Поиск по сайту

Home Бронетехника Танки Опытный средний танк «Объект 219» (СССР)

PostHeaderIconОпытный средний танк «Объект 219» (СССР)


Опытный средний танк «Объект 219» Опытный средний танк «Объект 219» был разработан в ленинградском КБ-3 ПО «Кировский завод» под руководством гл. конструктора С.Н.Попова. и стал первым в мире серийным танком с газотурбинной силовой установкой. Первоначально «Объект 219» разрабатывался как газотурбинный вариант танка Т-64А («объект 434») конструкции ХКБМ. Опытный танк на базе Т-64А («объект 434») получил индекс «Объект 219 сп.1» ("сп." - спецификация). Его первые опытные образцы были изготовлены в 1969 г. Но в силу ряда причин конструкция танка в окончательном варианте («Объект 219 сп.2») сильно отличался от своего прототипа.


Разработка танка с ГТСУ на базе Т-64А (в соответствии с постановлением №249-95 от 16 атреля 1968 г.) обусловила использование технических решений, обеспечивающих межремонтный срок в объеме 5000 км, Данный норматив для Т-64А был установлен директивой командира Кубинского полигона №3/873622 от 29 сентября 1970 г. Значительное увеличение ресурса потребовало внесения ряда дополнительных изменений в конструкцию базовой машины. Большое внимание работе по созданию танка «Объект 219» уделял директор ЛКЗ А.А.Любченко. По его инициативе в КБ-3 широко развернулись исследования по повышению боевых и технических характеристик танка «Объект 219». Так была создана новая броневая сталь ИКВ, новые конструкции башни танка и броневого корпуса с цельноштампованными бортовыми листами. Все это позволило значительно снизить трудоемкость изготовления корпуса и башни, а также существенно повысить характеристики бронестойкости новых узлов по сравнению с Т-64А.

Опытный средний танк «Объект 219»

Выполняя приказ министра обороны, на Харьковском завода им. ВА Малышева к 1970 г. разработали зенитную установку закрытого типа (ЗУ-64) 12,7-мм пулемета «Утес». В период с13 апреля по 10 сентября 1971 г, на Кубинском полигоне были проведены полигонные испытания опытного образца новой ЗУ с целью определения ее боевых и эксплуатационных характеристик и возможности принятия на вооружение. Харьковский завод представил два танка Т-64А, оборудованных однотипными зенитными установками ЗУ-64. В хода проведения испытаний выявились их существенные конструктивные недостатки. В итоге, вместо принятия ЗУ-64 на вооружение, МОП было рекомендовано разработать унифицированную зенитную установку с учетом рекомендаций и устранения выявленных при испытаниях недостатков и замечаний. В результате были разработаны новые обрзцы зенитных установок 12,7-мм пулемета «Утес» открытого и закрытого типа. В период с 1 февраля по 1 сентября 1973 г. на Кубинском полигоне для сравнительных испытаний были представлены:
- зенитные установки открытого типа для танков Т-72 (ЗУ-72) и Т-55А (ЗТПУ-2) разработки КБ УВЗ;
- зенитные установки закрытого типа для танков «Объект 219» (ЗУ-219) и Т-55А (ЗУ-62). разработанные, соответственно, в КБ-3 ЛКЗ и КБШ Омского завода №174.

Достоинства открытых зенитных установок ЗУ-72 и ЗТПУ-2 заключались в простоте конструкции и возможности монтажа без ухудшения условий обзорности с рабочих мест экипажа танка. В случае принятия их на вооружение замену существующей на танках Т-62 и Т-55 зенитной установки ДШК-М можно было производить непосредственно в войсках без привлечения дополнительных средств. Результаты испытаний закрытой зенитной установки ЗУ-62 позволили рекомендовать ее для оснащения серийных танков Т-62, Т-55 и их модификаций. Но для новых танков Т-72, «Объект 219» и Т-64А эта зенитная установка была признана неподходящей, так как требовала серьезной доработки, что вело к созданию новой конструкции ЗУ, не отличавшейся принципиально от существующих ЗУ-64 и ЗУ-219. Это позволило рекомендовать ЗУ-219 дня оснащения танков Т-72. «Объект 219» и Т-64А в качестве единой зенитной установки. Выявленные недостатки предлагалось устранить при подготовке ЗУ-219 к серийному производству, На период наполнения этих работ на Т-72 планировалось использовать установку ЗУ-72. а для перспективных танков - разработать единую зенитную установку с новым комплексом приборов, отвечающим всем необходимым требованиям.

Опытный средний танк «Объект 219»

На основании плана тематических работ 38 НИИИ БГГ, в период с 17 июля по 22 августа в районе г. Ахалкалаки (Грузинская ССР) прошли испытания двух танков «Объект 219», ставшие составной частью полигонных испытаний. В соответствии с программой предварительно были проведены специальные испытания на скоростной бетонной трассе и пробеги по грунтовой лесной дороге с большим числом поворотов на территории испытательного полигона Кубинки с целью определения соответствия танков тактико-техническим характеристикам. В ходе испытаний в ЗакВО пробег двух танков «Объект 219» в условиях горной местности составил 4051 и 2465 км. Испытания проводились по двум трассам протяженностью 20 и 43 км, как правило, в две смены, с полным комплектом макетных боеприпасов. Трасса №1 пролегала на ровной местности (горное плато), по проселочной дороге, на высоте 1730-1800 м с перепадом высот менее 100 м, а трасса №2 (основная трасса испытаний, представляющая собой кольцо) - в горной местности, на высоте 2200 м над уровнем моря с перепадом высот в районе трассы 500 м. Испытания подтвердили возможность эксплуатации танка с ГТСУ без существенного ограничения технических показателей на высоте до 3000 м над уровнем моря. Тем не менее полностью выполнила намеченную программу не удалось из-за выхода из строя двигателей и коробок передач на обоих танках. Причем все основные наблюдавшиеся отказы и неисправности отмечались и ранее. Средний пробег без отказов и неисправностей для каждого танка составил 42,6 км и 48,7 км соответственно.

К 9 октября завершился первый этап программы испытаний в Европейской части СССР в объеме 4000 км. Все танки «Объект 219» и газотурбинные двигатели «изделие 71» прошли его полностью. Выявленные дефекты оперативно анализировались, устранялись, внедренные мероприятия исключали их повторное появление. Выполнялись марши с определением эксплуатационно-технических показателей, испытания «ударами», режимы ОПВ, работы по проведению технического обслуживания №1 и №2 и тл. Контрольные войсковые испытания 1973 г. позволили наиболее полно выявить особенности танка «Объект 219» и определить необходимый объем доработок для принятия его на вооружение Советской Армии. Одновременно была высказана рекомендация изготовить небольшую партию машин и создать подразделение с целью определения особенностей и отработки методов обслуживания машин с ГТД а также определения нормативов для подготовки экипажей. Мероприятия по модернизации танка «Объект 219» ЛКЗ представил в эскизно-техническом проекте «Объект 219М».

В период со 2 марта по 18 марта 1974 г. состоялись ходовые испытания первого танка «Объект 219» выпуска 1974 г., усовершенствованного по результатам войсковых испытаний 1973 г. По замечаниям, выявленным при войсковых испытаниях в 1973 г., на корпусе танка ввели укороченные, облегченные подкрылки, установили защитный козырек на насадок с целью устранения обгорания бревна и запасных траков. Испытания подтвердили, что новые подкрылки более удобны при обслуживании машины и ходовой части, имеют более простую форму, что улучшает их ремонтопригодность, а также испытывают значительно меньшие нагрузки от набивания и грязи. Укладка концов задней резиновой пластины на бревно исключила ее захваты и обрывы. Испытания прошли в полном объеме и в установленные сроки. Все узлы и системы танка функционировали надежно, без замечаний.

После окончания ходовых испытаний на территории машинно-испытательной станции (МИС) и лабораторных стендах ЛКЗ были отработаны пункты программы испытаний по буксировке. проверке герметичности танка в режиме подводного хода (ПХ), демонтажу моноблока и определению параметров двигателя ГТД-1000Т в составе моноблока. По окончании опытной войсковой эксплуатации танков «Объект 219» было представлено итоговое донесение, в заключении которого, в частности, было отмечено:«Танк Объект 219»... целесообразно рекомендовать для принятия на вооружение Советской Армии и постановки на серийное производство с устранением в процессе производства недостатков, выявленных в период опытной войсковой эксплуатации.

В качестве подтверждения оснований для данного заключения приводились следующие выводы:
1. Запланированный объем опытной войсковой эксплуатации 10-11 тыс. км. пробега батальоном выполнен полностью и в установленные сроки.
2. Боевая готовность танков «Объект 219» в 1,5-2,0 раза превышает боеготовность дизельных танков в весенне-осенний период, а при отрицательных температурах окружающего воздуха боеготовность значительно выше, что достигается за счет хороших пусковых качеств ГТД.
3. Танк «Объект 219» обладает высокой маневренностью и способен, как показал опыт тактических учений, самостоятельно, а также во взаимодействии с мотострелковыми подразделениями на БМП успешно решатъ боевые задачи в различных видах боя, стремительно выдвигатъся к переднему краю со скоростью 25-30 км/час и более, атаковать противника, находясь меньшее время под действием его огневых средств.
...5. Высокая проходимость танка «Объект 219» обеспечивала возможность совершать, марши в зимний и весенний периоды по пересеченной местности и бездорожью, по утвержденным трассам Тоцкого полигона и в Средней Азии, без предварительной инженерной подготовки маршрутов.
6. Простота управления танком, малое переключение передач за счет высокого значения коэффициента приспособляемости двигателя: незаглохаемостъ двигателя при резких перегрузках; малые усилия на органах управления, низкий уровень вибрации и шумов; хорошая плавность хода - уменьшают утомляемость экипажа и позволяют эффективно решать боевые задачи при выдвижении на большие расстояния.
7. Высокие скорости движения позволяют сократить время на выполнение тактических нормативов в подразделении танков «Объект 219» на 20-25%.
... 14. Централизованная система заправки топлива под давлением обеспечивает чистоту заправки в любых условиях, при этом время заправки одной машины составляет 15 минут. Для транспортировки запаса топлива в количестве, установленном приказом МО от 12.03.74г. №0025, батальону необходимо иметь 3 топливных заправщика АЦ-8,5 255Б или 4 штуки АЦ-5-375.
15. Время и трудоемкость технического обслуживания танков «Объект 219» в сравнении с другими объектами уменьшены в 1,5-2,0 раза. Комплект ЗИП танка обеспечивает выполнение всех видов технического обслуживания. Средний ресурс двигателя в серии превышает 520 часов.

После выполнения программы опытной войсковой эксплуатации 94% танков находились в работоспособном состоянии. Для дальнейшего совершенствования танка «Объект 219» и улучшения условий его эксплуатации предлагается:
-  улучшить обзорность приборов наблюдения членами экипажа:
- увеличить глубину преодолеваемого брода без предварительной подготовки;
-  установить дальномер:
- стабилизировать поле зрения командирской башенки;
- усилить крепление гребней гусеницы;
- в звене батальон - полк предусмотреть машину технического обслуживания (МТО) на базе гусеничных машин;
- машины технического обслуживания (МТО) и танкоремонтные мастерские типа «А» оборудовать средствами для запуска двигателя танка «Объект 219»;
- танковый тягач для эвакуации танка «Объект 219» необходимо иметь на базе этого танка.

Провешенные испытания и опытная войсковая эксплуатация танков «Объект 219» показали, что эти танки при сравнительно высоких маневренных качествах имеют большой pacxод топлива, в 1,6-1,8 раза превышающих расход топлива танками с дизельными двигателями, что вызывает крайне нежелательное увеличение тыловых средств подвоза топлива в войсковых частях и соединениях. Комплекс вооружения танка «Объект 219» и его броневая защита также не имеют преимуществ по сравнению с серийно выпускаемыми танками "Урал" (Т-72) и Т-64А. Тем не менее дальнейшее развитие событий привело к выходу Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 июля 1976 г. №539-184 «О принятии на вооружение Советской Армии танка с газотурбинным двигателем» в котором вопрос о номенклатуре танков оснащения Советской Армии определялся совершенно ясно и недвусмысленно - Т-72 и Т-80.

За восемь лет проведения работ по созданию танка с ГТСУ «Объект 219» было изготовлено 158 танков, из них 31 - с ходовой частью танка Т-64А, остальные - с оригинальной ходовой частью с опорным катком промежуточного диаметра и гусеницей с обрезиненной беговой дорожкой. За этот период танки прошли все виды испытаний в самых жестких климатических условиях нашей страны, достигнув общего пробега более 1 млн. км. В ходе испытаний постоянно велось совершенствование танка «Объект 219». Последовательное устранение конструктивных дефектов базовой машины, выявленных при установке газотурбинного двигателя, привело к созданию нового танка, превосходящего серийный Т-64А по следующим показателям:
- средняя скорость движения - выше в 1,3 раза;
- необходимое время на совершение 1000 км марша - меньше в 1,5 раза;
- время подготовки к движению при низких температурах - меньше в 8-10 раз;
- время разгона на бетонном шоссе до скорости 61 км/ч - меньше в 1,7 раза;
- условия обитаемости - лучше в 2-3 раза;
- вероятность обнаружения самолетами разведчиками - ниже в 1,2-1,9 раза;
- точность стрельбы - выше в 1,3-1,5 раза (с прицел-дальномером ТПД-К1);
- броневая защита - выше в 1,2-1,25 раза;
- время на заправку топлива и номенклатура ГСМ - меньше в 2,5-3,0 раза;
После принятия танка Т-80 на вооружение работы по его дальнейшему совершенствованию были продолжены.

Тактико-технические характеристики «Объект 219»
Боевая масса, т: 42,0
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 6982
Длина с пушкой вперёд, мм 9654
Ширина корпуса, мм 3525
Высота, мм 2193
Клиренс, мм 450
Бронирование:
Тип брони катаная и литая стальная и комбинированная, противоснарядная.
Динамическая защита Контакт-1, Контакт-5
Вооружение:
- гладкоствольная пушка 125-мм 2А46-1
Боекомплект пушки: 38
Прицелы оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПН-3-49
- пулемёты 1х12,7-мм НСВТ, 1х7,62-мм ПКТ
Двигателя - ГТД-1000Т, газотурбинный, максимальная мощность: 1000 л.с.
Макс. скорость: 65 км/час
Расход топлива на трассе: 460 л/100 км
Скорость по шоссе, км/ч: 65
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км 350
Запас хода по пересечённой местности, км 250
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Преодолеваемый ров, м 2,85
Преодолеваемый брод, м 1,2 (1,8 с предварительной подготовкой; 5,0 с ОПВТ)

авторы статьи: М.В. Павлов, И.В. Павлов
первоисточник: журнал «Техника и Вооружение вчера, сегодня, завтра» 2011 г. №11

 
Кто на сайте
Сейчас 254 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru