Поиск по сайту

Home Боеприпасы Снаряды, ракеты Противокорабельная ракета Х-15 (СССР)

PostHeaderIconПротивокорабельная ракета Х-15 (СССР)


Как не обладавшая стратегическими возможностями, система Х-15 не подпадала под действие международных ограничительных договоров, и ее существование не обнародовалось до марта 1992 г., когда эти ракеты были представлены на правительственном показе новой техники на аэродроме Мачулищи в Белоруссии. Любопытно, что на первых публичных показах назывались существенно заниженные данные Х-15, и ее дальность считалась не превышающей 150 км - вдвое ниже действительной. К этому времени аэробаллистические ракеты средней дальности появились и во Франции, всегда ревностно отстаивавшей свою авиастроительную независимость и вооружавшей ВВС исключительно техникой национального производства. Разработка ракеты ASMP началась в 1976 г. и являлась единственной авиационной программой по созданию ударного ядерного комплекса значительного радиуса действия (что вызвало даже «обмен мнениями» на международных переговорах, где советская сторона настаивала на их причислении к ударным системам стратегического назначения).
 
Противокорабельная ракета Х-15
Конструктивно ASMP стала сходной американскому и советскому образцам, выделяясь только большим удлинением корпуса ракеты - порядка 15 м против 10 у нашей ракеты, за что и получила прозвище «карандаш». Инерциальная система наведения и автопилот обеспечивают программный пуск по высотной или низкой траекториям с дальностью до 250 км, а расчетная точность определила мощность БЧ в 300 кт. Общий выпуск ASMP составил 150 единиц, на вооружение они стали поступать с 1986 г., то есть почти одновременно с Х-15. В качестве основных носителей Х-15 предполагались дальние бомбардировщики Ту-22М3/М2 и Ту-160. Небольшие габариты и вес Х-15 делали возможным размещение на борту значительного их числа. Для их внутренней подвески предназначалась установка, на которой шесть ракет располагаются подобно патронам в барабане револьвера. Официальное обозначение «многопозиционная катапультная установка» (МКУ) исчерпывающе характеризует ее функции - проведение предпусковых операций, подача ракеты в стартовое положение и производство катапультирования вниз под самолет для выведения ее на безопасное расстояние от носителя. Катапультирование обеспечивается гидропневмоаккумулятором с пневматическим толкателем, уборка катапульты - гидравликой.
 
Отработка Х-15 начиналась применительно к ракетоносцам Ту-22М2, но с появлением более совершенной модификации Ту-22М3 от доработки Ту-22М2 отказались. Помимо шести ракет на МКУ, Ту-22М3 дополнительно мог нести еще четыре - по одной на каждой из подкрыльевых АКУ-1, монтируемых вместо балочных держателей ракет Х-22. Управление выпуском и уборкой АКУ-1 осуществляется от воздушной системы. Полет Х-15 к цели на удалении 200 км занимает около 180-200 секунд, практически не оставляя противнику времени на реагирование, а высотный профиль полета делает ее недосягаемой для ЗУР и истребителей.
 
В комплекс вооружения Ту-22М3 включена бортовая система управления ракетным оружием (СУРО), обеспечивающая целеуказание, подготовку к стрельбе и управление пусковыми установками. Основой выполнения боевой задачи является обнаружение целей и установление их координат, производимое перед вылетом или в воздухе бортовыми средствами самолета. Получая от навигационного комплекса самолета данные о курсе, координатах и скорости, СУРО производит обработку информации и подготовку инерциальной навигационной системы ракет, ввод данных о цели, определение точки входа в зону разрешенных пусков и автоматический контроль готовности, при выполнении которых может производиться стрельба.
 
В 1986 г. ракеты Х-15 получили три полка, имевшие Ту-22М3: 200-й гвардейский тбап (Бобруйск), 260-й тбап (Стрый) и 52-й гвардейский (Шайковка). Из-за задержек с доводкой комплекса Х-15 принятие на вооружение затянулось, и им были оснащены только несколько десятков Ту-22М3 последних серий. Доработка уже находившихся в строю носителей не производилась, а недоработки комплекса заставили отложить пуски в строевых частях на несколько лет. Так, в 200-м полку, перевооружившемся на Ту-22М3 в начале 1986 г., первые учебные пуски Х-15 были проведены лишь в декабре 1988 г.
 
К этому времени выяснились и слабые стороны Х-15. С совершенствованием ПВО ракеты Х-15 уже не обеспечивали нанесение удара с безопасной дальности. Сами ракеты по-прежнему были малоуязвимыми, но это не относилось к самолету-носителю. Полная «разгрузка» боекомплекта ракет на борту требовала много времени и в опасной близости от цели представлялась рискованной. Самолеты ДРЛО обнаруживали бомбардировщики даже на малой высоте с расстояния до 700 км, вводя в бой перехватчики с рубежа 550-600 км. По мере дальнейшего сближения с целью ракетоносцы оказывались у зоны эффективного огня ЗРК. В то же время пуск каждой Х-15 требовал выполнения 11-секундного цикла, и несложный расчет показывал, что для того, чтобы «отстрелять» все 10 ракет, требовалось оставаться на боевом курсе, «не шелохнувшись» и выдерживая направление на цель вблизи зоны ПВО (а то и в ее пределах) довольно длительное время. «Разгрузить» полный боезапас Ту-160, который должен был нести 24 такие ракеты, представлялось и вовсе малореальным в подобной обстановке. В итоге на вооружение Ту-95 и Ту-160 ракеты Х-15 так и не поступили.
 
У техников к Х-15 имелись свои претензии: сложной была подвеска барабана и стыковка коммуникаций МКУ в грузоотсеке. Для установки подкрыльевых АКУ и подсоединения электроарматуры требовалось забираться внутрь крыла, где едва можно было повернуться и работать приходилось на ощупь (особенно зимой, когда попасть в тесный отсек можно было только сняв теплую одежду и работать на морозе в одной рубашке). Со временем выявилась и еще одна проблема - ограниченные сроки хранения по ракетному топливу (американцы вынуждены были списывать свои ракеты SRAM, у которых по выработке десятилетнего ресурса двигателей начиналось разложение топливной смеси - «замыливание» и растрескивание). Ввиду близившегося истечения сроков хранения, к началу 2000 г., было принято решение о рациональном расходовании имевшихся запасов Х-15 с их использованием в боевой учебе путем интенсивного отстрела.
 
автор статьи: Александр Широкорад
первоисточник: журнал «Оружие» 2017 г. №09


 
Кто на сайте
Сейчас 156 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru