Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Боеприпасы Снаряды, ракеты Крылатая ракета КС-1 «Комета» (СССР)

PostHeaderIconКрылатая ракета КС-1 «Комета» (СССР)


Крылатая ракета КС-1 Комета Первым отечественным серийным противокорабельным самолётом-снарядом (СС) стала крылатая ракета КС-1 «Комета» (индекс ГРАУ — 4К87, по классификации НАТО — AS-1 «Kennel»), созданная конструкторами ОКБ А.И.Микояна и специального бюро №1. Конструкции и система управления самолёта-снаряда оказались весьма удачными, и на базе КС-1 были созданы ракеты для вооружения крейсеров (КСС) и береговой обороны («Сопка»). Разработка «Кометы» была начата в 1947 г. Первый эскизный проект был закончен 30 ноября 1948 г. В нём «Комета» почти не имела сходства с МиГ-15. Длина самолёта-снаряда была 7,5 м, размах крыльев 6,23 м, угол стреловидности их 35. Крылья были выдвинуты к носу снаряда, воздухозаборник располагался под фюзеляжем. «Комету» предполагалось оснастить турбореактивным двигателем РД-20 и автопилотом АП-23. Её стартовая масса доходила до 2600 кг, запас горючего 210 л. Дальность горизонтального полета при высоте пуска 4 км должна была составлять 195 км.


Эскизный проект 1948 г. имел много недостатков и был отклонен. 3 ноября 1949 г был предьявлен новый эскизный проект КС-1 «Комета». Тут уже «Комета» стала похожа на МиГ-15, а её габариты близки к габаритам серийного образца. Первоначально КС-1 «Комета» разрабатывалась под бомбардировщик Ту-4. Бортовая РЛС самолёта, работая в режиме кругового обзора, обнаруживала неприятельский корабль. Далее оператор направлял на цель мощное излучение в виде узкого луча от станции наведения К-1 (на серийном комплексе ставилась модернизированная РЛС К-1М). Внутри этого луча и должна была лететь ракета. Бортовая система управления ракеты удерживала её внутри луча (с учетом показаний барометрического высотомера). При подлете к цели бортовой радиолокатор ракеты К-2 захватывал отраженный от цели луч станции наведения К-1, после чего управление «Кометы» переходило в режим самонаведения.

Крылатая ракета КС-1 Комета

Для ускорения отладки КС-1 «Комета» четыре опытных образца её были сделаны пилотируемыми. На месте боевой части была встроена кабина пилота с ручным ухтравлением. Полетная масса пилотируемых самолётов-снарядов колебалась от 2453 до 2550 кг. Масса пустого снаряда 2068 кг, полезная нагрузга составляла 385 кг, а запас топлива 284 л. Максимальная скорость на высоте 3 км была около 1060 км/ч, а посадочная 270—290 км/ч. На пилотируемых и серийных «Кометах» устанавливались турбореактивные двигатели РД-500К тягой 1500 кгс. 4 января 1952 г первый полет на «Комете» выполнил летчик-испытатель Амет-хан Султан. Только после проведения 150 пилотируемых полетов в мае 1952 г были начаты беспилотные пуски.

КС-1 «Комета» официально была принята на вооружение в 1953 г., хотя в серию запущена еще в 1952 г. В ходе войны в Корее на Политбюро рассматривался вопрос о применении первых 50 серийных ракет КС-1 «Комета» по американским авианосным соединениям у берегов Кореи, для чего предполагалось использовать два полка Ту-4. Технически это было выполнимо, но предложение было отклонено, поскольку существовал риск перерастания локальной войны в мировую.

Бомбардировщики Ту-4, вооруженные снарядами КС-1 «Комета» (по одной под каждым крылом), получили индекс Ту-4КС. В августе 1954 г. поступил на испытания опытный ракетоносец Ту-16КС, под крыльями которого подвешивали два снаряда КС-1 «Комета». Весь комплекс управления вместе со станцией «Кобальт-Н» был полностью взят с самолёта Ту-4КС.

Крылатая ракета КС-1 Комета

В ходе выпуска, снаряд КС-1 «Комета» модернизировался с участием ОКБ-155, его филиала в Дубне и завода " 256. Так появился вариант с радиолокационным высотомером вместо анероидного. В 1958 г. на изделиях с доработанной системой управления и ГСН дальность пуска благодаря повышению устойчивости захвата возросла с 90 до 130 км. В дальнейшем удалось опустить нижнюю границу пуска до 2 км, а верхнюю поднять до 7 км, но на практике использовался только пуск с малых высот.

Одним из недостатков системы КС-1 «Комета» была её подверженность действию радиопомех, как наведенных противником, так и возникающих от взаимодействия каналов наведения при одновременном пуске нескольких снарядов. В 1961 г. появилась помехозащищенная аппаратура, которая ставилась как на вновь поставляемые, так и на ремонтирующиеся снаряды КС-1. Ракета КС-1 оказалась чрезвычайно удачной и состояла на вооружении Авиации ВМФ СССР до семидесятых годов, когда последние самолеты Ту-16КС были оснащены новым комплексом ракетного вооружения К11-16. Часть машин этого типа получили переходные балки под БД-187, на которые можно было подвешивать авиабомбы. Вероятность попадания в цель УР КС-1 в отдельные периоды достигала 80% в простой и 60% в сложной помеховой обстановке. На базе самолета-снаряда КС-1 «Комета» были созданы система береговой обороны "Сопка", фронтовая крылатая ракета ФКР-1 (КС-7) и система ракетного оружия для боевых кораблей КСС "Стрела" (С-2). На базе самолета-дублера СДК-5 была построена опытная "летающая бомба" наземного старта СДК-7. Кроме того, в интересах ПВО и ВМФ до восьмидесятых годов использовалась ракета-мишень КРМ-1. Ее носителем стал самолет Ту-16КРМ.

Тактико-технические характеристики КС-1 «Комета»
Длина: 8,29 м
Диаметр: 0,92 м
Высота ракеты: 1,2 м
Размах крыла: 4,77 м
Стартовая масса: 2760 кг
Скорость полёта: 0,9 М
Дальность стрельбы: 90 км
Высота применения:
Система наведения: АРЛГСН
Боевая часть:
Масса БЧ: до 600 кг
Двигатель: ТРД РД-500К
Топливо: керосин ТС, Т-1
Тип ПУ:
Самолет-носитель: Ту-4К, Ту-16КС

 
Кто на сайте
Сейчас 223 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru