Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Бронетехника САУ, ЗСУ Самоходная гаубица 2С19 Мста-С (СССР)

PostHeaderIconСамоходная гаубица 2С19 Мста-С (СССР)


4 июля 1967 года вышло постановление СМ СССР №609-201, открывшее новые страницы в истории отечественной самоходной артиллерии. В соответствии с ним началось создание четырех образцов САУ. Два из них — 152-мм самоходная гаубица 2С3 "Акация" и 240-мм самоходный миномет 2С4 "Тюльпан" - должны были разрабатываться на Уральском заводе транспортного машиностроения (УЗТМ) в Свердловске. Это предприятие имело давнюю "самоходную" историю. Во время Великой Отечественной войны здесь проектировались и производились все самоходные артиллерийские установки (САУ) на базе танка Т-34. После войны в стенах КБ УЗТМ под руководством Л. И. Горлицкого родилась целая серия самоходных осудий различного назначения. Однако все они так и остались опытными и сейчас украшают коллекцию Музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. А до вышеупомянутого постановления было непонятное затишье — в 50-60-е годы на вооружение Советской Армии не приняли ни одной самоходной артиллерийской установки с орудием калибра свыше 100 мм.


Лишь в 70-х годах машинам периода второй мировой войны и первых послевоенных лет появилась достойная замена. При разработке новых образцов сказался опыт, накопленный в КБ УЗТМ за предыдущие годы. В частности, все новые САУ проектировались на основе удачной ходовой части опытных образцов, не пошедших в серию. Это были уже упомянутые 2С3 и 2С4, а также 152-мм самоходная пушка 2С5 "Гиацинт". Однако когда "цветы" начали выпускаться серийно, Главное ракетно-артиллерииское управление выдало разработчикам новые требования на самоходную гаубицу калибра 152 мм. Артчасть предполагалась универсальной для применений как на САУ, так и в буксируемой артиллерии. В то же время ходовую часть нового шасси планировалось унифицировать с ходовой частью основных танков, состоявших на вооружении и находившихся в производстве.

Основными разработчиками САУ назначили УЗТМ (ныне ПО "Уралтрансмаш") — головной разработчик шасси (Обьект 316) и машины в целом, а также Тульское КБ приборостроения (ныне НПО "Точность") - разработчик боевого отделения, КБ завода №9 в Свердловске — качающейся части. Главным конструктором установки получившей обозначение ГРАУ 2С19 утвердили Ю.В. Томашева. В 1989 году новая самоходка была принята на вооружиние под обозначением 2С19 "Мста-С" (С — самоходная в отличие от буксируемого орудия 2А65 "Мcта-Б" - принятого на вооружение в 1986 году и имеющего аналогичную с 2С19 качающуюся часть). В те же годы на "Уралтрансмаше" создали специальный тренажер 2X51 'Бункеровка" для обучения расчетов САУ. Первые серии новых самоходных гаубиц выпускались на заводе "Уралтрансмаш". Вскоре специально для производства машин в необходимых для Советской Армии количествах построили завод в г.Стерлитамак (Башкирия).

2С19 "Мста-С" предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствоввания маневрам резервов противника в глубине его обороны. Она может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиции и прямой наводкой, включая работу в горных условиях (подъем орудия до +50"). При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, при этом скорострельность не снижается.

Бронированный корпус САУ 2С19 "Мста-С" по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-72, но есть и небольшие отличия Так, бронирование самоходки более слабое. чем у танка. Поскольку оно должно обеспечивать защиту экипажа, вооружения, боезапаса и оборудования только от бронебойных пуль и осколков, лобовая часть не имеет комбинированного бронирования и сделана из гомогенной броневой стали. Верхний (подбашенный) лист корпуса рассчитан под погон диаметром 2444 мм, а нижняя часть корпуса отличается в связи с применением в подвеске торсионных валов и балансиров от танка Т-80. В корпусе смонтированы двигатель, трансмиссия, приводы управления и подвеска.

Двигатель марки В-84А. Это V-образный 12-цилиндровый 4-тактный дизель жидкостного охлаждения мощностью 618 кВт., способный работать на шести видах топлива. Его коробка передач имеет семь передач переднего хода и одну заднюю. Может быть установлен также двигатель В-46-6, задросселированныи до 574 кВт.

Электрооборупование включает в себя четыре аккумуляторные батареи напряжением 27 В. Ходовая часть САУ 2С19 "Мста-С" аналогична танковой (Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из шести опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со сьемными зубчатыми венцами и пяти поддерживаюших роликов. Подвеска независимая с длинными торсионами, из-за чего соответствующие катки правого и левого бортов расположены не соосно (катки левого борта смещены вперед на 110 мм). Первый, второй и шестой катки имеют регулируемые телескопические амортизаторы, стопорящиеся во время стрельбы для гашения колебаний. При этом отпадает необходимость в использовании стабилизирующих сошников. Гусеница шириной 580 мм, оснащенная резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже заимствована у Т-80.

Башня 2С19 "Мста-С" сварена из катаных броневых листов. В ней находятся гаубица 2А64 с системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов (включает в себя конвейер подачи снарядов с грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к орудию), агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фипьтровентиляционное оборудование, средства связи (внутренние телефонные, внешние проводные и радио) и система герметизации казенной части гаубицы, предотвращающая загазованность боевого отделения. Масса башни без боекомплекта 13500 кг.

Вооружение самоходной артиллерийской установки 2С19 "Мста-С" состоит из 152-мм гаубицы 2A64 и 12,7-мм зенитного пулемета НСВТ-12.7, смонтированного на командирской башенке в составе зенитнои установки (ЗПУ) с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-7. Нарезная гаубица 2А64 имеет раздельно-гильзовое заряжание. Стрельба ведется осколочно-фугасными снарядами (ОФС) ЗОФ45 (на дальность 24700 м) в составе выстрелов ЗВОФ58, ЗВОФ72, ЗВОФ73 и активно-реактивными снарядами (АРС) ЗОФ61 (на дальность 28900 м) в составе выстрела ЗВОФ91, кассетными снарядами типа 3023, содержащими 42 противотанковых суббоеприпаса (дальность стрельбы 26000 м), снарядами-постановщиками активных радиолокационных помех типа ЗНСЗО (на дальность 22300 м), дымовыми снарядами-целеуказателями в составе выстрела ЗВДЦ8, а также спецбоеприпасами. Возможно использование и всех типов штатных боеприпасов Д-20 и 2С3, а также управляемых снарядов с лазерной подсветкой ЗОФ39 "Краснополь" в составе выстрела ЗВОФ64. Подсветка целей производится передовыми артиллерийскими наблюдателями с помощью приборов 1Д15 (ПП-3), 1Д20, 1Д22 или 1Д26.

Наличие полуавтоматической системы заряжания облегчает работу экипажа и обеспечивает скорострельность до 7-8 выстрелов в минуту, при использовании внутреннего боезапаса и до 6-7 выстрелов в минуту при подаче боеприпасов с грунта. Это означает, что батарея из восьми гаубиц посылает в минуту на цель до трех тонн снарядов. При стрельбе на максимальную дальность в воздухе одновременно будет находиться до 70 снарядов, прежде чем первый достигнет цели.

Весь боекомплект расположен в башне. Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм (стандартный набор — 20 ОФС и 30 АРС), а также 300 патронов для пулемета. Масса боекомплекта составляет 2470 кг.

Система перезарядки позволяет вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудии с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания. Масса снарядов превышает 42 кг, поэтому для облегчения работы заряжающего из боеукладки они подаются автоматически. Механизм для подачи зарядов полуавтоматического типа. Конструкция стеллажей боеприпасов позволяет размещать все штатные типы снарядов, а поиск нужного из них и управление всем процессом заряжания ведет контрольная система механизма заряжания. Кроме того, она подсчитывает и фиксирует число выстрелов соответствующего типа. Доставку выбранных снарядов и зарядов к орудию осуществляют два независимых конвейера. Каждый из них обслуживается своим заряжающим, что повышает скорострельность. Наличие допопнительных конвейеров подачи боеприпасов с грунта позволяет вести стрельбу, не расходуя внутренний боезапас. При переводе установки в походное положение, дополнительный конвейер подачи снарядов складывается и закрепляется на башне, а другой убирается внутрь. Стреляные гипьзы автоматически выбрасываются через люк под стволом орудия, что значительно уменьшает загазованность боевого отделения.

САУ 2С19 "Мста-С" оборудована двумя прицелами: панорамным (1П22), находящимся в поворотном бронеколпаке на крыше башни, и прямой наводки (1П23), окно которого расположено на лобовом листе башни. Первый из них имеет 3,7-кратное увеличение и автоматическую горизонтальную стабилизацию поля зрения при условии, что крен машины не превышает 5°. В походном положении прицел убирается за защитную шторку справа от него. Прицел 1П23 увеличивает в 5.5 раза в пределах углов наведения от -4° до +55°.

Привод 2Э46 гаубицы электрический по вертикали автоматически, по горизонтали — от пульта управления. Автоматическое восстановление угла возвышения после каждого выстрела упрощает работу наводчика. При стрельбе он выполняет только одну операцию — удерживает управляющим устройством панорамный прицел на точке прицеливания. В критических ситуациях командир машины имеет возможность самостоятельно наводить и стрелять из орудия, используя дублирующее оборудование. При отключении электропитания применяется резервная система ручного заряжания и наведении. САУ 2С19 "Мста-С" оснащена системой приема и передачи данных стрельбы 1В122 (проводной и радио) на расстояние до 500 м. Контроль за наведением и координацией взаимодействия батареи ведется машиной управления огнем — командирской или старшего офицера.

Пулеметно-зенитная установка ПЗУ-5 предназначенная для самозащиты от легких бронированных машин, вертолетов и самолетов, аналогична применяемой на танках Т-64А/Б/БВ и Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни. Пулемет HCBT-12,7 "Утес" (6П11) обладает прицельной дальностью 2000 м и скорострельностью 700-800 выстрелов в минуту при углах вертикальнсто наведения от -3° до +70°. Боезапас его состоит из пяти лент по 60 патронов в каждой.

Для обеспечения работы систем САУ при выключенном или отказавшем основном двигателе используется автономный агрегат питания АП-18Д, газовая турбина мощностью 16 кВт. Время ее непрерывной работы — 8 часов.

Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь обеспечивается УКВ-радиостанцией Р-173 с дальностью действия до 20 км.

К дополнительному оборудованию самоходки относятся автоматическая система пожаротушения 3-кратного действия с аппаратурой управления ЗЭЦ11-2, две фильтровентиляционные установки, система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе, термодымовая аппаратура (ТДА), работающая от основного двигателя, система 902В "Туча" для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами, два танковых дегазационных прибора (ТДП).

Самоходки 2С19 "Мста-С" организационно обьединены в огневые батарейные артиллерийские комплексы (ОБАК) "Капустник", в состав которых обычно входят машина командира батареи 1В152 "Капустник-Б" (на базе унифицированного шасси УНШ), машина старшего офицера батареи 1В153 (на базе Урал-43201 с универсальным кузовом К43210) и до восьми единиц 2С19. ОБАК является базовым звеном для формирования любых артиллерийских соединений.

Впервые 2С19 "Мста-С" была представлена широкой общественности на авиасалоне в г. Жуковский в августе 1992 года, затем на выставке IDEX-93 в Абу-Даби (Обьединенные Арабские Эмираты) в феврале 1993 года, где продемонстрировала отличные ходовые и огневые качества. В частности, при стрельбе на дальность в 15 км сорока снарядами "Краснополь", оказались пораженными 38 целей. Самоходная гаубица предлагается на экспорт, в том числе и с артиллерийской частью калибра 155 мм. которая может вести стрельбу снарядами "Краснополь-М", а также западными боеприпасами того же калибра. Стоимость одной САУ оценивается в 1.6 млн долл.

Модификации
2С19 - базовый вариант
2С19М - модернизированная самоходная гаубица 2С19 с установкой СУО
2С19М1 — самоходная гаубица «МСТА-С» модернизированная с установкой орудия калибра 155 мм. Современная модификация, которая позволяет вести огонь осколочно-фугасными снарядами с газогенератороми на дальность 41 км. Имеет аппаратуру управления наведением огня - АСУНО (баллистический вычислитель, аппаратура топопривязки и ориентирования, спутниковая навигационная система), обеспечивающая автоматическое бесприцельное наведение и хранение информации не менее чем по 10 огневым задачам.
2С27 «Мста-К» — вариант самоходной гаубицы «Мста» на колёсном шасси
2С30 «Исеть» — модернизированная самоходная гаубица с высокой степенью автоматизации
2С33 «Мста-СМ» — глубоко модернизированная самоходная гаубица «Мста-С» с заменой орудия 2А64 на орудие 2А79 с существенно лучшими характеристиками (разработчик новой артчасти, также ЦКБ «Титан»). Работы по проекту прекращены в пользу проекта «Коалиция-СВ».
СЛК «Сжатие» — самоходный лазерный комплекс на базе 2С19, вместо орудия 2А64 установлен лазерный комплекс для противодействия оптико-электронным приборам вражеских целей

Боевая масса, т 42
Экипаж, чел. 5
Длина корпуса, мм 6040
Ширина корпуса, мм 3584
Высота, мм 2985
Клиренс, мм 435
Тип брони гомогенная стальная
Калибр и марка пушки 152,4-мм 2А64
Тип пушки нарезная гаубица
Длина ствола, калибров 53 (8130 мм[1])
Боекомплект пушки 50
Углы ВН, град. ?3…+68°[1]
Углы ГН, град. 360°
Дальность стрельбы, км 6,5~28,9[2] (ОФС 3ОФ61 с газогенератором)
Прицелы панорамный 1П22, прямой наводки 1П23
Пулемёты НСВТ-12,7 «Утёс»
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый 4-тактный дизель жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 840 (В-46-6 — 780)
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 20 (В-46-6 — 18,6)
Тип подвески независимая с длинными торсионами
Преодолеваемый подъём, град. 30°
Преодолеваемая стенка, м 0,85
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м 1,2

 
Кто на сайте
Сейчас 225 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru