Поиск по сайту

Home Боеприпасы Снаряды, ракеты Авиационная управляемая ракета Х-29 (СССР)

PostHeaderIconАвиационная управляемая ракета Х-29 (СССР)


Авиационная управляемая ракета Х-29В начале 1970-х годов на вооружение ВВС СССР поступила Х-23 - первая тактическая УР класса «воздух - поверхность», но она имела недостаточную по мощности боевую часть и была неэффективна против высокозащищённых объектов противника, таких как ДОТы, бункеры, склады и т.д. По этой причине для увеличения боевых возможностей нового поколения штурмовой авиации в части разрушения высокозащищённых точечных объектов вероятного противника вблизи линии фронта, в 1970 году в СССР началась разработка новых высокоточных ракет, одной из которых стала Х-29.


Разработку начало КБ «Молния» под руководством главного конструктора Матуса Рувимовича Бисновата, однако из-за загруженности конструкторского бюро космической программой «Буран», в 1976 году тему передали в МКБ «Вымпел» под руководством Андрея Ляпина. В 1981 году генеральным конструктором был назначен Геннадий Александрович Соколовский, а на завод прибыла группа специалистов КБ «Молния», ранее работавших над ракетами Х-29. После распада Советского Союза дальнейшая модернизация ракеты проводится российской корпорацией «Тактическое ракетное вооружение». В конце 1970-х ракета успешно прошла испытания и в 1980 году была принята на вооружение Советской армии.
 
Авиационная управляемая ракета Х-29
Авиационная управляемая ракета Х-29 представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка» (т. е. рули находятся в головной части ракеты, а крестовидное крыло - в хвостовой). Конструкция ракеты модульная, а ее корпус состоит из пяти отсеков: головки самонаведения, отсека управления, боевой части, двигателя и хвостового оперения. Высокая поражающая способность УР Х-29 определяется ее мощной боевой частью массой 317 кг (почти половина стартовой массы ракеты). Боевая часть представляет собой массивный стакан из твердых сортов стали, заполненный высокобризантным взрывчатым веществом. Масса взрывчатого вещества составляет 116 кг. Сочетание скорости, более чем вдвое превышающей скорость звука, и очень тяжелой и прочной боевой части обеспечивает боеголовке высокую проникающую способность. Это позволяет эффективно разрушать высокозащищенные объекты, такие как бетонные сооружения или надводные корабли. Перед детонацией боевой нагрузки ракета способна пробить порядка 1 м бетона, укрытого 3 м грунта.
 
Авиационная управляемая ракета Х-29
Эффективна Х-29 и для атаки аэродромов - в железобетонной взлетно-посадочной полосе ракета оставляет воронку диаметром 12-15 и глубиной около б м, надолго выводя полосу из строя. Ракета оснащена противорикошетным устройством, что улучшает её характеристики при атаке целей под тупым углом (что характерно для пуска на большую дальность с малых высот). Настройка взрывателя на контактное или замедленное действие производится пилотом непосредственно перед пуском ракеты. Контактное действие взрывателя предназначено для уничтожения объёмных конструкций, таких как мосты или дороги, а замедленное — для уничтожения сильно защищённых объектов. Контактные датчики взрывателя размещены на корпусе и на передней кромке крыла, размах которого более метра, что гарантирует корректный подрыв даже при незначительном промахе.
 
Авиационная управляемая ракета Х-29
Двигатель ракеты - ПРД-280 - твердотопливный однорежимный ракетный двигатель. Запускается с некоторой задержкой после отделения ракеты во избежание повреждения самолёта-носителя реактивной струёй. Двигатель развивает тягу около 228 кН и работает 3,2-6,2 секунд, обеспечивая разгон ракеты с перегрузками 3,5 g и дополнительную скорость примерно 220 м/с (800 км/ч). Управление рысканьем и тангажом осуществляется носовыми рулями. Высокие скорости и необходимость высокой точности попадания потребовали дополнительной установки дестабилизаторов перед рулями. Управление по крену осуществляется стабилизаторами в задней части крыльев ракеты. Электропитание осуществляется ампульной электрической батареей с электромеханическим преобразователем переменного тока; ресурс батареи - 40 секунд, что превышает время полёта ракеты на максимальную дальность. В задней части ракеты размещён трассер.
 
Ракета Х-29Л комплектуется лазерной ГСН 24Н1 - такой же, как и на легких ракетах Х-25. Это обусловило характерную «бутылкообразную» форму ракеты, поскольку головка самонаведения имеет в полтора раза меньший диаметр, чем сама ракета. Подсветка цели может производиться как специально разработанными лазерными станциями подсвета типа «Клен», «Кайра», «Прожектор», так и различными лазерными дальномерами или станциями подсвета как российского, так и зарубежного производства. Х-29Т оборудована телевизионной ГСН «Тубус-2», состоящей из видеокамеры, закрепленной в карданном подвесе, и вычислительного блока.
 
Изображение с видеокамеры транслируется на индикатор в кабине пилота. Поиск цели может вестись головкой самонаведения автономно, но летчик должен подтвердить целеуказание перед пуском. Дальность применения Х-29Т определяется возможностью захвата цели головкой самонаведения и сильно зависит от атмосферных условий, высоты полета, контрастности и размеров цели. Ракета Х-29Т обеспечивает несколько лучшую, чем Х-29Л, точность попадания, но может применяться только днем. Помимо двух основных модификаций, существует еще несколько вариантов УР Х-29: Х-29МЛ с улучшенной лазерной ГСН, экспортная Х-29ТЭ с усовершенствованной телевизионной ГСН и дальностью пуска, увеличенной до 30 км, Х-29ТМ с ГСН Т-2У, Х-29ТД с новой телевизионной ГСН, обеспечивающей применение ночью.
 
На вооружение ВВС СССР ракеты Х-29Л и Х-29Т поступили в 1980 году. Боевой дебют их состоялся в апреле 1987 года в Афганистане, когда с двух штурмовиков по скальным укрытиям были выпущены четыре ракеты. Однако из-за плотного дыма в цель попали лишь две из них. Опыт также показал неудобство применения Х-29Л одиночным самолетом - летчик не справлялся: ему нужно было вести самолет под огнем противника и при этом за короткое время обнаружить цель, навести ракету и подсвечивать цель до попадания боеприпаса. Неэффективной оказалась и схема, при которой использовалась пара самолетов, один из которых подсвечивал цель, а другой наносил удар. Наиболее удачным стало использование ракет в хорошую погоду при помощи наземных наводчиков, которые хорошо знали местность и могли необходимое время облучать цель лазером, а ракета запускалась со штурмовика с дистанции 4-5 км при пикировании с углом около 30°.
 
По мере накопления опыта пилотами и наземными наводчиками ракеты Х-29 превратились в очень грозное оружие: они могли попадать непосредственно во входы пещер или амбразуры ДОТов, делая неэффективной природную защиту. Достаточно широко применялись УР Х-29 ВВС Ирака в ходе ирано-иракской войны. Носителями их, кроме истребителей-бомбардировщиков советского производства МиГ-23БН, стали и французские «Миражи» F1. Применение французских же станций подсветки целей ATLIS позволило увеличить эффективную дальность стрельбы ракетами Х-29Л до 15 км. Главными целями являлись иранские аэродромы, мосты, нефтяные терминалы и портовые сооружения. Ракеты Х-29 нашли применения и в чеченских войнах, а также в ряде локальных конфликтов - например в эфиопо-эритрейской войне.
 
Тактико-технические характеристики Х-29Л
Тип: УР «воздух - поверхность» малой дальности с лазерной (телевизионной) ГСН
Размеры, мм:
- длина: 3900
- диаметр корпуса: 380
- размах рулей: 750
- размах крыла: 1100
Масса ракеты, кг: 660 (680)
Минимальная дальность пуска, км: 2 (3)
Максимальная дальность пуска, км: 8-10 (10-12)
Скорость полета ракеты, м/с: 250-350
Круговое вероятное отклонение, м: 3,5-4 (2,2)
 
Тактико-технические характеристики Х-29Т
Длина - 3900 мм
Диаметр - 380 мм
Размах крыла - 1100 мм
Размах рулей - 750 мм
Cтартовая масса - 680 кг
Тип БЧ - фугасно-проникающая
Масса БЧ - 317 кг
Масса ВВ - 116 кг
Габариты транспортного контейнера - 4,35 х 0,9 х 0,86 м
Вес в стартовом контейнере - 1030 кг
ГСН - пассивная телевизионная "Тубус-2"
Двигатель - однорежимный РДТТ
Минимальная дальность пуска - 3 км.
максимальная дальность пуска - 10-12
Круговое вероятное отклонение - 2,2 м
Скорость носителя - 600-1250 км/ч
Минимальная высота применения - 0,2 км
Максимальная высота применения - 5 км
Максимальная скорость полёта - 720 м/с
Средняя скорость полёта - 250-350 м/с
 
Кто на сайте
Сейчас 242 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru