Поиск по сайту

Home Бронетехника САУ, ЗСУ Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54 «Объект 600» (СССР)

PostHeaderIconСамоходная артиллерийская установка СУ-122-54 «Объект 600» (СССР)


Для обеспечения получения боевой скорострельности 4-5 выстр./мин. и облегчения условий работы заряжающих на откидном ограждении пушки был установлен электромеханический механизм досылания. Каретка с лотком и цепью досылателя устанавливалась в направляющих откидного ограждения пушки и перемещалась по ним в горизонтальной плоскости в направлении перпендикулярном оси канала ствола. Для стрельбы прямой наводкой применялся телескопический прицел ТШ2-24, а для стрельбы с закрытых огневых позиций - механический прицел С-71-24 с орудийной панорамой. В прицеле ТШ2-24, имевшем переменное увеличение (3,5 и 7"), были нанесены шкалы, рассчитанные под баллистику 122-мм пушки и 14,5-мм спаренного пулемета. Максимальная прицельная дальность стрельбы из пушки составляла для бронебойных снарядов 4000 м, осколочно-фугасных - 6000 м, из пулемета КПВТ - 2000 м. Максимальная дальность при стрельбе с закрытых огневых позиций составляла 13 400 м. Производство выстрела из пушки наводчик осуществлял с помощью спускового механизма, состоявшего из электрического и механического (ручного) спусков. Рычаг электроспуска располагался на рукоятке маховика подъемного механизма, а рычаг механического спуска - слева от пушки. Спусковой механизм имел механическую блокировку. При смешении каретки механизма досылания с исходного положения произвести спуск было нельзя ни электрическим, ни механическим спусками.
 
Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54 «Объект 600»
Стрельба из пушки велась бронебойными (БР-471, БР-471Б и БР-471Д) и осколочно-фугасными (ОФ-471 и ОФ-471Н) снарядами. Бронепробиваемость тупоголового бронебойного снаряда БР-471Б при стрельбе на дальность 2000 м но вертикально расположенной броневой плите составляла 125 мм, а остроголового снаряда БР-471 - 100 мм. В начале 60-х гг. для нарезной пушки Д-49 были разработаны бронебойно-подкалиберный и кумулятивный снаряды. Для уменьшения загазованности боевого отделения при стрельбе впервые для 122-мм пушки было установлено эжекционное устройство, обеспечивавшее продувку канала ствола после выстрела. На опытных образцах САУ «Объект 600» пушка Д-49 не имела эжекционного устройства и продувка канала ствола пушки после выстрела осуществлялась сжатым воздухом. Воздух под давлением 4,9 МПа (50 кгс/см) подавался в ствол из двух воздушных баллонов емкостью но 10 л. Зарядка баллонов производилась от компрессора АК-150, располагавшегося на коробке передач.
 
Спаренный 14,5-мм пулемет КПВТ был установлен с правой стороны пушки на люльке. Его электроспуск располагался на рукоятке поворотного механизма пушки. Перезаряжание пулемета производилось с помощью системы пневмоперезарядки. Воздух в цилиндр пневмоперезарядки поступал под давлением до 2,5 МПа (25 кгс/см) из воздушной системы машины. Пневмоперезарядка пулемета осуществлялась как наводчиком, так и механиком-водителем. В случае отказа системы пневмоперезарядки перезарядка пулемета производилась с помощью троса с петлей и рукояткой, установленных на люльке.
 
Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54 «Объект 600»
Для ведения стрельбы по низколетящим воздушным целям САУ была оснащена зенитной пулеметной установкой с 14,5-мм пулеметом КПВТ. Турель ЗПУ была смонтирована на основании люка заряжающего. В конструкции качающейся части установки был предусмотрен уравновешивающий механизм пружинного типа. Конструкция ЗПУ позволяла вести круговой обстрел при углах возвышения в пределах от - 5° до +85°. Для придания пулемету необходимых углов наводки имелся поворотный и подъемный механизмы с быстродействующим электромагнитным тормозом по горизонту. Коллиматорный прицел ВК-4 обеспечивал ведение эффективной стрельбы по воздушным целям на дальности до 1500 м, по наземным групповым целям - на дальностях до 2000 м. Для стрельбы применялись патроны с бронебойно-зажигательной пулей Б-32, с бронебойно-зажигательной пулей с металлическим сердечником БС-41 (более мощного пробивного действия), с бронебойно-трассирующей пулей БЗТ и с зажигательной пулей.
 
Боекомплект самоходной установки СУ-122-54 состоял из 35 выстрелов раздельно-гильзового заряжания к пушке, 600 патронов к двум пулеметам КПВТ, 1000 патронов к двум 7,62-мм автоматам Калашникова АК-47, 20 ручных гранат Ф-1 и 20 сигнальных патронов к 26-мм сигнальному пистолету. Снаряды и гильзы выстрелов размещались в боевом отделении машины в специальных укладках. Снаряды располагались в унифицированных укладках хомутикового типа, а гильзы - в стеллажных укладках. 350 патронов для пулеметов КПВТ были снаряжены в ленты по 50 шт. Каждая лента укладывалась в патронную коробку. Пять из семи коробок предназначались для ЗПУ и только две -для спаренного пулемета. Еще 250 патронов находились в специальных упаковках.
 
Броневая защита сварного корпуса машины - противоснарядная, выполненная из катаных броневых листов. Лобовой броневой лист корпуса, располагавшийся под углом 51 от вертикали, имел толщину 100 мм. Верхние бортовые листы корпуса были изготовлены из стальных броневых плит толщиной 80 мм и наклонены под углом 26° от вертикали. Нижние бортовые листы корпуса располагались вертикально и были изготовлены из 60-мм стальных броневых плит. Кормовые детали корпуса машины были изготовлены из стальных броневых плит толщиной 45 мм. Крыша корпуса и днище САУ имели толщину 20 мм. Тушение пожара, возникшего в машине, осуществлялось полуавтоматической углекислотной установкой, унифицированной с установкой ППО танка Т-54 или ручным огнетушителем ОУ-2, находившимся в боевом отделении. Для маскировки использовались две дымовые (аэрозольные) шашки БДШ-5, располагавшиеся в кормовой части корпуса машины.
 
Схема расположения и конструкция узлов и агрегатов силовой установки, трансмиссии и ходовой части были такими же, как в танке Т-54. Приводы управления агрегатами силовой установки и трансмиссии были принципиально аналогичны приводам управления базовой машины, но отличались по конструкции и расположению. Основу силовой установки самоходной артиллерийской установки составлял дизель В-54 мощностью 382 кВт (520 л.с.) с удельным расходом топлива 185 г/л.с.ч. Общая емкость четырех внутренних топливных баков - 530 л, двух дополнительных наружных - 190-196 л. Наружные баки были соединены с топливной системой двигателя и между собой. Ходовая часть САУ по сравнению с базовой машиной имела следующие отличия. В связи с изменением расположения центра тяжести машины были смещены вперед на 250 мм вторые и третьи узлы подвесок. Кроме того, для обеспечения более равномерного распределения нагрузок на опорные катки углы закрутки торсионных валов в статическом положении первых, четвертых и пятых узлов подвески были уменьшены.
 
Электрооборудование СУ-122-54 было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 24 В. Источниками электроэнергии являлись генератор Г-731 или Г-74 мощностью 3 кВт и четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М или 6МСТ-140, соединенные параллельно-последовательно. Для обеспечения внешней связи на машине устанавливалась радиостанция 10 РТ-26Э. Внутренняя связь осуществлялась с помощью танкового переговорного устройства ТПУ-47. Во второй половине 1957 г. после получения с Сарапулского завода №203 радиостанции Р-113 и ТПУ Р-120 заводом №174 в рамках ОКР была изготовлена машина с этими средствами связи. Во второй половине 60-х гг. часть самоходных установок СУ-122-54 на танкоремонтных заводах МО СССР была переоборудована в средние бронированные тягачи.
 
Технические характеристики СУ-122-54 «Объект 600»
Боевая масса - 36,4 т;
экипаж - 5 чел.;
вооружение: пушка - 122 мм, 2 пулемета - 14,5 мм;
броневая защита - противоснарядная;
мощность двигателя - 382 кВт (520 л.с.);
максимальная скорость - 48 км/ч.
 
автор статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»


 
Кто на сайте
Сейчас 302 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru