Поиск по сайту

Home Боеприпасы Снаряды, ракеты Противокорабельная ракета Х-15 (СССР)

PostHeaderIconПротивокорабельная ракета Х-15 (СССР)


Противокорабельная ракета Х-15Ракета Х-15 считается советским ответом на американскую ракету SRAM, которой вооружены стратегические бомбардировщики В-52. Ракета Х-15 («Изделие 115») и ее модификации имеют аэробаллистическую траекторию полета, то есть ракета совершает небольшой прыжок за пределы стратосферы (до 40 км). Органы управления ракеты - аэродинамические рули. Система управления инерциальная без коррекции. Ракета разработана в МКБ «Радуга» (главный конструктор И. С. Селезнев). На вооружение она поступила в 1980 г. Длина ракеты около 4,8 м. Максимальный диаметр фюзеляжа 0,455 м. Размах оперения 0,92 м. Стартовый вес ракеты 1,2 т. Боевая часть специальная. Вес ее по разным данным от 150 кг до 250 кг, а мощность заряда до 350 кт. Твердотопливный двигатель РДТТ-160 позволяет развивать скорость до 5М.


Общее руководство работами осуществлялось непосредственно главным конструктором И. С. Селезневым, сменившим в этой должности А. Я. Березняка, скончавшегося в 1974 г. Опытные образцы X-15 были изготовлены НПО «Радуга» в 1978 г. В ходе работ требование по дальности было скорректировано до 300 км (все же несколько больше, чем 220 км у SRAM) с тем, чтобы атака могла выполняться за пределами досягаемости ЗРК зональной и объектовой ПВО. Х-15 имеет бескрылую схему с управляемым консольным оперением и несущим корпусом (как шутят специалисты: «при таких скоростях полетел бы и кирпич»). Корпус делится на отсеки: приборный, грузовой с боевой частью, отсек двигателя и приводов управления. Основной проблемой стал выбор конструкционных материалов, приемлемых при близких к гиперзвуковым режимах полета с колоссальными аэродинамическими и тепловыми нагрузками - теоретически температура торможения в полете на высоте с М-5 превышает 1000°С.
 
Конструкция выполнена преимущественно из титана, сохраняющего механическую прочность при высоких температурах. В отличие от предыдущих ракет, носовая часть Х-15 имела не остроконечную, а закругленную форму - на острие конуса «садится» аэродинамический скачок, грозя перегревом и прогаром. Столь же радиусными выполнялись передние кромки рулей. Особенностью конструкции Х-15 являлось практическое отсутствие люков - монтажных и эксплуатационных, через зазоры в которых узлы ракеты могли бы подвергаться воздействию тепловых потоков. Самолеты-носители ракеты Х-15: Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. Шесть ракет Х-15 помещаются на роторной установке. Пуск ракет может производится при скорости носителя 300-600 м/с на высоте от 0,3 до 22 км.
 
На базе ракеты Х-15 в середине 1980-х гг. МКБ «Радуга» создало противокорабельную ракету Х-15С. В отличие от Х-15 противокорабельная система оснащена радиолокационной головкой самонаведения. Стрельба ракетой Х-15С также производится по принципу «выстрелил и забыл», но при этом перед пуском в память системы самонаведения ракеты с носителя должны быть введены относительно точные данные координат цели, ее курса и скорости. На большей части траектории движения Х-15С управление производится инерциальной системой наведения, а на конечном участке включается активная радиолокационная головка самонаведения. Основные тактико-технические характеристики ракеты Х-15С совпадают с характеристиками Х-15. Ракета Х-15С снабжена кумулятивно-фугасной боевой частью весом 150 кг. Дальность пуска ракеты Х-15С до цели типа крейсер - 150 км, до цели типа эсминец - 100 км, до цели типа катер - 60 км. Ракета Х-15С запускается как с роторных установок, так и с балочных установок. Носителями Х-15С могут быть самолеты Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160, Су-27К и Су-27ИБ.
 
Для обеспечения прорыва системы ПВО противника самолетами дальней авиации в МКБ «Радуга» на базе ракеты Х-15 была создана противорадиолокационная ракета Х-15П. На начальном этапе траектории ракета управляется инерциальной системой наведения, а на конечном включается пассивная радиолокационная головка самонаведения. Дальность стрельбы 150 км. Боевая часть осколочно-фугасная весом 150 кг. Остальные тактико-технические характеристики совпадают с Х-15. Старт ракеты Х-15П также производится с пусковых устройств. Носителями Х-15П могут быть бомбардировщики Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160.
 
Управление ракетой осуществлялось отклонением цельноповоротных рулей, оснащенных электромеханическими приводами. Два нижних руля, прозванных «ластами», при совместном отклонении управляли ракетой по каналу тангажа, при дифференциальном - по крену. Они же парировали кренящий момент при отклонении верхнего руля для коррекции курса. Новшеством стал твердотопливный двигатель оригинальной конструкции, впервые в СССР использованный на ракете такого класса. РДТТ-160 имеет двухкамерную конструкцию, соединяя в одном корпусе две ступени - стартовую и маршевую, разделенные перегородкой и включающиеся последовательно своими системами зажигания. В двигателе используется смесевое топливо, сочетающее горючее высокой калорийности и окислитель, выделяющий необходимый для горения кислород. Топливо отливалось непосредственно в корпус двигателя с профилированным внутренним каналом звездообразного сечения, повышающим площадь газообразования и, соответственно, рабочее давление в камере сгорания и тягу. В соответствии с назначением ракеты предусматривалось ее оснащение только специальной БЧ с термоядерным зарядом (учебные ракеты имели имитатор спец-БЧ и фугасный заряд небольшой мощности, позволяющий контролировать попадание).
 


 
http://lesosibirsk.krepeg24.ru/ алмазные шлифовальные круги.
Кто на сайте
Сейчас 108 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

http://www.kriogenavia.ru/ расходные материалы для изготовления РВД.

Рейтинг@Mail.ru