Поиск по сайту

Home Бронетехника БМП, БТР Многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ (СССР)

PostHeaderIconМногоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ (СССР)


Многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБМногоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ предназначался для буксирования артиллерийских систем и прицепов общей массой до 6,5 т, монтажа вооружения и военной техники и под оборудование машин специального назначения. Он мог использоваться для перевозки мотострелков (до 11 человек) военных грузов и транспортировки раненых, а также в качестве командно-штабной машины. МТ-ЛБ был разработан в 1964 г. конструкторским бюро Харьковского тракторного завода им. Серго Орджоникидзе (главный конструктор завода А.Ф. Белоусов). ОКР по созданию «легкого многоцелевого гусеничного тягача-транспортера» проводилась на основании Постановления СМ СССР от 29 июня 1962 г. Машина была создана на базе унифицированного гусеничного шасси для тягачей АТ-Л и АТ-П и при проектировании имела обозначение «Объект 6». Транспортер-тягач был принят на вооружение Постановлением СМ СССР от 25 декабря 1964 г. л приказом министра обороны СССР от 1 февраля 1965 г. Серийное производство машины на ХТЗ началось в 1966 г.


МТ-ЛБ имел три отделения - отделение управления, моторно-трансмиссионное отделение и десантное (или грузовое) отделение. Отделение управления находилось в передней части корпуса. В нем были размещены механик-водитель и командир машины, механизмы управления, агрегаты трансмиссии и вращающаяся пулеметная башенка. В средней части корпуса в специальном отсеке, несколько смещенном к левому борту от продольной оси машины находилось МТО. Наибольшая часть корпуса использовалась для перевозки личного состава или грузов, образуя десантное отделение или отделение грузовой платформы. Для ведения огня десантом из личного оружия в корпусе имелось 4 амбразуры. От обитаемых отделений МТО было отгорожено теплошумоизоляционными перегородками. Для сообщения отделения управления с десантным отделением с правой стороны двигателя имелся проход, в котором были установлены два откидных сиденья.
 
Многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ
Основным оружием транспортера-тягача являлся 7,62-мм пулемет ПКТ, располагавшийся в броневой башенке ТКБ-01. Максимальный угол возвышения пулемета составлял +40°, а снижения - -5°. Боекомплект к пулемету составлял 1000 патронов. Сварной герметичный корпус изготавливался из броневой стали. Лобовая броня обеспечивала защиту от 7,62-мм бронебойных пуль при всех курсовых углах обстрела с дальности 250 м, а бортовая броня - при углах ± 75°. Для очистки от пыли подаваемого в обитаемые отделения транспортера воздуха в нагнетателе имелся фильтр инерционного тина. Основу силовой установки составлял многотопливный восьмицилиндровый четырехтактный V-образный автомобильный дизель ЯМЗ-238В Ярославского моторного завода мощностью 176 кВт (240 Л.С.). Радиатор жидкостной системы охлаждения располагался слева от двигателя. Специальное устройство обеспечивало подогрев НОЖ в системе охлаждения и масла в картере двигателя. Пуск двигателя производился с помощью электрического стартера СТ-103.
 
Основу механической трансмиссии составлял двухпоточный МПП. В его состав входили двухдисковый главный фрикцион сухого трения, двухвальная шестиступенчатая коробка передач и дна суммирующих планетарных ряда с фрикционными устройствами управления машиной. МПП обеспечивал получение двух фиксированных радиусов поворота на всех передачах, кроме первой передачи, а также неустойчивый поворот на нейтрали вокруг центра масс машины. Управление поворотом машины осуществлялось с помощью двух рычагов.
 
В ходовой части использовались индивидуальная торсионная подвеска и гусеницы с закрытым металлическим шарниром. Пустотелые опорные катки с наружной амортизацией были изготовлены из алюминиевого сплава, на крайних узлах подвески устанавливались поршневые гидроамортизаторы, имевшие аналогичную конструкцию той, которая была разработана для амортизаторов устанавливавшиеся на опытном легком танке «Объект 906». При транспортировании в самолете Ан-12 с целью уменьшения размера машины по высоте с помощью замкового устройства производилось выключение подвески.
 
Многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ
Перед преодолением водной преграды на корпусе машины устанавливались гидродинамические щитки, поднимался волноотражательный щиток и удлинялась воздухозаборная труба. Движение на плаву осуществлялось за счет вращения в воде гусениц. Удаление просочившейся забортной воды осуществлялось с помощью приводного насоса. Запас плавучести машины составлял 36% (с грузом 2т- 22,5%). Для обогрева обитаемых отделений транспортера использовалась автономная отопительно-вентиляционная установка ОВ-65Г. Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети - 24 В. При неработающем двигателе источником электроэнергии являлись две аккумуляторные батареи 6-СТЭН-140М. Связь внутри транспортера обеспечивалась танковым переговорным устройством Р-124. В машине было предусмотрено место для установки УКВ радиостанции Р-123М. Транспортер-тягач одновременно мог перевозить груз массой до 2,0 т и буксировать прицепы массой до 6,5 т на расстояние до 500 км. Соединение с прицепом осуществлялось с помощью тяговосцепного устройства двухстороннего действия. При боевой массе 9,7 т транспортер-тягач развивал скорость по шоссе до 61,5 км/ч.
 
Для работы в условиях труднопроходимой местности северных районов были разработаны две модификации тягача МТ-ЛБ - снегоболотные транспортеры-тягачи МТ-ЛБВ («Объект 3») с уширенной гусеницей и МТ-ЛБВ-М с уширенной гусеницей и 12,7-мм пулеметом НСВ. Обе модификации были разработаны в 1966 г. и приняты на вооружение приказом министра обороны СССР от 6 ноября 1967 г. Серийное производство было организовано с 1968 г. на ХТЗ, затем на тракторном заводе во Владимире, а также по лицензии в Болгарии и Польше. В конце 60-х гг. проводились работы по оснащению машины оборудованием для самоокапывания. После изготовления и испытания опытного образца, имевшего обозначение «Объект 11», приказом министра обороны от 18 июля 1970 г. тягач с оборудованием для самоокапывания был принят на вооружение. В 1967-1971 гг. конструкторским бюро Харьковского тракторного завода на базе МТ-ЛБ было разработано универсальное легкое бронированное гусеничное шасси МТ-ЛБу «Маргаритка» («Объект 10»). Оно было принято на вооружение приказом министра обороны СССР от 17 июля. 1972 г.
 
Шасси МТ-ЛБ являлось базой для создания во втором послевоенном периоде разведывательной химической машины РХМ «Кашалот», командирской машины химической разведки РХМ-К «Кашалот-К», комплексов обнаружения ядерных взрывов «Баскунчак-1» и «Баскунчак-2» (6 образцов), машины боевого применения «Сапфир», машины авианаведения «Трель», боевой машины ЗРК «Стрела-10СВ», боевой машины ЗРК «Стрела-10М2», боевой машины ЗРК «Стрела-10М3» (6 образцов), ПТРК «Штурм-С», ПТРК «Атака-С», дорожно-землеройной машины АДЗМ («Восторг»), радиолокационной станции «Леопард», CHAP-10 и др. Всего в семейство машин на базе шасси МТ-ЛБ входит 22 различных образца.
 
Многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ
Боевая масса - 9,7 т;
экипаж - 2 чел.,
десант - 11 чел.;
вооружение: пулемет - 7,62 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность двигателя -176 кВт (240 л.с.);
максимальная скорость: на суше - 61,5 км/ч, на плаву - 5-6 км/ч.
 
автор статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
 
Кто на сайте
Сейчас 304 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru