скорости 61 км/ч - меньше в 1,7 раза;
- условия обитаемости - лучше в 2-3 раза;
- вероятность обнаружения самолетами разведчиками - ниже в 1,2-1,9 раза;
- точность стрельбы - выше в 1,3-1,5 раза (с прицел-дальномером ТПД-К1);
- броневая защита - выше в 1,2-1,25 раза;
- время на заправку топлива и номенклатура ГСМ - меньше в 2,5-3,0 раза;
После принятия танка Т-80 на вооружение работы по его дальнейшему совершенствованию были продолжены.

Тактико-технические характеристики «Объект 219»
Боевая масса, т: 42,0
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 6982
Длина с пушкой вперёд, мм 9654
Ширина корпуса, мм 3525
Высота, мм 2193
Клиренс, мм 450
Бронирование:
Тип брони катаная и литая стальная и комбинированная, противоснарядная.
Динамическая защита Контакт-1, Контакт-5
Вооружение:
- гладкоствольная пушка 125-мм 2А46-1
Боекомплект пушки: 38
Прицелы оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПН-3-49
- пулемёты 1х12,7-мм НСВТ, 1х7,62-мм ПКТ
Двигателя - ГТД-1000Т, газотурбинный, максимальная мощность: 1000 л.с.
Макс. скорость: 65 км/час
Расход топлива на трассе: 460 л/100 км
Скорость по шоссе, км/ч: 65
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км 350
Запас хода по пересечённой местности, км 250
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Преодолеваемый ров, м 2,85
Преодолеваемый брод, м 1,2 (1,8 с предварительной подготовкой; 5,0 с ОПВТ)

 
Авторизация



Кто на сайте
Сейчас 186 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru