Поиск по сайту

Home Боеприпасы Снаряды, ракеты Авиационная ракета малой дальности Р-73Э (СССР)

PostHeaderIconАвиационная ракета малой дальности Р-73Э (СССР)


Авиационная ракета малой дальности Р-73Э Ракета Р-73Э обеспечивает эффективное ведение ближнего высокоманевренного воздушного боя в любое время суток с любых направлений, на фоне земли, при активном противодействии противника. Ракета Р-73Э позволяет атаковать цель «с ходу» и практически реализует принцип «каждая ракета - в цель». При пуске в условиях воздушного боя ракета не налагает ограничений на перегрузку, высоту и скорость полета истребителя, представляя летчику полную свободу маневра при выборе тактического приема. Р-73 может наводиться на цель с помощью нашлемной системы целеуказания. Генеральный конструктор Г.А.Соколовский, главный конструктор Ю.К.Захаров.


Ракета Р-73Э по своим боевым характеристикам и тактическим возможностям превосходит существующие зарубежные аналоги. Уникальные свойства ракеты достигнуты благодаря конструкторским и схемотехническим решениям и высоким перспективным технологиям, реализованным в ракете. Это позволило: создать всеракурсную высокоскоростную инфракрасную головку самонаведения с большим полем захвата, принимающую целеуказание от любых прицельных систем самолета, в т.ч. от нашлемного дисплея, и обеспечивающую высокоточное наведение на цель, находящуюся далеко в стороне; реализовать впервые в мире на ракете "воздух - воздух" комбинированную аэрогазодинамическую систему управления с мощной системой управления вектором тяги двигателя ракеты, обеспечивающую высокие маневренные характеристики ракеты независимо от начальных условий пуска, и в том числе пуск ракеты в режиме сверхманевренности самолета; создать адаптивный быстродействующий автопилот, обеспечивающий оптимальность параметров стабилизации и управления ракеты во всем диапазоне ее применения; наряду с конструктивными и схемотехническими решениями применить специальную логику взаимодействия взрывательных устройств с системой наведения, гарантирующую практически абсолютную помехозащиту системы подрыва и высокую эффективность поражения целей. На ракете Р-73Э могут быть установлено два типа взрывателей: активный радио-взрыватель или лазерный взрыватель.

Авиационная ракета малой дальности Р-73Э

Разработчики истребителей, обладающих превосходством в воздухе, старались создать летательный аппарат, который мог бы превзойти все, что летает. Теперь же, по мнению американских экспертов, не слишком маневренный самолет может поменяться с ним ролями, применив ракеты, которые выполнят необходимые маневры. На мировом рынке вооружений все большее самостоятельное значение приобретает практика модернизации существующих авиационных комплексов за счет их довооружения современной высокоэффективной ракетной техникой. Реализация таких проектов при сравнительно небольших затратах резко наращивает боевую эффективность имеющегося парка самолетов. В 1995 году было проведено три встречи представителей американской авиационной фирмы «Макдоннелл Дуглас» с представителями МКБ «Вымпел» по поводу оснащения истребителей F-15 и F/A-18 ракетами Р-73Э2. Американские эксперта: считают, что миллиарды долларов, потраченных на развитие технологии от F-4 до F-15, могут быть сведены на нет в ближнем бою с противником, имеющим ракеты, реализующие ошибки прицеливания, и нашлемное прицельное устройство. Этот вывод подкрепляется исследованиями нескольких прошедших лет. "Мы проводили имитацию ближнего боя F-15 с ракетами AIM-9M против МиГ-29 с ракетами АА-11, - сказал Юджин С.Эдам - член совета фирмы Мак Доннел Дуглас - летчик МиГа мог захватывать цели в 30 раз эффективнее, чем F-15. МиГ имел подавляющее превосходство".

По зарубежной информации, аналогичный исход был получен летчиками ВВС ФРГ на учениях - F-16 с AIM-9M против МиГ-29 с АА-11 - даже "несмотря на то, что в части маневров F-16 превосходили МиГ-29". Особую значимость приобретает возможность оснащения самолетов предыдущих поколений, находящихся в больших количествах на вооружении третьих стран, современными ракетами ближнего воздушного боя типа Р-73Э. Высокая степень автономности ракета: Р-73Э и ее пускового устройства обеспечивает способность ее интеграции с любым типом самолета. При этом боевая эффективность самолета резко возрастает за счет высоких тактико-технических характеристик ракеты Р-73Э, компенсирующих, в том числе, недостаток маневренных возможностей самолета. Специалисты ГосМКБ "Вымпел" разработали универсальную модель интеграции, практически обеспечивающую установку ракеты на любой тип летательного аппарата.

В основу такой модели положены три главных принципа:
- установка ракеты в дополнение к имеющемуся штатному вооружению самолета, а не взамен его;
- применение серийной ракеты Р-73Э и ее пускового устройства без каких-либо их доработок;
- минимальный объем доработок бортовых систем самолета при использовании боевых возможностей ракета: в максимальном объеме.

Реализация такой концепции осуществляется за счет разработки в рамках интеграции специального переходного пилона-адаптера, обеспечивающего установку ракеты и ее пускового устройства на выбранные точки подвески самолета и при необходимости некоторой доработки на борту самолета.

Переходной пилон обеспечивает:
- механическую стыковку с точками подвески и электроразъемом на крыле самолета;
- преобразование сигналов целеуказания, поступающих из прицельных систем самолета, в систему координат ракеты и в форму, принятую для управления координатором ракеты.

Государственное машиностроительное конструкторское бюро "Вымпел" впервые в отечественной истории в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными странами выполнило работа: по установке (интеграции) российской ракеты на самолет зарубежного производства. Российская ракета класса "воздух-воздух" ближнего высоко-маневренного воздушного боя и малой дальности Р-73Э (АА-11 по обозначению НАТО) была успешно интегрирована в состав вооружения самолета типа "Мираж F-1". Разработанная ГосМКБ "Вымпел" концепция интеграции успешно реализована в сжатые сроки при довооружении ракетой Р-73 самолета типа "Мираж" одного из зарубежных заказчиков. ГосМКБ "Вымпел" были разработаны и изготовлены переходные пилоны-адаптеры с размещенными в них устройствами преобразования сигналов целеуказания, проведен комплекс работ по моделированию и наземным испытаниям с выдачей необходимых заключений. На полигонах заказчика была выполнена наземная отработка системы в составе двух образцов самолетов "Мираж".

На заключительном этапе интеграции летчики заказчика провели специальные контрольные летные испытания, подтвердившие работоспособность комплекса на всех режимах боевого применения и продемонстрировавшие резкое наращивание боевых и тактических возможностей модернизированного самолета "Мираж". Результаты интеграции получили высокую оценку зарубежного заказчика. В 1999 году в Государственном летном испытательном центре в Ахтубинске успешно проведен учебно-боевой пуск ракеты Р-73 с модернизированного истребителя МиГ-21-93 ВВС Индии, оснащенного БРЛС «Копье». Ракета Р-73Э многократно демонстрировалась на международных выставках вооружений, широко поставляется на экспорт и, по оценкам зарубежных экспертов, является лучшей в мире в своем классе. Ракета находится на вооружении Югославии, Сирии, Индии, Ирака, Малайзии и Северной Кореи.

Тактико-технические характеристики Р-73Э
Тип ракеты - класса "воздух-воздух" малой дальности для ближнего маневренного боя
Код НАТО - AA-11 Archer
Самолет-носитель - МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-29К, МиГ-29СМТ, МиГ-29УБТ, Су-27, Су-27СК, Су-27К, Су-27УБ, Су-27ИБ, Су-34, Су-32ФН, Су-35, Су-37, МиГ-31, МиГ-31М, МиГ-21-93, Як-141, МиГ-УТС
Боевая часть:
- тип: осколочная (стержневая)
- вес , кг. 8
- тип взрывателя: неконтактный радио- или лазерный
Система управления - ИК ГСН
Головка самонаведения:
- тип. пассивная инфракрасная
- угол целеуказания, град. +45
- угол сопровождения, град. +75
Органы управления - аэродинамические и газовые рули
Тип старта - воздушный, сход с рельсовых направляющих пускового устройства с самолета-носителя
Дальность стрельбы, км:
- максимальная в ППС. 30
- минимальная в ЗПС. 0,3
Скорость цели, км/ч до 2500
Скорость ракеты - сверхзвуковая
Высота пуска, км:
- в ППС. 0,02-20
- в ЗПС. 0,02-20
Вероятность поражения цели - высокая
Число ступеней - 1
Длина ракеты, мм. 2900
Макс. диаметр корпуса, мм. 170
Размах крыльев, мм. 510
Размах рулей, мм. 380
Стартовый вес, кг. 105

 
Кто на сайте
Сейчас 288 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru