Поиск по сайту

Home Бронетехника САУ, ЗСУ Самоходная артиллерийская установка СУ-100ПМ («Объект 105М») (СССР)

PostHeaderIconСамоходная артиллерийская установка СУ-100ПМ («Объект 105М») (СССР)


Самоходная артиллерийская установка СУ-100ПМ («Объект 105М») Самоходная установка СУ-100ПМ «Объект 105М» предназначалась для вооружения артиллерийских полков танковых дивизий взамен легких самоходных установок СУ-76М. Постановлением СМ СССР от 4 февраля 1956 г. УЗТМ была задана разработка полузакрытой СУ-100П с повышенным сроком службы до 7000-10 000 км пробега. Опытный образец машины, получивший обозначение СУ-100ПМ «Объект 105М», был изготовлен в 1958 г. и до 1 августа 1960 г. проходил испытания на НИИБТ полигоне. В 1958 г. Решением СМ СССР работы по самоходной установке СУ-100П были прекращены.


Самоходная установка полузакрытого типа СУ-100ПМ «Объект 105М» была разработана по компоновочной схеме с кормовым расположением боевого отделения. В передней части корпуса располагалось трансмиссионное отделение. За ним справа размещалось отделение силовой установки, а слева - отделение управления. В отделении управления располагалось рабочее место механика-водителя. В крыше над отделением управления имелся входной люк, закрывавшийся броневой крышкой. Для наблюдения за местностью перед люком механика-водителя были установлены два призменных смотровых прибора ТПВ. При вождении машины в ночных условиях вместо левого смотрового прибора мог устанавливаться прибор ночного видения ТВН-1.
 
Самоходная артиллерийская установка СУ-100ПМ («Объект 105М»)
Между отделениями управления и силовой установки была установлена перегородка с закрепленным на ней (с зазором) экраном. В пространстве между перегородкой и экраном за счет эжекции проходил воздух, который снижал распространение тепла от двигателя к механику-водителю. По сравнению с опытным образцом численность экипажа установки была увеличена с четырех до пяти человек. В специальном отсеке за механиком-водителем располагались аккумуляторные батареи и баллоны системы воздушного пуска двигателя. Для сообщения механика-водителя с остальными членами экипажа над специальным отсеком имелся люк-лаз с двухстворчатыми дверками. В отделении силовой установки был установлен двигатель, справа от которого находился блок системы охлаждения с вентилятором и масляный бак системы смазки двигателя. В трансмиссионном отделении машины располагались главный фрикцион и механизм передач и поворота. Слева и справа у бортов корпуса устанавливались поршневые гидроамортизаторы передних узлов подвески.
 
В боевом отделении, располагавшемся в кормовой части корпуса, на специальной тумбе была установлена пушка и оборудованы рабочие места четырех членов экипажа. Тумба пушки монтировалась на поворотной платформе. Для наблюдения за полем боя на рабочем месте командира машины (справа от пушки) в крыше броневого щита пушки был установлен смотровой прибор ТПК-1. Для обеспечения наведения пушки в горизонтальной плоскости боковые броневые листы корпуса (в районе боевого отделения) при стрельбе устанавливались горизонтально. Для облегчения установки членами экипажа боковых листов в походное (вертикальное) положение были предусмотрены торсионы. Для зашиты от атмосферных осадков открытая часть боевого отделения закрывалась брезентовым тентом.
 
Самоходная артиллерийская установка СУ-100ПМ («Объект 105М»)
Основным оружием самоходной установки СУ-100ПМ («Объект 105М») была 100-мм нарезная пушка Д-50 с длиной канала ствола 59,3 калибра. Она была разработана в Свердловске в ОКБ-9 иод руководством Ф.Ф. Петрова на базе 100-мм танковой пушки Д-10. Устройство ствола, баллистика и боеприпасы для обеих пушек были одинаковыми. Пушка имела дульный тормоз и клиновой полуавтоматический затвор. Высота линии огня составляла 1803 мм. Масса пушки была равна 2650 кг. При стрельбе с закрытых огневых позиций использовался панорамный прицел С-71-5, а при стрельбе прямой наводкой - телескопический прицел ОП-2-5. Наводка пушки в вертикальной и горизонтальной плоскостях обеспечивалась ручными механизмами наводки секторного типа. В горизонтальном секторе ±9° углы наводки пушки по вертикали находились в пределе от -4 до +37°; в секторе ±20° - от -4 до +29° и в секторе ±77° - от -4 до +10°. При установленных вертикально бортовых броневых листах боевого отделения угол горизонтальной наводки пушки не превышал 18°. Для производства выстрела были предусмотрены механический и электрический спусковые механизмы пушки. Боевая скорострельность достигала 4-6 выстр./мин. Максимальная дальность стрельбы прямой наводкой составляла 6900 м, при стрельбе с закрытых огневых позиций - 14 800 м. В походном положении ствол пушки крепился с помощью специального кронштейна, устанавливавшегося на крыше над трансмиссионным отделением.
 
В комплект СУ-100ПМ («Объект 105М») также входили 7,62-мм автомат АК-47, сигнальный пистолет и 21 ручная граната Ф-1. Боекомплект к пушке состоял из 50 унитарных выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Заряжание пушки производилось вручную. Начальная скорость бронебойного снаряда массой 15,8 кг составляла 891 м/с, осколочно-фугасного снаряда массой 15,6 кг - 900 м/с. Боекомплект к автомату состоял из 270 патронов, находящихся в девяти магазинах, к сигнальному пистолету - из 35 сигнальных ракет. Броневая зашита - противопульная. Корпус машины был сварен из броневых катаных листов средней твердости толщиной 4, 6, 8, 15 и 25 мм. Броневой щит пушки, коробчатой формы сваривался из броневых катаных листов толщиной 6 и 15 мм. Угол наклона 20-мм лобового листа щита пушки составлял 30° от вертикали. На первом опытном образце броневые листы щита пушки были соединены заклепками. Для тушения пожара был предусмотрен ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.
 
Основу силовой установки машины составлял V-образный, четырехтактный, двенадцатицилиндровый дизель В-105 мощностью 294 кВт (400 л.с.). Пуск двигателя производился электростартером СТ-16М мощностью И кВт (15 л.с.) или сжатым воздухом из двух пятилитровых воздушных баллонов. Для обеспечения пуска двигателя при низких температурах использовался форсуночный подогреватель. Подогрев топлива, поступавшего к форсункам двигателя, при эксплуатации в зимних условиях осуществлялся горячей низкозамерзающей жидкостью системы охлаждения, омывавшей змеевик, по которому проходило топливо. Емкость трех топливных баков составляла 400 л. Запас хода СУ-100ПМ («Объект 105М») по шоссе достигал 325 км. В системе воздухоочистки двигателя использовался воздушный фильтр типа «Мультициклон» с эжекционным удалением пыли из пылесборника. В циркуляционной системе смазки двигателя использовался фильтр «Кимаф-СТЗ». В жидкостной системе охлаждения двигателя применялись трубчато-пластинчатый однозаходный радиатор, и осевой двухступенчатый вентилятор с механическим приводом от коленчатого вала двигателя.
 
Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона с дисками трения сталь по стали, двухпоточного механизма передач и поворота и двух одноступенчатых бортовых редукторов. Двухвальная коробка передач обеспечивала шесть передач вперед и две передачи при движении назад. На повышенных передачах были установлены конусные инерционные синхронизаторы. Двухпоточный МПП обеспечивал получение расчетного радиуса поворота на каждой передаче, а также позволял произвести при нейтрали в коробке передач неустойчивый поворот на месте вокруг центра масс машины с противоположным врашением гусениц. В МПП использовались ленточные тормоза с накладками из чугуна. Кроме того, МПП имел собственную комбинированную (под давлением и разбрызгиванием) систему смазки. Привод управления МПП - механический непосредственного действия с сервопружиной. Охлаждение агрегатов трансмиссии, выпускных коллекторов двигателя и перегородки силового отделения осуществлялось специальной эжекционной системой охлаждения за счет использования энергии отработавших газов.
 
В системе подрессоривания была применена индивидуальная торсионная подвеска и гидравлические поршневые амортизаторы, размещенные внутри корпуса на крайних узлах подвески. Для ограничения хода балансиров 1, 2, 3 и 5 узлов подвески устанавливались упоры с буферными пружинами, причем на первых узлах подвески устанавливалось по две буферных пружины. В состав гусеничного движителя входили двенадцать опорных и шесть поддерживающих катков с наружной амортизацией, два ведущих колеса переднего расположения со съемными венцами, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц, а также гусеницы с РМШ последовательного типа. Масса гусениц составляла 2200 кг. В каждой гусенице шириной 412 мм имелось 97 траков. Шестигранные пальцы, соединявшие траки, фиксировались стопорными кольцами. Источниками электроэнергии являлись четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М и генератор Г-731 мощностью 1,5 кВт. Для внешней связи использовалась радиостанция 10РТ-26, для внутренней - танковое переговорное устройство ТПУ-47-3, а также световая сигнализация между командиром и механиком-водителем.
 
Отличительной особенностью опытного образца самоходной установки «Объект 105М» (СУ-100ПМ) являлось широкое применение при изготовлении деталей, узлов и агрегатов трансмиссии и ходовой части легких сплавов на основе алюминия и титана. В боевом отделении устанавливалась модернизированная 100-мм пушка Д-50М с максимальной дальностью стрельбы - 18 000 м. Для механика-водителя вместо ночного прибора ТВН-1 в комплекте машины был предусмотрен ночной прибор ТВН-2. Для наблюдения в ночных условиях вместо смотрового прибора ТПК-1 на рабочем месте командира устанавливался прибор ночного видения ТКН-1 с осветителем ОУ-3. Для ведения стрельбы ночью на рабочем месте наводчика вместо телескопического прицела ОП-2-5 устанавливался ночной прицел АПН-3 («Яблоня»). В боевом отделении был установлен второй аппарат ТПУ Для внешней связи использовалась более современная радиостанция Р-113, для внутренней - танковое переговорное устройство Р-120. Боевая масса опытной СУ «Объект 105М» и запас хода по сравнению с принятой на вооружение СУ-100П остались без изменений.
 
Самоходная артиллерийская установка СУ-100ПМ («Объект 105М»)
Боевая масса - 21,6 т;
экипаж - 5 чел.;
вооружение: пушка - 100 мм нарезная Д-50;
броневая защита - противопульная;
мощность двигателя - 294 кВт (400 л.с.);
максимальная скорость - 65 км/ч .
 

автор статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
 
Кто на сайте
Сейчас 227 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru