Поиск по сайту

Home Бронетехника БМП, БТР Командно-штабная машина БТР-50ПУ (СССР)

PostHeaderIconКомандно-штабная машина БТР-50ПУ (СССР)


Командно-штабная машина БТР-50ПУКомандно-штабная машина БТР-50ПУ предназначалась для обеспечения управления в танковых и мотострелковых частях и соединениях и представляла собой подвижный пункт управления, оснащенный средствами связи и навигационной аппаратурой. При проектировании имела обозначение «Объект 750К». Она была создана в 1958 г. на базе плавающего гусеничного бронетранспортера БТР-50П конструкторским бюро СТЗ и ЦНИИИС МО СССР. После успешно проведенных полигонно-войсковых испытаний двух опытных образцов, приказом министра обороны СССР от 11 апреля 1959 г. машина была принята на вооружение и находилась в серийном производстве с 1959 г. на Сталинградском тракторном заводе.


Броневой корпус машины БТР-50ПУ был разделен на три отделения: управления, штабное и моторно-трансмиссионное. Отделения управления и штабное были оборудованы специальной аппаратурой и были приспособлены для работы командира части (соединения) и офицеров штаба. Оборудование МТО командно-штабной машины было, в основном, таким же, как на бронетранспортере БТР-50П. В машине было оборудовано десять рабочих мест. В отделении управления, находившемся в носовой части корпуса, было оборудовано три рабочих места: командира части (соединения) - у левого борта, механика водителя - в центре и штурмана (он же командир машины) - у правого борта. На рабочем месте командира части имелись телефонный аппарат, пульт управления, столик для работы с документами и люк запасного выхода в днище корпуса машины. Впереди сиденья штурмана был установлен курсопрокладчик навигационной аппаратуры. В отличие от бронетранспортера БТР-50П в правой части верхнего лобового листа корпуса вместо перископического прибора наблюдения был установлен прибор МК-4, а при вождении в ночных условиях - прибор ТКН-1.
 
Командно-штабная машина БТР-50ПУ
В штабном отделении, находившемся в средней части корпуса, размещались аппаратура узла связи, раздвижной стол для работы с документами и две скамейки для двух офицеров штаба и четырех радистов. Под вращавшейся командирской башенкой в передней части штабного отделения было расположено сиденье первого офицера штаба. В комплект узла связи командно-штабной машины входили: радио, радиорелейные и проводные средства связи, предназначавшиеся для обеспечения управления танковыми и мотострелковыми соединениями и частями. Узел связи машины состоял из: двух танковых радиостанций коротковолновой Р-112 и ультракоротковолновой Р-113; двух УКВ радиостанций Р-105 и Р-105У; коротковолнового радиоприемника Р-311: полукомплекта радиорелейной станции Р-403БМ без телеграфного блока; двух комплектов танкового переговорного устройства Р-120; коммутационной аппаратуры; антенно-фидерных устройств; четырех танковых антенных устройств со штыревыми антеннами; десятиметровой полутелескопической антенны для радиостанции Р-112; гибкой штыревой антенны на одиннадцатиметровой телескопической мачте; проводного телефонного коммутатора П-193А на десять номеров с четырьмя телефонными аппаратами ТАИ-43Р и четырьмя катушками с полевым кабелем П-275 общей длиной 2,4 км.
 
Потолок и стенки обитаемых отделений были оклеены слоем термоизоляции (поропласт и повинол). Машина оснащалась системами ПАЗ и ТДА, обогревателем штабного отделения, приточно-вытяжной вентиляцией, навигационной аппаратурой, приборами ночного видения и бензиновым энергоагрегатом АБ-1-П/30 (мощность генератора - 1 кВт). Все основные узлы, агрегаты и системы (силовой установки, трансмиссии, ходовой части, водометного движителя, электрооборудования, противопожарного оборудования, водооткачивающих средств и т.д.) были такими же, как и на бронетранспортере БТР-50П. Машина имела боевую массу 14,3 т. Вооружение отсутствовало. Броневая защита - противопульная. Максимальная скорость по шоссе составляла 44,6 км/ч, на плаву - 10 км/ч. Запас хода по топливу достигал: по булыжному шоссе - 260 км, по проселочной дороге - 210 км, на плаву - 70 км.
 
С 1958 г. на СТЗ начали выпускать модификацию БТР-50ПУ собственной разработки - командно-штабную машину БТР-50ПН («Объект 905»). Основными отличиями КШМ БТР-50ПН от КШМ БТР-50ПУ были: установка в правой части верхнего лобового листа корпуса неподвижной рубки штурмана; более удобное размещение ящиков с ЗИП и энергоагрегата снаружи машины; установка полевого телефонного коммутатора П-193М с тремя телефонными аппаратами ТАИ-43Р или ТА-57. Машина имела боевую массу 14,5 т. Вооружение отсутствовало. Броневая защита - противопульная. Максимальная скорость по шоссе составляла 44,6 км/ч, на плаву - 10 км/ч. Запас хода по топливу достигал: по булыжному шоссе - 420 км (с наружными баками - 620 км), по проселочной дороге - 340 км (с наружными баками - 500 км), на плаву - 140 км.
 
автор статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
 
Кто на сайте
Сейчас 165 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru