Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Бронетехника Танки Основной боевой танк Т-84-120 «Ятаган» («объект 478Н») (Украина)

PostHeaderIconОсновной боевой танк Т-84-120 «Ятаган» («объект 478Н») (Украина)


Основной боевой танк Т-84-120 «Ятаган» Танк Т-84 «Оплот» активно продвигался на зарубежные рынки, ведь именно бронетанковая тематика вывела Украину в десяток крупнейших мировых производителей военной техники и вооружений. Однако параллельно прошедшие тендеры на поставку танков в Турцию, Грецию и Малайзию, в которых участвовал танк Т-84, успеха не принесли. Еще в 1997 г. один из опытных Т-84 испытывался в Турции, которая изучала возможности для обновления своего танкового парка, состоящего в основном из устаревших американских М60. В феврале 2000 г. правительством этой страны был официально объявлен один из крупнейших тендеров в области вооружений на создание современного танка. Тендер оценивался в 4-4,5 млрд долларов и первоначально предполагал, что страна-победитель поставит 250 основных боевых танков и получит заказ на организацию их дальнейшего производства в Турции - здесь рассчитывали создать собственную современную танкостроительную отрасль.


Для участия в конкурсе были приглашены ведущие танкостроительные фирмы. В результате тщательного отбора в финал первого этапа вышли Германия, США, Украина и Франция. Германия представила Анкаре проект завода по сборке ограниченного парка машин «Леопард» 2А6. Франция также разработала план «лимитированного» завода существующих танков «Леклерк». США на тех же условиях предложили собирать машины M1A2 «Абрамс». Украина пошла дальше своих конкурентов, разработав специально для Турции проект завода по сборке неограниченного парка «чисто турецкой» модели танка Т-84-120 «Ятаган» («объект 478Н»), вооружённого 120-мм орудием. Поскольку Турция - член НАТО, то одним из непременных условий конкурса являлось соответствие основного вооружения танка стандартам этого военного блока. Такое требование исключило из участников конкурса, например Россию.

Основной боевой танк Т-84-120 «Ятаган»

Украинская машина, заводской индекс «объект 478Н», получившая позднее название «Ятаган» (в различных изданиях - КЕРН 2-120, Т-84-120, Т-84У; однако в ХКБМ эти названия не использовались), была разработана в конце 1999 г. Она полностью собиралась из комплектующих украинского производства, хотя предусматривалась, по желанию заказчика, установка систем и агрегатов зарубежных производителей. При разработке танка Т-84-120 «Ятаган» применялись технические решения, проверенные при модернизации танка Т-72-120, который впервые демонстрировался на международной вьютавке вооружений IDEX-99. Поскольку 120-мм пушка (в отличие от российской 125-мм) использует унитарные боеприпасы, то для Т-72-120 был разработан совершенно новый автомат заряжания заманного типа, который разместили в задней части башни в навесной кормовой нише.

Основной боевой танк Т-84-120 «Ятаган»

Первый образец танка Т-84-120 «Ятаган» вооружался 120-мм гладкоствольным орудием украинского производства КБМ2, конструкция которого отвечает требованиям стандартов НАТО. Учитывая жёсткие сроки подготовки к тендеру, осенью 1999 г ХКБМ заключило через корпорацию «Укрспецэкспорт» контракт со швейцарской фирмой Swiss Ordnace Enterprice Corp. на изготовление 120-мм стволов для пушки КБМ2. Заряжание пушки танка «Ятаган» производилось с помощью автомата заряжания, обеспечивавшего скорострельность 8-10 выстр./мин, причём предусматривались также режимы полуавтоматического и ручного заряжания. Боекомплект составлял 40 выстрелов, 22 из которых размещались непосредственно в конвейере автомата заряжания в специальном отсеке в задней части башни, отделённом от боевого отделения бронированной перегородкой. 16 выстрелов находились во вспомогательной механизированной боеукладке, размещённой в корпусе, ещё два - в боевом отделении. Могли применяться боеприпасы всех типов, разработанные в соответствии со стандартами НАТО {STANAG 4385 и STANAG 4110), APFSDS-T НЕАТ-МР-Т и другие, а также управляемые по лазерному лучу ракеты производства Украины, адаптированные к калибру 120 мм. На танке Т-84-120 «Ятаган» устанавливался комплекс управления огнём танка Т-84 «Оплот», адаптированный к новому вооружению.

Основной боевой танк Т-84-120 «Ятаган»

По оценкам специалистов, технические характеристики четырёх машин, участвовавших во втором этапе конкурса, были приблизительно равными. Но по неофициальным результатам комплексных испытаний, проходивших как на полигонах Турции, так и на территории стран-конкурентов, на первое и второе места вышли «Леопард» и Т-84-120 «Ятаган». К преимуществам украинского танка можно было отнести то, что он примерно на 10 т легче своего конкурента, корпус его ниже, то есть танк менее уязвим, без подготовки преодолевает водные преграды глубиной до 1,8 м. К тому же, уникальный харьковский двигатель удалось приспособить к работе в условиях жаркого климата, благодаря чему он не терял мощности при температуре воздуха до +55°С. Немаловажным было и то обстоятельство, что Украина выставила за Т-84-120 «Ятаган» самую низкую цену, а также оказалась единственной страной, готовой передать Турции технологию танкового производства.

Однако в 2005 г затянувшийся танковый тендер в преддверии сокращения военных программ турецким военным командованием был отменён. Предпочтение отдали модернизации 170 устаревших танков М60. Контракт на 668 млн долларов получила израильская компания Israel Military Industries. Заключили турки также контракт на поставку в страну 298 бывших на вооружении армии ФРГ танков «Леопард» 2А4, которые предварительно должны были пройти капитальный ремонт на заводах фирм Krauss-Maffei Wegmann и Rheinmetall Landsysteme. Аналогичная ситуация сложилась ранее и на танковом тендере в Греции - в результате, эта страна также решила закупить немецкие танки «Леопард».

В 2000 г танк Т-84-120 «Ятаган» принял участие в международном тендере, проводимом Малайзией. В сравнительных испытаниях были задействованы польский танк РТ-91М «Тварды», являющийся модернизацией советского Т-72М, российский Т-90С и шведский лёгкий танк CV90 120. Весной того же года украинский Т-84 был представлен на выставке вооружений DSA-2000 в Куала-Лумпуре (Малайзия), что являлось обязательным условием для участия в конкурсе на поставку танков для армии этой страны. Испытания в Малайзии проходили в период с 19 июня по 21 августа, причём военных в основном интересовали подвижность и эксплуатационная надёжность танков в непростых местных условиях. Машинам предстояло пройти около 2800 км в джунглях, по горному ланшафту, через заболоченные участки и водные преграды.

Результаты малазийского конкурса оказались весьма неожиданными. Несмотря на то, что в ходе испытаний польский РТ-91М по большинству основных показателей значительно уступил и российскому Т-90С, и украинскому Т-84-120 «Ятаган», тем не менее, в апреле 2002 г. правительство страны объявило о решении закупить 48 танков РТ-91MZ и шесть БРЭМ WZT-4 в Польше. Общая сумма контракта составила 370 млн. долларов. Российские эксперты утверждают, что один польский танк обошелся Малайзии приблизительно в 4 млн долларов, или на 1,2 млн дороже участвовавших в этом тендере российского Т-90С и украинского Т-84. Так и не выиграв международных танковых тендеров, танк Т-84 «Оплот» пока остаётся на вооружении исключительно Украинской армии. Однако работы по совершенствованию конструкции танка продолжаются, тем более что принятые на вооружение в 2000 г серийные «оплоты» к настоящему моменту уже нуждаются в модернизации.

Тактико-технические характеристики Т-84-120 «Ятаган» («объект 478Н»)
Боевая масса, т 48
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 7705
Длина с пушкой вперёд, мм 9664
Ширина корпуса, мм 3595
Высота, мм 2215
Тип брони многослойная композитная
Динамическая защита встроенная
Вооружение:
- пушка 120 мм КБМ-2
Боекомплект пушки 40 выстрелов
Прицелы дневной 1Г46М
тепловизионный Буран-Катрин-Э
Пулемёты спаренный:
- 7,62-мм КТ-7,62
- 12,7-мм КТ-12,7
Другое вооружение управляемые ракеты
Двигатель - многотопливный дизель 6ТД-2
Мощность двигателя, л. с. 1200
Скорость по шоссе, км/ч 65
Скорость по пересечённой местности, км/ч 45-50
Запас хода по шоссе, км 540
Запас хода по пересечённой местности, км 350-400
Удельная мощность, л. с./т 26
Тип подвески торсионная
Преодолеваемая стенка, м 1
Преодолеваемый ров, м 2,85
Преодолеваемый брод, м 1,8 (с хода), 5,0 (с ОПВТ)

 
Авторизация



Кто на сайте
Сейчас 178 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru