Поиск по сайту

Home Боеприпасы Снаряды, ракеты Крылатая ракета воздушного базирования ASMP (Франция)

PostHeaderIconКрылатая ракета воздушного базирования ASMP (Франция)


Крылатая ракета воздушного базирования ASMPСостоя в «ядерном клубе» с 1960 года, Франция разработала собственный арсенал ядерных вооружений и теперь единственная в Европе держит парк стратегических бомбардировщиков (на базе многоцелевых истребителей), вооруженных ядерными крылатыми ракетами ASMP. Хотя научно-исследовательские работы по теме крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной (термоядерной) боевой частью велись во Франции с 1970-го, конкурс на ее разработку был объявлен только в 1977 году. К тому времени стало очевидно, что при всех успехах морских «стратегов» роль стратегической авиации - наиболее «гибкого» компонента ядерных сил, применимого в ядерном конфликте любого уровня, - не ослабла, в то же время бомбардировщики со свободно падающими бомбами стали слишком уязвимы для средств ПВО.


Из предложений различных компаний для разработки ракеты по программе ASMP (Air-Sol-Moyenne-Portee - «ракета средней дальности класса "воздух - земля"») выбрана была концепция «Aerospatiale». Эта компания и получила контракт в апреле 1978-го. Сверхзвуковая ракета должна была запускаться новейшим тогда средним бомбардировщиком (истребителем-бомбардировщиком) Dassault Mirage 2000 без захода в зону действия ПВО противника или с ее прорывом на малых высотах, поражать цель с высокой точностью, обладать возможностью противозенитного маневра на высокой скорости и стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва. Разработкой комбинированной двигательной установки для ракеты занялась компания SNPE, системы управления - компании ESD и SAGEM, ядерной боевой части - Военный отдел Комиссариата по атомной энергии.
 
В ожидании Mirage 2000 в 1979 году приняли решение приспособить для применения ракеты ASMP средние стратегические бомбардировщики Mirage IVA, для этого их предстояло модернизировать до уровня «самолета прорыва» Mirage IVP с соответствующей доработкой пилотажно-навигационного оборудования, системы управления оружием и планера. В 1980 году решили переоборудовать с той же целью палубные Super Etendard. В том же 1980-м начались наземные стендовые испытания компонентов ракеты. В сентябре 1985-го первые ASMP поступили в строевые части. В 1986-м ракета ASMP принята на вооружение в комплексе с самолетом Mirage IVP, в 1987-м сформирована первая эскадрилья, всего же переоборудовано 18 самолетов Mirage IV. В 1988 году принят комплекс «самолет Mirage 2000N - ракета ASMP», в 1989-м - «Super Etendard» - ASMP. Всего, согласно опубликованным данным, изготовлено 84 ракеты ASMP и 65 боевых частей к ним. К началу 2001 года в составе стратегического авиационного командования имелось 45 самолетов Mirage 2000N, стратегического морского командования - 24 истребителя «Super Etendard», способных нести ракеты ASMR.
 

УСТРОЙСТВО РАКЕТЫ

 
Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным хвостовым оперением, имеет фюзеляж овального сечения, покрытый теплозащитным составом, к тому же частично поглощающим энергию радиолокационного сигнала. Маршевым является сверхзвуковой жидкостной прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Прямоугольные воздухозаборники двигателя расположены по бортам фюзеляжа. Для разгона ракеты до скорости, необходимой для начала работы ПВРД, служит твердотопливный ускоритель. Система управления - автономная инерциальная, с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) и радиовысотомером. Инерциальная система отличается высокой помехозащищенностью, отсутствием излучения, всепогодностью. Управление полетом осуществляется четырьмя хвостовыми рулями с пневмогидравлическим приводом. Ядерная боевая часть TN-80 оснащена контактным и неконтактным взрывателями, применяется в варианте с тротиловым эквивалентном 150 кт («тактическая») или 300 кт («стратегическая»). В 1987-1991 годах на всех ракетах боевая часть TN-80 заменена на TN-81 с повышенной степенью безопасности и стойкости к воздействию различных поражающих факторов.
 
Комплекс ASMP предназначен для поражения высокозащищенных целей, аэродромов, командных пунктов, узлов связи, а также корабельных группировок. Ракета через специальный съемный пилон подвешивается под фюзеляжем самолета Mirage 4P, Mirage 2000N или «Рафаль» либо под крылом «Super Etendard» - все самолеты несут только по одной ракете ASMP. Программа полета (курс, высота, скорость, профиль траектории) вводится в память БЦВМ перед вылетом самолета-носителя и предполагает полет либо на предельно малой высоте с огибанием рельефа (в «морском» варианте - на предельно малой высоте над водой) и с соответствующим ограничением скорости, либо на высоте около 20 км (в стратосфере) с максимальной скоростью 980 м/с и со снижением на малую высоту перед выходом к цели.
 
Навигационно-пилотажное оборудование самолетов-носителей и комплекс средств противодействия РЛС позволяет перед пуском ракеты прорывать систему ПВО на малых высотах. Перед отделением ракеты от самолета в ее систему управления вводятся уточненные навигационные данные по текущему положению носителя, при необходимости - уточняющие команды по выполнению противозенитных маневров. Это расширяет возможности по преодолению ракетой ПВО и по маневру самолета-носителя. После отделения от носителя включается твердотопливный ускоритель, разгоняющий ракету за 5 с до скорости 2М, затем ускоритель отстреливается, и в работу включается ПВРД. Маневренность ракеты позволяет совершать противозенитный маневр на сверхзвуковой скорости. Круговое вероятное отклонение составляет 350-400 м.
 

МОДЕРНИЗАЦИЯ

 
В 1996 году самолеты Mirage IVP исключили из числа носителей ASMP Mirage и «Super Etendard» заменялись на «Rafale» В/С и «Rafale» М. Тогда же началась проработка программы замены ракеты ASMP В конце 2000 года «Аэроспасьяль-Матра», вскоре вошедшая в корпорацию MBDA, получила контракт на глубокую модернизацию ракеты, поначалу названную ASMP+, затем - ASMP-A (Amelioree - «усовершенствованная»). Дальность полета увеличивалась до 500 км, максимальная скорость составляла 3М, круговое вероятное отклонение уменьшалось, как и радиолокационная заметность. В 2006 году проведен пробный пуск ASMP-A с бомбардировщика Mirage 2000N. В 2009-м ракета ASMP-A принята на вооружение эскадрилий Mirage 2000N (КЗ) и «Rafale», в 2010-м поступила в эскадрилью палубных «Rafale» М F3.
 
Тактико-технические характеристики ASMP
Система наведения: автономная инерциальная
Размеры, мм:
- длина ракеты: 5380
- диаметр фюзеляжа: 380
- ширина ракеты по воздухозаборникам: 820 размах
- оперения ракеты: 960
Максимальная дальность пуска, км:
- на предельно малой высоте: 60
- на малой высоте: 80
- на большой высоте: 250-300
Скорость полета ракеты:
- на предельно малой высоте: 2М
- на большой высоте: 2,8М
Стартовая масса ракеты, кг: 860
Масса боевой части, кг: 200
Мощность боевой части в тротиловом эквиваленте, кт: 150/300
 
Кто на сайте
Сейчас 277 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru