Поиск по сайту

Home Бронетехника БМП, БТР Тяжелая гусеничная БМП Т-15 (Россия)

PostHeaderIconТяжелая гусеничная БМП Т-15 (Россия)


Тяжелая гусеничная БМП Т-15Тяжелая гусеничная БМП фигурировала в техническом задании Министерства обороны РФ на разработку унифицированной гусеничной платформы «Армата». Целью этой ОКР являлось создание универсального гусеничного шасси тяжелого класса, которое бы использовалось в качестве базы для бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) различных классов и типов, в том числе для основного танка, тяжелой боевой машины пехоты, бронированной ремонтно-эвакуационной и командно-штабной машин, а также для монтажа различных вооружений и систем. По идее, платформа должна иметь унифицированные корпус, силовую установку и ходовую часть, что позволяет упростить производство БТВТ разных классов, а также обеспечить новым машинам достаточно высокие характеристики.


Первый технический проект БМП на базе платформы «Армата» («Объект 149») был утвержден весной 2010 г. Эскиз этой машины мало чем напоминает образец, который прошел по Красной площади 9 мая. Дополнения в техническое задание (ТЗ) на ОКР «Армата» (как и на ОКР «Курганец-25» и «Бумеранг») военными вносились с завидной регулярностью, что отнюдь не вселяло уверенности конструкторам в выполнении ОКР в заданные сроки, тем более что финансировать разработки дополнительных опций Министерство обороны почему-то не планировало. Поэтому финансовые средства на корректировку ТЗ приходилось либо буквально выбивать по копеечке, либо изыскивать из резервов предприятий. Некоторые руководители даже во всеуслышание объявили, что их предприятия «по ряду обстоятельств не представят новые образцы техники на Парад Победы 9 мая», Но вопреки пессимистическим прогнозам, грандиозное мероприятие на Красной площади в Москве стало не только традиционным военным парадом, но и парадом победы конструкторских и рабочих коллективов в создании новейших образцов БТВТ
 
Тяжелая БМП Т-15 представляет собой боевую высокозащищенную гусеничную машину, предназначенную для транспортирования подразделений мотострелковых войск, ведения всех видов боя и огневой поддержки спешившихся стрелков. Новая БМП, построенная на единой с танком платформе, имеет аналогичный уровень защищенности и подвижности, что впервые в мировой практике позволяет машине такого класса действовать в единой с танками боевой линии. Некоторые «специалисты» поспешили заявить, что Т-15 сможет «действовать с танками в единых боевых порядках», как будто до сих пор БМП и БТРы действовали как-то иначе в отдельных боевых порядках.
 
Напомню, что наш Боевой устав определяет построение боевого порядка в два эшелона или в один эшелон с выделением резерва. Если в два эшелона, то и в каждом из них подразделения на танках и БМП (БТРах) будут действовать в ЕДИНОМ боевом порядке. А вот построение сил и средств эшелона, в зависимости от вида боя, его характера, может быть в одну боевую линию, углом вперед (назад): танки - впереди, за ними на удалении 100 м -БМП или наоборот. Но, например, в наступлении боевой порядок танковой роты, усиленной мотострелковым взводом, в составе танкового батальона первого эшелона бригады (полка) будет построен, как правило, в один эшелон, где танки и БМП пойдут в ЕДИНОМ боевом порядке. Только пойдут эти БМП на некотором удалении за танками.
 
В отдельных источниках упоминается, что БМП Т-15 фактически представляет собой развернутое задом наперед доработанное шасси танка Т-14. В результате такого изменения силовая установка машины размещается в носовой части корпуса, а в кормовой части высвобождается большой объем забронированного пространства для размещения десанта и обеспечивается единственно возможный в этом случае способ его высадки через кормовую дверь с откидной аппарелью. С одной стороны, это утверждение верно, но не все так просто. Ведь перекомпоновка корпуса с изменением размещения силовой установки - это, по сути, проектирование машины заново. Правильнее говорить о том, что конструкторы УКБТМ под руководством Андрея Терликова за несколько лет сумели создать несколько различных машин.
 
Компоновка Т-15 выполнена классической для этого класса машин: моторно-трансмиссионное отделение (МТО) находится в носовой части машины, за ним - отделение управления, а десантное отделение расположено в средней и кормовой частях машины. Некоторым отступлением от «классики» стало как бы отсутствие боевого отделения, которое теперь полностью вынесено за пределы обитаемого отделения БМП. Бронекапсула для размещения экипажа, имеющаяся в танке Т-14, в Т-15 отсутствует. Поэтому говорить о том, что при создании БМП для выполнения основных требований заказчика было решено просто «развернуть» базовое шасси платформы «Армата» и внести в конструкцию корпуса некоторые коррективы, в корне неверно. Уже то, что МТО БМП пришлось размещать не в классическом кубическом объеме кормовой части танка, а между двумя наклонными бронелистами носовой части корпуса, говорит о той колоссальной работе, которую пришлось проделать конструкторам.
 
Кроме того, надо учесть, что в корпусе, причем в самой защищенной его части, надо было предусмотреть различные лючки, люки и точки доступа для обеспечения монтажа-демонтажа МТО и его технического обслуживания. Конечно, объем работ по техническому
обслуживанию заметно снизился по сравнению с БМП-1, но технологические точки доступа к МТО все равно должны быть. К тому же, еще есть системы, обслуживающие работу двигателя, - смазки, охлаждения, питания воздухом со своими радиаторами, вентиляторами, воздухоочистителем и т.д. и т.п., которые надо разместить, а также обеспечить доступ воздуха и отвод его наружу, да при этом защитить их! Не так-то это легко.
 
Тяжелая гусеничная БМП Т-15
Для наглядности приведу небольшой пример. Несколько лет назад одна зарубежная компания пообещала модернизировать БМП-2 для индийской армии, в том числе, установив более мощный двигатель. Двигатель-то установили, а куда деть дополнительное тепло, образующееся при его работе, так и не решили. В результате двигатель перегревался и клинил. А вот конструкторы УКБТМ сумели «развернуть» корпус танка Т-14 и установить в нем все как надо. За счет того, что МТО оказалось в носовой части корпуса, в средней и кормовой частях машины высвободился забронированный объем для размещения десанта. Экипаж БМП Т-15 состоит из трех человек, а в десантном отделении могут вполне комфортно разместиться девять полностью экипированных бойцов. Таким образом, полный боевой расчет машины насчитывает 12 человек. Для сравнения: боевой расчет отечественных БМП-2 и БМП-3 составляет десять человек.
 
Рабочее место механика-водителя расположено у левого борта, справа от него - место командира. За командиром находится место наводчика-оператора. Оборудование рабочего места механика-водителя такое же, как в танке Т-14, что значительно упростит подготовку механиков-водителей обеих типов машин. Оборудование мест командира и наводчика-оператора Т-14 и T-15 несколько отличается в силу использования различных комплексов вооружения. Члены экипажа БМП Т-15 для посадки и высадки могут воспользоваться персональными люками, выполненными в крыше корпуса, а также кормовым выходом, перейдя через десантное отделение. Крышки люков членов экипажа открываются назад и оборудованы призменными приборами для наблюдения за обстановкой.
 
В десантном отделении вдоль бортов машины имеются восемь сидений - по четыре с каждого борта; бойцы располагаются лицом друг к другу. Еще одно легкое сиденье для девятого десантника смонтировано в проходе к отделению управления, Для ускорения высадки десанта сиденья имеют подпружиненную нижнюю часть, автоматически поднимающуюся при отсутствии нагрузки. Таким образом, после высадки бойцов, сидящих ближе к выходу, их сиденья поднимаются и увеличивают ширину прохода для следующих за ними бойцов.
 
Десант для посадки и высадки в Т-15 пользуется кормовым выходом, представляющим собой откидывающуюся вниз аппарель. При этом обеспечивается свободный выход солдат из машины в колонну по два, что сокращает время десантирования в разы. Для покидания машины в экстренных случаях, когда по каким-либо причинам аппарель не открылась, в ней имеется одностворчатая дверь, открывающаяся вправо. В ней оборудована закрывающаяся амбразура для ведения огня из личного оружия десанта в заднюю полусферу. По последним данным, эргономика обитаемых отделений и установленные в Т-15 системы жизнеобеспечения позволяют экипажу и десантникам выполнять поставленную задачу и не покидать машину в течение 72 ч.
 
Конечно, ничего так просто не бывает, за все надо платить. Комфортное размещение 12-ти человек в Т-15 повлекло за собой увеличение ее размеров и боевой массы. Длина БМП составляет 9,5 м, ширина (с учетом бортовых элементов динамической защиты, расположенных под углом к нормали) - 4,8 м, высота по крыше башни - 3,5 м. Боевая масса машины равняется примерно 50 т. Но если для прежних поколений БМП такие размеры были бы в бою равносильны самоубийству, то для Т-15 с ее уровнем защиты они не являются критическими. Следует также учесть, что башня новой БМП (по сути, дистанционно-управляемый боевой модуль) необитаема, поэтому попадание в нее и даже пробитие ее защиты не вызывает катастрофических последствий ни для самой машины, ни для экипажа и десанта.
 
Впервые в отечественной практике на основном танке и БМП использованы силовые блоки, в которых применены одинаковые двигатель и трансмиссия. Внедрение силового блока позволяет упростить ремонт агрегатов и обслуживающих их систем. Специалисты отмечают, что замена силового блока целиком занимает не более 1-3 ч, в то время как аналогичные операции с «традиционными» разделенными агрегатами могут занять сутки и более, в зависимости от квалификации ремонтников и наличия необходимого инструмента. И танк Т-14, и тяжелая БМП Т-15 оснащаются Х-образным 12-цилиндровым многотопливным дизелем 2В-12-3А мощностью порядка 1500 л.е., объединенным в единый блок с гидромеханической трансмиссией. По мощности новый двигатель превосходит все силовые установки существующих отечественных танков и догнал по этому показателю агрегаты зарубежных боевых машин.
 


 
Кто на сайте
Сейчас 292 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru