Поиск по сайту

Home Артиллерия Зенитные комплексы Зенитный ракетный комплекс «Sea Dart» (Великобритания)

PostHeaderIconЗенитный ракетный комплекс «Sea Dart» (Великобритания)


Зенитный ракетный комплекс «Sea Dart»Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Sea Dart» разработан компанией «British Aerospace» (BAe) в 1960-х годах как корабельный комплекс зональной противовоздушной обороны, способный поражать летательные аппараты на больших и малых высотах.
Для замены устаревшего ЗРК «Sea Slug» был разработан «Sea Dart» (в переводе на русский - «морской дротик»), получивший обозначение в ВМС Великобритании GWS Mk.30. Концептуальная проработка проекта была начата в 1961 году компанией «Armstrong Whitworth». В 1963 году проект передали компании «Hawker Siddeley Dynamics», в которой он проходил под обозначением CF.299.

Летные испытания зенитной управляемой ракеты (ЗУР) «Sea Dart» были начаты в 1965 году, а в 1967-м выдан заказ на серийное производство ракет Опытная эксплуатация комплекса «Sea Dart» началась в 1973 году на британском эскадренном миноносце HMS Bristol (D23) типа 82, на котором была установлена пусковая установка (ПУ) с двумя направляющими и система управления. Боекомплект ЗРК на эсминце состоял из 22 ракет. Стоимость ЗУР «Sea Dart» составляла 252 тысячи долларов США (в ценах 1989 года). Кроме Великобритании «Sea Dart» стоял на вооружении двух эсминцев Type 42, купленных Аргентиной. Но использовать английский «Морской дротик» против британских же самолетов и вертолетов аргентинцам не пришлось.
 
Зенитный ракетный комплекс «Sea Dart»
ЗРК «Sea Dart» несколько раз модернизировался. Кроме базовой версии, известны еще три его модификации: Mod 1 (модернизация 1983-1986 годов) - произведено обновление системы навигации и повышение надежности; Mod 2 (1989-1991) - улучшение системы наведения; Mod 3 (1994-2002) - установка нового инфракрасного взрывателя. Все это позволило продлить срок эксплуатации ЗРК до 2012 года. Для кораблей водоизмещением менее 300 т был разработан облегченный вариант ЗРК «Sea Dart» (Lightweight Sea Dart), состоявший из устанавливающихся на палубе контейнерных ПУ и упрощенных вариантов РЛС и системы управления. Эти комплексы планировала закупить Китайская Народная Республика для модернизации своих эсминцев типа «Люйда», однако по финансовым причинам сделка не состоялась. 13 апреля 2012 года эсминец HMS Edinburgh в ходе учений Joint Warrior на полигоне у Гебридских островов (у западного побережья Шотландии) произвел последние пуски ракет зенитного ракетного комплекса GWS Mk.30 «Sea Dart». Всего было произведено свыше 2000 ЗУР «Sea Dart».
 

КОНСТРУКЦИЯ

 
ЗРК «Sea Dart» состоял из спаренной пусковой установки, сопряженной с двумя РЛС сопровождения и подсветки целей типа 909. Для запуска «Sea Dart» используется двухбалочная пусковая установка, перезаряжаемая из подпалубного магазина. Ёмкость магазина составляет 18 ракет на эсминцах типа 82 и 22 ракеты на эсминцах типа 42; при этом ещё некоторое количество ракет может храниться в разобранном виде и нуждается в сборке перед подачей в магазин. Скорострельность комплекса составляет около одного двухракетного залпа за 30 секунд.
 
Зенитная ракета «Sea Dart» внешне очень напоминает уменьшенную версию американской RIM-8 Talos, что обусловлено сходными конструктивными решениями. Она выполнена по двухступенчатой схеме; стартовая ступень, осуществляющая разгон ракеты до маршевой скорости, оснащена твердотопливным двигателем и неподвижными стабилизаторами с «Х» образным расположением консолей. Маршевая ступень выполнена по нормальной аэродинамической схеме и оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем Odin, разработанным фирмой Bristol Siddeley Engines (в 1966 году фирма продана Rolls-Royce Limited). Корпус двигателя интегрирован в корпус ракеты, воздухозаборник с центральным телом находятся в носовой части. Маршевая скорость ракеты — 2,5 М. Длина ракеты равнялась 4,4 м, а вес - 550 кг. ЗУР поражала цель на дальности в 30 морских миль (56 км) в диапазоне высот от 30 до 18 290 м.
 
Запаса топлива ракеты хватает на 75 км чисто аэродинамического полета, и на 150 км по частично-баллистической траектории (только в модификации Mod 2). За счет применения прямоточного двигателя, ракета поддерживает тягу на протяжении всей траектории — в отличие от быстро выгорающих ракет с твердотопливными двигателями — и сохраняет высокую маневренность. Управление в полете осуществляется при помощи хвостовых рулей на маршевой ступени. Боевая часть ракеты исходно была стержневой, но в начале 1980-х была заменена на осколочно-фугасную с инфракрасным детонатором. Вес боевой части составляет 11 кг.
 
Наведение «Sea Dart» выполняется при помощи полуактивной интерферометрической головки самонаведения. Четыре штыревые антенны (две пары) в передней части ракеты принимают отраженный от цели сигнал радара Тип 909, смонтированного на корабле-носителе; если ракета не направлена точно на цель, то сигналы, принимаемые антеннами в каждой паре рассогласовываются, и автопилот передает соответствующие команды рулям. Если же сигналы поступают согласованно, это соответствует положению цели прямо перед ракетой. Ракетный комплекс «Sea Dart» обычно включает два радара Тип 909, что позволяет одновременно атаковать две цели.
 

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

 
Зенитный комплекс «Sea Dart» активно применялся англичанами во время войны за Фолклендские острова (1982). Правда, боевая эксплуатация показала, что стрелять по слишком удаленным или очень низко летящим целям «Морским дротиком» бесполезно. Так, во время одного из боев с аргентинцами по воздушной цели было выпущено последовательно шесть зенитных ракет в течение двух минут, но перехват ее так и не был осуществлен. К тому же при попадании в комплекс морской воды (а это во время длительного морского похода «иногда» случалось) ЗРК часто выходил из строя.
 
Англичане утверждают, что ракетами «Sea Dart» они сбили восемь летательных аппаратов. Но, согласно последним исследованиям, это число равно пяти. Британский ЗРК «Sea Dart» смог уничтожить: вертолет «Пума», разведывательный самолет Лирджет 35А, легкий бомбардировщик «Канберра» и два штурмовика А-4С «Скайхок». Единственное успешное боевое применение «Sea Dart» против крылатой ракеты было зафиксировано в феврале 1991 года во время войны с Ираком (Война в Заливе). В направлении старого американского линейного корабля USS Missouri (BB-63), который обстреливал орудиями главного калибра иракские войска на побережье Персидского залива, с береговой пусковой установки была запущена противокорабельная ракета (ПКР) SY-1 «Silkworm».
 
Английский эсминец «Глостер» (из эскорта линкора «Миссури») засек запуск ПКР и обстрелял ее, выпустив ЗУР «Sea Dart» в хвост летящей иракской ракете (китайского производства) через 90 секунд после запуска. Здесь «Sea Dart» не подкачал, китайская дозвуковая крылатая ракета (разработки 1950-х годов) была уничтожена.
 
Технические характеристики «Sea Dart»
Длина с ускорителем, м 4,4
Размах рулей, м 0,915
Диаметр, м 0,42
Масса 545 кг (1200 фунтов)
Скорость полета, число М 2,5-3
дальность пуска, км 75
высота поражаемых целей
- минимальная, м 30
- максимальная, м 18 300
Двигатель
- стартовый РДТТ
- маршевый ПВРД
Боевая часть - осколочно-фугасная (23 кг/50 фунтов)
Система управления - полуактивная радиолокационная головка самонаведения
 
Кто на сайте
Сейчас 93 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru