Поиск по сайту

Home Бронетехника БМП, БТР Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБМ (СССР)

PostHeaderIconМногоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБМ (СССР)


Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБМ Анализ применения в боевых действиях транспортёров МТ-ЛБ показал необходимость развертывания работ по модернизации МТ-ЛБ. В самом конце 1990-х гг. в 21-м Научно-исследовательском испытательном институте автомобильной техники МО РФ разработали соответствующие предложения, а специалисты СКБ ОАО «Муромский тепловозостроительный завод», конструкторы которого имели опыт по созданию образцов военной техники, в том числе и гусеничных машин, взялись их исполнить. Уже в 2001 г. прошли войсковые испытания модернизированных МТ-ЛБ на базе одной из рот мотострелкового полка 42-й мотострелковой дивизии. Эти машины были вооружены 30-мм автоматической пушкой, на них была усилена броня корпуса, проведено дополнительное бронирование днища.


Но такая модернизация МТ-ЛБ была воспринята не однозначно. По словам тогдашнего заместителя командующего войсками Северо-Кавказского военного округа по вооружению генерал-лейтенанта В. Недорезова, оснащённые 30-мм автоматическими пушками, с усиленной бронёй транспортёры по своим боевым свойствам приблизились к БМП, однако потеряли в мобильности, проходимости и грузоподъёмности, то есть в тех преимуществах, за которые их больше всего и ценили в войсках. В сентябре 1999 г. Министерство обороны РФ приняло решение об изготовлении на «Муромтепловозе» двух опытных образцов модернизированного транспортёра - МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ. С того же года начались типовые испытания, по результатам которых машины рекомендовали к принятию на вооружение. Предприятию был выдан государственный оборонный заказ - выпустить в 2000 г. по 60 единиц каждого изделия.

Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБМ

Однако при организации их производства муромцы столкнулось с рядом проблем. Основная заключалась в нестабильности поставок вооружения. Пришлось при поддержке МО РФ налаживать собственный выпуск полнокомплектных БПУ (башенная пулемётная установка) для комплектации «изделий 6МА и 6МБ». Другой серьёзной проблемой стала необходимость проведения испытаний изготовленного вооружения, для чего в спешном порядке построили специальный полигон. С 2000 г. ОАО «Муромтепловоз» осуществляет модернизацию машин семейства МТ-ЛБ при проведении их капитального ремонта в рамках государственного оборонного заказа - ресурс машин восстанавливается на 80%. Это обеспечивает сохранение имеющегося военно-технического уровня парка транспортёров на ближайшие десять - пятнадцать лет. За этот период могут быть завершены опытно-конструкторские работы по созданию новых образцов.

Вариант МТ-ЛБМ 6МА предполагает установку башни от бронетранспортёра БТР-80 - башенную пулемётную установку БПУ-1, вооружённую 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм пулемётом ПКТ. Крупнокалиберный пулемёт КПВТ - это хотя и старое, но довольно мощное оружие, позволяющее эффективно бороться и с лёгкобронированными объектами. Он может использоваться и против воздушных целей, и для ведения огня в горах или по верхним этажам зданий за счёт того, что его угол возвышения составляет +80°. Другой вариант - МТ-ЛБМ 6МБ - отличается от «6МА» установкой на него башни от бронетранспортёра БТР-80А. Эта башня, спроектированная в рамках темы «Буйность» для модернизации всех БТР, выпускавшихся Горьковским заводом, вооружена 30-мм автоматической пушкой 2А72 и пулемётом ПКТ, что позволяет эффективно бороться как с живой силой, так и с бронированной техникой противника. Обе машины - МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ - поступают в подразделения сухопутных войск Российской Армии и в подразделения морской пехоты ВМФ.

Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБМ

В последнее время на ОАО «Муромтепловоз» были разработаны и другие варианты модернизации МТ-ЛБ, которые постепенно превращают его из тягача-транспортёра в боевую машину. Так, например, объект МТ-ЛБМ 6М1A3 предназначен для транспортировки мотострелковых подразделений к полю боя. Он выполняет задачи разведки и охранения воинских колонн, ведёт борьбу с живой силой противника, малоразмерными целями, бронированной техникой, даже с танками, в том числе и оснащёнными динамической защитой. По сути, в этом варианте машина представляет собой самоходный противотанковый ракетный комплекс (ПТРК), на котором установлена башня с четырьмя пусковыми установками ПТУР «Корнет». Кроме того, в башне установлены 7,62-мм пулемёт ПКТ и 30-мм автоматический гранатомёт АГ-17. Угол возвышения для стрельбы из пулемёта составляет +50°, что обеспечивает ведение огня при действиях в «особых условиях» - в городе, лесу, горах. На МТ-ЛБМ 6МА и 6МБ оружие приходилось наводить вручную, а в новой модификации башня оснащена электроприводами наведения.

Оснастили МТ-ЛБМ 6М1A3 и более мощным 310-сильным двигателем ЯМЗ-238БЛ и новой трансмиссией с гидрообъёмной передачей (ГОП). Теперь вместо рычагов поворота машина управляется штурвалом, что в комплексе с новым двигателем значительно снижает утомляемость водителя. Другой модернизированный вариант - МТ-ЛБМ 6МА4 - выполняет боевые задачи, схожие с возложенными на МТ-ЛБМ 6М1А3, но в комплект вооружения его башни входят 23-мм автоматическая пушка КПВБ, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт ПКТ (ПКТМ) и 30-мм автоматический гранатомёт АГ-17. Приводы наведения оружия - ручные. Ещё одна машина - МТ-ЛБМ 6М1Б2 - отличается установкой 30-мм автоматической пушки 2А42, но уже стабилизированной в двух плоскостях, с дневным и ночным прицелами. Всё оружие вынесено из башни и потому при стрельбе не создает загазованности в обитаемом отделении. Угол обстрела по вертикали достигает +70°, что позволяет бороться и с низколетящими воздушными целями.

МТ-ЛБМ 6МБ3 вооружён двухствольной автоматической пушкой ГШ-23В, стабилизированной в двух плоскостях, 12,7-мм пулемётом «Корд» и 30-мм автоматическим гранатомётом АГ-17. На МТ-ЛБМ 6МБ4 стоит 30-мм автоматическая двухствольная пушка ГШ-30В. Для повышения эффективности борьбы с воздушными целями на МТ-ЛБМ 6М1Б5 ко всему прочему вооружению добавили два ПЗРК «Игла» на пусковой установке. Не оставил без внимания «Муромтепловоз» и тему самоходного миномёта на базе МТ-ЛБ, разработав транспортёр-тягач с 82-мм миномётом 2Б14. Он устанавливается в грузовом отделении, в крыше которого сделан двухстворчатый люк. Угол наведения миномета по горизонтали - 54°, по вертикали - до 85° Время перевода в боевое положение 1,5 мин. Боекомплект - 80 выстрелов, размещенных в двух боеукладках (на 36 и 44 мины).

Свой вариант модернизации - МТ-ЛБМ2 - предложен и ОАО «Курганмашзавод», предприятием, известным своими БМП. Здесь также радикально модернизировали трансмиссию транспортёра, установив на него гидрообъёмную передачу и заменив привычные рычаги управления штурвалом. Для усиления вооружения на крыше машины смонтирован станок для автоматического гранатомета АГС-17 с круговым обстрелом.

Тактико-технические характеристики МТ-ЛБМ
Боевая масса, т 11,5 + до 4т монтируемого оборудования
Экипаж, чел. 1
Десант, чел. 6
Длина корпуса, мм 7210
Ширина корпуса, мм 2850
Высота, мм 2035
База, мм 4445
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 400
Бронирование - стальная противопульная
Двигатель - ЯМЗ-238БЛ, дизельный с наддувом макс. мощность: 310 л.с., при 2100 об/мин
Скорость по шоссе, км/ч 61,5
Скорость по пересечённой местности, км/ч:
- 26-32 по грунту
- 4-5 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемый брод, м плавает

 
Кто на сайте
Сейчас 271 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru