Поиск по сайту

Home Бронетехника БМП, БТР Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБ (СССР)

PostHeaderIconМногоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБ (СССР)


Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБ Многоцелевой лёгкий бронированный тягач МТ-ЛБ уже более сорока лет находится на вооружении нашей армии и замены ему пока не предвидится. В войсках эту гусеничную бронированную высокоманевренную машину зачастую использовали и в качестве транспортёра. В проекте МТ-ЛБ удалось успешно примирить немало противоречивых требований, предъявлявшихся военными к технике подобного класса. Прогрессивные компоновочные решения, заложенные в конструкцию этой машины, позволили ей длительное время оставаться на уровне лучших современных образцов. Шасси тягача оказалось настолько удачным, что на его базе были созданы зенитный ракетный комплекс «Стрела-10», противотанковый ракетный комплекс «Штурм С», радиолокационная станция разведки наземных и надводных целей СНАР-10 «Леопард», машина радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот» и другие образцы вооружения.


Более пятидесяти различных комплексов сконструировано на шасси МТ-ЛБу - более вместительной его модификации. Так, например, командноштабные машины, машины разведки, связи и управления, радиолокационный комплекс «Зоопарк», комплекс дистанционной химической разведки «Даль» и прочие. Серийное производство МТ-ЛБ было развёрнуто в 1968 г. на Харьковском тракторном заводе им. С.Орджоникидзе и продолжалось до начала 1990-х. По советской лицензии их также выпускали в Польше и Болгарии.

История самого многоцелевого тягача МТ-ЛБ («изделие 6») началась в 1959 г, когда на ХТЗ стали проводить вторую модернизацию АТ-Л, устанавливая на него более мощный двигатель. Первые результаты испытаний показали, что при существующей компоновке, когда КПП и двигатель размещались в одном блоке, дальнейшее повышение мощности практически невозможно. Использование нового, более габаритного и тяжёлого двигателя с соответствующей коробкой передач привело к непомерно возросшей нагрузке на передние катки — затруднилось преодоление препятствий, машина начала «клевать носом». Были необходимы совершенно иные компоновочные решения - не модификация, а разработка новой машины.

Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБ

В 1960 г. ГС КБ тягачей ХТЗ под руководством А.Белоусова начало проектирование «изделия 6». С учётом полученного от заказчика ТТЗ необходимо было разработать не просто тягач, а совершенно новую многоцелевую машину. Поэтому основной упор сделали на возможность создания широкой гаммы моделей с унифицированными двигателем, ходовой частью, трансмиссией, электрооборудованием, средствами связи и жизнеобеспечения. Были заложены очень высокие на то время технические характеристики: 240-сильный дизельный двигатель, быстроходность - до 60 км/ч, грузоподъёмность - 2,5 т, масса буксируемого прицепа - 6,5 т. Наиболее значительными конструктивными нововведениями стали герметичный корпус, который обеспечивал бы машине плавучесть, синхронизированная двухпоточная КПП, торсионная подвеска с гидроамортизаторами; предусматривалась и высокоэффективная система охлаждения и вентиляции.

Базовую конструкцию тягача разрабатывали в двух исполнениях - с бронированным и небронированным корпусами. Позднее первая машина получила индекс МТ-ЛБ («Б» - бронированный), вторая - МТ-Л. Учитывая неудачную попытку со второй модернизацией АТ-Л, конструкторы избрали для «изделия 6» совершенно нетрадиционную для артиллерийских тягачей компоновку. Двигатель разместили в средней части корпуса, а КПП, выполненную в едином блоке с бортовыми передачами, - в носовой, соединив их карданным валом. Благодаря этому передняя часть машины не была перетяжелена, достигалась равномерная нагрузка на ходовую часть, а размещение массивного двигателя и его систем вблизи центра тяжести положительно влияло на повышение плавности хода. Отделение управления расположили между двигателем и трансмиссией, а всю заднюю часть корпуса заняли закрытой грузовой платформой, приспособленной также и для перевозки людей.

Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБ

Опытные образцы тягача подвергли всесторонним испытаниям в различных климатических условиях: и в Арктике - с её низкими температурами, и в Туркмении - с жарой и высоким содержанием пыли в воздухе. Замечаний оказалось немного, и в 1964 г. доработанные МТ-ЛБ и МТ-Л были одобрены государственной комиссией и рекомендованы к серийному производству. Транспортёр МТ-Л, также получивший положительную оценку комиссии, в серию на ХТЗ не пошёл. Вся документация и конструкторские наработки были переданы Семипалатинскому машиностроительному заводу, успешно использовавшему их при совершенствовании своей продукции. Отказ от производства MT-Л, несмотря на то, что он получился более дешёвым и простым в изготовлении, объяснялся тем, что военные настаивали именно на бронированном корпусе. Во время боевых действий, когда приходилось выдвигаться на позиции зачастую под огнём противника, экипажу требовалась защита.

В 1964 г. транспортёр-тягач МТ-ЛБ приняли на вооружение Советской Армии. На ХТЗ развернулась подготовка к его производству. Учитывая предполагавшийся большой объём выпуска, переход на новое изделие оказался отнюдь не простым. Надо сказать, что для любого завода выпуск новой продукции - всегда болезненный процесс. К тому же технологическое оснащение производства выпускавшегося в Харькове тягача АТ-Л тогда достигло чрезвычайно высокого уровня. Так, в 1963 г. суточный выпуск составлял пять машин. И всё это с переходом на новую технику приходилось ломать, заменять оборудование. Поэтому первая промышленная партия МТ-ЛБ покинула цеха только в 1967 г. Тем не менее, в следующем году на заводе уже полностью наладили серийное производство.

Конструкторам Харьковского тракторного завода удалось создать не просто бронированный тягач, а надёжную универсальную машину, получившую в войсках заслуженное одобрение, хотя из-за высокой скорости МТ-ЛБ артиллеристы первоначально даже столкнулись с неожиданной проблемой. В то время шины на колёсах орудий заполнялись губчатым каучуком - густматиком. Использовать традиционные пневматические шины было нельзя, так как в боевых условиях орудиям приходилось действовать зачастую под градом пуль и осколков, а даже одного пробоя шины было достаточно, чтобы оно не смогло двигаться. Густматик смягчал удары на ходовую часть орудия при движении по бездорожью и бып нечувствителен к пулевым и осколочным повреждениям. МТ-ЛБ, даже с орудием, мог развивать скорость 60 км/ч, в то время как прежние тягачи - до 30 - 40 км/ч. Оказалось, что на таких скоростях густматик сильно разогревался и на марше шины орудий буквально взрывались от возникающих в них температурных напряжений. Пришлось военным срочно требовать от промышленности повышения работоспособности колёсного хода артиллерии на высоких скоростях буксировки.

Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач МТ-ЛБ предназначен для буксировки систем и прицепов общей массой до 6,5 т, перевозки людей и грузов, а также для монтажа в кузове различного оборудования. В передней части корпуса машины размещены агрегаты трансмиссии, далее следует отделение управления с местами экипажа. Двигатель расположен в средней части ближе к левому борту, за счёт чего образуется проход у правого борта. Задняя часть корпуса служит десантным отделением или грузовой платформой. Герметичный корпус машины - сварной конструкции из катаных броневых листов толщиной 7-14 мм. Это обеспечивает защиту экипажа и десанта от пуль ручного огнестрельного оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

В отделении управления слева располагается механик-водитель, справа - командир машины. В лобовом листе перед каждым из них оборудовано по смотровому окну, в боевой обстановке они закрываются броневыми крышками. В этом случае механик-водитель ведёт наблюдение через три прибора ТНПО-170А, средний из которых может быть заменён прибором ночного видения ТНВ-2Б, работающим с подсветкой ИК фары (ФГ-125). Два прибора наблюдения имеются у командира. Вращающаяся коническая башня с 7,62-мм пулемётом ПКТ расположена в правой части крыши отделения управления - над местом командира. Левее башни находится командирский люк, ещё левее - люк механика-водителя.

Позади отделения управления, в средней части корпуса, в шумопо-глощающих перегородках установлен многотопливный 8-цилиндровый четырёхтактный V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-2Э8В и обслуживающие его системы. Максимальная мощность двигателя - 240 л.с., что обеспечивает весьма высокий для 1960-х гг. показатель удельной мощности - 26 л.с./т. Радиатор системы охлаждения находится здесь же в моторном отделении, а поток охлаждающего воздуха, поступающего снаружи, регулируется с помощью жалюзи в левой стенке корпуса. Для облегчения запуска в холодное время двигатель снабжён специальным устройством, обеспечивающим подогрев жидкости в системе охлаждения и масла в картере. Мощность от двигателя к трансмиссии, расположенной в передней части корпуса, передаётся через карданный вал, проходящий между сиденьями механика и командира. Коробка передач имеет шесть передач переднего хода и одну - заднего. Двухпоточный механизм поворота обеспечивает два фиксированных радиуса разворота на каждой передаче; управление осуществляется механиком-водителем с помощью двух рычагов.

Десантно-грузовое отделение в кормовой части рассчитано на 11 полностью экипированных пехотинцев или 2,5 т груза. Внизу вдоль его бортов расположены два топливных бака, накрытых сверху поролоновыми подушками и служащих сиденьями для четырёх человек. Вход в отделение - через два люка в крыше корпуса, а также через двухстворчатые двери в кормовом бронелисте. Для наблюдения за полем боя служат стеклоблок Б-2 в правом борту и смотровой прибор ТНПО-170 в правой кормовой двери. Для ведения стрельбы предусмотрены четыре амбразуры. Ходовая часть транспортёра состоит из 12 опорных катков, двух ведущих колёс, двух направляющих колёс заднего расположения и двух гусениц. На передних и задних узлах подвески установпены тепескопичес-кие гидроамортизаторы и ограничители хода балансиров. Опорные катки - из алюминиевого сплава. Ведущие колёса в передней части корпуса имеют съёмные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещён внутри корпуса, регулировка натяжения также осуществляется изнутри машины.

Гусеница - стальная, мелкозвенчатая, с открытым шарниром. На поздних модификациях могла устанавливаться гусеница с закрытым резино-металлическим шарниром (РМШ), срок её службы - в 2,5-3 раза выше. Ширина гусеничных траков - 350 мм. При движении по шоссе МТ-ЛБ развивает скорость до 61 км/ч. Он может преодолевать подъём до 35°, вертикальную стенку высотой 0,61 м, ров шириной 2,41 м. Большим преимуществом МТ-ЛБ является его способность вплавь преодолевать водные преграды со скоростью 6 км/ч. Движение при этом обеспечивается за счёт перемотки гусениц. Чтобы встречный поток воды не заливал машину, на плаву поднимается волноотражательный щит, кроме того, присоединяются к воздухопитающей трубе удлинитель, к выхлопной - защита выхлопа. На транспортёре имеются высокопроизводительные помпы мощностью 450 л/с, при необходимости откачивающие поступающую в корпус воду При работе помп машина может удерживаться на плаву при потере плавучести даже до 30%. Устанавливаются фильтровентиляционная, а также и отопительно-вентиляционная установка ОВ-65Г.

Радиосвязь с другими машинами осуществляется радиостанцией Р-123, которая находится перед сиденьем командира под правым лобовым стеклом. Часть транспортёров выпускалась также с компактным и лёгким оборудованием для самоокапывания - отвалом скреперного типа, масса которого составляла всего 350 кг (длина машины при этом возрастала на 250 мм). Оно позволяло за 1,5-2 ч отрыть котлован для устройства позиций, где мог разместиться как сам транспортёр, так и буксируемые им прицепы.

Тактико-технические характеристики МТ-ЛБ
Боевая масса, т 9,7, 12,2 с грузом
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 11
Длина корпуса, мм 6399-6509
Ширина корпуса, мм 282-2865
Высота, мм 1835-1890
База, мм 3700
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 395-415
Бронирование - стальная катаная, лоб корпуса 14 мм
Пулемёты 1 x 7,62-мм ПКТ
Двигатель - ЯМЗ-238В, дизельный макс. мощность: 240 л.с., при 2100 об/мин
Скорость по шоссе, км/ч 61,5
Скорость на плаву, км/ч 5-6
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 1,1
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м плавает

 
Кто на сайте
Сейчас 278 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru