Поиск по сайту

Home Бронетехника САУ, ЗСУ Самоходный миномет 2С4 «Тюльпан» (СССР)

PostHeaderIconСамоходный миномет 2С4 «Тюльпан» (СССР)


Самоходный миномет 2С4 «Тюльпан»Проектирование самоходного миномета 2С4 началось в 1966 году, в ОКБ-3 «Уралтрансмаша» под руководством главного конструктора Г.С. Ефимова. Официально задание на разработку 2С4 было выдано на основании совместного постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 июля 1967 года. Артиллерийскую часть разрабатывало СКБ завода «Мотовилиха» в Перми под руководством Ю.Н. Калачникова на базе 240-мм буксируемого миномета конструкции Б.И. Шавырина. Миномет Б.И. Шавырина был создан еще в 1944-1945 годах и пять лет спустя после устранения выявленных в ходе испытаний недостатков поступил на вооружение под обозначением М-240.


Миномет, стрелявший оперенным снарядом (миной), представлял собой жесткую, без противооткатных устройств, казнозарядную гладкоствольную систему на колесном лафете. Он состоял из следующих основных частей: ствола с затвором, казенника, рамы с амортизатором, станка с механизмами наводки и уравновешивающего механизма, колесного хода с подрессориванием, стрелы с механизмом перевода миномета в боевое и походное положение опорной плиты, шкворневой лапы и прицельных приспособлений. Заряжание миномета производилось с казенной части, для этого ствол переводили в горизонтальное положение. После открытия затвора на полуоси его клина навешивался лоток. Пять человек расчета вручную поднимали мину, укладывали ее на лоток и досылали в канал ствола. Затем ствол опускался в казенник для производства выстрела.
 
Время подготовки М-240 к стрельбе из походного положения на заранее оборудованной огневой позиции составляло 20-25 минут, обратный переход занимал 15-20 минут. Миномет перевозился тягачом АТЛ или другой подобной машиной со скоростью до 40 км/ч. Боеприпасы к нему находились в кузове тягача и на сопровождающем автомобиле. Минимальная дальность стрельбы миной Ф-864 составляла 800 метров, максимальная - 9650 метров. В миномете «Тюльпан» ствол, баллистика и боекомплект оставались без изменений по сравнению с М-240. Шасси, получившее обозначение «объект 305», в значительной степени унифицировали с самоходной установкой «Акация». Первые три опытных «Тюльпана» собрали в мае - июне 1969 года и сразу передали на заводские испытания, которые завершились в октябре. Два года спустя после окончания войсковых испытаний миномет 2С4 «Тюльпан» приняли на вооружение Советской Армии. В 1974 году началось его серийное производство.
 
Корпус самоходного миномета сварной, цельнометаллический с лобовым листом толщиной 30 мм. В его передней части имеется бульдозерный нож для самоокапывания и обустройства огневой позиции, а в кормовой части - откидывающаяся на грунт опорная плита-сошник для устойчивости при стрельбе. Корпус функционально делится на три отделения: управления, боевое и моторно-трансмиссионное. Отделение управления расположено в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем располагаются механик-водитель и командир. Над местом первого находится люк с перископическими приборами наблюдения, а над местом командира - башенка с приборами наблюдения. На башенке на шаровом погоне смонтирован дистанционно управляемый пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.
 
Самоходный миномет 2С4 «Тюльпан»
Моторно-трансмиссионное отделение находится в носовой части корпуса справа. В нем размещены двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки и охлаждения, подогрева и пуска. Боевое отделение занимает среднюю и кормовую часть корпуса. В средней части в механизированных боеукладках барабанного типа находится боекомплект на 20 мин, механизм подачи выстрелов, а также запасной инструмент и приспособления (ЗИП). В крыше боевого отделения имеются два люка для посадки и высадки номеров расчета, а также приборы наблюдения. Вдоль продольной оси машины сверху расположен люк выдачи мин из боеукладки. Ближе к корме слева и справа попарно имеются люки заправочных горловин топливных баков, а по правому борту - люки доступа к питающей установке и к противопожарным баллонам, по левому борту - крышки отсеков ЗИП. На кормовом вертикальном бронелисте предусмотрены кронштейны крепления артиллерийской части - миномета 2Б8.
 
На машине установлен 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, дизельный двигатель В-59 жидкостного охлаждения с принудительным впрыском топлива и форсажным режимом. Трансмиссия - механическая, двухпоточная. Коробка передач выполнена в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Ходовая часть применительно к одному борту состоит из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, четырех обрезиненных поддерживающих катков (два сдвоенных и два одинарных), направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами и цевочным зацеплением. Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа первого и шестого опорных катков. В каждой гусенице 115 траков с резинометаллическими шарнирами шириной 482 мм, шаг трака - 125 мм.
 
Миномет 2Б8 калибра 240 мм крепится на кронштейнах к заднему бронелисту и имеет сварно-литую опорную плиту мембранного типа с плоским основанием и чашей для шаровой опоры рамы ствола. В походном положении миномет укладывается на крыше корпуса, а в боевом - опускается на грунт Отдельно от шасси миномет использоваться не может Ствол представляет собой гладкостенную однослойную трубу, на казенную часть которой навинчен клин. Здесь же крепятся все детали затвора, закрывающего ствол при выстреле. Казенник - это своеобразная опора ствола с затвором при выстреле, именно он передает возникающее при этом усилие на опорную плиту. Амортизатор с помощью рамы соединяет ствол и казенник со станком миномета. Благодаря наличию пружин механизмы станка и прицельные приспособления предохраняются от жесткого удара во время выстрела и при возвращении станка в исходное положение после выстрела.
 
Подъемный и уравновешивающий механизмы станка - винтового типа, они объединены в одну конструкцию, называемую подъемно-уравновешивающим механизмом. С его помощью осуществляется вертикальная наводка миномета, и уравновешивание его качающейся части. В артиллерийскую часть введена гидросистема, служащая для перевода миномета из походного положения - в боевое и обратно. С помощью гидросистемы осуществляются также: вертикальная наводка, выведение ствола на линию досылания мины и открытие затвора, подача мины из механизированной боеукладки на направляющие досылателя, расположенные сверху на корпусе базового шасси, заряжание миномета, закрытие затвора и опускание ствола в казенник.
 
Управление операциями заряжания из механизированной боеукладки производится с выносных пультов наводчика и оператора, а выстрел - с пульта командира. Заряжание миномета возможно с грунта при помощи крана, закрепленного на левом борту машины, ближе к корме. Скорострельность -0,8-1 выстр./мин. Время перевода из походного в боевое положения -пять, а обратно - десять минут Углы наведения возможны по вертикали в диапазоне от +50 до +80 градусов, а по горизонтали - от +10 до +41 градуса. Угол заряжания - +63 градуса. Прицел - минометный, панорамный МП-46М. Возимый боекомплект размещен в корпусе шасси в двух барабанных механизированных боеукладках, вмещающих 20 обычных фугасных или десять активно-реактивных мин. Подача мин из боеукладок на направляющие досылателя производится автоматически. Боекомплект пулемета ПКТ - 1500 патронов.
 


 
Кто на сайте
Сейчас 196 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru