Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Боеприпасы Снаряды, ракеты Авиационная управляемая ракета Х-59 (СССР)

PostHeaderIconАвиационная управляемая ракета Х-59 (СССР)


Авиационная управляемая ракета класса "воздух-поверхность" Х-59 (западная маркировка AS-13 Kingbolt) предназначена для поражения точечных наземных целей и надводных кораблей небольшого водоизмещения. В 1972 г. в МКБ «Радуга» был разработан аванпроект ракеты Х-59 «Овод», предназначенной для точечных наземных целей и малых кораблей. Первоначально работы шли под руководством А.Я. Березняка, а после его смерти их возглавил И.С. Селезнев. Принята на вооружение в 1980 году. Ракета Х-59 стала развитием удачной конструкции Х-29Т с телевизионной ГСН, зарекомендовавшей себя как высокоточное оружие, с использованием ряда удачных схемных решений Х-58.


Однако первоначальное намерение создать "телевизионный вариант" Х-58 пришлось отвергнуть: высокоскоростной профиль полета Х-58 не обеспечивал на подлете к цели требуемого времени для поиска, распознавания и "привязки" к цели телевизионной ГСН. Достаточно кропотливая и длительная процедура, требующая участия летчика, заставила снижать скорость на этом этапе, обеспечивая запас времени на целеуказание.

Ракета выполнена по аэродинамической схеме "бесхвостка" с дестабилизатором. Оснащена комбинированной системой управления (на начальном и маршевом участке используется инерциальная система управления, на конечном участке после определения оператором цели путем наложения перекрестия на телевизионном изображении, передаваемом с ГСН по радиолинии, ракета переходит в режим самонаведения), твердотопливными стартовым и маршевым ракетными двигателями, кумулятивно-осколочной или кассетной боевыми частями массой 320 и 280 кг соответственно. 

Ракета Х-59 имеет маршевый твердотопливный двигатель и стартовый твердотопливный двигатель, помещенный в камере сгорания маршевого двигателя. Маршевая скорость полета 860-1000 км/ч. Дальность стрельбы до 115 км. Маршевая высота полета над морем от 7 м и выше, в зависимости от высоты волн. Над сушей высота полета колеблется от 100 м до 1 км в зависимости от рельефа местности. Система наведения ракеты на самолете-носителе помещается в специальном контейнере АПК-9, подвешенном над фюзеляжем. Длина контейнера 4 м, диаметр 450 мм, вес контейнера 260 кг.

Х-59 предназначалась для поражения важных объектов, как правило, прикрытых ПВО. В силу этого требованием к ракете было обеспечение стрельбы со средних дальностей (до 40 км), реализованное с помощью двухэтапного наведения: автономного программного на начальном участке полета и радиокомандном с последующим самонаведением при выходе на рубеж обнаружения цели. Положение цели должно быть установлено перед полетом, а ее координаты запрограммированы в запоминающем устройстве ПРНК носителя. При выходе на рубеж в 5-10 км от цели начинается командное наведение с помощью ТГСН.

Преимуществами телекомандной системы наведения (ТСКН) "Текон-1" (названной по наименованию Львовского НПО, известного также своими телевизорами) стала возможность "дистанционного" поиска и детекции цели, осуществляемых с помощью телевизионной головки на значительном удалении от носителя (прежде процесс осуществлялся при нахождении ракет на подвеске и ограничивался небольшим расстоянием до цели по возможности ее визуального обнаружения); значительно возросшая точность попадания ? наведение летчиком возможно практически до поражения цели; осуществление всеракурсного управления ракетой, в том числе при отходе самолета от цели.

Аппаратный подвесной контейнер ПК-9, оборудованный антенными блоками передней и задней полусферы, обеспечивает процесс наведения и после отворота носителя на обратный курс, позволяя самолету выходить из атаки после пуска, не входя в зону зенитного огня, а радиокомандная коррекция в реальном масштабе времени позволила уверенно поражать даже малоконтрастные объекты, "неподходящие" для обычной ТГСН, к которым те не могли осуществить привязку.

Для наведения используется двухканальная аппаратура связи. По ее видеоканалу на борт самолета-носителя передается изображение местности по курсу полета ракеты, а оператор, удерживая цель в перекрестии экрана видеокомандного устройства, осуществляет полуавтоматическое наведение по командному радиоканалу. При уверенном захвате светоконтрастного объекта ТГСН может быть переведена в режим самонаведения. Привязка ТГСН к цели осуществляется совмещением подвижного перекрестия прицела с изображением выбранной цели на экране (аналогично тому, как это делается в компьютерных играх), а пуск может производится с малых высот и со значительных расстояний вне зоны захвата цели ТГСН. 

Х-59 имеет схему "бесхвостка" с развитым крылом и дестабилизаторами, складывающимися при транспортировке и на подвеске. Ракета снабжена двумя РДТТ: стартовым в сбрасываемом блоке и двухсопловым маршевым (возвращение к боковым соплам было вызвано занятием хвостовой части антенным блоком), первый из которых работает на этапе программного полета, а затем отстреливается с помощью пиротолкателей, освобождая антенны включающейся в работу ТСКН. Полет при этом продолжается при помощи РДТТ второй ступени, обладающего небольшим удельным импульсом и поддерживающим дозвуковую скорость порядка 285 м/с..

Для защиты окна телевизионной головки от пыли и, особенно, насекомых (что особенно существенно при полете на малых высотах) в полете под носителем Х-59 имеет легкий металлический кок из АМГ-6, сбрасываемый при пуске и раскрытии перьев дестабилизаторов. БЧ ракеты фугасная, проникающего действия, массой 148 кг, обеспечивающая поражение основных целей - укрытий, хранилищ, штабов и других защищенных сооружений.

Как и в Х-58, управление ракетой осуществляется электромеханическими рулевыми приводами, питающимися от бортовой аккумуляторной батареи и преобразователя. Для осуществления маловысотного полета в состав аппаратуры входит радиовысотомер. Основными конструкционными материалами служат легкие сплавы и высокопрочная нержавеющая сталь ВНС-2 в агрегатах фюзеляжа, крыло сварное из легкого сплава АМГ-6 с лонжеронами из ВКЛ-3. Для обеспечения теплоизоляции грузоотсек и аппаратные отсеки Х-59 изнутри оклеены слоем синтетического материала, а гаргрот с арматурой и проводкой энергопитания для повышения жесткости залит пенопластом вместе с установленными в нем жгутами и разъемами. Для подвески и пуска Х-59 служит унифицированное авиационные катапультное устройство АКУ-58-1. 

Для применения ракеты на самолет подвешивается контейнер АПК-9 с аппаратурой управления. Модернизированная ракета Х-59М с увеличенной до 115 км дальностью пуска оснащена турбореактивным маршевым двигателем.

Модификации
Х-59 (AS-13 Kingbolt) — базовый вариант с двухступенчатым РДТТ (стартовый и маршевый) и телевизионно-командной системой наведения «Текон-1». Впервые демонстрировалась в 1991 году;
Х-59М (AS-18 Kazoo) — модернизированный вариант с ТРДД «изд. 36МТ» (ТРДД-50АТ) тягой 450 кгс или РДК-300 в подфюзеляжной гондоле, вместо маршевого РДТТ, и вдвое более мощной БЧ. Экспортировалась как Х-59М или Х-59МЕ, дальность действия до 115 км.
Х-59МК (Х-59А) — противокорабельный вариант с активной РЛГСН, дальностью действия до 285 км и БЧ проникающего типа.
Х-59МК2 — модификация Х-59МК для поражения неподвижных наземных целей с известными координатами, оснащена инерциальной системой наведения (БИНС) комплексированной с оптико-электронной коррекцией и НАП, предусмотрены проникающая и кассетная БЧ.
Х-59М2 — модификация с трансляционно-командной системой наведения допускающей всесуточные условия применения по наземным и надводным целям с известными координатами.
Х-59МЭ и Х-59М2Э — экспортные варианты соответствующих модификаций Х-59 (для условий хорошей освещённости и всесуточный вариант, соответственно)
Х-59Л — вариант с лазерным наведением разрабатывавшийся, но вероятно не доведенный до производства.
Х-59Т — параллельное наименование для базовой модификации Х-59 с телевизионно-командной системой наведения.

Тактико-технические характеристики
Дальность стрельбы ,км  40 
Точность стрельбы (КВО), м  2-3 
Скорость полета, м/с  285 
Длина ракеты, мм  5368 - 5370 
Максимальный диаметр корпуса ракеты, мм  380 
Размах крыльев , мм  1260 (1170) 
Стартовый вес ,кг  760-790 

Авиационная пусковая установка 
Тип  АКУ-58 
Число ракет на ПУ  1 
Разработчик  МКБ "Вымпел" 
Вес пустой ПУ, кг  185 
Длина ПУ, мм  3810 
Ширина ПУ, мм  130 
Высота ПУ, мм  220

 
Кто на сайте
Сейчас 174 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Топ 5 лучших отелей греции www.tui.ru.

Рейтинг@Mail.ru