Поиск по сайту

Home Боеприпасы Снаряды, ракеты Крылатая ракета КСР-11 (СССР)

PostHeaderIconКрылатая ракета КСР-11 (СССР)


Крылатая ракета КСР-11Разработка ракетного комплекса К-11 была начата по постановлению Совмина № 902-411 от 20 июля 1957 г. Ракета предназначалась для поражения работающих РЛС противника. Точнее сказать, ракета должна была уничтожать корабли с работающими РЛС. Разработчиком ракеты было назначено ОКБ-155-2. Конструирование системы наведения ракеты велось в НИИ-648 и ЦНИИ-108. В процессе разработки ракета К-11 была переименована в КСР-11. Ракета была создана на базе противокорабельной КСР-2. Аэродинамическая схема ракеты нормальная самолетная. Длина 8,7 м, максимальный диаметр корпуса 1,0 м, размах крыльев 4,52 м. Стартовый вес 4,0 т. Ракета оснащалась жидкостным реактивным двигателем С2.72, позволявшим развивать скорость до 1250 км/час. Дальность стрельбы от 70 до 150 км.


Две ракеты КСР-11 подвешивались под крыльями самолета Ту-16К-11-16. Самолет-носитель оснащался станцией радиотехнической разведки и целеуказания «Рица», для чего с него была снята носовая артустановка с пушками АМ-23. Станция «Рица» обнаруживала работающую РЛС противника и определяла ее параметры - дальность, курсовой угол, частоту, длительность импульсов и частоту их следования. Затем самолет разворачивался на цель, и включалась бортовая аппаратура ракет КСР-11. Производилась настройка пассивного радиотехнического координатора ГСН типа 2ПРГ-10 на частоту РЛС противника. 2ПРГ-10 при полете на высоте 10 км обеспечивала надежный захват излучения РЛС цели на дистанции 180-280 км. При снижении самолета до 4 км, дальность, соответственно, уменьшалась до 150-190 км. После захвата цели на автосопровождение и готовности ракеты производилась ее отцепка. Через 7 секунд включается двигатель ракеты.
 
Дальнейшее управление осуществлялось пассивной системой самонаведения ракеты без участия оператора на самолете-носителе, то есть был реализован принцип «выстрелил и забыл». После того, как угол в вертикальной плоскости между осью ракеты и направлением на цель составлял 25°, ракета на скорости 1250 км/час переводилась на пикирование, продолжая полет в режиме самонаведения. Для уничтожения кораблей ракета КСР-11 несла фугасно-кумулятивную боевую часть ФК-2 весом 840 кг или специальную боевую часть. Для поражения наземных РЛС предназначалась фугасная боевая часть ФА-11. КСР-11 стала самой первой отечественной ракетой для поражения работающих РЛС и, конечно, она имела ряд принципиальных недостатков. Так, если цель - РЛС прекращала свою работу на время свыше 25 секунд или переходила на другую частоту, то КСР-11 теряла цель и падала в море. Кроме того, пассивная система наведения КСР-11 не работала на частотах некоторых типов РЛС вероятного противника.
 
Ракета КСР-11 была принята на вооружение Постановлением Совмина СССР № 341-157 от 13 апреля 1962 г. Комплексы К-11-16 первыми освоили экипажи инструкторского 540-го морского ракетоносного авиаполка (МРАП) 33-го учебного центра в Николаеве (аэродром Кульбакино). Первые пуски ракет КСР-11 были выполнены с 25 октября по 23 ноября 1969 г. В ходе стрельб цели обнаруживались на дистанции 200-210 м, а предстартовая подготовка занимала не более двух-трех минут. В ходе испытаний на Каспии кумулятивно-фугасная боевая часть весом 630 кг давала пробоины площадью до 22 кв. м, а внутренние отсеки выжигались кумулятивной струей на глубину до 12 м. Для использования ракет КСР-2 и КСР-11 был создан их универсальный носитель Ту-16К-11-16, а сам комплекс, состоящий из этих ракет и носителя, получил обозначение К-11-16. В ракетоносцы Ту-16К-11-16 переоборудовались бомбардировщики Ту-16.
 
В носители системы К-11-16 переделывали бомбардировщики Ту-16А и Ту-163А (на них в закрылках делали вырезы под киль ракеты по типу Ту-16КС), а также ракетоносцы Ту-16КС. С них снимали носовую пушечную установку и оборудование системы «Комета», РПБ-4 заменял «Рубин-1к» (состояла из РЛС «Рубин-1» и блоков управления КСР-2), дополнительно монтировали станцию «Рица» и балочные держатели БД-352. По сравнению с ранее испытанными вариантами комплекс Ту-16К-11-16 обладал более широкими возможностями и позволял стрелять по одной цели сразу двумя ракетами. Несколько самолетов Ту-16К-11-16 были поставлены в Египет и Ирак. Серийное производство КСР-2 (изделие 085) и КСР-11 (изделие 086) с начала 1960-х гг. велось смоленским заводом № 475. В ходе производства ракет не прекращалась их модернизация. В частности, удалось довести максимальную дальность КСР-11 при пусках с больших высот до 200 км, а КСР-2 - до 180 км. Путем небольших доработок в 1964 г. нижнюю границу пуска ракет довели до 4 км. А несколько позже была принята на вооружение модернизированная ракета КСР-2М, которая могла запускаться с высот до 500 м.
 
автор статьи: Александр Широкорад
первоисточник: журнал «Оружие» 2017 г. №09
 
Кто на сайте
Сейчас 368 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru